Полный месяцеслов Востока. Том II Святой Восток Том I   Содержание План Общие замечания о перенесениях памятей святых Указатель Номера и годы Часть I. Месяцеслов Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Дополнение опущенных памятей Часть II. Заметки Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Часть III Приложение 1 1) Святые, дни памятей коих или самые памяти не показаны в месяцесловах и синаксарях. 2) Храмы Богоматери в Царьграде, непоказанные в греческом синаксаре. Сведения из Дю-Канжа я Бандурия. 3) Иконы Богоматери чудотворной на Афоне. Из книги: Выший покров над Афоном. Другие иконы в Восточной церкви. 4) Иконы Богоматери, коих время явления и дни празднества неизвестны, а известно одно наименование. Приложение 2 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Приложение 3 Ненаименованные святые События Приложение 4 Сравнительный календарь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Откябрь Ноябрь Декабрь Указатель 1 Праздники Господни Праздники Пресвятой Богородицы Святые Святые ненаименованные Указатель 2 Святые безымянные Особые события Указатель 3 Указатель 4 Святые безымянные Праздники и события Указатель 5 Прибавление Римские и греческие императоры На Востоке На Западе На Востоке Византийские епископы и патриархи константинопольские Патриархи александрийские Патриархи антиохийские Патриархи иерусалимские Папы римские Великие князи, цари и императоры, митрополиты и патриархи русские Великие князи Цари Митрополиты Патриархи Императоры в Петербурге Дополнения Часть II. Заметки В части III. Приложению 1 К приложению 4     План Второй том Полного Месяцеслова Востока разделяется на три части: первую часть составляет самый месяцеслов Востока, вторую разные сведения о праздниках и святых Востока, которые мы называем заметками по их характеру; третья часть состоит из приложений и указателей. Часть первая . В первой части или месяцеслове святые в каждый день делятся на пять отделов:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

I • II • III • IV • V • VI • VII • VIII • IX • X • XI • XII • XIII • XIV • XV • XVI • XVII • XVIII • XIX • XX • XXI • XXII • XXIII • XXIV • XXV • XXVI Содержание Предисловие От издателей Конец 1877 г. 1878 весь и начало 1879-го года Июль 1877 года Август 1877 года Сентябрь 1877 года Октябрь 1877 года Ноябрь 1877 года Декабрь 1877 года Январь 1878 года Февраль 1878 года Март 1878 года Апрель 1878 года Май 1878 года Июнь 1878 года Июль 1878 года Август 1878 года Сентябрь 1878 года Октябрь 1878 года Ноябрь 1878 года Декабрь 1878 года Январь 1879 года     Предисловие Настоящее издание – это первая публикация всех известных на данный момент дневников святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829–1908). Дневники охватывают период с 1856 года по 1898 год. На настоящий момент отсутствуют тетради дневников за 1894–1896 годы и за период с 1898 года до середины 1908 года. Отсутствие тетрадей за эти годы нисколько не умаляет значения публикации, так как недостающие тетради добавили бы какие-то подробности, касающиеся жизни праведника, ничего не добавив по существу. В связи с публикацией дневников следует сказать, что они впервые предоставляют возможность составить подлинную биографию праведника как с точки зрения фактов, так и по существу его духовного подвига. Имеющиеся на данный момент биографии отца Иоанна Кронштадтского носят несколько упрощенный характер: они – и не икона, и не фотография, а скорее похожи на лубок. В качестве развлекательного чтения такие биографии имеют право на существование – но в качестве вспомоществования на пути ко спасению, в качестве духовного ориентира они могут принести скорее вред, нежели пользу, так как могут ввести читателя в заблуждение относительно жизни правеедника, рисуя такую картину окружавшего его мира, в которой было мало сходства с реальной, зачастую весьма суровой действительностью. Многие страницы дневника написаны отцом Иоанном с предельной откровенностью, так что у читателя может возникнуть помысел, а уж не обычный ли он человек, отец Иоанн, – хотя и священник, а, может быть, такой, как и мы, грешники.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Выпуск 2. Славяно-русский пролог, Ч. 1. Сентябрь-декабрь Источник Содержание Предисловие Славяно-русский Пролог в его церковном и народно-литературном значении (историко-литературный очерк). – Профессора А. И. Пономарева I. Житийные чтения Пролога Сентябрь 1. Убиение св. благоверного князя Глеба (5 сент.) 2. Преп. Иосиф Волоцкий (9 сент.) 3. Св. мученица Людмила Чешская (16 сент.) 4. Св. Киприан, митроп. Киевский и всея России (16 сент.) 5. Св. Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин (19 сент.) 6. Убиение Батыем св. Михаила Черниговского и боярина его Феодора (20 сент.) 7. Преп. Сергий Радонежский (25 сент.) Из Похвального Слова преп. Сергию Епифания Премудрого и из его жития Пахомия Логофета 8. Преп. Евфросиния Суздальская (25 сент.) 9. Преп. Савватий, Соловецкий чудотворец (27 сент.) 10. Григорий, Вологодский чудотворец (30 сент.) Октябрь 1. Савва Вишерский 2. Св. Гурий, архиеп. Казанский и Варсанофий Тверской 3. Преп. Сергий Обнорский, Вологодский чудотворец (7 окт.) 4. Преп. Параскева (14 окт.) 5. Преп. Иоанн Рыльский (19 окт.) 6. Св. Артемий Веркольский (20 окт.) 7. Преп. Авраамий Ростовский (29 окт.) Ноябрь 1. Св. Иоанн Златоуст и его мать Анфуса (5 ноября) 2. Св. Иова архиеписк. великого Нова-града (5 ноября) 3. Преп. Варлаам Новгородский чудотворец, иже ва Хутыне (6 ноября) 4. Память во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константинопольского Златоустого (13 ноября) 5. Св. благоверный великий князь Михаил Ярославич Тверской (22 ноября) 6. Св. Александр Невский (23 нояб.) 7. Освящение церкви святого великомученика Георгия иже в Киеве пред враты Святой Софии (26 нояб.) Декабрь 1. Память, иже во святых отца вашего Николая, архиепископа Мирликийских чудотворца (6 дек.) 2. Чудо святого Николая о муже утопшем в море 3. Повесть о чюдеси святого же отца нашего Николая о Агриконе сыне Василии 4. Преп. Антоний Сийский (7 дек.) 5. Нил Столбенский, Новгородский чудотворец 6. Слова о св. Вонифатии Милостивом 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Русские святые Долгие годы монахиня Таисия собирала жития русских святых. Плодом этих многолетних трудов стали «Русские святые», насчитывающие около четырех сотен имен. Вереница русских святых от равноапостольных Кирилла и Мефодия до преподобного Силуана Афонского. Русские святые. Хронологический список Имя, день памяти Год, век   до XI в.   Святой апостол Андрей Первозванный. Ноябрь, 30 62 Священномученики Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, епископы Херсонесские. Март, 7 IV в. Святого равноапостольного Кирилл первоучителя и просветителя славянского. Февраль, 14 869 Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские Кирилл и Мефодий. Май, 11 869 и 885 Святого равноапостольного Мефодия первоучителя и просветителя славянского. Апрель, 6 885 Великая княгиня Ольга, во святом крещении Елена. Июль, 11 969 Первомученики Феодор и Иоанн Варяжские. Июль, 12 983 Святитель Михаил, митрополит Киевский. Сентябрь, 30 992   Преподобный Аркадий Новоторжский, Или Вяземский. Декабрь, 13 XI в. Преподобный Аврамий Ростовский. Октябрь, 29 XI в. Георгий Угрин, брат преподобного Ефрема Новоторжского. Январь, 28 1015 Равноапостольный Великий князь Владимир, во святом крещении Василий. Июль, 15 1015 Мученики Благоверные князья Борис и Глеб, во святом крещении Роман и Давид. Июль, 24 1015 Святитель Феодор, епископ Ростовский и Суздальский. Июнь, 8 1023 Преподобный Моисей Угрин Киево-Печерский. Июль, 26 1043 Благоверная княгиня Анна, во святом крещении Ирина, Новгородская. Февраль, 10 1050 Благоверный Владимир, князь Новгородский. Октябрь, 4 1052 Преподобный Ефрем Новоторжский. Январь, 28 1053 Преподобный Варлаам, Игумен Печерский. Ноябрь, 19 1065 Преподобный Иеремия Печерский. Октябрь, 5 1070 Преподобный Дамиан Печерский. Октябрь, 5 1071 Преподобный Антоний Киево-Печерский. Июль, 10 1073 Святитель Леонтий, епископ Ростовский. Май, 23 1073

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Молитвы Молитва Я прошу у Тебя немногого: «Исцели меня, Боже, убогого!» Я прошу у Тебя не лишнего: «Укрепи меня, Боже, нищего!» Со слезами прошу я малого: «Поддержи меня, Боже, усталого!» Я прошу у Тебя не тщетного: «Просвети меня, Боже, бедного! Исцели от душевной гнилости По Твоей, Иисусе, милости!» Ноябрь 1995 г. Не удержать Неудержимого. Не уловить Неуловимого. Как мне увидеть Собеседника? Как исповедать Исповедника? Не подступиться К Недоступному. Не подобраться К Неприступному. Как мне открыться Сокровенному? Как повиниться Неизменному? И не заметить Незаметного. И не услышать Безответного. Ты Сам являешься Избраннику. Прииди, Господь, Ко мне-изгнаннику Ноябрь 1995 г. Недостойный, смотрю и дивлюсь, Видя пламя Твоей купины! В этом пламени я изменюсь, Лишь притронусь к нему, Лишь коснусь С болью в сердце от тайной вины! Кровь Твоя, как живая, дрожит, Горяча, и темна, и страшна! Она сердце мое оживит, Воссоздаст, обновит, возродит И любовью насытит сполна! Декабрь 1994 г. Начало любви, как начало весны, Совсем незаметно на всходе. Назначь мне, назначь тот единственный день, Который зовется Господень! Начало начал, прикровенье весны, Пусть это случится сегодня! Назначь мне, назначь мне начало любви, Которая будет Господня! Январь 1995 г. Быть ближе к Тебе, хоть немного! Быть дальше уже невозможно! И быть без Тебя-очень плохо, И рядом с Тобой-очень сложно! Январь 1995 г. Гляжу на большое созвездие С волнением к собственной доле. И скорби несу, как возмездие, За искажение Твоей воли. Я каюсь, ни в чем не утаиваясь, Не знаю, что вымолвить боле... Я каюсь, я глубоко раскаиваюсь За искажение Твоей воли. Январь 1995 г. Я ниш, но нищетою богат. Одинок, но одиночеству рад. Бесприютен, и никто меня не Молчалив, но зато мне дарован покой. Я невежда, но Бог непрестанно со мной. Январь 1995 г. Чему уподобить Тебя, с чем сравнить, Когда Тебя можно вкушать, даже пить? Тебя созерцать беспрерывно — удел, по всему, Великих, и он не дается Тобою худому

http://isihazm.ru/1/?id=223

Содержание МЦА СЕПТМБР МЦА КТМБР=ОКТОМБР МСЦ НОБР МЦА ДЕКМБР МЦА ЕНОУАР МЦА ЕВРАР МЦА МАРТА МЦА АПРИЛ МЦА МАИ МЦА ИЮН МСЦ ИЮЛ МЦА АВГОУСТА Примечания     Прославление важный событий и подвигов святых мужей, жен и детей ознаменовывается в православной церкви пением стихир, тропарей и канонов с принадлежащими к ним кондаками, икосами и светильнами в определенный для каждого праздника день. Эти песнопения издавна собраны в определенные книги, называемые месячными минеями, и в них расположены по месяцам и по дням, с обозначением, в какой именно день каждого месяца прославляется память какого события или святого. Песнопениям каждого месяца посвящена особая книга; и в каждой из двенадцати книг расположены они по числам месяца с первого до последнего. (См. подробности о них в книге Константина Никольского Обозрение богослужебных книг: ст. 56–89). Таким образом месячные минеи заключают в себе между прочим и церковно-календарные указания. Есть эти указания и в других церковных книгах, но ни в одной из них – говорю о древнейших – в такой полноте: вот почему они важны для истории нашего календаря. Въ каждой церкви должны быть эти книги; тем не менее из древнейшего периода нашей письменности сохранилось их относительно немного. Между памятниками XI века мне известны только три минеи: – на октябрь в Типографской библиотеке с отметкою 1096, – на ноябрь там же с отметкою 1097, на май в библиотеке Новгородского Софийского собора. Между памятниками XVII века Синодальной библиотеке принадлежат минеи – на сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, апрель, май, июль и август, – Новгородской Софийской библиотеке принадлежат на сентябрь, октябрь, апрель, май, июнь, – Типографской библиотеке минеи на апрель и июль, – Императорской публичной библиотеке только одна – на июль, Обществу древностей тоже одна – на май и библиотеке св. Синода одна – на июль. К памятникам первой половины XVIII века надобно отнести минею на февраль, которой отрывок принадлежит П. И. Саваитову, и минею на май, принадлежащей Новгородской Софийской библиотеке. Есть ли где еще минеи такого же древнего письма мне неизвестно; более поздних, писанных в XIV веке и позже, много.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Декабрь Память о преподобном Афанасии печерском «Был, рассказывает Симон, 822 в святом Печерском монастыре один брат, проводивший святое и богоугодное житие, именем Афанасий. После долгой болезни он скончался. Два брата обмыли его тело, одели его, как нужно, но не похоронили; приходили и другие, но посмотрев на него, также уходили. Мертвец оставался не погребенным. Он был очень беден, и никто не хотел позаботиться о нем. Ночью некто явился игумену и сказал: человек Божий два дни лежит не погребенный, а ты веселишься. Поутру игумен со всею братией пришел к умершему и нашел, что он сидит и плачет. Все ужаснулись, видя его живым, и спрашивали, как он ожил и что видел? На их вопросы он не отвечал ничего, а только говорил: спасайтесь. Они просили его сказать им что-нибудь на пользу, с клятвою обещаясь выполнить слова его. Тогда Афанасий сказал: «имейте во всем послушание к игумену, кайтесь ежечасно и молитесь Господу нашему Иисусу Христу и пречистой Его Матери и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы скончать живот свой здесь. Более не спрашивайте». Вслед затем он вошел в пещеру, заклал у себя дверь и пробыл тут 12 лет. Так как блаженный Афанасий «жил при святом игумене Поликарпе»: 823 то время само объясняет нам проповедь его. В 1169 г. северный князь Мстислав с 12 другими князьями взял Киев и Киев отдан был на разграбление войску. Подол, Гора, София, десятинная церковь «были ограблены», говорит киевская летопись. Не было никому и ничему пощады: церкви горели, люди были убиваемы или вязали их, жены шли в плен, разлучаемые силою с мужьями. Множество имения было взято; из церквей забрали иконы, книги, ризы, колокола. – Зажжен был и Печерский монастырь Богородицы язычниками» берендеями, но «Бог сохранил от такой беды». 824 Итак проповедь Афанасия о покаянии не была бесплодна в Печерской обители; иноки ее, по внушению Афанасия удвоили молитвы свои и покаянием отклонили от обители грозившее страшное бедствие. Что творил пр. Афанасий в затворе? «В продолжение всего времени» – 12 лет, – продолжает Симон об Афанасии, «он не сказал ни с кем ни слова», время само говорило, он «плакал день и ночь, мало вкушал хлеба, через день не много пил воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1945 год. ГОСПОДИ, БЛАГОСЛОВИ! 18-го июня был освобожден. 5-го июля получил назначение быть мне Архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским. С 21-го августа был в Москве до 17/IХ. 22 октября выбыл в Алма-Ату, куда прибыл 26-го Х. Был встречен о. благочинным Михаилом Серебряковым, протодиаконом о. Михаилом и членом ц/с. Накануне 28-го служил первую Всенощную и Литургию в Казанской церкви. Вступительная речь – о трудностях служения пастырского; просьба молиться за нас, пастырей, приглашение сделать сбор нп сирот Священной войны. Собрано 1200 р. Ноябрь. 8 . Среда. Престольный праздник в селе Тургень, куда был приглашен послужить. Туда и обратно ехал на грузовой машине, в грязи и пыли. Слово: о сотворении Ангелов; их служение роду человеческому в Ветхом Завете и Новом; Случай служения. Они укрепились в святости и не могут согрешить. И мы должны стремиться к этому. Нужно веру соблюдать крепко, [неразборчиво]; надежду, любовь. Смирение и под. 19 . Воскресение. Служил Божественную Литургию в Казанском храме. Слово: среди болезней самая тяжелая – беснование: теряется образ Божий у одержимого; исцеление б. гадаринского – это один из случаев подобных исцелений. Как народ к этому отнесся? Как книжники? Слова Иисуса Христа о хулении на Духа Святаго (См. Мф. 12 ). Что есть хула на Сына человеческого? Что хула на Духа Святаго? Примеры: Арий, Несторий и др. еретеки. И мы можем не похуляя Господа впадать в сей грех: пьянство, разврат и под., если делаем сознательно и не каемся. Может ли Господь простить хулу? Да! При условии покаяния; Господь и Иуду простил бы, и демона, если бы покаялись. Как мы должны относиться к неверующим (ближним нам), или впадшим в грех хулы? Убеждать кротко, силою Истины и слезной молитвой. Пример: молитва Моники об Августине. Не гоните их, не оставляйте их, молитесь о них, «всяк просяй приемлет». Сие буди, буди... Декабрь. 31 . Воскресение. Служил Литургию в храме Казанской Божией Матери. Отдание Рождества Христова. Как во время Святок вспомнилось детство милое, как впервые вошел в храм на Рождество Христово, обстановка храма – чудное состояние души – почему этих переживаний у нас нет теперь? Суета, грехи, мир и т. п. похитили. 1946 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

В весенний пик пандемии выходить в эфир иногда приходилось с территории Высоко-Петровского монастыря. ЖМП 11-12 ноябрь-декабрь 2020 /  Волонтеры на дистанционке ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РОССИЙСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБЪЕДИНИЛ ДОБРОВОЛЬЦЕВ ДЛЯ УДАЛЕННОЙ ПОМОЩИ ПОДОПЕЧНЫМ В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ Уходящий год с непривычно строгим и продолжительным карантином, ограничением передвижений и переносом работы в удаленный формат сильно ударил по социальной активности. Глубокой перезагрузке вынужденно подверглась и такая неотъемлемая часть гражданского общества, как добровольчество. На фоне изначально бурного участия волонтеров в помощи самым нуждающимся гражданам (например, в закупке продуктов и других товаров для пожилых людей) социальное добровольчество на пике пандемии «просело» и едва вовсе не исчезло. Это и понятно: посещение подопечных по домам, а тем более в стационарных учреждениях, оказалось невозможно. Усилия Российского православного университета (РПУ) святого Иоанна Богослова по переосмыслению этой деятельности в новых условиях при поддержке Московской городской епархиальной комиссии по работе с вузами и научным сообществом высоко оценили и государственные органы, и эксперты-профессионалы.   PDF-bepcuя. Человек-оркестр и другие энтузиасты Помещение Студенческого центра Российского православного университета на Новой площади. Руководитель Центра социального добровольчества РПУ Антон Черепанов готовит к интернет-эфиру музыкальные инструменты. Рядом с гитарой появляются гораздо менее привычные массовому слушателю глюкофон (тональный лепестковый барабан), колокольчик, холщовый мешочек со скорлупками орехов и флейта Пана (по размеру декоративная, но вполне себе звучащая). Все они пользуются заслуженным вниманием в так называемом социальном оркестре «Импровиз» — волонтерском начинании организации музыкальными средствами помощи пациентам детских больниц, хосписов и интернатов, которую осуществляет Антон с единомышленниками. «Вообще-то ему уже больше 10 лет, — объясняет Антон (позиционирующий себя как клинический психолог, музыкальный психотерапевт и преподаватель-исследователь), пока персонал центра готовит студию к трансляции. — Мы организовывали театрализованные постановки на различных столичных площадках, где находились наши подопечные (психоневрологические интернаты, детское отделение Московской городской психиатрической больницы, Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, психиатрическое отделение Первой Градской больницы, хоспис “Дом с маяком”), и дарили им радость общения с музыкой. Когда нагрянул коронавирус, я, как и все, оказался на самоизоляции. Достал с дальних полок пылившиеся инструменты, про которые сам давно забыл. Это и стало первым шагом к созданию онлайн-оркестра».

http://e-vestnik.ru/society/volontery_na...

Городецкий Феодоровский монастырь. ЖМП 11-12 ноябрь-декабрь 2020 /  25 января 2021 г. 13:30 Городецкий Феодоровский монастырь — через память к сердцу Городец знаменит не только своими народ­ными промыслами. По преданию, в Городецком Феодоровском мужском монастыре, основание которого приписывают великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, принял перед смертью схиму святой благоверный князь Александр Невский, в постриге Алексий. И возможно, только его молитвами обитель трижды возрождалась из небытия. В чем ее особенность, почему она привлекательна для молодых людей, мечтающих о монашестве, как вдохновить людей на создание общины и строительство храма, какая работа проводится для сохранения памяти святого князя в Городецкой епархии , узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии».  PDF-bepcuя. Имя России В начале 2000-х годов тема почитания святого Александра Невского для жителей Городца не была такой значимой, как сегодня. И о том, что он принял монашество в когда-то украшавшем город Феодоровском монастыре, напоминали только памятник на набережной Волги (установлен в 1993 г.), дореволюционный вид монастыря на пожелтевших фотографиях и рисунок обители на обратной стороне Феодоровской иконы в местном краеведческом музее. «Возрождение памяти Александра Невского началось по инициативе полпреда в Приволжском федеральном округе Александра Коновалова, — вспоминает настоятель Феодоровского монастыря епископ Городецкий и Ветлужский Августин. — Он был инициатором восстановления Феодоровского собора и сумел в 2008 году объединить вокруг этой идеи представителей власти, бизнеса и Церкви» (см. справку). Священноначалие Нижегородской епархии приняло решение возродить Феодоровский монастырь. Его строителем и настоятелем стал тогда еще игумен Августин, возведенный в сан епископа в 2012 году. Имея большой опыт миссионерской работы в Ивановской епархии, отец Августин хорошо понимал, что восстанавливаемая обитель может стать центром миссионерской и просветительской работы не только Городца. И первые помощники здесь — это интеллигенция. Ему удалось расположить к себе учителей и врачей, директоров школ и музеев, краеведов. Видя, что священник хорошо разбирается в вопросах образования и политики, истории и антропологии, люди стали проявлять интерес и к духовным ­темам.

http://e-vestnik.ru/church/gorodetskiy_f...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010