Не скажу, что брат меня убедил. Но поразил, сообщив: «У отца и медаль была. Мать говорила, что видела её». А ведь отец ни про медаль, ни про ту войну ничего нам не рассказывал! Запрещено это было. Мол, у нас в Союзе дружба народов и на Украине нет никакого разлома между русскими и теми, кто перестал ими быть. Реальность замазывали. И в этом была не только политика, но и равнодушие к русским, оставшимся на западе Руси. Так было, когда много веков назад русины боролись против окатоличевания в унии и становились мучениками. Так было, когда трижды делили Речь Посполитую, и все три раза галицийских и волынских русинов оставляли под владычеством католической Польши - из соображений политической целесообразности. И ныне, видно, тоже есть политический расчёт: не будем вмешиваться, они от плохой жизни сами к нам запросятся. Кто запросится? Униаты? Ведь процесс, запущенный века назад, продолжается. Сейчас русских перетягивают в так называемый Киевский Патриархат, никем канонически не признанный. Когда же «филаретовцев» станет больше, чем православных, то встанет вопрос о легитимности конфессии. Православные Церкви вряд ли признают раскольников, а Папа Римский - почему бы нет? И произойдёт «историческое объединение нации» - западных униатов с восточными «филаретовцами». Под сурдинку «Украина цэ Европа». Главное, людей оторвать от исторической реальности, а там делай что хочешь. Василий Волга написал про «умереть за Христа», когда в Верховной Раде пытались протолкнуть закон, по которому конфессиональную принадлежность приходов могли бы определять жители тех территорий, где храмы стоят. Что это значит? «Жители» - это местная власть. На западе Украины автоматически исчезли бы все приходы УПЦ (МП), а на востоке «активисты» стали бы продавливать власть. Как это делается, они показали в те самые дни, когда закон дебатировался. В Одесской области, в городе Белгород-Днестровский, 18 мая сорок «гастролёров» ворвались на заседание исполкома горсовета, облили зелёнкой одного из депутатов, вытащили его на улицу и попытались запихать в мусорный бак. Человек получил ожог глаз. «Вина» его была в том, что он проголосовал против строительства в центре города храма Киевского Патриархата.

http://ruskline.ru/opp/2017/iyul/31/na_p...

[Белградский, Белгородский, Аккерманский, Трапезундский] († ок. 1330), вмч. (пам. 2 июня), особо почитаемый Румынской и Русской Православными Церквами. Биографические сведения об И. Н. весьма скудны и ограничиваются содержанием его слав. Жития. И. Н. был греч. купцом из Трапезунда (ныне Трабзон, Турция). Во время поездки по торговым делам в Сев. Причерноморье католик, владелец корабля, на к-ром плыл И. Н., возможно, видя в нем конкурента, оклеветал его перед градоначальником («епархом») - «персом» в «Белом городе» (Аккерман, Монкастро, Маврокастро; ныне Белгород-Днестровский, Украина), сообщив, что И. Н. хочет отречься от христианства и обратиться к распространенной в тех местах вере солнцепоклонников (при этом назвал его знатным вельможей: «...ничим же не вторый в первых вельможах Трапизонтея града»). Услышав это, «епарх» приказал И. Н. публично отречься от Христа. Степень исторической достоверности данного пассажа вызывает сомнения. Хотя среди населения средневек. Аккермана были выходцы из Ср. Азии (см.: Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М., 1985. С. 79-80) и можно предположить в их числе наличие солнцепоклонников (напр., хорезмийцев), однако, с одной стороны, описываемое время (правление хана Узбека, 1313-1342) было периодом активного утверждения ислама в Золотой Орде, во владениях к-рой находился Белгород (чему сопутствовала борьба с язычеством в разных его проявлениях), с другой - активный прозелитизм несвойственен язычеству. Поведение язычников-солнцепоклонников в Житии И. Н. соответствует модели поведения мусульман в Житиях балканских новомучеников XVI в. В житийных циклах икон XV-XVII вв. мучители И. Н. изображаются турками в типичных мусульманских одеждах. Когда в ответ И. Н. обличил поклонников солнца и звезд, «епарх» приказал подвергнуть его мучениям - бить до полусмерти суковатыми жезлами, а затем бросить закованного страдальца в темницу. Наутро последовали новые уговоры с обещанием скорого исцеления ран умелыми врачами. После повторного отказа мученика избили еще более жестоко и привязали к хвосту свирепого дикого коня, которого пустили по улицам города. Во время этого иудеи подвергли И. Н. поруганию, а один из них отрубил ему голову мечом. Тело страстотерпца оставили непогребенным. Ночью на этом месте чудесным образом явились многочисленные возженные лампады, некие световидные мужи совершали богослужение и каждение, а над телом святого встал огненный столп до небес. Один из иудеев, живший поблизости, решил, что к останкам святого пришли правосл. священнослужители с целью предать их земле по христ. обряду. Вооружившись луком, он хотел выстрелить, но его руки приросли к оружию, от которого он смог освободиться только наутро, рассказав о случившемся. Напуганный этим известием градоначальник приказал похоронить тело мученика местным православным, к-рые и совершили торжественное погребение (вероятно, близ храма).

http://pravenc.ru/text/471404.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАГУЛЬСКАЯ И КОМРАТСКАЯ ЕПАРХИЯ Кишинёвской и всея Молдовы митрополии РПЦ. Учреждена 17 июля 1998 г. с названием Кагульская и Каушанская, с 6 окт. 1999 г.- Кагульская и Лапушнянская, с 7 окт. 2004 г. имеет совр. название. Объединяет приходы и монастыри в юж. районах Молдавии: Кахул, Кантемир, Леова, Басарабяска, Тараклия, Чимишлия, а также в автономном территориальном образовании Гагаузия (центр - Комрат, включает районы Вулкэнешть, Комрат, Чадыр-Лунга). Центр - г. Кахул (Кагул). Кафедральные соборы: во имя архангелов Михаила и Гавриила в Кахуле, во имя св. Иоанна Предтечи в Комрате (с 2004). Правящий архиерей - еп. Анатолий (Ботнарь ; с 1998). Епархия разделена на 7 благочиннических округов (протопопий): Басарабяский, Кагульский, Кантемирский, Комратский, Чимишлийский, Леовский, Тараклийский. В наст. время в епархии действуют 136 приходов, 4 монастыря (2 мужских, 2 женских), в клир епархии входят 163 священнослужителя (155 священников, 8 диаконов). История Приходы Юж. Бессарабии, находившейся с нач. XVI в. под властью тур. султана, подчинялись Проилавскому (Браиловскому, Брэильскому) митрополиту (К-польский Патриархат). Проилавская митрополия , впервые упомянутая в кон. XV в., первоначально включала земли, прилежащие к Килии (совр. Одесская обл., Украина) и Аккерману (в 1918-1940 Четатя-Албэ, ныне Белгород-Днестровский Одесской обл., Украина), возможно, сев. часть Добруджи. Резиденция митрополита была в Брэиле, но в нек-рые периоды она находилась в Измаиле, Рени, Галаце и др. Границы митрополии менялись, ее территория была местом длительного противостояния рус. и тур. войск. В 1769-1774 гг. Молдавия и Валахия управлялись рус. военной администрацией. В янв. 1771 г. Молдавский митр. Гавриил (Каллимаки) постановил, что территория Проилавской митрополии должна быть разделена между епархиями Молдавского княжества: Хотин должен был отойти Рэдэуцкой епархии, левобережье Прута, включая Юж.

http://pravenc.ru/text/Кагульской и ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь Св. Троицы в Сирете. Кон. XIV в. [Румын. Mitropolia Moldovei] (также Мавро-Влахийская, Русо-Влахийская, Молдо-Влахийская) К-польского Патриархата (ок. 1387-1388 - 13 дек. 1863) с кафедрой в г. Сучава (после 1388-1565, 1592-1634) и в г. Яссы (1565-1592, с 1634), правосл. Церковь на территории Молдавского княжества . География Ко времени образования М. м. Молдавское княжество в основном достигло своих исторических пределов. Границы М. м. совпадали с границами княжества: на востоке они проходили по р. Днестр; на юге и юго-западе - по Чёрному м., низовьям рек Дунай и Милков; на западе - по Вост. Карпатам и верховьям рек Милков, Путна, Тротуш, Бистрица, Молдова; на севере - по р. Черемош (выше г. Черновцы). При св. Стефане III Великом (1457-1504) в состав княжества и соответственно М. м. на юго-западе был включен район Путны. В 1484 г. турками были завоеваны города Четатя-Албэ (ныне Белгород-Днестровский, Украина) и Килия. Османская экспансия продолжилась и в XVI в., когда под непосредственное управление Порты отошел г. Тигина (Бендеры), а юг Пруто-Днестровского междуречья был заселен татарами. В 1715 г. под управление Порты перешла область Хотинской крепости на севере Пруто-Днестровского междуречья. Все эти территории вышли из юрисдикции М. м. и вместе с др. землями, занятыми турками в Валахии, составили Проилавскую епархию К-польского Патриархата (одновременно в области Хотина была образована Хотинская епископия, суффраганная по отношению к Проилавской). В 1775 г. сев.-зап. часть Молдавского княжества, названная впосл. Буковина , была аннексирована империей Габсбургов. По распоряжению имп. Иосифа II престол Рэдэуцкой епископии 12 дек. 1781 г. был перемещен в Черновцы. На аннексированной территории была образована Буковинская епископия, к-рая была выведена из юрисдикции М. м. и включена в состав Карловацкой митрополии Сербской Православной Церкви. 23 янв. 1873 г. Буковинская епископия была преобразована в Далматинско-Буковинскую митрополию. По результатам Бухарестского мира (1812) вост. часть Молдовы (в Пруто-Днестровском междуречье) вошла в состав Российской империи и была выведена из юрисдикции М. м.; на этой территории была образована Кишинёвская епархия РПЦ. История. Возникновение католических церковных структур в Молдавском княжестве и образование православной М. м.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТИЙ (Гудимов Иван Афанасьевич; 10.09.1928, с. Нов. Слобода (ныне Путивльского р-на Сумской обл., Украина) - 16.03.1992, г. Славянск Донецкой обл., там же), митр. Донецкий и Славянский. Из крестьянской семьи. В 1942 г. поступил послушником в Глинскую в честь Рождества Пресв. Богородицы мужскую пустынь . 28 июля 1948 г. пострижен Измаильским и Болградским еп. Анатолием (Буселом) в монашество с именем Леонтий. 1 авг. того же года рукоположен еп. Анатолием во диакона к измаильскому кафедральному Свято-Покровскому собору. В 1949 г. поступил в Одесскую ДС. 19 авг. 1951 г. рукоположен еп. Анатолием во иерея, назначен настоятелем Николаевского храма в г. Белгород-Днестровский Измаильской (ныне Одесской) обл. В 1953 г. заочно окончил Одесскую ДС, назначен ключарем Свято-Покровского собора Измаила. В том же году поступил в МДА, во время учебы в академии служил в храмах Московской епархии. В 1957 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия, назначен помощником инспектора и преподавателем Одесской ДС. 10 июля 1959 г. возведен в сан игумена. 9 сент. 1960 г. назначен наместником одесского в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря , 16 марта 1961 г.- ректором Одесской ДС, 24 марта того же года возведен в сан архимандрита. В этот период из-за развернувшейся в правление Н. С. Хрущёва антицерковной кампании семинария была выселена из центра Одессы в аварийное здание бывш. гостиницы Успенского мон-ря. 28 дек. 1961 г. определен быть епископом Подольским, викарием Московской епархии, с поручением состоять представителем патриарха Московского и всея Руси при патриархе Антиохийском и всего Востока в Дамаске. 14 янв. 1962 г. хиротонию Л. в трапезном Сергиевом храме Троице-Сергиевой лавры возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий I . 22 дек. 1964 г. освобожден от служения в Дамаске и назначен епископом Волынским и Ровенским. С 8 окт. 1965 г. епископ Симферопольский и Крымский, временно управлявший Днепропетровской и Запорожской епархией. 7 окт. 1967 г. назначен епископом Харьковским и Богодуховским. 25 февр. 1968 г. возведен в сан архиепископа. Был председателем Хозяйственного управления Московской Патриархии с 25 июня по 25 авг. 1970 г. 1 дек. 1970 г. назначен архиепископом Берлинским, патриаршим экзархом Ср. Европы. 18 апр. 1973 г. освобожден от управления Берлинской епархией и Среднеевропейским Экзархатом. 31 мая того же года назначен архиепископом Симферопольским и Крымским, временно управляющим Днепропетровской и Запорожской епархией. Возглавлял делегации РПЦ во время визитов на Афон (1969), в Чехословакию (1979) и Сирию (1983). 10 марта 1989 г. возведен в сан митрополита. Был награжден орденом прп. Сергия Радонежского 2-й (1982) и 1-й (1986) степени, именной панагией (1988).

http://pravenc.ru/text/2463517.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАФФА [Кафа; лат. Caffa, Capha; итал. Caffa; греч. Καφς; тур. Kefe], город на сев. побережье Чёрного м., во 2-й пол. XIII-XV в. центр черноморских владений Генуи, важный пункт миссионерской деятельности католич. Церкви, с 1318 г. кафедра католич. еп-ства; ныне г. Феодосия (Крым). Фактория европ. торговцев появилась на месте визант. поселения во 2-й пол. XIII в., в эпоху поздних крестовых походов . Венеция, получившая после 4-го крестового похода (1204) «четверть и еще полчетверти» Византийской империи и добившаяся доступа к Чёрному м., не проявила интереса к торговым ресурсам региона: здесь не было ни пряностей, ни красителей, ни шелка, ни др. товаров, относимых в ту эпоху к категории «легких». Позднее доступ к Чёрному м. получили генуэзцы, заключившие накануне реставрации Византийской империи в 1261 г. союз с имп. Михаилом VIII Палеологом (1259-1282); они вели торговлю характерными для этого региона «тяжелыми товарами» (кожа, квасцы, рыба, хлеб, мед, воск и проч.). В организации торговых факторий Генуи важную роль играла личная инициатива ее граждан, к-рые тем или иным способом входили в доверие к местным владетелям; в данном случае следовало получить право на владение землей от местных татар. правителей. Укрепления Каффы. XIV–XV вв. Укрепления Каффы. XIV–XV вв. К. основана в сер. 60-х гг. XIII в. На Чёрном м. было 2 терминала Великого шелкового пути - на юге, в Трапезунде (ныне Трабзон, Турция), и на севере, в устье Дона,- Тана (Азак; ныне Азов). К. была связана с ними и отличалась выгодным местоположением, находясь в Крыму, одном из центров улуса Джучи (см. ст. Орда ). Уже в 1281 г. в городе действовал генуэзский консул, а нотариальные акты за 1289-1290 гг. свидетельствуют о непрерывном потоке товаров через К. Рост территории и увеличение населения К. сопровождались усилением ее адм. влияния. Первоначальный центр генуэзской торговли, колония в Пере (Галата; ныне район Стамбула, Турция), в XIV в. постепенно терял ведущую роль. Возникавшие в устьях рек генуэзские фактории - Симиссо (ныне Самсун, Турция), Тана, Себастополис (ныне Сухум, Абхазия), Монкастро (ныне Белгород-Днестровский, Украина), Ло-Копа (ныне Славянск-на-Кубани, Краснодарский край) - подчинялись уже консулу К. Под юрисдикцию Генуэзской республики и ее консула в К. подпадали и феодальные владения генуэзских граждан в дельте Днепра и на Кубани - в Илличе и Матреге (Тмутаракани).

http://pravenc.ru/text/1683945.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОДЕССКАЯ И ИЗМАИЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ УПЦ. Епархия с центром в Одессе была восстановлена в 1944 г. как преемница существовавшей с 1837 до кон. 30-х гг. XX в. Херсонской епархии, к-рая с 1859 г. имела название «Херсонская и Одесская» (см. Херсонская и Таврическая епархия ); Херсонские архиереи жили в Одессе (ныне Украина), там же находились Херсонская консистория, др. органы епархиального управления. С 1946 г. епархия имела название «Одесская и Кировоградская», с 30 окт. 1947 г.- «Херсонская и Одесская», с 7 окт. 1976 г.- «Одесская и Херсонская», с 11 февр. 1991 г. имеет современное название. Территория О. и И. е. включает г. Одесса (Украина) и 12 юж. районов Одесской обл.: Арцизский, Белгород-Днестровский, Беляевский, Болградский, Измаильский, Килийский, Лиманский, Овидиопольский, Ренийский, Саратский, Тарутинский, Татарбунарский. Епархия разделена на 17 благочиннических округов: границы 12 округов совпадают с границами районов Одесской обл., в границах Одессы имеются 4 благочиния (3 городских и Таировское), также действует благочиние храмов при учреждениях здравоохранения на территории Одесской епархии. Правящий архиерей - митр. Агафангел (Саввин; с 20 июня 1992). В управлении епархией правящему архиерею помогают 3 викария: еп. Южненский Диодор (Васильчук; с 25 июня 2019 г в сане архиепископа), еп. Арцизский Виктор (Быков; с 29 сент. 2019 г. в сане архиепископа), еп. Болградский Сергий (Михайленко; с 17 авг. 2021 г. в сане архиепископа). Кафедральные соборы: в честь Успения Пресв. Богородицы, в честь Преображения Господня - в Одессе, в честь Покрова Пресв. Богородицы - в Измаиле. В епархии действуют 371 приход, 10 мон-рей (6 мужских, 4 женских), при которых существует 5 скитов (4 мужских, 1 женский). В клире епархии состоят 449 священников, 51 диакон. При ЕУ работают отделы: религ. образования и катехизации, по благотворительности и социальному служению, по делам мон-рей, по делам молодежи, по делам семьи, по культуре, по взаимодействию с воинскими формированиями и правоохранительными органами, по делам пастырской опеки пенитенциарной системы, отдел «Церковь и медицина», информационно-издательский отдел. Одесса - центр Херсонско-Одесской епархии

http://pravenc.ru/text/2578181.html

Выставка «В защиту жизни и семьи» открылась в кафедральном соборе Одессы Киев, 13 января 2010 г. 11 января по благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела в Спасо-Преображенском Одесском кафедральном соборе, расположенном на Соборной площади, открылась экспозиция «В защиту жизни и семьи», подготовленная просветительским медико-психологическим центром «Жизнь» во главе с протоиереем Андреем Коробчуком при Отделе религиозного образования, катехизации и миссионерства Одесской епархии. По благословению владыки в открытии экспозиции принял участие преосвященнейший Алексий, епископ Белгород-Днестровский, викарий Одесской епархии, сообщает сайт пресс-службы Украинской Православной Церкви . В начале этого мероприятия, привлекшего своей актуальностью внимание городских средств массовой информации, духовенством собора был отслужен молебен перед началом всякого доброго дела с чтением молитвы 14000 вифлиемским младенцам, убиенных Иродом, память которых и празднует церковь в этот день. После завершения богослужения к присутствующим обратился епископ Алексий, поздравивший всех с Рождеством Христовым и подчеркнувший важность сохранения нравственных, семейных ценностей в нынешнем секулярном обществе, где все чаще корыстные интересы побеждают духовные ценности. К сожалению, в жертву сиюминутным мелочным интересам приносятся любовь, верность, семья, а порой и жизнь человеческая. Аборты и разводы становятся нормой жизни современного безбожного общества. И открывающаяся ныне экспозиция «В защиту жизни и семьи» должна стать еще одним шагом к духовному возрождению нашей страны. Затем состоялась презентация проекта «Укрепление семьи и нравственных ценностей, после чего был показан документальный фильм «Я всею душей тебя люблю…» и прошла акция «Свеча памяти». 13 января 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий. Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/33545.html

С древнейших времен до нач. XIX в. Керамика кукутено-трипольской археоло-гической культуры. 2-я пол. VI тыс. до Р. Х. Керамика кукутено-трипольской археоло-гической культуры. 2-я пол. VI тыс. до Р. Х. Сцена дакской кампании. Рельеф колонны Траяна на форуме Траяна в Риме. 114 г. Архит. Аполлодор Дамасский Сцена дакской кампании. Рельеф колонны Траяна на форуме Траяна в Риме. 114 г. Архит. Аполлодор Дамасский Первые следы обитания человека на совр. территории М. датируются эпохой нижнего палеолита (ок. 500 тыс. лет до Р. Х.). Стоянки древнего человека обнаружены в пещерах и естественных гротах на севере М. около сел. Старые Дуруиторы, Тринка, Офатинцы, Брынзены и др. Среди находок того периода - предметы с магическими охотничьими функциями: фигурные изображения бизона (возможно, тотема), женщины - хранительницы очага (сел. Косэуць Сорокского р-на), трехногая глиняная инсталляция (предположительно алтарь; на стоянке Сакаровка). В эпоху неолита (VII-V тыс. до Р. Х.) возникли первые родоплеменные структуры с общей культурой (Буго-Днестровская, Старчево-Криш, Линейно-ленточной керамики). В эпоху энеолита (V - сер. III тысячелетия до Р. Х.) на территории М. распространилась культура Кукутень-Триполье, искусство которой представлено рисунками на керамических сосудах и глиняными статуэтками с антропоморфными и зооморфными мотивами, в т. ч. изображениями «богини-матери». В эпоху бронзы (нач. III тыс.- кон. II тыс. до Р. Х.) на территории М. расселились индоевроп. племена фракийцев, которые заняли пространство между Эгейским и Чёрным морями на юге, Днепром - на севере и востоке и рекой В. Тиса - на западе. К VI в. до Р. Х. среди северодунайских фракийцев выделилось племя гетов (между Балканами, Карпатами и Чёрным м.). В кон. II в. до Р. Х. на внутрикарпатском плато жили племена даков. Геты и даки говорили на общем языке группы сатем индоевроп. языков. Они поддерживали тесные экономические связи с греч. полисами, расположенными у Днестровского лимана, в т. ч. с г. Тира (ныне Белгород-Днестровский, Украина).

http://pravenc.ru/text/2564036.html

В 1944-1945 гг. стихийно возникшие после освобождения региона от фашистов иудейские общины краткое время владели синагогами в городах Саврань и Котовск (ныне Подольск) и состояли на учете у уполномоченного как зарегистрированные до войны. В 1945 г. синагоги были изъяты у общин. В 1945 г. поставлены на учет общины в Одессе и Балте, в Измаильской обл.- в Белгороде-Днестровском, Болграде и Тарутине (2 последние сняты с регистрации в 1946). Нелегально действовали иудейские общины с раввинами в Измаиле, Килии и Арцизе, они были разгромлены властями в 1949 г. В том же году закрыта синагога в Белгороде-Днестровском, в 1962 г. упразднена синагога в Балте. Единственная в Одессе иудейская община до 1953 г. находилась в здании старинной синагоги на ул. Пушкинской. В 1953 г. власти передали здание под спортивную школу. Община переехала на ул. Лесную (Одария) в здание бывшей синагоги грузчиков морского порта, построенное в 1890 г. Здание синагоги разрушилось в 1992 г., и в том же году иудеям была возвращена главная синагога города, расположенная на углу улиц Ришельевской и Еврейской. Также в 1992 г. иудеям возвращена бывш. синагога портных, ставшая центром хасидизма на Украине. При этой синагоге зарегистрировано Южное региональное объединение иудейских общин Украины. В наст. время в Одесской обл. насчитывается 14 иудейских общин, из них 3 общины входят в Объединение иудейских религиозных организаций Украины, действуют 2 общины прогрессивных иудеев, 6 общин хасидов, 3 независимые общины. Ислам Мечеть была известна в Хаджибейском замке при тур. крепости Хаджибей. На рубеже XIX и XX вв. в Одессе действовала татар. мечеть на ул. Старопортофранковской, в районе Чумной горы существовало мусульм. кладбище. В нач. 20-х гг. XX в. единственная в городе мусульм. община была упразднена. Создание в Одессе мусульм. общин и строительство молитвенных зданий начались в 90-х гг. XX в. В 1994 г. община кавказских мусульман оборудовала в здании бывш. детского сада мечеть «Ар-Рахма» на ул. Балковской. Затем была построена мечеть для узбекских мусульман «Аль-Фуркат» на ул. Багрицкого. С 1996 г. существует Исламский культурный центр «Аль-Масар», созданный под рук. близкой к ваххабизму всеукр. ассоциации «Аль-Раид», при нем открыта мечеть для араб. диаспоры «Аль-Масар» на Слободке (пл. Молодёжи). С 2001 г. существут мечеть «Ас-Салям» при Арабском культурном центре Одессы, основанная выходцами из Сирии. В 2005 г. зарегистрирована община тур. мусульман «Туна». В 2017-2018 гг. открыта мечеть и построен Восточный культурный центр Одессы на 10-й станции Б. Фонтана (ул. Баштанная). Без регистрации действуют молитвенные помещения при афган. землячестве Одессы и при азерб. землячестве.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009