Последование новогоднего молебна (Молебное пение на новый) См. также: Молебное пение на Новый год (церковнославянский текст) Особенности новогоднего молебна Последование молебных пений на Новый год (1 сентября) Молебен на Новый год Содержание Структура новогоднего молебна Молебен на Новый год     30 ноября 1917 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, на заседании Отдела О богослужении, проповедничестве и храме, были приняты следующие положения (см. «Богословские труды», сб. 34, с. 334–335): «Привнесение службы “начала индикта, сиречь новаго лета” в богослужение 1 января весьма желательно... Означенная служба в значительной своей части может быть объединена с последованием новогоднего молебного пения. В таком случае существующее в русской богослужебной практике молебное пение на Новый год должно быть переработано в чин уставного молебна с каноном...». Структура новогоднего молебна Начальный возглас Благословенно Царство, после обычных предначинательных молитв – Приидите, поклонимся, и читается псалом 64-й. Диакон произносит великую ектению «Миром Господу помолимся», дополненную прошениями из существующего чина новогоднего молебна. Поется Бог Господь со стихами и тропарь индикта. Читается 50-й псалом. Читается канон «новому лету» (из службы 1 сентября), с припевами: Милостиве Господи, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе. Прокимен, глас 4-й: Велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа. Стих: Хвалите Господа, яко благ псалом. Читается Евангелие – Лк., зач. 13. По 9-й песни канона поем Достойно есть. Читается Трисвятое по Отче наш . поется тропарь индикта, Слава, и ныне – кондак индикта. Возглашается ектения сугубая с прошениями из существующего новогоднего молебна После ектении священник читает молитву: Владыко Господи Боже наш, Источниче жизни и безсмертия, всея твари видимыя и невидимыя Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, и управляяй всяческая премудрым и всеблагим Твоим Промыслом. Благодарим о щедротах Твоих, яже удивил еси нас в мимошедшее время живота нашего, молим Тя, всещедрый Господи! Благослови венец наступающего лета Твоею благостию. Подаждь свыше благая Твоя всем людем Твоим, здравие же, спасение и во всем благое поспешение.  Церковь  Твою Святую, град сей и вся грады и страны от всякаго злаго обстояния избави, мир и безмятежие тем даруй. Тебе, Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, Всесвятым и Животворящим Твоим Духом, во Едином Существе славимому Богу, всегда благодарение приносити, и Пресвятое Имя Твое воспевати да сподобиши.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Где помолиться в новогоднюю ночь? Храмы Москвы и Санкт-Петербурга, где пройдут молебны на начало Нового года и литургии в новогоднюю ночь 29 декабря, 2014 Храмы Москвы и Санкт-Петербурга, где пройдут молебны на начало Нового года и литургии в новогоднюю ночь Сегодня все больше людей встречают наступление Нового года в храмах, посещая молебны на начало Нового года и литургии в новогоднюю ночь. Правмир составил список храмов Москвы и Санкт-Петербурга, в которых 31 декабря и 1 января пройдут такие богослужения. Список составлен на основе информации, размещенной на сайтах приходов, но редакция рекомендует заранее позвонить в выбранный храм на случай изменения времени богослужений. МОСКВА Храм Христа Спасителя 19.00. Новогодний Патриарший Молебен. Сретенский монастырь, ул. Б. Лубянка, д. 19, к. 1 18:00. Вечернее богослужение. Полиелей. 23:00. Новогодний молебен. Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2-й Троицкий переулок, д. 6а, стр. 9 17:00. Вечерня. Утреня. Полиелей. 00.00. Литургия. Храм мц. Татианы при МГУ, ул. Большая Никитская, д. 1. 15.00. Новогодний молебен. Храм Вознесения Господня на Никитской (Малое Вознесение) Большая Никитская, дом 18 17.00 — новогодний молебен Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, Софийская набережная, д. 32. 22.00. Утреня. Часы. Литургия. Донской ставропигиальный мужской монастырь, Донская пл, 1-3 31 декабря 16.40 — вечернее богослужение, по окончании — новогодний молебен. 1 января 0.00 — Божественная литургия (Большой собор) 9.00 Вторая Божественная литургия. Покровский собор в Измайлово, Серебряный остров, д.1, стр. 1. 22.30. Ночная служба – Утреня, Часы, Божественная литургия. Служба мч. Вонифатию и прп. Илии Печерскому. Храм Преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове, ул. Байкальская, д.37а. 18.30. Молебен на начало нового года Храм Рождества Христова в Измайлово, Измайловский пр., 28 17.00. Новогодний молебен. Храм святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, ул. Маросейка, дом 14/2, строение 3. 18.00. Молебен на начало Нового года.

http://pravmir.ru/gde-pomolitsya-v-novog...

Обзор православной блогосферы: Новый год, Рождество и свобода Первые две недели нового десятилетия в православной блогосфере были посвящены, конечно же, Новому Году и Рождеству Христову. В новогоднюю ночь библеист Андрей Десницкий размышляет о складывающейся традиции новогодних ночных богослужений… 14 января, 2011 Первые две недели нового десятилетия в православной блогосфере были посвящены, конечно же, Новому Году и Рождеству Христову. В новогоднюю ночь библеист Андрей Десницкий размышляет о складывающейся традиции новогодних ночных богослужений… Мы продолжаем держать руку на Пульсе православной блогосферы ! Первые две недели нового десятилетия в православной блогосфере были посвящены, конечно же, Новому Году и Рождеству Христову. Так, например, настоятель храма Архангела Михаила и Всех Небесных Сил в городе Жуковском отец Алексий Агапов обратил внимание читателей своего блога на ролик с сайта YouTube, который посмотрели более 25 миллионов человек — христианский флешмоб, организованный компанией Alphabet Photography. Флешмоб прошел в торговом комплексе города Веллингтона, что в провинции Онтарио в Канаде, и в нем приняли участие студенты музыкального колледжа и профессиональные музыканты. В новогоднюю ночь библеист Андрей Десницкий размышляет о складывающейся традиции новогодних ночных богослужений : «Идея служить в ночь на 1 января (н.ст.) литургию мне совершенно не близка, хотя ничуть не стану спорить с теми, кому она близка. Пафос, вроде бы, тот, что мы не от мира: вот у вас там телевизор с оливье и пьянство с обжорством, а у нас… Но вот тут-то и выясняется, что у нас просто ничего особенного нет. Делаем то же, что и всегда: литургию служим. Было бы гораздо интереснее (а может быть, так оно где-то и есть?), если бы в одном из приходов устроили свой новогодний праздник: сначала какой-нибудь особый молебен или, скажем, вечерня (но не долгая всенощная, чтобы можно было придти с детьми), потом — общение, подарки, легкое застолье. Это, конечно, гораздо сложнее организовать, просто даже негде. Но тогда можно было бы сказать: да, мы тоже встречаем новый год, но только легче и лучше, приходите к нам!»

http://pravmir.ru/obzor-pravoslavnoj-blo...

Богослужение от начала церковного года до Введения во храм Пресвятой Богородицы Согласно Типикону, церковный год начинается 1 сентября по юлианскому календарю (14 сентября по новому стилю). В день «церковного новолетия» Устав предписывает совершать богослужение с особыми молитвами на «начало индикта»  и пением тропаря: «Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире град Твой, молитвами Богородицы, и спаси ны». На практике, однако, этот день в большинстве приходов Русской Православной Церкви проходит незамеченным, поскольку церковное новолетие почти нигде не отмечается, а тропарь на «начало индикта» поется на новогоднем молебне, совершаемом 31 декабря по новому стилю. Рождество Богородицы Первым великим праздником церковного года является Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября). В основу этого праздника лег рассказ из новозаветного апокрифа «Протоевангелие Иакова», появившегося предположительно около середины II века. Здесь повествуется об Иоакиме и Анне – благочестивой еврейской паре, жившей в Назарете. Однажды Иоаким принес жертву в Иерусалимский храм, но она была отвергнута из-за того, что у него не было детей. Глубоко опечаленный, он ушел в пустыню, где молился сорок дней и сорок ночей, прося Бога о даровании потомства. Господь услышал молитву праведника, и Ангел принес Анне весть о том, что у нее родится ребенок. Такую же весть Ангел принес Иоакиму. Иоаким вернулся в дом, Анна зачала ребенка и через девять месяцев родила Дочь – Преблагословенную Деву Марию. Этот рассказ нашел отражение в «Первом похвальном слове на Успении Богоматери» преподобного Иоанна Дамаскина , где о Пресвятой Деве говорится: Родителями Ее были Иоаким и Анна. Иоаким, подобно пастуху овец, пас и водил, как стада, свои помышления куда хотел. Ибо он сам был пасом Господом Богом подобно овце и не имел недостатка ни в каких благах... Анна же... была со своим мужем не только единой в браке, но и единой в нраве. Будучи украшенной всеми добродетелями, она по некоей тайной причине имела недуг бесплодия... Но Благой Бог, призрев на творение рук Своих, смилостившись над ним и возжелав его спасти, упраздняет бесплодие благодати, то есть богомудрой Анны, которая производит на свет Дочь, какой не было прежде и какой не будет после... Поэтому рождение Богородицы происходит по обетованию: Ангел сообщает о зачатии Той, Которой предстоит родиться; ибо надлежало, чтобы будущая Матерь по плоти Единого и истинно совершенного Бога не оказалась позади кого-либо и не занимала второго места и в этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Закрыть itemscope itemtype="" > О церковном календаре 16.01.2008 478 Время на чтение 7 минут Календарь - это то, что связывает культ, прежде всего церковный год, посвященный переживаниям священной истории каждым своим днем, и культуру, все, что к ней принадлежит - словесность, искусство, этику, политику, связывает с богослужением. Народы это чувствовали, и свой календарь всегда берегли Все-таки кажется странным, что христианское летоисчисление ведется от Рождества Христова, а праздник Рождества - после Нового года. Вполне естественно, чтобы сначала было Рождество, а потом, как следствие, - Новый год. Не кажется ли вам странным, что наш почему-то новогодние праздники, самые детские праздники, которые только есть в нашей стране, детские и семейные вообще, приходятся самым неподходящим способом, образом на конец рождественского поста. В самом деле, мы так привыкли к навязанному нам календарю, что даже говорим - ну, мол, Рим у католиков, Рождество 25 декабря, а у нас - 7 января. Нет, братья и сестры, это неправда. У нас Рождество празднуется 25 декабря. Только у нас декабрь скособочили. Не праздники не на своем месте, а декабрь не на своем месте. Вот об этом и стоит поговорить. Календарь - это скелет культуры. Как предположил известный священник и профессор Павел Флоренский, культура происходит из культа, и поэтому и одного корня. Культ же это богослужение. То есть, именно не сама нематериальная вера, вероисповедание, прежде всего, существует в нашем сердце, внутри нас, а то, что зримо и материально. Культ, богослужение порождает культуру, правда потом культура может оторваться от культа, но люди все равно, как правило, принадлежат к той же самой культуре, которую породил определенный культ. Они лгут самим себе, но все равно другой культуры у них нет. Русские люди периода обязательного атеизма оставались людьми культурно-православными, восточными христианами, ибо такова была культура, она их обязывала. Даже если эти люди заявляли, что они в Бога не веруют. Но если оторвать культуру от богослужения, то культура хиреет, постепенно замирает, в конце-концов умирает, потому что живой связи больше нет. Культура все больше и больше оказывается в музее, а не в жизни.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Часть первая. Век Александра Благословенного 4 Глава I. Начало века Ошибка в исчислении начала XIX столетия. – Встреча нового столетия церковным богослужением в Петербурге. – Царствование императора Павла I ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ век в русской истории, по воле императора Павла I, начался на год ранее своего математического срока и продолжался, поэтому, 101 год. Император Павел I в конце декабря 1799 года выразил желание, «чтобы в первое число наступающего января, для нового столетия, отправлено было в Петербурге по всем церквам приличное молебствие». Император Павел в счете столетий шел за ошибкою Петра Великого, который указами 19 и 20 декабря 7208 года, переменяя принятый в России порядок летосчисления от Сотворения Мира и с месяца сентября на установившийся в западной Европе от Рождества Христова и с января, повелел начать с наступившего первого числа января новый год и «новый столетний век 5 . И теперь, как при Петре, решено было начать новый век торжественным богослужением во всех церквах столицы и обычное новогоднее молебствие совершить в первые же минуты нового года. В полночь на 1 января 1800 года, когда при проходе часовой стрелки через цифру XII на часовом циферблате неуловимо и таинственно кончался один год и начинался другой, загудели в Петербурге колокола во всех церквах, все церкви были освещены, и петербургское духовенство, во главе со своим архиереем, служившим в морском соборе, испрашивало у всемогущего и всевышнего Владыки времен благословения не на новое только «лето», но на все «новое столетие» 6 . Время для Церкви, как и для общественной жизни, было тяжелое. Добрая душа больного императора, разочарованная в своих лучших мечтах, замкнулась в угрюмости и суровости. Имевший непреодолимое желание водворить на земле добро и счастье, император Павел I сгорал в приступах «раздражительной мелочности» и достиг только водворения «всеобщего страха» 7 . Под гневными взорами государя, в которых почти никогда не искрилось столь необходимых для жизни веселья и радости, гибло много людских благополучий, счастий и жизни. Никто не знал, что сулит ему завтрашний день. Для Церкви положение становилось особенно тяжелым, потому что император Павел I, подпав влиянию иезуитов и других иноверных интриганов, проявлял стремления неподобающим образом вступать в дела Церкви. Это были особенно томительные последние минуты ночи пред близившимся рассветом. Ночью 11 марта 1801 года императора Павла не стало и 12 марта на императорский престол вступил двадцатитрехлетний Александр I. Глава II. Император Александр Благословенный: его воспитание

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

1905 год 1/14 января 1905. Суббота. После Литургии, отслуженной четырьмя иереями, обычные поздравления служащих Церкви с новым годом и угощение чаем. Потом пришли три учителя Семинарии, отправлявшиеся с волшебными фонарями к военнопленным и вчера вернувшиеся, рассказать об исполнении своего дела. Везде пленные были очень рады им и фонарям с картинками Священной Истории; везде учители научили, как употреблять фонарь. В Фукуцияма наши пленные до того полюбили Петра Давидовича Уцияма, в два дня его пребывания там, что плакали, расставаясь с ним; он тоже плакал; даже и рассказывая об этом сегодня, чуть не расплакался. А Василия Павловича Нобори, в Маругаме, за его труд пленные оригинально отблагодарили: составили круг, его посадили в нем, и пред ним под скрипку и самодельную балалайку отплясали казачка, да как! Он не нахвалится. Когда они рассказывали все это, приехали с новогодним визитом из Французского Посольства секретарь Mr. Cambon и Mr. Andre, привезшие поздравление и от Министра. Между прочим они рассказали, что Министр уже получил позволение от Японского Правительства на оставление русских священников с порт-артурскими пленными командами и что мое письмо к священникам послано в Нагасаки для доставления им там, когда прибудут. Надо надеяться, что ходатайство мое будет успешно. 2/15 января 1905. Воскресенье. О. Симеон Мии, отслужив в Сидзуока у наших офицеров новогоднюю службу – в 12 часов ночи молебен, в 9 утра Литургию – поздно ночью вчера прибыл сюда и сегодня утром явился ко мне просить, чтобы ему, кроме Нагоя и Сидзуока, поручены были и пленные, ныне из Порт-Артура поселенные в Оосака. Он чувствует, что здоровье его совсем восстановилось от этих постоянных разъездов для богослужений у пленных. Я, конечно, очень рад этому. Он именно из наших священников самый лучший для служения у русских, по знанию русского языка и по образованию. Был князь Лука Доде, старший брат умершего Стефана, просить помолиться о покойнике. О. Роман Циба после Литургии отслужил провод по нем. Потом Лука зашел ко мне объясниться, что все родные язычники никак не хотели хоронить по-христиански; конфузясь и стесняясь, высказывал все это; я выразил сожаление, сказав, что за благочестиво жившего и христиански скончавшегося Стефана молюсь и буду молиться – что ж больше делать! Завтра будут хоронить его, т. е. сожгут, и пепел похоронят около могилы отца в Синагаве, в буддийском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

     …Новогодние каникулы. Очередь в Третьяковскую галерею — по всему Лаврушинскому переулку. Мы просим пропустить нас, подчеркивая, что мы идем не в музей, а в храм. Охрана и замерзшие посетители милостиво разрешают нам пройти. Мы ведь и вправду идем сейчас не в галерею, хотя там много интересного и прекрасного, а к Самой Божией Матери. В храме святителя Николая в Толмачах, который имеет ныне статус храма-музея при Третьяковке (вход в него — через галерею), хранится величайшая русская святыня — Владимирская икона Пресвятой Богородицы. В часы, когда нет богослужения, здесь очень тихо, и хотя людей обычно немного, кто-то обязательно читает рядом акафист. Удивительный, неповторимый лик у Матери Божией на этой иконе, строгий и скорбный. Она слышит нас, Она состраждет каждому человеку в его боли и быстро подает помощь в самых тяжелых обстоятельствах. Владимирская — Заступница всего нашего народа. Не случайно ей установлено три общецерковных празднования: каждое из них связано с чудом, явленным от иконы по молитвам русских людей за свое Отечество. 26 августа/8 сентября — в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году, а также в честь сретения (встречи) Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву; 23 июня/6 июля — в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году; 21 мая/3 июня — в память спасения Москвы от орд крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году. Древний образ находится в специальном стеклянном ковчеге, защищающем его от неблагоприятных внешних воздействий. Икона была прислана из Константинополя киевскому князю Юрию Долгорукому около 1131 года. В 1160 году его сын — святой благоверный князь Андрей Боголюбский — перенес ее в свои северные владения. Согласно легенде, пребывание иконы во Владимире было волей Самой Богородицы, и специально для нее в 1158 году в этом городе был построен дивный Успенский собор. С 1395 года икона неоднократно приносилась в Москву, а с 1812 по 1918-й находилась в Успенском соборе Московского Кремля постоянно. После октябрьского переворота она была изъята из храма и направлена в фонды Третьяковской галереи. Реставраторами был удален драгоценный оклад и проведена расчистка иконы от поздних наслоений. В середине 1990-х годов Святейший Патриарх Алексий II и Священный Синод неоднократно обращались к российскому правительству с просьбой вернуть святыню в Успенский собор Кремля. Она не вернулась на историческое место, но все же была перенесена в храм святителя Николая.

http://pravoslavie.ru/100531.html

Архиепископ Обуховский Иона, наместник Свято-Троицкого Ионинского мужского монастыря Киева 30 декабря 2021 г. 14:30 Встретить Новый год с молитвой в храме Гражданский Новый год в нашем календаре соседствует с Рождеством Христовым. Как Новый год отмечают пастыри в дни, когда праздник с оливье и мандаринами стал для большинства соотечественников настоящим культом? «Журнал Московской Патриархии» попросил священнослужителей из разных стран рассказать, что для них значит новогодний праздник.  PDF-bepcuя.   Архиепископ Обуховский Иона, наместник Свято-Троицкого Ионин-ского мужского монастыря (Киев) Я вырос в обычной советской семье, и Рождество Христово мы не праздновали. А Новый год отмечался, как во всех советских семьях, застольем. Это были душевные посиделки с друзьями и соседями, с непременным Дедом Морозом, в которого переодевался или мой папа, или кто-то из пришедших гостей, и с обязательными тостами под перезвон кремлевских курантов. Мое детство прошло в начале 1980-х годов, когда еще сохранялась традиция застольных песен, они звучали за нашим столом в новогоднюю ночь. Летом 1990 года я впервые попал в Киево-Печерскую лавру, и она меня настолько впечатлила, что я стал там проводить все свое свободное время. Я тогда уже воцерковлялся и решил встретить новый, 1991 год вне семейного круга — в Лавре. В то время еще не было ночных новогодних служб, и мое празднование заключалось в том, что в полночь я вышел на холм рядом с Ближними пещерами, посмотрел на противоположный берег Днепра, на город, который освещался вспыхивающими то здесь, то там сигнальными ракетами (тогда и фейерверков еще не было), перекрестился, сказал «Слава Богу за все!» и пошел домой спать. Вот такая у меня была первая «воцерковленная» встреча Нового года. Многие верующие люди встречают гражданское новолетие в кругу семьи или идут в храм на ночную новогоднюю службу. В нашем Ионинском монастыре уже около пятнадцати лет существует традиция таких богослужений. Я стараюсь сам совершать Божественную литургию в новогоднюю ночь. Тем более что я очень почитаю мученика Вонифатия, память которого празднуется 1 января. На эту службу собирается полный храм богомольцев. Потом все расходятся по домам и уже в семейном кругу или с друзьями тихо празднуют наступившее новолетие.

http://e-vestnik.ru/interviews/vstretit_...

Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клир собора, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители. Пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой. «По традиции мы в этот вечер собираемся в нашем кафедральном соборе на новогодний молебен, - сказал владыка в проповеди. – Когда появилось летоисчисление, люди стали подводить итоги каждому календарному году. А святые отцы советуют подводить итоги вечером каждого дня. Бывает, что люди до конца календарного года не доживают, особенно в наше время. Поэтому каждый вечер, как только село солнце, успокоилась природа, мы должны спокойно встать на молитву и подвести итоги дню: что сделали правильного и неправильного. То, что неправильно, надо исправить. Кого-то обидели – попросить прощения. Кто-то сказал нам слово неприятное – забыть. Если будем помнить, молитва не будет у нас чистой. Надо все уладить, чтобы мы встали на вечернюю молитву, и она поднималась к Богу, как морозным вечером дым из труб идет вверх. Мы должны каждый вечер Бога благодарить за прожитый день, за то, что Он нам дал увидеть новый день, мы его прожили, что-то сделали, пришли своими ногами в храм. Здесь мы вместе возносим молитву о Церкви, родных и близких, болящих, скорбящих, обремененных и нуждающихся, чтобы Господь послал им милость». «Наше уставное богослужение начинается с вечера, с момента, когда мы можем спокойно Бога поблагодарить и сказать: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», - продолжил архипастырь. – В эту ночь многие не проснутся. По статистике, большинство людей доживает до шестидесяти лет. Не все могут освоить 120 лет, которые Господь определил прожить человеку после Великого потопа, - такие мы немощные. Но любой день и год – это ступень к спасению. Надо, чтобы каждый день у нас был ступенью. Если каждый год подниматься по ступенькам, можно многое сделать для спасения. На Небе считают все наши добрые дела и поступки, оценивают их. Сейчас, в предрождественские дни, мы должны думать о Христе. Почитать Евангелие, поразмышлять, как я на него откликаюсь, что делаю. Действительно ли живу так, как учит Господь, или нет? Материальные блага и достаток – это пустое. Счастье – знать Бога и жить по Его заповедям. Человек, знающий Бога и живущий по заповедям, - самый счастливый. Если в новом году мы не начнем так жить, то останемся со своими страстями, грехами и такими же привычками. Зачем нам переносить их в новый год? Надо оставлять их в прошедшем. Исповедовались – и забыли о них. Начинаем новую жизнь во Христе – прославлять Господа и жить по Его святым заповедям. И будем самыми счастливыми людьми».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/02/ly...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010