Но напоминание о значимых датах на этом не завершилось. Ведущий специалист государственного исторического музея России Елена Михайловна Юхименко вспомнила о четырехнедельном заточении в подземелье Андроникова монастыря протопопа Аввакума, что, учитывая место проведения выставки, показалось всем символичным. Клименко также говорила о выставке «Неизвестная Россия», открывшейся 11 лет назад в историческом музее. Та выставка, с тогда еще неизбитым названием, открывала сокровищницу старообрядческих памятников, действительно неизвестных, действительно уникальных. Нынешняя экспозиция по значимости, звучности и профессиональному подходу не уступает прежней. В экспозиции приняли участие более 12 музеев, среди которых Исторический музей, Третьяковская Галерея, Музей личных коллекций, Екатеринбургский музей «Невьянская икона», частные коллекционеры и крупные старообрядческие храмы. УСЛУГА ЦЕЛОМУ МИРУ Трезвоны певческие. Поморье. XVIII в. Если специалисты в первую очередь ратуют об искусствоведческом аспекте выставки, заботясь представить весь временной и региональный спектр памятников, то для верующих акценты расставлены несколько иначе. В своем вступительном слове недавно избранный митрополит Корнилий сказал: «Мы стоим на пороге необыкновенной выставки, где нам предстоит увидеть те самые намоленные иконы многими поколениями старообрядцев. Это святыни. Когда–то в тиши уединения у этих икон было пролито, думаю, немало умиленных слез, они слышали множество душевных воздыханий. Перед ними было столько открыто помышлений, исповедано исповедей, принесено обетов, что кажется, даже одно только созерцание этих образов, пребывание возле них, способно сделать каждого человека добрее, милостивее, мудрее, укрепить в нем веру. В этом особая миссия выставки. В залах музея представлены не просто предметы старины и национальной культуры, что само по себе немало. Главное, чтобы мы почувствовали, какая дивная духовная сила заключена в памятниках, какой труд и пример добродетели перед нами. Эта выставка перекидывает мост между различными поколениями старообрядцев. Сегодня можно видеть, как в залах музея имени Андрея Рублева перед иконой встречаются прадед и правнук, отцы и дети. Прошлое не уходит в небытие, оно всегда с нами». Предстоятель РПСЦ подчеркнул, что ревнители-собиратели, - купцы Рябушинские, Рахмановы, Солдатенков, Овчинников, - оказали не только старообрядчеству, но всему нашему народу, и целому миру неоценимую услугу, собирая и сохраняя лучшие образцы древней иконописи. «Однако, - продолжал он, - пришло время, когда миссия сохранения духовных сокровищ народа перешла в руки отдельных подвижников, музеев. На долгие годы именно музеи дали убежище от гонений сотням и тысячам икон, которые неминуемо исчезли бы в водовороте революций, безбожия и невежественного самодовольства».

http://pravoslavie.ru/399.html

Что касается научной разработки истории учреждения русского патриаршества, то она представляется далеко ещё не полной. Историограф Карамзин первый представил краткое описание внешнего хода учреждения патриаршества на основании документов посольского приказа. В церковных историях об этом предмет трактуется даже меньше, чем в истории Карамзина. В русских журналах нам известны только две статьи, специально посвящённые раскрытию занимающего нас вопроса, имеющие серьёзное значение по научной постановке вопроса и по раскрытию причин учреждения патриаршества в России, но к сожалению, основанные на одних только печатных в то время документах без проверки их по рукописям и от того не сообщающие всего драгоценного материала, неизвестного в печати 18 . Предлагаемая статья имеет целью представить на основании проверенных печатных источников и неизвестного ещё рукописного материала возможно полный рассказ об учреждении патриаршества в России. В ней мы опишем: 1) причины учреждения русского патриаршества, 2) характер ведённых в Москве переговоров об открытии его и сами обстоятельства этого открытия и 3) определение прав русского патриаршества остальными восточными патриархами. 1 глава В русской исторической литературе существуют различные взгляды на причины к учреждению патриаршества в России. Одни из историков дело учреждения патриаршества в России приписывают исключительно честолюбивым видам Бориса Годунова, когда он, заправляя делами в государстве при слабом царе Федоре Ивановиче, встретил протест своим планам в тогдашнем московском митрополите Дионисие, удалил его с митрополитского престола, приблизил Иова и, чтобы крепче привязать его к себе, озаботился возведением его в патриархи 19 . Церковные историки, единогласно протестуя против указанного взгляда, выставляют свои и также различные мотивы к учреждению русского патриаршества. Митрополит Платон приписывает учреждение его исключительно предложению константинопольского патриарха Иеремии, из желания его угодить набожному государю, который думал чрез то возвысить у себя церковь и выказать к ней свое расположение 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Как камень, погруженный в море, остаётся на дне его, никому невидим; так и грехи наши, чрез покаяние погружаясь в бездну милосердия Божия, остаются никому неизвестными. Чего же стыдиться и кого бояться? Бога? Но если пред Ним укоряет нас совесть, пред Ним объемлет нас страх; то это самое и должно побуждать нас искреннее открывать свою совесть со всеми её немощами. Чем более исповедуем, тем более будет прощено нам; чем более осудим себя, тем совершеннее оправдаемся пред Богом. Такого именно исповедания и требует Господь, и только искренно исповедающему грехи свои Господь и обещает полное прощение. Глаголи ты беззакония твоя прежде, говорит Господь чрез пророка, и да оправдишися. ( Ис.43:26 ) Напротив, недостаток искренности в покаянии лишит нас благодати прощения и помилования. Притом наше сокрытие грехов может ли изгладить их из книги живота? Если мы теперь утаим грех , то враг наш обвинит нас в нём и на страшном суде представит этот грех в обличение наше. Для чего же, скажем словами одного святого отца 1 , нам «не предупредить его, не обвинить себя самих во грехе, не загладить своих беззаконий, когда мы знаем, что у нас есть обвинитель, который не может молчать»?.. «Необинуяся рцы вся, говорит далее служитель Христов, елика соделал еси, да приимеши оставление от Господа нашего Иисуса Христа. Заметьте здесь, братия, чего требует от нас отец духовный, когда говорит рцы вся. Этим требует, чтобы каждый из нас сам сказывал свои грехи. Оно так и должно быть. Грех есть болезнь души: кому же лучше знать свою болезнь, как не самому больному – грешнику? Духовники хотя и облечены божественною властию, но, как люди, не обладают всеведением; не знают и явных грехов; тем более не могут знать тайных помышлений и чувств сердца человеческого. Надобно открыть пред ними все свои дела, чтобы они могли произнести о них свой суд; надобно открыть и все язвы совести, чтобы они могли дать против них целительное врачевство духовное. Но как часто служителю Церкви приходится иметь таких исповедников, которые не знают, что сказать на исповеди, – сказывают только одни обще известные грехи, и то слегка и в самых кратких выражениях, умалчивая или даже не примечая в сердце своём живущих страстей, которые управляют их помыслами и желаниями и действиями...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Стол я смастерил сам, найдя для столешницы прочный фанерный лист и укрепив его на железной прямоугольной подставке неизвестного мне назначения, которая досталась нам от прежних владельцев дома. Под яблоней тенисто и просторно, и стол получился отличный, вмещавший и рукопись романа, и книги, и переносной складень с иконами Спасителя и Богородицы, который я всегда вожу с собой, где бы ни находился. Вставал я с рассветом, молился, обливался холодной водой, делал зарядку, а после, выпив горячего чая, садился за стол под яблоней. Мне удивительно хорошо работалось, «роман летел к развязке», как сказано у поэта, и, когда солнышко появлялось слева от меня и освещало столешницу, я понимал, что пришла пора перерыва. Огород находился справа от меня, отдельно от сада. Вот оттуда появлялась жена, подходила ко мне, обнимала, улыбаясь и тихонько смеясь. От нее пахло зеленью, свежестью и еще тем родным запахом то ли дождя, то ли всего того, чем пахнет огород в пору плодоношения. Она клала на столешницу, слева от исписанных листов, огромную красно-бурую помидору сорта «бычье сердце» и говорила: «Ну как? Мои труды не хуже твоих?» – «Да куда мне с тобой тягаться! Не угонюсь!» – я вставал и обнимал ее и чувствовал тепло тела, прогретого солнцем. Она всегда что-нибудь приносила мне из огорода – то первые огурчики, то зеленый горох, который я особенно любил, за работой вышелушивая стручки и жуя кругленькие, мягкие горошины, сладкие и никогда мне не надоедавшие. А то приносила мне подсолнухи с семечками молочной спелости, и мне тоже было сладко щелкать их, оставляя на столе горки кожуры да пустые ячейки на круглом блюдце подсолнуха. Мы любили забираться на сеновал в сарае и смотреть на закат: в открытую дверцу виден был купол храма с крестом Мы шли обедать, потом я помогал ей по работе в саду или в огороде. После ужина любили забираться на сеновал в сарае и смотреть на закат. В открытую дверцу виден был купол храма с крестом. Храм Святой Троицы одним из первых восстанавливался в нашей губернии. А человек, взявшийся за это дело, как многим казалось – безнадежное, руководитель крупного строительного треста Самары Виталий Алексеевич Симонов утверждал, что храм в селе Екатериновка Самарской губернии самый первый в возрождающейся православной России.

http://pravoslavie.ru/108140.html

«Сегодня действительно есть возможность подумать — тем, кто несет ответственность за страны, за международные отношения, — как необходимо взаимодействовать, чтобы исторгнуть человеческое зло из международных отношений, чтобы люди почувствовали себя одной семьей. Мыслителям, философам, политикам и в первую очередь нам, верующим, нужно еще и еще раз пересмотреть наше отношение к самим себе, к человеку, к его роли в глобальной истории и понять, что над всеми нами — Господь», — добавил Святейший Патриарх Кирилл. «Может быть, для этого все и началось: когда человечество решило практически распрощаться с верой и исторгнуть Бога из своей жизни, Господь напомнил всем нам о Своем присутствии. И дай Бог, чтобы главным уроком из всего, что происходит, было обновление веры, чтобы веру обрели те, кто ее потерял или кто ее не нашел, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — А мы, верующие люди? Мы так привыкли к своей вере, которая превратилась в часть нашего житейского обряда, мы следуем тем или иным традициям и забываем, чему учит нас Евангелие и какими мы должны быть на самом деле. Может, это и для нас очень важный сигнал — обновить свою веру, еще и еще раз открыть Новый Завет, перечитать его священные страницы, задать себе вопрос: " А в каком отношении я нахожусь к этому Божественному тексту? Что он для меня значит? Как я все это исполняю, или я настолько привык, что уже и перестал ставить перед собой эти критические важные вопросы? " » «То, что происходит с нами, со всем родом человеческим, как уже сказано, — попущение Божие. Но не к смерти, не к гибели, но, верим, к обновлению нашей жизни и, по милости Божией, о том молиться надо, к обновлению всего человеческого рода. Неизвестно, даст ли еще нам когда-нибудь Господь такое удивительное глобальное свидетельство о Его присутствии в мире, как Он дает сейчас, через эту скорбь, побуждая каждого из нас обновить свою веру и вновь осознать, что именно Господь — Царь истории, Он — Творец жизни, Его промыслом управляется мир», — отметил Святейший Патриарх Кирилл.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5667431...

и не умереть от потери последнего чуда… На землю приходит Страстная. И с ней, вразнобой: заботы — отсюда, и ужас потери — оттуда. Нам только бы каменный взор оторвать от земли и встретиться с болью живой, а не с собственной ложью, чтоб все позабыв, мы бы заново нынче смогли стоять у Креста, раз взойти на него невозможно. Страстная Пятница (21 апреля) 1995 г. Москва. III. Волною морскою на уличный гам накатит от паперти скорбное пенье… И свечи, как души, открыты ветрам — чуть теплится свет Твоего воскресенья. Волною морскою сей город омыть — куда нам! Мы слабое, малое стадо. И нам остается лишь верить и жить волною морскою — так надо. Так надо! Погаснет свеча, и зажжешь от другой, и голой рукою прикроешь от ветра… Волною морскою — на берег людской приходят приливы нездешнего света. Чуть позже — зажгут фонари на Тверской, а море людское не вкусит покоя. … и это пройдет. Но пребудет с Тобой: «Волною морскою, волною морскою…» 13-14 апреля 2001, Москва IV. Легко душе, мечтая о земном, на любящей Руке лежать зерном. Но час, когда Ладонь наклонена… Зерну — суметь пройти путем зерна: предельная, несбыточная честность. Растаяла родная теплота — приговорен к свободному полету, и промелькнуло голубое что-то… Черта земли прохладна и пуста, и ужас под названьем «неизвестность». Сейчас, и здесь, и весь — не обойти ни сроком, ни условием, ни криком. Под пологом великим и безликим ступить на непонятные пути. Суметь до всяких сроков умереть, иначе будет поздно, и неполным твой колос ляжет в золотые волны на ниве радости. Успеть. Успеть. Успеть! И чтоб душа не стыла там одна — Сам Сеятель идет путем зерна. 3 мая 2002 (Великая Пятница), Москва. Золотая Твоя стрела пробивает стальную грудь. Я не ждал, чтобы боль пришла, только Ты говоришь мне: «будь». И в себя уже не уйдешь — не осталось укромных мест. Твоих будней огненный дождь. Твоих звезд светоносный крест. Это солнца живая плоть прорастает в мою зарю… Как Ты щедр на любовь, Господь! Есмь и буду. Благодарю. Москва, 18 января 2002 Макарьев-Решемский монастырь

http://pravmir.ru/stihi-o-strastnoy-pyat...

При этом прп. Ефрем Сирин в известной мере может быть назван новооткрытым или заново открытым автором. Когда, начиная с XVIII века, европейские исследователи получили возможность изучать творения прп. Ефрема на языке оригинала, стало ясно, что подавляющее их большинство не было известно в переводах на европейские языки. Разумеется, это не означает, что остальная часть творений, надписанных именем прп. Ефрема и сохранившихся только в греческом переводе, не подлинны. Известны многочисленные случаи, когда подлинные сочинения отцов Церкви сохранились только в переводных версиях; бесспорный пример такого рода для корпуса прп. Ефрема — его «Комментарий на Диатессарон», полный текст которого до сих пор представлен только армянским переводом. Тем не менее остается фактом, что многие подлинные сочинения прп. Ефрема, в том числе его классические прозаические толкования на Бытие и Исход и знаменитые гимнографические циклы, на протяжении веков оставались неизвестны в Европе. Русские читатели познакомились с ними только в 1907–1913 годах, когда в рамках восьмитомного издания в серии «Творения святых отцев» тексты преподобного были впервые переведены с сирийского на русский язык. (Это следует помнить и тем, кто отвергает новооткрытые тексты прп. Исаака Сирина на том основании, что на протяжении многих веков о них не было известно православным читателям). Трагические события, связанные с двумя революциями 1917 года, на многие годы сделали невозможным изучение святоотеческого наследия в России. Творения прп. Ефрема Сирина, незадолго перед тем переведенные на русский язык, стали по-настоящему востребованы читателями только в конце ХХв. Только сейчас наступило время, когда наследие прп. Ефрема может быть полноценно осмыслено в российской патрологической науке. Настоящая конференция — вклад Общецерковной аспирантуры и докторантуры в этот процесс. Насколько нам известно, это первая конференция в России, посвященная прп. Ефрему Сирину. И мы глубоко благодарны коллегам из Европы, Ближнего Востока и США, поддержавшим это начинание и оказавшим нам честь своим присутствием.

http://bogoslov.ru/article/5350926

Мы чувствуем живую связь и с теми святыми, которые помогали прежней Ново-Тихвинской обители. Например, с преподобным Феодосием Тотемским. О нем из сохранившихся документов мы узнали такую удивительную историю. В 1797 году, когда закладывали новый корпус, неизвестно откуда перед народом явился всадник на белом коне. Обратившись к игумении Таисии, он сказал: «Прими строителя сего» — и подал ей свиток с изображением преподобного Феодосия Тотемского. Позднее в Ново-Тихвинском монастыре была построена церковь в честь этого святого. Сейчас, когда обитель восстанавливается, мы чувствуем особенную нужду в помощи преподобного Феодосия. Сестры-экономы постоянно молятся ему об успехе строительства. Адмирал Федор Федорович Ушаков, ныне прославленный в лике святых, для многих просто историческое лицо, а для нашего монастыря — живой человек, который и сегодня принимает в наших нуждах непосредственное участие. Он много помогал игумении Таисии, несколько лет перед открытием обители она даже жила в его доме. Можно сказать, Ново-Тихвинский монастырь был учрежден во многом благодаря ходатайствам праведного Феодора Ушакова. Сейчас, спустя двести лет, мы так же просим у него помощи и он так же ходатайствует за нас, только уже у престола Божия. За те пятнадцать лет, в которые возрождалась наша обитель, мы обрели еще несколько небесных ходатаев, чью помощь мы постоянно чувствуем. Господь вверил нам восстановление святынь, связанных с именем святого праведного Симеона Верхотурского: храмовый комплекс на месте его подвигов в селе Меркушино, несколько церквей на паломническом пути из Меркушино в Верхотурье. В 2002 году во время закладки фундамента Михаило-Архангельского храма в Меркушино были обретены нетленные мощи священномученика Константина Богоявленского, которые теперь и почивают в этом храме. Кроме того, в принадлежащей нашему монастырю церкви Всемилостивого Спаса в Екатеринбурге пребывают мощи преподобного Василиска Сибирского, величайшего молитвенника. Чем больше мы молимся этим угодникам Божиим, тем более тесную связь с ними ощущаем. Так что со временем они становятся нам только роднее.

http://e-vestnik.ru/church/istoriya_mona...

Он составил даже молитву Пресвятой Богородице, в которой были такие, совершенно ничем необоснованные слова: «Тебе, Пречистую Матерь Божию, преподобнии и богоноснии отцы наши, яко Софию, Премудрость Божию, почитаху» (где и когда неизвестно?!). Подтверждение своему лжеучению он указывал в строительстве храмов, посвященных Софии-Премудрости Божией в Константинополе и у нас на Руси – в Новгороде и Киеве, но особенное доказательство своей правоты он находил в храмовой иконе Новгородской Софии, на которой был изображен крылатый Ангел с лицом, одеждой и крылами огненного цвета, в царском венце, возседающий в царском далматике на четвероножном с подушкой огненного цвета золотом престоле, подпертом семью столпами. Эта икона, по преданию, была копией Константинопольского образа св. Софии, находившейся в знаменитом храме св. Софии, построенном византийским императором Юстинианом Великим . Все подобные иконы с изображением Софии, Премудрости Божией, представляют собою изображения символические, и на них мы обычно находим целую сложную композицию – сень, поддерживаемую семью столпами, Бога Отца, Сына Божия, Духа Святаго, Богоматерь, ангелов, царей и пророков. Но все они выражают одну главную мысль:  Божию Матерь и воплотившуюся от Нее Ипостасную Премудрость – Сына Божия,  Который представлен в виде крылатого Ангела огненного цвета, что напоминает нам наименование Второй Ипостаси Св. Троицы в Ветхом Завете, когда еще не была открыта людям тайна Трех Лиц Божества, – «Великаго Совета Ангелом»   (Исаии 9, 6), как и поется в ирмосе 5-ой песни рождественского канона:  «Великаго Совета Твоего Ангела, мир подавающа послал еси нам»... Под Премудростью, или Софией, паремия о Которой из 9-ой главы книги Притчей читается в Богородичные праздники, разумеется Сын Божий, Который «создал Себе дом» в лице Пресвятой Девы Марии, в Которую Он вселился, чтобы потом от Нее родиться. Ведь св. Апостол Павел в своем первом послании к Коринфянам 1 гл., ст. 23–24, так прямо и говорит:  «Мы же проповедуем Христа распята... Божию Силу и Божию Премудрость».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Поиски подлинной общей духовной основы приводят нас к тому историческому моменту, когда Православная Российская Церковь была едина, когда единой соборной волей в России было восстановлено патриаршество и Церкви возвращен ее канонический строй. Тем самым завершился не только синодальный период в жизни Поместной Русской Церкви — завершилась «константиновская эпоха» в истории Вселенского Православия. Это — плод совершенно уникального Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Доселе ему нет аналогов в российской истории. Собор этот нередко вызывает поспешную и поверхностную критику, хотя далеко не все его решения нам хорошо известны — а иные неизвестны совсем: заседания проходили в крайне сложных и страшных исторических условиях, и до сих пор еще не все должным образом оформлено и обнародовано. Что бы мы сегодня ни думали об отдельных аспектах деятельности Всероссийского Собора 1917-1918 гг., пришло время рассмотреть и оценить его деяния в их полноте, ведь они определили жизнь Русской Церкви в новых условиях. Это касается не только прошлого — уже тогда видимых отцам собора «темных времен» богоборчества. Определения Собора открыты к такому будущему, которое нам еще предстоит расслышать духовно, воспринять, прочувствовать. Эта возможность возникает только теперь — и это дивным образом совпадает с новой вехой в жизни всецелой Русской Церкви. Очевидно, такое осознание исторических корней призвано лечь в основу оценки сегодняшней ситуации, а также дальнейшего осмысления различных путей Русской Церкви в ХХ веке, и наконец — ее будущего. Данная статья — попытка рассмотреть существенный (и спорный) вопрос будущего устроения Церкви в свете принятой на Соборе модели митрополичьих округов. Именно эта модель, вкупе с Постановлением 362, принятым возглавляемым св. Патриархом Тихоном Высшим Церковным Управлением 7/20 ноября 1920 г., легли в основу существования Русской Зарубежной Церкви. Постановлению 362 была посвящена моя работа 2001 г., представленная на конференции по Истории Русской Церкви 1917-1933 . Там Постановление рассматривалось как данность и описывались его последствия в истории Церкви в России и зарубежье. Не много было тогда возможно сказать о предшествующих ему моментах, которые могли повлиять на его возникновение. Теперь, благодаря новооткрытым архивным документам, мы можем рассмотреть его исторические корни, поставить его в исторический контекст и по-новому осмыслить его историческую перспективу. Проект Собора 1917-1918 гг. «О церковных округах»

http://pravoslavie.ru/5441.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010