Вопросы покаянной практики подробно рассмотрены П. в соч. «О кающихся» (CPL, N 561; De paenitentibus//PL. 13. Col. 1081-1090; англ. пер.: Iberian Fathers. 1999. Р. 70-86); в течение длительного времени в лит-ре было принято др. название, предложенное издателями,- «Увещевание, или Книжица, побуждающая к раскаянию» (Paraenesis, sive exhortatorius libellus ad poenitentiam). Сочинение делится на 4 части. В первой П. приводит классификацию грехов и указывает на то, что лишь 3 греха требуют публичного покаяния: идолослужение, убийство и прелюбодеяние. Вторая часть посвящена грешникам, которые из-за ложного стыда или по иной причине не совершают покаяние публично и продолжают при этом участвовать в таинствах. П. крайне отрицательно отзывается о таких людях, считая их поведение кощунством. В 3-й части произведения говорится о грешниках, к-рые, хотя и признали свои грехи, не следуют покаянной дисциплине. Заключительная часть содержит напоминание о небесной награде для кающихся и о наказании для тех, кто отверг предложенную Церковью возможность покаяния. «Слово о крещении» (CPL, N 563; Sermo de baptismo//PL. 13. Col. 1090-1094; англ. пер.: Iberian Fathers. 1999. Р. 87-94) адресовано катехуменам. В нем П. напоминает всем, кто готовится принять таинство, о падении Адама и Евы, о последствиях этого падения для всего человечества, о борьбе Единого Безгрешного Христа с диаволом и о свободе от греха, к-рая дается всем людям через веру. Крещение, подчеркивает П., есть очищение людей от греха и принятие дара Св. Духа. Известно, что ныне утраченный трактат Н. «Олень» (Cervus) был посвящен критике языческих обычаев при праздновании нового года. Почитание святого известно с IX в. Свт. Адон , архиеп. Вьеннский, поместил память П. под 9 марта в своем Мартирологе (MartAdon. 1984. P. 100). Оттуда под тем же числом она была перенесена в Мартиролог Узуарда (MartUsuard. P. 191). В XVI в. еп. Барселоны Хуан Димас Лорис (1576-1598) освидетельствовал мощи П., которые находятся ныне в соборе во имя мучеников Иуста и Пастора в Алькала-де-Энарес (бывш. Комплут).

http://pravenc.ru/text/2579878.html

V в. о мученической кончине И. и П. в Комплуте упоминал Пруденций ( Prudent. Perist. IV 41-44). В VII в. св. Ильдефонс , еп. Толета (ныне Толедо), сообщал, что 9-й Толетский еп. Астурий получил откровение о мощах мучеников, которые почивали в Комплуте (имена мучеников не названы). После обретения мощей Астурий решил посвятить жизнь заботе о могилах мучеников и основал в Комплуте епископскую кафедру ( Hildef. Tolet. De vir. illustr. 1// Ildefonsi Toletani episcopi De virginitate sanctae Marie, De cognitione baptismi, De itinere deserti, De viris illustribus/Ed. V. Yarza Urquiola, C. Codoñer Merino. Turnhout, 2007. P. 603. (CCSL; 114A)). Подпись еп. Астурия (без указания кафедры) значится под актами I Собора в Толете (400; см. ст. Толедские Соборы ). По мнению нек-рых исследователей, приведенные Ильдефонсом сведения основаны на предании, к-рое бытовало в Толете. Это предание противоречит др. источникам, т. к. на рубеже IV и V вв. гробница И. и П. была известна Павлину и Пруденцию, в Мученичестве нет упоминаний об обретении мощей святых еп. Астурием ( Rasc ó n Marqu é s, S á nchez Montes. 2005. P. 500-502). Построенная над могилой И. и П. базилика предположительно находилась в районе совр. кафедрального собора в г. Алькала-де-Энарес. При археологических раскопках близ собора обнаружен некрополь вестгот. эпохи (VI-VII вв.), а также следы построек. Под криптой собора найдены остатки стены крупного здания V в., но ограниченные масштабы раскопок не позволяют уверенно отождествить это здание с мартирием или базиликой над гробницей И. и П. Реликварий с мощами мч. Пастора в ц. Сан-Педро-эль-Вьяхо. 1570 г. Реликварий с мощами мч. Пастора в ц. Сан-Педро-эль-Вьяхо. 1570 г. Почитание И. и П. было широко распространено в вестгот. эпоху. Реликвии мучеников упоминаются в храмозданных надписях, обнаруженных в г. Медина-Сидония (630) и в г. Кадис (652). Ок. 640 г. св. Фруктуоз (впосл. епископ Бракары Августы (ныне Брага)) основал в честь И. и П. мон-рь, названный им Комплут (совр. сел.

http://pravenc.ru/text/1237915.html

В сер.- 2-й пол. XV в., несмотря на внутренние трудности, продолжалось расширение деятельности ордена на территории Арагонской короны: в 1442 г. М. получили владения в Неаполе, ок. 1463 г.- в Палермо. Конвенты М. были основаны во Франции: в Марселе (1418), Каоре (Кагоре) (1429), Авиньоне (1434). К сер. XV в. в ордене состояло ок. 650 чел. (Orden de Santa Maria. 1997. P. 85). В 1448 г. буллой «Nuper siquidem» папы Римского Николая V М. были окончательно выведены из-под власти местных епископов-ординариев. По примерным оценкам, с 1302 по 1489 г. М. совершили 133 экспедиции, освободив более 18 тыс. чел. ( Gari y Siumell. 1873. P. 204). Активная деятельность ордена не прекращалась и после конфликта между Арагонской и Кастильской провинциями, несмотря на раздельную организацию экспедиций. В 1477 г., в условиях внутренней нестабильности, М. удалось освободить из мусульм. плена не менее 180 узников ( Molina. 1973. Vol. 1. P. 412). Важным центром ордена стал мон-рь Санта-Мария-де-Коншо близ Сантьяго-де-Компостела. Продолжалась и деятельность М., не связанная с выкупом пленных: в 1409 г. в Валенсии был основан госпиталь для неимущих умалишенных, главой к-рого стал Жоан Жилаберто Жолфре (1350-1417). К нач. XV в. постоянный характер приобретает практика отправления групп М. для обучения в ун-тах Парижа, Саламанки и др. Так, среди 78 членов ордена М., собравшихся в 1477 г. на генеральный капитул в Гвадалахаре, было 8 магистров богословия, 12 докторов, 13 бакалавров (1 из них был бакалавром медицины). Нек-рые М. стали заметными в ученых кругах академическими деятелями: магистр ордена Антонио Морель (1480-1492) был деканом и профессором Тулузского ун-та, Хуан Солис († 1500) составил грамматику еврейского языка, к ордену принадлежали богослов Жеронимо Перес (ок. 1485-1549), наваррский философ и богослов Доминик де Сен-Жан-Пье-де-Пор (ок. 1494-1540), один из основателей саламанкской школы номиналистской логики. В 1518 г. коллегия М.- Консепсьон - появилась в ун-те Алькала (ныне Алькала-де-Энарес).

http://pravenc.ru/text/2563024.html

В июне-июле 851 г. в Кордове несколько человек приняли добровольное мученичество. 5 июня был казнен юноша Санкций (Санчо), уроженец королевства франков, захваченный в плен мусульманами и служивший в страже эмира. 7 июня погибли 6 христиан - Петр, Валабонс, Сабиниан, Вистремунд, Хабенций и Иеремия. По свидетельству св. Евлогия, Петр происходил из г. Астиги (ныне Эсиха, пров. Севилья), учился в мон-ре Кутеклара и стал пресвитером; вместе с ним в Кутекларе получил образование диак. Валабонс. Отец Валабонса, христианин, вопреки закону женился на мусульманке, которую он обратил в христианство. Опасаясь наказания, супруги покинули родные места и поселились в сел. Фрониан в горной местности близ Кордовы. После смерти жены муж отдал сына Валабонса и дочь Марию на воспитание в мон-ри, а сам вел аскетический образ жизни. Сабиниан, уроженец Фрониана, и Вистремунд, происходивший из Астиги, жили в монастыре св. Зоила, расположенном в дикой и глухой местности, где селились отшельники и аскеты. Монахи Хабенций и Иеремия были уроженцами Кордовы; Хабенций жил в монастыре св. Христофора, а старец Иеремия, родственник мч. Исаака,- в Табаносе, на строительство к-рого пожертвовал все свое имущество. Тела мучеников сожгли, а прах бросили в реку. Казнь диак. Сисенанда состоялась 16 июля 851 г. Сисенанд родился в г. Пакс (ныне Бежа, Португалия), учился в Кордове при ц. св. Ацискла. Через несколько дней, 20 июля, мученическую смерть принял диак. Павел, родственник св. Евлогия, получивший образование в школе при ц. св. Зоила. Вдохновленный примером Павла, мон. Теодемир, уроженец Кармоны, также исповедал Христа и был казнен (обоих мучеников похоронили в ц. св. Зоила). Казни христиан происходили не только в столице, но и в др. городах Кордовского эмирата. В «Памятной книге святых» повествуется о сестрах Нунилоне и Алодии, принявших смерть за веру 22 окт. 851 г. в Боске (вероятно, ныне Уэска). Сведения об их мученичестве св. Евлогий получил от Венерия, еп. Комплута (ныне Алькала-де-Энарес). Отец мучениц Нунилоны и Алодии был мусульманин, мать - христианка (т.

http://pravenc.ru/text/2057238.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАЗАРИНИ [Правильнее Маццарини или Маццарино; итал. Mazzarini, Mazzarino; франц. Mazarin] Джулио Раймондо (14.07.1602, Пешина, обл. Абруццо, Центр. Италия - 9.03.1661, Венсен, Франция), кард. (с 1641), главный министр франц. кор. Людовика XIV . Род. в дворянской семье весьма скромного происхождения; дед М., Джироламо Маццарини, переехал из Генуи в Палермо. Дядя М., Джулио Чезаре Маццарино (1544-1621), был членом Об-ва Иисуса (см. Иезуиты ), известным католич. проповедником, деятелем Контрреформации в Италии. Отец М., Пьетро Маццарини (1576-1654), переехал в 1590 г. в Рим, где служил интендантом у кн. Филиппо I Колонны, кн. Палиано, великого коннетабля Неаполитанского королевства; ок. 1600 г. он женился на Ортенсии Буфалини (1575-1644), крестнице Филиппо Колонны. Дядя М. по материнской линии был приором госпиталя для сирот и брошенных детей в Пешине. Детство М. прошло в Риме; его крестили в ц. святых Викентия и Анастасия (в 1644-1650 на деньги М. церковь была отремонтирована). У М. были младшие брат и 4 сестры (впосл. он перевез племянников в Париж и способствовал заключению выгодных браков). В 7 лет родители отдали его в иезуитскую Римскую коллегию (ныне Григорианский университет ). В 1618-1622 гг. сопровождал в Испанию Джироламо Колонну (1604-1666; в 1627 папа Римский Урбан VIII (1623-1644) возвел его в достоинство кардинала); в ун-те Алькала-де-Энарес изучал право. Вернувшись в Рим, М. продолжил обучение в ун-те Сапиенца. В 1628 г. он получил степень доктора канонического и гражданского права (in utroque iure). Сначала М. выбрал военную карьеру на службе у папы Римского. Папа Урбан VIII вмешался в конфликт за Вальтеллину, горную долину в Альпах, через к-рую проходил удобный путь из Италии в Испан. Нидерланды, связывавший европ. владения Габсбургов. В 1620 г. Испания захватила Вальтеллину, имевшую союзнические отношения с кантонами Швейцарии. Попытки протестант. швейцар. союзной земли Граубюнден изгнать испанцев из долины не увенчались успехом.

http://pravenc.ru/text/2561220.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУСТ И ПАСТОР [Юст и Пастор; лат. Iustus et Pastor; испан. Justo y Pastor] (нач. IV в.), мученики (пам. зап. 6/7 авг.), пострадали в г. Комплут (ныне Алькала-де-Энарес, Испания). Согласно Мученичеству (BHL, N 4595), во время гонения на христиан в Комплут прибыл презид Дациан, известный как жестокий гонитель. Отроки И. и П. в это время находились в школе. Узнав о прибытии Дациана, они явились к нему и объявили себя христианами. Обезумев от ярости, презид велел казнить отроков без суда. По мнению составителя Мученичества, распоряжение Дациана объясняется тем, что гонитель боялся быть посрамленным отроками во время допроса, из-за чего присутствовавшие могли обратиться к вере во Христа. Когда И. и П. вели на казнь, отроки ободряли друг друга, напоминая о бренности земного существования и о грядущей жизни с Богом. Воины донесли о беседе мучеников Дациану, к-рый велел немедленно предать их казни, чтобы мужество отроков не поколебало идолопоклонников. Отроки были обезглавлены на «прославленном поле» (in campum laudavili), их души посреди сонма ангелов и мучеников вознеслись к Божиему престолу. После того как Дациан покинул Комплут, христиане похоронили тела И. и П. Затем на этом месте построили базилику, над могилами мучеников были воздвигнуты алтари, где совершались чудеса. Мученики Иуст и Пастор. Скульптура на колокольне ц. мучеников Иуста и Пастора в Барселоне. XV в. Мученики Иуст и Пастор. Скульптура на колокольне ц. мучеников Иуста и Пастора в Барселоне. XV в. Мученичество И. и П. сохранилось в составе «Испанского пассионария» - сборника житий мучеников, к-рый использовался в богослужении испано-мосарабского обряда . Вопросы, связанные с формированием пассионария и происхождением текстов, посвященных испан. мученикам, остаются предметом дискуссий. Среди испан. агиографических произведений только 2 относятся к довестгот. эпохе - Мученичество Фруктуоза, Авгурия и Евлогия (CPL, N 2056) и ранняя версия Мученичества Викентия (Винцентия) (CPL, N 2073a).

http://pravenc.ru/text/1237915.html

21. Когда так сказал святой Феликс, Руфин приказал палачам терзать его крючьями до костей и утомить тяготами долгого пути, чтобы он умер, когда вновь откроются раны, от сильнейшей боли. Когда это было сделано, он испустил дух. Тело блаженнейшего мученика возвращается в Герунду к одной богобоязненной женщине. А я, нижайший слуга Христов, который много трудился в связи с его мученичеством, принял, собравшись вместе со своими земляками, решение перевезти его тело на корабле в провинцию. 22. Когда всю ночь мы об этом вели речь, и последовало исполнение этого дела, сон одолел разум, изнуренный трудом, и пока мы спали, тело святого исчезло из помещения. Проснувшиеся и взволнованные от страха, разбежавшись в разные стороны, мы обнаружили его в погребении, которое блаженнейший мученик себе приготовил, похороненного почетно и достойно. Так как мы не могли уже унести его, мы взяли немного его крови в качестве реликвии, чтобы и в нынешней жизни пользоваться его помощью, и в будущем под его покровительством последовать в вечную жизнь. 23. Под защитой Господа Иисуса Христа, Который мученика Своего увенчал в мире, Которому честь и слава, добродетель и власть во веки веков. Аминь. Мученики Иуст и Пастор Древнее почитание детей-мучеников, казненных в Комплутуме (ныне Алькала-де-Энарес, чуть более 40 км от Мадрида), не подлежит никакому сомнению. Самое первое свидетельство – поэма свт. Павлина Ноланского , где он говорит о могиле своего новорожденного сына вблизи гробницы мучеников. 309 Также об их подвиге свидетельствует Пруденций (Perist. 4.41–44). Ho их житие относится, самое раннее, ко 2-й половине VII в. 310 В их честь основывает в «Долине безмолвия» свой первый монастырь преподобный Фруктуоз (на этом месте находится теперь деревня Комплудо), 311 а их празднику, по уставу Фруктуоза, предшествует 40-дневный пост. 312 Согласно свидетельству Ильдефонса Толедского, мощи мучеников были обретены его предшественником Астурием, который стал первым епископом Комплутума. 313 При нашествии арабов мощи были вывезены св. Урбицием, уроженцем Бордо, в область Носито близ Уэски в северном Арагоне. Там же пребывали нетленные мощи самого Урбиция, пока они не были сожжены республиканцами 17 октября 1936 г. 314 Часть мощей была перенесена в кафедральный собор Нарбонны около 1135 г., сами же мощи в 1514г. были перенесены в храм Сан-Педро эль Вьехо города Уэска, где и пребывают до сих пор. Еще одна часть мощей была перенесена в Алькала-де-Энарес в 1568 г. 315 В годы Гражданской войны в Испании мощи были вынесены из собора, а ковчег разбит молотками, но тем не менее святыня вернулась в собор. 316

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мон. Георгий, отказавшись от намерения отправиться в королевство франков, потребовал, чтобы его тоже арестовали, но стражники не стали этого делать, т. к. монах не совершил ничего противозаконного. Тогда Георгий стал во всеуслышание оскорблять ислам и его последователей и был схвачен. После 4-дневного пребывания в тюрьме, во время к-рого христианам было видение - лестница, поднимавшаяся на небо, где их ждал Христос,- они вновь предстали перед судом. Кади предложил отпустить Георгия, если он обещает впредь не оскорблять пророка, но монах назвал Мухаммада «учеником сатаны» и слугой антихриста. Когда все 5 мучеников исповедали Христа, их осудили на смерть. Рассказ о подвиге мучеников приведен не только в «Памятной книге святых» ( Eulogius. Memoriale sanctorum. II 10), но и в Мученичестве Георгия, Аврелия и Наталии, к-рое, по-видимому, св. Евлогий написал для франк. монахов. В Мученичестве, адресованном христианам, не знакомым с исламом и с положением мосарабов в Андалусе, св. Евлогий изображал мусульман как кровожадных язычников, а ислам - как ересь, вдохновленную диаволом, и секту последователей сатаны. Правление эмира Мухаммада I (852-886) началось в относительно спокойной обстановке, но к лету 853 г. положение снова осложнилось. В Кордову, чтобы учиться в одной из церковных школ, прибыл Фандила, уроженец г. Акци (ныне Гуадикс, пров. Гранада); он жил в Табаносе, а впосл. стал пресвитером в мон-ре Пинна-Меллария. Явившись к судье, он исповедал Христа и заявил, что ислам - ложное и безнравственное учение (Фандила был казнен 13 июня 853). 14 июня состоялась казнь 3 мучеников. Пресв. Анастасий, по-видимому уроженец Кордовы, учился при ц. св. Ацискла и затем жил в мон-рях. Мон. Феликс, по происхождению бербер, род. в Комплуте (ныне Алькала-де-Энарес), по неизвестным причинам оказался в Астурии, где принял христианство и стал монахом, а позднее прибыл в Кордову. Когда весть о казни монахов достигла Табаноса, юная мон. Дигна, давно стремившаяся к мученическому подвигу, явилась к судье, выступила с хулой в адрес мусульм.

http://pravenc.ru/text/2057238.html

Иегуда Хаюдж (ок. 930 - ок. 1000) пришел к очень важному выводу, что любой глагольный корень в Е. я. состоит как минимум из 3 согласных; он также выделил т. н. слабые корневые согласные. Метафорическое обозначение морфологической основы словом «корень» было известно и араб., и евр. средневек. ученым (араб.   евр.   - корень); в европ. лингвистическую традицию оно проникло благодаря знакомству европ. авторов с сочинениями евр. грамматистов. Среди грамматистов последующего периода, писавших преимущественно на Е. я., выделяется династия Кимхи - Иосиф (1105 - ок. 1170), его сыновья Давид (ок. 1160 - ок. 1235) и Моше (1120 - ок. 1190). Иосиф Кимхи впервые разделил гласные на долгие и краткие. Словарь и грамматика Давида Кимхи стали наиболее популярными в средние века, благодаря Элияху Левите (1468-1549) его сочинения стали известны латиноязычному миру. Европейская гебраистика Знание Е. я. на лат. Западе в средние века было очень ограниченным. Есть сведения об отдельных авторах, в той или иной степени знакомых с Е. я., но систематическое обучение Е. я. в монастырских школах и первых ун-тах не осуществлялось. Рост интереса к Е. я. связывают с именами нек-рых представителей европ. Возрождения ( Пико делла Мирандола , И. Рейхлин) и Реформации (М. Лютер , Ф. Меланхтон ) на рубеже XV и XVI вв. Как отмечают исследователи, одним из главных факторов явился обостренный интерес к евр. мистической лит-ре ( Бурмистров. 1998). Появляются первые европ. грамматики Е. я. ( Pellicanus C. De modo legendi et intelligendi Hebraeum. Strassbourg, 1504; Reuchlin J. De rudimentis hebraicis. Pforzheim, 1506; обе грамматики включали словарь Е. я.), открываются кафедры Е. я. в ведущих учебных заведениях Европы (Алькала, ныне Алькала-де-Энарес, Испания; Корпус-Кристи-колледж, Оксфорд; Коллеж де Франс, Париж). Европ. гебраистика зарождалась как освоение евр. гебраистики: учителями Рейхлина и др. ученых были евр. грамматисты (Элияху Левита и др.); первые трактаты по грамматике Е. я. в Европе были в значительной степени вторичными - они частично являлись переводами евр.

http://pravenc.ru/text/187295.html

Валериана (254-259) (BHL, 3196). Из поэмы «О венцах» (Peristephanon) христ. поэта Пруденция (рубеж IV и V вв.), а также из житийной литературы вестгот. и мосарабского периодов известно об испан. мучениках, пострадавших во время гонений имп. Диоклетиана (303-305),- св. Кукуфате (BHL, 1997) и св. Евлалии (BHL, 2693) в Барциноне (ныне Барселона), мц. Евлалии в Эмерите Августе (BHL, 2700), сщмч. диак. Викентии (BHL, 8630) и многочисленных (innumerabiles) мучениках в Цезаравгусте (BHL, 1503), мучениках Еметерии и Хелидонии в Калагуррисе (ныне Калаорра) (BHL, 2532), мч. Феликсе в Герунде (ныне Жирона) (BHL, 2864), мучениках Викентии, Сабине и Кристете в Абуле (BHL, 8619), мучениках Иусте и Пасторе в Комплуте (ныне Алькала-де-Энарес) (BHL, 4595), мучениках Ацискле и Виктории в Кордубе (BHL, 26), мученицах Иусте и Руфине в Гиспалисе (ныне Севилья) (BHL, 4566), св. Леокадии в Толете (BHL, 4848). Составители агиографических памятников, в основе своей, по-видимому, достоверных, опирались на местную, в т. ч. гимнографическую, традицию (еп. Исидору Гиспальскому приписывают гимны в честь мучениц Иусты и Руфины, еп. Евгению II Толетскому - в честь св. Леокадии). Некоторые агиографические произведения создавались позднее - напр., Мученичество Евлалии Барцинонской было составлено в сер. VII в. по образцу Мученичества Евлалии Эмеритской (сер. VI в.). Христианская Церковь в Испании в IV в. Христианская Церковь в Испании в IV в. Важным источником по ранней истории христианства в И. долгое время считались каноны Эльвирского Собора (см., напр.: PL. 84. Col. 301-310; Concilios visigóticos e hispano-romanos/Ed. J. Vives e. a. Barcelona; Madrid, 1963; Suberbiola Martinez J. Nuevos concilios hispano-romanos de los siglos III y IV: La colección de Elvira. Malaga, 1987; большинство исследователей датировали Собор между 295 и 314 гг. (чаще всего - между 300 и 303)). В Соборе, судя по подписям, принимали участие 19 епископов и 24 пресвитера (в некоторых рукописях указывается др. количество участников), представлявшие 37 христ. общин со всего Пиренейского п-ова. В 70-х гг. XX в. нек-рые ученые стали высказывать сомнение в подлинности канонов Собора. Детальное сравнение с решениями др. Соборов IV-V вв. на Западе показало, что большая часть канонов Эльвирского Собора вторична ( Meigne M. Concile ou collection d " Elvire?//RHE. 1975. Vol. 70. P. 361-387). Заставляет усомниться в подлинности соборных канонов и их число, в 4 раза превосходящее любое из собраний канонов 1-й пол. IV в.

http://pravenc.ru/text/674995.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010