Разделение науки о христианской нравственности Часть первая. Религиозная сущность нравственности и Богооткровенный нравственный закон Божий Догматические основы христианского нравоучения Значение веры в нравственной деятельности Христинина Значение церкви для нравственной деятельности христианина Цель христианской жизни Путь христианской жизни Норма нравственной христианской жизни Психологические условия нравственных деяний О психологической природе нравственного чувства О природе нравственного закона вообще Естественный нравственный закон Совесть Недостаточность естественного закона в падшем человеке Понятие об откровенном нравственном законе Откровенный нравственный закон Моисея Евангельский новозаветный нравственный закон Совершенство евангельского нравственного закона Заповеди Христа о блаженстве Сущность евангельских заповедей Основной источник христианской нравственности О побуждениях к исполнению нравственного закона Добро и зло в нравственной природе человека Добродетель Естественная и христианская добродетель Единство добродетели Грех Нравственное вменение Личность Спасителя – как живой идеал нравственного совершенства Основы православно-христианской аскетики Часть вторая. Частное учение об обязанностях и добродетелях христианина Общие соображения об обязанностях христианина Обязанности христианина по отношению к Богу Вера в Бога Надежда на Бога Любовь к Богу Богопочитание. Молитва Общественное Богослужение Нравственное значение церковных таинств Почитание храма и праздников Пост Клятва Обеты Общие обязанности христианина по отношению к самому себе Частные обязанности христианина по отношению к самому себе. Воспитание ума, чувства и воли. Воспитание эстетического чувства Попечение христианина о теле Отношение христианина к своему общественному положению Перенесение скорбей Общие обязанности христианина к ближним Обязанности к ближним, как членам общества О сущности православного русского самодержавия Частные обязанности подданных государства Приложение О православно-христианском нравственном воспитании детей дошкольного возраста Плачьте!... Посвящается памяти Ф. М. Достоевского. Отлучение Льва Толстого от Православной Церкви  

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

Протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев, как профессор нравственного богословия в СПб. Духовной Академии Источник (по поводу исполнившегося 50-летия со дня окончания им академического курса). В списке магистров XVIII-ro курса спб. духовной академии, окончивших последнюю в 1849 г., первое место занимает «Иван Янышев» 1 . Это – и поныне здравствующий о. протопресвитер придворного духовенства Иоанн Леонтьевич – доктор богословских наук. 50-летний период, истекший со времени окончания достопочтенным о. Иоанном Леонтьевичем академического курса, стадия огромная в скоротечной человеческой жизни. В течении этого периода о. Иоанн Леонтьевич заявил о себе в различных сферах деятельности и с разнообразных сторон 2 . Обозрение последней, во всем её объеме, дело и в высшей степени трудное, и, как всякому решительно ясно, вполне преждевременное. И если мы в настоящий раз решаемся коснуться деятельности достопочтенного о. Иоанна Леонтьевича, то имеем на это особые, так сказать, экстра-ординарные причины, с одной стороны, и, с другой, намерены несколько осветить лишь одну из многочисленных сторон этой деятельности. Особо уважительными причинами, о которых мы только-что упомянули, является наше желание хоть чем-либо почтить высокоуважаемого о. протопресвитера по поводу исполнившегося 50-летия со дня окончания им академического курса. Выбор же наш для характеристики той именно стороны деятельности его, о которой, т. е., стороне, ниже будет речь, объясняется особою её близостью к нам: нам выпала высокая честь быть одним из преемников о. протопресвитера на кафедре нравственного богословия в спб. духовной академии, одним из хранителей тех преданий, какие он оставил в наследие потомками. Подобная забота о хранении того духа в деле преподавания нравственного богословия в нашей академии, какой вдунул в него досточтимый о. Иоанн Леонтьевич, для нас лично тем более священна, что мы в свое время удостоились быть в числе академических слушателей – учеников его, при том, согретых особенным, дорогим для нас, его вниманием.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

священник Максим Никулин Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» Источник Святитель Кирилл, архиепископ Александрии Египетской (около 375–444 гг.) был одним из величайших экзегетов и богословов своего времени. Он также являлся одним из наиболее известных представителей александрийской богословской школы. Святитель оставил нам колоссальное письменное наследие, большую часть которого представляют собой экзегетические сочинения. В своих многочисленных творениях свт. Кирилл полемизирует с арианами, язычниками, иудеями, несторианами. Святитель был наиболее пламенным противником Нестория на Вселенском Соборе в Эфесе (431 г.). В то же время, миафизитские богословы (исповедующие одну природу во Христе) опирались на авторитет святого отца, чтобы аргументировать свое учение. Содержание Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» Источники и литература Источники Литература Сокращения     Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» «Толкование на Послание к евреям» свт. Кирилла Александрийского 1 (далее – «Толкование») сохранилось только во фрагментах, однако его существование засвидетельствовано несколькими позднейшими авторами, именующими его «πμνημα/ρμηνεα τς (Παλου) πρς βραους (πιστολς)» и цитирующими его отрывки. В частности, этот труд святителя цитируют епископ Александр Иерапольский (432 г.), «Синодик Рустика», Феодорит Кирский , Севир Антиохийский, Леонтий Иерусалимский , Леонтий Византийский , св. Юстиниан, Факунд Эрмианский, Деяния Латеранского собора (649 г.), прп. Анастасий Синаит , автор «Учения отцов», свт. Никифор Константинопольский , свт. Фотий Константинопольский , Дионисий бар Саливи. Однако большинство фрагментов «Толкования» обнаружены в библейских катенах (главным образом, в кодексах Куаслена 204 и Парижском 238, опубликованных Дж. Э. Крамером 2 , а также в Миланском кодексе Е63, использованном А. Маем) и в догматическом флорилегии «Печать веры», опубликованном К. Термекертчаном 3 . Библейские катены – это собрание отрывков, взятых из произведений отцов Церкви и других авторов, комментирующих тот или иной библейский стих. Догматический флорилегий – это сборник фрагментов отцов Церкви и других авторов, доказывающих тот или иной аспект христианского учения. На основании этих источников фрагменты «Толкования» свт. Кирилла были изданы А. Маем 4 (переиздано Ж.-П. Минем 5 ), Ф. Э. Пьюзи 6 и Ж. Лебоном 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Глава I. Содержание христианской нравственности 1. Название науки, основные моменты ее содержания Название науки, основные моменты ее содержания: наука Нравственное богословие, предмет ее исследования – нравственность и источник раскрытия – богословие; сущность духовно-нравственной природы человека, природа семьи и Церковь ; порядок изучения Нравственного богословия: усвоение естественных нравственных основ самой природы человека и сверхъестественного закона, данного в Божественном Откровении. Примирение человека с Богом, участие в нем двух сил; благодатные средства Церкви Христовой. Какая наука говорит об основах христианской нравственности? Что данная наука говорит об этом? Об основах христианской нравственности говорит наука, именуемая Нравственное богословие. В ее названии кроется указание на предмет исследования (нравственность) и на главный источник, с помощью которого этот предмет раскрывается (богословие). Нравственное богословие охарактеризовывает свой предмет, показывая сущность духовно-нравственной природы человека, созданного по образу и подобию Божию, как об этом говорят первые страницы Библии ( Быт. 1, 25; 2, 7 ), а также сущность природы семьи и Церкви, в которых человек обитает и с членами которых он постоянно взаимодействует. Какой систематический порядок изучения предлагает нам наука Нравственное богословие? Нравственное богословие предлагает нам систематическое усвоение, во-первых, христианского понимания естественных общечеловеческих нравственных основ, имеющих место в самой природе человека: нравственного чувства, совести, нравственной свободы и других, действующих в духе-душе человека и подтверждающих существование естественного нравственного закона и его особенностей. Во-вторых, Нравственное богословие говорит о сверхъестественном законе, данном человеку в Божественном Откровении. Раскрывая содержание богооткровенного закона, наука показывает его тесную внутреннюю связь с естественным нравственным законом, ибо «принципиально они – одно и то же» 1 , и отмечает его благотворное влияние на естественный нравственный закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Размышляя на тему о нравственном возрождении, мы невольно сталкиваемся и с вопросом об аскетизме: это – два существенно-важные, с точки зрения науки нравственного богословия, вопроса: вопрос о нравственном возрождении и вопрос об аскетизме. Вопросы эти, центральные в науке нашей, для общественного сознания представляются всего менее ясными, малоинтересными и нудно-скучными темами, над выяснением которых работает мало популярная в обществе богословская наука. И то самое общество, которое охотно слушает вещания поэтов о необходимости для служения высокой общественной идее духовного перерождения её носителя; общество, которое способно понять, что для высокой миссии – по призванию Божию „глаголом жечь сердца людей“ – нужно носителю этой миссии иметь особо зоркое зрение, и чуткий слух, и „угль, пылающий огнем“ на месте сердца, и „жало мудрыя змеи“ – на месте празднословной и лукавой мысли и речи, и мужественную, неробкую волю для того, чтобы, читая „в очах людей страницы злобы и порока“, иметь решимость „провозглашать им любви и правды чистые ученья“, не боясь покивания глав и позорных кличек и даже представляя возможность прямого гонения и подчас смертельных опасностей, бесславия и уничижения, – это самое общество почти неспособно понять, что начала христианского аскетизма и его учение о нравственном возрождении человека имеют целью сродную с задачами пророка и христиански-настроенного поэта, но безмерно превосходящую их по своему премирному смыслу, исключительно высокую миссию подготовления духа человеческого ко вступлению в вечное Царство Божией славы. А с точки зрения науки нравственного богословия – выяснение вопроса о нравственном возрождении по учению отцов-аскетов представляет собою по преимуществу верный путь для разрешения этого вопроса, ибо вопрос о внутреннем возрождении человека к вечному общению с Богом был для отцов-аскетов вопросом их исключительной облагодатственной жизни, а самый аскетизм в его творениях есть важнейший источник православно-христианского нравственного богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Sokolov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Проблема духовно-нравственного воспитания личности в контексте светских и христианских традиций Доклад на конференции сообщества " ДелоРус " " Пути собирания Русского Мира " , проходившей в рамках международного форума " Отечественные традиции предпринимательства и благотворительности " 01.06.2009 1101 Время на чтение 14 минут Переустройство системы образования в современности, многолетнее забвение и игнорирование богатейшего духовного и педагогического опыта накопленного РПЦ за всю историю России, проблема возрождения духовных школ и возвращение к утраченному педагогическому православному наследию наших предков заставляет серьёзно задуматься о сохранении, распространении ценностей отечественной педагогической культуры. В последнее время отмечается резкое падение нравов в обществе и размывание духовно- нравственных ориентиров. В связи с этим многие учёные отечественной педагогики проявляют неподдельный интерес к педагогическому наследию Русской Православной Церкви и на ряду с этим, к наследию русских православных философов, антропологов, педагогов. Это обусловлено необходимостью постоянного научного поиска направленного на созидание нашего общества, на возвращение к духовно- нравственным идеалам, которые позволят ослабить социальную напряженность, положительно повлиять на систему современного отечественного образования. Учеными активно изучается наследие ученых-богословов таких, как свт. Феофана Затворника, св.прав. Иоанна Кронштадтского, протоиерея Василия Зеньковского, священника Георгия Флоровского, архимандрита Иоанна (Маслова), святителя Тихона Задонского, И.А.Ильина, Н.О. Лосского, К.Д.Ушинского, С.Л. Франка и многих других Существующая проблема современного духовно-нравственного воспитания и образования определяется прежде всего тем, что многие аксиологические понятия, необходимые для плодотворного достижения целей образования, были сознательно вычеркнуты из системы педагогических знаний. Традиционные идеалы формирования нравственных основ личности через призму культурообразующей религии нашего народа, входящие в состав духовных ценностей личности, утратили в современных условиях свое исконное значение, непосредственно связанное с верой и религией, и потому не являются практически значимыми категориями в современном образовании и воспитании.

http://ruskline.ru/analitika/2009/06/01/...

«Начертание христианского нравоучения. Общие рассуждения и положения о нравственно-христианской жизни» — учебник по нравственному богословию, составленный святителем Феофаном Затворником. «Начертание наше имеет две части: в первой содержатся общие рассуждения и положения о нравственной и нравственно-христианской жизни; а во второй излагается сама жизнь христианина, как ей следует быть, или предлагаются правила жизни христианина как христианина и как лица, находящегося иногда в разных состояниях и положениях», — как пишет сам Феофан Затворник. «Начертание христианского нравоучения» имеет следующие разделы: Основы христианской жизни; Характеристические черты христианской деятельности как нравственной; Последствия и плоды доброй христианской жизни и жизни, противоположной ей; Заповеди и правила жизни, обязательные для христианина, как христианина; Заповеди и правила жизни, обязательные для христианина по тем положениям и отношениям, в каких приходится ему бывать в настоящей жизни. «В “Начертании христианского нравоучения” изображены обязательные для нас чувства и расположения, но этим сказано далеко не всё, потребное к устроению своего спасения. Главное дело у нас — действительная жизнь в духе Христовом», — начинал Феофан Затворник свою знаменитую книгу «Путь ко спасению», как бы продолжение «Начертания христианского вероучения». Группа Вконтакте Facebook группа Начертание христианского нравоучения Святитель Феофан Затворник Начертание христианского нравоучения. Общие рассуждения и положения о нравственно–христианской жизни " В «Начертании христианского нравоучения» изображены обязательные для нас чувства и расположения, но этим сказано далеко не все, потребное к устроению своего спасения. Главное дело у нас действительная жизнь в духе Христовом. " Свт. Феофан Затворник Часть 1 Введение 1) Христианство есть домостроительство нашего спасения в Господе Иисусе Христе. Так как человеку нельзя спастись без Бога, а Богу нельзя спасти человека без человека, то христианская вера учит с одной стороны тому, что Бог сделал для спасения человека, с другой — тому, что должен делать сам человек, чтобы улучить спасение.

http://predanie.ru/book/86160-nachertani...

Новости В рамках Рождественских чтений обсуждаются проблемы, связанные с преподаванием курса духовно-нравственной культуры 16.02.2009 23:38 Москва, 16 февраля, Благовест-инфо. Вопросы, связанные с преподаванием в школах духовно-нравственной культуры (ДНК), обсуждали участники пленарного заседания «Православная культура и современное образование», прошедшей в рамках XVII Рождественских образовательных чтений. Заседание состоялось совместно по первому и второму направлениям работы Рождественских чтений – «Православное воспитание и образование» и «Школа в XXI веке». Форум прошел в конференц-зале Синодальной библиотеки Московского патриархата в Андреевском монастыре; его работу курировали архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, протоиерей Борис Даниленко, настоятель Патриаршего подворья в бывшем Андреевском монастыре, председатель Комиссии по православным общеобразовательным учебным заведениям Московской епархии, официальный представитель РПЦ в рабочей группе по проблемам изучения истории и культуры религии (Православия) в системе образования при Министерстве образования и науки РФ, кандидат богословия. Один из основных докладов сделал почетный председатель заседания, управляющий делами Московской патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. Рождественские чтения, на котором епископы, священники, монашествующие, миряне в свободной форме обсуждают интересующие их вопросы, являют пример того, что «не существует разрыва» между монашествующими и мирянами, сказал митрополит Климент.  Образование – неотъемлемая часть любого цивилизованного общества, подчеркнул далее митрополит, образование не сводится к заучиванию постулатов. Термин «образование» содержит в себе слово «образ», что указывает на формирование внутреннего мира человека. Главная цель – «закрепить идеальный образ». Митрополит Климент подчеркнул, что христианская вера не может служить препятствием к получению научных знаний, равно как и прогресс точных наук не препятствует вере; верующими были многие физики и математики. «Минувший ХХ век, оставивший печальное наследие, показывает, насколько опасно научное знание в отрыве от нравственных духовных ценностей», -- сказал митрополит Климент. Сейчас число проблем, порождаемых интеллектуальным знанием, будет увеличиваться, -- генная инженерия, искусственный интеллект и другие. Решить эти проблемы в отрыве от нравственности невозможно, отметил иерарх.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Богословские сочинения Архиепископ Иннокентий  (в миру Иван Алексеевич Борисов ;  15 (27) декабря 1800 , Елец , Орловская губерния  — 26 мая (7 июня ) 1857 , Одесса ) — епископ  Православной Российской Церкви ; с 24 февраля 1848 года  архиепископ Херсонский и Таврический. Член Российской академии  (1836 ). Член Святейшего Синода  с 26 августа 1856 года . Знаменитый проповедник. Богословские сочинения свт. Иннокентия Херсонского, вместе образующие целостное учение: О Боге вообще. Учение о Боге вообще — в Самом Себе. Учение о Боге троичном в Лицах, или о Святой Троице. Учение о сотворении мира. О Промысле и Провидении. О существах, высших человека, или о духах. О Боге вообще - как Учредителе Царства нравственного или Небесного Вступление   Чтобы исчерпать обширный предмет сей, нужно обратить внимание на следующие главные пункты его: Во-первых, рассмотреть самое Существо Божие, в Котором находится существо и основание всего мира. Существо Божие имеет две стороны: единство природы и троичность Лиц. Отсюда нужно рассмотреть: I) Бога в Самом Себе, Его свойства и действия; и II) Бога в трех Лицах (учение о Святой Троице). Первая из сих двух частей есть философская - естественная, ибо и разум учит о Боге вообще и Его свойствах; последняя часть есть собственно христианская. После должно, во-вторых, показать, как произошел от Бога мир вообще. Хотя, мы говорим о царстве нравственном, однако не можем не коснуться и мира физического, ибо он есть условие мира нравственного, есть поприще действий существ разумных. Это мирословие не есть значения собственно религиозного; оно есть богословская физика, но в системе богословия оно необходимо. В-третьих, сказав о происхождении мира вообще, скажем потом о существах нравственных в частности: сперва об Ангелах, а потом о человеке -его происхождении и первобытном состоянии. Наконец, в-четвертых, об отношении царства нравственного к Богу или о Промысле. Из сего составится учение о Боге как Учредителе Царства Небесного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

Проблемы, связанные с преподаванием курса духовно-нравственной культуры, обсуждаются на Рождественских чтениях Москва, 17 февраля 2009 г. Вопросы, связанные с преподаванием в школах духовно-нравственной культуры (ДНК), обсуждали участники пленарного заседания «Православная культура и современное образование», прошедшей в рамках XVII Рождественских образовательных чтений, сообщает Благовест-инфо . Заседание состоялось совместно по первому и второму направлениям работы Рождественских чтений – «Православное воспитание и образование» и «Школа в XXI веке». Форум прошел в конференц-зале Синодальной библиотеки Московского Патриархата в Андреевском монастыре; его работу курировали архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, протоиерей Борис Даниленко, настоятель Патриаршего подворья в бывшем Андреевском монастыре, председатель Комиссии по православным общеобразовательным учебным заведениям Московской епархии, официальный представитель Русской Православной Церкви в рабочей группе по проблемам изучения истории и культуры религии (Православия) в системе образования при Министерстве образования и науки РФ, кандидат богословия. Один из основных докладов сделал почетный председатель заседания, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. Рождественские чтения, на котором епископы, священники, монашествующие, миряне в свободной форме обсуждают интересующие их вопросы, являют пример того, что «не существует разрыва» между монашествующими и мирянами, сказал митрополит Климент. Образование – неотъемлемая часть любого цивилизованного общества, подчеркнул далее митрополит, образование не сводится к заучиванию постулатов. Термин «образование» содержит в себе слово «образ», что указывает на формирование внутреннего мира человека. Главная цель – «закрепить идеальный образ». Митрополит Климент подчеркнул, что христианская вера не может служить препятствием к получению научных знаний, равно как и прогресс точных наук не препятствует вере; верующими были многие физики и математики. «Минувший ХХ век, оставивший печальное наследие, показывает, насколько опасно научное знание в отрыве от нравственных духовных ценностей», - сказал митрополит Климент. Сейчас число проблем, порождаемых интеллектуальным знанием, будет увеличиваться, - генная инженерия, искусственный интеллект и другие. Решить эти проблемы в отрыве от нравственности невозможно, отметил иерарх.

http://pravoslavie.ru/29324.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010