нравственного богословия



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

В Курганской области 2017 год объявлен Годом ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... «Батуринская святыня». Биография архимандрита Антонина (Капустина) Архимандрит Антонин (Капустин) (1817—1894) — ученый-византинист, церковный деятель, с именем которого связан период расцвета деятельности Русской духовной миссии на Святой земле. Родился в 1817 г. в селе Батурино Шадринского уезда Пермской губернии. Его родители происходили из семей священников. Окончил Далматовское духовное училище. Обучался в Пермской и Екатеринославской семинариях и в Киевской духовной академии. Занимал различные административные должности в Киевской духовной академии, преподавал на кафедрах нравственного богословия, библейской герменевтики и обличительного (сравнительного) богословия. Наряду с этим по поручению академии в 1845—1850 гг. занимался исправлением русского перевода гомилий свт. Иоанна Златоуста, писал статьи и проповеди. В 1850 г. был назначен настоятелем церкви при русском посольстве в Афинах. Одним из важнейших его дел стало восстановление в Афинах находившейся в руинах древней церкви св. Никодима (нач. XI в.) , начатое в декабре 1851 г. на деньги русского правительства и завершенное в 1855 г. После восстановления этот храм, освященный во имя Св. Троицы, был ... далее ...
Отчет о секции «Христианская нравственность» на ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... богослужения» 14. 04. 2018 ………. ………. Системный комментарий ….. Все церковные, храмовые службы, включая... Отчет о секции «Христианская нравственность» на VI Международной богословской конференции 16 ноября 2010 г. 16 ноября на секции «Христианская нравственность» были озвучены девять докладов, так или иначе касающиеся соотношения христианской и светской этики. Так, архимандрит Кирилл (Говорун) в своем докладе рассказал о становлении европейской светской этики, пошедшей по пути автономизации от христианского персонализма. В докладе и его обсуждении была отмечена неразвитость православного нравственного богословия как самостоятельной дисциплины, прозвучал призыв, с одной стороны, к развитию православной этики, с другой – к синтезу этики и богословия. Абсурдность существования формальной нерелигиозной этики и морали была показана в докладах проф. А. П. Козырева и проф. М. О. Шахова. В первом докладе было подчеркнуто, что этика не может быть мыслима без вопроса о существе человека, был отмечен неутилитарный характер этики; во втором – логическая несостоятельность нерелигиозных этических построений. При этом М. О. Шахов отметил, что светская этика настолько далеко зашла в своей ... далее ...
Взрослый взгляд пастыря на детскую исповедь ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Взрослый взгляд пастыря на детскую исповедь (+ВИДЕО) Беседа с протоиереем Артемием Владимировым Никита Филатов Исповедь – важнейшая составляющая духовной жизни каждого христианина: и взрослого, и маленького. С какого возраста приводить ребенка на исповедь? Как объяснить ему суть этого Таинства? Как подготовить к исповеди? Что может помочь преодолеть стеснение или даже страх маленького человечка? Об этом беседуем с протоиереем Артемием Владимировым – духовником Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы, преподавателем ПСТГУ, автором книг и брошюр по вопросам педагогики и нравственного богословия. – Отец Артемий, что такое исповедь? И что происходит с душой во время исповеди? – Думается, что всего лучше исповедь объясняется словом Таинство. Таинство – это нечто сокрытое от внешнего взора. Нечто происходящее в невидимом мире. Нечто, что превышает наши человеческие силы и наши постижения. Исповедь – это встреча с Тем, Кто взял на Себя грехи всего человечества. И простирает руки навстречу каждому, кто, как двоечник, с повинною приходит к своему Родителю. В Таинстве исповеди священник занимает вовсе не основное место. Я бы назвал его медбратом, ассистентом Того ... далее ...
Психиатрия и духовная жизнь | Православие и мирИскать в Источникеpravmir.ru
... души состоит тоже из трех частей – из сферы разума, сферы раздражительной и из сферы волевой. Человеческую личность можно представить в виде некоего треугольника. Вершиной треугольника является дух, основой – человеческое тело. Соответственно, существует три разновидности неразрывно связанных между собой болезней. Болезни телесные Телесное заболевание часто сказывается на душевной жизни, на настроении человека. У него может портиться настроение, что соответственно, может сказаться и на его духовной жизни. Он может совершать те или иные поступки, которые можно и нужно оценивать в рамках нравственного богословия, как человеческий грех. И при этом бывает различная взаимосвязь этих трех сфер. Когда человеческий дух очень сильный, когда человек живет сильной духовной жизнью, телесные болезни могут его только укреплять. Он, как человек верующий, будет воспринимать телесную болезнь как промысел Божий, будет воспринимать как испытание, которое посылается ему Богом. На Руси было принято говорить, что, когда человек заболевает, когда у него случается какое-то несчастье, его «Господь посещает». И любая болезнь, любое страдание воспринималось как посещение Богом, как знак особого ... далее ...
Редчайший случай | Православие и мирИскать в Источникеpravmir.ru
... разоблачаясь, собираю свои походные принадлежности, начинаю интересоваться загадочной бабушкой. Явно она не из серой массы. Речь спокойна и правильна, интеллект сохранен. – Скажите-ка, мать Елизавета, вы говорите, что никогда не были в церкви. Откуда, так хорошо все понимаете? – Я все время читаю вот этот молитвослов, в нем псалтырь. Ну и Евангелие у меня есть. Вот тебе и пожалуйста, – думаю про себя, – мы в храме прилагаем все силы, опыт, знания, чтобы как-то захватить, заинтересовать, увлечь в спасительную евангельскую историю слушателей. Напоминаем догматику, применяем уроки нравственного богословия, приводим сильнейшие примеры из жизни святых, поучения великих святителей и учителей Церкви и, до слез в сердце, мало в чем успеваем. А тут – родилась, крестилась, прожила почти сто лет, ни разу не была в храме, – и готова сама преподавать уроки благочестивой жизни! Насколько она сильнее духом многих, даже постоянных наших прихожан! Продолжаю интересоваться ей дальше, уж больно полюбилась она мне. – А вы давно на Розе живете? – Всю жизнь, батюшка. – А где вы работали? – Я учительница начальных классов. Работала в 11-й школе, а вы, Сережа, всегда сидели на первой ... далее ...
Духовные упражнения. Выпуск 20. Закон Божий vs ...Искать в Источникеpravmir.ru
... обрезания. Все требования Собора к новообращенным собратьям свелись к четырем запретам и одной заповеди: Воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите ( Деян. 15: 29 ) . Уникальная ситуация: есть религиозная община, но у нее нет ни храмов, ни календаря, ни жреческого сословия, ни устава богослужения, ни священных текстов, ни обрядов погребения, венчания, ни системы этики. О последнем пункте и идет речь. Если бы нас попросили набросать эскиз христианской морали, мы бы сообщили Десять заповедей – это ключевой текст нашего нравственного богословия. Даже популярные книжечки о подготовке к исповеди выстроены вокруг нарушения Декалога. Но апостолы даже не вспоминают об этом кратком и лаконичном своде. Они ограничиваются четырьмя негативными и одной позитивной рекомендациями, при этом положительная заповедь не есть изобретение Закона Моисея, но, если угодно, достояние человечества, известное с самых древних времен. «Не делай другим того, чего себе не хочешь» – это «золотое правило нравственности», по которому жили и в древнем Китае, и в Индии, и в других частях света, где только были люди. Другими словами, ... далее ...
Как мы имитируем благочестие? | Православие и мирИскать в Источникеpravmir.ru
... не видел, чтобы кто-то из них изобретал новые виды грехов и страстей. Общепринятой терминологии всем было достаточно». Верно. Ключевое слово «общепринятой». И Господь, и Апостолы, и Отцы – все они говорили на понятном языке, в общепринятых выражениях. Грехи и страсти новые не изобретаются, но их разновидности могут приобретать специфичные особенности и получать соответствующие этим особенностям и вызываемым ассоциациям названия, благодаря чему они становятся понятней и ясней в обличении. Поэтому, вне всяких сомнений, необходимо использовать все терминологическое и понятийное богатство нравственного богословия (только, разумеется, не для запутывания самих себя и других, а для лучшего проникновения в глубины христианской этики и психологии) , но, чтобы нравоучение органично вытекало из вероучения, важно уметь называть вещи своими именами, т. е. говорить по-человечески. Читайте также: Хамство, холопство и холуйство Теги: жизнь в церкви Лучшие материалы Правмира можно читать в нашем telegram-канале Присоединяйтесь к нам на канале Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, ... далее ...
Христорождественский собор - Воскресная школа при ...Искать в Источникеprihod.ru
... активные прихожане, клирики храма. Продолжительность уроков 30 - 40 мин. Программа подбирается по каждому предмету с учетом возраста. В каждом классе по два предмета. С удовольствием дети рисуют мир Божий на занятиях Рисования. Выставки поделок и плакатов к Рождеству и Пасхе тоже получаются интересные. В мае 2005 г. был первый выпуск учащихся нашей воскресной школы (срок обучения 5 лет) . Дети сдавали выпускные экзамены, писали рефераты. Помимо знаний церковно-славянского языка, Основ Православия и Закона Божия, ребятам предстояло рассказать о церковных богослужениях, раскрыть темы нравственного богословия и пропеть церковные песнопения. После сдачи экзаменов детям выдается аттестат об окончании воскресной школы и благодарственные письма родителям. Устраивается чаепитие. В воскресной школе дети рисуют, выполняют поделки, активно участвуют в проведении церковных праздников, в Богослужениях. Несут послушание в алтаре, поют на клиросе, помогают в просфорне. В мае 2007 г. состоялась паломническая поездка к мощам свт. Спиридона Тримифунского, в которой многие дети принимали участие. Также воспитанники школы посетили Уваровский краеведческий музей, ходили в поход на р. ... далее ...
Основы православной антропологии.Искать в Источникеrop.ru
... и желают осуществлять свою деятельность богоугодно, в соответствии с божественным Откровением о человеке. Кроме того, знание христианской антропологии в определенной степени необходимо каждому христианину, чтобы понимать и правильно проходить путь духовной жизни». Подобного фундаментального труда, систематически излагающего столь обширный материал, до последнего времени не существовало. Как самостоятельная богословская дисциплина православная антропология остаётся ещё не вполне сформулированной и не разработанной. Те или иные её аспекты изучались в рамках догматического, пастырского, нравственного богословия и др. И лишь в последние годы православная антропология введена в курсы духовных и богословских учебных заведений. Издаваемый труд был задуман и написан именно как учебник: автор многие годы занимается этим предметом и преподает его в различных богословских школах. Изложение делится на четыре части, в конце каждой темы предлагаются вопросы и задания для проверки и лучшего усвоения материала. Однако книга, очевидно, перерастает рамки учебника. Протоиерей Вадим проделал огромный труд по отбору, сведению в единое смысловое пространство и систематизации множества ... далее ...
Пусть немощный изведает твою силу / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... слова, открывающие апостольское чтение 7-й Недели по Пятидесятнице, в краткой форме выражают суть всей христианской нравственности. «Сносить немощи бессильных и не себе угождать» - не об этом ли говорят все учебники нравственного богословия? Служение Богу через помощь ближнему, и служение ближнему во имя Божие - это главный постулат христианской морали, неоднократно подтвержденный словами Священного Писания. «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» ( Гал. 6: 2 ) . «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? » ( 2Кор. 11: 29 ) - пишет апостол Павел в других посланиях. Сегодня он также говорит нам: «Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня». Смысл такой: Христос во всем был послушен Отцу, и на земле жил не для Себя, но исполнял домостроительство нашего спасения. Он пришел не господствовать, а послужить. Если Господь так поступал, значит и мы должны идти по Его стопам. «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: нравственного богословия
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"