Святейший Патриарх Алексий II в храме Преподобного Сергия Радонежского с. Эммануиловка, 2002 г. Это было в 1972-м году. В лавре отец Георгий (Тертышников), имевший медицинское образование, омывал, систематизировал, подписывал мощи и приводил их в порядок. По благословению духовника Троице-Сергиевой обители архимандрита Кирилла (Павлова), останки святителя Феофана были сокрыты в храме Всех Святых, под Успенским собором лавры. По воспоминаниям архимандрита Елевферия, их поместили с левой стороны, недалеко от места погребения Патриарха Пимена. Мощи замуровали в стену, примерно на уровне груди. «Я не знаю, кто, кроме отца Марка и отца Георгия (Тертышникова), был посвящен в эту тайну, – рассказывал отец Елевферий. – Об этом знал отец Кирилл. И потом отец Георгий сказал мне, что они там находятся и что он собирает материалы для канонизации епископа Феофана». Останки святителя Феофана были сокрыты в храме Всех Святых, под Успенским собором лавры В 1988-м году мощи епископа Феофана в небольшом гробе переправили в Рязань и 5 июня, за день до общецерковного прославления, поместили в храме Преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловка. Здесь, под сенью, в новой гробнице, они находились в течение 14 лет. В 1990-м году часть зданий Вышенской пустыни передали Церкви, началось ее восстановление, а с 1993 года возродилась и монашеская жизнь – была открыта женская обитель. Богослужения совершали в Успенском храме, единственном отреставрированном на тот момент, и сестры жили даже не в самом монастыре, а неподалеку, поскольку жилые помещения еще были заняты пациентами психиатрической лечебницы. Наконец, 29 июня 2002 года состоялось перенесение мощей святителя из Сергиевского храма села Эммануиловка в Успенский храм возрожденной женской Вышенской пустыни. Мощи Вышенского Затворника вернулись в монастырь ровно через 30 лет после того, как их, спасая от поругания, увезли в 1972-м году в лавру.  Обычно дни памяти святых, выпадающие на двунадесятые праздники, переносят на ближайшие даты. Но в месяцеслове есть несколько угодников Божиих, имена которых все же остаются на своем месте – во свидетельство того, что дни их преставления тесно связаны с празднуемым в этот день Церковью событием. Так, в день Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня преставился святитель Иоанн Златоуст, а в день Благовещения Пресвятой Богородицы – святитель Тихон (Беллавин). Имена этих святых также внесены в месяцеслов в дни двунадесятых праздников с указанием «день преставления».

http://pravoslavie.ru/144025.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Памятник преподобному Сергию Радонежскому восстановлен в Свияжском монастыре в Татарстане 16.08.2019 14 августа 2019 года в Свияжском Богородице-Успенском мужском монастыре Казанской епархии установили памятник преподобному Сергию Радонежскому . Скульптура, созданная в конце 1990-х по благословению тогдашнего настоятеля обители игумена Кирилла (Коровина), считалась утраченной, но недавно ее обнаружили закопанной в землю рядом с алтарной частью Успенского собора. Храмовое здание и монастырские постройки долгое время находились в запустении, но в начале 2000-х было принято решение восстановить святыню. Реставраторы укрепили фундамент и выполнили гидроизоляцию, отреставрировали стены, своды, позакомарное покрытие, кровлю четверика и трапезной. Главы были покрыты медью, изготовлены новые окна, двери и ставни, устроена дискретная отмостка. 18 июля 2018 года, в день празднования обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан возглавил чин великого освящения отреставрированной Сергиевской церкви в бывшем Иоанно-Предтеченском монастыре и совершил Божественную литургию в новоосвященном храме. По завершении реставрационных работ в Свияжском монастыре по благословению митрополита Феофана начались работы по восстановлению памятника. Неподалеку от Успенского собора была подготовлена площадка с основанием для монумента. При помощи специальной техники памятник установили на постамент. Затем духовенство и братия монастыря во главе с настоятелем игуменом Симеоном (Кулагиным) совершили славление преподобному Сергию. Основатель Троице-Сергиевой лавры считается одним из покровителей Свияжска, в его честь 7 октября 1604 года была освящена церковь в Свияжском Иоанно-Предтеченском монастыре. «Мы очень рады, что памятник преподобному Сергию Радонежскому вновь занял свое историческое место на территории Свияжской обители. Скульптура является важной деталью архитектурного ансамбля, и в ближайшее время реставраторы приведут ее в надлежащий вид — очистят от мха и загрязнений», — отметил игумен Симеон (Кулагин). Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 17.08.2019 15:44:09

http://drevo-info.ru/news/25200.html

В мае Троице-Сергиеву Лавру посетил «Патриарх Антиохийский и всего Востока Кир Григорий IV». Троицкая обитель радушно приняла владыку и пожертвовала в его небогатую казну 1050 рублей. 24 мая – посещение Лавры императором Николаем II по случаю 300-летия Дома Романовых. 15 октября Духовный собор Троице-Сергиевой Лавры постановил оставить в силе обычай допуска женщин в Гефсиманский скит, введенный Митрополитом Филаретом, но запретить им оставаться на территории скита на ночь с 17 на 18 августа. В том же году завершилось начатое в 1910 году строительство первого доходного дома Лавры в Посаде, расположенного на углу Красногорской площади и Александровской улицы (проспект Красной армии, 138/2). 13 апреля 1914 года на станцию Сергиево прибыла икона преподобного Саввы Звенигородского. Встреченная крестным ходом из Вознесенской церкви икона была торжественно препровождена в Троице-Сергиеву Лавру. Вскоре после начала войны с Германией ТроицеСергиеву Лавру посетил император Николай II. В том же году завершено начатое в 1910 году строительство второго доходного дома Лавры в Посаде, неподалеку от Белого пруда. В 1915 году наместником Лавры назначен архимандрит Кронид (Любимов; 1915–1922). 3 сентября – в Сергиевский Посад прибыл и разместился в здании Новой лаврской гостиницы Двинский сводный полевой запасной госпиталь. Содержание госпиталя, рассчитанного на 460 коек, взяла на себя Троице-Сергиева Лавра. Госпиталь квартировал в Посаде вплоть до конца февраля 1916 года. 4 сентября в Сергиевском Посаде, в расположенном на углу Вознесенской площади и Московской улицы двухэтажном каменном здании городского правления, состоялось первое организационное заседание Комитета по оказанию помощи беженцам из прифронтовых западных губерний Российской Империи. 19 октября Троице-Сергиева Лавра была извещена о изъявлении благодарности в свой адрес от императрицы Марии Федоровны за пожертвование 25 тысяч рублей в пользу Красного Креста и на нужды действующей армии. 12 марта 1917 года комендант Сергиева Посада, назначенный от Временного правительства, распорядился о разоружении Троице-Сергиевой Лавры. Оружие было приобретено Лаврой в 1905 году, во время революции.

http://azbyka.ru/fiction/prepodobnyj-ser...

Чтобы удовлетворить любознательность читателя, поведем его еще взглянуть на некоторые предметы. В ограде Успенского собора находится колодезь, воду которого считают целебной: как только открыли случайно воду, то от неё получил исцеление один монах; был потом, случай, что один слуга монастырский, не веривший в целебность воды, внезапно умер... Все это укрепило веру и в настоящее время колодезь благоустроен, над ним устроена часовня. – Далее – бассейн, или водовместилище, тут же неподалеку. В нем совершается водосвятие в день праздника Крещения Господня. Вид бассейна внушает благоговейное чувство: устроенный на подобие большой чаши, он наполняется водой из водруженного большого креста, в который проведена вода. Наконец, памятник. Находится он тоже вблизи бассейна. Устроен митрополитом Платоном и служит прославлением обители. Каменная колонна памятника окружена решеткой из пушек и цепей. Прочитайте надписи, умело составленные и помещенные на четырех сторонах памятника: в этих надписях изложены все те тяжелые годины, которые пережила Россия, и в которые святая обитель была полезна для России. Есть и другие заведения в стенах Лавры, но о них нам можно только упомянуть, так как подробно нельзя сказать обо всем. Так, в Лавре своя иконописная школа и мастерская; – свечная, заведение которой относится ко времени первого прибытия преподобного Сергия в Пустынь, где потом основалась и устроилась Лавра; – просфорная, где пекут просфоры; – литография и фотография, где печатаются иконы и снимаются для распространения среди богомольцев. И ни один богомолец не выйдет из Лавры, не вынеся на память какого-либо предмета: иконы или её снимка, книжки, просфоры ... Иные от усердия покупают много предметов и возвращаются домой, обремененные ношей. Дома они хранят эти предметы, как священную память о посещенной обители, раздают на память близким людям, а более ценные дарят в церкви. Нередко можно встретить в наших церквах подобные приношения, а войдя в дом русского человека, вы часто с первого взгляда узнаете, что кто-нибудь из хозяев ходил на богомолье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перед началом обедни на аналой перед иконой Владимирской Божией Матери был поставлен ларец с тремя записками, на которых были начертаны имена кандидатов. После Литургии служили молебен с чтением особой молитвы. Храм, вмещавший до 12000 молящихся, был переполнен. Все с трепетом ждали, кого Господь назовет… По окончании молебна митрополит Владимир подошел к аналою, взял ларец, благословил им народ, разорвал шнур, которым ларец был перевязан, — и снял печати. Из алтаря вышел глубокий старец — иеросхимонах Алексий [  ], затворник Зосимовой Пустыни (неподалеку от Троице–Сергиевской Лавры), ради церковного послушания участвовавший в Соборе. Он трижды перекрестился и, не глядя, вынул из ларца записку. Митрополит Владимир внятно прочел: «Тихон, митрополит Московский». Словно электрическая искра пробежала по молящимся… Раздался возглас митрополита: «Аксиос!», который потонул в единодушном «Аксиос!.. Аксиос!..» духовенства и народа. Хор вместе с молящимися запел «Тебе Бога хвалим»… Ликование охватило всех. У многих на глазах были слезы. Чувствовалось, что избрание Патриарха для всех радость обретения в дни русской смуты заступника, предстателя и молитвенника за русский народ… Всем хотелось верить, что с Патриархом раздоры как–то изживутся… Когда мы расходились и надевали шубы, протопресвитер Шавельский сказал: «Вижу, Господом Церковь наша не оставлена…» Все епископы и множество мирян направились в Троицкое Подворье — приветствовать Патриарха Тихона. Но прежде чем мы успели доехать, нашлись гонцы, которые его уже оповестили. Патриарх Тихон вышел к нам спокойный, смиренный. Архиепископ Антоний сказал приветственное «слово» — и поклонился ему в ноги. Мы, епископы, тоже земно ему поклонились. Он — нам. В ответном «слове» Патриарх со свойственным ему смирением говорил о своем недостоинстве, о непосильном для него тяжком бремени патриаршества, «но надо исполнить волю Божию…». Этими словами он закончил свою речь. После высокого подъема этого великого дня волна спала и наступила реакция. По–прежнему мы заседали, читали и выслушивали доклады, дебатировали, голосовали… Иногда ездили к Патриарху для совещания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Перед началом обедни на аналой перед иконой Владимирской Божией Матери был поставлен ларец с тремя записками, на которых были начертаны имена кандидатов. После Литургии служили молебен с чтением особой молитвы. Храм, вмещавший до 12000 молящихся, был переполнен. Все с трепетом ждали, кого Господь назовет… По окончании молебна митрополит Владимир подошел к аналою, взял ларец, благословил им народ, разорвал шнур, которым ларец был перевязан, — и снял печати. Из алтаря вышел глубокий старец — иеросхимонах Алексий , затворник Зосимовой Пустыни (неподалеку от Троице–Сергиевской Лавры), ради церковного послушания участвовавший в Соборе. Он трижды перекрестился и, не глядя, вынул из ларца записку. Митрополит Владимир внятно прочел: «Тихон, митрополит Московский». Словно электрическая искра пробежала по молящимся… Раздался возглас митрополита: «Аксиос!», который потонул в единодушном «Аксиос!.. Аксиос!..» духовенства и народа. Хор вместе с молящимися запел «Тебе Бога хвалим»… Ликование охватило всех. У многих на глазах были слезы. Чувствовалось, что избрание Патриарха для всех радость обретения в дни русской смуты заступника, предстателя и молитвенника за русский народ… Всем хотелось верить, что с Патриархом раздоры как–то изживутся… Когда мы расходились и надевали шубы, протопресвитер Шавельский сказал: «Вижу, Господом Церковь наша не оставлена…» Все епископы и множество мирян направились в Троицкое Подворье — приветствовать Патриарха Тихона. Но прежде чем мы успели доехать, нашлись гонцы, которые его уже оповестили. Патриарх Тихон вышел к нам спокойный, смиренный. Архиепископ Антоний сказал приветственное «слово» — и поклонился ему в ноги. Мы, епископы, тоже земно ему поклонились. Он — нам. В ответном «слове» Патриарх со свойственным ему смирением говорил о своем недостоинстве, о непосильном для него тяжком бремени патриаршества, «но надо исполнить волю Божию…». Этими словами он закончил свою речь. После высокого подъема этого великого дня волна спала и наступила реакция. По–прежнему мы заседали, читали и выслушивали доклады, дебатировали, голосовали… Иногда ездили к Патриарху для совещания.

http://azbyka.ru/fiction/put-moej-zhizni...

«Перед началом обедни на аналой перед иконой Владимирской Божией Матери был поставлен ларец с тремя записками, на которых были начертаны имена трех кандидатов. После литургии служили молебен с чтением особой молитвы. Храм, вмещавший до 12 000 молящихся, был переполнен. Все с трепетом ждали, кого Господь назовет… По окончании молебна митрополит Владимир подошел к аналою, взял ларец, благословил им народ, разорвал шнур, которым ларец был перевязан, – и снял печати. Из алтаря вышел глубокий старец – иеросхимонах Алексий, затворник Зосимовой пустыни (неподалеку от Троице-Сергиевской лавры), ради церковного послушания участвовавший в Соборе. Он трижды перекрестился и, не глядя, вынул из ларца записку. Митрополит Владимир внятно прочел: «Тихон, митрополит Московский» . Несомненно, вынув жребий, старец еще раз подтвердил свой духовный авторитет. Да и сам факт, что именно ему выпала эта честь (а в то же время и тяжелая духовная миссия), говорит о том, что личность его и заслуги перед Церковью ни у кого не вызывали сомнений. Пробыв в Москве до весны 1918 года, старец вернулся в Зосимову пустынь, где оставался вплоть до самого ее закрытия – мая 1923 года. Он тяжело переживал обрушившиеся на Церковь гонения. Резко сократилось число паломников. 28 февраля 1919 года иеромонах Алексий был пострижен в схиму, перейдя, таким образом, на высшую ступень православного монашества. А 6 мая 1923 года власти окончательно закрыли Зосимову пустынь. В качестве нового места жительства 77-летний старец выбрал Сергиев Посад, который через несколько лет станет пристанищем и для отца Николая Беневоленского, вынужденного покинуть Москву. Сам отец Николай периодически навещал своего дядю, привозя с собой и своих детей. Незадолго до смерти старца он был у него с дочерью Верой, у которой воспоминания о том визите сохранились на всю жизнь. 19 сентября 1928 года старец Алексий скончался. На его погребении присутствовали многие духовные дети старца. Среди пяти протоиереев, отпевавших старца (помимо них, было пять архиереев, три архимандрита; всего же на отпевании присутствовали около 40 священнослужителей), был и отец Николай Беневоленский.

http://pravoslavie.ru/44073.html

Закрытие Троице-Сергиевой Лавры и судьба мощей преподобного Сергия Радонежского в 1918–1946 гг. Источник Содержание Предисловие Часть 1 Глава 1. Научно-музейная деятельность Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры (1918–1920 гг.) Список опубликованных трудов Комиссии по охране Лавры и ее членов за весь период ее существования (1918–1925) Глава 2. Расформирование Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры (январь-февраль 1920 г.) Глава 3. Подготовка и осуществление декрета СНК «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры» 20 апреля 1920 г. Часть 2 Глава 4. Изъятие хозяйства Троице-Сергиевой лавры в ведение Сергиевского исполкома в 1918–1919 гг. Глава 5. Взаимоотношения Комиссии по охране Троице-Сергиевой лавры с братией обители Глава 6. Вскрытие мощей преподобного Сергия 11 апреля 1919г. Глава 7. Выселение братии из Троице-Сергиевой лавры Глава 8. Попытки Наркомата юстиции вывезти из Троице-Сергиевой лавры мощи преподобного Сергия Глава 9. Сокрытие главы преподобного Сергия священником Павлом Флоренским и графом Ю. А. Олсуфьевым. (около 30 марта 1920 г.) Глава 11. Судьба мощей преподобного Сергия в 1921–1948 гг. Приложение П. А. Флоренский. Троице-Сергиева лавра и Россия П. К. Каптерев. Из истории Троицкой лавры И. Е. Бондаренко. Художественный облик Лавры Ю. А. Олсуфьев. Лицевые книги и их орнамент Т. Н. Александрова-Дольник. Шитье Ф. Я. Мишуков. Утварь Троицкой лавры М. В. Шик. Митрополичьи покои С. П. Мансуров. О библиотеке М. В. Шик. Колокольня и колокола Список сокращений     Эта книга – уникальное собрание документов и других архивных материалов, которые воссоздают современному читателю картину закрытия Троице-Сергиевой лавры в начале XX века. В первой части рассказывается о научно-музейной деятельности Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Вторая часть содержит материалы о закрытии Лавры и судьбе главы и мощей преподобного Сергия Радонежского. В приложении полностью воспроизводится подготовленный Комиссией по охране памятников искусства и старины в 1919 г. сборник «Троице-Сергиева лавра», тираж которого был уничтожен большевиками до выхода из типографии. Предисловие

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

3–29). П. Каптерев. Из истории Троицкой Лавры (с. 30–45). И. Бондаренко. Художественный облик Лавры (с. 46–63). Ю. Олсуфьев. Иконопись (с. 64–82). Ю. Олсуфьев. Лицевые книги и их орнамент (с. 83–88). Т. Александрова-Дольник. Шитье (с. 89–100). Ф. Мишуков. Утварь Троицкой Лавры (с. 101–118). М. Шик. Митрополичьи покои (с. 119–125). С. Мансуров. О библиотеке (с. 126–143). М. Шик. Колокольня и колокола (с. 144–155). В. Д. Дервиз. К вопросу об экономическом положении б. Троице-Сергиевой лавры (доходы и расходы Лавры за 1917 год). Издание Государственного Сергиевского историко-художественного музея (далее: Издание Сергиевского музея). Сергиев Посад, 1926. [Ю. А. Олсуфьев.] Опись икон Троице-Сергиевой лавры до XVIII века и наиболее типичных XVIII и XIX веков. Предисловие Ю. Олсуфьева. Сергиев Посад, 1920. [Ю. А. Олсуфьев.] Опись лицевых изображений и орнамента книг ризницы Троице-Сергиевой лавры. Предисловие Ю. Олсуфьева. Сергиев Посад, 1921. [Ю. А. Олсуфьев.] Опись крестов Троице-Сергиевой лавры до XIX века и наиболее типичных XIX века. Предисловие Ю. Олсуфьева. Сергиев Посад, 1921. [Ю. А. Олсуфьев.] Дополнение I к «Описи икон Троице-Сергиевой лавры» 1920 года. Сергиев Посад, 1922. [Ю. А. Олсуфьев.] Искусство XIV и XV веков. Выставка при музее б. Троице-Сергиевой лавры. 1924. Предисловие Ю. О . Комиссия... Сергиев Посад, 1924. [Ю. А. Олсуфьев.] Искусство XIV и XV веков. Каталог наиболее выдающихся произведений этой эпохи в музее б. Троице-Сергиевой лавры. 1924. Предисловие Ю. О . Комиссия... Изд. 2-е, доп. и испр. Сергиев Посад, 1924. Ю. А. Олсуфьев. К вопросу о шитом деисусном чине (1543) в музее б. Троице-Сергиевой лавры. – Доклад, читанный в Комиссии по охране памятников искусства Троице-Сергиевой лавры 27 декабря 1923 года. Сергиев Посад, 1924. Ю. А. Олсуфьев. Кто вкладчики воздуха 1479 и покрова 1541 в музее б. Троице-Сергиевой лавры. – Доклад, читанный в Комиссии по охране памятников искусства Троице-Сергиевой лавры 10 апреля 1924 года. Сергиев Посад, 1924. Ю. А. Олсуфьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

«Комиссия по охране Лавры. 277. Экстренный вызов. Сотрудник Комиссии по охране Троице-Сергиевой лавры Павел Александрович Флоренский экстренно командируется в Москву по делам службы, что подписью и приложением печати удостоверяется. Секретарь Дараган. За делопроизводителя Смирнов» 64 . «Комиссия по охране Лавры. 278. В отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. Комиссия по охране Троице-Сергиевой лавры считает своим долгом сообщить о состоявшемся от 17-го сего апреля опечатании в библиотеке Лавры издания под заглавием «Троице-Сергиева лавра». Копия заявления библиотекаря прилагается. Секретарь Дараган» 65 . В день издания декрета, 20 апреля 1920 г., в Комиссию по охране Лавры из Отдела по делам музеев поступила телеграмма 59974: «Прибывшие докладом комиссар Кочаровская, член комиссии Флоренский задержаны музейной коллегией в Москве» 66 . Это свидетельствует о том, что священник Павел Флоренский , вероятно, принимал участие в обсуждении окончательного текста Декрета об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры. Помимо общего доклада о положении Комиссии по охране Лавры, он мог указать на необходимость более широкого и ответственного привлечения сотрудников Наркомата просвещения для исполнения декрета. Так, в пункте 4 окончательного текста декрета представительство Наркомпроса было увеличено с 1 до 2 сотрудников по сравнению с проектом СНК, указано на право вызова экспертов – должность, которую вскоре стал занимать при Комиссии по охране Лавры сам священник Павел Флоренский . Вероятно, в Москве священник Павел Флоренский пробыл до 23 апреля 1920 г., после чего вернулся в Сергиев Посад. Декрет об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевской лавры 67 «1) Все находящиеся в пределах Лавры историко-художественные здания и ценности обращаются в музей, находящийся в ведении Народного комиссариата просвещения. 2) Отдел по делам музеев и охраны памятников старины и искусства вырабатывает инструкции и вводит в действие положение об управлении зданиями и ценностями, имеющими художественно-историческое значение для использования в целях демократизации художественно-исторических зданий, путем превращения этих зданий и коллекций в музей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010