3) ГПБ, Кир-Бел. 21/1098; 8°; кон. XVI в. Сборник. Л. 356 об. — «Аще хощеши обрести день лунный...»; л. 357 — «Сказание о глаголющих, что ради нет втораго пришествия Христова долго» (второе из «Сказаний о скончании седьмой тысящи»); л. 372 — «Сказание» в защиту Ефрема Сирина (третье из «Сказаний»); л. 394— «счет греческих купцов». Подробное описание рукописи см.: И. В. Я г и ч. Рассуждения южнославянской и русской старины о церковно-славянском языке и исследования по русскому языку, т. I, СПб., 1885—1895, стр. 987 (отд. изд. СПб.. 1896, стр. 699). Ср. выше, стр. 257; 4) ГПБ, Погод. 1292; 8°; кон. XVI—haч. XVII в. Сборная рукопись. Лл. 112 об.— 232 об. — пасхальные расчеты; л. 233 —«Сказание от божественных писаний, яко его же бог не повелел ведати...» (первое из «Сказаний»; начала заголовка нет; текст «Сказания» обрывается на словах: «Никто же да не дерзнеть рещи, яко вем разум божий еже в божественном писании...» — см. ниже, стр. 398); л. 243 об. — «Сказание о том, егда седмь тысящ лет изошла...» — рассказ о составлении пасхалии в 1492 г., несколько отличающийся от упомянутого выше рассказа «Миротворного круга»; лл. 258—268 об. — отрывок из «Начала пасхальи» Геннадия, читающийся и в «Миротворном круге» (ср.: РИБ, т. VI, стлб. 813—817); л. 268 об. — «Сказание» в защиту Ефрема Сирина (третье из «Сказаний); л. 306 об. — «О антихристе»; 5) ГПБ, Погод. 1135; 4°; сер. XVII в. Сборник, содержащий «Просветитель» (см. ниже, стр. 462). Вместо 8-го «слова» «Просветителя» — первое из «Сказаний» (лл. 391 об.—412 об.). Далее — 9-е и 10-е «слова» «Просветителя». В остальных известных нам рукописях «Сказания» представляют собой часть «Великого миротворного круга», составленного новгородским священником Агафоном в 1541 г. «Сказаниям» здесь предшествует предисловие Агафона, «Извещение о пасхалии» Зосимы (без указания автора) и «Начало паскальи» Геннадия (непосредственно продолжающее «Извещение» Зосимы): 6) БИЛ, Троицк. 736; Г; XVI в. «Сказания»— лл. 59—82. Описание см.: Описание славянских рукописей Троицко-Сергиевой лавры, ч. III. M., 1879, срр. 128;

http://sedmitza.ru/lib/text/433601/

682. Ср. выше, стр. 184 и д. 683. Паломн. §28. 684. Лаодик. Соб. Пр. 50. Ср. свидетельство Сократа — начало. 685. Kellner H. Heortologie oder das Kirchenjahr und die Heiligenfeste in ihrer heschichtlichen Entwicklung. Freib. in B. 1901, S. 62. 686. Амвросий. Об Илии и посте. 687. Василий Великий Сл. 1 о посте. 688. Иоанн Златоуст. на Быт. бес. 11. 689. Последнее (вкушение молока в воскресные дни поста (допускалось армянами в VII b. По свидетельству 56 Трульского Собора и издавна допускается Римской церковью. 690. Зародыш такого взгляда был уже и в III b. См. выше, стр. 114–115. 691. Лаодик. Соб. Пр. 49. 692. См. выше, стр. 240. 693. См. ниже, 49 гл. Тип. ср. 1 нед. поста. (Смирнов-Платонов Г.) О литургии Преждеосвященных даров. М. 1850, стр. 31 и д. 694. Паломн. § 27. 695. Там же. Ср. выше, стр. 148: «Субботнее бдение по Кассиану». 696. Там же. Но причина этого указывается паломницей неясно. 697. Там же. 698. Лаод. Соб. Пр. 51. 699. Паломн. § 27. 700. Там же. 701. Апостольские Постановления VIII, 33. 702. Siricius papa († 386 г.) Epist. 1 ad Himerium. 703. См. выше, стр. 115–116. 704. См. выше, стр. 242. 705. Паломн. § 45, 46. 706. Николя М. Апостольский символ, пер. Подгурсуого Ю. Труды Киев. Дух. Ак. 1908, 3, 385 и д. 707. «В псалме скорбные воздыхания молящегося сменяются бодрящим внутренним голосом. «Призри на меня и помилуй меня (ст. 16)! Укажи мне, Господи, руки Твои (— 4); направь меня на истину Твою и научи меня (— 5). Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай (— 7)!» — Так в скорби взывает кающийся грешник. и в ответ слышит утешительные и вместе назидательные слова благодати: «Благ и праведен Господь; посему наставляет грешников на путь (— 8). Все пути Господни — милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его» (— 10);. Диаковский Е. Из истории богослужения. Чин Тритекти. Киев. 1908, стр. 23. 708. Анкир. Соб. Пр. 8. 709. Григорий Нисский. Письмо канон. к Летою. 710. Диаковский, Чин тритекти, 14. 711. Иоанн Златоуст. Бес. 52, О постящихся в Пасху.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

690 Добавлено в лат. переводе по смыслу речи. 691 Деление сил души на психические, физические и жизненные встречается у Галена: см. Evangelides. Op. cit. S. 39; ср. Ферворн Общая физиология, стр. 54. 692 Буквально: «из выбора» ( προαρεσι ?). 693 Буквально — «от выбора». 694 Ср. Philopon, Op. cit. pag. 207, 2; 227, 10; 278, 1. 695 Может показаться странным, что способность дышать Немесий относит к психическим способностям и считает одним из видов произвольного движения; но ниже — в специальной главе о дыхании — он упорно настаивает на этом. 696 Т.е. — функционируют. 697 Ср. ту же классификацию у Дамаскина, ibid., гл. 12, стр. 84—85. 698 Точнее по смыслу речей: «об органах способности движения, происходящего по выбору». 699 Заглавие в лат. пер. яснее: De motu, quem animalia per se ( καθ ρμν ) aut per electionem suscipiunt, qui ad appetitum ( του ορεκτικο ) pertinet. У Vall.: De motu per impulsun et assensio-nem, qui est appetitivus. 700 Cp. Aristotle Historia animalium, III, 6. 701 Буквально: «тонких нервов». 702 У пер.: к внутри — ред. 703 В D.1 на полях добавлено: πλην τηζ αναττνοης . 704 Вм. φωνν , здесь точнее следовало бы сказать φωνητικον (способность издавать звуки). 705 См. главу XXIII. 706 Общее заглавие: « Περ αυαπνοης » — De respiratione. Con. начинает 19-ю главу 4-й книги: «De vi respirativa». Процесс дыхания сходно изображен у Григория Нисского «Об устроении человека», гл. 30. 707 В том смысле, по Немесию, что и в этом процессе, чисто физическом или физиологическом, играет некоторую роль душа (см. дальше гл. XXVIII). Это является для Немесия одним из доказательств того «сплетения физического с психическим», о котором он говорит так часто. Ср. новейшую историю психофизического параллелизма. 708 А деятельность мускулов, по Немесию, находится во власти души. 709 Т.е., участие в этом процессе психической энергии. 710 Иначе: по величине, объему, количеству ( μγεθος ). 711 Греч, ψυχικο (т. е., εστν ); лат.: animae opus est. Ср. Ioan. Philopon De opificio mundi, edit, by Reichardt, pag. 282, 4—9.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3687...

НЕОФИТ Порфирьевич Любимов (1846-1918), прот., сщмч. (пам. 17 окт., в Соборе Симбирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 690-692 НЕОФИТ († 6 апр. 1558), прмч. Липсийский (пам. в воскресенье после 27 июня; пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в следующее воскресенье после праздника Всех святых - в Соборе Патмосских святых), мон., уроженец о-ва Аморгос НЕОФИТ († 8 дек. 1609), мон., был убит пиратами на о-ве Липси, прмч. Липсийский (пам. в воскресенье после 27 июня; пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в следующее воскресенье после праздника Всех святых - в Соборе Патмосских святых) НЕОФИТ (Осипов Николай Александрович; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 692-694 694-695 НЕОФИТ Неофит [ас-Сакизи (Хиосец), ар-Руми (Грек)] (1-я четв. XVII в. - 1685), патриарх Антиохийский (нояб. 1672-1681) 695-697 697-698 НЕОФИТ [Метаксас] (1762-1861), митр. Афинский (в 1824-1825 местоблюститель Афинской митрополии; в 1833-1850 епископ; с 1850 митрополит), 1-й предстоятель автокефальной Элладской Православной Церкви 698-699 НЕОФИТ [Византиец] (нач. XIX в. - 1880), митр. Тырновский (1840-1846, 1848-1858), затем Фессалоникийский (1858-1874) 698-699 699-701 НЕОФИТ (Бенин Никола Поппетров; 1793-1881), архим., игум. Рильского монастыря в 1860-1864 гг., переводчик, писатель НЕОФИТ [Бозвели, Хиландарский] (Петров; ок. 1785 - 1848), архим., болг. церковный деятель и просветитель 701-702 702-704 704-705 705-706 706-707 НЕОФИТ (Скрибан Николае; 1808-1884), еп. Арджешский (1862 - 11 мая 1865, 1868-1873) Унгро-Влахийской митрополии Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (до 1865 в юрисдикции К-польского Патриархата) 707-713 714-715 НЕОФИТ VIII (Иоаким Папаконстантину) (1832-1909), патриарх Константинопольский (27 окт. 1891 - 25 окт. 1894) 715-717 НЕОФИТ I КРИТЯНИН [Кретянул] (ок. 1690 - 1753), митр. Унгро-Влахийский, предстоятель Унгро-Влахийской митрополии К-польского Патриархата 717-720 720-722

http://pravenc.ru/vol/XLVIII.html

В 879-882 гг. в к-польском придворном скриптории для имп. Василия I была создана рукопись Гомилий свт. Григория Назианзина (Parisin. gr. 510), содержащая полную редакцию текста. Среди 463 листов рукописи 46 полностраничных миниатюр; мн. страницы расчерчены по горизонтали и вертикали на поля, предназначенные для отдельных сцен и фигур, так что самих изображений значительно больше. В рукописи есть много украшенных золотом инициалов с «плетеным» орнаментом. Стиль изображений, основанный на классических принципах построения формы и композиции, отличается торжественностью и репрезентативностью; яркие и звучные краски лежат плотным слоем, обильно использовано золото. Миниатюры этой рукописи далеко не всегда буквально иллюстрируют текст; для истолкования нек-рых из них и понимания связи изображений друг с другом требуются обширные богословские знания. Разработку «иконографической программы» парижского списка Гомилий (как и Псалтирей с иллюстрациями на полях) приписывают Патриарху Фотию. Царь Давид. Миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова. 80-е гг. IX в. (Vat. gr. 699. Fol. 63 v) Царь Давид. Миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова. 80-е гг. IX в. (Vat. gr. 699. Fol. 63 v) Примерно к тому же времени (80-е гг. IX в.) относится рукопись Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699), миниатюры к-рой стилистически близки иллюстрациям парижских Гомилий. Это карты, схемы, композиции c изображениями пророков и апостолов, занимающие часть страницы или страницу целиком; фоном обычно служит пергамен. Их отличает превосходное чувство вкуса, композиционная и колористическая гармония. В парижской и ватиканской рукописях использованы похожие типы лиц, сходные приемы передачи движения и изображения складок драпировок; объемные и весомые фигуры имеют правильные или чуть укороченные пропорции. По стилю к ним примыкают 5 миниатюр, изображающие Христа, Богоматерь, евангелистов Марка, Луку и Иоанна из рукописи, хранящейся в университетской б-ке в Принстоне (Garrett 6). Миниатюры 3 манускриптов, подобно мозаикам апсиды Св. Софии К-польской (вероятно, 60-е гг. IX в.), свидетельствуют об обращении к классическому наследию и стремлении к его переработке для создания идеальной одухотворенной формы.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Писания недостаточным. У теории шарообразности Земли в позднеантичную эпоху и в Византии было немало сторонников, что признавал и К. И. В сер. VI в. научные взгляды отстаивал визант. писатель Иоанн Филопон из Александрии, автор трактата «Экзегеза на космогонию Моисея», стремившийся сочетать сведения из ВЗ с трудами античных ученых ( Elweskiold. 2005). Свт. Фотий I в «Библиотеке» (IX в.) характеризовал труд К. И. как мифические рассказы, наполненные странностями ( Phot. Bibl. Cod. 36). Книга К. И. была переведена в Др. Руси не позже XIV в. (вероятно, в домонг. период; Пиотровская. 2004). В древнерусской традиции сохранилось более 90 списков «Христианской топографии» (полного текста и отрывков), часть из них была богато иллюстрирована ( Jacobs. 1979). Иконографическая традиция этого трактата на Руси подробно изучена Е. К. Рединым ( Редин. 1916). Но основные проблемы источниковедческого и филологического исследования бытования «Христианской топографии» в Др. Руси (история текста, время его перевода, сопоставление с греч. традицией) остаются нерешенными. В южнослав. странах известен лишь один список «Христианской топографии» - 1-й пол. XVII в. По мнению В. Ягича, он является копией с одного из древнерус. списков ( 1922). Византийские рукописи Иисус Христос, Пресв. Богородица, праведные Захария и Елисавета. Миниатюра из «Христианской топографии» Космы Индикоплова. Кон. IX в. (Vat. gr. 699. Fol. 76r) Иисус Христос, Пресв. Богородица, праведные Захария и Елисавета. Миниатюра из «Христианской топографии» Космы Индикоплова. Кон. IX в. (Vat. gr. 699. Fol. 76r) Сочинение К. И. сохранилось в 3 греч. рукописях, находящихся в Ватикане (Vat. gr. 699, кон. IX в.), в мон-ре вмц. Екатерины на Синае (Sinait. gr. 1186, XI в.) и в б-ке Лауренциана во Флоренции (Laurent. Plut. IX. 28, XI в.). Фрагменты этого сочинения были также включены в иллюстрированный Физиолог из Евангелической школы в Смирне (Smyrn. Evang. B-8) кон. XI в., погибший во время пожара в 1922 г. Нек-рые рукописи Псалтири и Четвероевангелия содержат в качестве предисловий небольшие фрагменты 5-й гл.

http://pravenc.ru/text/2458831.html

Прав. Захария. Икона. Посл. треть XVI в. (ВГИАХМЗ) Прав. Захария. Икона. Посл. треть XVI в. (ВГИАХМЗ) На миниатюре из Христианской топографии Космы Индикоплова (посл. четв. IX в.) З. представлен в уникальной композиции «Богоматерь, Иисус Христос, Иоанн Предтеча, Захария, Елисавета, Анна и Симеон» (Vat. gr. 699. Fol. 76; см.: Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 68. Табл. 97). Изображение прор. З. включалось в пророческий ряд иконостасов (икона «Пророки Елисей, Захария, Иоиль» из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, ок. 1497, ГРМ; см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции. [СПб.], 1997. С. 36). Как пророк со свитком в руке З. изображен на 2-сторонней иконе-таблетке «Избранные святые - Симеон Столпник, прор. Захария, свт. Иоанн Новгородский. Благовещение» (кон. XV - нач. XVI в., ГЭ; см.: Синай, Византия, Русь. 2000. С. 266). Богоматерь, Иисус Христос, святые Иоанн Креститель, Захария и Елисавета. Фрагмент миниатюры из Христьянской топографии Космы Индикоплова. Посл. четв. IX в. (Vat. gr. 699. Fol. 76) Богоматерь, Иисус Христос, святые Иоанн Креститель, Захария и Елисавета. Фрагмент миниатюры из Христьянской топографии Космы Индикоплова. Посл. четв. IX в. (Vat. gr. 699. Fol. 76) Единоличные изображения З. входят в состав минейных циклов на сент.: в настенных минологиях (в ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье, Македония, ок. 1376; в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория, 1717-1718), на миниатюрах (в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 245v, К-поль, 3-я четв. XI в.), в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 48 об., 79)), в иконописи (на иконе «Минея годовая» (нач. XIX в., УКМ)). Житийные сцены Основу изображения житийного цикла З. составили тексты канонических Евангелий, гл. обр. Евангелия от Луки, дополненные сюжетами из «Протоевангелия Иакова» (2-я пол. II в.): «Введение Богородицы во храм» (Протоевангелие. Гл. 7. 2-3), «Обручение (вручение) Марии Иосифу» и «Моление о жезлах» («Чудо о процветшем жезле») (Мф 1. 18; Лк 1. 27; Протоевангелие. Гл. 8, 9), «Благовестие Захарии» (Лк 1. 8-20), «Немой Захария перед народом» (Лк 1. 21-22), «Встреча (целование) Захарии и Елисаветы» (Зачатие св. Иоанна Предтечи) (Лк 1. 23-24), «Рождество Иоанна Предтечи» и «Захария называет имя Иоанна» (Лк 1. 57, 62-63), «Убиение Захарии на пороге храма» (Мф 23. 35).

http://pravenc.ru/text/182665.html

Только в самом конце ранневизант. периода классический жанр истории достигает органичного соединения с христ. мировоззрением - в сочинении Феофилакта Симокатты , написанном, очевидно, между 628 и 638 г. Идеал императора у Феофилакта уже включает такие понятия, как смирение, признание бренности всего земного, упование на Божественное провидение, но прежде всего - благочестие. Ход истории в большей степени, чем у Прокопия и Агафия, определяется у Феофилакта вознаграждением за добродетель и воздаянием за грехи. Однако стремление при всем том оставаться в рамках, установленных античной традицией, нередко приводит историка к излишней риторичности. В целом по стилю он уступает своим предшественникам, что отмечалось уже Патриархом Фотием в его «Библиотеке». Одним из видных богословов этого времени является свт. Анастасий I Синаит , Патриарх Антиохийский. Он составил 5 философских трактатов в форме проповеди, посвященных антиеретической полемике, к-рые дошли до нас в лат. переводе. Символическое изображение мироздания. Миниатюра из " Христианской топографии " Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 98, кон. IX в.) Символическое изображение мироздания. Миниатюра из " Христианской топографии " Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 98, кон. IX в.) В VI и 1-й пол. VII в. продолжает развиваться агиография. Чрезвычайно интересна фигура Кирилла Скифопольского , автора целой серии биографий основателей палестинских мон-рей: прп. Евфимия Великого, прп. Саввы Освященного и др. Автор точен в передаче фактов, внимательно относится к подробностям и тщательно фиксирует хронологию. Созданные Кириллом жития образуют в нек-ром смысле единое повествование, где собирательный образ палестинского монашества, с одной стороны, и фигура автора, с др., играют самостоятельную лит. роль. Произведения Кирилла мало риторичны и по стилю ориентированы скорее на Apophthegmata Patrum. Новые перспективы изучения его творчества, связанные с атрибуцией «Похвального слова преподобным Евфимию и Савве», сохранившегося в слав. версии, могут существенно изменить мнение о времени кончины Кирилла (нач. 610-х) и о развитии его лит. метода.

http://pravenc.ru/text/383977.html

600-601 601--610 611-612 612-615 615-617 617-618 618-622 622-623 623-624 624-627 627-638 638-639 639-640 640-643 644-645 ГОВЕЗНЕНСКАЯ (ГОВЕЗНЯНСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, названный по месту явления в мест. Говезна Новогрудского воеводства Великого княжества Литовского 645-646 ГОВЯЗИН Иосиф Евсевиевич (1876 - после 1956), учитель пения, хормейстер, автор духовно-муз. сочинений 646-647 ГОГЕЛЬ Морис (1880 - 1955), франц. протестант. историк Церкви и библеист либерального направления 647-648 ГОГ И МАГОГ в христ. и иудейской эсхатологической традиции имена варварских народов, к-рые завоюют Палестину или христ. ойкумену в последние времена 648-652 652-666 666-667 667-668 ГОДОВОЙ НЕПОДВИЖНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ в правосл. Церкви цикл праздников и памятей святых, приуроченных к тем или иным дням года по юлианскому календарю 668-669 669-672 ГОДОН († ок. 690), основатель мон-ря св. Петра в Авгии (совр. Уа, близ Сезана, Франция), прп. (пам. зап. 24 июля) 672-683 683-684 684-685 685-686 ГОЛА муж. действующий мон-рь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», принадлежит Монемвасийской и Спартанской митрополии Элладской Православной Церкви 686-687 687-688 688-692 692-693 694-695 ГОЛИЦЫН Александр Николаевич (1773 - 1844), кн., обер-прокурор Святейшего Синода (1803 - 1817), министр духовных дел и народного просвещения (1817 - 1824) 695-697 ГОЛИЦЫН Юрий Николаевич (1823 - 1872), кн., рус. хоровой дирижер, регент, композитор, общественный деятель 697-698 ГОЛИЯ муж. мон-рь в Ясской архиепископии (Митрополия Молдовы и Буковины) Румынской Православной Церкви 698-699 «ГОЛЛАНДСКИЙ КАТЕХИЗИС» подготовлен Неймегенским высшим ин-том катехизации по поручению католич. епископата Нидерландов 699-704 ГОЛЛАЦ Давид (1648 - 1713), нем. лютеран. богослов, последний из систематиков лютеран. ортодоксии 704-706 706-707 707-708 ГОЛОВАЦКИЙ Яков Федорович (1814 - 1888), бывш. униат. свящ., историк, филолог, один из инициаторов национального возрождения русинов в Галиции, входившей в XIX в. в состав Австрийской империи

http://pravenc.ru/vol/xi.html

Вскоре после вступления на Папский престол Адриан II назначил Анастасия библиотекарем Римской Церкви (Annales Bertiniani. 1883. P. 92). Вероятно, это назначение имело целью подтвердить намерение Адриана продолжать жесткую политику Н. по отношению к зап. и вост. правителям и церковным иерархам, которую поддерживал Анастасий. Однако уже в 868 г. родственники Анастасия нанесли понтифику тяжкое оскорбление. После этого Арсений, еп. Орте, бежал под защиту императора, тогда как Анастасий оказался в опале и был отлучен от Церкви (см., напр.: Neil. 2006. P. 18-20). В отличие от Н. Адриан II стремился поддерживать мирные отношения с Гинкмаром Реймсским. Он согласился на переговоры с кор. Лотарем II и снял отлучение с Вальдрады при условии, что король не будет с ней жить. Понтифик даровал прощение Захарии, еп. Ананьи, отлученному на Римском Соборе 863 г. за нарушение папской инструкции в угоду византийцам, и Теутгауду, бывш. архиеп. Трирскому. После того как Гунтар, ранее занимавший Кёльнскую кафедру, раскаялся в сопротивлении Н. и отказался от священного сана, он был принят в церковное общение как мирянин (LP. T. 2. P. 175; Annales Bertiniani. 1883. P. 90, 99-100). Посмертная репутация. Почитание Папа Адриан II с уважением отзывался о своем предшественнике (MGH. Epp. T. 6. P. 695, 697, 699, 707, 714, 720, 747, 749; MGH. Conc. T. 4. P. 340-341). В февр. 868 г., обращаясь к участникам Собора в Труа, Адриан II повелел внести имя Н. «в кодексы или диптихи ваших Церквей» и поминать его во время мессы (Ibid. P. 699-700). В жизнеописании Адриана II приведена аккламация греков-игнатиан: «Почтеннейшему православному господину Николаю, поставленному Богом верховному понтифику и вселенскому папе,- вечная память!» (LP. T. 2. P. 177). В послании Адону Вьеннскому и в речи перед участниками Римского Собора 869 г. папа Римский сравнил Н. с яркой звездой, свет которой сиял сквозь мрачные тучи земного бытия (MGH. Epp. T. 6. P. 714; MGH. Conc. T. 4. P. 341). Составители папских жизнеописаний одобряли и поддерживали деятельность Н.; лично знавшие его Анастасий Библиотекарь и Иоанн Диакон писали о нем в почтительных выражениях. Так, в Житии Григория Великого, написанном между 873 и 875 гг. по поручению папы Иоанна VIII, Иоанн Диакон повествует о явлении св. Григория в сопровождении его ученика Петра и Н. (PL. 75. Col. 241-242). Возможно, в этом эпизоде агиограф полемизировал с Адрианом II, к-рый считал, что Н. слишком сильно стремился к беспристрастию и справедливости, забывая о том, что иногда следовало проявлять мягкость и милосердие; при этом Адриан ссылался на мнение Григория Великого (MGH. Epp. T. 6. P. 714-715).

http://pravenc.ru/text/2566078.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010