иеромонах Силуан (Ярославцев) О несостоятельности привлечения учения о Пресвятой Богородице св. прав. Николая Кавасилы в защиту новых римо-католических мариологических догматов Источник 1. Введение. Спорные догматы В последние полтора столетия область богословия, в Православии называемая учением о Божией Матери, в римо-католичестве – мариологией, стала полем напряженного противостояния между православным святоотеческим и римо-католическим богословием. Своего рода детонаторами стали два известных латинских мариологических нововведения: догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии (Maria Immaculata) 1854 года и догмат о телесном Вознесении Девы Марии (Assumptio Mariae), принятый в 1950 году. Помимо перечисленных догматов, новейшей римо-католической мариологии стали присущи и многие позднейшие нововведения, пока еще не догматизированные. Обычно они связаны с новыми богословскими определениями и терминами, присваиваемыми Божией Матери. В рамках данной статьи ограничимся краткими формулировками двух упомянутых догматов. Догмат о Непорочном Зачатии утверждает: «Блаженная Дева Мария была с самого первого момента Своего зачатия, особой благодатью и расположением Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, сохранена не запятнанной никаким пятном первородного греха» 1 – и подразумевает, что «Божия Матерь при самом зачатии была сохранена (Богом) от первородного греха и благодатию Божией была поставлена в невозможность иметь личные грехи» 2 . Каким же образом могли иметь место эти два противоречивых события: и естественное зачатие Девы со стороны подверженных, как и все человечество, первородному греху праведных богоотцов (при котором, по определению, передается и первородный грех), и заявленное в новом догмате особое, «райское», не запятнанное первородным грехом зачатие их Плода – Пресвятой Девы? Это важный момент, который обычно опускается в тезисном изложении догмата (и, по личному опыту, простые римо-католики обычно о нем не осведомлены. – Авт.). Его хорошо раскрывает в своем труде В.Н. Лосский : римо-католические богословы решили этот вопрос весьма искусственным способом, привнеся идею так называемого двойного зачатия. По их мнению, произошло и обычное, «активное» зачатие Богородицы со стороны Ее родителей, запятнанное первородным грехом, и, одновременно, «пассивное», или «страдательное», зачатие Ее со стороны Бога 3 в момент «вливания» Ее души в Ее тело. Они считают, что именно таким образом Своей благодатью Бог оставил Плод безгрешным, даровав Деве «привилегию быть свободной от первородного греха с момента Своего зачатия» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

Взгляд православного на новый римский догмат о непорочном зачатии Божией Матери (de Immaculata Concepmione Beatae Mariae Virginis) Источник Римская церковь одним из важнейших Богородичных праздников в наше время признает Непорочное Зачатие Пресвятой Девы Марии – Immaculata Conceptio В. М. V., по польски – Niepokalane Poczecie Najsicietszej Panny. И православная Церковь чествует день Зачатия (9 декабря) святой Анны, егда зачать святую Богородицу. Этот праздник в православной Церкви получил начало с самых древних времен. Св. Андрей Критский , живший в VII веке, написал канон и беседу на день Зачатия Богоматери. Но православная Церковь , празднуя этот день, воспоминает только о том, что Пресвятая Дева Мария произошла от родителей неплодных и что с зачатием ее праведная Анна разрешилась от безчадства. Согласно с православною Церковью долго праздновала этот день и западная Церковь . В римских богослужебниках (Missale Romanum), даже и не древних, он называется просто – Зачатие, conceptio, без прибавления – непорочное, immaculata, и в молитвах, в честь Богородицы на этот день положенных, нет даже намека о том, что она зачалась без греха первородного. Учение о том, что Дева Мария в самом зачатии своем чужда была греха первородного, в первый раз появилось на западе в IX веке; но, не имея основания в священном Писании и церковном Предании, было принимаемо в самой римской церкви не одинаково и, встречая не менее противников, как и защитников, на самом тридентском соборе не получило определенности и в богословских системах считалось только мнением. Но нынешний папа Пий IX вздумал подвергнуть это учение новому рассмотрению. Первую мысль о том он возымел в 1849 году во время бегства в Гаэту и возымел, конечно, для того, чтобы занять умы христианские этой новостью и выставить перед ними свою набожность и стремление к чему-то особенному. Дело это он поручил кардиналам и известнейшим богословам, действующим в духе иезуитском, особенно Перроне. Собрав по сему предмету общий их голос, какой ему хотелось, и, получив будто бы от всего подвластного ему христианства просьбу, папа 8 декабря 1854 года решился дать помянутому, считавшемуся доселе только мнением, учению значение догмата, и всем исповедникам римской церкви, под опасением проклятия и потери вечного спасения, поставил в обязанность принимать этот догмат без всякого дальнейшего о нем рассуждения или противоречия.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Герб «Конгрегации клириков Непорочного зачатия Пресв. Девы Марии» (Офиц. название - Конгрегация клириков Непорочного зачатия Пресв. Девы Марии; лат. Congregatio Clericorum Marianorum sub titulo Immaculatae Conceptionis Beatissimae Virginis Mariae (M. I. C.)), католич. монашеский орден (Ordo Immaculatae Conceptionis Beatissimae Mariae Clericorum Regularium Marianorum), основанный в 1673 г. католич. святым польск. пресв. Станиславом Папчинским и утвержденный папой Римским Иннокентием XII в 1699 г.; стараниями католич. блж. пресв. (впосл. архиепископ) Юргиса Матулайтиса возрожден 28 нояб. 1910 г. в качестве конгрегации регулярных клириков. Девиз М.- «Pro Christo et Ecclesia» (За Христа и Церковь), гербом является изображение Пресв. Девы Марии в бело-голубом облачении с цветком лилии в правой руке, с 12 звездами вокруг головы, а также с лунным серпом и со змеем, находящимися под ногами; золотое сияние имеется вокруг всего образа Девы Марии, расположенного на голубом фоне гербового щита, имеющего внизу девиз конгрегации. Гимн М.- «Mater Dei Immaculata». Изначально орденским облачением являлся белый хабит, после преобразования М. в конгрегацию члены ордена носят одежды приходских клириков той местности, где совершают служение. Согласно конституции, М. являются институтом понтификального права, т. е. конгрегация подчинена непосредственно Папскому престолу, ее возглавляет генеральный настоятель , избираемый на 6 лет генеральным капитулом. Допускается переизбрание генерального и провинциального настоятелей на 2-й срок, однако нельзя занимать эти посты более 2 сроков подряд. Генеральным и провинциальным настоятелями могут быть только пресвитеры, принесшие вечные монашеские обеты. Генеральный капитул созывается генеральным настоятелем на ординарную (раз в 6 лет) или экстраординарную сессию. На генеральный капитул собираются региональные делегаты, представляющие всю полноту конгрегации. Перед Папским престолом представителем от конгрегации является генеральный прокуратор, назначаемый генеральным настоятелем сроком на 6 лет. В руководстве конгрегацией генеральному настоятелю помогает совет, состоящий из заместителя и 3 генеральных советников.

http://pravenc.ru/text/2562010.html

Когда обличены были порицающие непорочную жизнь Пресвятой Девы, отрицающие Её Приснодевство, отрицающие Её достоинство Божией Матери, гнушающиеся Её икон – тогда, когда слава Богородицы осветила всю вселенную, тогда появилось учение, как будто возвышающее высоко Деву Марию, а в действительности отвергающее все Её добродетели. Это учение называется учением о непорочном зачатии Девы Марии, а приняли его последователи римского папского престола. Оно состоит в том, что «Преблагословенная Дева Мария в первом мгновении Своего зачатия, по особенной благодати Всемогущего Бога и особому преимуществу, ради будущих заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, была сохранена свободной от всякой скверны первородной вины» (Булла папы Пия IX о новом догмате). Другими словами, Божия Матерь при самом зачатии была сохранена от первородного греха и благодатию же Божией была поставлена в невозможность иметь личные грехи. Христиане не слышали про это до IX века, когда впервые Корвейский аббат Пасхазий Радберт высказал мнение, что Святая Дева была зачатою без первородного греха. Начиная от XII века, эта мысль начинает распространяться среди духовенства и паствы Западной церкви, уже отпавшей от Вселенской Церкви, и тем лишившейся благодати Святого Духа. Впрочем, члены Римской церкви далеко не все соглашались с новым учением. Разделились во мнениях даже знаменитейшие богословы Запада, так сказать, столпы латинской церкви. Фома Аквинат и Бернард Клервосский решительно порицали его, в то время как Дунс Скотт его защищал. От учителей разделение перешло к их ученикам: латинские монахи и доминиканцы, за своим учителем Фомой Аквинатом, проповедовали против учения о непорочном зачатии, а последователи Дунса Скотта — францисканцы старались его всюду насадить. Борьба между этими двумя течениями продолжалась в течение нескольких веков. И на одной и на другой стороне были личности, считавшиеся среди католиков величайшими авторитетами. Не помогало решению вопроса то, что некоторые сообщали, что имеют о сем откровение свыше. Знаменитая в XIV веке среди католиков монахиня Бригитта в своих записках говорила о явлениях ей Богородицы, Которая Сама ей сказала, что Она зачата непорочно, без первородного греха; а еще более знаменитая современная ей подвижница Екатерина Сиенская утверждала, что в зачатии св. Дева была причастна первородному греху, откровения же она получает от самого Христа (Прот. Ал. Лебедев. «Разности в учении о Пресвятой Богородице церкви восточной и западной»).

http://pravoslavie.ru/38392.html

" Царственная Дева, облеченная истинной славой и достоинством, не нуждается еще в какой-то ложной славе " Бернард Клервоскин. Ad canonicos Lugdunenses, de conceptione s. Mariae. Некоторые люди, обманываясь сходством словесных выражений или ложной ассоциацией идей, смешивают учение Римской Церкви о непорочном зачатии Марии с догматом о девственном зачатии нашего Господа Иисуса Христа. Первое из этих учений, представляя собой нововведение римского католицизма, относится к рождению Самой Пресвятой Девы, тогда как второе, общее сокровище христианской веры, касается Рождества нашего Господа Иисуса Христа, " нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася " . Учение о непорочном зачатии берет свое начало в том особом почитании, которое некоторые духовные круги отделившегося Запада стали воздавать Пресвятой Деве с конца XIII в. Оно было провозглашено " богооткровенной истиной " 8 декабря 1854 г. папой Пием IX motu proprio (без созыва Собора). Этот новый догмат был принят с намерением прославить Пресвятую Деву, Которая как орудие воплощения нашего Господа становится Соучастницей нашего искупления. По этому учению Она якобы пользуется особой привилегией - быть неподверженной первородному греху с момента Своего зачатия Ее родителями Иоакимом и Анной. Эта особая благодать, которая соделала Ее, так сказать, как бы искупленной до подвига искупления, Ей якобы была дарована в предвидении будущей заслуги Ее Сына. Для того чтобы воплотиться и стать " совершенным человеком " , Божественное Слово нуждалось в совершенной природе, не зараженной грехом; надо было, следовательно, чтобы сосуд, из которого Он воспринимал Свое человечество, был чист от всякой скверны, заранее очищен. Отсюда, по мнению римских богословов, вытекает необходимость даровать Пресвятой Деве, хотя и зачатой естественным путем, как и всякое человеческое создание, особую привилегию, поставив Ее вне потомства Адамова и освободив от первородной вины, общей для всего человеческого рода. В самом деле, согласно новому римскому догмату, Пресвятая Дева якобы приобщилась уже от утробы матери к состоянию первого человека до грехопадения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/314/...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_24952.html 17 января 2006 Станислав Минин Рождественский пикет – лучший подарок " братьям по вере " Или как дьякон Кураев собирался поздравлять католиков с праздником Источник:  http://religion.ng.ru НГ-Религии Необычный рождественский подарок начиная с середины декабря готовил " братьям-католикам " известный православный проповедник, дьякон Андрей Кураев. Свежей идеей он поспешил поделиться с посетителями своего интернет-форума на сайте www.kuraev.ru. Отец Андрей – большой оригинал. Пикет возле храма – это же настоящий сюрприз для католиков, идущих на рождественскую мессу! Планировалось следующее: примерно в 12 часов дня 24 декабря, в канун Рождества по григорианскому календарю, православная молодежь с " добрым, а не протестно-возмущенным выражением лиц " должна была собраться в православном храме святого Иоанна Предтечи на Красной Пресне. Предполагалось, что борцы за святую Русь подготовят плакаты со следующими лозунгами: " Русское Рождество – 7 января! " , " Прекратить шельмование Русской Православной Церкви! " , " Православная Церковь не отстала! Она верна! " Из храма пикетчики под предводительством самого дьякона Андрея Кураева должны были двинуться в направлении католического собора Непорочного Зачатия, что на Малой Грузинской улице, здесь же на Красной Пресне. Что это, антикатолическая акция, спросите вы? " Нет! " – заявил Андрей Кураев, логика рассуждений которого понимается с большим трудом. Дьякона, а вместе с ним и православную молодежь, готовую откликнуться на призыв проповедника, беспокоит, что каждый год накануне Рождества по григорианскому календарю российские журналисты " причитают " по поводу " ретроградности " Русской Православной Церкви (РПЦ), которая и сегодня пользуется юлианским календарем. Именно против " шельм-журналистов " и предполагалось выступить. " Хватит тыкать нас примером западной прогрессивной новостильности! " – возмущался Кураев.

http://religare.ru/2_24952_1_21.html

В настоящем году исполнилась четырехсотлетняя годовщина со времени казни Савонаролы, знаменитого флорентийского проповедника. Несмотря на то, что прошли уже целые столетия с этого печального события, до сих пор едва ли еще найдется в истории столь загадочная личность, о которой были бы столь до противоположности различные мнения. Недаром папа Пий VII сказал, что на небе «он желал бы найти разъяснение трех великих тайн – непорочного зачатия, закрытия ордена иезуитов и смерти Савонаролы». Борьба мнений происходила вокруг Савонаролы в течение всей его жизни, и она никогда не прекращалась и после его смерти. Его считали святым, схизматиком, еретиком, невежественным вандалом, христианским художником, пророком, шарлатаном, поборником римской церкви, провозвестником освобожденной Италии, и никто еще не мог решить, кто же такой в действительности был Савонарола. Савонарола был сожжен, говорит Петавий, 1 «за упорные и коварные речи»; Поджио 2 написал трактат против «безумцев», которые отрицали, что этот доминиканец осужден ritè et justè; Полито Катерини утверждает, что он заслужил смерть; Растрелли 3 нападал на него почти с фанатической яростью: Брюше, 4 стараясь обелить личность папы Александра VI, утверждает, что Савонарола был наказан справедливо. Протестантские богословы, от Лютера 5 до Рейсса, 6 считали его пионером реформации, и Германия 7 отвела ему место на статуе, воздвигнутой Лютеру в Вормсе. С другой стороны, у него много было и сторонников. Доминиканцы, как Бенивиени, 8 Бенедетто, 9 Бурламакки, 10 Бартоли, 11 Кетиф, 12 Турон, 13 Маркезе, 14 Байонн 15 – все доказывали благочестие и правоту этого «Domini canis». Пико делла Мирандола написал его «Жизнь», «Апологию» и «Защиту», которые все можно найти в «Собраниях» Кетифа. Св.Филипп Нери постоянно молился перед изображением этого Campione ammirabile, св.Екатерина Риччи 16 приписывала ему свое чудесное исцеление, а Папебрукк 17 вносит его в число самых знаменитых лиц, какие только выступают в Acta Sanctorum. Сам папа Александр VI 18 говорил, что он не поколебался бы занести великого доминиканца в число римских святых; Павел IV 19 издал в 1556г. декрет, в котором заявлялось, что творения Савонаролы не содержат в себе, «ничего еретического, схизматического или ошибочного»; Бенедикт XIV, в 1751 году, в своем рассуждении «Об ублажении рабов Божиих» включает его в число служителей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/ieroni...

В последнее время даже во вполне церковно-консервативной среде порой приходится слышать суждения, сводящиеся к тому, что либеральную опасность в Церкви в наше время не стоит принимать всерьез (она-де давно в прошлом), что главная опасность, опасность раскола исходит ныне «справа», из среды «фундаменталистов» и т.п. маргинальных групп. Не станем подозревать худшее, то есть кем-то заказанный характер этого формируемого «мнения». Разберем суждение по существу, так сказать, беспристрастно-аналитически. Во-первых: куда делись те церковные либералы, которые когда-то для кого-то представляли проблему? Всякий, кто владеет информацией, хорошо знает, что они никуда не делись, и даже число их умножилось, а активность усилилась! Вот, например, о. Кочетков. Человек вроде как за штатом, но число его так называемых «общин», «как песок морской», умножается, и даже уже не только по России, печатные издания регулярно выходят, и на отличной бумаге, учебные заведения успешно функционируют, а каждый, кто взял себе за труд посетить богослужение в Новодевичьем монастыре в Москве , может засвидетельствовать, что этот заштатный клирик чувствует там себя вполне уверенно и по-хозяйски. (Желающие могут ознакомиться с бурной и многообразной деятельностью кочетковских структур на сайте так называемого «Свято-Филаретовского института» . См.: http://www.sfi.ru/). Вместе с тем никакого публичного отречения от своих вполне еретических воззрений типа отрицания загробной жизни или сомнительности непорочного зачатия у данного священника вроде как не наблюдается. (Об этом много и выразительно написано в последнем номере журнала «Благодатный огонь»). Или, например, о. Александр Борисов. Вполне комфортно чувствует себя человек на старом месте, и никому особо не интересен факт нарушения канонической дисциплины - совместных храмовых молитв с католиками (конкретно - с архиепископом Тадеушем Кондрусевичем) на отпевании недавно почившего клирика его храма свящ. Георгия Чистякова. То же самое можно сказать и, к примеру, о священнике Владимире Лапшине, практикующем у себя в храме регулярные экуменические молебны с так называемой «общиной Тезе» и многих других. Я уже не говорю о совершенно одиозных сочинениях и деятельности игумена Петра (Мещеринова), занимающего высокую административную должность в Патриархии. (К нему мы еще не раз обратимся).

http://ruskline.ru/analitika/2007/09/11/...

Завершился визит делегации Издательского Совета Русской Православной Церкви в США 27 декабря 2007 г. 18:20 17-24 декабря в рамках памятных мероприятий, посвященных восстановлению канонического единства Поместной Русской Православной Церкви и 200-летию установления дипломатических отношений России и США, в Соединенных Штатах Америки по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II находилась делегация Издательского Совета Русской Православной Церкви  во главе с председателем Совета протоиереем Владимиром Силовьевым. 17 декабря в Вашингтоне Чрезвычайный и Полномочный Посол России в США Ю.В. Ушаков дал обед в честь прибытия делегации. В обеде участвовали министр культуры и массовых коммуникаций РФ А.С. Соколов , Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр , управляющий Патриаршими приходами в США епископ Зарайский Меркурий , директор Московского дома соотечественников Ю.И. Каплун. Вечером того же дня в Вашингтоне в Национальной Базилике непорочного зачатия (Римско-Католическая Церковь) — одном из крупнейших храмов Америки —  прошла презентация организованной Издательским Советом выставки «Русская Православная церковь в ХХ веке».  Экспозиция является частью программы проведения аналогичных выставок в других городах Европы и мира, направленных на широкое информирование зарубежной общественности о различных сторонах духовного возрождения современной России. Впервые выставка экспонировалась в 2005 году в Москве в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя . В феврале 2006 года она экспонировалась в штаб-квартире ЮНЕСКО, в декабре 2006 года — в музее Корсо г. Рима. В обоих случаях выставка вызвала значительный интерес среди широких кругов общественности, религиозных конфессий и представителей СМИ. Она ярко продемонстрировала различные стороны духовного возрождения России, позволила увидеть истинное лицо русского Православия и русской культуры, послужила важному делу развития и углубления диалога между народами. Выставка подготовлена на основе уникальных фотоматериалов из собраний Русской Православной Церкви, Русской Православной Церкви Заграницей, ведущих отечественных и зарубежных информационных агентств, а также содержит предметы церковного искусства и личные вещи, выдающихся деятелей Русской Православной Церкви в Отечестве и заграницей в период раскола.

http://patriarchia.ru/db/text/344282.htm...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Экуменические бесчинства будут, видимо, продолжаться» Диакон Илья Маслов об акции «Неделя молитв о единстве христиан» с участием сотрудника ОВЦС священника Алексия Дикарева 26.01.2018 1428 Время на чтение 4 минуты В среду, 24 января, в Москве прошло межконфессиональное моление в рамках ежегодной «Недели молитв о единстве христиан», традиционно проводимой римо-католиками с 18 по 25 января, сообщает редакция сайта «Благодатный огонь» . В кафедральном соборе «Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии», на сайте которого мероприятие было анонсировано в качестве «богослужения о единстве христиан», собрались представители католиков, пятидесятников, Армянской апостольской церкви, лютеран. Православным участником этой экуменической встречи, как и в предыдущие годы, стал иерей Алексий Дикарев - сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, постоянно на протяжении последних лет принимающий участие в экуменических мероприятиях «Недели молитв о единстве христиан». Под руководством католического архиепископа Паоло Пецци собравшиеся слушали и пели песнопения на евангельские темы, которые перемежались речами-проповедями представителей христианских конфессий. «Взойдя на кафедру в алтарной зоне храма, отец Алексий Дикарев прочитал на русском языке богослужебный евангельский отрывок, после чего заявил, что на данном мероприятии он представляет председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), и назвал экуменическое собрание в рамках " Недели молитв " " доброй традицией " , - говорится в репортаже " Благодатного огня " . - Священник Дикарев сказал, что " разделения стали злом, которое вошло в христианскую среду с первых же дней существования Церкви Христовой " , и посетовал, что " в течение двух тысяч лет христианства слово Божие не смогло настолько проникнуть в сердца человеческие, чтобы любовь, проповедуемая Господом, смогла преодолеть ненависть и разделения между христианами " . Затем отец Алексий напомнил, что 27 января отмечается День памяти жертв Холокоста: " Как могло случится так, что почти через две тысячи лет христианской истории воспитанные в христианской цивилизации люди могли развязать бесчеловечные гонения на народ, из которого произошел Господь наш Иисус Христос, Его Пресвятая, Пречистая Матерь и святые апостолы? " ».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/26/ek...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010