Такое стремление к организации прихода представляется явлением не новым. Духовные, а также и светские журналы шестидесятых годов полны статьями, развивающими мысли о необходимости усвоения православным приходам их коренных прав, об обновлении и развитии церковно- общественной жизни и об упорядочении церковно-приходского уклада. В этих статьях, принадлежащих нашим талантливым писателям, как например И. С. Аксакову, Д. Ф. Самарину и другим, слышался настойчивый призыв к возвращению прежней силы и значения исконным русским творческим началам и указывалось на религиозно-церковные начала, которыми был проникнут весь общественный строй и быт древней Руси. 4 Плодотворные мысли о самодеятельности и самостоятельности православных приходов, развиваемые в упомянутых выше статьях, не остались без практических результатов. В начале тех же шестидесятых годов, в г. С.-Петербурге, по почину священника А. В. Гумилевского при Христорождественской церкви, что на Песках, был восстановлен в главных своих чертах православный приход, который, как христианская община, принял на себя обязанность заботиться о своих бедствующих и неимущих прихожанах и основал приходскую кассу для местных бедных, а также учредил разные богоугодные и просветительные заведения, наблюдение за которыми было поручено, по образцу древней Церкви, диакониссам. 5 Так дело восстановления православных приходов обстояло в недавнее время. § II Прошлая жизнь христианской церковной общины – Замечание П. Соколова в его сочинении «О церковно-имущественном праве в Греко-римской империи» – Отличительный характер христианской общины – Церкви учрежденные и собранные св. Апостолами – Церковное домостроительство семи избранных мужей – Благотворительность в древней Церкви. Прежде, чем мы предложим на обсуждение наши посильные соображения о способах и средствах разрешения в настоящее время «приходского вопроса», считаем необходимым бросить беглый взгляд на прошлую жизнь христианской церковной общины. Вот что, между прочим, касаясь России, говорить по сему предмету П. Соколов в заключении своего исследования о церковно-имущественном праве в Греко-римской империи: «Со времени Петра Великого общество постепенно устраняется от деятельного участия в церковной жизни, деятельность же частных лиц на пользу Церкви все более и более сводится к простым пожертвованиям с их стороны. Вместе с тем и надзор за управлением становится более строгим и действительным; но он не мог возместить ослабления интереса общества к Церкви, того охлаждения к ней, какому отчасти содействовали излишне стеснительные меры надзора». Далее названный автор указывает, что нахождение такой конструкции церковно-имущественного права, которая, с одной стороны, давала бы достаточный простор для деятельности частных лиц и общества и поощряла бы эту деятельность, с другой – обеспечивала бы возможность надзора со стороны церковной власти, – есть задача, которую предстоишь еще решить русскому праву.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Позднее, в 1882 году, касаясь снова тех же тем, Аксаков писал в газете «Русь»: «Раз возникнет самостоятельное бытие приходской общины, она, эта община, не замедлит сделаться ячейкой общественного или земского организма... Может быть, приходом заменится со временем и настоящая волость, но сперва следует восстановить приход в смысле чисто церковном, а потом уже дело покажет – станет ли он вместе с тем и земскою единицею». Если приход станет земской единицей, то «отчего же и учреждение церковно-приходских школ не может стать общим делом Церкви и земства?» С возвращением прихода развитие религиозной самодеятельности сделает излишней опеку государства над Церковью, которая уступит место религиозной свободе, ограничиваемой властью лишь в случаях, когда под религиозной формой маскируются враждебные государству политические цели 265 . Взгляды Аксакова на отрицательное влияние петровских преобразований на религиозную жизнь русского народа получили развитие у деятелей второго поколения славянофилов: Д. Ф. Самарина , А. А. Киреева, С. Ф. Шарапова. Начиная с 1897 года выходит ряд сочинений тавасттусского губернатора А. А. Папкова , приобретшего репутацию «исследователя церковного прихода». Эта репутация оправдывается хотя бы списком трудов Папкова на эту тему за пять лет: 1897 г. – «Древнерусский приход». 1898 г. – «Погосты в значении правительственных округов и сельских приходов в России». 1899 г. – «Упадок православных приходов в России». 1900 г. – «Начало возрождения церковно-приходской жизни». 1901 г. – «Православные приходы в Финляндии». 1902 г. – «Церковно-общественные вопросы в эпоху Царя-Освободителя». 1902 г. – «Необходимость обновления православного церковно-общественного строя». 1902 г. – «Необходимость преобразования в выборе и положении церковного старосты». Большие надежды на осуществление этих замыслов породил царский манифест 26 февраля 1903 года. В этом манифесте говорилось, хотя и в несколько неопределенных выражениях, о намерении расширить роль и значение Церкви в государственно-общественной жизни. Манифест, в частности, провозглашал, что правительство намерено «продолжать деятельное проведение в жизнь мероприятий, направленных к улучшению имущественного положения православного сельского духовенства... усугубляя плодотворное участие священнослужителей в духовной и общественной жизни их паствы». По-видимому, к тому же самому манифест возвращается несколько ниже, где речь идет о преобразовании губернского и уездного управления и «удовлетворении многообразных нужд земской жизни трудами местных людей, руководимых сильной закономерной властью». Манифест обещает далее «поставить задачей дальнейшего упорядочения местного быта сближение общественного управления с деятельностью приходских попечительств при православных церквах там, где это представляется возможным».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Сделав эту оговорку, мы смелее приступаем к нашей задаче, памятуя, что все факты и данные, все пожелания и мероприятия, на которые мы указываем в настоящей статье, приводятся нами в сущности лишь для возбуждения интереса к затронутому нами серьезному вопросу «о возрождении прихода»; предлагаем все это читателям не в поучение, а на обсуждение дела, касающегося решительно всех православных русских людей; делаем это в надежде вызвать поправки и дополнения, сделанные братскою и дружелюбною рукою тех, кому дороги судьбы Православия и в ком не совсем угашен так называемым светским просвещением и светскими заботами дух истинной церковности. Благоприятным обстоятельством для осуществления этой задачи является замечаемое в настоящее время пробуждение в нашем обществе интереса к церковно-общественным делам и, в частности, к вопросу о возрождении, православного прихода и обновлении церковно-приходской жизни. Светские писатели, занимающееся выяснением причин многочисленных современных общественных бедствий и нестроений и отыскивающие устои для будущих преобразований в общественном строе, прозорливо указывают на «приход», как на церковную общину, «всех собой обнимающую и одной стороной обращенную к Богу, к Церкви, другой – к государству» и заключающую в себе достаточно творческих сил для объединения сословий на пользу общую. 1 В духовных журналах все чаще и чаще появляются статьи, посвященные вопросу о приходе. «Единственной формой», говорится в одной из таких статей, – «при посредстве которой народные усилия могут целесообразно и разумно направляться на преуспеяние Церкви, представляется православный русский приход, широкая организация которого является задачей и делом нового века». 2 Известный профессор церковного права, протоиерей М. И. Горчаков, в пастырском собрании, бывшем в С.-Петербурге 14 декабря 1899 года, между прочим, заметил, что «одним из лучших средств против всяких нравственных недугов является правильная постановка прихода. Наш приход, по мнению М. И. Горчакова, должен быть организован и иметь общинное устройство. Около приходского пастыря должны группироваться лучшие люди прихода – почтенные летами, авторитетные, благочестивые, из которых составится приходской совет для рассуждений о мерах нравственного воздействия и воспитания». 3

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Эти церкви, имея во главе избранных своих епископов, пресвитеров ( Деян. 14:23 , Евр. 5:1 , Тит. 1:5 ), составляли по апостольским изречениям одно тело во Христе, а все принадлежавшие к церкви верующие порознь – были один для другого членами этого тела ( Рим. 12:4, 5 ; 1Кор.1:10; 3:16, 17; 6:15 ; Еф. 1:23; 4:4 ; Гал. 3:28 ). Более подробный состав Церкви св. апостол Павел определяет так: «И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» ( 1Кор.12:28 ). Вся же Церковь в совокупности почиталась «родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми взятыми в удел» ( 1Пет. 2:9 ). Такая Церковь , сохраняя единство духа в союзе мира ( Еф. 4:3 ) была по существу своему «трудовым братством» ( 1Фес. 4:11 ; 2Фес. 3:12 ; Еф. 4:28 ) и своей главной обязанностью почитала братолюбие ( Евр. 13:1 ), которое выражалось в благотворении, в общительности ( Евр. 13:16 ; 2Кор. 8:19 ) и в примирительном братском суде ( 1Кор. 6:18 ). Согласно сему, благотворение понималось в смысле делания всякого духовного и материального добра ближним ( Гал. 2:10; 6:2, 10 ; Еф. 4:28 ; 1Фес. 5:14 ; 1Тим. 5:16 ; 2Кор. 9:1 ; Иак. 1:27 ) общительность – в смысле собрания верующих для взаимного непрерывного назидания, наставления и научения в делах веры и славословия, для взаимного покаяния и молитв ( Еф. 5:19 ; Кол. 3:16 ; 1Фес. 5:11 ; Евр. 3:13; 10:25 ; Иак. 5:16 и наконец, братский суд – в смысле примирительного суда, вверяемого наиболее разумным членам местной церкви ( 1Кор. 6:18 ). Все эти первоначальные христианские общины имели общее церковное имущество для удовлетворения всяких нужд своих братий и между ними не было никого нуждающегося ( Деян. 2:4447; 4:32, 34, 35 ). Но существование такого общего церковного имущества для благотворительных целей вовсе не исключало обладания христианами личной собственности и при производстве общих сборов на дела благотворения предписано было соблюдать равномерность раскладки и доброхотность подаяния ( 2Кор. 8:13, 14; 9:7 ; Деян. 11:29:30 ) Известно также, что св. Апостолы, постоянно пребывая в молитве и служении слова, предоставили «пещись о столах» выбранным из среды верующих ( Деян. 6:1, 2, 3 ), а также обеспечили материально пресвитеров и наставников выделением части из приношений верующих на нужды церкви ( 1Кор. 9:13 ; Гал. 6:6 ). 6

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Эти выводы, принадлежащие ученому исследователю положения церковно-имущественного права в древности, заслуживают особенного внимания. Названный автор указывает на вкравшееся неравновесие сил и элементов в жизни наших церковных общин, а так как для блага Церкви надо воссоздать правильное соотношение этих сил и элементов, то необходимо предварительно выяснить себе внутреннюю природу христианской общины и те устои, на которых она должна покоиться и развиваться. Христианство, как религия «откровенная», должно сохранить всю свою самобытность и автономию в своих внутренних делах, а потому и христианская церковная община, по самой природе своей, должна быть свободной и самостоятельной в проявлениях своей жизни. Вся конструкция её вытекла из обновленного и просветленного светом Христовым человеческого духа, оказавшегося по своей сущности способным к восприятию и усвоению христианских истин. Вот почему христианская община, по своему строю, выше всяких других человеческих союзов, как сословных, так и основанных на каких-либо материальных интересах, – союзов, в которых сила нравственного взаимодействуя сочленов друг на друга стоит в прямой зависимости от процветания в государстве именно христианской общины. В христианской церковной общине все люди почитаются братьями во Христе, и все они, имея во главе духовного отца и наставника, сосредоточиваются вокруг видимого своего центра – храма, для совершения общественной молитвы и для выполнения христианских обязанностей. Таким образом, христианская община является семьей высшего порядка, созидающей духовное родство между сочленами, и в ней вся жизнь должна строиться на великом начале «любви», заповеданном самим Спасителем, Начальником жизни. Нам не предстоит надобности пояснять, что именно таковыми, по природе своей, были многочисленные церковные общины – «церкви», учрежденные и собранные св. Апостолами в различных областях Малой Азии, на островах Средиземного моря, в Филиппах, в Фессалониках, в Коринфе и других местах. Всем христианам известны незабвенные места из Деяний и Посланий Апостольских, в которых сообщаются подробности об учреждении первых христианских церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Устраивая общение богатых с бедными на общих трапезах, в которых принимал участие и епископ, вводя простоту в быте и одежде, лучше всего сглаживавшую неравенство в имуществ, и стремясь дать человеку внутреннее душевное счастье, христианство никогда не рассматривало (подобно социализму и в частности – коммунизму) бедность и нужду, как зло, требующее немедленного устранения. Оно старалось только облегчать это зло, снимая непосильное бремя с бедствующих и нуждающихся, и всегда учило, что подаяние милости есть не внешний закон, а внутренний, основанный на любви. 8 Исполнение же этого акта любви достигается лучше всего на церковной почве, ибо дающий приносит этот дар Богу, а нуждающийся получает его от Бога, и в этом молитвенном единении и состоит духовная польза для обоих. Но, независимо от этой материальной помощи, христианство требует еще духовной помощи в отношении своих ближних, а именно: «советовать своему ближнему, направлять его, учить, утешать, прощать ему, с терпением сносить его, и молиться за него». Всеми этими требованиями переполнены Апостольские послания, и эти добрые побуждения, требующие нравственного настроения и навыка, можно приобрести и укрепить лишь в великой христианской школе – в церковно-приходской общине, которая одна способна развить должный дух, религиозно-церковной общительности между людьми. Таковы были существенные черты собранных и утвержденных св. Апостолами христианских церквей (в разных местностях Азии и Европы), которые понимались в смысле выделившихся христианских общин, правоверующих, с епископами и пресвитерами во глав, с помощниками для дел церковного устроительства и благотворения, как из мужчин, так и из женщин ( Рим. 16:1, 12 ; 1Тим. 3:11; 5:9 и след.; Деян. 11:30, 15:6 ), и составляющих все в совокупности единую вселенскую соборную Церковь , с единой главой – Иисусом Христом. § III Внешнее выражение Церкви в римском праве – Миланский эдикт 313 года – Права епископов в управлении и распоряжении церковно-общественными имуществами – Учреждение должности «эконома» – Участие пресвитеров и дьяконов в церковно-имущественном управлении – Распределение приходов в Византии с IV века по гражданскому и земскому порядку.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

З. подробно рассмотрел 3 основных определения прихода: 1) прикрепленное к приходской церкви собрание правосл. христиан (основан на консисторском уставе и представляется автору устаревшим), 2) церковная община при приходской церкви (возможна организация приходских советов или попечительств) и 3) особая община с правами юридического лица, включающая клир и мирян (Замечания к проекту правосл. приходского управления: (По поводу брошюры: Папков А. А. Необходимость обновления православного церковно-общественного строя. СПб., 1902)//БВ. 1902. Т. 3. 10. С. 200-216; Что есть православный приход и чем он должен быть?//БВ. 1911. Т. 3. 11. С. 523-562; 12. С. 653-687; 1912. Т. 1. 2. С. 319-350; отд. отт.: Серг. П., 1912). Последняя т. зр., сторонником которой являлся, в частности, А. А. Папков , была близка З., к-рый предложил следующее определение: «Приход есть церковь - в составе ее клира и мирян,- собираемая пресвитером или пресвитерами, состоящими в канонической зависимости от епископа» (Что есть православный приход. С. 663). Церковь, по З.,- субъект церковного имущества, к-рое должно распределяться на содержание храма и вспомоществование нуждающимся (благотворительность); распределителями должны выступать клир и миряне, по преимуществу старосты. Органом духовно-нравственной жизни прихода должно было стать церковноприходское собрание, включавшее и женщин-прихожанок; на практике же возобладал не братский, а юридический подход. В духовном отношении им руководит причт, в церковно-общественном и экономическом - самоуправляющееся приходское собрание под председательством священника и совет. Не столь значимым в условиях господствующего положения Церкви З. полагал дело возрождения приходских и епархиальных братств, призывая к совершенствованию уже сложившейся системы приходских попечительств (Братское дело в Православной России: По поводу брошюр господина Папкова и священника Фуделя о церковных братствах и приходских попечительствах: [Рец. на:] Папков А. А. Церковные братства. СПб., 1893; Фудель И. И., свящ. Основы церковно-приходской жизни. М., 1894; Он же. К реформе приходских попечительств. М., 1894//БВ. 1894. Т. 4. 10. С. 174-197).

http://pravenc.ru/text/182557.html

Этим апостольским деянием навсегда положено начало гласного управления обще-церковными имуществами, предназначенными на дела благотворения, церковного устроительства и обеспечения причта, путем выборных членов из среды христиан общины, поставленных на эту службу св. Апостолами, с правами их заместителей. Именно, по завету апостольскому, «надо стараться о добром, не только пред Господом, но и пред людьми», и такой способ управления и заведования «церковным достоянием» представляется наилучшим, в виду тех нареканий, которым можно подвергнуться при единоличном способе управления и распределения сего достояния ( 2Кор. 8:1821 ; 1Тим. 4:8 ; сравн. 1Тим. 5:9 ). Во всякой местной церкви занимались благотворением и при ней была общая касса («арка»), которая наполнялась еженедельными добровольными взносами (стипс; 1Кор. 16:2 ), и кроме того на вечерях любви (агапы; 1Кор. 11:20, 33 ) собирались приношения натурой («обляции»), которые распределялись между клиром и местными бедными. Эти дары любви порождали сердечные связи, и сила христианской общины заключалась в этой связи всех членов, знавших друг друга и помогавших друг другу, или, как говорит св. Апостол, служивших друг другу «тем даром, какой получил, – как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» ( 1Пет. 4:10 ). Особенно необходимо отметить ту громадную роль, которую христианство предоставило дотоле умаленной в общественном значении женщине. Иисуса Христа, как известно, окружала также группа служащих женщин, и Церковь христианская укрепила за ними это служение, особенно направляя его на дела милосердая, сострадания и помощи. 7 Таким образом, в христианской общине заключалась сила «соединенного малого», которая всегда больше силы «индивидуального большого». Вся эта общинная благотворительность вовсе не исключала частной благотворительности, которая процветала в древней Церкви; никогда Церковь , освятившая начатки благотворения, не присваивала себе исключительного права на благотворение и не ставила его под непосредственное свое ведение, а также своих служителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Контроль и надзор над деятельностью приходских советов и собраний, а равно утверждение годового бюджета земского хозяйства прихода принадлежит уездному земству. С введением на местах земско-приходских организаций старая власть за ненадобностью прекращает свое существование 271 . Вообще же вопрос о церковном приходе после манифеста 26 февраля сделался своего рода злобой дня. «В настоящее время, – писал в той же статье Н. Ровинский, – недостатки нашего современного приходского строя и необходимость возрождения православного русского прихода, в связи с вопросом об обновлении церковно-общественной жизни в нем, серьезно обсуждаются в обществе и печати и местами наблюдается и активная деятельность в пользу признания за приходом значения юридического лица и восстановления его самостоятельности...». Действительно, А. А. Папков , написавший объемистый трактат о древнерусском приходе и ряд статей и брошюр о возрождении приходской жизни, нашел себе целый ряд подражателей. Антиклерикально настроенные авторы резко критиковали эти планы. Так, Л. Степнов в «Новом пути» иронически озлобленно отозвался о проектах реорганизации прихода: «Нет страны более богатой прожектами, чем Россия, – писал он, – нет литературы более радикальной, чем русская. Благонамеренные и благочестивые реформаторы занялись за последнее время мыслью создать из священника что-то вроде главы и руководителя административной единицы-прихода. Чего только не собираются сделать из сельского священника. По мысли одних, он должен быть не только священником, но еще и врачом, и даром лечить своих болящих прихожан; для этого в семинариях и духовных академиях нужно проходить особый вид сокращенной и упрощенной медицины с указанием особого цикла упрощенных и удешевленных простонародных, но ценных лекарств. По мнению других, причт должен быть источником музыкального просвещения народа, и усвоение крестьянскими детьми церковных песнопений ставится ему в число прямых обязанностей. Третьи желали бы видеть в священниках орудие распространения среди паствы здравых понятий о пчеловодстве, о садоводстве, о птицеводстве, о скотоводстве, о куроводстве, о шелководстве, о свиноводстве, о маслоделии и сыроварении, о винокурении, об иконописи, о плодосмене, об удобрении – и, вообще, решительно обо всем. Они же должны внедрять в умы своего прихода истинно русские воззрения на роль в русской истории сословий (на текст: «искони бе рабы»), не забывая при этом надлежащих наставлений в области морали (опять на тот же текст: «рабы да повинуются господам своим»). Затем причт должен принять на себя педагогические обязанности и заменить всяких учителей для народа – и чистописания, и пения, и арифметики. Кроме того, причт должен блюсти за сектантами, порицая их заблуждения, а при случае, и жезлом. В заключение, священников предлагают облечь некоторыми административными обязанностями. Низшей административной единицей будет приход, а средоточием прихода является священник. Чего проще сделать его главой приходского совета?..» 272

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

А. Исторические заметки о положении православной церковной общины § I Противоречие между учением и жизнью – Пробуждение интереса к церковно-общественным делам – Вопрос о «приходе» в шестидесятых годах. Нас учат с детства, что понятие о Церкви есть самое возвышенное и владычественное понятие у христиан, что Церковь является Богоданным учреждением, заключающим в себе, как всех живущих, так и всех отошедших верующих, и что церковные дела и интересы, как вечные, должны быть самыми главными и жизненными делами и интересами христиан всякого состояния, звания, пола и возраста. Между тем, в действительности, мы менее всего занимаемся церковными делами, ограничиваясь в большинстве случаев одною явкою в храм при богослужении и требоисправлениями. Многие из православных даже считают Церковь каким-то «ведомством», а занятие церковными делами – исключительною принадлежностью духовенства, и если кто-либо из мирян обнаруживает живой интерес к церковным делам, то такте люди склонны видеть в этих действиях нежелательное вмешательство в «чужое» для мирян дело. В этом существенном противоречии между учением и жизнью надо разобраться, ибо вопрос идет не о тленном и временном предмете, а о предмете вечном и охватывающем все наше существо, и, может быть, в этом противоречии следует искать корней тех общественных бедствий, которые так сильно нас теперь удручают. Надо твердо и решительно поставить вопрос о том: почему ослабела и заглохла наша церковно-общественная жизнь, почему такая, казалось бы, жизнеспособная единица, как православный приход, находится в упадке, вызывая в представлении многих одно лишь пустое слово, лишенное внутреннего содержания, и, наконец, какие существуют в православном обществе силы и как их направить для возрождения того церковно-общественного строя, без которого истинно-христианская народная жизнь невозможна? Ставя этот насущный вопрос для разрешения, нельзя упускать из виду, что правильное его разрешение под силу лишь всему православному обществу, призванному в целом своем составе к созиданию Церкви, и что все это созидание есть дело совести, требующее устранения всяких личных вожделений и симпатий, всякого лицеприятия и предвзятых мыслей, и взывающее к правде и к широким взглядам и чувствам, проникнутым любовью и снисхождением к людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010