Разделы портала «Азбука веры» ( 48  голосов:  4.5 из  5) Письмо двадцать четвертое. Наша третья встреча Когда я проснулась на следующий день, до меня глухо долетали упражнения и гаммы. Было десять часов утра. Дима занимался ежедневно часа два-три по утрам. Я убедила его, что это никого не будет беспокоить. Обыкновенно, после тревожных бессонных ночей, мы просыпаемся с чувством заботы, грусти, неудовлетворенности. А вчерашний вечер? Что я могу сказать об этом? О, как мучительно это состояние раздвоенности. И разве здоровы эти мысли, набитые в мою голову из медицинских книг библиотеки Николая Николаевича? Случаи с моими сверстницами, счастливые браки по страстной любви, а через год, то и раньше, муж и жена становились чужими друг другу. А материнство? А маленький Чеховский рассказ «Анюта», в котором повествуется о мужчинах, и о каких? Профессор, доктор, художник — ведь это мозг общества — и рядом с ними простая девушка, с чистым жертвенным сердцем. Как трогательна она с ее четырьмя кусочками сахара. Я никогда не писала об этом Вам, и не хотелось бы никогда возвращаться, но сегодняшняя ночь — это мучило меня, как сор. Но когда я вошла сегодня утром в зал, Дима тотчас же перестал играть, взял меня под руку и с непередаваемой простотой и естественностью сказал: — Пошли пить кофе, я Вас ждал. И опять, словно ничего не было, ничего не случилось, и все мои сомнения, навязчивые, засоряющие мою душу, вопросы, мучившие меня всю ночь, разрешились. Покой охватил меня. С самого первого дня нашей встречи и по сей день, я не слыхала от него ни восторга, ни вздохов, ни безнадежных взглядов, ни недоговоренных многозначительных фраз, не было и целованья рук. Никогда он не спрашивал о моем настроении, здоровье, самочувствии, и в то же время я уверенна, что все мои душевные переживания и вчерашнее смущение были ему известны. А вот брать мою руку в свою и подолгу держать стало законным и естественным, но это бывало не часто. С самого начала это было проявлено смело, просто, но главная сила была еще в том, что это было, как ни странно, манерой моего отца, в проявлении ласки ко мне. Может быть, я повторяюсь, но это поражало, гипнотизировало, обезоруживало. И Дима, и отец смешивались в одно, а я испытывала тепло и радость. Не восторгаясь вслух моими достоинствами, в то же самое время, он был в отношении меня — одно внимание. Делал так, что все походило на утонченное ухаживание, обожание, быть может, последнее не верно или преувеличено мною, но было то, что нам, женщинам, так нравится в мужчине, когда он, не задумываясь, набрасывает на лужу свой блестящий плащ, чтобы не промокли наши ножки, без подчеркивания, без требования наград.

http://azbyka.ru/fiction/zabytaya-skazka...

«Даруй ми…» Преподобный Ефрем Сирин На протяжении жизни человек считает врагами многих. В категорию врагов могут попадать отдельные люди или целые нации, политические партии и тайные общества; враги могут быть безличностны, как безличностна бедность или болезнь. И только после смерти в полной мере осознает человек, что вредная теща и глупый начальник, сосед, за стеной работающий дрелью после 11 вечера, и бывший друг, пустивший клевету, совсем даже и не страшны на фоне главного врага, проявившего себя в полной мере. Наш главный враг это – грех. Это он не пустит нас в рай, когда мысль о теще, начальнике и соседе отлетит, подобно дыму. «Рада бы душа в рай, да грехи не пускают», – чеканно-кратко и чеканно-точно говорит об этом народ. О, если бы не грех! Как красив, силен, талантлив и благороден был бы человек! Сколько добродетелей расцвело бы в наших душах, если бы грех не высушивал ум, не застилал взор, не очерствлял сердце, не делал бы человека трупом еще при жизни! «Ржа точит железо, а лжа – человека», – говорит один из чеховских персонажей. Начавшись с дьявольского обмана, ядом впрыснутого в уши доверчивой жене, грех отравил человеческий род и подверг его мучительному умиранию. Если только почувствовать эту горечь нравственных утрат, нанесенных грехом, станут понятны слова одной из молитв святителя Димитрия Ростовского: «Возврати мне добродетели, через грех погибшие». После грехопадения мир двоится. Многое рискует стать – и по временам становится – двусмысленным. Двусмыслен и сам грех. С одной стороны, он известен, а с другой – утаен. То, что грех известен, высказано Давидом в покаянном псалме: «Беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною» (Пс. 50: 5). А о том, что грех утаивается, тоже говорит Давид, только в ином псалме: «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня» (Пс. 18: 13). Эту двойственность греха мы исповедуем часто, когда каемся в грехах «вольных и невольных, ведомых и неведомых». Какие же из грехов более опасны? Первые или вторые? Опаснее тот грех, который способен рождать из себя прочие грехи и через это умножаться и распространяться. Лукавый творцом не является. Он всего лишь – мастер искусных подделок. И если в отношении Бога и Его творения сказано, что «из невидимого произошло видимое» (Евр. 11: 3), то и в отношении грехов можно сказать то же. Из невидимых грехов, из принятых и усвоенных бесовских мыслей, из ложных намерений происходят все прочие виды грехов, заметных глазу, слышимых, ощущаемых.

http://pravoslavie.ru/45753.html

– Электричество опять подорожало. Третью неделю воды горячей нет. А батареи уже пятый год чуть теплые – Ну, и в чем же здесь твоя вина? – Какая же тут моя вина? – Так чего же ты, дружище, ко мне пришел? Ко мне только со своей виной приходят. Я же протоиерей, а не управдом. Да, это исповедь. Реальный случай, который рассказал мне знакомый священник из моей любимой Тверской области. И я бы ни в коем случае не стал писать об этом целую колонку, если бы речь шла о случайном курьезе. Исповедальные курьезы на то и курьезы, что они всегда разные. А случай, когда в церковь приходят как в Страсбургский суд, как в самую последнюю инстанцию, стали уже закономерностью и больше похожи не на анекдот, а на иллюстрацию из серьезного социологического исследования. Исповедь – это вообще-то адский труд. Как выразился один из заслуженных работников этого труда, «я сам себе напоминаю девочку из чеховского рассказа «Спать хочется!». Ты годами, десятилетиями убаюкиваешь громкого, капризного, непослушного ребенка, а он все равно не спит. И никогда не уснет. И ты об этом знаешь. И все равно убаюкиваешь». – Батюшка, у нас в деревне школу закрыли, вот грех-то какой! – Да, это грех, но только не твой, а государственный. – А еще с Нового года компенсацию урезали. И врач-ЛОР в райцентре уволился, теперь внука приходится в соседний район возить. А электрички из-за «Сапсана» отменили – ездить приходится на автобусе в объезд, целый день уходит. И еще дрова снова подорожали. – Ну, а в своих собственных грехах каяться будем или как? Чем дольше я наблюдаю за страной, тем причудливее становятся траектории человеческих жалоб. Я еще застал те времена, когда можно было напрямую обратиться в местную администрацию и рассчитывать если не на скорое решение проблемы, то хотя бы на сочувствие. Даже в крупных городах власти не отгораживались электронными турникетами и охранниками – заходи кто хочешь, плачь, рыдай, угрожай. Ну, разве что к самому главе секретарша не пустит – так можно хотя бы в коридоре его поймать.

http://pravoslavie.ru/44952.html

Закрыть itemscope itemtype="" > В защиту национального достоинства На конкурс «Встанем всем миром против «Матильды» 12.07.2017 702 Время на чтение 8 минут Преступный лепет и шальной Всех выродков земли родной, Да не услышит... Да не грянет. И отповедью - Да не грянет Тот страшный клич, что в старину: «Везде измена - царь в плену!» - И Русь спасать его не станет. Ф. Тютчев. Сын царский умирает в Ницце... Год столетия революции стал во многом провокационным. Общество по-прежнему расколото, что подтверждают многочисленные обсуждения темы революции в СМИ и данные социологических служб. Так, весной 2017 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные исследования об отношении россиян к монархии. Почти четверть опрошенных россиян, 28%., заявили о том, что не возражают против восстановления монархии. Как показывают данные ежедневного опроса «ВЦИОМ-Спутник», категорически против существования монархической формы правления в нашей стране сегодня 68% россиян. Конечно, любой социологический опрос имеет определенные погрешности, однако факты - вещь упрямая. Причиной такого отношения к самодержавию, к своей многовековой истории, на наш взгляд, является, во-первых низкий уровень знания истории своей страны. Личный опыт работы школьным учителем говорит, что дети гораздо лучше знают историю средневековой Европы, чем, скажем, историю домонгольской Руси. А во-вторых, что косвенно подтверждает первый тезис - практически полное отсутствие на федеральных, а значит общедоступных каналах, в комфортное для просмотра время, популярно-образовательных исторических программ, фильмов и передач. А те, что иногда показывают, транслируются, как правило, глубокой ночью. В годовщину столетия начала русской смуты отсутствие передач на федеральных каналах, где бы обсуждалась тема революции, просто снимает этот вопрос для целевой аудитории как дискуссионный. Что уж говорить, если глава государства, по словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова , «весьма прохладно» относится к идее возрождения монархии, а председатель Госдумы Вячеслав Володин откровенно считает, что идея восстановления монархического строя в России вообще не имеет перспективы. В ведущих медийных информационных передачах и политических ток-шоу, вытесняющих по своей популярности на телевидении «мыльные оперы», нередко встречаются негативные высказывания о личности императора Николая Второго. Как и сто лет назад, дискредитация русского царя продолжается, немного меняются лишь характеристики: от «кровавого тирана»- в 20-е годы, до «размазни», «слабака», эдакого интеллигента чеховских рассказов - в наше время. Печально, что эти характеристики едва ли не приобрели статус официальных и в современных учебниках по истории с этими «эпитетами» приходится встречаться.

http://ruskline.ru/analitika/2017/07/13/...

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Насколько богата Церковь, или Повседневная жизнь сельского батюшки в начале ХХ века " Жизнь рядового сельского батюшки до революции была несладкой " Источник:  Нескучный сад Как жили священники в начале ХХ века: цифры, факты, воспоминания и чеховский рассказ " Кошмар " . Сельский " поп-мироед " из советской пропаганды на самом деле был вынужден занимать у кулака, чтобы снарядить детей в школу, крестьяне торговались из-за треб, а если дом священника сжигали бунтовщики, то это была трагедия для семьи: восстанавливать его было не на что. Этим летом разговоры о богатстве Церкви вновь оживились после того, как суд отказался принимать иск Общества по защите прав потребителей к храму Христа Спасителя. На просторах интернета пошли разговоры о том, что каждый человек может теперь прийти в церковь и за рубль пожертвования взять себе любую икону, книгу или крестик, поскольку Церковь не занимается торговлей, а в свечном ящике мы видим не цены, а " минимально рекомендованные суммы пожертвований " . Разумеется, в жизни не может быть минимальной суммы пожертвований, но не будем спешить обличать всех священников в алчности и в желании сделать миллионные доходы от продажи свечек. Лучше посмотрим на то, как тот же вопрос решался до 1917 года. Для начала несколько цифр. Митрополит Евлогий (Георгиевский) в своих воспоминаниях рассказывает, что Александр III стал выплачивать беднейшему духовенству от 50 до 150 рублей в год. На эти цели Синод первоначально выделил полмиллиона рублей. 50 – 150 рублей в год получали не все священники, и это была очень маленькая сумма. Для сравнения скажем, что в 1913 году минимальная зарплата рабочего была 20 рублей в месяц, Преподаватель Закона Божьего в Шуйской женской гимназии получал 102 рубля, фельдшер – не менее 37, а депутат Госдумы – 350 рублей в месяц. Чтобы приблизительно представить эти суммы в наших деньгах, можно умножить 1 дореволюционный рубль на 500 (на самом деле в зависимости от методики подсчетов 1 царский рубль равняется от 250 до 1108 современных, мы возьмем среднее значение). При таком подсчете максимальное годовое жалование священника будет равно 25-75 тысяч в год.

http://religare.ru/2_96820.html

Чего хочет женщина В погоне за карьерой можно не заметить, как семья испарилась и остался только кот 30 августа, 2016 В погоне за карьерой можно не заметить, как семья испарилась и остался только кот В чем состоит женское счастье – в семье или в самореализации? Что мешает женщине быть счастливой? Можно ли счастью научиться? На эти и другие вопросы «о женском» отвечает настоятельница Ольшанского монастыря в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» игумения Арсения (Воспянская). Опыт матушки тем более ценен, что по первому образованию она журналист, а по второму – психолог. Окончив уникальный курс профессора А.С.Спиваковской, многие годы она вела психологические группы, практиковала как частный психотерапевт. «Без женщин-врачей, телеграфисток, адвокатов, ученых, сочинительниц мы обойдемся, но без матерей, помощниц, подруг, утешительниц, любящих в мужчине всё то лучшее, что есть в нем, и незаметным внушением вызывающих и поддерживающих в нем всё то лучшее, – без таких женщин плохо было бы жить на свете», – писал Лев Николаевич Толстой в статье о чеховской «Душечке». Сложно не согласиться с классиком, но где же здесь о самой женщине, о ее счастье? Психолог А.Крепац, напротив, еще в далеком 1893 году считал, что «высшее образование и самостоятельность дают женщине возможность искать и находить свое счастье независимо от мужчины». Можно ли представить женщину счастливой, если она не любит и не любима? О каком «незаметном внушении» говорил Лев Николаевич, и как, не умирая, подобно пушкинскому герою, «уважать себя заставить»? Об этом и многом другом — наш разговор. Курс – на счастье – Матушка Арсения, словосочетание «женское счастье» сегодня нередко звучит в контексте именно самореализации. А где его искать в границах семейной жизни? – Любая женщина, если в качестве стратегии жизни избирает мир душевный – не комфорт и безразличное спокойствие, а именно мир, тишину – и над этим постарается работать, можно сказать, таким образом выбирает счастье. Собственное, прежде всего.

http://pravmir.ru/vyibiraem-schaste/

    Жестокость к растлителям есть милосердие к детям Протоиерей Владимир Переслегин, настоятель Спасского храма села Прохорово Чеховского района Московской области Выступление на Парламентских слушаниях по проекту федерального закона " О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс Российской Федерации "   Москва, 4 февраля 2002 г.     Глубокоуважаемые участники Парламентских слушаний! В нашей стране практически сформирована толерантность к злу, как общественной норме. Жертвами этой патологической мутации общества стали жизнь и чистота детей и подростков. Невинность детей - национальное достояние любого народа, имеющего волю к жизни, - в России в настоящее время не защищена ничем, кроме Богом данного инстинкта самосохранения самих детей, угнетаемого политикой массового растления. Но Богом предусмотрено, чтобы ребенок не в одиночку противостоял агрессии зла своей слабой и незрелой душой, но опирался бы в этом инстинктивном отстаивании своей невинности на силу и нравственность взрослых. Увы! В конце XX века в России произошло национальное предательство, земский грех беспрецедентных масштабов. В угоду так называемым правам человека, то есть - требованиям падшего естества взрослых, возведенным в новую религию, были попраны неотъемлемые права детей и подростков: право на сохранение девственности до супружества (заложенные в понятии " невеста " ), право ребенка на защиту от суицида и другие подобные права детей, оберегаемые обществом, сознающим свою за них ответственность. Русское общество конца XX - начала XXI века стало настолько дефектным, что просто не осознает этой потери. Национальный ведущий слой России демонстрирует отношение к растлению детей, свойственное психически неполноценной личности, даже не замечая, с каким недоуменным презрением смотрит на него за это боготворимый им Запад. На страже общественной, национальной нравственности и, в конечном счете, на страже жизни и достоинства личности стояла в исторической России не только семья и Церковь, но и государственность, опирающаяся не на приоритет " Human rights " , а на приоритеты защиты жертвы от преступника. Эти, по существу, христианские принципы служения государства беззащитным и слабым нес в себе до самого недавнего времени и Уголовный Кодекс нашей страны, во многом сохранивший нормы старой России.

http://moral.ru/Duma_o-Vlad.htm

Свящ. Павел Хондзинский. Над временем 1 Под Вербное воскресенье в Старо-Петровском монастыре шла всенощная. Когда стали раздавать вербы, то был уже десятый час на исходе, огни потускнели, фитили нагорели, было все, как в тумане. В церковных сумерках толпа колыхалась, как море, и преосвященному Петру, который был нездоров уже дня три, казалось, что все лица – и старые и молодые, и мужские и женские – походили одно на другое, у всех, кто подходил за вербой, одинаковое выражение глаз. А. П. Чехов. Архиерей Принято думать, что прототипом героя этого известного чеховского рассказа был епископ Таврический Михаил (Грибановский) , умерший от чахотки 19 августа 1898 г. в возрасте 42 лет. 28 Почивший владыка Михаил в действительности мало походил на преосвященного Петра из рассказа А. П. Чехова, но все же нельзя почитать случайным его присутствие в русской литературе. Внутренняя жизнь епископа Михаила была глубоко связана с русской словесностью. Речь идет именно о словесности. Это слово, на церковно-славянском языке означающее высшие духовные способности человека, русская литература избрала своим именем еще в конце XVIII в., чем и выразила если не суть, то хотя бы стремление свое. Вера, как говорили отцы, во «владычественное слова» сполна запечатлелась в нем. «Где начало слова? – На небесах, превыше небес, в вечности, в Боге... Скажешь, что это не такое слово, как у тебя и у меня. Так. Слово Божие бесконечно выше слова человеческого. Но поскольку ты сотворен по образу Божию, то и в слове твоем должен быть некий образ слова Божия и силы его, если ты не затмеваешь его злоупотреблением слова, если не обессиливаешь слова невниманием и легкомыслием», 29 – так писал святитель Филарет и словом своим стремился задержать распад и расцерковление русского общества. И хотя русская словесность в известном смысле была порождена именно этим распадом, но и она по-своему искала быть устроителем русской жизни, движимая той же верою в творческую таинственную мощь слова. Надо сказать, что к добру или нет, но это удавалось ей. Николай Гоголь признавался перед смертью , что в своей поэме не описывал русскую жизнь, но сочинял на нее сознательную карикатуру. 30 Между тем последняя на столетие и более вперед определила восприятие, а стало быть, и содержание этой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Старая история…» Святочные рассказы А.П. Чехова 08.01.2024 761 Время на чтение 12 минут Антон Павлович Чехов (1860–1904) – замечательный русский классик, в личности которого добропорядоч­ность, мягкость и деликатность сочетались с мужеством и силой воли. «Возмужалость» и «чувство личной свободы» писатель воспитывал в себе с ранней юности. Собственное нелёгкое начало на заре жизни, когда гимназисту Антоше Чехову приходилось за гроши давать уроки купеческим детям, чтобы содержать не только себя, но и помогать родитель­ской семье, обрисовал он впоследствии в письме к издателю А.С. Суворину 7 января 1889 года: « Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости. Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сечённый, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и Богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, – напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая…» Знаменательно, что ставшая знаменитой чеховская установка – выдавливать «из себя по каплям раба» – была сформулирована в Святочные дни, и звучит она в полном соответствии с евангельской заповедью свободы во Христе, освобождения человека от рабства, греха и от ига страха смерти. В послании святого апостола Павла сказано, что Иисус послан был в мир, “дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех” (Евр. 2: 9), “И избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству” (Евр. 2: 15); “Посему ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий чрез (Иисуса) Христа” (Гал. 4: 7). Таким образом, событиями Рождества и Воскресения Христова утверждается ценность, достоинство и духовная свобода человека, который уже не является узником и рабом ни других людей, ни собственного тела, но наоборот – вмещает в себя всё мироздание.

http://ruskline.ru/analitika/2023/01/10/...

Новый Быт. Вознесенская Давидова Пустынь. Собор Вознесения Господня. Вознесенский собор Собор. Действует.   Престолы: Вознесения Господня , Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Узорочье Год постройки:Между 1676 и 1682. Адрес: Россия, Московская обл., Чеховский р-н, пос. Новый Быт Координаты: 55.063203, 37.611812 Проезд:С Курского вокзала г. Москвы электропоездами, следующими до станции “Чехов”, “Серпухов” и “Тула”, до станции “Чехов”. Далее от автовокзала г. Чехова автобусом 36-го маршрута до остановки “с. Новый Быт”. От станции метро “Лесопарковая” г. Москвы междугородним автобусом “Москва-Нерастанное” до остановки “с. Новый Быт” Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Кирпичный пятиглавый двустолпный храм на подклете с обходными галереями. Сооружен в 1676-1682 при помощи патриарха Иоакима на основе недостроенного храма конца XVI в. В южной галерее устроен Успенский придел. Закрыт не позже 1930-х, венчания сломаны. В конце 1990-х отреставрирован, вновь освящен в 2003. Собор Вознесения Господня построен в 1676-1682 гг. по указу Патриарха Иоакима. В его основе лежит каменный храм, начатый строительством в 1570-х гг. по указу Ивана Грозного (постройка завершена не была). Собор пятиглавый, на подклете, окруженный галереями (в южной имеется придел Успения Пресвятой Богородицы). Оригинальной особенностью интерьера храма является его двустолпие, не характерное для церквей подобного типа второй половины XVII в. В 1848 г. в храме поставлен новый иконостас, расписаны стены. В 1930-х гг. собор был закрыт, сломаны его венчания. В конце 1990-х гг. собор отреставрирован, освящен в 2003 г. Собор Вознесенский в комплексе монастыря " Вознесенская Свято-Давидова пустынь " является объектом культурного наследия федерального значения (ранее памятником истории и культуры республиканского значения) (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176). Кирилл Аминов, 17 мая 2015 г. Строительство Вознесенского собора началось еще в XVI веке, вероятно, при Иване Грозном. Но возведение храма не довели до конца. Лишь в 1676 году по непосредственному указу Патриарха Иоакима строительство продолжили, а после его окончания, в 1682 году, был выдан антиминс к освящению новопостроенной церкви. От XVI столетия сохранились фундаменты и частично стены.

http://sobory.ru/article/?object=14015

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010