Иоанн был еще сравнительно молод, когда его проповеди так тронули сердца слушавших в соборном храме Антиохии. Он был почти на двадцать лет (родился в 347 г.) моложе св. Василия Великого и св. Григория Богослова . Во многом его детство и юность прошли так же, как и у них: знатная семья, праведная мать-христианка, счастливое детство, отличное образование, полученное в знаменитой Антиохийской школе. Несколько лет он провел с монахами в пустыне, пока архиепископ Флавиан не настоял, чтобы он посвятил себя церковному служению в Антиохии. Прозвание «Златоуст» было ему дано простой женщиной, слушавшей его проповеди: – Отец Иоанн, поистине золотые уста твои и прекрасно все, что ты говоришь. Но учение твое, как глубокий колодец, а бедный ум мой, как ведро на короткой веревке. Трудно мне зачерпнуть им воды твоей премудрости. Иоанн внимательно отнесся к словам женщины – он отказался от красноречивых, сложных фраз, к которым привык в школе, и стал говорить проще, обращаясь прямо к сердцу своих слушателей. А имя «Златоуст» так и осталось за ним. Семнадцать лет (с 381 по 397 г.) прослужил св. Иоанн Златоуст в Антиохии – первые пять лет диаконом, а затем пресвитером. Все в городе знали его: болезненный, тщедушный, с глубоким взглядом впавших глаз, с небольшой бородкой, в длинной белой одежде, – таким видели его во всех уголках города, во дворцах и в трущобах. Он посещал богатых, испрашивая подаяния, которое затем раздавал нуждающимся. Святой Иоанн был слабого здоровья и говорил про себя шутя: «У меня тело паутинное». А город, в котором он жил и трудился, был один из самых шумных и распущенных городов того времени. Сохранившиеся в нем языческие обычаи и суеверия соседствовали с христианским благочестием. Люди собирались в церковь , как на зрелище: приходили, уходили, разговаривали, смеялись. В толпе молящихся шныряли воришки. Передавались сплетни. Женщины наряжались, чтобы похвастаться своей красивой одеждой. Каждый день приходил св. Иоанн совершать Божественную Литургию и обращался с проповедью к своей легкомысленной и своенравной пастве. Проповедь он говорил всегда сразу после чтения Евангелия, обращаясь к сердцу своих слушателей, так что его слушали, затаив дыхание. Как ни боролся с этим св. Иоанн, взрыв аплодисментов раздавался, когда он кончал проповедь. Тогда он говорил своим слушателям, что лучшей наградой для него будет исполнение ими всего того, к чему он их призывал. Тем не менее многие приходили в церковь только для того чтобы послушать его, и уходили сразу после проповеди. Борясь с этим, св. Иоанн перенес время проповеди на конец службы, когда он выходил с крестом. Хотя св. Иоанн часто обличал своих слушателей и упрекал их, они его все равно любили.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Еще один великий святой, о котором в новом томе повествует крупная статья, — прп. Иоанн Лествичник, знаменитый подвижник монашеской жизни VI-VII вв., игумен Синайского монастыря, автор классического произведения византийской аскетической письменности «Лествица Божественного восхождения», чрезвычайно популярного как в Византии и средневековой Руси, так и среди современных православных верующих. Помимо упомянутых древних святых в новом томе не менее значимое место занимает и такой великий подвижник нового времени, как протоиерей Иоанн Сергиев — св. Иоанн Кронштадтский (1829-1909 гг.), который является сегодня одним из самых почитаемых русских святых. Посвященная ему статья не только содержит множество фактов, уточняющих жизненный подвиг Кронштадтского пастыря, но и изобилует редкими фотоматериалами, которые дают редкую возможность совершенно по-особому ощутить, сколь близко во времени отстоит от нас уникальное по своему характеру служение этого пастыря-праведника. Еще один святой, подвизавшийся в сравнительно недавнее время, — св. Иоанн Русский (+1730 г.). Это один из самых почитаемых в Элладской Православной Церкви святых, который, между тем, является нашим соотечественником: солдат-украинец, служивший в русской армии, он попал в плен к туркам, где и прославился своей праведной жизнью. Агиографическую тему продолжает статья, рассказывающая о прп. Иоанне Рильском (Х в.). И сегодня он остается одним из самых почитаемых святых Болгарской Церкви. В то же время этого основателя знаменитого Рильского монастыря хорошо знают и русские православные верующие. 24-й том содержит статью, посвященную еще одному святому, которого с некоторым основанием мы также можем считать своим земляком — прп. Иоанну Кассиану Римлянину. Этот выдающийся подвижник монашеской жизни, богослов и духовный писатель конца IV — V вв., был уроженцем Скифии, т.е. происходил из Северного Причерноморья. Ученик св. Иоанна Златоуста, он впоследствии стал одним из основателей западного монашества. Из статей нового «Православной Энциклопедии» читатель может узнать и о житиях множества иных святых, также носивших имя Иоанн. Среди преподобных, оставивших заметный след в истории православного монашества, особого упоминания заслуживают: прп. Иоанн Ликопольский — египетский подвижник IV в.; прп. Иоанн Кущник, подвижник монашеской жизни V в.; прп. Иоанн Молчальник — византийский подвижник 2-й пол. V — VI вв.; прп. Иоанн Карпафийский — византийский подвижник, о жизни которого почти ничего неизвестно, но который является автором 2 сотниц глав, одна из которых включена в «Добротолюбие»; прп. Иоанн Отшельник, палестинский подвижник VI в.; прп. Иоанн Постник, знаменитый византийский подвижник XI-XII вв.

http://patriarchia.ru/db/text/1283302.ht...

О его ревности к спасению ближних передается следующий рассказ : Иоанн взял на свое попечение одного христианского юношу и, когда пришлось ему удалиться из Ефеса надолго, апостол поручил юношу епископу города. Но епископ не оправдал доверия св. Иоанна. Юноша увлекся дурными примерами и предался порокам, а потом, сделавшись начальником шайки разбойников, предался грабежу и убийствам. Иоанн, находясь однажды вблизи города, где жил епископ, спросил о юноше и, узнав о его печальной участи, отправился в горы и там, после долгих поисков, нашел его, слезами и увещаниями обратил его к раскаянию и опять направил на путь добродетели. К концу жизни св. Иоанна в церкви появились еретики, отвергавшие Божество Сына Божия и Духа Святаго. В обличение этих еретиков Иоанн написал Евангелие, в котором особенно подробно изложены те беседы Господа и те Его деяния, в которых особенно раскрывалось учение о Божестве Сына Божия и Духа Святаго. За это св. евангелист Иоанн назван Богословом. Кроме Апокалипсиса и Евангелия, Иоанн написал три соборных послания, в которых более всего говорил о христианской любви. Св. Иоанн прожил более 100 лет. Почувствовав приближение смерти, он взял с собою любимого ученика Прохора и других учеников, вышел с ними из города, велел ископать себе могилу и, дав ученикам последния наставления, предал душу свою Богу. После кончины его, из его могилы ежегодно, 8-го мая, исходил тонкий прах (пыль), имевший силу исцелять болезни. Поэтому память св. Иоанна стали праздновать еще 8 мая. II. Многому научает нас своею жизнию св. ап. и евангелист Иоанн Богослов. а) Он был возлюбленный ученик Иисуса Христа. За что возлюблен был? За то, что сам Иоанн крепко возлюбил Господа. Смотрите: при кресте ни одного нет из апостолов, а Иоанн тут. Какого же еще нужно более сильного доказательства любви? – Мы, братия, часто жалуемся и говорим: забыл нас Господь, не дает, чего мы просим у Него. Но чем говорить такие слова, лучше спросить себя: сами-то мы помним ли Его? Сами-то чем доказываем свою любовь к Нему? Часто эта любовь у нас только на словах, а на деле никакой жертвы, никакого подвига, никакого даже самого легчайшего доброго дела не сделаем во имя Его. Поститься не можем, молиться не хочется, в храм ходить некогда, милостыню подать – сами нуждаемся, обиду перенесть тяжело... Сами не помним Господа, а желаем, чтобы нас Господь помнил, – сами холодны к Нему, а хотим, чтобы всеми земными благами нас осыпал, за что же? Но Господь так много делает для нас, что и исчислить невозможно Его милостей, одно долготерпение Его к нам – какое сильное доказательетво горячей любви Его к нам! Нет, не унывать нужно, когда нам кажется, будто Бог забыл нас, – неправда это: Он ли забудет Свое создание? – а надобно самим нам заботиться, чтобы всем сердцем любить Его – нашего Творца и благодетеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это время началось гонение на христиан императора Нерона. Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. После этого апостола сослали в заточение на Патмос – небольшой греческий остров на юго-востоке Эгейского моря. По пути следования к месту ссылки Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к Иоанну всех жителей острова, которых апостол просветил светом Евангелия. Здесь он имел откровение, составившее содержание Апокалипсиса. Иначе эту книгу, в которой раскрываются тайны судеб Церкви и конца мира, так и называют – Откровение. Всего же Иоанном Богословом по Божественному вдохновению написаны пять книг Нового Завета: Евангелие по Иоанну, Апокалипсис и три послания. После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Евангелие по Иоанну отличается по стилю и содержанию от синоптических Евангелий, по своему содержанию во многом перекрывающихся и повторяющих друг друга. Евангелие по Иоанну, в соответствии с древней церковной традицией, называется Евангелием духовным (το ευαγγλιο πνευματικ), что, конечно, не означает будто оно более богодуховенно, чем другие три. Это характеристика не происхождения, но содержания Евангелия, которое, в чем-то, глубже и таинственнее, чем синоптические, открывает догматический и духовно-нравственный смысл евангельских событий. Само определение «духовное» в приложении к Евангелию по Иоанну принадлежит св. Клименту Александрийскому : «Иоанн, последний, видев, что те Евангелия возвещают земные дела Христа, написал, побуждаемый учениками и вдохновленный Духом, Евангелие духовное». Это свидетельство указывает, что Иоанн, по наитию Святого Духа, счел необходимым восполнить изложенное у синоптиков и что по преимуществу духовный характер Евангелия обусловлен именно Тем, Чьи действия так ясно представляет и описывает апостол Иоанн.

http://azbyka.ru/test/apostol-ioann-bogo...

Получив такие вести от Атервия, весной 394 г. прибыл сюда и сам Епифаний. Он знал, какой он имеет здесь авторитет. У Епифания здесь был его старый Елевферопольский монастырь, где за 27 лет его епископства хранилась его слава, как подвижника и святого. Епифанию народ приписывал чудеса еще при жизни. A официальный авторитет здесь, в Палестине, принадлежал в этот момент молодому епископу Иерусалимскому Иоанну. Иоанн заступил место св. Кирилла и был представителем тех же кругов бывших омиусиан, прошлое которых окружено было подозрениями в арианстве. Но молодой Иоанн, естественно, встретил с надлежащим почетом старого гостя Епифания. Но Епифаний тут же в гостях в Иерусалиме начал с кафедры произносить длиннейшие обличительные речи против Оригена. Среди клириков Иоанна начался явный ропот. Иоанн осмелился послать на кафедру архидиакона, чтобы сказать Епифанию, что слушатели утомлены и надо сократить слово. Обида Епифания понятна. Когда затем иерархи шли в храм Гроба Господня на богослужение, народ теснился вокруг Епифания, прося его благословения и даже отдирая края его одежды как чудотворной реликвии. Речи такого проповедника, хотя бы и на мудреную для народа тему об Оригене, могли подрывать репутацию Иоанна. Иоанн не сдержался и вслух заворчал, что это делается умышленно. И Иоанн решил ответитъ на это контрдемонстрацией. B конце богослужения, когда утомленный народ ждал уже отпуста и снова благословения Епифания, Иоанн обструкционно завел длинную речь, обличая суеверов в антропоморфизме. Под этими суеверами подразумевались монахи — противники и богословия и Оригена, понимавшие веру по-язычески, буквалистически. Преподобный Иоанн Кассиан сообщает нам, что один египетский монах, которому с трудом разъяснили, что Бог не имеет человеческого тела, со скорбию сказал, что y него «отняли Бога,» и он теперь не знает, как ему молиться. Кроме обличительной части Иоанн в своей речи изложил и вообще нормальное учение церкви ο Боге в правильной форме. Епифаний, понимая всю цель Иоанновой проповеди, дотерпел до конца ее и, к радости народа, сам взял слово. Внимание оживилось. Епифаний был краток и вызывающ. Он сказал: «Мой брат по сану и сын по возрасту Иоанн все сказал хорошо и справедливо. Антропоморфизм мы, конечно, отвергаем. Но пусть и он анафематствует Оригена.» Раздался смех, аплодисменты... Атмосфера для спокойных рассуждений была нарушена.

http://sedmitza.ru/lib/text/435119/

В третий день по смерти Иисуса Христа Иоанн, услышав от Марии Магдалины о необретении тела Его во гробе, первый притёк ко гробу и виде и верова воскресению Христову ( Ин.20:1–8 ). В тот же день вечером Иоанн вместе с другими учениками увидел и Самого Воскресшего Господа, а через восемь дней опять узрел Его ( Ин.20:19–26 ). Потом Воскресший явился ученикам Своим на море Тивериадском, где был в числе их и св. Иоанн. После сего возлюбленный ученик Христов неоднократно встречал Воскресшего Господа; видел и славное вознесение Его на небо. Наречённый сыном Пресв. Девы Марии, Иоанн не оставлял Её до её успения, последовавшего в седьмое десятилетие первого столетия по Р. Хр.; и оттого, быть может, по сошествии Св. Духа, Ап. Иоанн проповедал Евангелие большей частью в Иерусалиме и окрестностях его, и вместе с Ап. Петром потерпел первые узы и побои за слово Божие ( Дeяh. III, IV , Деян.8:14,25 ; Гал.2:9 ), и, подобно Ап. Петру и Иакову, брату Господню, именуется в Писании столпом Церкви ( Гал.2:9 ). По успении Пресвятой Девы Марии, Ап. Иоанн принял на себя попечение об утверждении в вере Церквей Малоазийских, – Ефесской, Пергамской, Смирнской, Фиатирской, Сардийской, Филадельфийской, Лаодикийской, о которых было ему сказано в Откровении. Подобно Ап. Иакову и Петру, он не столько заботился о путешествиях для благовестия св. веры, сколько об утверждении её в одном месте, откуда она могла бы впоследствии распространяться и далее. Этим местом он избрал Ефес, и здесь жил с 67 или 68 года по Р. Хр. В царствование Домициана (81–95), который воздвиг на христиан второе от язычников гонение, св. Иоанн в Риме ввержен был в кипящее масло, но благодатью Божией остался невредим. В 94 году по Р. Хр. Апостол за своё свидетельство о Божественном Слове императором Домицианом сослан был в заточение на Патмос – один из островов Архипелага на Средиземном море, близ берегов Малой Азии, и сделался просветителем этого острова. Памятником пребывания здесь св. Ап. Иоанна доселе служит монастырь, основанный Алексеем Комниным на Патмосе во имя Богослова, и местное предание сохраняет места, освящённые присутствием Евангелиста Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По расположению Иудейской и Иорданской пустынь можно сделать следующее уточнение места, где принял крещение и явился миру Спаситель: нижнее течение Иордана, между Генисаретским озером и Мертвым морем. Здесь река Иордан течет с севера на юг на протяжении 107 километров. Несомненно, что там, где крестился Христос, глубина была достаточной для совершения погружения. О необходимости этого есть подтверждение в Евангелии от Иоанна: А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды (Ин 3:23). Но несомненно и то, что где-то недалеко должна быть переправа, так как выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне (Мк 1:5), а крестил Иоанн на восточном берегу Иордана, по ту сторону от Иудеи, как сказано у Евангелиста Иоанна Богослова: Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн (Ин 1:28); ср. в церковнославянском: Сия в Вифаваре быша об он пол Иордана, идеже бе Иоанн крестя; обонпол значит ‘за’, то есть за Иорданом. И в Евангелии от Иоанна сказано: …искали схватить Его; но Он уклонился от рук их, и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там (Ин 10:39–40). Но в Ин 1:28 вызывает недоумение и вопросы само название места, где крестил Иоанн Предтеча и впервые явилась миру Пресвятая Троица. «Вместо имени “Вифавара” (место переправы) в большинстве древних кодексов стоит название “Ви­фа­ния”» 3 . Святитель Иоанн Златоуст в Беседах на Евангелие святого Апостола Иоанна Богослова пишет: “Сия в Вифании быша”, но добавляет: “А в исправнейших списках сказано: в Вифаваре. Вифания была не по ту сторону Иордана и не в пустыне, а близ Иерусалима” 4 . В толковании на Евангелие от Иоанна святителя Кирилла Александрийского поставлено “Вифавара”, но следует подробная сноска. “Так по одним ркп. у св. Кирилла согл. мног. кодд. и Сир. Но в других ркп. св. Кирилла чит.: Вифания согл. древн. Кодд., лат. Вульг. Сир. (sch и р — текст) и др. мн. Последнему следует Остром. Мар. Зогр. и др. древнеславян., но теперь слав. следует Конст. 1383 г. и позднейшим. У св. Алексия не ясны последние буквы: в вифа.., но по всем признакам надо читать: в Вифании” 5 . Существует объяснение названия “Вифавара”: «дом перехода, палестин. местечко, упоминаемое в Н. З. (Ин 1:28), находится против Иерихона. В некоторых местах Вифавара называется “Вифания заиорданская”» 6 .

http://pravmir.ru/mesto-bogoyavleniya/

18. Направо от Голгофы и близ Св. двери и во дворе есть чудный кувуклий, росписанный мозаикою. Там сидел царь и судил народ. 19. И колокольня примыкает посредине к храму Св. Гроба. Она очень красива, точеная и высокая, искусно построенная. Имеет и 108 маленьких колонн. И под колокольнею храм Сорока мучеников. На левой стороне от него храм Мироносиц, называемый Воскресением. Там Мария Магдалина увидела Христа и сказала: Господин, где Ты положил тело Иисуса моего? 2439 Направо от него другой храм Св. Иакова, брата Господня, где погребена и голова его. Вот это тайны Св. Гроба. 20. На восток, от Иерусалима, Святая Святых и храм, где учил Христос. Святая Святых очень красивый храм с куполом, внутри и снаружи росписанный мозаикою. Там был убит пророк Захария. Там старец Симеон принял в объятия Христа. Там Богородицу питал ангел. Там есть камень Богом повешенный на воздух. Вокруг храма на восток обширная равнина вплоть до стены города. Там четырехдверные ворота, обращеные на восток. В них вошел Христос с ваиями и ветвями и с того часа Он запер их и сказал: Не будут отперты, никто не войдет в эти ворота. И до сих пор стоят они запертыми. Сарацины хотели отпереть их, но не могли этого сделать, оттуда вышел огонь и опалил их. Отстоят от Св. Гроба на разстоянии одной мили. 21. Там по близости ров, куда бросили пророка Иеремию. Там дом Иоакима и Анны. Там по близости Овчая купель. Там и храм, он отстоит от Св. Гроба на разстоянии 4 стадий. 22. По близости оттуда, налево от Св. Гроба, двор Пилата, дом Каиафы и Πреторий. Находится от Св. Гроба на разстоянии 3 стадий. Стадия составляет 100 сажень, а миля 7 стадий. 23. На запад от Св. Гроба на разстоянии одной стадии находится монастырь Одигитрия, где жили греческие монахини. Там стояла Богородица, смотрела на Сына своего, распятого на кресте, и горько плакала. 24. Есть и другие монастыри внутри города Иерусалима. Во-первых Св. Иоанн Предтеча, великий Георгий, великий Димитрий, великий Николай, Св. Иоанн Богослов, великий Василий, архистратиг Михаил и Св. Екатерина, Св. Евфимий, Св. первомученица Фекла. Эти монастыри принадлежат православным в граде Иерусалиме, а еретикам принадлежат следующие монастыри. Треклятые Армяне имеют Св. Иакова, латиняне близ Св. Сиона, Сирийцы Богородицу Милостивую, Марониты великого Георгия, Абисинцы близь Голгофы место, называемое жертвоприношением Авраама. Близ них Иаковиты имеют монастырь Пресвятой Богородицы. В византийские времена в Иерусалиме было 365 монастырей и церквей, теперь же они разрушены, а другими владеют Агаряне. Эти монастыри и чудеса находятся в Иерусалиме и в Св. Гробе.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

Иоанн не знал, кто говорит с ним, но не решался и спросить явившегоси об имени. Заметив то, дивный муж сам сказал ему: «поставь церковь рождества Иоанна Предтечи». Сновидение было так живо и явившийся внушал к себе такой страх и благоговение, что Иоанн тотчас же пробудился, не будучи и сам уверен в том, на яву или во сне он видел такого чудного мужа. Поспешно возвратившись домой, Иоанн разсказывает жене своей о бывшем ему сновидении и спрашивает ее, кто такой Иоанн Предтеча? Мария объяснила ему, что это великий пророк и угодник Божий; затем показав на иконе изображение Иоанна Крестителя, она советовала своему мужу поспешить исполнением того, что ему было приказано в сновидении. То же самое внушали ему друзья и знакомые, узнавшие о чудесном видении, и новопросвещенный Иоанн, следуя общему совету жены, друзей и знакомых, вскоре построил на месте бывшего ему видения церковь во имя рождества Иоанна Предтечи, отчего и самая гора, вместо сокольей, стала называться Ивановскою. Благочестивые супруги богато украсили храм и снабдили его всем нужным для богослужения. Проводя чистую и святую жизнь, они и сами старались сделаться живыми храмами Богу. В Устюге в то время подвизался пр. Киприан, начальник и основатель устюжского Архангельского монастыря. Вместе с прочими гражданами с любовью и уважением относился Иоанн к пр. Киприану, как к истинному рабу Божию, удивлялся его великим трудам и терпению и приходил в умиление и восторг от рассказов о подвигах преподобного, ибо он не слыхал ничего подобного на своей родине. Еще более благотворное влияние оказывал на благочестивую чету, на ее утверждение в вере и добродетели, другой избранник Божий, скрывавший в себе духовную мудрость под покровом безумия. Пр. Прокопий, рожденный и воспитанный хотя в христианстве, но вне православия и, подобно Буге, принявший св. веру уже в совершенных летах, много лет проходил в Устюге высокий и трудный подвиг юродства ради Христа. Этот самопроизвольный мученик, обрекший себя на неприятности и лишения всякого рода, нередко заходил в дом Иоанна и Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Хотя, по определению Тридентского собора, виновником Св. Писания и св. предания служить один и тот же Дух Божий, и потому не может быть резкого разграничения между ними; но тем не менее собор только на основании св. предания основал церковное учение: о крещении младенцев, о миропомазании, о мессе и ее обрядах, о чистилищном огне и проч. Этим отцы собора ясно засвидетельствовали, что св. предание служит для них таким же самостоятельным источником вероучения, как и Св. Писание: церковь может как из первого, так и из второго выводить догматы веры. Вместе с тем собор доказал, что св. предание есть источник более обильный в сравнении с Св. Писанием, так как он дает бытие таким догматам, о которых не учит нас последнее. Отсюда уже само собою вытекала мысль о превосходстве и преимуществе св. предания пред Св. Писанием, которую выражали на Тридентском соборе католические богословы. Так, напр. Канизий видел особенную важность всего учения о предании в том, что оно дает возможность богослову не быть связанным со стороны Св. Писания. По мнению другого католического богослова (Андрады), Дух Божий никогда не оставляет церковь ; поэтому все, чему учит она, есть истина без отношения к Св. Писанию 4 . Некоторые члены собора прямо заявляли, что католическая вера основывается только на предании, так как и Св. Писание первоначально было преданием, не говоря уже о том, что мы верим ему только ради предания 5 . Св. Писание Нового Завета есть только не подходящее и несоответствующее предисловие к преданию, которое представляет собою в собственном смысле corpus doctrinae. Для предания Св. Писание не безусловно необходимо, так как, по мнению Фабера, церковь существовала бы и при отсутствии Св. Писания. Кардинал Гозий думал, что без Евангелия новозаветная церковь могла бы существовать еще лучше, чем при Св. Писании, так как церковь в позднейшую пору своей жизни могла бы в более совершенной форме проповедать то учение, которое в Евангелии нашло может быть преждевременное выражение 6 . Важнейшим преимуществом предания пред Св. Писанием служит то, что в первом, как живом сознании церкви, развивающемся применительно к интеллектуальным и религиозным потребностям людей, более живо и полно, чем в Св. Писании, раскрыта христианская истина. По мнению некоторых членов Тридентского собора все учение нашей веры так превосходно раскрыто схоластическими богословами, что нет нужды обращаться к Св. Писанию 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ri...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010