новгородской летописи



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

История | ц.Спаса-Преображения с.Бронница ...Искать в Источникеprihod.ru
... Бронница находится в 25 километрах от Новгорода. Впервые о нем упоминает новгородская летопись 1268 года. Название его связывают со словом бронь, т. е. защита, доспехи, которые, возможно, изготовляли местные жители. Но бронью называли также спелый, налившийся колос. Неслучайно в новгородской летописи есть описание дня 3 января 1446 года, когда в этом крае шел сильный дождь и с неба из тучи изобильно сыпалась рожь, пшеница, ячмень так, что все пространство между Мстою и Волховцем было покрыто хлебом, собранным крестьянами. В Броннице стояло войско Дмитрия Донского, позднее – войско останавливавшегося здесь царя Ивана III. На Большой Московской дороге, связывающей Новгород и Москву, устанавливается регулярная ямская гоньба, и Бронницы стали называться Ям-Бронницы, то есть почтовой станцией. Сын царя, Иван IV (Грозный) , до основания разорил село. В начале XVII века край был разорен шведами. Согласно преданию, на Бронницкой горе бывала императрица Екатерина II при переезде из Москвы в Петербург. Живописный вид горы и открывшиеся с нее дали так поразили ее воображение, что она повелела построить на горе храм во имя великомученицы Екатерины. В 1769 году на месте старой ... текст полностью ...
Устюжское чудо и Святые ГорыИскать в Источникеchurch.ua
... Своими и матерним предстательством к Сыну Своему и Богу отвратила неминуемую погибель от Устюга. Зловещая туча прошла мимо города, и невдалеке в пустынном месте разразилась с ужасающей силой огненным градом, испепелившим всё вокруг. С тех пор в память об этом чуде избавления от погибели святыня стала величаться чудотворной Устюжской иконой Благовещения Божией Матери. Празднование в её честь установлено в день памяти святого Прокопия, Христа ради юродивого. Исторические сведения о чудотворной иконе и упомянутых выше связанных с ней событий во граде Устюге нашли своё отражение во Второй Новгородской летописи и других письменных источниках XVI–XVII веков. Образ был написан новгородским иконописцем в те годы, когда в городе княжил святой благоверный князь Всеволод-Гавриил († 1138) . Предание сохранило такие сведения о дальнейшей судьбе чудотворного образа «Устюжское Благовещение». Из Устюга икона была вывезена новгородцами и помещена в Георгиевский собор Юрьева монастыря, а затем, около 1567 года, при митрополите Филиппе II (будущем святителе-мученике, День памяти ― 22 января) и царе Иоанне Грозном святыня была перенесена в Москву: «взял из Новгородской Софии в Москву ... текст полностью ...
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -Искать в Источникеprihod.ru
... князей», и «Лаврентьевская летопись», и жития благоверного князя Святослава Владимирского и его сына благоверного князя Димитрия… Кстати, святой князь Святослав был зятем Петра и Февронии, а благоверный князь Димитрий – их внуком. У Петра и Февронии детей было трое: старший сын Юрий, унаследовавший после смерти отца его престол, Святослав и дочь Евдокия. Также известны имена их внуков: Ярослав – сын Юрия; Иоанн и Василий – дети Святослава – и сын Евдокии Димитрий. Князь Юрий принял Муромское княжество в 1228 году, был смелым воином, сражался против мордвы, согласно Новгородской летописи, бился с Батыем. В 1230 году он погиб, сражаясь с монголами. Святослав в 1220 году вместе с отцом участвовал в походе против волжских булгар. Лаврентьевская летопись говорит, что он умер в 1228 году, на пасхальной неделе, за несколько дней до праведной кончины своих родителей. Дочь Петра и Февронии Евдокия вышла замуж за сына Всеволода Большое гнездо – князя Святослава. Кстати, летопись говорит, что ее отец, князь Муромский, был на этой свадьбе. У Евдокии родился сын Димитрий, который после смерти отца стал князем Юрьев-Польским. Мне удалось побывать в этом чудесном ... текст полностью ...
Мончегорское благочиние Мурманской и ...Искать в Источникеprihod.ru
... что родник появился сразу после того, как была построена часовня. Помолившись в часовне и попив воды из родника, мы отправились дальше, и на исходе дня достигли конечной цели нашего путешествия – поморского села Варзуга. Варзуга - это единственное село Терского берега, стоящее не у моря, а в 22 километрах от устья одноименной реки. Левая, более древняя сторона села носит название Никольской, а правая - Пречистенской, или Успенской стороны (по названиям храмов) . Варзуга является самым древним русским поселением на Кольском Севере. Первое упоминание о «Варзуге погосте» сохранилось в Новгородской летописи за 1419 год. Тогда пришедшие от берегов Скандинавии «мурмане» (норманны) разорили на левом, Никольском берегу реки, первые монашеские поселения – скиты Никола Карельского монастыря, основанные преподобным Евфимием Карельским. Поскольку гостиниц в Варзуге нет, то мы расположились на постой у местных жителей, Татьяны и Василия Коноваловых. Устроившись в гостевом домике и поужинав, мы побродили по селу, немного посидели у ночного костра и отправились спать. С утра было решено пойти на литургию в древнюю Афанасьевскую церковь. Храмовый комплекс Успенской стороны села ... текст полностью ...
Библиография: Всеобщая история : Портал ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... епархии в Северной Америке во второй половине XIX в. по хранящимся в Российском государственном историческом архиве документам канцелярий Св. синода и его обер-прокурора. , №9 (2012) В статье анализируется вероятность раздела Египта на несколько государственных формирований по этнорелигиозному признаку. Подобный сценарий развития событий в современном Египте рассматривается некоторыми аналитиками на основании якобы существующего плана, принадлежащего известному британо-американскому историку и востоковеду Б. Люису. Повесть о походе новгородцев против московского князя в 1398 г. : от Новгородской I летописи до Летописца Льва Вологдина Трофимова Н. В. (Библиографическое описание журнальной статьи) Древняя Русь, №3 (45) (2011) Тезисы докладов участников VI международной конференции «Комплексный подход в изучении Древней Руси» (Скачать в PDF формате) Повседневная жизнь в эпоху Людовика Святого Фараль Эдмон (Книжное библиографическое описание) Евразия, 2014 Книга французского историка Эдмона Фараля посвящена повседневной жизни Франции в то время, когда эта страна находилась в зените своей славы и могущества - в правление короля Людовика IX Святого. Эта эпоха считается " ... текст полностью ...
Святой Григорий Палама и православная мистика, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... епископов во главе с Матфеем Ефесским (его Феогност должен был знать, потому что в 1331—1332 годах Матфей был на Руси) 153, которые выступали против паламизма после 1347 года 154. Поэтому нет никаких оснований полагать, что кто-либо распространял на Руси интеллектуальные веяния так называемого «палеологовского возрождения». В то же время есть очевидные свидетельства о наплыве традиционной исихастской литературы, которая принималась сразу и без всяких богословских споров. Прения, если они возникали, велись совсем на другом уровне, нежели ученые диспуты византийских богословов. Так, в новгородской летописи под 1347 годом воспроизводится текст послания архиепископа Новгородского Василия Калики своему собрату, епископу Феодору Тверскому, в котором Василий пытается доказать существование «земного рая» 155; текст подразумевает, что в Твери существование такого «рая» в географически точном смысле отрицалось. Обе стороны употребляли аргументы, тесно связанные с распространенной в аскетической литературе идеей духовного рая (παράδεισος νοητός) , который доступен личному восприятию святых. Обе стороны также верили, что творение Божие — нетленно и вечно. Понятно, что попытки ... текст полностью ...
Москва и Орда, Раздел 6 читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... размер дани все же уступал тому, который существовал при Джанибеке. С 1374 г. Москва перестала соблюдать это докончание; теперь, в условиях приближения Мамая в союзе с Ягайлой, Дмитрий соглашался вернуться к его нормам. Но Мамай, рассчитывая на перевес в силах, не уполномочил своих послов идти на уступки, и в этом была его ошибка. Остается не вполне ясным вопрос, какие князья принимали участие в Куликовской битве. Помимо Дмитрия Ивановича и Владимира Андреевича Серпуховского, из ранних источников (к которым относятся «Задонщина» и летописные повести Рогожского летописца Симеоновской летописи и Новгородской IV — Софийской I летописей) следует, что в поход отправились белозерские и тарусские князья, а также братья Андрей и Дмитрий Ольгердовичи (перешедшие на службу к великому князю московскому соответственно в 1378 и 1379 гг.) 569. Подробные перечни князей (и воевод) — участников сражения содер жат поздние источники — «Сказание о Мамаевом побоище», а также Новгородская летопись Дубровского (середина XVI в.) и Архивская летопись (дошедшая в списке XVIII в.) . «Сказание» содержит много недостоверных подробностей, в том числе явные анахронизмы в перечне князей 570. Иное дело ... текст полностью ...
История канонизации русских святых, Глава 2 ...Искать в Источникеazbyka.ru
... книги. Так, оно встречается в минеях и прологах конца XIII и XIV в. в. и церковном уставе 1398 года 201. В XV и XVI вв. память св. Владимира встречается почти во всех богослужебных книгах того времени 202. Таким образом, празднование св. Владимиру установлено когда-то в XIII веке, именно, как мы видели, не позднее 1311 года. Постараемся теперь точнее, насколько это возможно, определить время канонизации св. Владимира. Прежде всего имеем тот несомненный факт, что 15-го Июля 1240 года, когда совершилась Невская победа, еще не существовало празднования Владимиру Святому. Ибо в первой Новгородской Летописи, писанной в Новгороде и притом чуть ли не современником самой победы, мы находим только греческие памяти без прибавления имени князя Владимира, именно здесь говорится, что эта победа была 15-го Июля «на собор св. отец 630, иже в Халкидоне, и на память св. мученик Кирика и Улиты». Трудно допустить, чтобы летописец опустил имя крестителя Руси, который, быв причислен к лику святых, считался бы естественно ее покровителем. Между тем, служба, составленная ему, конечно, по установлении этого празднования, написана однако тогда, когда Киев был «велиим градом», и церковь ... текст полностью ...
Митрополичья власть в средневековой Руси (IV век) ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Алексию удалось бежать лишь при содействии друзей ( см. : РИБ. Т. 6. Прил. 12 ) . В 1384 г. киевским князем Владимиром был пленен и заточен в пещерах Печерского монастыря только что поставленный в Царьграде митрополит Дионисий ( см. : ПСРЛ. Т. 18. С. 135 ) . 296 Новгородская летопись... С. 344. П. Г. Клепатский замечает: инцидент с архиепископом Арсением показывает, что Киев в начале 1330-х гг. уже подчинялся Литве ( см. : Клепатский П. Г. ) Общерусские летописи XIV-XV вв. С. 94. 300 Новгородская летопись... С. 344. 301 А. Г. Бобров дает несколько иную схему взаимовлияния Новгородской I летописи младшего извода и Новгородской IV — Софийской I. А именно: новгородское летописание повлияло на протограф Софийской I, а протограф Софийской I, в свою очередь, впоследствии повлиял на Новгородскую I младшего извода. Новгородская IV летопись является уже следующим этапом новгородского летописания ( см. : Бобров А. Г. ) О Тверском летописном материале... С. 38 (, и в Тверском сборнике) см. : ПСРЛ. Т. 15. С. 418 (, то, очевидно, они происходят из Тверского свода 1375 г.) см. : Лурье Я. С. Русская церковь... С. 67; on же. Церковные деятели средневековой Руси XIII-XVII ... текст полностью ...
История Крестовых походов - Православная ...Искать в Источникеpravmir.ru
... Константинополя был там один новгородец, который потом и сообщил свои впечатления летописцу. В Новгородской летописи " подвиг " крестоносцев сведен с пьедестала и представлен как возмутительное злодеяние. Русская точка зрения выдвигает нравственные мотивы и клеймит эту авантюру, называемую крестовым походом, как позорное дело. " Крестоносцы возлюбили злато и серебро, пренебрегли наказом папы и сплели темную интригу, вследствие которой царство греческое погибло жертвой зависти и вражды к нему со стороны Запада " . Если изучение истории должно сообщать полезные уроки, то представленный в новгородской летописи урок гуманности, терпимости и любви к человеку нельзя не рекомендовать как национальное воззрение, которое тем больше ценно, что стоит совсем одиноко и оказывается в полном противоречии с хвалебными латинскими и французскими описаниями Четвертого похода. Патриарх Каматир — Иоанн Х Каматир, патриарх Константинопольский ( 1198-1206 ) . Отказался признать верховенство католической церкви и созывать собор, посвященный объединению христианских церквей, вне Византии. Во время штурма Константинополя крестоносцами в 1204 г. бежал из столицы. Умер в изгнании. Был известен умом ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: новгородской летописи
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"