Это заставляет его ввести в текст отстутствующее в еврейском тексте противопоставление ( λλ) между shavah и damam (неметь, стихать, умолкать и т. д.) - и если в оригинале один глагол разъясняет другой ( " я вел себя как... - то есть стихал " ), то в версии LXX они уже противопоставлены друг другу! Ну и венчает все непонимание переводчиком параллельной конструкции: " я вел себя словно (евр. k-=греч.  ς ) дитя...//душа моя, словно дитя... " , которую он просто пословно воспроизводит, не пытаясь даже разобраться в содержании текста - как, века спустя, поступит и наш славянский переводчик. Так что толковать древний еврейский текст, пользуясь неудачным переводом (никониянским) с не всегда удачного перевода (Септуагинты), - сизифов труд. Лучше и не пытаться. Ну и, в полном согласии с псалмом, на ровном месте лучше бы не умничать. свящ. Алексей Агапов 03 сентября 2011г. 14:01 А. С. (Александре Сергеевне?) Простота Вашего подхода - мнимая. Свести в одном пассаже деньги и детей - это же целый силлогизм, и весьма остроумный. В нем созвучию двух слов уделено, я думаю, решающее место. Так действуют создатели рекламных слоганов. Но они осознанно руководствуются привычным техническим приемом (можете считать это их лукавством). А вы поступили так вполне непосредственно и неосознанно - по врожденному чувству родного языка.  Насчет того, как постигают родной язык дети - это великая тайна. Ведь после детства больше никакой другой язык, даже превосходно изученный, уже не займет в сознании человека место родного: механизмы постижения с возрастом становятся иными. Не любите сложностей - прочтите об этом замечательную книгу Корнея Чуковского " От двух до пяти " . В простоте этой книжки - большая премудрость и восхищение поэта чудом детского языка. С другой стороны, не во всех смыслах " детское " бывает хорошо. Апостол Павел говорит, что когда он был младенцем, то по-младенчески размышлял, но когда повзрослел, то оставил младенческое. Например, если маленькому ребенку грубость в обращении со взрослыми не вменяется, то услышать или прочесть грубость от взрослого - оскорбительно.

http://bogoslov.ru/article/1924675

— Во всех направлениях! Один туда, другой сюда, третий туда. Нельзя терять ни минуты! — Батюшка, подумайте, — сказала Васса Петровна. Снег не утихает. Если все мы пустимся в поиски, многие из нас могут в такой пурге заблудиться и погибнуть. Ведь дети полны решимости вести поиски. — Мы тоже в отчаянии, как и вы, — продолжал Торопцев. — Но по трезвому размышлению… — В данном случае мы бессильны, — сказал Комаринский. — Тогда я один пойду! — сказал отец Александр. — Меня Бог выведет к ней. Давайте мне мои лыжи и привяжите ко мне салазки, чтобы я мог привезти её домой. В сей миг у присутствующих вдруг родилась надежда, что, может быть, и впрямь Господь поведёт отца Александра туда, где можно найти ещё живую матушку. — Хорошо, — сказал Торопцев. — Мы с Сергеем Ивановичем будем сопровождать вас. Только мы. — И я! — воскликнул Коля. — И я! И я! И я тоже! — закричали Миша, Саша и Костя Торопцев. — Я повторяю, только мы с Сергеем Ивановичем, — сурово произнёс Николай Николаевич. Они надели лыжи, Торопцев впрягся в лёгкие салазки, которые использовались для постоянной перевозки воды и дров, и три спасателя вышли в метель искать потерявшуюся матушку. Белый с чёрным пятном на глазу Нельсон и его мать, сплошь чёрная Ночка сначала бодро и весело сопровождали их, забегая вперёд, но постепенно стали трусовато жаться поближе, ожидая, когда люди повернут домой, в тепло и уют. С ума они, что ли, посходили?! Пройдя пару вёрст, Комаринский не вынес пурги и бьющего прямо в лицо снега и крикнул вслед быстро бегущему отцу Александру: — Батюшка! Бесполезно, мы не выдержим! — Я никого за собой не прошу, — отвечал священник крайне сердито. — Он идёт наобум, — сказал Комаринскому Торопцев. — Он выбьется из сил и поймёт, что надо возвращаться. Или мы найдём её. Я почему-то верю, что найдём. И случилось чудо, пурга стала стихать и стихать. Они шли уже больше часа, когда снег полностью прекратился. Утих и ветер. А ещё через час тёмный лес озарила луна. Собаки взбодрились, вновь бежали впереди людей, лишь время от времени весело оглядываясь.

http://azbyka.ru/fiction/pop/

Как же это, Филипп Григорьевич, раскольники молятся так же, как и мы, во имя Святой Троицы, а сложение перстов наше отрицают, называют его печатию антихриста и другими оскорбительными именами? Надо заметить, что Василий Петров был старообрядец, но не был ревностным и фанатичным последователем из воззрений. Бесшабашный в жизни, он и в вере был таков: с раскольниками был раскольник, с православными почти православный. Он счел нужным ответить на вопрос Власа Никифоровича. Таким сложением перстов табак нюхают. Двуперстное же, которым молимся мы, имеет такое значение: указательный и великосредний персты, сложенные вместе и протянутые означают два естества во Христе – Божеское и человеческое, первый означает Божество, второй человечество. Основание же, почему указательному персту приписывается образование Божества Спасителя, а среднему усваивается образование человечества, объясняется так: «Спаситель, сошед от вышних, спасе нижняя». Малое согбение великосреднего перста означает преклонение с небес и снитие на землю Сына Божия, нашего ради спасения. Соединение же оконечностями трех перстов: большого, и двух последних, т. е. мизинца и безымянного, указывает на таинство Святой Троицы. – Удивляюсь такому странному объяснению двуперстного креста, которым молишься ты и твоя братия, отвечал Филипп Григорьевич. Посмотри, какой смысл получится от такого сложения перстов. Указательный и великосредний пальцы, по твоему объяснению, означают Божество и человечество Христа, и согбение среднего толкуется тем, что Спаситель, «сошед от вышних, спасе нижняя». Что же здесь является этим нижним. Три перста, сложенные вместе, по твоему объяснению означают три лица Святой Троицы. Значит, Иисус Христос спасает Святую Троицу. Разве вы согласитесь допустить такой смысл вашего двуперстного сложения? А между тем это выходит именно так. Если мы обратимся, наконец, к физическому устройству нашей руки, – и тут увидим несообразность вашего перстосложения. Соединять главный палец с двумя последними совсем неестественно: наша рука устроена так, что все главные действия, которые приходится совершать ею, непременно делаются главным образом тремя первыми пальцами, – остальные же в большей или меньшей степени только помогают. Соединив большой палец с двумя последними, сейчас же почувствуем неестественность этого соединения: сейчас же почти почувствуем прилив крови, и пальцы начнут неметь.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Fartuso...

Пред этою последнею любовью оказываются ничтожными не только все виды чувственно-натуральной, но даже и духовно-натуральной любви, какова любовь родственников друг к другу. Эта святейшая любовь людей друг к другу, предметом которой служит то, что в людях есть божественного, только в малой мере может принадлежать и естественному человеку; но она в богатстве и преизобилии проявляется в членах Церкви. Будучи врождена человеку, составляя глубочайшую сущность его природы и прекраснейший цвет его жизни, эта божественная любовь особенное и широкое раскрытие получает в Церкви. Между тем как естественный человек любит людей, или как одновидные с собою существа, или как соплеменников, или как родных, или как благодетелей, или как предметы для своего наслаждения, и только отчасти, между прочим, любит их как представителей божественности: член Церкви любит, или по крайней мере должен любить и имеет возможность любить, в людях, прежде всего и более всего, заключающуюся в них божественность. В естественном человеке прежде всего и более всего действует любовь к людям натуральная в разных её видах, а потом, на втором плане, стоит любовь, божественная: в человеке духовном, в члене Церкви, имеет место обратное отношение. И он связан с людьми узами любви натуральной, но она проникается и одухотворяется в нем любовью божественной, подчиняется этой последней, есть для неё служебное средство, почва, на которой эта последняя пышно расцветает и которую в то же время она удобряет. Церковь есть именно такое общество, связью которого служит любовь сочленов его к божественному, к первоисточнику божественного или к Богу и к проявлениям божественного в существах добрых и свободно-разумных. Эта связь в Церкви есть существенная черта её, отличающая ее от всех обществ, есть самая сущность Церкви, как общества; а прочие связи, в которые могут вступят её члены между собой или с прочими людьми, либо вовсе не имеют для Церкви значение, либо могут неметь значение только служебных орудий для этой существенной связи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

В сане иеродиакона о. Амвросий пробыл около трех лет. Поступивший в 1844-м году в Оптину пустынь о. игумен Феодосий, вспоминая это время, говорил, что о. Амвросий в сане иеродиакона служил всегда с великим благоговением. Сам о. Амвросий, будучи уже старцем, говорил одному немощному иеродиакону, тяготившемуся отправлением чреды священнослужения: «Брат! Не понимаешь дела. Ведь жизни причащаешься!» В этих словах старца можно видеть отображение того чувства, с которым он сам, будучи иеродиаконом, приступал к Св. Христовым Тайнам. Но сам же о. Амвросий не скрывает от нас и тогдашних своих немощей. Однажды, когда он, по оптинскому чиноположению, служил в монастыре позднюю литургию, приехал в Оптину пустынь Малоярославецкий о. игумен Антоний, бывший скитоначальник, хорошо известный молодому служащему иеродиакону. «Во время чтения часов, – рассказывал потом о. Амвросий, – входит он в алтарь. По обычаю кланяюсь ему и подхожу под благословение. – „Ну, что, привыкаете ли?“ – обращается ко мне смиренный о. игумен. – „За вашими св. молитвами, батюшка, слава Богу, привыкаю“, – довольно развязно ответил я. Вдруг о. игумен переменил тон и речь: „Ко смирению-то?“ – „Я и не знаю, что отвечать“». Так духовные оптинские старцы умели наставлять молодых иноков, не стесняясь ни местом, ни временем. В декабре 1845 года о. Амвросий был рукоположен в иеромонаха. Для рукоположения пришлось ему ехать в Калугу на лошадях. Был сильный холод. Отец Амвросий, приехав на первую же станцию, почувствовал сильную боль в желудке, и это было началом всех его последующих болезней. По возвращении в Оптину о. Амвросий чувствовал себя постоянно нездоровым, но все-таки не оставлял чреды священнослужения. Однако по временам он бывал уже так слаб, что, как после сам вспоминал, не мог долго держать потир одной рукой. «Однажды много было причастников – рассказывал он. – Преподавая Пречистые Тайны Христовы одной рукой, другою я держал потир. И вот почувствовал я, что рука моя стала слабеть и неметь. Чтобы несколько дать отдых руке, я пошел в алтарь поставить на малое время на престол св. Чашу, а вслед за мной слышу голос какой-то женщины, подходившей к причащению: „Знать я, грешная, недостойна!“ – Ах, Боже мой, подумал я, тесно мне отовсюду!»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Спустя недолго все три сына о. Филарета, числившиеся послушниками скита, приняли монашество: первым был пострижен Порфирий и получил имя Прокопия; затем одновременно пострижены были Игнатий и Василий с наименованиями – первый Галактионом, второй Лазарем. Нужно заметить, что пострижете Игнатия, как женатого, могло состояться не иначе, как одновременно с принятием монашества его женой, состоявшей до этого послушницей Изосимовской пустыни. Когда ее согласие было получено и она приехала, то в один день и час совершилось пострижение в церкви Боголюбивой Богоматери о. наместником Игнатия с братом Василием, а в пещерной церкви казначеем Лавры жены Игнатия Елизаветы, причем они получили имена мучеников-супругов: Галактиона и Епистимии, память коих 5 ноября. После этого, с разрешения о. наместника, при о. Филарете поселилось несколько послушников; были поставлены здания для келлий и таким образом основалась новая обитель – киновия Боголюбивой Богоматери. Впоследствии, когда обитель стала расширяться, на южной окраине ее было назначено место для погребения Лаврской братии, и таким образом киновия стала обителью-кладбищем. Расстроенное здоровье о. Филарета, несмотря на то, что он жил уже в лучшем для него положении, т. е. не в пещере, постоянно лишало его покоя. В руках от сильного напряжения при долголетнем ношении тяжелого посоха, открылась ломота; грудь от ношения вериг ослабела и стала болеть; от пещерной сырости постепенно стала оказываться водянка; ноги, много лет не знавшие даже в морозы обуви, начали неметь и опухать. Все это вместе, усилившись зимою 1863 года, дало повод думать, что старец близок к тому, чтобы покинуть этот мир. Поэтому, готовясь к кончине, он 20 марта 1863 года принял схиму, получив снова свое мирское имя Филиппа. Казавшаяся очам людским близкою, кончина старца после принятия схимы была Промыслом Божиим отдалена еще более чем на пять лет. Схимонах Филипп поправился в здоровье после принятия великого ангельского образа значительно и снова явился своим попечителям в своем подвижничестве. Судьбы Божии, восставившие его от одра смерти, на закате жизни готовили ему еще самое глубокое испытание его смирения, кротости и терпения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И из содержания проекта нельзя сделать относительно этого определенных выводов. Не произошло ли это оттого, что и для самого автора этот вопрос оставался открытым? Провести принцип совещательного голоса мирян, например, чрез всю лестницу церковных организаций представляется едва ли возможным. Пришлось бы в таком случае отказать мирянам в праве решающего голоса и на церковно-приходских собраниях. С другой стороны, признав последнее, мы не имели бы бесспорных и несомненных оснований прекратить действие этого права на определенной какой-нибудь ступени церковного управления. Почему голос мирян начинает неметь на известной стадии, и почему на этой именно, а не на другой? На самом деле, если прихожане имеют право решающего голоса, например в вопрос об устройстве благотворительного заведения в приходе, то почему миряне всей русской церкви не могут иметь такого права в деле устройства какого-нибудь общецерковного благотворительного учреждения? Если бы даже доказано было, что на всех древних соборах имело место вышеуказанное разграничение решающего и совещательного голоса, то все же этот пример не может считаться безусловно обязательным для нашей церкви, во 1-х потому, что условия существования древней и русской церкви слишком различны, во 2-х потому, что мы имеем перед собой пример еще более авторитетный, пример собора апостольского, на котором такого разграничения мы во всяком случай не видим. Постановление собора исходило от апостолов, пресвитеров и братии ( Деян.15:22–23 ) и названо уставами апостолов и пресвитеров ( Деян.16:4 ). Мы лично думаем, что самое разграничение голосов на —197— решающие и совещательные совершено не церковного происхождения. Оно было чуждо древней церкви и привзошло в церковь в позднейшие времена, когда нравственные отношения между пастырями и пасомыми стали заменяться правовыми и под влиянием государственного права облекаться в юридические формы. Разграничение решающего и совещательного голоса предполагает непременно наличность внешнего авторитета, принудительной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Старец Филарет не настаивал на исполнении мысли о церкви, но только высказал, что «видеть церковь на этом месте он хотел бы потому, что здесь будет его могила». После этого указания на будущее, владыка Филарет строить церковь благословил, а год спустя, 27 сентября 1859 года, уже освятил верхний храм в честь иконы Боголюбивой Богоматери или Боголюбской Божьей Матери сам архиерейским служением; месяц же с небольшим спустя, 5 ноября 1859 года, был освящен наместником архимандритом Антонием и нижний храм в честь преподобной Матроны и мученицы Капитолины, имена коих носили строительница храма Матрона Ивановна Логинова и дочь ее Капитолина. Спустя недолго, все три сына о.Филарета, числившиеся послушниками скита, приняли монашество: первым был пострижен Порфирий и получил имя Прокопия; затем одновременно были подстрижены Игнатий и Василий с наименованиями первый Галактионом, второй Лазарем. Нужно заметить, что пострижение Игнатия, как женатого, могло состояться не иначе, как одновременно с принятием монашества его женой, состоявшей до этого послушницей Зосимовской пустыни. Когда ее согласие было получено и она приехала, то в один день и час совершилось пострижение в церкви Боголюбивыя Богоматери о.наместником Игнатия с Василием, а в пещерной церкви казначеем Лавры жены Игнатия Елизаветы; при чем они получили имена мучеников-супругов: Галактиона и Епистимии, память коих 5-го ноября. После этого, с разрешения о.наместника, при о.Филиппе поселилось несколько послушников, были поставлены здания для келий и таким образом основалась новая обитель – Киновия Боголюбивой Богоматери. Впоследствии, когда обитель стала расширяться, на южной окраине ее было назначено место для погребения Лаврской братии и таким образом Киновия 31 стала обителью-кладбищем. Расстроенное здоровье о.Филарета, не смотря на то, что он жил уже в лучшем для него положении, т.е. не в пещере, постоянно лишало его покоя. В руках от сильного напряжения, при долголетнем ношении тяжелого посоха, открылась ломота, грудь от ношения вериг ослабела и стала болеть; от пещерной сырости постепенно стала появляться водянка; ноги, много лет не знавшие, даже в морозы, обуви, начали неметь и опухать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

За день до кончины 9 октября 1819 года ему во сне было видение, о котором он рассказал своему келейнику. «Казалось мне, – говорил он, – что небеса отверзлись. Двое светлых юношей в белых одеждах, слетев с высоты, предстали предо мною и с любовию смотря на меня взяли меня, немощного, и вознесли с собою на небо. Сердце мое исполнилось несказанной радости, и я пробудился». С благоговением готовясь к отшествию в вечность, он 10 октября попросил совершить над ним таинство Елеосвящения. По совершении этого священнодействия язык Иннокентия стал неметь, дыхание начало прерываться, он сам сложил на груди руки крестообразно и в 6 часов вечера тихо скончался. Погребение его состоялось 13 октября 1819 года в Казанском соборе. Таким образом, этот замечательный архипастырь Пензенской епархии 35-летним закончил свое земное существование. Но и за это короткое время он оставил потомкам богатое наследие своего духа и высокий пример христианских добродетелей. Причислен к лику святых на Архиерейском Соборе 2000 года. Память празднуется 10/23 октября. Труды: Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в. в пользу духовного юношества: в 2 т. – СПб., 1817. Богословие деятельное, подлежательное и практическое. Опыт изъяснения первых двух псалмов. Изъяснение Символа веры . Собрание сочинений (слова и письма): в 2 т. – СПб., 1821 и 1845. Кроме изданных в собрании сочинений, известны четыре его письма: Письма//Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844–1891. Ч. 1, 2, 3. Письма//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – 1846, 8. Слово в Неделю православия//Странник. – 1862, февраль. С. 74–81. Слово в день Благовещения//Странник. – 1862, март. С. 97–105. Литература: Троицкий Д. Иннокентий, епископ Пензенский. – Пенза, 1882. Сергий, архиепископ. Историческое описание Московского Знаменского монастыря. – С. 98. Смирнов С. К., протоиерей. История Троицкой лаврской семинарии. – М., 1867. – С. 498. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 248.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Этим все кончалось. Обыкновенно ходила по этим делам я, чтобы не портить Жене биографию, он же учился в институте. Какое тягостное это было дело! Так мы и не смогли передать папе ни одной передачи. Где-то неподалеку от приемной меня всегда ждал Глеб Каледа . Так проходило время. С Глебом мы продолжали встречаться, но, как мне казалось, для него я была всегда только сестрой и самым близким человеком. Это можно видеть по надписям на его фотографиях, которые он мне дарил: «Сестре, твой брат». Зимой 1936/37 года отца Евгения Кедрова 52 из Салтыковки перевели в село Наташино на станцию Удельная по Казанской железной дороге. (После Салтыковки он служил в Никольском, это еще при папе.) И мы ездили к нему туда говеть, а так ходили к нам, в Николо-Архангельскую церковь в Никольском. 6 мая при возвращении оттуда у меня начались приступы малярии, которые постепенно удалось снять. Летом меня пригласила поехать в Белоруссию Зинаида Петровна Сосновская, знакомая С.А. Никитина 53 , которая ехала туда со своей дочерью Наташей, а меня брала для «хорошего влияния» на дочь. Мы согласились, так как считается, что при малярии хорошо сменить климат. После Гомеля надо было добираться на лошади. Приехав туда, я опять заболела малярией. Приступы были какие-то беспорядочные. Пригласили фельдшера, который сказал, что малярия «не любит лошадей», и что надо «поймать» приступ за четыре часа, выпив хину. После хины приступы кончились. Мне было очень трудно, кругом чужие люди, а я себя плохо чувствую. Сколько мы там жили, не помню. Подруга Зинаиды Петровы была тоже учительница, и жили они очень богато. На обратном пути в Гомеле у меня опять начался приступ, на следующий день в поезде другой, незадолго до Москвы – третий. Всего было десять приступов подряд. Никакие лекарства не помогали. С утра лихорадит, потом поднимается температура, а к вечеру спадает. Я только часов в пять вечера начинала есть, и это все было в конце августа. Наконец «маме» посоветовали сделать мне примочки из чеснока на руки. Приступы сразу начали стихать, но через некоторое время возобновлялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/mo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010