Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСААК СИРИН [Исаак Ниневийский; сир. ,        ], греч. Ισακ Σρος] (не ранее сер. VI в., Бет-Катрайе (Катар) - не позднее 1-й пол. VIII в., Хузестан), прп. (пам. 28 янв.), еп. Ниневийский, отец Церкви, автор аскетических творений. Жизнь Биографические сведения об И. С. имеются в 2 сир. источниках: «Книге целомудрия» восточносир. историка IX в. Ишоднаха, еп. Басры, содержащей краткие жития знаменитых подвижников Персидской Церкви, и западносир. источнике, время и место написания которого неизвестны. В 124-й гл. своей кн. «О святом Мар Исхаке, епископе Ниневийском, который отрекся от епископства и составил книги об образе жизни отшельников (    )» Ишоднах сообщает, что И. С. был поставлен в епископы Ниневии католикосом Мар Гиваргисом в мон-ре Бет-Аве. После пребывания в течение 5 месяцев на кафедре Ниневии И. С. отказался от епископства и, удалившись на гору Матут, нек-рое время «жил в тишине вместе с отшельниками, находившимися там»; позже И. С. ушел в мон-рь Раббана Шабура (располагался на горе Шуштар - Bettiolo P. Introduzione// Isacco di Ninive. Discorsi spirituali. 1985. P. 18), где достиг глубокой старости и был похоронен (точная дата смерти И. С. неизвестна, так же как и дата его рождения). И. С. «весьма прилежно изучал божественные Писания»; это, наряду со строгим подвижничеством, привело к тому, что он лишился зрения. Ишоднах сообщает о неприятии многими (напр., Даниилом бар Туванита ) «трех мнений», к-рые высказывал И. С., и объясняет его тем, что И. С. «возбуждал зависть в жителях внутренних областей», будучи родом из Бет-Катрайе ( Isho‘ denah. 1896. P. 277-278). Свидетельство Ишоднаха с достаточной точностью очерчивает время и географию жизни И. С., а также его место в диптихах Ниневийской епархии Церкви Востока . Католикос Гиваргис (Георгий), рукоположивший И. С., управлял Церковью Востока с 661 (660) по 681 (680) г. (о нем см., напр.: Болотов В. Из истории Церкви Сиро-Персидской//ХЧ. 1899. Ч. 1. 5. С. 1028; Пигулевская. 1979. С. 219), а упомянутый в тексте Католикос Хнанишо - с 685 по 700 г. Время пребывания Гиваргиса на престоле совпало с годами правления Муавии I, первого халифа из династии Омейядов, избравшего Дамаск столицей Арабского халифата. Гиваргис руководил воссоединением епископов Катара, откуда был родом И. С., с Церковью Востока. Ок. 648 г. епископы Катара (где существовала христ. Церковь, традиционно подчинявшаяся Католикосу Востока) отделились от него; схизма продолжалась до 676 г., когда Католикос Гиваргис посетил Катар и воссоединил его епископов с Церковью Персии. Возможно, именно по случаю воссоединения Гиваргис решил рукоположить И. С., уроженца Катара, прославившегося своей аскетической жизнью, во епископа Ниневии.

http://pravenc.ru/text/674153.html

Афины Ахваз (Хузистан) – см. Бет-Хузайе Ба-Айната – см. Бет-Айната Ба-Арбайа – см. Бет-Арбайе Бавазиг (Бавазидж) – см. Бет-Вазик Багдад Багдадская школа Балад Басра – см. также Перат-де-Майшан Батна (Батны, Батнан) Бахрейн Бахурасир – см. Бет-Хардашир Башмурские копты – см. Копты Башош, в Сафсафе Башошская школа Бейрут (Берит) Беритский Собор Берлинская библиотека Бет-Аве, 46 мон. в Марге Бет-Адрай Бет-Айната (Ба-Айната) Бет-Арамайе (Ассирия) Бет-Арбайе (Ба-Арбайа) Бет-Аршам Бет-Гангал, мон. Бет-Гармай Бет-Гармайская епископия Бет-Дальита (Дальята?) Бет-Дарайе Бет-авдай Бет-Карду Бет-Катрайе (Катар) Бет-Лафат (Гунде-Шапур) Бет-Лафатский Собор Бет-Мадайе (Мидия) Бет-Малка, мон. – см. Map Малха мон. Бет-Нухадра Бет-Раббан-Зхаишо, мон. в Дасене Бет-Разикайе Бет-Регум, мон. Бет-Хузайе (Хузистан, Ахваз) Бодлеанская библиотека Бостра Аравийская Британский музей Вавилония Валаршапат Васит – см. Кашкар Великий мон. на горе Изла (Map Арваама) Вероя – см. Алеппо Вефиль Византийская империя Габала Габбула (аль-Джаббул) Галлия Гангра Гангрский Собор Гевилта (Джабилта) Гедала (Джудал) Гезирта Гераклея – см. Харкел Германикия Германикия – см. Мараш Гешир Греки (византийцы) Греция – см. Византийская империя Греческая литература древнегреческая Св. Писание византийская поэзия переводы сочинения сирийцев рукописи Греческий язык Грузинские переводы Губба-Баррайа, мон. Гумья (Джуна) Гунде-Шапур – см. Бет-Лафат Гунны Дальята – см. Бет-Дальята Дамаск Дамасская библиотека Дара Дарад, мон. Джабилта – см. Гебилта Джебель-Баракат Джерабис – см. Эвропос Джудал – см. Гедала Джума – см. Гумья Диярбекир Диарбекирская библиотека Дирин, остров Дура-Эвропос Евреи (иудеи) Еврейский язык и литература Европа Евсевиев мон. в Кафра-де-Барте Евсевоны мон. в Телл-Адде Евфрат, p. Египет Екатерины св. мон. на Синае Зав Заккая (Закхея) мон. – см. Мар-Заккая мон. Зафаранский мон. (Map Анании), близ Мардина Зукнинский мон. близ Амида Зхаишо мон. – см. Бет-Раббан-Зхаишо Иераполь – см. Маббуг (Манбидж) Иерихон Иерусалим

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Эти монастыри становились аванпостами, воздвигнутыми вдалеке от основных христианизованных областей. На западе, в Хире, один такой монастырь возникает очень рано. Здесь ‘Авдишо‘, шедший из Бет Катрайе, основал монастырь, ставший его миссионерским штабом. В наиболее восточных провинциях таким аванпостом стал Монастырь Давида. Он был основан в результате миссионерской деятельности, проходившей под руководством Баршаббы, вероятно неподалёку от Мерва. Этот монастырь, где Баршабба завещал себя похоронить, по-видимому, также был его миссионерским штабом. Некоторые из этих аванпостов располагались на юго-востоке. ‘Авдишо‘ воздвиг монастырь на одном из островов Джамамы и Бахрейна, желая посвятить себя подвижничеству, и там он проповедовал местным жителям. Другой источник говорит о существования подобного монастыря в Бет Катрайе. История отшельника Йавнана поучительна во многих отношениях. В этом документе сообщается, что его написал За‘дой, «священник, монах и настоятель монастыря Мар Фомы в Индии». Трудно решить вопрос о местонахождении этого монастыря – точка зрения, согласно которой он в самом деле располагался в Индии, не выдерживает критики при обращении к источникам. Очевидным аргументом против этого является тот факт, что речь идёт о некой области «к югу от Бет Катрайе», – трудно предположить, что имелись в виду Индия или Цейлон. Не сильно проясняет вопрос и указание на то, что монастырь располагался на некоем острове, называемом «черный остров». Этот остров, очевидно, надо искать среди небольших островов к югу от Бет Катрайе по направлению к Оману. Таким образом, упоминаемая в заглавии документа «Индия» вряд представляет собой что-то большее, чем арабская сторона Персидского залива. Если составитель этого легендарного текста использовал сведения, взятые из более раннего источника, то это может свидетельствовать о роли подобных аванпостов в раннюю эпоху. В первую очередь, обращают на себя внимание сведения, касающиеся отношений между монастырём и монашескими центрами в христианизованной части страны. Рассказывается, как монахи, жившие прежде в персидской Месопотамии, в результате своих странствий находят этот монастырь. Сообщается, что один монах, пришедший сюда, жил в пустыне Пероз Шапур, другой – в Вавилонии. Это означает, что монастырь постоянно посещали монахи, приходившие из монашеских центров южной Месопотамии. Итак, мы можем понять, каким образом отшельники и киновийные монахи, жившие в кельях и монастырях, располагавшихся в наиболее христианизованных регионах страны, появлялись в новых аванпостах христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Вероятно, христианство около Ниневии было в IV-V в. распространено еще довольно слабо, тогда как Хдайяв – по выражению, быть может, и преувеличенному – был населен „большей частью христианами“ 77 . V. К а р к а – д-бет-Слок. Область Бет-Гармай нельзя считать окраиною, и расстояние от Селевкии до Карка-д-бет-Слок далеко не столь значительно, чтобы потребность в известной степени церковной независимости здесь можно было мотивировать географическими отношениями. Авдишо рассказывает, что митрополия учреждена была здесь по настойчивой просьбе бет-гармайцев 78 . Но единомысленные в требовании себе митрополита, гармакайе брели розно в вопросе, где быть митрополии: «и жители Дарабада 79 говорили: „нашему месту подобает митрополитство“ 80 ; а жители Бет-Слок говорили: „в нашем месте подобает быть митрополиту“». Католикос поставил вопрос: у которого из этих двух епископов процветает «учение», tûlmdâ? И оказалось, что у епископа шхаркартского «учеников», talmed, больше 81 , чем у епископа дарабадского. На этом основании католикос и «отделил» митрополию карка-д-бет- слокскую. В мартирологии 411–412 г. читаются имена: «Йоханнан и Шавор (ab h ôr), епископы карка-д-бет-слокские. Нарсе (s), епископ шхаркартский» и, сверх того, названы по именам восемь мучеников, пресвитеров «из Бет-Гармай». Весьма возможно, что древнейшие митрополии в церкви сиро-персидской возникли даже сами собою. После мученической кончины католикоса Барбашмина в 344 г. кафедра селевкийская оставалась вакантною почти 40 лет 82 . В это время епископы, не имея возможности совещаться с католикосом, вынуждены были действовать с самостоятельностью митрополитов, и, вероятно, вместо общего тяготения всех к Махозе образовалось несколько частичных притяжений к местным центрам: к Бет-Лапату, Нисивину, Прату, Арбелю. Епископы этих кафедр, как главнейшие предстоятели в данной области, в потребных случаях были руководителями для своих сослужителей в менее значительных церквах. И когда, наконец, преемство на кафедре католикосов было восстановлено, четыре или пять 83 митрополий были уже совершившийся факт.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Бет-Сахур. Деревня Бет-Сахур, о которой шла речь выше, издавна пользовалась вниманием русских паломников. Ведь согласно древнему преданию близ этого места почти две тысячи лет назад пастухи услышали от Ангела Господня благую весть о рождении Спасителя… Среди русских паломников деревня Бет-Сахур получила название «Пастушки». И в путеводителе по Святой Земле, изданном в Одессе в 1890 году, сообщалось как о чем-то обыденном, что «в церкви Бет-Сахур при посещении паломников арабский священник обыкновенно служит молебен, причем Евангелие читается всегда на ломаном славянском языке». И еще об одном обычае сообщается в записках русских паломников: «Бет-Сахурские пастухи ежегодно, в ночь Рождества Христова, приходят в Вифлеем в православный монастырь и приносят в дар молодого ягненка». Бет-Джала. В окрестностях Вифлеема есть и арабская деревня — Бет-Джала, которая тоже заслуживает упоминания. Там в течение нескольких десятилетий существовала русская школа для арабских детей. Паломники, бывавшие в Вифлееме, могли встречать воспитанниц этой школы при посещении местных святынь. Это учебное заведение было основано в 70х годах прошлого века по инициативе начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина) . Средства, которыми он располагал, были недостаточны для открытия школы; необходимую сумму внесли двое русских паломников — Е.Н.Боброва и Беспалов. Большое участие в устройстве школы принимала императрица Мария Александровна, супруга государя Александра II. (Кстати, по ее инициативе в России были открыты всесословные женские гимназии и епархиальные училища и учрежден российский Красный Крест.) К 1886 году школа разрослась настолько, что о.Антонину с его скудными средствами, состоявшими в основном из добровольных пожертвований, трудно стало оплачивать расходы по ее содержанию. Он передал школу в ведение Православного Палестинского общества. В течение многих лет начальницей русской школы была Евдокия Михайловна Тараканова. Православное Палестинское общество со временем открыло еще целый ряд русских школ в разных точках Палестины и Сирии. И поскольку вскоре стала ощущаться нехватка местных преподавателей, было решено основать учительскую семинарию при Бет-Джальской школе. Открытие семинарии в 1890 году было очень своевременным: к 1900 году под попечением Палестинского общества насчитывалось уже 70 школ — почти десять тысяч учащихся.

http://azbyka.ru/fiction/k-svyatoj-zemle...

т... «Абу-на Такла-Хайманот», церковь «отца нашего Такла- Хайманот»; она освящена 26 ноября 1682 г. (В. 35. 39. 46). Q... Аристократический квартал Гондара (Rüppell: Gaingbed; по- видимому нужно читать Qan‘-bet, «кань-бет», «правый дом», квартал справа от дворца). Ы... «Ычаге-бет» (амхар.), или «бета-ычаге» (эфиоп.), «дом ычаге», северо-западный квартал, отделенный от других частей города луговою долиною; здесь имеет местопребывание ычаге, а потому и весь квартал считается неприкосновенным церковным убежищем. F... «Фарас-бет» («конный квартал»). D... «Дынга-ге» («квартал на каменьях»). S… «Салам-ге» или «ыслам бет» («мусульманский квартал»), самая южная часть Гондара на низменности, омываемой речками Каха и Анграб, которые в полуверсте расстояния к югу соединяются в одну реку. В «ыслам-бет» жили только мухаммадане, пока нынешний ныгус Иоанн IV не приказал креститься всем своим мусульманским подданным. Это заставило б льшую часть мусульман удалиться из Абиссинии. В 1881 г. этот квартал стоял пустой, и разрушение его уже началось...– Горная возвышенность, на которой стоит Гондар, понижается направлению от северо-северо-востока к юго юго-западу. – В аристократическом «кань-бет» жили Брюс и лик Ацку, в плебейском «фарас бет» – Рюппелль; в «ычаге-бет» находили себе пристанище и Гобат (Gobat, 82) и римско-католичекие миссионеры (Massaja, I, 12, 13 р. 112); Крапф останавливался (1855, 23 апреля) в покоях самого папаса в «кыддус Габрыэль». Всех церквей в Гондаре (по принятому счету) 44. 78 В cod. orient. Mus. Brit. 584 (Wr. 115) в стихотворной дарственной записи читаются след. строки: «и дал я [эту книгу] в Дабра-Бырхан, который создал Иясу царь и мученик , «nyguš wasamàъym». Жертвователь, монах дабра-либаносской конгрегации За- Манфас-Кыддус, едва ли не тождествен с тем азажем За-Манфас-Кыддус, который с июля 1690 г. до 1693 г. занимал важный пост акабе-саат и умер 5 марта 1709 г. В. 143. 146. 177. Cf. Zb. 178a. – В cod. orient. M. Brit. 660 (Wr. 153b) стоит заметка: «в сей день тыкымт=2 октября] почил Иясу, царь и мученик, уподобившийся Авелю, кровь которого пролили беззаконно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

В третий день пришла очередь многих людей, которых согнали в Карку из разных городов, деревень и провинций – их ожидали вновь придуманные изобретательные пытки. Мы не знаем, насколько сильно собственно монастыри были затронуты указами, которые позволяли населению грабить христиан и привели к их массовому бегству из этой области. Неизвестно также, насколько широкими были гонения в других местах, – источники не дают исчерпывающего списка местностей, где преследования имели место. Мы не знаем даже, были ли казни в других городах области Бет Гармай. Сообщается, что для тел мучеников было отведено специальное здание, называвшееся «домом свидетелей». Оно, согласно источнику, располагалось в Карка Йаздин в области Бет Гармай, однако с большой вероятностью упоминаемый здесь Карка Йаздин находился области Бет Селок. Удивительно, что Хроника Арбела вообще не упоминает о каких-либо неприятностях в этот период. Даже более того, этот источник сообщает нам о совместном обращении епископов Арбела и Карка д Бет Селок к католикосу Баваю с предложением учредить праздник в честь мучеников, пострадавших при Йездигерде. Создаётся впечатление, что в этом предложении были заинтересованы лишь христиане области Бет Гармай. Могло ли это означать, что область не была затронута новой волной преследований? Помимо этих источников, в которых ничего не говорится о новых преследованиях, у нас есть свидетельство истории Карка д Бет Селок. В ней сообщается, что среди тех, кого арестовали и привели из Адиабены, находился сам митрополит Арбела, а также епископы Бет Нухадра и Ма‘алта; они и их спутники приняли мученическую смерть. Согласно этому источнику, епископ Марон установил ежегодное празднование памяти мучеников. С помощью католикоса Бавая (то есть после 457 года) он собрал Собор епископов Бет Гармая и Адиабены, который установил трёхдневное богослужебное воспоминание мучеников. Таким образом, в рассматриваемом документе представлена совершенно иная картина – в первую очередь оказывается, что Адиабена пострадала от гонений. Это сообщение заслуживает нашего доверия: автор говорит, что пользовался документами из митрополичьего архива, то есть приводимые им сведения основываются на фактах.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Покинув обитель, они распространили традицию Авраама Кашкарского по всей империи Сасанидов. Устава Великого мон-ря придерживался Раббан Яэкоб (Иаков), основатель мон-ря Бет-Аве (букв.- «Дом отцов», «Лесной монастырь»), располагавшегося в 40 км к востоку от горы Изла и ставшего центром восточносир. М. после кончины Авраама Кашкарского. Здесь начинали свой монашеский путь известные писатели и деятели Церкви Востока католикос Ишояв III , Сахдона (Мартирий) и др., о которых повествует «Книга настоятелей» Фомы Маргского (IX в.). В Бет-Аве был рукоположен во епископа прп. Исаак Сирин, во времена которого (VII-VIII вв.) в этом мон-ре жило ок. 300 монахов, в т. ч. знаменитый сир. писатель и переводчик Ананишо, составитель знаменитого аскетического сб. «Рай отцов». На юге Месопотамии, у побережья Персидского зал., в пров. Бет-Хузайе, традицию Авраама развивал Раббан Шапур (Шабур), к-рый основал мон-рь, носивший его имя. В VIII в. с этим мон-рем была связана жизнь великих восточносир. мистиков прп. Исаака Сирина, Симеона д " Тайбуте, Дадишо Катраи, в сочинениях к-рых заметно сильное влияние Евагрия Понтийского. В Центр. и Юж. Месопотамии первые мон-ри появились уже во 2-й пол. IV в. Нек-рые из них последующая традиция связывает с памятью персид. мучеников, пострадавших во времена гонений шаха Шапура II (309-379). Мон-рь Мартирион (св. Мучеников) близ Киркука, в пров. Бет-Гармай, был основан, вероятно, вскоре после окончания гонений. Примерно в это же время в центральной пров. Бет-Арамайе подвижник Мар Абда основал мон-рь, известный как Дейр-Куни ( Fiey. 1965-1968. Vol. 3. P. 189), а его ученик Авдишо - мон-рь возле г. Хира. В кон. IV в. (376/8) мч. Бадма основал мон-рь в провинции Элам. В нач. V в. возникла обитель Иоанна Кашкарского недалеко от Кашкара (Ibid. P. 157). В Сев. Ираке центральной фигурой восточносир. М. был Хормизд (VI-VII вв.), к-рый начал монашескую жизнь в лавре Бар Эдты недалеко от Мосула, где подвизался ок. 40 лет (в т. ч. 32 года в качестве отшельника). Избегая славы чудотворца, он удалился вместе с группой учеников в мон-рь Реша на горе Маклуб в Сев. Ираке. Вскоре в этом регионе появились новые мон-ри, основанные учениками Хормизда, в частности Мар Йозадаком, основателем обители в Бет-Карду, в к-рой впосл. приняли монашество Иоанн Дальятский и Несторий, еп. Бет-Нухадры. Сам Хормизд перебрался в Алкош, где благодаря финансовой помощи правителя Мосула основал новый мон-рь. Монашеская традиция этого подвижника несколько отличалась от традиции Авраама Кашкарского: в ней особый акцент делался на сверхъестественном мистическом опыте подвижника, его контактах с иным миром и даре чудотворения, так что жизнь самого Хормизда представлена в источниках как жизнь мага.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Церковь Успения Божьей Матери и Тихвинский придел устроены собственным иждивением екатеринбургского 1-й гильдии купца и фабриканта Ивана Ивановича Хлепетина. До открытия и утверждения монастыря, т.е. до 31 декабря 1809 г., церковь сия именовалась Екатеринбургскою Кладбищенскою. По ходатайству Иустина, Епископа Пермского, и первой настоятельницы сего монастыря Игуменьи Таисии, с Высочайшего разрешения Государя Императора Александра 1-го, 1809 года декабря 31 дня, учрежден третьеклассный заштатный женский общежительный монастырь, в управление и состав которого вошла и сия церковь со всею утварью и принадлежностями. Затем, с разрешения епархиального начальства, Игуменьей Таисией в 1816 году, Игуменьей Александрой в 1827 г. и Игуменьей Магдалиной в 1862 году, сделаны при сей церкви различные поправки, как внутри, так и снаружи, для распространения и украшения оной. В Успенской церкви, в кивоте, заменяющем правый клирос, поставлен образ Пресвятой Богородицы «мерою и подобием самого чудотворного, с образа Тихвинския», писанный в 1807 году. Икона сия мерою 5 четвертей в длину и 15 вершк. в ширину; оклад и фон кованный серебряный цветами. В окладе имеются: 18 больших топазов, из них 12 с подложною красною фольгою, по 50 коп. сер. за каждый, 4 темных и 2 белых тоже 50 коп., всего топазов на 9 руб. сер. Слова Μρ Θο Ισ Χσ высечены из серебряных пластинок и наложены на серебропозлащенные кружки. Риза, шитая золотом, украшена разных пород и величины камнями и правским жемчугом, именно: аметистов в ней 38, из них 12 средней величины по 5 руб. сер. за каждый и 26 мелких по 2 руб. сер., всего на 112 руб. сер.; аквамаринов голубых 18, из них 7 средней величины по 4 руб. за каждый и 11 мелких по 2 руб. сер.; желтых аквамаринов 7, из них 4 средней величины по 4 руб. за каждый и три мелких по 1 руб. сер., всего аквамаринов на 69 руб. сер. Кроме того, риза украшена тремя круглыми звездами со стразовыми лучами, из коих каждая по 20 руб. сер., все же 60 руб. сер.; агатом с аквамариновыми искрами в 5 руб. сер., четырьмя аметистами, осыпанными аквамариновыми и топазовыми искрами по 3 руб. сер. каждый и один стразовыми в 25 руб. сер., всего унизанных аметистами на 37 руб. сер. Оклад и венцы на сей иконе серебряные, последние сребропозлащённые; весу в окладе заключается четыре фунта и сорок девять золотников, а в венцах весу 2 фунта сорок золотников, по 30 коп. за золотник, всего на 58 руб. сер. Венец Богоматери украшен четырнадцатью средними аметистами на 2 руб. 80 коп. сер. Выпуклая корона в венце Богоматери также убрана камнями, в ней: два аквамарина: один круглый в 10 руб. сер. и мелкий в 6 руб., оба шестнадцать руб. сер.; два тяжеловеса на 8 руб, сер. и 18 мелких топазов. Крест, утвержденный над короной, состоит из пяти аквамаринов, ценою в 10 руб. сер.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Согласно «Деяниям...», М. был обращен в христианство ап. Аддаем (которого еп. Евсевий Кесарийский отождествил с ап. Фаддеем ). В источниках М. и Аддай то имеют равноправный статус как ученики Христа, то находятся в отношениях «ученик-учитель» (сравнительный анализ источников см.: Jullien, Jullien. 2003. P. 48-50). После смерти Аддая М. покинул Эдессу и отправился с проповедью в Нисибин и Арзанену, где исцелил от подагры и обратил в христ. веру местного правителя, оттуда - в Бет-Забдай (Забдицену), далее - в Бет-Арабайе и Адиабену . Там он исцелил от проказы и крестил князя Арбелы, а также совершил множество чудес в окрестностях рек Б. и М. Заб. Затем М. отправил своего ученика Тумиса проповедовать в Дасен, во Внешнюю Армению (район оз. Урмия) и в Мидию. После этого М. обратил в христианство правителей г. Шахкерт (Шахргирд; обл. Бет-Гармай) и обл. Дарабад, исцелив их дочерей. Оставив в Дарабаде своего ученика Адду, М. со спутниками перешел в Бет-Арамайе. Проповедь в Селевкии (см. Селевкия-Ктесифон ) сначала была безуспешной, поэтому М. отправился в Кашкар , где обратил в христианство бóльшую часть жителей. Вернувшись назад, М. в течение года проповедовал в Селевкии. В Кохе близ Селевкии и Ктесифона М. построил церковь, где впосл. находилась кафедра предстоятелей Церкви Востока. На основе географических указаний о местоположении Кохе относительно течения р. Тигр Ж. М. Фьей ограничил время прихода туда М. периодом между 79 и 116 гг., однако, по мнению сестер К. и Ф. Жюльен, с уверенностью можно говорить лишь о сер. III в. как о terminus ante quem. В Ктесифоне М. вел активную борьбу с зороастризмом , чем вызвал гнев жрецов и царя Артабана. Исцелив и крестив сестру царя, М. попросил ее разрушить храм языческой богини Иштар в том месте, где она жила (Дор-Кони), и основать там христ. церковь. Затем М. повторно посетил Кашкар, оттуда отправился в Мешан, где его проповедь почти не имела результата, далее - в Бет-Хузайе (Хузестан) и Бет-Парсайе (Персиду), куда начальные знания о христианстве были принесены купцами, к-рых просвещал в Эдессе ап. Аддай. Дойдя до земель, где уже проповедовал ап. Фома , М. вернулся в Дор-Кони и спустя нек-рое время мирно почил и был погребен здесь.

http://pravenc.ru/text/2561992.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010