Сергиев Посад. Церковь Вознесения Господня в бывшей Иконной слободе. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Вознесенская церковь в бывшей Иконной слободе строилась с 1766 по 1779 гг. на средства прихожан. Здание кирпичное. Задуманное двухэтажным, оно не было достроено. Объемная композиция оформилась в процессе постепенного отказа от первоначального замысла, что отрицательно повлияло на общее решение и силуэт постройки. К приземистому двусветному четверику бесстолнного храма последовательно примыкают обширная двустолпная трапезная и колокольня из трех квадратных ярусов. О проекте напоминают развитой межъярусный карниз четверика, призванный выявить поэтажное членение, и усложненный абрис граненой апсиды. Обработка фасадов стиля русского барокко сводится к усилению углов парными пилястрами, к однотипным наличникам характерного рисунка и широким плоским карнизам. Глухой сомкнутый свод храма поддерживает сквозной граненый фонарь с миниатюрной главой на тонкой шейке. Красив коробовый свод в алтаре, дополненный лотками и распалубками от проемов. Интерьеры здания изменены, отделка их новая. В западной линии церковной ограды имеются одноэтажные кирпичные строения: сторожка начала XX в. и женская богадельня на 12 человек, 1854 г. Последняя сохраняет в облике черты позднего классицизма. Вознесенская церковь находится на горе Волкуше к югу от Троице - Сергиева монастыря в бывшей Иконной (или Вознесенской) слободе. Первоначально на этом месте стояла одна деревянная церковь. К началу XVIII в. их было уже две: одна во имя Вознесения Христова, а другая в честь Трех Вселенских святителей. В 1766 г. началось строительство новой каменной церкви, которая должна была стать двухэтажной. Однако была построена существующая одноэтажная холодная церковь Вознесения Господня с теплой трапезной и колокольней, освященная в 1779 г. При Вознесенской церкви, также как и при Рождественской, находилась женская богадельня, устроенная в 1853 г. на средства купца Алексея Егоровича Ерофеева. Она была рассчитана на 12 человек.

http://sobory.ru/article/?object=00093

     Почему человек боится жизни?», «Как понять, от чего ты зависишь?», «Чем свобода отличается от вседозволенности?» — эти и другие вопросы смогли задать руководителю информационно-издательского отдела Саратовской епархии игумену Нектарию (Морозову) собравшиеся на презентацию его новой книги «Путь к свободе. О зависимости от вещей, людей и мнений». Презентация прошла в иконной лавке «Лествица». Встреча с читателями началась с выступления редактора книги Юлии Посашко. — Идею книги о зависимостях дала сама жизнь. Нам встретился один молодой человек, одержимый страхом перед жизнью. Так и возникла необходимость поговорить об этом — рассказать о том, что бывают вещи, которые человека связывают, не дают ему быть собой, не дают ему жить полной жизнью. Мы обсудили как страшные зависимости, которые бросаются в глаза, так и бытовые, незаметные. Ведь какая разница, чем человек связан… Железная это цепь или тысячи мелких нитей — он все равно не свободен. Любая зависимость — это беда. Несмотря на то что говорить автору приходилось о тяжелых вещах, о человеческой боли, после ее прочтения не остается гнетущего впечатления. — Если ты осознаёшь, что ты связан, что ты бежишь от чего-то, то, поняв это, можно хотя бы остановиться,— объясняет Юлия.— Пусть у тебя пока не хватит сил повернуться лицом к своему страху, но остановиться ты можешь. Поэтому я бы сказала, что это книга о человеке и книга о надежде. О надежде на избавление. Рассказывая о новой книге, отец Нектарий предложил собравшимся провести такой опыт: «Сесть и задуматься: “От чего я завишу?”. Это на самом деле очень интересно. Мы выявим такие вещи, которые нас удивят. Святой Василий Блаженный как-то раз, находясь на богослужении с Иваном Грозным, императрицей и целым рядом людей, подошел по окончании службы к государю и сказал: “Сегодня в храме молилось три человека: митрополит Макарий, царица и я”. Иван Грозный возмутился: “Да как же? Я всю службу от начала до конца отстоял!”.— “Да нет, ты в это время был на Воробьевых горах, место осматривал под строительство дворца”,— сказал ему святой, имея в виду, что тот всю службу думал о том, как будет строить там себе дворец, и подразумевая, что практически все находившиеся в храме тоже думали о чем-то своем, не имеющем отношения к богослужению.

http://pravoslavie.ru/104033.html

Лик Преподобного Серафима проявился на старой иконе Слева – необычное изображение, проявившееся на обструганной иконной доске. Справа – примерно такое иконописное изображение Батюшки Серафима было на старинной иконе Эту старую потемневшую икону уже называли просто «доской». Стояла она в деревенском сарае, где хранился всякий хлам, но у хозяев за многие годы так и не поднялась рука распилить ее на дрова, сжечь или выбросить. К темной «доске» со временем даже появилось у них некое благоговейное отношение, но как правильно поступить с ней, люди не знали. Стали спрашивать, советоваться со знакомыми, и кто-то из Православных сельчан подсказал отнести потемневшую икону в церковь… В ноябре прошлого года в Самаре освятили храм в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, и настоятель этого прихода протоиерей Сергий Жихарев решил заказать иконописцу храмовую икону. У знакомых коллекционеров-антикваров он увидел ту самую темную икону, которая много лет простояла в сарае, потом была в сельском храме и теперь оказалась у любителей старины. Батюшка купил у них эту темную икону и по сложившейся в иконописи традиции, когда новые иконы пишут на досках от старых икон, на которых лики уже совсем не видны, решил заказать на ней роспись храмовой иконы святых Петра и Февронии. Но жизнь или, правильнее сказать, Господь распорядился иначе, и на доске проявился образ другого святого. Об этом странном случае отец Сергий Жихарев вспоминает так: – Я в тот день отслужил в храме святого Пантелеимона, который находится в санатории имени Чкалова, и после службы заехал к знакомым, у которых заказал доски для храма. Увидел очень старую доску, которой уже было более ста лет, на ней краски были выедены, сама икона просто черная, с еле различимым и сильно поврежденным образом Преподобного Серафима Саровского. Восстановлению икона совсем не подлежала, и решено было писать на ней новую икону. Я отвез ее в мастерскую к столярам, где с нее сняли слой краски и около десяти минут шлифовали. Доска стала белая, и на ней прочитывалась текстура дерева, столяры упаковали ее в целлофановый пакет. Уже у меня дома постепенно слетела древесная пыль от шлифования, и через прозрачный пакет я увидел на свеженькой белой доске… образ Серафима Саровского! Глаза, губы, руки, четки – все прочитывалось и напоминало тень. Образ будто был написан тонким сероватым карандашом и выглядел как набросок. Удивительно, что фон на той иконе был прописан темно-синей краской, а после снятия слоя он стал светлым, сам же образ на старой иконе был светлее фона, теперь же стал темнее. Я на следующий день поехал к иконописцу Татьяне Юрьевне Даниловой и попросил ее снять кальку с проявившегося лика Преподобного. Она прорисовала потом все как было на том чудном наброске: благословляющая правая рука, левая положена на грудь, борода старца и его сосредоточенный взгляд…

http://pravoslavie.ru/38371.html

Даже формально, невооруженным глазом видно значение этого последнего Вселенского Собора для нашего времени. Множество различных сект, от баптистов и до свидетелей Иеговы, дружно отвергают святые иконы, называя их идолами. Оккультисты приписывают священным образам магическое значение. Догмат II Никейского Собора разбивает все эти построения. Он гласит: " Храним не нововводно все, писанием или без писания установленные для нас церковные предания, от них же одно есть иконной живописи изображение, как повествованию евангельской проповеди согласующее и служащее нам ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. Потому что как одно другим указывается, так несомненно одно другим уясняется. Сим тако сущим, как царским путем шествуя, последуя Богоглаголивому учению святых отцов наших и преданию кафолической Церкви, (знаем бо, что сия есть Духа Святого в Ней живущего) со всякою достоверностью и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению честного и животворящего креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками, и из мозаики, и из другого способного к тому вещества устрояемые, как иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, также и чтимых Ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Насколько бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, постольку взирающие на оныя подвизаемы бывают воспоминать и любить первообразных им и чествовать их лобзанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, которое подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, как изображению честного и животворящего креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей честь воздается, каков и у древних благочестивый обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Ибо так утверждается учение святых отцов наших, то есть предание кафолической Церкви, от конец до конец земли принявшей Евангелие " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Зачарованные жестокостью. О культе почитания Ивана Грозного и Иосифа Сталина «Православный» сталинизм… Как вообще стало возможно то, что даже на слух воспринимается как дикий абсурд? 22 марта, 2016 «Православный» сталинизм… Как вообще стало возможно то, что даже на слух воспринимается как дикий абсурд? О роли личности в истории можно говорить долго. Еще дольше на эту тему можно спорить. Но в споре, вопреки известному афоризму, никакой истины не рождается. Спор заканчивается склоками, взаимными личными оскорблениями и упрямым ожесточением. Всего этого у нас с лихвой хватает во всех социальных сетях, на разнообразных тематических форумах и даже в комментариях к новостям. В этом смысле в интернете уже давно идет страшная и беспощадная война, в которой нет убитых, но зато есть немало раненых. И чаще всего в голову. Другое дело, когда эта самая личность в истории, невзирая на всю историческую правду, как положительную, так и отрицательную, начинает приукрашиваться кому-то удобной неправдой. Зачем, для чего, почему это кому-то нужно? Невыученные уроки Каждый год, 9 января, Православная Церковь чтит память святителя Филиппа (Колычева), митрополита Московского. Жизнь святителя Филиппа оборвалась в 1569 году, от руки одного из приспешников царя Иоанна IV Грозного, опричника Малюты Скуратова. Святитель Филипп был прославлен Церковью в лике святых. Казалось бы, все очевидно и понятно. Но однажды мне довелось быть в квартире вполне благочестивых, вроде бы адекватных православных людей. Там на иконной полке среди привычных и знакомых ликов я вдруг увидел иконографическое изображение царя Иоанна, чем был немало удивлен. На вопрос о том, что делает Иван Грозный среди святых, было получено множество ответов, общий смысл которых сводился к тому, что «святой царь» был оболган, что многое из того, что о нем сказано, – клевета и поклеп. Довод о преподобномученике Корнилии Псково-Печерском, лично убитом Иваном Грозным, не возымел действия, хотя и в этом случае есть утверждение, что, едва ли не в сию секунду он раскаялся и уже сам нес тело убитого им игумена в обитель. Действительно, оригинально…убил и пожалел.

http://pravmir.ru/zacharovannyie-zhestok...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя Алексей Максимович Пешков) (16.03.1868, Н. Новгород - 18.06.1936, Горки, под Москвой), писатель, драматург, общественный деятель. Род. в семье столяра-краснодеревщика, рано лишился родителей, воспитывался у деда, владельца красильной фабрики. В 6 лет освоил церковнослав. грамоту по Псалтири и Часослову, полюбил духовные стихи, к-рые рассказывала бабушка. Учился в 1876 г. в Ильинском (Ямском) уч-ще, в 1877-1879 гг. в Нижегородском слободском Кунавинском начальном уч-ще, где обратил на себя внимание Нижегородского еп. Хрисанфа (Ретивцева) , похвалившего его за хорошее знание Псалтири и житий святых. Не окончил уч-ще, т. к. семья разорилась, был отдан «в люди», служил у разных лиц, в т. ч. в иконной лавке и иконописной мастерской И. Я. Салабановой. В 1885-1887 гг. в Казани работал пекарем, познакомился с оппозиционно настроенными студентами, народниками и марксистами, посещал кружки самообразования, читал и распространял подпольную лит-ру. В результате духовного кризиса, ощутив «усталость души, едкую плесень в сердце» (ПСС. Т. 16. С. 80), 12 дек. 1887 г. попытался покончить с собой, выстрелив в грудь из пистолета. В предсмертной записке просил «взрезать» его останки, чтобы узнать, «какой черт» сидел в нем «за последнее время». Решением Казанской духовной консистории от 13 янв. 1888 г. за попытку самоубийства на Г. была наложена епитимия с отлучением от св. Таинств на 7 лет (по др. данным, на 4 года). Прот. Петропавловского собора Казани Петр Малов должен был провести с ним увещательную беседу, но юноша отказался, заявив, что «повесится на воротах монастырской ограды», если его не оставят в покое. М. Горький. Фотография. 1896 г. М. Горький. Фотография. 1896 г. В 1888 г., после неудачной попытки вести революционную пропаганду среди крестьян с. Красновидова под Казанью, странствовал по Моздокской степи. Вернулся в Н. Новгород, в 1889-1890 гг. работал письмоводителем, написал первое произведение - поэму «Песнь старого дуба», в к-рой заявил: «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться».

http://pravenc.ru/text/166283.html

Мысли о ковчеге Сделать углубление в иконной доске, получившее название «ковчег», стоило определенного труда, и подчас немалого. Каково же значение ковчега? В литературных источниках по данному вопросу нас ждут только разрозненные мысли отдельных авторов, но никак не специальная литература. Можно узнать, что ковчег – «духовное окно», что изображение святого стремится выйти из ковчега в реальный мир (потому часть нимба попадает на поле). На этом, собственно, и кончаются теоретические построения. В таком случае, помня о связи слова и образа в Церкви, самое верное средство – обратиться именно к слову. Но прежде экскурса в этимологию, хочется уточнить следующий момент: поскольку икона указывает на иную реальность и к ней имеет самое непосредственное отношение (хотя б одними чудотворениями, например), то и семантические структуры внутри иконы отличаются от таковых, связанных с вещами мирскими, не сакральными. В иконе – все иначе. Удивительные соединения представляют собой «смысловые значения» и «функции» предмета. Иногда очень трудно, а чаще вообще невозможно отделить одно от другого, потому что рождается новое качество: не «смысл» и «функция», но нечто третье: «смыслофункция» или, зависимо от случая, «функциональный смысл». В этом сполна убеждаешься при изучении ковчега. Итак, слово «ковчег» в русский язык занесено с Востока. Самое древнее его значение – на пуническом финикийском языке – «бездомный дух, сядь мне на плечи». В современном иврите слово имеет сразу несколько оттенков. Но и по-болгарски, и по-сербски оно звучит идентично, означая «ящик, ларь»; чем только подтверждается этимология русского – «ящик», «хранилище», а по-гречески kivotos. Начнем по порядку. Ковчег Завета представлял собой тоже в каком-то смысле ящик (в переводе с древних мер на современные – длиной 125 см, шириной и высотой по 75 см), в котором хранилось десять слов, начертанных Богом на скрижалях (Втор.10, 1-5). Считалось, при наличии Ковчега, Бог присутствовал среди Своего народа, Своим действием и словом управлял народом и его охранял, внимал молитвам людей.

http://pravoslavie.ru/312.html

Разделы портала «Азбука веры» Для предыдущих поколений, рождавшихся и живших в православной среде, был вполне доступен язык иконы, ибо этот язык понятен только для людей, знающих Священное Писание , чинопоследование богослужения и участвующих в Таинствах . Современному же человеку, особенно недавно пришедшему в Церковь , этого достигнуть значительно сложнее. Сложность заключается еще и в том, что начиная с XVIII века каноническая икона вытесняется иконами так называемого «академического» письма – по сути, картинами на религиозные темы. Этот стиль иконописания, для которого характерно откровенное любование красотой форм, подчеркнутая декоративность и пышность отделки иконной доски, пришел в Россию с Запада и получил особенное развитие в послепетровское время, в синодальный период истории Русской Православной Церкви. И, в этом случае, правомочным является постановка вопроса: что такое икона и что такое картина? Возможно ли духовное перерождение от созерцания живописного полотна или это может быть только следствием молитвенного предстояния перед иконой? У сторонников «живописного» подхода к внешней форме священных изображений нередко возникает и такой вопрос: а зачем сейчас, в мире, где совершенно другая, отличная от далекой эпохи становления иконописания визуальная эстетическая среда, необходимо придерживаться канонических способов изображения? Они весьма странны с точки зрения реалистической изобразительной грамотности: пропорции фигур нарушены, передача фактуры материалов искажена, отсутствуют принципы линейной перспективы? Не послужит ли это неким аргументом в защиту примитивного представления, что у древних иконописцев просто не было элементарных навыков в рисовании? И не лучше ли, в таком случае, иметь в церквах добротно написанные картины? Ведь в XIX–XXм веках позволительно было выполнять и росписи в храмах и молельные иконы в традициях академической живописи? И примеры тому – Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге или Владимирский собор в Киеве. С наибольшей степенью наглядности ответить на эти вопросы можно при помощи сравнительного анализа иконы и живописного произведения – картины, у которых следует выделить основные внешние – стилистические, и внутренние – богословские отличия. Вначале о внутренних

http://azbyka.ru/ikona-i-kartina

С.В.Алексеев   Содержание Итак, где разместить иконы? В чем же разница между православной иконой и картиной? Какие иконы иметь дома? Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее? Как разместить иконы, в какой последовательности? Есть ли на этот счет строгие уставные требования? Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя? Каким должно быть отношение к святыне? К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон? Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации? Приложение Иконостас     В дому своем всякому христианину ...святыя и честныя образы написанныя на иконах по существу ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светилники, в них же и свещи пред святыми образы вжигаются на всяком славословии Божии... А к святым образом касатися достойным в чисте совести... А образы святым поставляются иже в начале по чину, свято почитаети суть имяны преж реченными. В молитвах и во бдениих, и в поклонех и во всяком славословии Божии всегда почитати их...   Инок Спиридон (Сильвестр). Домострой (XVI в)   Иконописец, завершая икону, надписывает имя Того, чей Лик явлен на иконной доске. Происходит соединение слова и изображения, имени и образа – рождается Икона. Количество и качество – категории разные. Наивно полагать, что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека. Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи. Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kak-ustr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛИСЕЙ ГРЕЧИН (Гречин Петрович, в иночестве Савва; † 15.03. 1230?), новгородский художник, политический и церковный деятель. В. Л. Янин, сопоставив результаты близких по датировке новгородских археологических находок, сведения НПЛ и другие данные, отождествил неск. лиц, носивших имя Олисей и прозвище Гречин. Вероятно, О. Г. был сыном новгородского боярина Петра (Петрока) Михалковича, княжеского представителя в сместном (совместном - городском и княжеском) суде, усадьба к-рого была обнаружена в Людином конце на Троицком раскопе (усадьба Е); с ней соседствовала усадьба самого художника (усадьба А). В 80-90-х гг. XII в. О. Г. имел сан священника, был членом сместного суда, занимался иконописью. Выставлял свою кандидатуру на выборах архиепископа Новгорода и Пскова в 1193 г. (избран не был). После пожара 1209 г. переселился в Загородский конец, где в нач. 20-х гг. XIII в. был иереем ц. равноапостольных Константина и Елены на Росткине ул., для этой церкви переписал стихирарь (РНБ. Соф. 85). С 1226 г.- игумен Юрьева мон-ря (2 марта принял монашество с именем Савва, 8 марта был возведен во игумена). В 1229 г. повторно принимал участие в выборах архиепископа и снова не был избран. В 1230 г. был лишен игуменства. В том же году преставился после 6-недельной болезни. Гипотеза Янина вызывает сомнения у ряда исследователей, в первую очередь по причине разнообразия социальных ролей, приписываемых одному человеку ( Гиппиус. 2005). Во время археологических работ на Троицком раскопе в Новгороде в 1973-1977 гг. обнаружена усадьба, владелец к-рой держал мастерскую и занимался иконописью. С ней связаны 40 берестяных грамот, в 5 из них присутствует имя О. Г. В одной из грамот содержится именование вмч. Меркурия на греч. языке как св. воина - видимо, заготовка для иконной надписи; на др. грамоте сохранилась разметка композиции с изображением Христа с предстоящими; известна также грамота с просьбой дописать 2 иконы шестикрылых серафимов «на верх Деисусу» (выше деисусного ряда иконостаса в церкви).

http://pravenc.ru/text/2578341.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010