Азбука веры Православная библиотека протоиерей Григорий Дьяченко Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года Пожертвовать Вход протоиерей Григорий Дьяченко Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года Источник Книга 4, Поучение 9 Книга 4, Поучение 11 Месяц сентябрь Скачать epub pdf Оригинал: pdf 128 Мб Четвертый день. Поуч. 4-е. Празднование иконе Божией Матери «Неопалимая купина». (Как мы должны чествовать Матерь Божию?) I. К числу наименований, какими св. церковь чествует Пресвятую Богородицу, относится наименование: Купина неопалимая. Так оно встречается в церковных песнопениях (Канон акафиста, песнь 6-я, троп. 4). Есть также особый праздник образу Пресвятыя Богородицы: Неопалимая купина. На сем образе она издревле изображается окруженною огненным сиянием. Помянутый праздник совершается (4 сентября) в день памяти св. пророка и Боговидца Моисея. Это, без сомнения, потому, что Моисей сподобился видения, имевшего прообразовательное отношение к наименованию Богородицы Неопалимою купиною. Близ горы Синая, в пустыне, Моисей, когда пас стадо своего тестя, увидел купину, т.е. терновый куст, в котором явился ему Сам Господь в огненном пламени. Купина горела, но не сгорала. Это чудо предызображало тайну воплощения Сына Божия. Сей тайне послужила Дева Мария. Она восприяла в чрево Свое огнь Божества, и как купина, объятая пламенем, оставалась невредимою, так и Дева Мария сохранила не только жизнь Свою, но и девство, пребыв невредимою от вселившегося в Нее Божества. II. Наименование Богоматери Неопалимою купиною, знаменательное в вероучительном отношении, научает нас вместе тому, как мы должны чествовать Ее. Мы чествуем Ее многочисленными песнопениями, празднествами, посвящением Ей храмов, похвальными наименованиями. Каждый из сих способов чествования представляет свои особенности. Указание на одну из таких особенностей мы увидим в наименовании Богородицы Неопалимою купиною, если ближе вникнем в повествование Моисея о явлении Бога в купине, служащей прообразом Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Неопалимая Купина» Празднование 4/17 сентября Кондак 1 Взбранной Воеводе, Пречистой и Богообрадованней Деве Богородице, огнезрачныя иконы Своея явлением обрадовавшей Церковь Христову и ею от огненнаго запаления защищающей верныя, похвальное возглашаем пение, Ты же, о Богомати, Купина Неопалимая нами именуемая, яко имущая державу непобедимую и милосердие многое, ускори на помощь к нам, требующим Твоего заступления, и от всяких бед свободи зовущих Ти: Радуйся, Благодатная, Купина Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая. Икос 1 Ангелов Царице и всея твари Владычице Госпоже Богородице, от ангельских ликов горе приемлющая хвалебное пение, сподоби и нас, земных и перстных, возносити к Тебе гласы хвалы благодарения за премногую милость Твою к роду человеческому. И аще недостойны есмы пети Тя по достоянию, обаче Ты, яко Благая, не возгнушайся наших недовлеющих похвал, и яко Сын Твой две лепте вдовицы милостивно прият, тако любоблагоутробно услыши нас, со умилением Тебе вопиющих: Радуйся, Огнь Божества во чреве Твоем неопально носившая; радуйся, Спасителя падшему человечеству рождшая. Радуйся, силу адову пречистым рождеством Твоим упразднившая; радуйся, Адама и Еву древняго проклятия свободившая. Радуйся, вочеловечению Единаго от Троицы непорочно послужившая; радуйся, Творца небесе и земли безсеменно воплотившая. Радуйся, Благодатная, Купина Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая. Кондак 2 Видя Моисей на Синаи купину огнем горевшую и не сгоравшую, ужасеся, и се бысгь глас к нему Божественный от купины: «Изуй сапоги от ног твоих: место бо, на немже ты стоиши, земля свята есть». Сего послушающе, и мы, смиреннии, таинство воплощения Бога Слова от Пречистая Девы, чудом Неопалимыя Купины прообразованное, исповедуем и со страхом покланяемся месту явления Божия, зовуще Зиждителю всяческих: Аллилуиа. Икос 2 Разум человеческий не может постигнути таинство смотрения Божия, от сложения мира искупление падшаго человечества предопределившаго в Совете Предвечном Триипостаснаго Божества: обаче Духом Святым вдохновении, святии Божии пророцы издалече предзряще чудо чудес, яко Творец рабий зрак восприимет, спасти хотя дело рук Своих от погибели вечныя, возвещаху прообразы и пророчествы неложными имущее совершитися искупление рода человеча обетованным Искупителем, Емуже Ты, Всечистая, плоть взаимодавши, сподобилася еси быти Материю Господа Твоего, внушающаго нам вопити к Тебе: Радуйся, огнезрачная палато на херувимех Седящаго; радуйся, светоносная ложнице серафимы Повелевающаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Дятьково. Церковь иконы Божией Матери " Неопалимая Купина " . Церковь Неопалимой Купины Карта и ближайшие объекты Храм-памятник в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» построен по благословению Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека. В декабре 1999 года был совершен чин освящения и закладки камня. Строительство велось при поддержке губернатора Брянской области Ю.Е. Лодкина, администрации города Дятьково и Дятьковского района. В марте 2003 года Епископ Брянский и Севский Феофилакт совершил освящение храма. Сведения из статьи " Действующие храмы Брянской епархии " опубликованной в " Брянском Православном Календаре. 2007 год от Рождества Христова " (Издание Брянского Епархиального Управления, 2007г.) В городе Дятьково Брянской области располагается храм-памятник в честь иконы «Неопалимая Купина» - единственный во всем мире храм с иконостасом из хрусталя. Эта уникальная церковь является наследником Хрустального собора Мальцовых, возведенного в 1810 году владельцем Дятьковской хрустальной фабрики Иваном Мальцовым. Храм-памятник в современном Дятьково был построен в 2002 году при поддержке городской администрации и губернатора Брянской области Лодкина Ю.Е. Освящение храма-памятника осуществлено весной 2003 года. Уникальное убранство этой церкви абсолютно безвозмездно выполнили работники Дятьковского хрустального завода. Вместе с сотрудниками Музея дятьковского хрусталя они отыскали рисунки старого иконостаса и постарались в точности их повторить. На изготовление огромной люстры, иконостаса, а также плитки для арок и стен для этого храма ушло более 15 т хрусталя. Сейчас осуществляется реставрация фасадов настоятелем иереем Игорем (Куприяшином). История современного храма-памятника в честь иконы Божией Матери " Неопалимая Купина " начинается задолго до его фактического возведения в 2000-х годах. Да, именно так, никакой опечатки здесь нет. И вот почему. Можно сказать, что вся история Дятькова тесно переплетается с родом предпринимателей Мальцовых. В 1790 году Мария Васильевна Мальцова построила в деревне Дятьково хрустальный завод. Рабочие переехали на новое место со своими семьями. Население с каждым годом возрастало. Дятьково превращалось в " столицу " брянской группы мальцовских заводов. Однако в начале XIX века Дятьково всё ещё оставалось деревней - то есть здесь не было собственного храма. А приходская церковь в соседнем селе Спасском уже не вмещала всех прихожан.

http://sobory.ru/article/?object=01755

Икона Неопалимая купина: история возникновения Память этого ветхозаветного Богоявления была увековечена созданием часовни в честь «Неопалимой Купины», которую построили за алтарем соборного храма монастыря Святой Екатерины у подножия горы Синай. 17 сентября, 2012 Память этого ветхозаветного Богоявления была увековечена созданием часовни в честь «Неопалимой Купины», которую построили за алтарем соборного храма монастыря Святой Екатерины у подножия горы Синай.   Какую историю рассказывает нам один из самых сложных иконографических образов Богородицы — Неопалимая купина? Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь [Моисею]: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей [и ввести его] в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев. И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону [царю Египетскому]; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.   Икона Неопалимая купина изображает Библейский сюжет о Моисее. Ему явился сам Господь в образе тернового куста, который горел, но не сгорал в огне. Считается, что это видение было прообразом Богоматери. Именно там Господь рассказал Моисею о его предназначении и просил вывести народ Израиля из Египта в Землю Обетованную. Единственный из плененного народа в те времена Моисей вырос свободным и равным египетским вельможам. В сорок лет он впервые увидел свой народ и, пораженный его бедственным положением, убил египтянина, избивавшего раба. Но сорок лет пустыни научили его смирению и открыли дверь в новую духовную жизнь.

http://pravmir.ru/neopalimaya-kupina/

Тверь. Церковь иконы Божией Матери " Неопалимая Купина " . /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первые упоминания о большом кладбище в Затверечье, на восточной окраине города, относятся ко второй половине XVIII века, когда после страшного пожара 1763 года Тверь начала застраиваться по генеральному плану, высочайше утвержденному Императрицей Екатериной Великой. Именно в это время приходские кладбища, сильно пострадавшие вместе с храмами от огня, начинают переноситься за городскую черту. В 1841 году на холме, с которого через поле и волжскую гладь открывался замечательный вид на центральную часть Твери, возводится каменная церковь с двумя престолами: главный – иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», правый – преподобного Нила Столобенского. Проект церкви предположительно можно связать с именем губернского архитектора Ивана Федоровича Львова. Это было исключительно лаконичное по своим объёмным и декоративным формам здание. Над его крещатым объёмом возвышались купол четверика и ярус колокольни. Такой церковь вошла в XX век. В 1901 году здесь служили: священник Феодор Никанорович Рождественский 52-х лет, студент семинарии, диаконом с 1871 года, иереем с 1876 года, в 1895 году награжден наперсным крестом; диакон Василий Панов 57-ми лет, рукоположен в 1889 году. История Неопалимовского кладбища неразрывно связана с жизненным подвигом тверских новомучеников, ведь церковь на его холме, простоявшая до Великой Отечественной войны, явилась последним местом служения архиепископа Фаддея (Успенского), протоиереев Илии Громогласова и Илии Бенеманского. Когда 29 сентября 1936 года городские власти лишили владыку Фаддея регистрации и запретили служить, он все же продолжал совершать богослужения в двух последних сохранившихся у православных храмах в Заволжье (Успенской единоверческой церкви рядом с Волынским кладбищем на берегу Соминки и церкви в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»), добираясь туда через весь город пешком. Неопалимовскую церковь владыка любил особо, ведь она «среди бушующих волн злого моря житейского стала местом обетованным, раем земным. На холме, среди кладбища, отделенного от города полем и Волгой, была как скит», напоминая архиепископу родные места на Нижегородчине.

http://sobory.ru/article/?object=46550

Скачать epub pdf Очерк библейско-экзегетический и церковно-археологический Чтение, предложенное в заседании Церковно-Историческаго и Археологическаго Общества при Императорской Киевской Духовной Академии 27 ноября 1913 года. Ветхозаветное домостроительство спасения рода человеческаго, многократно и многообразно ( Евр. 1, 1 ) подготовлявшее или детоводившее людей ко Христу ( Гал. 3, 24 ), включало в систему этого подготовления, между прочим, многочисленные прообразы, которые, при всей своей исторической реальности, при свете Новаго Завета, оказываются имевшими лишь тень будущих благ, а не самый образ вещей ( Евр. 10, 1 ). Одним из таких прообразов является виденная ветхозаветным законоположником и великим пророком Моисеем купина 1 , горевшая в огне, но не сгоравшая. В ряду других многочисленных ветхозаветных прообразов «Неопалимая Купина» выделяется особенною близостью христианскому сознанию и христианскому сердцу в силу прообразовательнаго отношения этого образа к таинству воплощения Сына Божия и к лицу Богоматери, неусыпной Заступницы рода христианскаго. Мы остановимся сначала на библейско-исторической стороне предмета, а затем перейдем к церковно-символическому пониманию библейскаго события. По книге Исход 3, 2–4, Иегова или Ангел Иеговы явился в пустыне при горе Божией Хориве Моисею при призвании его к избавлению народа еврейскаго от рабства египетскаго и к образованию из евреев общества Иеговы или ветхозаветной церкви Божией: «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды терноваго куста ( , LXX: θη δ ατ γγελος Κυρ ου ν πυρ λογς κ το βτου, слав. «явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины»). И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает, ( , βτος κα εται πυρ, δ βτος ο κατεκα ετο, «купина горит огнем, купина же не сгараше»). Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста ( , κ το βτου, «из купины»), и сказал: Моисей, Моисей! Он сказал: вот я!» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Неопалимая Купина» Кондак 1 Взбранной Воеводе, Пречистой и Богообрадованной Деве Богородице, огнезрачныя иконы Своея явлением обрадовавшей Церковь Христову и ею от огненнаго запаления защищающей верныя, похвальное возглашаем пение; Ты же, о Богомати, Купина Неопалимая нами именуемая, яко имущая державу непобедимую и милосердие многое, ускори на помощь к нам, требующим Твоего заступления, и от всяких бед свободи зовущих Ти: Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая. Икос 1 Ангелов Царице и всея твари Владычице Госпоже Богородице, от ангельских ликов горе приемлющая хвалебное пение, сподоби и нас, земных и перстных, возносити к Тебе гласы хвалы благодарения за премногую милость Твою к роду человеческому. И аще недостойни есмы пети Тя по достоянию, обаче Ты, яко благая, не возгнушайся наших недовлеющих похвал и, яко Сын Твой две лепте вдовицы милостивно прият, тако любоблагоутробно услыши нас, со умилением Тебе вопиющих: Радуйся, Огнь Божества во чреве Твоем неопальне носившая; радуйся, Спасителя падшему человечеству рождшая. Радуйся, силу адову пречестным рождеством Твоим упразднившая; радуйся, Адама и Еву древняго проклятия свободившая. Радуйся, вочеловечению Единаго от Троицы непорочно послужившая; радуйся, Творца небесе и земли безсеменно воплотившая. Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая. Кондак 2 Видя Моисей на Синаи купину огнем горевшую и не сгоравшую, ужасеся, и се бысть глас к нему Божественный от купины: Иззуй сапоги от ногу твоею: место бо, на немже ты стоиши, земля свята есть. Сего послушающе, и мы, смиреннии, таинство воплощения Бога Слова от Пречистыя Девы, чудом неопалимыя купины прообразованное, исповедуем, и со страхом поклоняемся месту явления Божия, зовуще Зиждителю всяческих: Аллилуиа. Икос 2 Разум человеческий не может постигнути таинства смотрения Божия, от сложения мира искупление падшего человечества предопределившаго в Совете превечном Триипостаснаго Божества, обаче Духом Святым вдохновленныя святии Божии пророцы, издалече предзряще чудо чудес, яко Творец рабий зрак восприимет, спасти хотя дело рук Своих от погибели вечныя, возвещаху прообразы и пророчествы неложными имущее совершитися искупление рода человеча обетованным Искупителем, Емуже Ты, Всечистая, плоть взаимодавши, сподобилася еси быти Мати Господа Твоего, внушающаго нам вопити к Тебе: Радуйся, огнезрачная палато на Херувимех Седящаго; радуйся, светоносная ложнице Серафимом Повелевающаго. Радуйся, одре Царя Великаго верху горы небесныя; радуйся, престоле одушевленный Обладающаго горними и дольними. Радуйся, кивоте освященный Божества, Святая Святых больший; радуйся, стамно всезлатая, в Нейже манна спасительная уготовася, плоть и кровь Божественнаго Агнца. Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

http://ms.pravoslavie.ru/111447.html

Вахитовский район. Церковь иконы Божией Матери " Неопалимая купина " при Земской больнице. Богородицкая церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты «Жемчужиной города» назвали архитекторы застройку района современных улиц Карла Маркса, Миславского, Большой Красной. Осуществлялась она после появления в 1768 году первого регулярного плана Казани. Одним из заметных «камней» в этом ожерелье сегодня является здание, расположенное по красной линии улицы Карла Маркса в доме 17 в охранной зоне Казанского кремля. До недавнего времени горожане знали его как кардиологический диспансер, а первоначально в 1774-1825 гг. как здание Конторы-канцелярии адмиралтейства (корабельных дел). Это здание относится к числу самых старых сохранившихся кирпичных в Казани. Пять домов, построенных по проекту В. Кафтырева в 1774 году, постепенно были объединены в три, а после 1844 года стали уже единым сооружением - типичным памятникам позднего барокко. Архитектурные задумки отчетливо видны до сих пор. Его главный фасад при помощи раскреповок расчленен на ризалиты, размер и скульптурные декоры которых нарастают к центру. Центральная часть с главным входом украшена четырьмя пилястрами на втором этаже и барочным фронтоном. Именно в этой части при больнице Приказа Общественного Призрения с выходом во двор в 1854 году была устроена и освящена церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая купина», а над фронтоном установлен крест - традиционный символ богоугодных заведений. В 1861 году для совершенствования студентов кафедры госпитальной хирургии Казанского императорского университета при больнице была открыта Госпитальная клиника с терапевтическим и хирургическим отделениями. На основе больницы и клиники в 1865 году была создана Городская Земская Больница. В начале XX века в главном корпусе больницы переделали парадную лестницу, которая вела к церкви. Алтарь и сама церковь выступала во двор. Иконостас и утварь для церкви пожертвовал купец Сергей Евсеевич Александров. Храмовые иконы писаны в мастерской Т.Т. Гагаева. Около восточной стены висели четыре колокола.

http://sobory.ru/article/?object=35879

Л. Воронцова (Григорьева) Икона Богоматери «Неопалимая Купина» принадлежит к наиболее полным, в смысле религиозного содержания, и сложным символическим изображением. Купина Моисея один из древнейших символов, рано присвоенных христианскою церковью Богоматери, связанный затем с другими представленными о святости и величии Богородицы и выработавшийся таким образом в целую поэму, какою является теперь икона «Неопалимой Купины». С первых веков своего существования христианская церковь , как свидетельствует нам ее история, принуждена была выступить на защиту одного из своих основных догматов – о святости и приснодевстве Богородицы, и в течение трех веков, начиная с появления гностиков во втором веке, вплоть до Ефесского собора (431 г.), идут почти беспрерывные прения о существе Пресвятой Девы. Таким образом, отцы церкви должны были заняться изучением всех свидетельств св. Писания о Пресв. Деве, благодаря чему рано выработался полный кодекс учения о Ней и Ее культе. При решении первых, затронутых полемикой, вопросов, разумеется, не могло быть и речи о Богородичных символах: христианские апологеты, прежде всего, должны были привлечь для доказательства факты и точные положения, представляемые Библией. Подтверждая свои выводы пророчествами; все их внимание сосредоточивалось на уяснении и установлении правильного понимания библейских свидетельств; а более отвлеченные представления и прообразы пока не имели места. Но, по мере утверждения догмата о девстве Богородицы, расширялся круг идей; богословские трактаты свв. отцев изменяют отчасти свой характер простого толкования слов Священного Писания ; они прибегают к сравнениям и захватывают собою, как более реальные представления, библейские прообразы. В этот период мы впервые встречаем все символы Богородицы, получившие впоследствии такое широкое распространение 1 . Уже св. Ефрем Сирин (†373 г.) в своем слове на Рождество Христово прославляет Пресв. Деву, сравнивая Ее с купиной Моисеевой: «Как некогда терновый куст на горе Хорив вмещал в пламени самого Бога, так Мария вмещала Христа в своем девственном чреве» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-bo...

Закрыть Россия — наследница Византии и Золотой Орды В Москве во время выборов Президента России прошли Божественные Литургии на татарском (кряшенском) и персидском (таджикском и фарси) языках 07:01 19.03.2024 310 Время на чтение 5 минут Фото: Предоставлены организаторами 16 марта 2024 года в Москве в преддверии Прощёного Воскресения и Великого Поста во время выборов Президента России состоялось знаковое событие — прошли Божественные Литургии на языках Русского Востока — татарском и персидском, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию РНЛ. Божественная Литургия на татарском (кряшенском) языке была совершена в Храме Толгской иконы Божией Матери в Высоко-Петровском мужском монастыре по благословению его наместника — викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председателя Синодального миссионерского отдела, епископа Луховицкого Евфимия (Моисеева). Богослужение возглавил настоятель подворья Троице-Сергиевой Лавры в Горках-8 Московской области архимандрит Дорофей (Вечканов), ему сослужил руководитель Отдела по организации кряшенской миссии Татарстанской Митрополии, благочинный Алексеевского округа Чистопольской епархии протоиерей Павел Чурашов. В Божественной Литургии так же приняли участие: председатель Союза православных татар, директор Татарской национально-культурной автономии района Тёплый Стан, глава Московской татарской православно-христианской общины Бухарова Динара Абдулбяровна, православные татары Москвы и кряшены Татарстана, в том числе проживающие на территории Московского региона. Перед Причащением Святых Христовых Таин участники Литургии попросили друг у друга прощения и простили друг друга Христа ради. По окончании Богослужения уже традиционно был пропет тропарь Пасхи на современном татарском языке византийским распевом. В тот же день после Божественной Литургии на татарском языке в Храме иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Отрадном была совершена Божественная Литургия на персидском (фарси и таджикском) языке. Богослужение возглавил заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, ответственный за миссию среди мигрантов, настоятель Храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» иерей Дионисий Гришков.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/19/ro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010