преподобный Никита Стифат ЕГО ЖЕ третья умозрительных глав сотница любви и совершенстве жизни 1. Бог есть ум бесстрастный паче всякого ума и всякого бесстрастия, – свет и источник света благого, – премудрость, слово и ведение, и податель премудрости, слова и ведения. Кому даны сии дары чистоты ради, и в ком они усматриваются, в тех сохранным пребывает и еже по образу; так что они являются чрез то сынами Божиими, водимыми Духом, как написано: «елицы Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии» ( Рим. 8, 14 ). 2. Которые трудами подвижническими сделали себя чистыми от всякой скверны плоти и духа, те стали приятелищами бессмертного естества чрез дарования Духа. До сего же достигшие полны суть света благого, от коего исполнены будучи в сердце тихим миром, отрыгают благие словеса и премудрость Божия течет из уст их в ведении божеских и человеческих вещей, и слово их чистое вещает о глубинах Духа. «На таковых несть закона» ( Гал. 5, 23 ), так как они однажды навсегда соединились с Богом и благим изменились изменением. 3. С усердным тщанием притрудно простирающийся к божественному бывает отображением образа Божия добродетелями душевными и телесными; поскольку тогда он в Боге и Бог в нем упокоевается, по срастворению, так что он от сего есть и видится образом божественного блаженства по богатству даров Духа, и по внутреннему устроению богом, Бог же – совершителем его совершенства. 4. Не по органическому устроению тела человек есть образ Божий, но по мысленному естеству ума, не описуемого телом, долу тяготеющим. Ибо как Божеское естество, вне всякой твари суще, не описуется, как неопределимое и нетелесное, некачественное, неосязаемое, неколичественное, невидимое, бессмертное, необъемлемое и отнюдь нами не разумеемое: так и данное от Него нам мысленное естество, как неописуемое, не телесно есть, невидимо, неосязаемо, необъемлемо, и есть образ бессмертной и присносущной Его славы. 5. Первый Ум сый, Бог единосущное в Себе имеет Слово с Духом соприсносущным, ни без Слова и Духа никогда не бывая, по причине нераздельности естества, не сливаясь с ними, по причине неслиянности сущих в Нем ипостасей. Почему и естественно рождая из существа своего Слово, Сам не отделяется от Него, несеком будучи в Себе. Имеет же соприсносущное Слово соестественным Себе собезначального Духа, предвечно от Отца исходящего, – и от родителя своего не отсекается. Ибо у них едино есть и нераздельное естество, хотя по различью ипостасей разделяется на лица, и троично воспевается – Отец, Сын и Дух святой. Лица сии, как единое естество и Бог един, никогда не отделяются от соприсносущего существа и естества. Сего-то триипостасного и единичного естества образ виждь в созданном Им человеке, но по части его мысленной, а не по видимой, по бессмертной, а не по смертной и разлагающейся.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Преподобный Никита Стифат. третья умозрительных глав сотница, — о любви и совершенстве жизни. 1) Бог есть ум безстрастный паче всякаго ума и всякаго безстрастия, — свет и источник света благаго, — премудрость, слово и ведение, и податель премудрости, слова и ведения. Кому даны сии дары чистоты ради, и в ком они усматриваются, в тех сохранным пребывает и еже по образу; так что они являются чрез то сынами Божиими, водимыми Духом, как написано: елицы Духом Божиим водятся. сии суть сынове Божии (Рим. 8, 14). 2) Которые трудами подвижническими соделали себя чистыми от всякой скверны плоти и духа, те стали приятелищами безсмертнаго естества чрез дарования Духа. До сего же достигшие полны суть света благаго, от коего исполнены будучи в сердце тихим миром, отрыгают благия словеса и премудрость Божия течет из уст их в ведении божеских и человеческих вещей, и слово их чистое вещает о глубинах Духа. На таковых несть закона (Гал. 5, 23), так как они однажды навсегда соединились с Богом и благим изменились изменением. 3) С усердным тщанием притрудно простирающийся к божественному бывает отображением образа Божия добродетелями душевными и телесными; поелику тогда он в Боге и Бог в нем упокоевается, по срастворению, так что он от сего есть и видится образом божественнаго блаженства по богатству даров Духа, и по внутреннему устроению богом, Бог же — совершителем его совершенства. 4) Не по органическому устроению тела человек есть образ Божий, но по мысленному естеству ума, не описуемаго телом, долу тяготеющим. Ибо как Божеское естество, вне всякой твари суще, не описуется, как не определимое и не телесное, не качественное, не осязаемое, не количественное, невидимое, безсмертное, необъемлемое и отнюдь нами не разумеемое: так и данное от Него нам мысленное естество, как неописуемое, не телесно есть, невидимо, неосязаемо, необъемлемо, и есть образ безсмертной и присносущной Его славы. 5) Первый Ум сый, Бог единосущное в Себе имеет Слово с Духом соприсносущным, ни без Слова и Духа никогда не бывая, по причине нераздельности естества, не сливаясь с ними, по причине неслиянности сущих в Нем ипостасей. Почему и естественно раждая из существа своего Слово, Сам не отделяется от Него, несеком будучи в Себе. Имеет же соприсносущное Слово соестественным Себе собезначальнаго Духа, предвечно от Отца исходящаго, — и от родителя своего не отсекается. Ибо у них едино есть и нераздельное естество, хотя по различию ипостасей разделяется на лица, и троично воспевается -–Отец, Сын и Дух Святый. Лица сии, как единое естество и Бог един, никогда не отделяются от соприсносущаго существа и естества. Сего–то триипостаснаго и единичнаго естества образ виждь в созданном Им человеке, но по части его мысленной, а не по видимой, по безсмертной, а не по смертной и разлагающейся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Преподобный Никита Стифат Третья умозрительных глав сотница, – о любви и совершенстве жизни 1) Бог есть Ум бесстрастный паче всякого ума и всякого бесстрастия, – Свет и Источник света благого, – Премудрость, Слово и Ведение, и Податель премудрости, слова и ведения. Кому даны сии дары чистоты ради и в ком они усматриваются, в тех сохранным пребывает и еже по образу; так что они являются чрез то сынами Божиими, водимыми Духом, как написано: елицы Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии (Рим. 8, 14). 2) Которые трудами подвижническими соделали себя чистыми от всякой скверны плоти и духа, те стали приятелищами бессмертного естества чрез дарования Духа. До сего же достигшие полны суть света благого, от коего исполнены будучи в сердце тихим миром, отрыгают благие словеса, и премудрость Божия течет из уст их в ведении божеских и человеческих вещей, и слово их чистое вещает о глубинах Духа. На таковых несть закона (Гал. 5, 23), так как они однажды навсегда соединились с Богом и благим изменились изменением. 3) С усердным тщанием притрудно простирающийся к божественному бывает отображением образа Божия добродетелями душевными и телесными; поелику тогда он в Боге и Бог в нем упокоевается, по срастворению, так что он от сего есть и видится образом божественного блаженства по богатству даров Духа и по внутреннему устроению богом, Бог же – совершителем его совершенства. 4) Не по органическому устроению тела человек есть образ Божий, но по мысленному естеству ума, не описуемого телом, долу тяготеющим. Ибо как Божеское естество, вне всякой твари суще, не описуется, как не определимое и не телесное, не качественное, не осязаемое, не количественное, невидимое, бессмертное, необъемлемое и отнюдь нами не разумеемое: так и данное от Него нам мысленное естество, как неописуемое, не телесно есть, невидимо, неосязаемо, необъемлемо, и есть образ бессмертной и присносущной Его славы. 5) Первый Ум сый, Бог единосущное в Себе имеет Слово с Духом соприсносущным, ни без Слова и Духа никогда не бывая по причине нераздельности естества, не сливаясь с ними по причине неслиянности сущих в Нем ипостасей. Почему и естественно рождая из существа Своего Слово, Сам не отделяется от Него, несеком будучи в Себе. Имеет же соприсносущное Слово соестественным Себе Собезначального Духа, предвечно от Отца исходящего, – и от Родителя Своего не отсекается. Ибо у них едино есть и нераздельное естество, хотя по различию ипостасей разделяется на лица и троично воспевается – Отец, Сын и Дух Святый. Лица сии, как единое естество и Бог един, никогда не отделяются от соприсносущего существа и естества. Сего-то триипостасного и единичного естества образ виждь в созданном Им человеке, но по части его мысленной, а не по видимой, по бессмертной, а не по смертной и разлагающейся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

267). Из запутанных рассуждений Аскоченского об этом предмете он выводит такой силлогизм: «Феодор говорит, что Иисус Христос взял на Себя естество человеческое, кроме греха. Но от естества этого, неисправимо поврежденного, отделять его повреждение, греховность, невозможно. Следовательно, если Феодор говорит, что Иисус Христос взял на Себя естество человеческое, то он взял оное не иначе, как в нераздельности с повреждением и грехом, что – нелепо. Стало быть, не такое естество взято и не такое возведено Им до престола славы». Но теперь возникает вопрос: какое же другое естество принято Богочеловеком?.. Продолжая рассуждать в таком направлении, можно прямо дойти до ереси Апполинария или Евтихия... Да и действительно ли природа человеческая так проникнута грехом, что последнего нельзя уже и отделить от нее, так повреждена, что в ней не осталось уже ничего истинно-человеческого, что присвоять ее Богу Слову будет, по выражению Аскоченского, просто кощунством? Особенно решительно восстает о. Лебедев против положения критика относительно крайней поврежденности заложенных в духе человеческом идей, в которых о. Феодор видел светение света Христова даже у язычников. Это светение есть великий дар Божией благодати, который, при всех злоупотреблениях им падшего человечества, влечет человека к бесконечному, служит источником всех стремлений человека к истине, добродетели, блаженству, точкой привития к духу человеческому самого христианства. Неожиданный вывод Аскоченского, будто, по учению о. Феодора, Христос, просвещая всякого человека именно этими идеями, открытыми эстетикой и философией, является только обыкновенным учителем, о. Лебедев объясняет незаконным смешением со стороны критика идей с их продуктами – эстетикой, философией и еще, пожалуй, с естественной религией, и тем, что просвещение от Христа, так сказать, прирожденное (человека грядущаго в мир) критик перетолковывает в смысле учительства Христова во время земной жизни Христа. «У нас, – говорит автор, – развивалось с особенною силою то жидовствующее направление, что все земное, мирское, чувственное (не в смысле греховной чувственности) считают скверным, нечистым само по себе, а не по отношению человека к нему, что благодать понимают как-то отрешенно, чуждую земных наших порядков, что поэтому образуется тот неправильный взгляд, что только тогда можно спастись, когда выйдешь из земных мирских порядков и отрешишься от всех дел житейских.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

III. Долг благодарности и христианская обязанность требуют от нас (Гал. 6, 10; 1 Тим. 5, 8), чтобы мы, братия, за любовь и благотворения, оказываемые нам отечеством, сами любили его искренно, как подобает детям его, и по мере сил наших содействовали его благосостоянию, а поэтому делали то, чего оно требует от нас и что может служить к его благу. Аминь. (Прот. Г. Дьяченко). Поучение 2-е. Обретение мощей преп. Сергия, Радонежского чудотворца (Уроки из его жизни: а) смирение; б) нераздельность славы и добродетели; в) не должно судить о людях по внешнему виду и г) с трудами телесными совместимы подвиги духовные) I. Жuзhь святых Божиих человеков достойна подражания во всех отношениях. В ней всякий случай, всякое обстоятельство, каждое происшествие в высокой степени поучительно. У угодников Божиих и мысли возвышенны, и чувствования святы, и желания непорочны, и действия безукоризненны, и беседы назидательны, и обхождение примерно. Для большей очевидности всего сказанного возьмем из жизни ублажаемого ныне Церковью преподобного и богоносного отца нашего Сергия хотя одно какое-либо обстоятельство. Всю его жизнь вдруг проследить и не позволит время, и не достанет сил наших. Вот случай в жизни преподобного Сергия, более других близкий к нам, слушатели, и по содержанию и по назиданию: в одно время к угоднику Божию в обитель пришел издалека сельский житель, чтобы увидеть праведника и принять от него благословение. Слух о добродетелях и чудотворениях св. Сергия вызвал его на столь далекий путь. Во время прихода селянина в обитель человек Божий возделывал землю в саду своем. Будучи извещен о пришельце, он велел допустить его к себе. Крестьянин, видя человека, слишком просто одетого и копающего гряды, не мог вообразить, чтобы это был славный Сергий, и подумал, что в насмешку ему, вместо святого, указали простого работника. Он возвратился в монастырь и вторично спросил, где преп. Сергий? Сколько ни уверяли его, что, будучи в саду, он видел его, тот не хотел и слушать. Между тем угодник Божий вышел из сада. Крестьянин, гнушаясь им, отворотился в сторону и не хотел взглянуть на него. «Какой труд предпринял я, и понапрасну! – думал он. – Я пришел для великого пророка, надеялся увидеть славу его, но что ж вижу? – нищего». Святой игумен узнал его мысли и возблагодарил Бога, ибо, как горделивец восхищается славой и честью, так смиренномудрый радуется уничижению. Он взял пришельца за руку, увел в свою келью и поставил пред ним пищу и питие. «Не печалься, добрый человек, – сказал он, – ты вскоре увидишь Сергия».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   На то, что непосредственным культурным контекстом для Петра служил иудаизм диаспоры, а не греческое язычество, указы вает его определение термина «растление», или распад: истоком тления служит «похоть» (ст. 4; ср.: 2:14; 3:3). Бессмертие существовало, как утверждали греки, но оно возможно только через очищение от скверны греха (1.9); греческая концепция бессмер тия ограничивается библейской надеждой на Царство Небесное, а посему определя ется грядущим воскресением (ср.: 1:11).     1:5—7. В древней литературе часто приводились перечни добродетелей и пороков. Постепенное добавление одной добродете ли или одного порока, как в данном случае, было характерным литературным приемом в еврейских, греческих и римских текстах (такие прогрессии назывались соритами). «Добродетель», или нравственное совершенство, — это универсальная греческая категория, указывающая на благородствохарактера.     1:8. Греческие философы рассматривали философские знания как ключ к изменению поведения человека; однако Петр включает в «познание» понятие о личных взаимоотношениях, как это часто утверждается в Ветхом Завете.     1:9. В иудейских текстах также говорится о нравственной распущенности и осквернении, от которых необходимо получить «очищение» (ср.: 2:20).     1:10,11. Иудаизм часто говорил о призвании и избранности Израиля. Петр применяет эти термины ко всем, кто сможет устоять и обретет вечную жизнь. Грядущее преобразование мира и установление Царства Божьего были иудейскими и христианскими концепциями, чуждыми греческому мышлению.     1:12—21 Свидетельство Петра как очевидца     1:12. Напоминание было важным приемом в древних нравственных наставлениях, особенно в сочетании со смягчающей фразой «хотя вы и знаете это».     1:13. В ряде древних текстов тело сравни валось со скинией, «храминой», как здесь; Петр выбирает образ, близкий и понятный своим читателям.     1:14. Иудейские писатели обычно считали, что праведный часто предупреждался о грядущей смерти. В древних иудейских исто риях герои, чувствуя приближение смерти, в завещании оставляли наставления своим наследникам. Заявляя о своей близкой смерти (несомненно, о своей казни в Риме), Петр сообщает своим читателям: «Это мои последние наставления вам, по этому будьте особо внимательны к ним». Ср.: Ин. 21:18,19.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2797...

Уныние – величайшая опасность для души. Человек во власти уныния лишен возможности видеть чего-либо хорошее и положительное, он не способен видеть свет и стремиться к нему. Любоначалие – это любовь к власти. Именно праздность, лень и уныние наполняют жизнь любоначалием. Если душа не направлена к Богу, значит, все другие существа станут средствами для удовлетворения ее желаний, побуждая властвовать над другими людьми. После этого – празднословие. «Слово спасает и убивает; слово вдохновляет и слово отравляет… Когда слово отклоняется от своей божественной природы и назначения, оно становится праздным». 271 Покаяние, таким образом, направлено против этих четырех проявлений греха. Совершая пост, необходимо принуждать тело и душу к совершению добра. Результатом этого принуждения должно стать подчинение тела душе, а души духу, дух же должен быть устремлен к Богу. Постная Триодь говорит о том, что совершать это делание необходимо мужественно, тщательно, усердно, чтобы тело рабским угождением покорить духу. «Мужески бо естество понудивше, потщастеся хуждшее покорити лучшему и плоть поработити духу 272 ; «…тело воздержанием раболепно покориша духу». 273 Пост дан христианину не только для подвигов воздержания, но и для исправления. Триодь об этом говорит еще на подготовительных неделях: «ныне предочистимся…в велиих исправлениях, да обрящем велию милость». 274 Поститься надо не на показ, выставляя перед людьми свои добродете- ли, но в тайне. «Втайне добродетели делающи, духовная воздаяния чающи, не посреди торжищ и распутий являют сия, но внутрь сердца носят паче; и всех видяй бываемое втайне, мзду воздержания подает нам. Пост совершаим…в клетях душ наших молящеся». 275 Жаждущие духовных утешений совершают свои добрые дела втайне, не разглашая их на торжищах и площадях, но непрестанно молясь в глубине сердца, потому что Тот, Кто видит сотворенное втайне, вознаграждает нас за наше воздержание. Плоды покаяния, продолжает свою мысль песнотворец, творятся втайне, в молитвах и исправлении: «Придите, делаим в тайном винограде, плоды покаяния в нем творяще, не в брашнах и питиих труждающеся, но в молитвах и постех добродетели исправляюще».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1:5–7. В древней литературе часто приводились перечни добродетелей и пороков. Постепенное добавление одной добродете ли или одного порока, как в данном случае, было характерным литературным приемом в еврейских, греческих и римских текстах (такие прогрессии назывались соритами). «Добродетель», или нравственное совершенство, – это универсальная греческая категория, указывающая на благородствохарактера. 1:8 . Греческие философы рассматривали философские знания как ключ к изменению поведения человека; однако Петр включает в «познание» понятие о личных взаимоотношениях, как это часто утверждается в Ветхом Завете. 1:9 . В иудейских текстах также говорится о нравственной распущенности и осквернении, от которых необходимо получить «очищение» (ср.: 2:20). 1:10,11. Иудаизм часто говорил о призвании и избранности Израиля. Петр применяет эти термины ко всем, кто сможет устоять и обретет вечную жизнь. Грядущее преобразование мира и установление Царства Божьего были иудейскими и христианскими концепциями, чуждыми греческому мышлению. 1:12–21 Свидетельство Петра как очевидца 1:12. Напоминание было важным приемом в древних нравственных наставлениях, особенно в сочетании со смягчающей фразой «хотя вы и знаете это». 1:13. В ряде древних текстов тело сравнивалось со скинией, «храминой», как здесь; Петр выбирает образ, близкий и понятный своим читателям. 1:14. Иудейские писатели обычно считали, что праведный часто предупреждался о грядущей смерти. В древних иудейских историях герои, чувствуя приближение смерти, в завещании оставляли наставления своим наследникам. Заявляя о своей близкой смерти (несомненно, о своей казни в Риме), Петр сообщает своим читателям: «Это мои последние наставления вам, по этому будьте особо внимательны к ним». Ср.: Ин. 21:18,19 . 1:15. Напоминания были характерны для завещаний (1:14), хотя и не только для них, а в целом свойственны нравственным наставлениям (1:12). «Отшествие» буквально означает «уход», «исход», этот термин часто употреблялся в иудейских и христианских текстах для описания смерти (напр., в Лк. 9:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

«Поне обо крепкое и многохвалное г(оспо)дьство твое, в царе(х) богоч(ес)тивеишии, и самодержче б(о)ж(ес)ственеишии Москвы...» Конец:«Василиа Ивановича палеолога. (Затем другою рукою (или дугими чернилами) мази(м) многа(х)» 10) Л. 142–146 об. «И во с(вя)ты(х) о(т)ца нашего Григориа архиеп(ис)к(о)па Нисского во е, О(т)че нашь и(же) еси на н(е)б(е)се. Слово в.е. »: «Егда приведе великии Моисии в таино оучение к горе» 11) Л. 147–149 об. «Зде истерялося две тетрати. А слова два. А и то что переводи не полно. (Затем несколько строк не писанных, а далее) четвертого слова в коне(ц), во е хле(б) на(ш) насу(щ)ны(и)»: «Сие же последнее ч(е)л(ове)чки злы яко да оубо ничто(ж) будет о(т) си(х)...» 12) Л. 149 об.– 159. «Тогоже. И сотави на(м) долгы наша яко и мы оставляе(м) должнико(м) наши(м). Слово. е.»: «Прииде проходя слово на самы добродете краинеишее. по(д)писоуе(т)» 13) Л. 159–162. «Слово воспоминатетено о житии и скончании с(вя)т(о)го ап(осто)ла и ев(анге)листа Ма(т)фея. списа(н) бл(а)ж(е)ны(м) Симеоно(м) Метофрасто(м) переведе(и)ся Ма(кс)имо(м) греко(м)»: «Оуже бо данную на(м) о(т) сздавшого на(с) запове(д) храняще» Об этом слове см. в труде А. И. Соболевского: «Переводная литература Московской Руси XIV–XVII веков», Спб. 1903, стр. 268. 14) Л. 162 об. «С(вя)т(о)го Нила Синаискаго о снедии и питии. Слово. А(ми)нь.» «Иже по е(сте)ству пища, на(м) жи и животны(м), та повелена бы(сть) о(т) Содетеля...» 15) Л. 162 об.–163 об. «Тогоже о снеди и питии. Слово. В(о) (Иисус)и.». «Толико вро(ж) н(ебес)не несытое горлобесие.». 16) Л. 163 об. «Того о покаании и исповедании. Слово. Д(уховн)и»: «Его бо обрящу тя, такова тя соужу, ре(че) Б(ог)...». 17) Л. 163 об.–164 об. «Того с(вя)т(о)го Нила Сианскаго о покаании. Слово. ни»: «Велика оуко е покааниа сила. Я на(с) яко сие сделовае(т)...». 18) Л. 164 об.–167. «С(вя)т(о)го Касиана Римлянина о разсужении.»: «Поне в долготу толико слово распростре наша...». 19) Л. 167–188 об. «Пр(е)п(одо)бнаго о(т)ца нашего Касиана Римлянина о злобных осми(х) помысло((в). А о чревообьадении»: «Пре о воображении общи(м) житиа(м) счин(е)ише слово».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В уставе прп. Паисия (Величковского), писанном для Драгомирнской обители по чину Святой Горы, предусмотрено безусловное посещение всех богослужений, а кроме того: «В кельях братия должны сидеть со страхом Божиим, по преданию святых отец более всякого подвига предпочитая умную молитву, как любовь Божию и источник добродете     лей, в сердце умом совершаемую, как многие богоносные отцы о ней учат. Кроме молитвы, иметь пение псалмов, умеренное чтение Ветхого и Нового Завета, учительных и отеческих книг. Кроме того, иметь и в келье, и на всяком месте, и во всяком деле память смерти и грехов своих, Страшного Суда Божиего и муки вечной и Царствия Небесного, и самоукорения и упражняться в назначенном от настоятеля рукоделии» . В письмах свт. Феофана Затворника встречаются интересные замечания по поводу распорядка: «Что касается до молитвенного правила домашнего, то оно не имеет неизменности, а может быть изменяемо и во времени, и в длительности, и в составе; одно иметь во внимании — чтобы все делалось не в угоду лености… Всяко действовать с полной свободой. Иной раз и все время молитвенное молиться своими молитвами по настоящей нужде… или без слов, только чувство к Богу держа… Если келейное ваше правило вы сами себе определили, то в вашей власти и изменить его всячески. Но если оно дано тем, с кем вы прежде советовались в делах своих, то об изменении сего правила с ним же и говорить надо. Изменить можно, но уже порядок того требует, чтобы спросить… Правило не существенная часть молитвы, а есть только внешняя ее сторона. Главное дело есть — молитва ума и сердца к Богу, возносимая со славословием, благодарением и прошением и, наконец, с преданием себя Господу всецело. Когда есть такие движения в сердце, есть там и молитва, а когда нет — и молитвы нет, хотя бы вы целые дни простояли на правиле» . Общая мысль свт. Феофана такова: «Правила нужны для поступающих в монастырь, чтоб они навыкли деланиям, или занятиям монастырским. Потом же, когда они дойдут до внутренних неких ощущений, и особенно до сердечной теплоты, правила и им не строго нужны. Вообще к правилам не следует пристращаться, а быть свободным в отношении к ним, одно имея в намерении: как бы внимание к Богу благоговейное не отходило» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

  001     002