Называя Иисуса Христа «Адонай» (Господь), человек признавал Его своим Правителем и Господином; называя «Учитель» (Рабби), – высшим духовным Авторитетом. Теперь выслушаем вопрос, который задает Христу законник: Мф.22:36 . «какая наибольшая заповедь в законе?». Ориген так истолковал данный вопрос: «Вопрос таков: “какая наибольшая заповедь в законе?” И в этом месте уместно нам сказать нечто о различии заповедей. Ибо одни заповеди – главные, а другие – последующие (за ними), и так по порядку следует дойти до малейших заповедей. Ведь если бы Господь не ответил искушавшему Его фарисею и спрашивающему: “какая наибольшая заповедь в законе?”, то мы бы полагали, что одна заповедь не больше другой» 326 . Святые Отцы часто говорили, что нельзя бороться сразу со всеми грехами: обнаружь в себе главную страсть – и веди с ней борьбу. Данный вопрос не был праздным и тем более решенным. Даже в Новом Завете из уст Сына Божия мы получаем два разных ответа. Трудно сказать, на что рассчитывал книжник. Иудеи считали, что Моисей получил от Бога 613 мицвот (заповедей): 365 запрещающих – это число равно числу дней в году, то есть необходимо исполнять Закон Божий не только в ритуально отмеченные праздничные дни, но и в каждый день года, в каждый из 365-ти дней. Разрешающих – то есть повелевающих что-либо делать, было 248 заповедей (мицвот). Древние иудеи считали, что в человеческом теле находится ровно 248 органов, то есть человек должен служить Богу всеми физическими и эмоциональными силами своего тела и души. В кодексе царя Давида мы видим только 11 выделений из Закона Божия (с некоторыми добавлениями), позволяющие «пребывать в жилище» Божием, «обитать на святой горе» Его: 1) «кто ходит непорочно»; 2) «делает правду»; 3) «говорит истину в сердце своем; 4) «не клевещет языком»; 5) «не делает искреннему своему зла»; 6) «не принимает поношения (сплетен. – О.С.) на ближнего своего»; 7) «тот, в глазах которого презрен (уважен. – О.С.) отверженный»; 8) «который боящихся Господа славит»; 9) «кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет»;

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Убойся лицемерства, во-первых, в себе самом , потом в других: убойся именно потому, что оно в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение: не подвизайся напоказ человекам, но в тайне для твоего спасения, пред очами Бога, – и очистится твоё поведение от лицемерства . Не осуждай ближних, предоставив суд над ними Богу, – и очистится сердце твоё от лицемерства. Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя; уклонись от заражённых им масс , действующих и намеренно и бессознательно в направлении его прикрывающих служение миру служением Богу, искательство временных благ искательством благ вечных , прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело предающуюся страстям». Св. Иоанн Златоуст . «Видишь ли, – говорит св. Иоанн Златоуст , – предписывая выше заповедь вырывать соблазняющее око, разумел не самое око, но такого человека, который дружбой своей наносит нам вред и ввергает нас в ров погибельный ? " 1537 . Св. Ап. Павел учит : – не сообщаться с блудниками. Впрочем, не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таковым даже и не есть вместе. Итак, извергните развращённого из среды вас ( 1Кор. 5:9–13 )». Св. Димитрий Ростовский . «Сообщающийся с еретиком – точен ему будеши. Когда брат падает во грех, подай ему руку, а когда падает в ересь, подавай ему палку « 1538 . » Добродетельное житие веры не исправляет , а порочное житие вере не препятствует». Св. ап. Пётр . «Многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: Спасайтесь от рода сего развращённого » ( Деян. 2:40 ). Господи! Кто обитает (может пребывать) в жилище Твоем?.. Тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит ( Пс. 14:4 ). «И сказал Господь Моисею: И пойдёшь ты и старейшины Израилевы к Фараону, царю Египетскому, и скажите ему: Господь Бог Евреев призвал нас; и так отпусти нас в пустыню на три дня пути, чтобы принести жертву Богу нашему» ( Исх. 3:18 и 8:25–26).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Научи сына петь те преисполненные любомудрия псалмы, например: сначала о воздержании, или прежде всего о несообщении с нечестивыми, т. е. псалом в самом начале книги [с этой–то целью и пророк начал отсюда, говоря: « Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых » (Пс. 1:1); и опять: « не сидел я с людьми лживыми » (Пс. 25:4); и еще: « Тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит » (Пс. 14:4)], об обращении с добрыми [это тоже найдешь там, и многое другое], о воздержании чрева, об удержании рук, о нестяжательности, о том, что и деньги, и слава, и все подобное — ничто. Если научишь его этому с детства, то постепенно возведешь его и выше. Псалмы заключают в себе все, а затем гимны — ничего человеческого; когда он будет сведущ в псалмах, тогда узнает и гимны, представляющие собою дело более святое, так как вышние силы гимнословят, а не псалмословят: « Неприятна », — сказано, — « похвала в устах грешника » (Сир. 15:9); и опять: « Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне » (Пс. 100:6); и опять: « Не будет жить в доме моем поступающий коварно » (Пс. 100:7); и опять: « Кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне » (Пс. 100:6). Таким образом, вы должны опасаться, как бы они не завели связей не только с друзьями, но и с слугами: бесчисленное бывает зло для свободных, если приставляем к ним развратных рабов. Если едва спасаются они, пользуясь попечением и любомудрием отца, то что из них будет, когда вверим их беспечности слуг? Слуги будут смотреть на них, как на врагов, в той мысли, что господствование их будет кротче, если они сделают их бестолковыми, глупыми и ничего нестоящими. Итак, станем заботиться об этом более всего другого. Я возлюбил, говорит, возлюбивших закон Твой (Пс. 118): будем же, подражая ему, и мы любить их. А чтобы дети были воздержны, пусть послушают, что говорит пророк: « внутренность моя насыщена позором » (Пс. 37:8); и опять: « Ты истребил всякого любодействующего от Тебя » (Пс. 72:27). Также, чтобы они не были сластолюбивы, пусть опять послушают: « Убил », — говорит, — « тучных их, еще пища была в устах их » (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Если же канонизация наших святых за весь этот период преимущественно носила местный характер, то естественно ожидать, что такой же характер носило и почитание святых. Действительно, присматриваясь к внутренней жизни Русского народа за все это время, мы видим, что почитание святых тогда у нас было исключительно местным. Святой прославлялся только в своей местности, где он родился, подвизался. Правда, были за этот период некоторые святые, прославляемые всею Русскою Церковью; но число их сравнительно с общим количеством местно чтимых в это время угодников очень незначительно. Это теоретическое мнение, выведенное a priori из характера за этот период канонизации наших святых, вполне подтверждается и некоторыми историческими памятниками того времени. Всего лучше и яснее этот местный взгляд древне-русского человека на святых угодников подтверждается важным в этом отношении указанием из рукописного жития св. Прокопия Устюжского. Вот это место: «великий Новград блажит архиепископов Иоанна и Евфимия, Никиту и Иону, и преп. Варлаама и Савву, и Михаила Клопскаго. Псков же град блажит блаженных благоверных и великих князей Всеволода и Довмонта. Московское же Русское царствоблажит и славит преосвященных митрополитов Петра и Алексия, и Иону, и блаженных Христа ради Максима и Василия, и иных святых. Ростов же блажит и славит епископов Леонтия и Исаию, и Игнатия, и Якова, Вассиана и Ефрема, и Авраамия, и Сидора блаженнаго. Смоленский град же и Ярославль блажит и славит великаго князя Феодора и чад его Давида и Константина. Град же Вологда блажит и славит пр. Дмитрия Прилуцкаго, и иныя же тамо окрестныя веси славят преподобных отец Корнилия Комельскаго, Павла Обнорскаго и Сергия Нурмельскаго, и Дионисия и Амфилохия Глушицких. Северная же страна по Двине реце зовомая река Вага, на ней же грады и веси, и тамо блажат и славят Георгия, юродиваго Христа ради. Соловецкий же остров в понте Окиана моря и вси окрестные жители блажат и славят преп. о. Зосиму и Савватия. И каяждо убо страна и град блажит и славит и похваляет своих чудотворцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как скоро сказал это Монтан, подал нам мысль припомнить изречение Господне. Ибо Господь так говорит в евангелии: Аз приидох во имя Отца Моего, и вы не приняли Меня: ин приидет во свое имя, и этого примут ( Ин.5:43 ). Итак Монтан во всем оказался несогласным с божественными Писаниями, как ясно это всякому разумному читателю. Посему если не согласен, то чужд вселенской церкви; чужда ей и его ересь, похваляющаяся тем, что имеет пророков и дарования: она их не получала, напротив того удалена от них. Кто же, рассуждая последовательно, дерзнет назвать этих еретиков пророками? Не обольстители ли они более? Христос научил нас, говоря: Духа Утешителя пошлю вам ( Ин.15:26 ), и, указывая признаки, сказал: Он Мя прославит ( Ин.16:14 ). И действительно можно видеть, что святые апостолы, получив Духа Утешителя, прославляли Господа. А этот Монтан славит себя самого. Господь прославил Отца Своего, и также Христос Господь прославил Духа, называя Его Духом истины ( Ин.16:13 ); а Монтан славит себя только одного, и говорит, будто он – отец Вседержитель и обитавший во Отце Дух, так что по всему видно, что это – не Он, не Им и послан, и не от Него принял. Ибо в Господе благоволило всяко исполнение Божества обитать телесне ( Кол.2:9 ), и от исполнения Его, по слову святого Иоанна, прияли вси пророки ( Ин.1:16 ). Смотри, как все древние возвещали Христа, а последующие прославляли Христа и исповедовали Его; а Монтан выступил выдавая себя за кого-то, чем и показал, что он не то, и не Им послан, и ничего от Него не принял. Потом еще этот жалкий человечишко Монтан говорит: «не ангел, и не ходатай, но я Господь Бог Отец пришел». Но эти слова обнаруживают, что он чуждый, потому что не прославляет Христа, Которого славит всякое дарование в церкви, истинно данное в святой церкви. Ибо оказывается, что он чужд телу церкви и Главе всего, не держа Главы, из Нея же все тело ( Кол.2:19 ), по написанному, составляемо ( Еф. 4: 16 ), растет. Господь наш Иисус Христос, как подлинно истинный Сын, являл Себя Сыном: а Монтан себя же самого называет и Отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Вечерние (или воззвашные) псалмы – 140-й, 141-й, 129-й и 116-й, находящиеся в Часослове, должны быть полностью пропеты на каждой вечерне. К заключительным их стихам (в зависимости от количества стихир) припеваются стихиры, которые и называются «стихирами на Господи, воззвах»: пропевается стих, после него стихира, и т.д. К сожалению, в нашем приходском богослужении эти псалмы полностью не поются: от них остались только начальные и заключительные стихи. Свете тихий – по Уставу этот текст должно не петь, а читать, и читать должен предстоятель. Этот текст очень важен для вечерни. «Свете тихий святыя славы Бессмертнаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй; темже мир Тя славит». Это не Священное Писание , это гимнография, очень древний гимн, восходящий еще ко II или III веку (по крайней мере, к IV веку было утрачено имя автора). Хотя в Часослове автор указывается – Софроний, патриарх Иерусалимский, но это, скорее всего, неверно. Текст этот очень древний, он во многом определяет характер именно вечерней службы. Здесь Господь Иисус Христос называется «тихим Светом». Вечером свет дневной гаснет, а для нас все только начинается, потому что для нас Господь – Свет Немеркнущий и Незаходящий. Здесь так и говорится: «Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний» – т.е. видя последние лучи солнца уходящего дня, мы славим Святую Троицу, мы поем: «Достоин еси... пет быти гласы преподобными» – Ты достоин того, чтобы Тебя воспевали голоса святых людей. Затем еще прибавляется: «Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит» – Ты, Господи, даешь жизнь, и поэтому мир Тебя славит. Заметим, что в этом песнопении нет просьбы или какого-то прошения, даже хвалебный и благодарственный характер в нем пребывает прикрыто. Это гимнография созерцательного характера, удивительный и прекрасный текст. «Прокимен дне» – для дней седмицы есть прокимен вечерне, он поется на вечерни практически всегда и вытесняется только великими прокимнами. Помещаются эти прокимны в Служебнике и Часослове. По Уставу этот прокимен должен возглашать канонарх (брат, особо учиненный канонаршить на клиросе, который возглашает громко стихи). В нашей практике прокимен перешел в ведение диакона, поэтому и находится он в Служебнике (заметим, что, согласно Уставу, диакон вообще не участвует в будничной службе). Богослужение седмичных дней с Бог Господь: в период пения Октоиха

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  Вечерние (или воззвашные) псалмы — 140-й, 141-й, 129-й и 116-й, находящиеся в Часослове, должны быть полностью пропеты на каждой вечерне. К заключительным их стихам (в зависимости от количества стихир) припеваются стихиры, которые и называются «стихирами на Господи, воззвах»: пропевается стих, после него стихира, и т. д. К сожалению, в нашем приходском богослужении эти псалмы полностью не поются: от них остались только начальные и заключительные стихи.   Свете тихий — по Уставу этот текст должно не петь, а читать, и читать должен предстоятель. Этот текст очень важен для вечерни. «Свете тихий святыя славы Бессмертнаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй; темже мир Тя славит». Это не Священное Писание, это гимнография, очень древний гимн, восходящий еще ко II или III веку (по крайней мере, к IV веку было утрачено имя автора). Хотя в Часослове автор указывается — Софроний, патриарх Иерусалимский, но это, скорее всего, неверно. Текст этот очень древний, он во многом определяет характер именно вечерней службы. Здесь Господь Иисус Христос называется «тихим Светом». Вечером свет дневной гаснет, а для нас все только начинается, потому что для нас Господь — Свет Немеркнущий и Незаходящий. Здесь так и говорится: «Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний» — т. е. видя последние лучи солнца уходящего дня, мы славим Святую Троицу, мы поем: «Достоин еси… пет быти гласы преподобными» — Ты достоин того, чтобы Тебя воспевали голоса святых людей. Затем еще прибавляется: «Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит» — Ты, Господи, даешь жизнь, и поэтому мир Тебя славит. Заметим, что в этом песнопении нет просьбы или какого-то прошения, даже хвалебный и благодарственный характер в нем пребывает прикрыто. Это гимнография созерцательного характера, удивительный и прекрасный текст.   «Прокимен дне» — для дней седмицы есть прокимен вечерне, он поется на вечерни практически всегда и вытесняется только великими прокимнами. Помещаются эти прокимны в Служебнике и Часослове. По Уставу этот прокимен должен возглашать канонарх (брат, особо учиненный канонаршить на клиросе, который возглашает громко стихи). В нашей практике прокимен перешел в ведение диакона, поэтому и находится он в Служебнике (заметим, что, согласно Уставу, диакон вообще не участвует в будничной службе). Богослужение седмичных дней с Бог Господь: в период пения Октоиха (службы без знака, шестеричная, двух малых святых; без пред- и попразднства)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Смоленский же град и Ярославль блажит и славит великого князя Феодора и чад его Давида и Константина. Град же Вологда блажит и славит преподобного Димитрия Прилуцкого, и иные же тамо окрестные веси славят преподобных отец Корнилия Комельского, Павла Обнорского и Сергия Нурмельского, и Дионисия и Амфилохия Глушицких. Северная же страна по Двине реце, зовомая река Вага, на ней же грады и воси и тамо блажат и славят Георгия, юродивого Христа ради. Соловецкий же остров в понте Окиана моря, и вси окрестные жители блажат и славят преподобных отец Зосиму и Савватия. И каяждо убо страна и град блажит и славит, и похваляет своих чудотворцев. Восточная же страна в ней же град имянуемый Устюг и град Выбор, предел Соливычегодския, и окрестные их пределы и веси блажат и прославляют тебе, досточудне и преблаженне Прокопие. Имеем тя вси, яко стража и хранителя, и заступника граду нашему, яко никогда убо ты не воздремлеши, ниже опочиеши, но всегда сохраняя отчину свою великий град Устюг и окрестные пределы и веси и вси живущие ту люди» 289 . Блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, устюжский Близ старого Устюга, за рекою Сухоною, в селе Пухове, у благочестивых и зажиточных поселян Саввы и Марии родился сын Иоанн; с юных лет он отличался строгою жизнию. По средам и пятницам не ел ничего, а в прочие дни довольствовался хлебом и водою. Как-то мать заметила ему: к чему он постится в таких годах? – «Чтобы избавиться от грехов, – отвечал юноша Иоанн, – без греха никто, кроме Бога; не станем питать плоти, чтобы она не стала врагом нашим». Когда родители переселились в город Орлец, на реке Юге, за 30 верст от Устюга, и отец здесь умер, мать постриглась под именем Наталии в Троицком Орлецком монастыре. Отрок Иоанн был при ней, по-прежнему молчаливый. Потом он начал юродствовать. И мать оставила его на волю Божию. Иоанн возвратился на родину в великий Устюг и поселился близ Успенской церкви в хижине, построенной для него набожным Андреем Мишневым. Здесь ночи он проводил в молитвах, а днем юродствовал, бегал по улицам полуобнаженный с одним лишь рубищем, которым был препоясан, избирая пристанищем иногда гноище, по примеру праведного Иова и великого подвижника устюжского Прокопия юродивого, которому подражал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Зачем же пустили мы тебя в Москву, чтобы ты там почил! Лучше было бы нам, чтобы была могила твоя в нашей земле, перед нашими глазами, чтобы было немалое облегчение и хотя бы великое утешение в нашем сиротстве. И словно к живому, к тебе приходя, благословлялись бы мы у тебя и по успении, словно у живого, поминая твои Богом данные слова. Ныне же совершенно всего полностью лишены мы. Ибо не только тебя самого лишились, но и могилы твоей не удостоились. Отчего же такая обида нам от Москвы? Это ли правосудие ее, имеющей у себя митрополитов, святителей? А у нас был один епископ, и того к себе взяла, и ныне не имеем даже могилы епископа. Один он был у нас епископ, и был он нам законодатель и законоположник, и креститель, и апостол, и проповедник, и благовеститель, и исповедник, святитель, учитель, очиститель, посетитель, исправитель, исцелитель, архиерей, страж, вождь, пастырь, наставник, толкователь, отец, епископ. Москва ведь много архиереев имеет, изобилует, излишествует, мы же только его одного имели, да и его одного не удостоились и терпим скудость. Хорошо же было бы нам, если бы рака с твоими мощами была у нас, в нашем краю и в твоей епископии, а не в Москве, не в твоей земле. Ибо не так будут тебя почитать москвичи, как мы, не так восславят. Знаем ведь мы их, тех, что навешивали на тебя прозвища, отчего некоторые называли тебя Храпом, не разумея силы и благодати Божьей, имеющейся в тебе и через тебя. А мы бы тебе должную честь воздали, поскольку мы твои должники, поскольку мы твои ученики, поскольку родные твои дети, поскольку через тебя познали Бога и гибели избежали, через тебя от бесовского обмана избавились, крещения удостоились. Потому-то воистину должно нам тебя почитать как достойного прославления. «Ибо достоин, — сказано, — работник платы своей». Да как же сможем тебя по достоинству восхвалить или как тебя прославим, ибо ты совершил дело наравне с апостолами? Славит Римская земля обоих апостолов, Петра и Павла, почитает и славит Малоазийская земля Иоанна Богослова, а Египетская — Марка евангелиста, Антиохийская — Луку евангелиста, Греческая — Андрея апостола, Русская земля — великого Владимира, крестившего ее, Москва же славит и почитает Петра митрополита как нового чудотворца, Ростовская же земля — Леонтия, епископа своего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=804...

Местно прославленный святой местно и почитался. «Каждая община, область, город или монастырь, – читаем у исследователя житий северо-русских подвижников И. Яхонтова , – наиболее ста ралась «поставить на свещнице», прославлять и чествовать только своего местного святого» 284 . Яснее всего об этом говорится в житии святого Прокопия Устюжского: «Великий Новград блажит архиепископов Иоанна и Евфимия, Никиту и Иону, и преподобных Варлаама, и Савву, и Михаила Клопскаго. Псков же град блажит блаженных, благоверных и великих князей Всеволода и Довмонта. Московское же русское царство блажит и славит преосвященных митрополитов Петра и Алексия, и Иону, и блаженных Христа ради Максима и Василия, и иных святых... Смоленский град же и Ярославль блажит и славит великого князя Феодора и чад его Давида и Константина... Соловецкий же остров... и вси окрестные жители блажат и славят преподобных отец Зосиму и Савватия. И каяждо убо страна и град блажит и славит и похваляет своих чудотворцев» 285 . В чём состоял сам чин канонизации, положительных сведений не имеем. Скорее всего, надо думать, что всё дело причтения к лику святых ограничивалось специальным постановлением высшей духовной власти и особенно торжественным праздничным служением новому святому в назначенный день (кончины, обретения мощей, рождения или день ангела) 286 . Так было и при канонизации целого ряда святых Румынской Православной Церковью в 1955 г. Это упоминание важно уже потому, что на торжествах присутствовали, в числе представителей других Православных Церквей, и делегаты Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием. 4 . Причтение усопшего подвижника благочестия к лику святых требовало составления службы, по которой совершалось бы празднование святому, и написания жития, которое должно было служить в качестве оправдательного документа о правильности канонизации. Следует отметить, что иногда житие и служба святого появлялись задолго до его церковной канонизации (например, преподобного Феодосия Печерского , святителя Исаии Ростовского, святого князя Михаила Черниговского, преподобного Сергия Радонежского – Епифаниевская редакция).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010