Историческая судьба их 1 , положение в древнейших евхологиях славяно-русских и греческих и нынешнее место в Служебнике. Историческая судьба вечерних молитв или, так называемых, светильничных 2 , читаемых священником во время предначинательнаго псалма 3 «Благослови душе моя Господа» ( Пс. 103 ), одинаково и ничем не разнится от молитв утренних. Совершенно при одинаковых условиях в судьбе их происходили совершенно однородные перестановки, добавления, сокращения и изменения. Одинаковые исторические условия оказали влияние и на их нынешний состав, и на то положение, какое они занимают в современном Служебнике и во вседневном богослужении. Состав вечерних светильничных молитв, их распорядок и положение в богослужении до Х в. нам совершенно неизвестны, потому что славяно-русские Служебники, содержащие в себе эти молитвы, до нас не дошли от времени раньше этого столетия. Что же касается X в., то верных и определенных суждений по этому вопросу тоже нельзя высказать, потому что и от этого времени мы имеем немного положительных данных, да и те, которые имеются на лицо, не отличаются однообразием и устойчивостью в показании состава и распорядка светильничных молитв. Исследователь «Порядка общественного и частного богослужения в Русской Церкви до XVI в.» Н.Одинцов, имевший под руками несколько рукописных служебников этого времени, высказывает заключение, что эти памятники дают нам основание думать, что в это время читались только «четыре светильничных молитвы». По его словам, из них первые три те же, которые в нынешних служебниках занимают первые три места. Четвертая же была молитва , или занимающая между вечерними молитвами шестое место и читавшаяся в то время непосредственно после первых трех 4 , или же молитва , занимающая в нынешних вечерних молитвах место седьмое, и, читавшаяся священником во время чтения на клиросе «Ныне отпущаеши» 5 . Кроме этих молитв на вечерни XIII в. читалась еще молитва входная, та самая, которая читается и теперь 6 . Более точные и верные суждения относительно светильничных вечерних молитв можно высказывать на основании памятников XIV в., так как от этого времени уже имеется весьма много данных для этого. На основании этих последних можно видеть, что в XIV в. вместе с прежними списками молитв стали употребляться и новые, в которых, по словам того же Н.Одинцова 7 , число молитв в служебниках достигает уже до десяти и даже одиннадцати. При этом нужно иметь в виду, что по расположению молитв эти списки были разнообразны. В списке, например, с семью молитвами – первые четыре те, что имеются на тех же самых местах и в современном нам Служебнике, пятое место занимает молитва: «Благословен еси, Господи Вседержителю, сведый ум человечь», шестое – нынешняя молтива входа и седьмое – молитва на главопреклонение 8 . В списках, имеющих 10 и 11 молитв, нынешнее девятеричное число молитв добавляется молитвами: «Благословен еси, Господи Вседержителю» и молитвой прилежного моления 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Православное богослужение в переводе с греческого и церковнославянского языков. Книга 3. Последования Таинства Евхаристии: литургия св. Василия Великого, литургия Преждеосвященных Даров, литургия св. апостола Иакова Источник Книга 1 • Книга 2 • Книга 3 Издание подготовлено в московском Свято-Филаретовском православно-христианском институте проф.-свящ. Георгием Кочетковым с группой филологов. Эти переводы являются плодом многолетней научно-богословской и духовно-педагогической работы. Они выполнены с греческих и славянских источников. Они целиком ориентированы на существующую в Русской православной церкви традицию и могут служить уникальным пособием не только для студентов-богословов и катехизаторов, но и для всех ищущих явления полноты духа и смысла в богослужении христианской православной общины. В 3-ю книгу серии «Православное богослужение» вошли переводы с греческого языка на русский Литургии св. Василия Великого и Литургии преждеосвящённых даров (с приложением их церковнославянских текстов, сверенных по изданию: Служебник. М.: Издательский совет РПЦ, 2006), а также Литургии св. ап. Иакова. Приложение включает русские переводы прокимнов, аллилуариев и некоторых других текстов Постной триоди, Праздничной минеи, а также воскресных тропарей. В представленном в данном издании тексте Литургии св. Василия Великого из эпиклесиса убраны в квадратные скобки и даны петитом являющиеся неуместной интерполяцией слова «преложив Духом Твоим Святым». Прочие особенности чинопоследования в сравнении с общеупотребительной практикой совпадают с таковыми в чинопоследовании Литургии св. Иоанна Златоуста (см. предисловие к книге 2 настоящей серии). В чине Литургии преждеосвящённых даров молитвы Великопостной вечерни расположены в соответствии с обычным расположением светильничных молитв в Песненном последовании: молитвы (4)—(6) читаются не тайно во время чтения предначинательного псалма, как в нынешнем Служебнике, а после молитв (1)—(3). Наши богослужебные указания на Литургии преждеосвящённых даров учитывают обе указанные в Служебнике традиции: согласно одной святые дары изначально лежат на жертвеннике, а согласно другой — на престоле. Второй из этих вариантов, поскольку он не является изначальным в православной традиции, учтён в тексте, данном в квадратных скобках петитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Загробная жизнь Нас ожидает иной мир, где будет все иное 1 . Если бы из сырой и тесной темницы вывели нас в комнату, слегка освещенную, а оттуда в чертоги, обширнейшие мира, нами обитаемого, и блистательнейшие солнца, нас освещающего, тогда получили бы мы правильное понятие о трех жилищах, определенных человеку. Эти жилища: утроба матери, мир сей и небо, нас ожидающее. Девять месяцев проводим мы в первом жилище, пятьдесят или шестьдесят лет, более или менее, – во втором, а в третьем получаем истинную жизнь, потому что вступаем в вечность («Цветник духовный»). 2 . Все блага, какими человек наслаждается в этом мире, суть только малая капли из неисчерпаемого источника радостей, вкушаемых блаженными на небеси. 3 . Между славою настоящею и будущею такое же различие, какое между сновидением и действительностью. 4 . Сколько солнечный свет лучше светильничного, столько же, или еще гораздо более, будущий лучше нынешнего (св. Иоанн Златоуст ). 5 . Чего мы не в состоянии были бы сделать, если бы нам за особенное усилие предложили кучу золота? Мы могли бы сделать необыкновенно много; мы преодолели бы величайшие трудности. Но небо более золота (прот. Иоанн Толмачев ). Баня и печь, огнем раскаленная «Видишь человека, огневицею или горячкою мучимого; или, вшедши в баню, чувствуешь жар великий; или видишь пещь, огнем раскаленную. От сего огня приди умом до огня геенского, в котором некающиеся грешники без конца будут страдать. Это рассуждение научает тебя покаянием и слезами умилостивлять благость Божию, чтоб от той беды избавиться» (св. Тихон Задонский ). Человек в темнице «Видишь человека, в темнице заключенного, узами окованного, всего бледного, иссохшего. От сей темницы приди умом к вечной темнице адской, в которой осужденники за беззакония заключаются и света вовеки не увидят. Поэтому кайся за грехи свои, чтоб и тебе не прийти в то место мучения» (св. Тихон Задонский ). Собрание семян в житницу «Видишь земледельца, веющего семена свои, и семена в житницу собирающего, а плевелы вон изметающего. Так будет и в скончание века сего, как пишется: тогда верные и благочестивые люди, как пшеница в житницу, в небесное царствие внидут, а злые, как плевелы, извергнутся и ввергнутся в пещь огненную; ту будет плач и скрежет зубом ( Мф.13:40–42 ). Этот пример поощряет тебя весьма пещися о спасении своем, и не плевелом непотребным, но пшеницею быть» (св. Тихон Задонский ). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Καννες νυκτερινω ν ψαλμω ν. Вечерних («светильничных») три: 120, 140, 112. Часы: I, 74. 14; II, 29; III, 54; IV, 5; V, 7; VI, 40; VII, 31; VIII, 8; IX, 97; X, 95; XI, 104; XII, 55 (л. 11). Отмеченные курсивом псалмы общи с предыдущим памятником. Даже порядок псалмов остается неизменным 1710 . Таким образом, здесь однородные последования ночных часов. Часослов Синайской библ. 868 XIII-XIV в. заключает ту же систему 12 однопсалмых ночных часов (под именем κολουθα τη ς νυκτòς), после которых имеет полунощницу; каждый из первых 6 часов сотоит из псалма, тропаря с богородичным и молитвы, а последние шесть часов только из псалма и молитвы (12-й две молитвы). Псалмы: 74, 26, 55, 101, 7, 40, 31, 80, 91, 6, 95, 56 с 69. Тропари все нынешние седальны Октоиха на утрени, а богородичны – ныне отпустительные. Из молитв замечательно 1-я: «Господи Боже наш, Отче Истинного света, день просветивый небесным светом и ночь уяснивый зарями огненными (ныне на вечерни Пятидесятницы) и 6-я «Иже на всякое время» 1711 . Другие памятники делают попытки к концентрации этого слишком уже богатого богослужебного материала. Афоно0-Иверский Синаксарь в ркп. Тифлис. Церк.-археол. Муз. 222 XII в. назначает ночные часы в великий пост, причем они вставляются в повечерие, которое в свою очередь вставляется между 2 частями полунощницы 1712 . Состоят эти часы из 12 не названных псалмов с трисвятым и Господи помилуй после каждых двух 1713 . Здесь следовательно, 6 ночных часов. Афоно-Ватопедский Часослов. 350/984 XII в. между повечерием (уже трехчастным) и полунощницей имеет только две двухчастные молитвы ночи ( α λιταì τη ς εφρνης), т.е. собственно четыре ночных часа, но количество псалмов для них сохраняет то же – 12. Каждый час здесь с тремя псалмами (в последнем – два), тремя тропарями и молитвой. Псалмы 55, 139, 140, –40, 101, 138, –6, 31, 76, –86, 41. Тропари все покаянные, – большая часть ныне служит (с. 427) седальнами Октоиха на утрени. Из тропарей на второй службе два богородичных: «Всесвятая Богородице во время живота моего» и «Многая множества моих, Богородице, прегрешений» – тропари в последней части нынешнего повечерия 1714 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Чтобы судить о том, какой неустойчивостью в распорядке и в количестве молитв отличались наши древнейшие служебники, сделаем краткий обзор последних. Раньше XIII века не сохранилось служебников, в которых имелись бы утренние молитвы. Относительно же утренних молитв в Служебнике XIII века г. Одинцов замечает, что „в нем не было полного числа молитв, положенных читать священнику тайно, именно в нем не доставало молитв, читаемых в настоящее время четвертой, шестой, седьмой, девятой и десятой». „О молитвах же, читаемых в настоящее время первой, второй, третьей, пятой, восьмой, одиннадцатой и двенадцатой, нельзя сказать определенно, по его мнению, читались ли они непосредственно одна за другой, так как только над последней молитвой, мы находим надпись: „молитва егда поют слава» (т.е. Слава в вышних Богу) и следовательно, только относительно этой молитвы мы можем сказать определенно когда она читалась» 1 . В XIV веке были памятники с 9 молитвами. Первые четыре молитвы следовали в том же порядке, как и в настоящее время, но с пятой начинается другой порядок: пятой была нынешняя десятая, шестой – пятая, седьмой – шестая, восьмой – одиннадцатая, которая иногда надписывалась: „на девятой песни», девятая – „на главопреклонение» 2 . Нам известны от этого времени служебники с 11 молитвами, которые расположены в том же порядке, как и в нынешних печатных служебниках, за исключением девятой молитвы, занимающей здесь одиннадцатое место 3 . В служебниках с 12 молитвами распорядок молитв тот же, что и ныне, кроме девятой, вместо которой на двенадцатом месте стоит молитва на главопреклонение 4 . Есть памятники, в которых ясно указывается время, когда должна читаться та или другая молитва . Здесь распорядок молитв до девятой тот же, что и в нынешних служебниках: девятое место занимает нынешняя десятая молитва, десятое – одиннадцатая, одиннадцатое – двенадцатая, а двенадцатое – молитва на главопреклонение. Девятая молитва надписывается: „молитва егда поют: „Помилуй» или „молитва 50-му псалму», десятая: „егда поют: Хвалите Господа» и одиннадцатая: „молитва Слава в вышних» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

произносит положенные молитвенные возгласы, соотв. нынешней ектении) за оглашенных, за обуреваемых (с. 148) ( χειμαζυμνων) 610 , за просвещаемых, за кающихся, как мы выше сказали (т.е. в чине литургии). По отпущении же их диакон скажет: «Елицы вернии помолимся Господу», и по возглашении им заключающегося в первой молитве ( τà τη ς πρτις εχη ς, разумеется молитва диакона в чине литургии, соответствующая нынешней великой ектении и близкая к ней) скажет»... Следует с надписанием: «Возглашение светильничное " ( προσφνησις πιλχνιος) ряд возгласов, близких к нынешней просительной ектении 611 , начинающихся «Спаси и возстави нас, Боже: вставши помолимся»..., что указывает на предыдущую коленопреклонную молитву 612 . За возгласами (просит. ектенией) диакона следует молитва епископа, начинающаяся: «Безначальный Боже и безконечный, Творче всего», которая просит Бога, создавшего день и ночь, зарю и солнце и проведшего нас через день к началу ночи, принять вечернее благодарение, подать нам мирный вечер и безгрешную ночь и сподобить вечной жизни (близка к 3-й части 1-й молитвы Пятидесятницы). После этого произносится епископом еще молитва руковозложения, предваряемая возгласом диакона: «Приклонитесь к руковозложению»; эта молитва просит Бога , устроившего человека, поставившего его во главе земных обитателей и учредившего среди людей начальников ( ρχοντες) и иереев, преклониться к преклонившим Ему выи сердца. явит им лице свое и благословит их через Христа. Служба оканчивалась возгласом диакона: «Изыдите в мире». По сравнению в единственным дошедшим до нас полным чином суточного богослужения от III в., именно утреней в «Завещании (Testamentum) Господа нашего Иисуса Христа», 613 этот чин богослужения, принадлежащий и той же приблизительно церкви, если не короче, и не проще, то, по-видимому, нисколько не длиннее и не сложнее. Но надо принять во внимание, что настоящий чин почти исключительно (если не считать начального псалма, которого нельзя было не упомянуть) указывает священнослужительские молитвы на богослужении (как нынешний служебник).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В количестве 8 и с указанною избыточествующею молитвою имеет светильничные молитвы и ряд первых печатных изданий Служебника, начиная с Московского издания 1602 г. и Стрятинского 1604 г. и кончая Московским 1652 г. Но в Служебнике Киевского издания 1629 г. митр. Петра Могилы о молитве «Благословен еси Боже Вседержителю, сведый ум человечь» (5-й) сделано замечание: «сия молитва в греческом несть, от негоже сей звод исправися, ты же чти, аще хощеши». Впервые эта молитва опущена, и светильничные молитвы окончательно приняли нынешний свой состав в количестве 7, в Московском Служебнике 1655 г. Но в южнорусских изданиях до конца XVIII b. удерживалась указанная молитва с вышеприведенным замечанием митр. Петра Могилы (есть в Черниговском изд. 1797 г.) [ 243 ]. ВЕЛИКАЯ ЕКТЕНИЯ Ектения Первою ектениею на важнейших суточных службах служит ектения великая ( συναπτ μεγλη), называвшаяся в древности еще τ ειρηνικ, «мирные», т. е. прошения (αιτματα, см. Вступит. гл., с. 345). От трех других видов ектений она отличается полнотою содержания: не говоря о малой ектении, представляющей простое сокращение великой, — тогда как сугубая ектения молится исключительно о лицах, а просительная о нуждах безразлично к лицам, великая соединяет то и другое моление, так что сугубая и просительная являются только дальнейшим раскрытием ее содержания, отчего она и поставлена в самое начало службы. Кроме того, от других ектений она отличается возвышенностью и как бы таинственностью содержания. Свое моление она начинает не с каких-либо частных и обыденных, хотя бы духовных нужд, а с того вышнего (τς νωθεν) мира, который апостол называет «превосходящим всякий ум» [ 246 ]. С этих поистине надоблачных высот великая ектения в своих 14 прошениях (с возгласом 15) постепенно спускается к более и более близким нам кругам: к миру, к Св. Церквам [ 247 ], их предстоятелям и служителям [ 248 ], к светской власти [ 249 ], нашему граду (или обители) и стране и их нуждам, к наиболее нуждающимся в Божией помощи («О плавающих» — исчисление по восходящей тяжести положения) [ 250 ] и только в самом конце к нам самим. Моление заканчивается призывом обратиться за ходатайством в нуждах наших, о которых молились мы, к святым, и особенно к Богоматери, к Которой прилагаются те же 7 высоких титулов, какие прилагаются к ней в литургийном возгласе «Изрядно о Пресвятей» (почему, см. ниже), обратиться в сладостной и покойной надежде на исполнение молитвы. Заключением к ектении является прославление, в котором слава Божия выставляется и как высшее основание для исполнения нашего прошения (как и вообще слава Божия основание и цель мира) [ 251 ] и которое, как высший, ангельский род молитвы (см. Вступит. гл., с. 27), заключающий притом именование Пресв. Троицы (там же, с. 17), произносит сам священник. История великой ектении. Ектения в 1 Клим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

библ. 213 XI в., Барбериновой 88 XIII в. и Требник Моск. Синод. библ. 675/371 XIV-XV вв. имеют «после прокимна и Господь помилуй» следовательно, молитвы: 1) «молитва (1-го) антифона, на котором поется «Молитвами Богородицы»: «Благословен еси Господь Боже нас, просветивый день светом солнечным».... (тождественная с одной из нынешних молитв Пятидесятницы): с возгласом «Твое бо есть еже миловати»... 2) Молитва антифона (2-го), на котором поется Единородный Сыне: «Господи избавлей нас» (с. 381) (тождественная с молитвою Пятидесятницы и вел. повечерия) с возгласом «Благоволением и благостию»... 3) Молитва антифона (3-го) трисвятого: «Боже великий, вечный».... (заключающая и прошение о достойном воспевании трисвятого), с возгласом: «Яко свят еси»... 4) Молитва оглашенных по трисвятом: «Боже тайная сведый»... с возгласом «Да и тии с нами»... 5) Молитва верных 1-я «Господи Боже наш и ныне»... с центральным прошение об облечении нас во всеоружие Духа Святого на духов злобы и с возгласом: «Яко тебе подобает»... 6) Молитва верных 2-я «Господи Боже в неприступнем обитаяй свете»... с прошением о просвещении очей душ наших и с возгласом «Яко Твоя держава», 7) Молитва или отпуст «Боже великий и вышний»..., тождественная с нынешней 7-й светильничной с возгласом «Яко благ и человеколюбец»... 8) Молитва главопреклонения нынешняя с возгласом «Буди держава»... К этому ряду молитв некоторые памятники (Илитарий или Кондакион Синайск. библ. 956 X в., упомянутые Евхологий Париж. национ. библ. 213 XI в. и Требник Моск. Синод. библ. 371/675 XIV-XV вв.) присоединяют еще три: а) «молитва, глаголемая в скевофилакии склада ( καταγρων – в ризнице)», которую указано произносить после возгласа «С миром изыдем», заключающая прошение соделать нас сосудами священными, с возгласом «Яко свят еси»... б) «молитва, глаголемая в великом баптистерии (крещальне) по конце вечерни», заключающая благодарение Богу, сподобившему нас жребия святых, избавившему от власти тьмы и поставившему в царство любви своей; после «Мир всем», «Главы ваша»...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

библ. XI b., Барбериновой XIII b. и Требник Моск. Синод. библ. XIV–XV вв. имеют «после прокимна и Господи помилуй» следующие молитвы: 1) «молитва (1-го) антифона, на котором поется «Молитвами Богородицы»: «Благословен еси Господь Боже наш, просветивый день светом солнечным…». (тождественная с одной из нынешних молитв Пятидесятницы): с возгласом «Твое бо есть еже миловати…»; 2) Молитва антифона (2-го), на котором поется Единородный Сыне: «Господи избавлей нас» (тождественная с молитвою Пятидесятницы и Великого повечерия) с возгласом «Благоволением и благостию…»; 3) Молитва антифона (3-го) Трисвятого: «Боже великий, вечный…», (заключающая и прошение о достойном воспевании Трисвятого), с возгласом: «Яко свят еси…»; 4) Молитва оглашенных по Трисвятом: «Боже тайная сведый…» с возгласом «Да и тии с нами…»; 5) Молитва верных 1-я «Господи Боже наш и ныне…» с центральным прошением об облечении нас во всеоружие Духа Святаго на духов злобы и с возгласом: «Яко тебе подобает…»; 6) Молитва верных 2-я «Господи Боже в неприступнем обитаяй свете…» с прошением о просвещении очей душ наших и с возгласом «Яко Твоя держава»; 7) Молитва или отпуст «Боже великий и вышний…», тождественная с нынешней 7-й светильничной с возгласом «Яко благ и человеколюбец…»; 8) Молитва главопреклонения нынешняя с возгласом «Буди держава…». К этому ряду молитв некоторые памятники (Илитарий или Кондакион Синайск. библ. Х в., упомянутые Евхологий Париж. национ. библ. XI b. и Требник Моск. Синод. библ. XIV–XV вв.) присоединяют еще три: а) «молитва, глаголемая в скевофилакии склада (καταγρων — в ризнице)», которую указано произносить после возгласа «С миром изыдем», заключающая прошение соделать нас сосудами священными, с возгласом «Яко свят еси…»; б) «молитва, глаголемая в великом баптистерии (крещальне) по конце вечерни», заключающая благодарение Богу, сподобившему нас жребия святых, избавившему от власти тьмы и поставившему в царство любви своей; после «Мир всем», «Главы ваша…»; еще в) молитва, заключающая благодарение за возрождение водою и Духом в прошение охранить в нас благодать крещения с возгласом «Яко ты еси Бог нас, Бог еже миловати…» [ 16 ] Таким образом верующие сопровождались молитвами при выходе из церкви до самой паперти; замечательно, что и по Амвросианскому чину есть на вечерне и утрени особые молитвы и респонсории in baptisterio (см.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Если же день обыкновенный, литии не бывает, а отпустительный произносится. когда иерей выходит как бы на литию и становится позади амвона, при пении Богородице Дево. После этого иерей возглашает: Господу помолимся. Яко ты еси просвещение наше Христе Боже наш и Тебе славу возсылаем… Последняя из всех молитв — молитва главопреклонения и отпуста, так и на утрени и на всякой службе» [ 15 ]. Иерусалимская рукопись не говорит о молитвах священника в чине вечерни, очевидно потому что это не входило в ее задачу. Симеон Солунский указывает на продолжении вечерни три молитвы на определенных местах: на 1-м псалме, на входе и молитву главопреклонения и отпуста, а четвертую «Господи милосерде и милостиве» приводит в качестве примера того, что и «прочие молитвы вечерни имеют мысли применительно к псалмам антифонов и выражения заимствуют из них». Следовательно, и Симеон Солунский не ставил себе целью указывать всех молитв священника на вечерне. Восполнением его здесь могут быть древние Евхологии, которые, не давая чина вечерни, как и утрени, приводят только молитвы священника на той и другой службе, причем во многих их этих Евхологиев имеется в виду именно песненная вечерня и утреня, как показывают надписания молитв. Хотя большинство из этих молитв тождественны с нынешними светильничными, тайно читаемыми священником на предначинательном псалме, но надписываются они в некоторых Евхологиях IX–XIII вв.очень характерно: «молитва 1-го антифона» (нынешняя 1-я светильничная), «молитва 2-го антифона» (нынешняя 2-я), и т. д.; нынешняя молитва входа надписывается большей частью «молитва 8 антифона пред Господи воззвах». Вслед за этими 8 молитвами некоторые Евхологии имеют еще второй ряд молитв, иногда с новым счетом антифонов, причем определенно указывается на так называемые у св. Симеона Солунского (как и в списках Типикона Великой Церкви IX–X b.) «малые антифоны». Так Евхологий Барбериновой библиотеки в Риме VIII–IX b., Криптоффератский так называемый Виссарионов IX b., Синайской библ. Х в., Парижской Национ.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

  001     002    003    004