Барт Карл (1886–1968), швейцарский протестантский теолог, один из основоположников диалектической теологии. Бебель Август (1840–1913), один из руководителей германской социал-демократии и II Интернационала. Бейлинзон M., автор книги «Идеология нового еврейства». Беленсон E., автор книги «Тайный Христос у евреев». Белинский Виссарион Григорьевич (1811–1848). Беме Якоб (1575–1624), немецкий философ-мистик. Бергсон Анри (1859–1941), французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Бердяев Николай Александрович (1874–1948), русский религиозный философ. Блуа Леон (1846–1917), французский философ. Бобринский П. A., автор книги «Старчик Григорий Сковорода: Жизнь и учение» (Париж, 1929). Бодуэн Шарль (1893–1963), французский психолог. Бонавентура (1221–1274), средневековый теолог и философ, глава францисканского ордена. Борис Годунов (ок. 1552–1605), русский царь с 1598 г.. Брентано Луйо (1844–1931), немецкий экономист, представитель «исторической школы», катедер-социалист, один из основателей «Союза социальной политики» (1872). Бруннер Эмиль (1889–1966), швейцарский теолог, представитель «диалектической теологии». Бруно Джордано (1548–1600), итальянский философ и поэт, сожженный на костре по приговору инквизиции. Брюнсвик (Бруншвиг) Леон (1869–1944), французский философ, представитель критического рационализма. Бубер Мартин (1878–1965), еврейский религиозный философ и писатель. Будда (623–544 до н. э.), основатель мировой религии, царевич из рода Сакьев (Северная Индия) Сиддхартха Гаутама, в возрасте 29 лет ушедший в отшельники, чтобы найти путь к спасению. Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944), русский экономист, религиозный философ и богослов, с 1918 г. – священник. Бутру Эмиль (1845–1921), французский философ. Бюхнер Людвиг (1824–1899), немецкий врач, естествоиспытатель и философ, представитель «вульгарного материализма». Вагнер Рихард (1813–1883), немецкий композитор, писатель и театральный деятель. Вакх (миф.), одно из имен Диониса. Валери Поль (1871–1945), французский поэт-символист.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Божество выходит за пределы естественного мира и может раскрыть себя только символически. Символы в религиозной философии неизбежно связаны с мифами – такими, как, например, миф о Прометее, о грехопадении, об искуплении и о спасителе. Это истолкование символизма религиозных истин не следует смешивать с модернизмом, согласно которому символы являются просто субъективными выражениями сокровенной реальности. С точки зрения Бердяева, символы суть действительная естественная реальность, понятая в связи с ее сверхъестественным значением. Поэтому рождение Богочеловека от Девы Марии, его жизнь в Палестине и его смерть на кресте являются действительными историческими фактами, и в то же самое время они символы. Таким образом, символизм Бердяева – не доцетизм. Его символизм не ведет к иконоборству или подрыву христианства. Это реальный символизм.Он называет такие события, как рождение Богочеловека от Девы Марии и его смерть на кресте, «символами» потому, что они являются выражением существующих на земле реальных отношений между духом и неспиритуалистическим принципом, который содержится в еще более глубокой и более первичной форме в сфере самой божественной жизни («Свобода и дух», гл. I) 293 . С точки зрения Бердяева, духовное бытие человека тесно связано с божественной духовностью. Свой взгляд он про­тивопоставляет дуалистическому теизму и пантеизму, рассматривая эти теории как результат натуралистической религиозной философии. Относительно его концепции о связи между Богом и вселенной можно сделать вывод из его учения о свободе. Бердяев различает три вида свободы: первичную ирра-циональную свободу, т. е. произвольность; рациональную свободу, т. е. исполнение морального долга; и, наконец, свободу, проникнутую любовью Бога. Человеческая иррациональная свобода коренится в «ничто», из которого Бог сотворил мир. Это «ничто» не есть пустота; это первичный принцип, предшествующий Богу и миру и не содержащий никакой дифференциации, т. е. никакого деления на какое-либо число определенных элементов. Эту концепцию Бердяев заимствовал от Якова Бёме (немецкий философ-мистик, 15751624), который обозначал этот первичный принцип термином Ungrund (лишенный основания, первичный хаос). По мнению Бердяева, Ungrund Бёме совпадает с концепцией о «Божественном Ничто» в отрицательной теологии Дионисия Ареопагита и с учением Мейстера Экегарта (1260–1327), проводившего различие между Gottheit (Божество) и Gott (Бог)

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ist...

Ангелус Силезиус (наст. имя Иоган Шефлер, 1624–1677) – немецкий философ-мистик. 45 Платон. Тимей, 28а. 46 Слово «мочь» (имеющее, конечно, другой смысл, чем «мощь») употребляется теперь в русском языке обычно только как глагол и лишь в редких случаях (в таких оборотах, как «не в мочь», «мочи моей нет» и т. п.) – как существительное. Чтобы выразить понятие, для которого на немецком языке употребляется слово «das Können», мы должны – вполне в духе русского языка – возродить старинное русское слово «мочь» как существительное. 47 См.: например: Аристотель. Метафизика, кн. 3, глава 6 (1003a5); кн. 5, глава 12 (1019a15). 48 См.: Метафизика, кн. 7, глава 8 (1033b; кн. 9, глава 1). 49 Речь идет о книге А.Риля «Введение в современную философию» (СПб., 1904). 50 Гегель Г.В.Ф. Философии права./Сочинения. Т. VII. М. – Л., 1934. С. 18. 51 «В вечном покое пребывает прошлое» (нем.) 52 Яков Беме (1575–1624) – немецкий философ-мистик. См.: Бердяев Н. Из этюдов о Якове Беме. Этюд 1. Учение об Ungrund’e и свободе.//Путь. 1930, С. 47–79. 53 Имеется в виду повесть Ф.М.Достоевского «Записки из подполья». 54 Выражение из произведения Ф.Ницше «Так говорил Заратустра». Часть 1, глава «О новом кумире». 55 Неточная цитата. У Тютчева: Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами. 56 См.: Кант. Критика чистого разума. III, 404–407. 57 У Кузанского: «А случается возможность оттого, что бытие-от, зависимое от первого бытия, не может быть полной, простой и абсолютной действительностью. По этой причине и актуальность здесь определяется возможностью, так что абсолютно существует только в потенции, и потенция не абсолютна, а всегда определена актуальностью». (См.: Николай Кузанский. Об ученом незнании. I, 121). 58 В последние годы жизни учение об идеях «подвергалось» у Платона, по словам А.Ф.Лосева, – «пифагорейской обработке. Платон хотел найти источник для самих идей, который он и увидел теперь в „идеальных числах“. (См.: Философская энциклопедия. Т. 4. М., 1967. С. 265). 59 У Платона: «Если демиург любой вещи взирает на неизменно сущее и берет его в качестве первообраза при создании идеи и потенции данной вещи, все необходимо выйдет прекрасным…» Тимей, 28а. 60

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

Беме Якоб (1575–1624)немецкий простолюдин, сапожник из Герлица, философ-мистик, оказавший большое воздействие на европейскую и прежде всего немецкую философию, и очень популярный у русских философов XX века ( Н.А.Бердяев , С.Л.Франк). «...Кому доступен живой смысл мудрости Беме, тот не смешивает всяческие алхимистически-астрологические шлаки с подлинным золотом в его учении. Беме не философ, а чистый мистик. Он не доказывает, не строит системы понятий – он только описывает, рассказывает тайны, которые раскрылись ему в живом видении и переживании» – писал С.Л.Франк в рецензии на главный труд Беме «Avrora, или утренняя заря в восхождении» (Русская мысль. 1915. Kh.II. С.5). Для С.Л.Франка «тайной», открытой Я.Беме, было его учение о Боге как единстве абсолютно противоположных начал. Само это единство не знает о себе самом, никем не познается и содержит в себе все возможные качества. Активное, разделяющее начало в первоначальном единстве Я.Беме именует Люцифером, первородным сыном Божиим, который отпал от Него. «...Если не само зло во всей явственности его зла, то все же некий его первоисточник скрыт в непостижимых для нас глубинах самого Бога. Этот мотив звучит в глубоких умозрениях о зле Якоба Беме и Шеллинга» ( Франк С.Л. Непостижимое... С.545). Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (1775–1854) – немецкий философ, представитель немецкого классического идеализма, учил об абсолютном как тождестве противоположности идеального и реального, бесконечного и конечного. В «Философских исследованиях о сущности человеческой свободы...» писал, что «основа существования Бога... – не есть Бог... Она есть природа в Боге, неотделимая от него, но все-таки отличная от него сущность» (Соч. в 2 т. М., 1989. Т.2. С.107). Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) – немецкий философ, учивший об абсолютном («мировой дух», «мировой разум», «абсолютная идея») как основе существования и развития всех явлений природы и общества. 164 Николай Кузанский (1401–1461) – теолог, философ и ученый, к которому С.Л.Франк относился с особенной любовью, почитая в нем своего вдохновителя и учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

36. СИНКРЕТИЗМ (от греч. synkretismos — соединение), 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (напр., искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга; нерасчлененность психических функций на ранних ступенях развития ребенка и т. п.). 2) Смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, напр. различных культов и религиозных систем в поздней античности — религиозный синкретизм периода эллинизма. 37. БЕМЕ (Bohme) Якоб (1575–1624), немецкий философ-пантеист. По профессии сапожник. Мистика и натурфилософия Беме пронизаны стихийно-диалектичекими идеями. Оказал большое влияние на немецкий романтизм. 38. ФЕНЕЛОН (Fenelon) Франсуа (1651–1715), французский писатель, архиепископ. В философско-утопическом романе «Приключения Телемака» (1699) — идея просвещенной монархии. Дидактические трактаты. 39. АГНОСТИЦИЗМ (от греч. agnostos — недоступный познанию), философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений. Последовательный агностицизм представлен в учениях Дж. Беркли и Д. Юма. 40. АФАЗИЯ (от a — отрицательная приставка и греч. phasis — высказывание), расстройство речи при сохранности органов речи и слуха, обусловленное поражением коры больших полушарий головного мозга. Основные формы: моторная (потеря способности говорить при сохранности понимания речи) и сенсорная (нарушается понимание речи; способность произносить слова и фразы часто сохраняется). Обычно сопровождается алексией и аграфией. 41. СВЕДЕНБОРГ (Swedenborg) Эмануэль (1688–1772), шведский ученый и теософ-мистик. Труды по горному делу, математике, астрономии и др., ряд технических проектов. Общины последователей теософии Сведенборга существуют в различных странах, преимущественно в США и Великобритании. 42. ЛЕССИНГ (Lessing) Готхольд Эфраим (1729–81), немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик Просвещения, основоположник немецкой классической литературы. В борьбе за демократическую национальную культуру как средство политического обновления Германии создал первую немецкую «мещанскую» драму «Мисс Сара Сампсон» (1755), просветительскую комедию «Минна фон Барнхельм» (1767). В трагедии «Эмилия Галотти» (1772) осудил социальный произвол, в драме «Натан Мудрый» (1779) выступил сторонником религиозной терпимости и гуманности. Отстаивал эстетические принципы просветительского реализма (книга «Лаокоон», 1766; «Гамбургская драматургия», 1767–69).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Последние новости. — 1934. — 6 дек. — 5005. 126 Люсьен Кэн (урожд. Даниэль-Мейер) — с 1921 г. жена Жюльена Кэна (1887—1974), в 1930—1964 гг. генерального директора Национальной библиотеки, генерального секретаря в Министерстве информации в 1940 г., члена Академии искусств. Л. Кэн — автор книги «Бердяев в России». 127 Пьер Жозеф Прудон (1809—1865) — французский философ, социолог, теоретик анархизма. 128 Саарский вопрос — проблема статуса Саарской области, до 1919 г. входившей в состав Германии, по Версальскому мирному договору переданной под управление комиссии Лиги Наций и оккупированной французскими войсками. В 1935 г. в ходе плебисцита население области высказалось за возвращение ее Германии. 129 В 1934 г. в Париже вышла книга Бердяева «Судьба человека в современном мире (К пониманию нашей эпохи)». 130 Собрания французской молодежи, проводимые жyphaлoм«Esprim»(«Дyx»). Журнал был основан в 1932 г. Эммануэлем Мунье (1905—1950), французским публицистом, левым христианским философом-персоналистом. 131 Поль Людвиг Ландсберг (1901—1944) — немецкий философ-персоналист, ученик М. Шеллера, эмигрировал из Германии после 1933 г., так как его мать была еврейкой католического вероисповедания, погиб в концлагере, в Ораниенбурге. 132 Константин Васильевич Мочульский (1892—1948) — публицист, литературовед, преподаватель Сорбонны и Богословского института в Париже. 133 Адольф Маркович Лазарев (1873—1944) — философ, друг Л. Шестова. 134 Сергей Андреевич Ильницкий — доктор медицины, общественный деятель, читал лекции по психологии в РСХД, Народном доме, член Союза врачей при РСХД, сотрудничал в журнале «Путь». 135 Лидия Александровна Крестовская (1889—?) — писательница, историк, слушательница лекций Бердяева. 136 Cp.:Лk.II,14. 137 Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494) — итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма, рассматривавший все религиозные и философские школы как частное явление единой истины. 138 Якоб Бёме (1575— ок. 1624)немецкий мистик. 139

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

28. Тарасевич написал «Историю научного движения в России в первой половине XIX века» (История России, изд. Граната, т. На этом мы кончаем наш обзор общей библиографии по истории русской Бёме Якоб (1575—1624), немецкий философ-мистик. Идеи Бёме оказали влияние на философию немецкого романтизма (Ф. Баадер, Ф. Шлегель, Ф. Шеллинг) и были известны в России уже начиная с XVIII в. Профетическая – пророческая (греч.). Ключевое понятие в философии Н. Бердяева, с которым В. Зеньковский в данном случае и полемизирует. Киркегор Серен (1813—1855), датский религиозный философ. В XX в. к его творчеству обращаются диалектическая теология (направление в протестантском богословии) и экзистенциализм. Джемс Уильям (1842—1910), американский философ и психолог, один из основателей прагматизма. Особенно резко эту точку зрения проводит Б. Яковенко, написавший большую книгу по истории русской философии. Яковенко. Очерки русской философии (1922). Стр. 5. Бутру Эмиль (1845—1921), французский религиозный философ. Коген Герман (1842—1918) и Наторп Пауль (1854—1924), немецкие философы, ведущие представители марбургской школы неокантианства. Риккерт Генрих (1863—1936), немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства. Мы даем в настоящей глаае общую библиографию по русской философии. Специальная библиография (по отдельным мыслителям) будет дана в каждой главе отдельно. Книги Иванова-Разумника мне не удалось найти в Париже при напечатании этой работы; оценка дана на основании заметок моих о книгах Иванова-Разумника, составленных раньше. Гуссерль Эдмунд (1859—1938), немецкий философ, основатель феноменологии. Книга Коркунова, как и все почти далее поминаемые, осталась мне недоступной. Бронзов А.А. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия. СПб., 1902. Булич С.К. (1859—1921), русский языковед. Имеется в виду его незавершенная работа «Очерк истории языкознания в России» (т.1, 1904). Тарасевич А. А. (1868—1927), русский ученый-бактериолог. Наш обзор не претендует на полноту, – быть может, в Сов. России появились какие-либо новые исследования по истории русской философии. Новое, что было доступно нам, нами помянуто. 

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   ЭТАТИЗМ (от франц. etat — государство), направление общественной мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития.    СИНКРЕТИЗМ (от греч. synkretismos — соединение), 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (напр., искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга; нерасчлененность психических функций на ранних ступенях развития ребенка и т. п.). 2) Смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, напр. различных культов и религиозных систем в поздней античности — религиозный синкретизм периода эллинизма.    БЕМЕ (Bohme) Якоб (1575—1624), немецкий философ-пантеист. По профессии сапожник. Мистика и натурфилософия Беме пронизаны стихийно-диалектичекими идеями. Оказал большое влияние на немецкий романтизм.    ФЕНЕЛОН (Fenelon) Франсуа (1651—1715), французский писатель, архиепископ. В философско-утопическом романе “Приключения Телемака” (1699) — идея просвещенной монархии. Дидактические трактаты.    АГНОСТИЦИЗМ (от греч. agnostos — недоступный познанию), философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений. Последовательный агностицизм представлен в учениях Дж. Беркли и Д. Юма.    АФАЗИЯ (от a — отрицательная приставка и греч. phasis — высказывание), расстройство речи при сохранности органов речи и слуха, обусловленное поражением коры больших полушарий головного мозга. Основные формы: моторная (потеря способности говорить при сохранности понимания речи) и сенсорная (нарушается понимание речи; способность произносить слова и фразы часто сохраняется). Обычно сопровождается алексией и аграфией.    СВЕДЕНБОРГ (Swedenborg) Эмануэль (1688—1772), шведский ученый и теософ-мистик. Труды по горному делу, математике, астрономии и др., ряд технических проектов. Общины последователей теософии Сведенборга существуют в различных странах, преимущественно в США и Великобритании.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Creation in the History of Orthodox Theology Опубл. в: SVTQ. Vol. 27. 1.1983. P. 27–37. Впервые на рус. яз. в: БС. Вып. 4.1999. С. 5–19. Публикуется по этому изданию с необходимыми уточнениями. Пер. с англ, диакона Константина Польскова. 71 См.: Athanasius Alexandrinus. Contra arianos, III, 60//PG 26, col. 448c-449/[Афанасий. Творения. Ч. 2. С. 443–444]. 75 Basilius Caesariensis. Homiliae in Hexameron, V, 10//PG 29, col. 116cd/[Василий. Творения. Ч. 1. Μ., 1845. С. 94]. 78 Якоб (1575–1624)немецкий мистик, теософ и богослов. Руководствуясь личными «озарениями», создал особое учение о Боге и Вселенной: Божество порождается силой стремления «ничто» – первоосновы, вечного покоя, вечного единства – превратиться в «нечто»; божество становится источником вечной природы и волей Бога создается духовный мир, затем – и земной. Во всем присутствуют доброе и злое начала, на противостоянии добра и зла Бёме строит концепцию мироздания, особую иерархию качеств, определяющих возможность восхождения человека от низшего, чувственного мира к высшим духовным началам, венцом которого является подражание жертве и торжеству Христа. Эта концепция, изложенная в его работах («Путь ко Христу: об истинном покаянии», «О трех принципах божества», «О сверхчувственной жизни», «О божественной молитве» и др.), оказала огромное влияние на европейскую культуру. 79 См.: Zoubov Р.Р. Soloviev on Godmanhood. Poughkeepsie, NY, 1944; cp. обзоры идей Соловьева в: Lossky N. O. History of Russian Philosophy. NY, 1951 [Лососий H. O. История русской философии. Μ., 1991]; Zenkovsky V. V. A History of Russian Philosophy. Vol. 2. NY, 1953 [Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 2]. 81 Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1914. Ч. 1. С. 325–326; репринт: М., 1990. 82 Главная богословская диссертация Флоренского «Столп и утверждение истины» была опубликована в Москве в 1914 г. [Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М., 1914; репринт в: Он же. Сочинения. В 2 т. M., 1990. Т. 1]. Мы цитируем эту работу по недавно вышедшему фр. переводу: Florensky P. La colonne et le fondement de la vérité/trad. C. Andronikof. Lausanne, 1975 P. 227 [Указ. изд. С. 349].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   Речь идет о книге А.Риля «Введение в современную философию» (СПб., 1904).    Гегель Г.В.Ф. Философии права. Сочинения. Т. VII. М. — Л., 1934. С. 18.    «В вечном покое пребывает прошлое» (нем.) (обратно)     Яков Беме (1575—1624)немецкий философ-мистик. См.: Бердяев Н. Из этюдов о Якове Беме. Этюд 1. Учение об Ungrund’e и свободе.//Путь. 1930, 20. С. 47—79.    Имеется в виду повесть Ф.М.Достоевского «Записки из подполья».    Выражение из произведения Ф.Ницше «Так говорил Заратустра». Часть 1, глава «О новом кумире».    Неточная цитата. У Тютчева: Как океан объемлет шар земной,Земная жизнь кругом объята снами.    См.: Кант. Критика чистого разума. III, 404—407. (обратно)    У Кузанского: «А случается возможность оттого, что бытие-от, зависимое от первого бытия, не может быть полной, простой и абсолютной действительностью. По этой причине и актуальность здесь определяется возможностью, так что абсолютно существует только в потенции, и потенция не абсолютна, а всегда определена актуальностью».(См.: Николай Кузанский. Об ученом незнании. I, 121).    В последние годы жизни учение об идеях «подвергалось» у Платона, по словам А.Ф.Лосева, — «пифагорейской обработке. Платон хотел найти источник для самих идей, который он и увидел теперь в „идеальных числах“.(См.: Философская энциклопедия. Т. 4. М., 1967. С. 265).    У Платона: «Если демиург любой вещи взирает на неизменно сущее и берет его в качестве первообраза при создании идеи и потенции данной вещи, все необходимо выйдет прекрасным…» Тимей, 28а.    См., например: Плотин. Эннеады, II, 4, 4—5. (Антология мировой философии в четырех томах. Т. 1, Ч. 1. М., 1969. С. 540—541)    См.: Декарт Р. Начала философии. Избр. произведения. С. 437—438.    Переход в другой род (греч.).    В книге: «раскрылось».    См.: Ис. 6— 10.    Майевтика (греч.) — буквально: повивальное искусство, с которым герой платоновских диалогов Сократ сравнивал свой метод философствования.    Ср. с «максимой» Гете: «Человек должен верить, что непостижимое постижимо: иначе он не стал бы исследовать».Гете И.В. Избранные философские произведения. С. 326.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010