Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Вступление. Переводная литература XIV – XVI веков Александрия Из «Троянской истории» Повесть о создании и пленении Трои Стефанит и Ихнилат Из славянского перевода корпуса сочинений Дионисия Ареопагита с толкованиями Максима Исповедника О небесной иерархии Предисловие переводчика О небесной иерархии Сосвещеннику Тимофею – Дионусие свещенник о небеснем свещенноначелстве Глава 1. Яко всяко божествное осияние, по благосты различне в промышляемая происходе, пребывает просто, и не се токмо, но и единотворит осиаваемаа Глава 2. Яко подобне божествная и небесная и отличныими знаменми изъявляема суть Глава 3. Что есть свещенноначелие и что в свещенноначелии полза. Предел свещенноначелия Глава 4. Что назнаменует аггел име Глава 5. Почто вся небесная сущ’ствия отдоле обще аггелы глаголютсе Глава 6. Что прьво небесныих существ удобрение, что средне, что последне Глава 7. О серафимех, и херувимех, и престолех, и о прьвом, их свещенноначелии Глава 8. О господствех, и силах, и властех, и о среднем, их свещенноначалии Глава 9. О началех, и архаггелех и аггелех, и о последьним, их свещенноначели Глава 10. Повьсприетие и сьбрание аггельского благочиния Глава 11. Почто все небесныие силы и сущства обще силы небесныие глаголются Глава 12. По что иже в чловецех свещенноначельници аггелы глаголютьсе Глава 13. Почто от серафим глаголетсе очиститисе пророк Исайа Глава 14. Что назнаменует преданное аггельское число Глава 15. Кыи изьобразителныи аггельскыих сил образы: что еже огневидное, что еже чловековидное, что очи, что рукы, что уши, что ноздры, и прочая главизны подобне Из славянского перевода корпуса сочинений Дионисия Ареопагита с толкованиями Максима Исповедника О небесной иерархии Предисловие переводчика О небесной иерархии Сосвященнику Тимофею – священник Дионисий о небесной иерархии Глава 1. Что всякое божественное осияние, по благости (Божией) различно проходящее в то, о чем заботится Промысел, пребывает простым, но и единотворит осияваемое Глава 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Вступление. Эпоха решительного подъема общественного значения литературы Волоколамский патерик Повесть о Петре, царевиче ордынском Повесть о царице Динаре Повесть о старце, просившем царскую дочь себе в жены Повесть о Луке Колочском Повесть о Тимофее владимирском Из хроники Константина Манассии Послание игумена Памфила Четыре послания и завещание Нила Сорского Слово об осуждении еретиков Иосифа Волоцкого Послание Иосифа Волоцкого княгине Голениной Ответ кирилловских старцев на послание Иосифа Волоцкого об осуждении еретиков Повесть о псковском взятии Из хронографа 1512 года Видение хутынского пономаря Тарасия Сказание о князьях владимирских Послания старца Филофея Сочинения Максима Грека Переписка Федора Ивановича Карпова с Максимом Греком Сочинения Федора Ивановича Карпова Поучение Даниила, митрополита всея Руси Тайная тайных Сказание об Аристотеле Сочинения Ивана Семеновича Пересветова Сочинения Ермолая-Еразма     Вступление. Эпоха решительного подъема общественного значения литературы Первая половина XVI века – эпоха, когда развивается вера в социальное переустройство общества на основе принципов «правды», то есть «истины-справедливости». На первый план начинает выступать новое сословие – сословие дворян – служилых людей, выдвигаемых не по родовитости и заслугам предков, а по личным достоинствам и стремящихся укрепить свое положение различными проявлениями преданности государству и его главе – великому князю московскому. Как и всякий новый общественный слой, дворянство стремится идеологически обосновать свои права и притязания, верит в силу разума. Впрочем, вера в доводы разума характерна не для одного дворянства. Во всем русском обществе поднимается вера не только в рассудок, логику, разумную целесообразность, но и в силу человеческого слова, в книгу. Роль и значение литературы поднимается необыкновенно. Сама литература меняет свой характер, становясь все более и более философичной, и проникается духом публицистической полемики.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перевод с церк. слав. языка сделан еп. Иустином (Полянским) . Содержание Вместо введения Взгляд святителя Димитрия на мир сей и жизнь в нем Алфавит Духовный Часть Первая Глава Первая. О том, что первою причиною падения Адамова было неразумие и совершенное непознание себя Глава Вторая. О том, что подобает делать разумом и хранить заповеди Господни Глава Третья. О том, что, кто не возделывает своего разума – не очищает его, тот не может иметь правого и истинного разума Глава Четвертая. О том, что в духовном делании до тех пор нужно трудиться и подвизаться, пока придет кто в просвещение разума Глава Пятая. О том, что во всем должно следовать разуму и рассуждению, а не бессловесной плоти Глава Шестая. О том, что нужно предпочитать пост и во всем иметь воздержание Глава Седьмая. О том, чтобы не порабощаться плотским сладострастием, но всегда искать утешения духовного в Господе Глава Восьмая. О том, что всегда и во всем должно следовать разуму, а не бессмысленным плотским похотям Глава Девятая. О том, чтобы не уязвляться лицами и не порабощаться похотию плотскою Глава Десятая. О том, чтобы не порабощаться блудными помыслами и скверными похотями Глава Одиннадцатая. О том, что плотская похоть не свойственна человеку, но вошла в род наш от преступления Адамова Глава Двенадцатая. О том, чтобы не прилагать сердца своего к настоящим вещам и не искать покоя и утешения в земных сладостях, но искать их в Одном только Господе Боге Часть Вторая Глава Первая. О том, чтобы – во всех вещах – блюстись суетного велехваления Глава Вторая. О том, чтобы не слишком утешаться почитанием и славою человеческою, потому что та и другая изменчивы (прелестны) Глава Третья. О том, чтобы не гордиться в веке сем никакою вещию Глава Четвертая. О том, чтобы всегда и во всем смиряться пред Богом и людьми Глава Пятая. О том, чтобы и мало не приписывать себе чего-либо хорошего Глава Шестая. О том, чтобы не осуждать никого другого, но видеть свое зло Глава Седьмая. О том, чтобы хранить себя от смеха, празднословия и кощунства Глава Восьмая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Блаженный Диадох, епископ Фотики древнего Эпира, и его творения. Том I – творения блаженного Диадоха Источник Греческий текст, редактированный по древним греческим рукописям, с предисловием, русским переводом, разночтениями, примечаниями и приложениями. Содержание Предисловие Свидетельства (Testimonia Externa) О блаженном Диадохе, его творениях вообще и особенно о Слове Аскетическом Блаженного Диадоха, епископа Фотики, что в Эпире Иллирийском, слово аскетическое Глава 1. О вере, надежде и любви Глава 2. О том, что один Бог по природе благ Глава 3. О том, что зло не существует в природе Глава 4. Кто сохраняет то, что по образу, и кто сохраняет то, что по подобию? Глава 5. Что есть самовластие? Глава 6. Как познаем человека, Богом просвещенного? Глава 7. О том, что должно прежде быть удостоверенным свыше, потом уже приступать к учению Глава 8. Каким нужно быть тому, кто должен учить духовному Глава 9. О знании и мудрости, и какие свойства их Глава 10. О том, что прежде должно прекращать страсти, потом приступать к учению Глава 11. Каким образом различим духовную мудрость и человеческую? Глава 12. Каким должен быть любящий Бога Глава 13. Какое действительное смирение? Глава 14. Каков истинно вожделевающий Бога? Глава 15. Какая истинная любовь, и какая ложная. И какие следствия её? Глава 16. О том, что никто не может возлюбить Бога, прежде не убоявшись Его Глава 17. Когда душа начинает ощущать и печалиться о собственных злодействах? Глава 18. О том, что, если не освободимся от мирских забот, не можем возлюбить Бога. Глава 19. Какие свойства чистой души? Глава 20. О том, что ни вера без дел, ни дела без веры не приносят пользы Глава 21. О том, что любящий Бога – тот и верует Ему; не любящий же и не верует искренно Глава 22. О том, что вера наша не понимается людьми любопытными, но незлобивыми, и простейшими и боголюбивыми Глава 23. О том, что не имеющий собственную совесть, обличающую его – тот не может любить Бога Глава 24. О том, что телесные чувства ведут к кажущимся житейским благам, а ум возвышает к божественному Глава 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Содержание 1. Приготовление к Литургии 2. Почему честные дары не с самого начала полагаются на престоле 3. О том, что дары предлагаются Богу как начатки человеческой жизни 4. Почему нужно было, чтобы дары служили начатками человеческой жизни 5. Почему полагается не весь хлеб, но вырезается особая часть 6. Почему над хлебом священник изображает страдания Христовы 7. В чем состоит воспоминание Господа 8. О том, что совершается над хлебом 9. Для чего Господь повелел творить это в Его воспоминание 10. О том, что говорится при приношении даров после воспоминания (Господа); также о том, что это приношение есть вместе и благодарственное, и просител 11. Для чего дары покрываются и что при этом говорится 12. О начальном славословии 13. Что значит постоянное моление о милости 14. О предании (себя Богу) 15. Об антифонах и произносимых в продолжение их молитвах 16. Знаменование священнодействия в общем очертании 17. Изъяснение первого антифона 18. Что означают пророческие изречения, поемые в начале священнодействия 19. Изъяснение третьего антифона 20. О явлении Евангелия и о Трисвятой песни 21. О молитве, читаемой во время пения этой песни, и о священных возглашениях 22. О чтении Писаний, порядок их и знаменования 23. О прошениях, следующих за Евангелием 24. О внесении честных даров в алтарь 25. О том, что совершается по внесении даров, о молитвах и наставлениях священника народу 26. Об исповедании веры и о том, к чему после него священник увещевает верных и о чем молится, и что они отвечают ему 27. Об освящении даров и о предшествующем ему благодарении 28. На каком основании мы несомненно веруем в таинство 29. О том, в чем латиняне относительно этого укоряют нас, и ответ на их укоры 30. О том, что и в Латинской Церкви таинство Евхаристии совершается таким же образом 31. Почему священник призывает освятить дары не Сына, а Отца 32. О самой жертве и о том, над чем совершается жертва 33. О молитвах после жертвоприношения и о том, по какой причине здесь воспоминаются святые, особенно же Пресвятая (Богородица) 34. О том, как священник молится о Святых Дарах про себя и о чем повелевает молиться верным

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/953/...

Содержание Г.И. Беневич. Св. Кирилл Александрийский и его сочинение «Книга сокровищ» От дяди к племяннику Деятельность и сочинения св. Кирилла до начала полемики против Нестория О некоторых особенностях «Книги сокровищ» Пролог, сиречь предварительное рассмотрение Вот что содержится в этой книге Слово 1. О сотворенном и несотворенном О том, что лучше и правильнее называть Отца Богом, нежели Несотворенным Слово 2. О том, что несотворенность – не сущность, но обозначение сущности Слово 3. Недвусмысленный ответ, что несотворенность – не сущность, а лишь указание на то, что Бог не сотворен Слово 4. К дерзающим говорить, что некогда было [такое время], когда Сына не было. Собрания силлогизмов и построения мыслей вкупе со свидетельствами. Вывод же из всего этого – что присносущно Божие Слово Свидетельства о том, что Божие Слово присносущно Иные свидетельства о том, что Сын присносущен Еще [одна] катаскева о том, что Сын является присносущным, от противного Еще о присносущии Сына К вопрошающим: «Или ты имел сына прежде, нежели родил?», и говорящим: «Так и Бог не имел Сына, пока не родил» Слово 5. О том, что Отец не предсуществует Сыну, хотя бы Он и был нерожденным, но был соприсносущным Ему рожденный Сын ИНОЕ. Аподиктически. О том, что предпочтительнее звать Бога Отцом, чем просто Богом ИНОЕ. С очевидным доказательством, что сперва есть Отец, затем Сын, хотя и оба вместе Слово 6. О том, что Отец неделимо и не текуче родил из Себя Сына Примеры, отчасти показывающие, как Сын неделимо произошел из Отца Слово 7. К предлагающим [вопрос]: «Невольно или по изволению родил Сына Отец?» Слово 8. К говорящим, что не Отцу, а изволению Его подобен Сын Слово 9. О том, что единосущен Отцу Сын, о чем приведены и [соответствующие] изречения [Писания]: «Что Мя глаголеши блага? Никтоже благъ, токмо единъ Богъ» и «Восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему», и так же точно: «Отецъ Мой Мене есть» О том, что Сын единосущен Отцу, с приведением речения: «Восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» Слово 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Сортировать по Исключить новости Елена Альшанская: «Мы создадим неравенство между приемными и кровными родителями» Проблема социального сиротства не в том, что мало детей усыновляют. А в том, что много детей попадает в казенные учреждения; в том, что дети разлучаются со своей семьей. Это и есть суть социального сиротства, когда родители ребенка живы, но ребенок не может по разным причинам проживать с ними. 26 февраля, 2013 Проблема социального сиротства не в том, что мало детей усыновляют. А в том, что много детей попадает в казенные учреждения; в том, что дети разлучаются со своей семьей. Это и есть суть социального сиротства, когда родители ребенка живы, но ребенок не может по разным причинам проживать с ними. Президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская рассказала корреспонденту «Коммерсантъ» Ольге Алленовой, почему считает законопроекты о стимулировании усыновления, разработанные правительством РФ, недостаточными для решения проблем детей-сирот в России. Фото: Павел Кассин/Коммерсантъ — Помогут ли законопроекты, которые правительство разработало и вносит в Госдуму, решить проблемы сиротства в России? — Кардинально решить проблему не помогут. Хотя, безусловно, они работают на стимуляцию семейного устройства, потому что, действительно, деньги — это мотивация, особенно в первый период, когда их только начинают обещать и когда люди еще не очень понимают, что на самом деле представляет собой воспитание чужих детей. Те меры, которые связаны с упрощением прохождения процедуры усыновления,— тоже вполне разумная часть законопроекта, и их давно надо было ввести. Часть из них — устранение тех препятствий, которые были введены за последние годы. Но если смотрим на проблему в целом, то все эти меры не решают проблем социального сиротства. Проблема социального сиротства не в том, что мало детей усыновляют. А в том, что много детей попадает в казенные учреждения; в том, что дети разлучаются со своей семьей. Это и есть суть социального сиротства, когда родители ребенка живы, но ребенок не может по разным причинам проживать с ними.

http://pravmir.ru/elena-alshanskaya-my-s...

Сортировать по Исключить новости Лариса Безвербная: У меня всегда был страх прожить жизнь впустую Руководитель благотворительной акции «Рождественский подарок» – о деле жизни, поэзии и доверии Богу 13 декабря, 2016 Руководитель благотворительной акции «Рождественский подарок» – о деле жизни, поэзии и доверии Богу Что общего между руководством благотворительной акцией, современной поэзией и исследованиями в области здравоохранения? Только то, что ими может заниматься один и тот же человек. История поэтессы и фармацевта-маркетолога Ларисы Безвербной – это история о том, что можно ответить на слова пожилого человека: «Впереди у меня пустота…» О том, как научиться доверять Богу, даже когда Он много лет не дает любящим супругам детей. О том, зачем чистить от мусора дорогу к храму. О том, как увидеть в самом тяжелом инвалиде – невероятный внутренний мир. О том, как внутри рождаются стихи и как облечь их в небанальные и правдивые слова. О том, как делать свою жизнь максимально осмысленной… Из благополучия в нужду и обратно – Лариса, декабрь – жаркая пора для благотворительности, ты с головой погружена в сбор вещей, лекарств, продуктов для нуждающихся семей в Москве и регионах, но в то же время… вот-вот сама станешь мамой, казалось бы, голова должна быть забита своими семейными заботами, а не чужими. Не противоречит одно другому? – Я, наверное, какая-то безумная мама, сама себя ловлю на том, что уже все мысли должны быть сосредоточены на ребенке, а я все чем-то занимаюсь: работаю на основной работе, руковожу «Рождественским подарком» . Но дело, наверное, тут вот в чем: у меня всегда был такой страх – впустую проживать свою жизнь. Когда я занимаюсь акцией «Рождественский подарок», есть ощущение, что все время, которое на это тратится, максимально осмысленно. – Волонтерство – все-таки более «щадящий режим», чем руководство проектом… – Я превратилась из волонтера в руководителя буквально за 2 часа, неожиданно. Акция проходит уже 11-й год, но в том году был риск, что она закончится. Девушка, которая эту идею в России воплотила, переехала за границу. Однажды она мне написала: «Я уехала, предложила нескольким волонтерам возглавить акцию, но они не смогли. Поэтому, наверное, не будем ее больше делать…» Я говорю: «Как же так? А семьи?!..» Тогда она предложила: «Может, ты ее возглавишь?» Это было ближе к ноябрю прошлого года, надо было срочно начинать, ночью она мне передавала дела. На самом деле там очень много работы.

http://pravmir.ru/larisa-bezverbnaya-u-m...

В.Н. Чуваков В этом уникальном издании помещены сведения о более чем 65-ти тысячах лиц, оказавшихся в эмиграции. Вырванные из родной земли ураганом революции и гражданской войны, они нашли прибежище в разных странах мира. Работая с собранным материалом, поражаешься тому, какие невзгоды и страдания выпали на долю изгнанников. Но несмотря ни на что, они сумели сохранить живую связь с Родиной, родной язык, ее культуру, воспитать следующее поколение, родившееся уже за границей, в любви к своему отечеству. Работа по составлению такого биографического справочника осложнялась тем, что ни одна российская библиотека не имеет полных комплектов газет и журналов, издававшихся русскоязычной диаспорой за рубежом.  Российское зарубежье: некрологи 1917–1997. Том 1 Российское зарубежье: некрологи 1917–1997. Том 2 Российское зарубежье: некрологи 1917–1997. Том 3 Российское зарубежье: некрологи 1917–1997. Том 4 Российское зарубежье: некрологи 1917–1997. Том 5 Российское зарубежье: некрологи 1917–1997. Том 6. Книга 1 Российское зарубежье: некрологи 1917–1997. Том 6. Книга 2 Российское зарубежье: некрологи 1917–1997. Том 6. Книга 3 Рецензия А.А. Бовкало Те, кто еще в «застойные годы» интересовался генеалогией, прекрасно знают машинописный справочник В.Н. Чувакова, поступивший в Публичную библиотеку. Долгие годы Вадим Никитич Чуваков составлял картотеку некрологов и траурных объявлений, публиковавшихся в русскоязычной эмигрантской печати. Биографические данные об эмигрантах тогда очень скупо были представлены в энциклопедиях (Большой Советской, Литературной, Музыкальной, Военной и т. д.), часто они были недостоверными . Иногда некрологи и сообщения о смерти публиковались в «Журнале Московской Патриархии» (причем не только духовных лиц) . Генеалоги знали готские альманахи, которые почему-то не были «закрыты», а в библиотеке им. В.И. Ленина был доступен «Genealogisches Handbuch des Adels». Разумеется, русских фамилий там было немного. Несмотря на различные оплошности в справочнике В.Н. Чувакова, что было естественно при отсутствии доступа к необходимым эмигрантским и иностранным, а иногда и отечественным изданиям, он оставался практически единственным и незаменимым источником информации, в котором можно было найти даты жизни тех или иных лиц, умерших после революции за границей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сортировать по Исключить новости Большая православная газета Читая «маленькие» православные газеты, многие из нас мечтают о «большой» газете. Некоторые говорят о том, что она может быть официальной, другие настаивают на том, что она должна быть непременно независимой. Сергей Чапнин, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» и газеты «Церковный вестник», участвует в обсуждении данного вопроса уже почти двадцать лет. 22 февраля, 2010 Читая «маленькие» православные газеты, многие из нас мечтают о «большой» газете. Некоторые говорят о том, что она может быть официальной, другие настаивают на том, что она должна быть непременно независимой. Сергей Чапнин, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» и газеты «Церковный вестник», участвует в обсуждении данного вопроса уже почти двадцать лет. Читая «маленькие» православные газеты, многие из нас мечтают о «большой» газете. Некоторые говорят о том, что она может быть официальной, другие настаивают на том, что она должна быть непременно независимой (как, например, французский «Ля Круа»). Сергей Чапнин, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» и газеты «Церковный вестник», участвует в обсуждении данного вопроса уже почти двадцать лет. За эти годы не раз и не два были написаны концепции и бизнес-планы, не раз собирались вместе потенциальные редакторы и авторы, не раз священноначалие благосклонно внимало потенциальным руководителям проектов. «Но воз и ныне там». Раз в 5-6 лет в церковную журналистику приходит новое поколение неравнодушных людей. Раз в 5-6 лет они снова «с нуля» начитают разговоры о «большой» газете. Похоже, сейчас именно такой момент. О том, в каком контексте находится эта дискуссия сегодня, читайте ниже. Общие размышления о системе православных СМИ в России весьма быстро приведут к выводу о том, что нам не хватает по-настоящему общецерковной газеты. Желательно, чтобы она выходила ежедневно или хотя бы раз в неделю. Ее с интересом и энтузиазмом будет читать и воцерковленный читатель и тот, кто гуляет вдоль церковной ограды. Для авторов этой газеты не будет запретных тем. Они легко смогут сочетать светский формат материалов и серьезный подход к проблемам духовной жизни.

http://pravmir.ru/bolshaya-pravoslavnaya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010