Глава 12. Толкование об антихристе (Апок. 12:1–2, 5, 13–14) Св.Ипполит. «Владимирские епархиальные ведомости», 1867 Под именем жены, облеченной в солнце, Иоанн весьма ясно означил Цер­ковь, облеченную в Слово Отчее, сияющее паче солнца. Но говоря, что под ногами ее луна, представляет ее украшенной, подобно луне, небесной славой. Словами же, что на голове ее венец из двенадцати звезд, означает двенадцать апостолов, на которых основана Церковь . «И во чреве имущи, во­пиет болящи, и страждущи родити» ( Апок. 12:4 ) – это значит, что Церковь не перестанет рождать из сердца Слово, которое гонимо в мире неверными. «И роди сына мужеска, иже имать упасти вся языки» ( Апок. 12:5 ) – это значит, что все народы учит Церковь , всегда рождающая Христа – Отроча Божие мужеского пола и совер­шенное, именуемое Богом и человеком. Далее, словами: «и восхищено бысть чадо ея к Богу и престолу Его» ( Апок. 12:5 ) – показывает, что Небесный, а не земной тот Царь, который из нее всегда рождается, как и Давид провозгласил, говоря: «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» ( Пс.109:1 ). " И виде, – сказано, – змий, ...гоняше жену, яже роди мужеска. И даны быша жене два крила орла великаго, да парит в пустыню, в место свое, идеже пропитана бяше ту время и времен и полвремени, от лица змеи­на» ( Апок. 12:13–14 ). Это те тысяча двести дней – половина седмицы, в кои тиран будет вла­дычествовать, преследуя Церковь , бегающую из города в город, скрываю­щуюся в пустыне, в горах, не имеющую с собой ничего другого, кроме двух крыльев большого орла, то есть веры Иисуса Христа, Который, распрос­терши святые руки на Святом Древе, распростер два крила, правое и ле­вое, призывая всех верующих в Него и покрывая их, «якоже кокошь птенцы» ( Мф 23, 37 ). Об этом и чрез пророка Малахию говорит Господь: «И возсияет вам, боящимся имени Моего, солнце правды, и исцеление в крылех его» ( Мал. 4:2 ). И Сам Господь говорит: «Егда узрите мерзость запустения... стоящу на месте святе: иже чтет, да разумеет. Тогда сущий во Иудеи да бежат на горы: и иже на крове, да не сходит взяти, яже в дому его: и иже на селе, да не возвратится вспять взяти риз своих. Горе же непраздным и доящим в тыя дни. Будет бо тогда скорбь велия, якова же не бысть от начала мира. И аще не быша прекратились дни они, не бы убо спаслася всяка плоть» ( Мф.24:15–22 ). И Даниил говорит: «И дастся мерзость запустения дней тысяча двести девяносто. Блажен претерпевый и до­шедый до дней тысяча двести девяносто пять» ( Дан.12:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

По уставу Кириллова Белозерского монастыря на утрени Великой субботы еще ставился посреди церкви аналой с иконой «праздника», а вход совершался с евангелием и воздухом: «после славословия игумен выходит со священники, игумен евангелие несет, во вся облачася, священницы воздух несут, диакони свещи несут, большие преди, крылошане поют «Святый Боже» надгробное; а идут косно, дóндеже «Святый Боже» испоют всю, и глаголет диакон «Премудрость», мы же входные тропари пред паремьею и прочая совершаем, якоже во уставе писано; а как во алтарь войдут с воздухом и положат на престоле той воздух, диакон глаголет «Премудрость» и чтет паремью и апостол; тоже игумен чтет евангелие, а диакони держат, зане воздух на престоле; по евангелии ектения и прочее и отпуст; игумен с священники и с диаконы целуют воздух на престоле, а братия целуют праздник на налои, а на целовании поют стих «Приидите ублажим». Нужно думать, что в других многих монастырях «воздуха» еще не имели и совершали вход с одним евангелием, а целование иконы совершали посреди церкви: «кроме Кириллова монастыря в прочих монастырех игумен с священницы на целование праздника из олтаря выходят в ризах и по целовании говорят первый час». В этом же уставе объяснено, как поступать в том случае, если церковь имеет только одного священника и диакона: «бывает выход сице: после славословия и по трисвятом, священник и диакон облачатся в ризы белыя обычныя, и бывает выход с евангелием в трапезу: священник несет евангелие, диакон пред ним с кадилом, понамарь со свещею; и, пришед, положит евангелие на налои в трапезе, диакон покадит евангелие крестообразно, глаголет «Премудрость», чтец тропарь». Очевидно, в начале XVII века «воздух» имели весьма немногие храмы. В Троице-Сергиевом монастыре «воздух» вошел к этому времени в богослужебное употребление на Страстной седмице и уже получил свое настоящее название плащаницы; но ни выноса ея, ни хождения кругом храма там еще не было. В Троицком уставе начала XVII века о входе на утрени Великой субботы сказано: «архимандрит облачится во вся одежда священная, а священницы и диаконы в ризы, и архимандрит возмет евангелие, а попы понесут над архимандритом плащаницу, потом иныя плащаницы; из олтаря идут северными дверми около столпа: два понамаря с подсвечниками, да два диакона со свещами, да два диакона с репидьи, да диакон с шапкою, два диакона с кадилы, и кадят безпрестанно около плащаницы; а евангелие и кадило большое; а крылошане поют «Святый Боже» надгробную; егда же внидут во олтарь, диакон глаголет «вонмем»...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Другие несколько отдаляют время начала агрипнии: «Около часа ночи в летнее время, в зимнее же во втором или третьем часу ночи» 479 . Наконец, третьи указывают начало «около часа ночи вне зависимости от времени года» 480 . Это разнообразие объясняется местными особенностями, в частности наличием в монастыре «доброгласных певцов и чтецов». В монастырях с многочисленной братией при достаточном количестве искусных певцов агрипния, естественно, должна быть продолжительнее, нежели в «малых обителях», где ощущается недостаток в хороших клирошанах. «Чин же в правиле пения и чтения тойжде последовательно в всех святогорских монастирах, аще и не всецело, но елико мощно, по подобию совершается, но по силе истощания и количеству инокой. Идеже бо малочисленны иноки, тамо и чин умален есть, понеже един, в два и три послушания определяемый, ни единаго совершенно исполнити возможет», – писал по этому поводу Григорович-Барский 481 . В части совершения благовеста Афон до сего времени сохраняет древний монашеский обычай употребления бил, которые также делятся на «тяжкое», «великое» и «железное», несмотря на то, что почти во всех монастырях имеются колокола, яюн в которые совершается после благовеста в била. Сохраняется также древний обычай сопровождения благовеста в «великое» или «тяжкое» пением Непорочных или 50-го псалма, при •> том одни монастыри держатся общего большинству списков Иерусалимского устава порядка в смысле деления Непорочных на двенадцать частей применительно к этому же количеству ударов в била, допуская замену Непорочных также две-падцатикратным чтением 50-го псалма: «Ударяет в тяжкое медленно до 12 раз, поя Непорочны. И делает 12 остановок или «место Непорочных 12 раз 50-й псалом» 482 . Другие делят благо-пест на три звона соответственно трем статиям Непорочных: «Ударяет в великое медленно, говоря одну статию Непорочных, и, так ударяя на каждой статии, в три статии заканчивает Непорочны» 483 . Тот и другой порядок благовеста со стороны своей продолжительности находится в зависимости от времени года, т. е. в зимнее время он весьма продолжителен, в летнее, наоборот, сокращается. Уставы указывают и способ сокращения благовеста. Так, в типиконе Пантелеимоновского монастыря о делении благовеста на 12 статий сказано: «Это бывает от 14 сентября до Недели ваий, к прочим же агрипниям ударяет подряд» 484 . Григорович-Барский пишет, что в лавре преп. Афанасия Афонского благовест сопровождается чтением Символа веры и совершается следующим образом: «Первее бо гласят в вси звоны, таже толчет в великое висимое било сицевым образом: толкнувши пят или шест раз скоро, таже чтет дванадесят „Верую», по всякомь „Верую» ударяющы в било раз, донележе совершатся 12, и паки пят или шест скоро, якоже первее; таже вторую статию биет медленно, с 12 „Верую», и паки пят, шест скоро, таже и третую статию, с 12 „Верую». Последи же 2 статий обичных, скорых и долгых, о нихже пред помянухом, по древяном же билу в клепало железное статию едину» 485 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

«О человече, что требуеши, многих ища книг?.. И си едины доволны ти на спасение, аще почитая твориши, еже в них глаголет. Но овогда сия теши книги... иногда же инех желаеши, толико мудрости научаешися... но не твориши добрых дел. Пред человеки мудрееши, а пред Богом в ненависти еси. Кая таковому польза, аще и много имат разума и многи чтет книги?» («О чтущих многая книги», Измарагд, л. 11; цит. по [ 12 ]). Сам Петр I отчетливо сознавал, что в стране отсутствует база для наук, что прямо следует из четвертого параграфа Проекта об Академии наук (был написан Блюментростом и правлен Петром I, обсуждался в Сенате 22 января 1724 г.). Там сказано, что от простой академии художества и науки «не скоро в народе расплодятся», так как «прямых школ, гимназиев и семинариев нет, в которые бы младые люди началом обучиться могли» ([ 13 ] с. 187). Кто, какие силы или организации могли способствовать тому, чтобы в XVI – XVIII вв. привлечь внимание разных слоев народа к естествознанию, придать респектабельность естественнонаучным изысканиям или – выше – подчеркнуть их духовность? Напрашивается – в качестве ключа к решению – поиск таких организаций, которые обладают идеологическим воздействием на все слои народа; в указанное время такой организацией могла быть только Церковь. Как показал Р. Мертон[ 3 ], христианство, в частности пуританство в Англии, может «пришпорить» развитие наук – один из разделов его труда так и назван «The Puritan Spur to Science», – но может и не способствовать этому развитию. По мнению Н.И. Кузнецовой[ 5 ], именно последний вариант реализовывался в России. Нужно полагать, что этому способствовала как и неготовность русских богословов к осознанию значимости фундаментальных наук, так и неправославность «носителей» наук – новоиспеченных академиков, приглашенных во вновь созданную Академию наук. Поэтому весьма непростая задача – разыскать проповедь для прихожан православного русского священника времен Ломоносова или веком позже, подобную по содержанию проповеди английского епископа, упомянутой выше. Итак, мало что в России было готово к тому, чтобы естественным, неприказным образом воспринять естественные науки, в частности – и православное богословие, которое единственное (!) в то время могло подготовить народ, его широкие слои к позитивному восприятию этих наук. А раз этого не произошло, то стоит ли ожидать, чтобы естественнонаучные труды М.В. Ломоносова, пусть человека православного и воцерковленного, нашли поддержку и понимание в его собственном Отечестве. Даже учеников у Ломоносова почти не было, известно лишь о С.Я. Румовском, профессоре астрономии, не оставившем значительного следа в российской науке[ 1 ].

http://bogoslov.ru/article/2296586

«Препод. отец Игнатий Златый, иконописец Симонова монастыря, спостник Препод. Кирилла Белозерского, писаше многия Св. иконы чудныя. Чти в житии Св. Ионы Митрополита, собеседника ею бывша». «Препод. отец Антоний пресвитер, иже бывый иконописец дивный, во обители Препод. Антония Римлянина. Новогородского чудотворца, многия св. иконы написал чудотворныя. Чти в житии Препод. Антония Римлянина». «Препод. отцы иконописцы Греческие, самою Пресв. Богородицею наняты писати на Руси в Киевопечерском монастыре и посланы. И серебра дала в залог им чудно. Чти в книге Патерике Печерском о сем. В пещерах почивают нетленно, числом 12». «Препод. отец Геннадий Черниговский, иже во Ильинском монастыре живяше, и написа чудотворный образ Пресв. Богородицы, кой многое время плакал в лето 7160. Чти – есть книга Руно Орошенное». В заключение о русском элементе наших Подлинников замечу, что сюда же принадлежит статья о брадобритии, которая рассмотрена мною в особом исследовании. IX. Последнее важнейшее осложнение Подлинника касается уже его художественной стороны. «Много иконники пишут и недоведомых вещей – как сказано в беседе Николая Любченина 384 – чево в Подлинниках не написано, а надобно писати, да вопросу ответ дати». Вследствие того оказалась необходимость постоянно сверять описания Подлинника с изображениями на иконах. Результатом этой поверки было уже неминуемое осложнение Подлинника внесением в него, вместо одного изображения, – двух и даже трех одного и того же лица или события, потому что многие лица и события писались иконниками различно. Так, уже с первой страницы этого руководства для древнерусских живописцев открывается большая свобода, нежели вообще полагают, ссылаясь на строгость византийского стиля. Возьмем для примера 1-е сентября, то есть, самое начало Подлинника. По рукописи, принадлежащей мне, отличающейся – как было замечено – простейшей редакцией, сказано только следующее: «Спас стоит во святилище, чтет книгу Исайи пророка: Дух святый на мне, Его же ради помаза мя благовестити нищим, посла мя. Вверху Господь Саваоф и Дух Святый над Спасом; а кругом Жиды всяким подобием». По рукописи графа Уварова 495, Царск. 314) находим уже двоякое изображение или два перевода, а именно: « Церковь – празелень, а в ней Спас учит народ, в руках книга разогнутая, позади его также стоит Спас к ученикам лицом, согнув книгу, дает Петру Апостолу; Апостолов двенадцать, двое стоят лицом, а иных только верхи голов видно, а народ всякими образами и в разных ризах. Иной перевод: Господь в совершенном образе стоит посреди города Назарета, чтет книгу Исайи Пророка, а глаголет в ней: Дух Господень на мне, Его же ради помаза мя. Во облаке Господь Саваоф; из уст Дух Святой над главою. Пред ним и за ним Иудеи; а подпись: сниде Иисус в Назарет, идеже бе воспитан и вниде по обычаю в сонмище».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

2) Еще они говорят: «15 правило св. Апостола Павла сказует: учитель аще и мирский человек будет, искусен же слову учения, и правом чист, таковый да учит 231 . То же говорит и Никон черпыя горы» 232 . – Отвечаем: «Означенное правило отнюдь не должно быть распространяемо на дозволение мирянину учить или проповедывать в церкви, а должно быть ограничиваемо только домашним учением. Ибо в церкви запрещается даже обыкновенное церковное чтение человеку, не получившему благословения Епископского 233 . В толковании на 14 правило 7-го вселенского Собора сказано: «Аще кто от Епископа поставления не приимет, да не чтет в соборе на амвоне священных Божиих книг. Тако же и мирский человек того да нетворит» 234 . Так должно разуметь означенное правило потому, что иначе оно прямо противоречило бы выше означенному 64 правилу 6-го вселенского Собора, чего допустить нельзя. Впрочем означенное 15 правило, приписанное св. Апостолу Павлу, заимствовано, как говорит блаженный Никон, из заповедей Апостолъских, ибо над означенным правилом он надписал: «от завещания святых Апостол» 235 ; но эти заповеди 6-й вселенский Собор «отврещи повелевает за некая ложна, яже суть чужда благочестия, от иноверных преложена (татебно вверженная) в них на вред Церкви» 236 . 2. В самом ли деле только Епископ имеет право священнодействовать? Совершать все священнодействия, особливо св. таинства, посредством которых доставляется людям многоразличная благодать Божия, в самом деле имеет право только Епископ. Хотя и Священники могут сообщать людям различную благодать Божию, но не иначе как получив от Епископа право на то, т.е. получив от Епископа Священство посредством хиротонии. Это всегда так исповедывала святая Церковь . Св. Игнатий Богоносец говорит: «добри суть Священницы и слова служителие: но лучший есть Архиерей, емуже единому вверена быша святая святых и тайны Божия» 237 . Св. Дионисий Ареопагит говорит: «Божественный Священноначальник чин, первый убо есть боговидных чинов, крайний же и последний паки той: ибо в том скончевается и совершается всяко еже у нас священноначалия удобрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

По всей вероятности, Монастырский Приказ принял из Приказа Большого Дворца все дела, касавшиеся церковных властей и учреждений и, пользуясь неопределенностью законов в круге своей деятельности, простер свою власть, без различия, на всю русскую церковь.—Во всяком случае смешение разных родов деятельности в отправлениях Приказа на практике, законодательное усвоение ему одной только судебно-гражданской власти без указания на другие его права, вмешательство его в дела чисто церковные, не указанное законом, и вообще неопределенность круга его деятельности могли повести Приказ к действиям, несогласным с законами Церкви и возбудить ревность духовных лиц, готовых охранять неприкосновенность существующих духовно-гражданских прав церкви. Конечно неопределенность законов Уложения о суде над духовенством и ему подвластными лицами и о Монастырском Приказе произошла от составителей Уложения. К сожалению, процесс образования статей Уложения о Монастырском Приказе и всего вообще Уложения весьма мало обследован. Исследователи русского занимавшиеся Уложением, довольствовались относительно разысканий о процессе происхождения его только тем, что сказано в указе Государя, объявлявшем о составлении и издании Уложения и прилагаемом обыкновенно, в виде введения, при печатных его изданиях. Других сведений они не имели в виду, — да их мало и сохранилось, или по крайней мере доселе нет в печати настолько известий, чтобы можно было понять ясно процесс происхождения законов уложения о духовенстве. Но заметно и из самого Уложения,—из главы, и из отрывочных указаний современников Уложения, что XIII глава его и законы, имеющие отношение к духовенству касательно подсудности его по делам гражданским, явились в окончательной редакции не без прений противоположных мнений. Патриарх Никон так описывает составителей и способ составления Уложения: «А указал государь царь то все (Уложение) собрать и в доклад написать бояром князю Никите Ивановичу Одоевскому с товарищи, a он князь Никита человек прегордой, страху Божия в сердце не имеет и божественного писания и правил святых апостолов и святых отец ниже чтет, ниже разумеет, и жити в них не хощет и живущих в них ненавидит, яко врагов сущих, сам быв враг всякой истине, a товарищи его люди простые и божественного писания неведущии.

http://sedmitza.ru/lib/text/439427/

Согласно Типикону Ленинградской государственной публичной библиотеки 284 два евангельских чтения полагалось на всех воскресных утренях от Недели всех святых до Недели о мытаре и фарисее. «В соборных же церквех сею неделею поченшей (т. е. Неделей всех святых) да и же до недели мытаря и фарисея чтутся по два Евангелия на заоутрени…» 851 , причем воскресное Евангелие читалось вторым, т. е. после великого славословия: «прок[имен], Евангелие воскресно, всегда чтется по славословии» 852 . Новгород, усложнив утренний вход торжественным соборным его отправлением, увеличил сам период совершения соборных входов и двойных евангельских чтений, распространив эту практику и на период пения постной Триоди. Как видно из чиновника новгородского Софийского собора, соборные входы не совершались лишь в период Пятидесятницы 853 . Такой же практики держались в Холмогорах 854 . В Москве входы не совершались в соответствии с указанием устава 284 в период пения как постной, так и цветной Триоди, однако, если с одним из воскресений данного периода совпадала память празднуемого святого, то все же полагалось два Евангелия – святому и воскресное. Первое читалось перед каноном и второе – после великого славословия в олтаре же, но не на амвоне, как это делалось в те дни, когда совершается утренний вход. В «Указе о звону и о чину» по этому поводу сказано: «И аще ли прилучится великаго святаго с величанием в воскресные дни до Всех святых, и чтет Евангелие святому пред канонами в ол-таре, а воскресное Евангелие чтут в олтаре же пред престолом по великом славословии» 855 . Почему не отправлялся торжественный вход в период Пятидесятницы, сказать трудно. Можно лишь предполагать, что в это время при храмах были свои местные молебны и крестные ходы и духовенство в силу этого не имело возможности участвовать на торжественном входе в кафедральном соборе. Так можно полагать на основании следующих слов чиновника новгородского Софийского собора: «В неделю 1-ю Петрова поста вечерню и утреню и литоргию поют по уставу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В Рождественский пост разрешается на рыбу в праздник Введения во храм Пр. Богородицы и в Недели (воскресенья) (Тип., гл. 33), до 20-го дек., т. е. дней предпразднства (Тип., 14-го нояб.). Разрешение на рыбу в седмичные дни бывает во вторник и четверток тогда только, когда случится «великий святый», т. е. со славословием (Тип., гл. 33), или имеющий праздничный знак (Тип., 14-го нояб.). Но в понедельник, среду и пяток разрешается на рыбу лишь в праздник храмовый (Тип, 14-го нояб.), или с бдением (Тип., гл. 33). Если случится иной великий святой, то разрешается на вино и елей. Когда же в седмичные дни не случится никакого праздника, то в понедельник, среду и пяток назначается сухоядение (Тип., 14-го нояб. и 33 гл.). Но во вторник и четверток разрешается на вино и елей (Тип., гл. 33). 869 На 9-м часе, после псалмов и пения тропарей, диакон, став среди церкви, чтет велегласно стихиру: «Днесь рождается от Девы», и потом славит императора, Синод и настоятеля по обычаю велегласно. Последи же совокупльшеся оба лика поют: «Слава и ныне», туюжде стихиру (Тип., послед. 24-го дек., часы): Ведомо буди, яко во всех Типиках чин положен в сем месте часов (на 9-м часе, после тропарей, пред чтением паремии), в обителях бывати многолетному поздравлению: «в соборных же церквах при архиереях и инде, где прилично, творится сие в навечерие по отпусте святыя литургии, или по вечерни, егда бывает навечерие в субботу и Неделю, чего ради тамо оное и положися» (Служба на Рождество Христово, особо издан, при имп. Екатерине II, л. 47). И в нынешней Минее (1891 г. Москва) «многолетное поздравление» положено на 9-м часе пред чтением паремий. До 1679 года многолетие кликали после часов, а с этого года после литургии. В уставе Московских Патриархов сказано: Патриарх в 1679 году на часах царских пред Рождеством и пред Крещением многолетие на часах кликати не указал и не по един год, когда бывают часы с расходом и без расходу, и ныне (т. е. 1679 г.) сего года на часах не кликали же, а кликали после литургии... Государь пришел к многолетию (Вифлиоф., т. X, стр. 128 и 129).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Государь, по поставлении патриарха Иоасафа II и после шествия его около города, сукно с места пожаловал дьякам певчим и поддиякам патриарховым (Дополн. к акт. истор. Т. V, 26, стр. 103). Для патриарха Иоакима на уготованном месте ступени были покрыты ковром и их возили стражи церковные соборные (там же стр. 148). В чине поставления патриарха Адриана место уготованное названо рундуком. Патриарх Адриан, вышед за Спасские ворота, поехал около Кремля.... у всех проезжих ворот, выходя из кареты, восходил на рундук пред образа и говорил молитвы и осенял руками, по сторонам народ. Во время стояния на рундуке власти, бояре и околничий и думный дьяк стояли по сторонам рундука (Двор. разр. Т. IV, стр. 592). Епископы, в день своего посвящения, шествуя около города, у ворот его также совершали чтение молитвы, благословение народа и окропление святою водою. В чин посвящения епископа 1645 – 1652 года сказано, что по прочтении изложенной молитвы епископ кропит врата святою водою, и в которые градские ворота поедет новопоставленный, у тех врат глаголет молитву (сию) и святою водою кропит (Акт. истор. Т. IV, 1, стр. 14). Молитва Молитва, читанная архиереем пред городскими воротами, напечатана в Молитвослове (Требнике), изданном в Венеции Иеронимом Загуровичем в 1570 году, и озаглавлена таким образом: «Молитва егда поставят митрополита и входит первее в град и чтет сию молитву пред градом». Эта молитва находится также в чине поставления патриарха Иова (Русск. Истор. библиот. Т. II, 103, стр. 314, 315); в чине поставления епископа (1645–1652) (Акт. Истор. Т. IV, 1) и в рукописном чине поставления патриарха Иоасафа II, хранящемся в библиотеке Св. Синода 67, 65, 22). Та же молитва содержится и в рукописном Требнике сербском, первой половины XV столетия, находящемся в Московской Синодальной библиотеке 374): «Молитва егда поставять митрополита и вьходить прьвее в град и чтеть сию молитву предь градом: Господи Боже наш, иже от не сущих в существо создание свое преложей». В этой молитве новопоставленный патриарх, или епископ молился среди народа о себе, чтобы Бог услышал смирение его, сотворил достойным его в службе Богу подавать тело и кровь честную христолюбивым и благочестивым людям чистым сердцем и не скверными руками, укрепил его преподать слово учения Господня безгрешно, не леностно, православно.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010