Скачать epub pdf Том II Том III Том первый (общий или основоположительный) Содержание Предисловие Введение I. Определение нравственного богословия как науки II. Нравственность и религия III. Нравственность и право, право и религия IV. Отношение нравственного богословия к догматике и к нравственной философии V. Значение и важность нравственного богословия VI. Исторический очерк науки нравственного богословия VII. Источники, метод и разделение науки нравственного богословия Часть первая. О внутренней сущности нравственности вообще и об общих началах нравственности христианской VIII. Свобода воли человеческой IX. Внутренний, или естественный, нравственный закон X. Совесть XI. Недостаточность естественного нравственного закона в падшем человеке XII. Краткий очерк нравственных воззрений в языческих религиях XIII. Нравственные воззрения философские – деизма, пантеизма и материализма Часть 2. Так называемые научные теории нравственности XIV. Мораль эвдемонизма, или утилитаризма XV. Этический эволюционизм. Эволюционно-монистическая этика XVI. Моральные системы сенсуализма XVII. Автономная мораль Канта XVIII. Этика современного индивидуализма XIX. Положительный, или откровенный, нравст­венный закон XX. Номизм и антиномизм XXI. Любовь как главное начало христианской нравственности XXII. О побуждениях к исполнению нравственного закона XXIII. Добродетель XXIV. Грех XXV. Нравственное вменение XXVI. Жизнь Иисуса Христа как образец и пример нравственной жизни Часть 3. Благодать Божия как сила, вспомоществующая нравственному усовершенствованию XXVII. Дух благодати и действия ее в деле возрождения человека. XXVIII. Обращение XXIX. Ход нравственной жизни после обращения. – Возрасты духовной жизни и отличительные свойства каждого из них. – Неодинаковость степеней нравственного совершенства по различию духовных дарований. – Цель всех нравственных стремлений христианина и безграничность этих стремлений Краткая историческая справка авторе книги     Предисловие Предлагаемый труд – это результат более чем пятилетних занятий наших на кафедре богословия в Императорском Харьковском Университете. Если бы кто поинтересовался спросить, почему мы в своих лекциях студентам из всей совокупности богословских наук 1 остановились именно на нравственном богословии, тот может найти для себя ответ в нижеследующих наших соображениях 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Введение Нравственное богословие как дисциплина В системе богословского образования Нравственное богословие является одной из богословских дисциплин, предмет исследования которой составляет учение Церкви о нравственном сознании и нравственном поведении человека. Нравственное богословие занимается изучением всего того, что происходит на внутреннем горизонте человеческой личности и что ориентирует человека в осуществлении правильного выбора в области нравственных смыслов и ценностей. Нравственное богословие раскрывает в этических понятиях и терминах реальность человеческого существования и оценивает это существование с точки зрения нравственного блага и вечного назначения человека. Нравственное богословие исходит из предпосылки, что человеческое существование заключает в себе два основных и важнейших элемента: мировоззрение и реальную жизнь. Мировоззрение определяется воспитанием и образованием, то есть интеллектуальным, нравственным и религиозным формированием; реальная жизнь определяется умением поступать в соответствий с верой и в согласии с нравственными убеждениями. Христианское учение о человеке, как необъятно грандиозная мировоззренческая система, содержит в качестве важнейшего компонента этику, а христианская жизнь, как неисчерпаемое по глубине и богатству бытие, представляет собой процесс становления и формирования человеческой личности, стремящейся к совершенству и святости на основе самых принципиальных и общих положений христианской этики. Нравственное богословие – это учебная дисциплина, излагающая в систематическом порядке понятия об основных категориях этики в их библейском и богословском освещении и раскрытии, это система христианской этики, или христианское учение о морали. Нравственное богословие создает мировоззренческие предпосылки и глубокую теоретическую основу для нравственного благовестия Церкви. В системе богословского образования Нравственное богословие имеет исключительно важное значение для формирования богословских воззрений на нравственную природу человека, на достоинство человеческой личности и на евангельский нравственный идеал, достигаемый человеком в состоянии обожения и святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

Скачать epub pdf Глава 17. Понятие о совести в рамках Пастырского богословия Совесть, по определению «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля (1801–1872), есть «нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осужденье каждого поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степени развития». Автор «Словаря» иллюстрирует и раскрывает свое определение с помощью русских пословиц и поговорок, например: «Робка совесть, поколе не заглушишь ее»; «От человека утаишь, от совести (от Бога) не утаишь»; «Добрая совесть – глаз Божий (глас Божий)» и т. п. Произнося слово «совесть», люди вполне понимают друг друга. «Делать на совесть», «брать на совесть», «как же тебе не совестно!» – всякий знает, что это такое. Люди могут общаться между собой, опираясь на общее нравственное сознание, не нуждаясь в его особых определениях. Нравственное сознание является чем-то само собой разумеющимся и вместе с тем оно вовсе не просто. Испокон веку, независимо от того, поминалось или не поминалось имя Божие, русский человек, произнося слово «совесть», знал, что Бог где-то недалеко от этого понятия, например: «глаза – мера, душа – вера, совесть – порука». Бог присутствует здесь, хотя и не назван. Таково стихийное, или «естественное», нравственное чувство многих народов; для того, чтобы выяснить его религиозные корни, нужно обратиться в глубь веков. Эта непосредственная или, по определению Даля, «невольная любовь к добру и к истине», нераздельно соединяющая религиозное и нравственное, стала предметом пристального внимания со стороны величайших духовных писателей и богословов. Совесть и ныне одно из ключевых понятий современного мира; им пользуются писатели и политики, журналисты и юристы, философы и моралисты, зачастую наделяя это слово противоположным смыслом. Всякое мировоззрение, религиозное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4. Нравственное сознание Нравственное сознание в структуре личности Нравственное сознание является неотъемлемой принадлежностью человеческой личности как образа Божьего. В структуре личности нравственное сознание следует признать как безусловный и не требующий объяснения факт. Нравственное сознание не может быть выведено ни из каких причинно-следственных предпосылок, потому что оно есть чистое и самое глубокое отражение в человеке образа Божьего. Природа нравственного сознания идеальна. Эмпирически человек становится носителем нравственного сознания в процессе взаимодействия с социально-культурной средой. Хотя формирование индивидуального нравственного сознания обусловлено влиянием факторов конкретной социальной среды, его природа является идеальной, так же, как идеальной является природа мысли и природа сознания вообще. Известно, например, общепризнанное в науке положение, что природа индивидуального сознания человека, несмотря на свою связь с физиологической деятельностью мозга, является идеальной: ни в самом сознании, ни в его продуктах эта деятельность не обнаруживается. Нравственное сознание является частью общего сознания личности. Функция общего сознания состоит в том, что оно удостоверяет личность в действительной подлинности ее присутствия в универсуме бытия. Функция нравственного сознания состоит в том, что оно выражает отношение личности к осуществляемым ею самой процессам ориентации, самоопределения и участия в общем универсуме бытия. Нравственное сознание открывает перед человеком двойную очевидность: реальность его собственного, этически воспринимаемого «я» и реальность нравственного порядка в общей структуре бытия. По внутреннему свидетельству нравственного сознания, все, что есть в человеке, в окружающих его людях и в его отношениях к ним, – все это подлежит оценке с точки зрения абсолютного блага и связанных с ним понятий достоинства и долга. В открывающихся для личности возможностях самоопределения и самоактуализации понятия долга, достоинства и блага являются самыми фундаментальными ориентирами, какие предоставляет в ее распоряжение нравственное сознание.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

Вина и вменение Вина и вменение. В природу человека, при самом его творении, вложен Создателем нравственный закон, заставляющий первого, в его жизни, сообразоваться с требованиями и предписаниями, от него – закона – идущими. Человек сознает голос последнего. Нравственное чувство является весьма надёжным агентом нравственного закона, принуждающим человека к согласной с последней жизнедеятельности. Нравственное чувство – это, так сказать, связующий цемент между нравственным законом и человеческим я. В преобразованном виде это чувство является уже чувством долга (о нравственном чувстве и чувстве долга см. в своём месте), служащим, в свою очередь, надежною опорою нравственного закона. Идущие от последнего к человеку требования получают смысл в виду того, что нам присуща нравственная свобода (с ней см. в своём месте), благодаря которой мы можем «определять себя в отношении к добру или злу независимо ни от каких внешних, сторонних принуждений (о. И. Л. Янышев). Нравственная свобода присуща была человеку всегда: не только до грехопадения прародителей, но и после него, а Спасителем она снова восстановляются. Обладая ею, человек безответен, если не исполняет предписаний нравственного закона. А для того, чтобы с его – человека – стороны не могло быть в данном случае никаких отговорок и оправданий, – для того, чтобы он не вздумал, напр., ссылаться на незнание закона, на неисправное исполнение своих обязанностей его нравственным чувством и чувством долга, – Бог даёт еврейскому народу и откровенный – внешний закон, а через И. Христа даёт нравственный закон уже и для всего человечества, ясно и определённо записанный в священных новозаветных книгах. Присущая нам совесть (см. о ней в своём месте) сравнивает между собою: наши действия (как внутренние, так и внешние), с одной стороны, а, с другой, и такой или иной отзыв о них нашего нравственного чувства, сознавая тот и другой моменты совместно между собою... Словом, человеку вообще, а христианину в особенности присуще все то, при наличности чего он не имеет права и возможности отказываться от исполнения нравственного закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Добродетель и порок Добродетель и порок . Человеку, как известно, врождена так называемая «нравственная потребность» (о ней см. ниже под этим словом). Как все другие врожденные же ему потребности, и данная предъявляет, с своей стороны, известные права, так что человек, так или иначе, но непременно ее удовлетворяет, по необходимости ее насыщает. Все его проявления в данном случае контролируются так называемым «нравственным чувством», всегда отзывающимся в отношении к ним «одобрительно» или «порицательно» (о нравств. чувств см. ниже под этим словом). Этот контроль, как известно, неизбежен и неотвратим. Наша деятельность, направленная к удовлетворенно нравственной потребности и непрерывно оцениваемая нравственным чувством, с течением времени постепенно начинает получать более или менее определенный характер, т. е. или большею частью только одобряется со стороны того чувства, или большею частью только порицается, – или иначе: становится, вообще, или согласною с требованиями нравственного закона, или несогласною. В конце концов, создается в человеке таким путем прочное и определенное внутреннее «настроение»: нравственно-доброе или нравственно-дурное, – добродетельное или порочное; человек называется добродетельным или порочным – владеющим добродетелью или проникнутым пороком. Отсюда добродетель вообще справедливо определяется, как «нравственно приобретенная сила (способность) к нравственно-доброму поступанию» (Shultz). Порок – такого же рода «способность к нравственно-дурному поступанию». Внутреннее «настроение» человека, разумеется, неделимо. Отсюда, естественно, можно говорить только об «одной» добродетели или об «одном» пороке. А так как это «настроение» проявляется, обыкновенно, по тем или другим частным поводам, в той или иной форме, словом – неодинаково у различных людей, притом в зависимости от их индивидуальных свойств и наклонностей, так же у каждого неодинаковых, и проч., то естественно получаются различные добродетельные обнаружения человека, многочисленные, равно как такого же рода и обнаружения порочные: у одних сильнее развиваются одни стороны, у других – иные, у этих – в одном направлении, у тех – в другом и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Диалектика достоинства в православном понимании 02.12.2009 394 Время на чтение 10 минут Вопрос человеческого достоинства, волнующий умы современных мыслителей, неоднократно пересматривался и переосмыслялся в течение истории богословами западного мира. Неоднозначное решение он получил и у отечественных религиозных философов XIX века. О том, каким образом развивалось понимание христианской диалектики человеческого достоинства, рассказывает статья профессора Московской духовной академии Гаврюшина Н.К. В 40-х годах XIX века в Московской духовной академии имел место весьма знаменательный случай. Однажды на урок нравственного богословия пришел сам знаменитый митрополит Московский Филарет (Дроздов). Просидев до конца, он в итоге выразил свое глубокое неудовольствие и даже негодование, сказав: " от этого вашего самоуважения в Западной Европе все становится вверх дном " »... Как пишет поведавший об этом эпизоде А.М. Бухарев, Филарет «не дозволял, даже в школе и притом высшего духовного образования, вводить в христианское нравоучение никакой идеи так называемого нравственного благородного самоуважения, хотя оно есть собственно должное сознание, блюдение и уважение в себе достоинства - быть по образу Божию, данному нам самим Таким образом, принцип самоуважения, т.е. сознания нравственного достоинства, оказался подвергнут сомнению со стороны одного из авторитетнейших русских архипастырей, мнение которого для Русской Церкви было почти столь же важным, как для Запада - позиция римского епископа... А.М. Бухарев отчасти солидаризуется с Филаретом, говоря, что «в эпоху страшной умственной гордости всего легче, конечно, во имя нравственного самоуважения и разумного самоуправления в духе и жизни потворствовать только разрушительной и разнузданной гордости» Но значит ли это, что от самоуважения как условия нравственного сознания и поведения можно вообще отказаться? И неужели искажение идеала свободы («к свободе призваны вы, братья») может быть аргументом в пользу глобального детерминизма или волюнтаристского деспотизма?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви на основании заключения Синодального отдела религиозного образования и катехизации» при издании книги «И. В. Метлик, О. М. Потаповская. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура: учебник для 5-го класса общеобразовательных организаций». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р17-701-3003.   4 .         Заявитель: Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Протоиерей В. Дорофеев, О. Л. Янушкявичене. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры: учебник для 5-го класса общеобразовательных организаций» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви на основании заключения Синодального отдела религиозного образования и катехизации» при издании книги «Протоиерей В. Дорофеев, О. Л. Янушкявичене. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры: учебник для 5-го класса общеобразовательных организаций». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р17-701-3004.   5 .         Заявитель: Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Протоиерей В. Дорофеев, диакон И. Кокин, О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры: учебник для 6-го класса общеобразовательных организаций» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви на основании заключения Синодального отдела религиозного образования и катехизации» при издании книги «Протоиерей В. Дорофеев, диакон И. Кокин, О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры: учебник для 6-го класса общеобразовательных организаций».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

архимандрит Платон (Игумнов) Содержание Введение 1. Развитие и формирование личности 2. Естественный нравственный закон 3. Эмоции, влечения и потребности 4. Нравственное сознание 5. Свобода нравственного самоопределения... 6. Ценностная ориентация и нравственное достоинство личности... Информация о первоисточнике Введение Нравственное богословие как дисциплина    В системе богословского образования Нравственное богословие является одной из богословских дисциплин, предмет исследования которой составляет учение Церкви о нравственном сознании и нравственном поведении человека.    Нравственное богословие занимается изучением всего того, что происходит на внутреннем горизонте человеческой личности и что ориентирует человека в осуществлении правильного выбора в области нравственных смыслов и ценностей.    Нравственное богословие раскрывает в этических понятиях и терминах реальность человеческого существования и оценивает это существование с точки зрения нравственного блага и вечного назначения человека. Нравственное богословие исходит из предпосылки, что человеческое существование заключает в себе два основных и важнейших элемента: мировоззрение и реальную жизнь. Мировоззрение определяется воспитанием и образованием, то есть интеллектуальным, нравственным и религиозным формированием; реальная жизнь определяется умением поступать в соответствий с верой и в согласии с нравственными убеждениями. Христианское учение о человеке, как необъятно грандиозная мировоззренческая система, содержит в качестве важнейшего компонента этику, а христианская жизнь, как неисчерпаемое по глубине и богатству бытие, представляет собой процесс становления и формирования человеческой личности, стремящейся к совершенству и святости на основе самых принципиальных и общих положений христианской этики.    Нравственное богословие — это учебная дисциплина, излагающая в систематическом порядке понятия об основных категориях этики в их библейском и богословском освещении и раскрытии, это система христианской этики, или христианское учение о морали.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4143...

Смысл преподавания нравственного богословия в духовных академиях: по поводу современных толков об этом предмете Источник Как только проникли в обществе слухи о предстоящей реформе духовно-учебных заведений, сейчас же всюду стали появляться различного рода проекты, имевшие своею целью помочь делу. К настоящему времени накопилась масса предлагаемого авторами проектов материала, в которой разобраться – великая трудность, тем более, что дело не обошлось без противоречий одних лиц другим и остального в этом роде. Проекты касались, между прочим, и нравственного богословия. Впрочем, касались они большею частью лишь случайно. Это объяснялось главным образом тем прочным и определенным положением, какое завоевало себе нравственное богословие в наших духовно-учебных заведениях. Однако, нашлись и такие лица, которые считают преподавание данной науки в академиях излишним: с одной стороны, мол, дело достаточно выполняется семинариями, а с другой, невыполняемая последними часть настолько не велика, что вместе с подобного же рода частью из области догматического богословия, которое также осуждается на изгнание из академических стен, может быть с успехом раскрыта и выяснена, вместо двух отдельных, одною кафедрою, которой усвояется автором одного из проектов наименование «православно-христианской апологетики»... Оставляя в стороне догматическое богословие, скажем несколько слов о богословии нравственном, к которому мы стоим в особых отношениях. Нравственное богословие преподается и в духовных семинариях, и в дух. академиях. В последних преподается, очевидно, не для того, чтоб, слушая эту науку здесь, бывшие семинаристы повторили знакомый уже им курс, и не для того только, чтоб усвоенное ими раньше в кратком виде они снова выслушали в академии в пределах более обширных. Для таких целей, конечно, не стоило бы вводить эту науку в академический курс, так как расходуемое на нее время могло бы быть с большею для студентов пользою потрачено на что-либо более целесообразное. Итак, зачем же нравственное богословие все-таки преподается в академии? Какой в академическом ею преподавании смысл и толк?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010