112. Распятие Господа и наше Ему сораспятие. (Слово над святой плащаницею) Когда стоишь пред сим священным гробом, когда созерцаешь эти зияющие раны, этот кроткий Божественный лик, омраченный смертною бледностью, это Божественное чело, увенчанное колючим тернием, то сердце вопрошает: Господи! Кто же так изранил, измучил Тебя? Какие злодеи так истерзали Твое пречистое Тело?.. И слышится в глубинах грешной совести страшный ответ: ты и подобные тебе грешники! Это – дело ваших рук: Той язвен бысть за грехи ваши и мучен бысть за беззакония ваши!.. Да братия мои! Все нераскаянные грешники, все отпадающие от веры православной, от единой спасающей Церкви Христовой, все еретики, раскольники, суемудрые лжеучители, смущающие души простецов, глумящиеся над истинами веры, все, отдавшие душу и сердце тяжким смертным грехам и не помышляющие о покаянии – все они вновь распинают Сына Божия, вновь прободают Его пречистое ребро копием, Его пречистые руки – острыми желез­ными гвоздями! Так говорит слово Божие, так учат святые Апостолы, так учит святая матерь наша Церковь – невеста Христова возлюбленная! Но не одни нераскаянные грешники распинают Господа своими грехами. Господь пролил Свою пречистую кровь и за наши грехи. Каждый новый грех , нами совершаемый, есть новый гвоздь в Его святейшие длани, есть новый удар копия в Его пречистое ребро. Когда ты осуждаешь своего ближнего, когда издеваешься над ним, – ты осуждаешь Христа вме­сте с книжниками и фарисеями, ты издеваешься над своим Спасителем вместе с их злыми прислужниками! Когда ты оскорбляешь собрата, поносишь его имя, ты ударяешь в ланиту своего Господа вместе с единым от слуг первосвященника Анны, ты даешь заушение Ему вместе с грубыми римскими воинами! Когда злорадствуешь при несчастии ближнего, ты издеваешься над своим распятым Господом, вместе с разбойником, распятым ошуюю Его! Когда обижаешь неповинного, притесняешь беспомощных сирот или вдовиц, отнимаешь у них достояние, – ты срываешь одежды с Христа вместе с его распинателями! Когда гор­дишься, превозносишься пред другими своими мнимыми достоинствами, способностями, талантами – ты венчаешь острым, колючим тернием смиренную главу твоего Спасителя, для Которого нет ничего достолюбезнее кротости и смирения и нет ничего оскорбительнее гордости и превозношения. Помни, именующий себя христианином, то есть, учеником Хри­стовым, что речет Он тебе на страшном суде Своем пред лицом всех Ангелов Своих и всех святых: все, что ты сделал или не сделал одному из сих братий Моих меньших – сделал или не сделал Мне!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

1.7. Последствия грехопадения Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Нет другого пути для восстановления человека, как путь покаяния. Не случайно именно поэтому с проповедью вышел как Иоанн Предтеча, так и Господь Иисус Христос: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 3:2). В каком-то смысле этот же самый голос можно услышать и здесь, на этих страницах. Почему? Потому что вопрос, который Бог задает в этом диалоге, тоже в себе содержит предложение покаяния. А его-то мы с вами уже здесь не наблюдаем. То есть выбор сделан, и человек отделяет себя от Бога, и заметим, что автоматически происходит отделение одного человека от другого. Увидели Адам и Ева, что они наги (Быт. 3:7), – правда? То есть, что такое они увидели? Почему они этого раньше не видели, а теперь вдруг увидели и устыдились? То есть, происходит разделение и между людьми: если раньше они были одна плоть, как единое существо, то теперь , как Бог для них стал чужим и посторонним, точно так же и люди друг для друга делаются посторонними, и вот этот взгляд постороннего человека естественно приводит к стыду. Но это – психологическое толкование. А еще следует говорить о главном – о лишении покрова божественной благодати, без которой человек уже не человек. Это и есть источник срама, о котором идет речь в каноне преподобного Андрея Критского. Святитель Филарет Московский пишет: «Обыкновенное действие стыда есть желание скрываться, но сие желание свойственно делам тьмы, а не делам света. Из сего видно, что нагота первых человеков есть такое состояние, в котором они, ходя во свете и истине, ничего не имели скрывать от Бога и своей совести; что наша одежда есть памятник грехопадения; стыдливость – род покаяния, а бесстыдство – нераскаянности и закоснения» ч. 1, c. 50]. Почему Адам боится Бога, прячется? И это признак нераскаянности. Кающемуся грешнику более свойственно не бояться, но любить Бога, так как он ощущает Его милосердие. Ведь введены были в рай Енох и Илия. Значит, и покаявшийся Адам мог быть восстановлен c. 168].

http://sedmitza.ru/lib/text/430817/

     Прот. Андрей Ткачев:Братья и сестры, здравствуйте! Темой сегодняшней нашей встречи мы выбрали такое тяжелое и глубокое понятие как покаяние. Будем об этом говорить, поскольку до тех пор, пока человек сохраняет возможность перемены, мир имеет смысл. Как только человек превратится в нераскаянное забетонированное существо, отталкивающее от себя всякую мысль о перемене благой, не будет смысла в жизни отдельного человека, не будет смысла в жизни человечества. Будем говорить о покаянии в нашей среде — в аудитории молодых людей, которым интересен этот христианский дискурс в середине XXIbeka. Здравствуйте, друзья! Итак, покаяние. Мы будем подходить к этому вопросу с разной стороны — насколько оно сочетается с исповедью, охватывает ли исповедь покаяние полностью, или есть, кроме исповеди, еще что-то в покаянии. Может быть, вы из своего опыта скажете, как менялась ваша жизнь, как долго вы шли к пониманию этого понятия, и как оно отразилось на вашей личной жизни. Вопрос: Добрый день! Татьяна, инженер-проектировщик систем пожарной безопасности, домохозяйка. Мне хотелось бы обратиться к евангельским событиям на примере апостола Петра и Иуды. Как мы знаем, в их жизни было предательство Господа нашего Иисуса Христа. Но апостол Петр принес плоды покаяния. Он раскаялся, он засвидетельствовал свое раскаяние своей кровью, своей проповедью, а Иуда повесился. Вот какие качества души человека способствуют искреннему покаянию и исправлению жизни? Прот. Андрей Ткачев:Смотрите, Иуда с формальной точки зрения сделал почти все. Он назвал свой грех, признал себя грешником — сделал то, что делает любой кающийся человек. Он сказал: «Я согрешил, предал кровь неповинную», — причем сказал он это в собрании людей. Не один на один с Богом, а людям сказал, и это очень важно. Иуда объявил себя грешником, виновным в пролитии Христовой крови. Вроде бы чего еще нужно? Мало того, он возвратил деньги, которые взял за свой грех. То есть он был куплен на грех и возвратил незаконную плату. Но оказалось, что этого мало.

http://pravoslavie.ru/119106.html

Притча о Блудном сыне 13 «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему» ( Лк. 15:17–19 ). Как только вспыхнула искра в душе блудного сына, и как только он сравнил свою жизнь на чужбине и жизнь у отца, принял твердое решение «встану и пойду к отцу моему!» Говорит «встану», ибо видит свое глубокое падение. Третьего пути не существует: или на самое дно адской пропасти, или ввысь, к отцу своему. А отец богат, изобильны его богатства, нет рядом с ним голода; наемники его имеют хлеб с избытком, а я, его сын, умираю с голода. Хлеб символизирует жизнь, наемники – творения, которые ниже человека, созданные Богом: животные и другие существа. Блудный сын пал ниже животного и пожелал иметь хотя бы столько же, сколько имеют животные. Животные не свободные существа, Бог управляет ими по Своей воле и силе. Он дает им жизнь, пищу, заботится о них. А блудный сын расточил в блуде и ту жизненную силу, которую Бог дает животным, но они не злоупотребляют этой силой. «Согрешил против неба и пред тобою». Небо здесь символизирует в первую очередь святых Ангелов Божиих и особенно Ангела-Хранителя; символизирует и те божественные дары, которые Господь дает каждому человеку и которые представляют в грешном человеке небо и «удовольствие в законе Божием» ( Рим. 7:22 ). О том, что под небом понимаются Ангелы, говорят слова Самого Господа: «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк. 15:10 ). А если бывает радость о кающемся, то есть и печаль о нераскаянном грешнике. То, что под небом понимаются и духовные существа, подтверждается и такими словами апостола Павла: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» ( 1Кор. 6:19 ), и еще более понятно это из слов Спасителя: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17:21 ). Следовательно, всякий, кто согрешит перед Богом, тот согрешает и перед Ангелами Божиими, и перед праведником в себе самом, который от Бога, что значит перед небом. Потому и говорит раскаявшийся сын: «согрешил против неба и пред тобою».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

1–17 ст. 13-й ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ Приидоша же нецыи… поведающе Ему о галилеях, ихже кровь Пилат смеси с жертвами их ( Лк. 13:1 ) «Воскресное Чтение», 1820 В 27 году по Рождестве Христовом от римского правительства назначен был прокуратором Иудеи Пилат, названный Понтием, или Понтийским потому, как некоторые полагают, что пред тем временем он был правителем острова Понтии, именуемого ныне Понзою, на западной стороне Неаполитанского королевства. С ненавистью к религии и обычаям иудейским Пилат прибыл к Иерусалиму в сопровождении войска, призванного им из Кесарии и имевшего на знаменах своих изображение римского императора. Иудеи не впустили его в город, боясь осквернить его языческим изображением, и мужественно противостали воинам прокуратора. Пилат принужден был уступить упорству народа и мирно вошел в Иерусалим. Но этот опыт не сделал его благоразумнейшим. По свидетельству Иосифа Флавия, он объявил свои притязания на сокровища храма и требовал их на преднамереваемое построение водопроводов; но иудеи воспротивились этому требованию, при чем некоторые из них были убиты. Пилат довершил несогласие, возникшее между ним и народом, когда повелел поставить в храме Иерусалимском статую императора и потребовал, чтобы священники иудейские приносили пред нею жертвы. В это время находились в ограде храма многие галилеяне, пришедшие туда для жертвоприношения. Они сильно восстали против предпринятого Пилатом осквернения дома Божия и за свое сопротивление, по приказанию его, были умерщвлены воинами, причем кровь убиенных смешалась с кровью закланных ими жертвенных животных. Об этом-то происшествии рассказывали Спасителю некоторые из последователей Его в то время, когда Он проповедовал Свое учение народу, и рассказом своим подали Ему случай произнести грозное определение Божие о погибели нераскаянных грешников, и вслед затем сказать притчу о бесплодной смоковнице ( Лк. 13:2–9 ). Исторический урок из слов Иисуса Христа в 4–5 стихах 13-й гл. Евангелия от Луки Свт. Филарет, митр. Московский. Из Беседы пред благодарственным молебствием по прекращении губительной болезни

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

1. «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». ( Лк. 15:7 ). 2. «Поползновение ко греху и у праведников бывает, но оставаться во грехе есть уже следствие омертвения души. Бог заменяет исполнение Его заповедей покаянием, – печаль о грехах вменяет нам вместо добродетели: такова Божия благость»! Св. Исаак Сирин . 3. «Приидите же, подобные мне, грешники ко Христу Спасителю с верою и покаянием нелицемерным, и Он даст вам мир. Я сам подвергался многократному разрушительному и смертоносному мятежу страстей, и всякий раз, чрез сердечное покаяние, получал от Господа избавление». О. Иоанн Сергиев. «Чудотворна та икона, выразился глубоко-мудрый первосвятитель Российской церкви, 90-летний старец 1 , которая сильна возбудить веру в свою чудотворность. Силу этого глубокомысленного изречения можно применить и к отцу Иоанну Кронштадтскому », – таковы слова почившего преосвященнейшего Никанора, архиепископа Херсонского и Одесского 2 . Да, воистину, чудотворны деяния Кронштадтского пастыря; слава о них благодатными волнами разносится по всей России, несется далеко за пределы ее. Кто не знает о чудотворных исцелениях недугующих телесно или душевно – исцелениях, совершающихся чуть ли не ежедневно, по молитвам о. Иоанна? Кто не слышал о чудесных избавлениях о. Иоанном пьянствующих от их порочной и пагубной страсти? Кому, наконец, неизвестно о благотворной и живительной силе всех, вообще, молитв о. Иоанна? Но не всякий слышал об общей исповеди о. Иоанна, а тем более – не всякому приходилось испытать на себе явно чудотворную силу этой исповеди, овладевающей всем существом исповедующихся, теплым лучом солнечным проникающей в их затемненные грехами души, размягчающей сердца нераскаянные. А как трогательно и умилительно зрелище, когда сотни кающихся, с громким плачем или тихими умиротворяющими слезами, взывают ко Вседержителю о прощении – взывают под звуки боговдохновенной речи доброго пастыря, на скорбных очах которого блестят чистые, искренние слезы о грехах заблудшихся грешников, о плотской немощи человеческой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

§ 1. Понятие о Церковной Истории Церковная История есть последовательное изложение происхождения на земле Церкви Божией и судьбы Ее от начала мира до ныне. § 2. Разделение Церковной Истории История Церкви Божией разделяется временем явления на земле Сына Божия на две половины: на Историю Ветхозаветную и Историю Новозаветную. Ветхозаветная История изображает, как Бог постепенно приготовлял людей к принятию Обетованного Спасителя и ко вступлению в Его благодатное царство. История Новозаветная показывает», как Обетованный Спаситель явился посреди людей и основа ль Свое благодатное царство, как это царство утвердилось и с тех нор существуешь до ныне. § 3. Польза Церковной Истории Изображая действия Божии в отношении к человеческому роду, Церковная История сообщает нам самое живое понятие о свойствах Божественных. Читая повествование о том, как по слову творческому возникла из небытия вселенная, какими благодеяниями осыпал Бог вначале человеков, какие средства употреблял Он к спасению их по падении, с какою любовию принимал Он покаяние от самых тяжких грешников, и как строго наказывал целые города, страны и весь человеческий род за нераскаянность и ожесточение во зле, мы невольно поражаемся Его всемогуществом», благостию и правосудием. Эти невидимые свойства Верховного Существа становятся для нас явными и как бы осязательными, и через то самое питаются и укрепляются в нас чувства веры, надежды и любви со спасительным страхом к всемогущему, благому и правосудному Богу. В то же время, изучая, чего Он во все времена требовал от людей и каким способом люди угождали Ему, мы достигаем отчетливого знания о воле Божией и о своих обязанностях к Нему. § 4. Источники Церковной Истории Главным и важнейшим источником для Истории Церкви Божией служат книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. После них второстепенными, источником для Встхозаветной Истории служат книги Иосифа Флавия: «О древностях иудейских». Иосиф Флавий был сын идейскаго священника и жил в половине первого века по Рождестве Христовом. В 20 книгах своих «Древностей» он изложил историю своего народа от начала мира до разрушены Иерусалима римлянами, причем он пояснил, дополнил и продолжил повествование священных писателей. Для Истории же Новозаветной Церкви после времен апостольских пособий существует бесчисленное множество. Первое место между ними занимают писания Евсевия, епископа Кесарии Палестинской, жившего в начале 4-го века. По расположению к нему Константина Великого , ему открыты были все архивы Римской Империи. Пользуясь сим, он с ревностью изыскивал все акты, касавшиеся Христианской церкви, и с большою точностию изобразил судьбу ее в оставленных им десяти книгах Церковной Истории. История церкви первобытной

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Акафист Ангелу Хранителю Кондак 1 Избранный от Господа Бога на хранение души моея и телесе, святый Ангеле, похвальная ти воспевати дерзаю, недостойный раб твой; ты же, яко имеяй дерзновение к Царю Небесному, от всяких мя бед и скорбей, от враг видимых же и невидимых защити, зовуща: Радуйся, Ангеле Господень, неусыпаемый хранителю мой. Икос 1 Ангеле святый, посланный с Небесе, во еже хранити мя и руководити во всей жизни моей, припадая молю ти ся: сам настави и вразуми мя, начинающа от сердечныя любве и усердия возглашати песненныя ти хвалы: Радуйся, Ангеле Божий, предстателю мой у Пресвятыя Троицы; радуйся, Царя царствующих безплотный воине. Радуйся, Господа господствующих небесный слуго; радуйся, умных и невещественных слуг Его сожителю. Радуйся, творяй присно волю Владыки своего; радуйся, приемый от Бога повеление и власть хранити душу мою. Радуйся, никогдаже отлучаяйся мене, грешнаго; радуйся, выну спребываяй ми, недостойному. Радуйся, соблюдаяй мя на всех путех моих; радуйся, сохраняяй мя от всякаго зла. Радуйся, от Бога данный ми руководителю на путех жития моего; радуйся, благий мой наставниче. Радуйся, Ангеле Господень, неусыпаемый хранителю мой. Кондак 2 Видев человеколюбивый Господь, яко, по прегрешении праотца нашего Адама, вси человецы удобь преклонни суть ко греху, по Своей неизреченней милости послал есть во всю землю святых Ангелов и коемуждо от человек пристави хранителя. Исполняюще убо повеление Владыки своего, святии Ангели всегда готови суть помогати нам, богоугодно поющим: Аллилуиа. Икос 2 Разуму моему просвещение свыше исходатайствуй, святый Ангеле, да возмогу познати, что есть воля Божия, благая и угодная и совершенная, и сердце мое направи, еже со усердием творити ю; тебе же, хранителя моего, да не престану восхваляти сицевыми гласы: Радуйся, воспламеняяй сердце мое любовию к Богу, Создателю моему; радуйся, возбуждаяй мя на всяк день же и час приносити Ему молитвы, прошения и благодарения. Радуйся, якоже стражем верным, страхом Господним душевный мой дом ограждаяй; радуйся, вся помышления моя к распятому за грехи мира Спасителю устремляяй. Радуйся, страдания Его и крестную смерть в память мою вперяяй; радуйся, воспоминанием Страстей Господних блюстися от грехов мя поучаяй. Радуйся, благодатнаго Свыше осенения Святаго Духа просити мя наставляяй; радуйся, яко на кроткия точию и смиренныя сердцем милостивне призирати Ему, Утешителю, уверяя мя. Радуйся, мыслию о вездесущии Божии всюду окружаяй мя; радуйся, всеведение Его умным очесем моим представляяй. Радуйся, милосердием Его к кающимся грешником сердце мое утешаяй; радуйся, правосудием Его к ожесточенным и нераскаянным душу мою устрашаяй. Радуйся, Ангеле Господень, неусыпаемый хранителю мой.

http://ms.pravoslavie.ru/108900.html

Апрель 1882 г. 1 апреля Четверг Светлой недели. Благодарю Господа, принявшего покаяние усердное в неприязни моей к настоятелю за уничижение, коим он уничижил меня в отсутствии моем пред народом и пред нищими, назвав меня Ванькой. От души я простил ему это по благодати Божией, смирившись в душе и признав себя достойным всякого уничижения и наказания от Бога за грехи мои. Господь простил меня, прогнав злобу из сердца и даровав благость и кротость, мир и простор сердечный с дерзновением. Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос [ Еф.5:14 ]. Кто эти спящие и умершие духовно? Это мы, грешники, и к нам это слово Апостола обращено. Кто пресыщается и пьянствует – тот спит и мертв духовно, кто живет в нечистоте сладострастия – тот уснул и умер, кто завидует благоденствию другого – тот умер, кто живет во вражде, неприязни, ненависти, злобе на ближнего – тот умер, кто собирает богатство, сокровища мира сего и чрез то ожесточает сердце свое, скупится, предается алчности, притесняет и обижает ближнего – тот мертв; все таковые и подобные, если пребывают нераскаянными, всуе, вотще празднуют праздник Воскресения Христова: они празднуют не Христу, но Велиару, или диаволу, своей плоти и крови, которые Царствия Божия наследовать не могут, празднуют греху и страстям; таковые напрасно постились, говели, исповедовались и приобщались Святых Таин: они не обновились, не исправились, не переменились к лучшему, остались такими, какими и были. Пост, говение, покаяние и причащение для того и установлены, чтобы нам время от времени исправляться, очищаться, освящаться, обновляться, изменяться добрым изменением, восходить от силы в силу, от добродетели к добродетели, от греха во святыню и правду, чтобы, обновившись и освятившись таким образом, сподобиться блаженной кончины, уснуть сном праведных и воскреснуть для вечной жизни. Девять часов. Звон к литургии. После прогулки на стенку. Сейчас согрешил, озлобившись на нищих и понося их прощелыгами, хотя и подал им по три копейки, а некоторым по пяти; одного мальчика подрал за ухо с озлоблением за прошение прибавки к десяти данным ему копейкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Беседа 14 «Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею». ( Мф.4:12 ) Изъяснение 4:12–24. Для чего Христос удаляется в Галилею. – Что такое Галилея. – Почему Христос начинает проповедь после Иоанна. – Призвание Петра и Андрея. – Пример послушания Христу, показанный ими. – Почему Христос в начале проповеди творил чудеса. – Христос и ныне исцеляет болезни душевные – источник болезней телесных. – Чтобы просить отпущения грехов, нужно чувствовать свои грехи. – Нераскаянность больше всего прогневляет Бога. – По смерти нельзя грешнику получить прощение. 1. Для чего Он опять удаляется? Для того чтобы научить нас не идти самим навстречу искушениям, но отступать и уклоняться от них. Не тот виновен, кто не бросается в опасности, но тот, кто в опасностях не имеет мужества. Итак, чтобы научить этому и укротить ненависть иудеев, Христос удаляется в Капернаум, исполняя пророчество, и, вместе, поспешая, подобно рыбарю, уловить учителей вселенной, которые, занимаясь своим искусством, проживали в этом городе. Заметь здесь, как Христос всякий раз, намереваясь удалиться к язычникам, побуждения для этого берет от иудеев. Так и в настоящем случае иудеи, умыслив зло против Предтечи и посадив его в темницу, самого Иисуса прогоняют в языческую Галилею. А что под именем Галилеи разумеется ни какая-либо только часть народа иудейского, ни все колена вообще, это ты можешь видеть из слов, которыми пророк определяет эту страну: «земля Неффалимова; возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий» ( Ис. 9:1–2 ). Тьмой здесь называет он не чувственную тьму, но заблуждение и нечестие, почему и прибавил: «на живущих в стране тени смертной свет воссияет» ( Ис. 9:2 ). А чтобы видно было, что он говорит не о чувственном свете и тьме, для этого, говоря о свете, пророк называет его не просто светом, но светом великим, который в другом месте именует «светом истинным» ( Иоан. 1:9 ); а, говоря о тьме, называет ее тенью смертной. Желая, затем, показать, что жители этой страны не сами искали и нашли этот свет, но Бог явил им свыше, евангелист говорит: «свет воссиял им» ( Матф. 4:16 ), т. е. сам свет воссиял и осветил их, а не сами они наперед пришли к свету. В самом деле, род человеческий перед пришествием Христовым находился в самом бедственном состоянии; люди уже не ходили, а сидели во тьме; а это значит, что они даже и не надеялись освободиться от этой тьмы. Они даже не знали, куда нужно идти, и объятые тьмой, сидели, не будучи уже в силах и стоять.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010