Кто становится святым? Бытует мнение, что Церковь признавала святыми только богатых и знатных людей, князей, архиереев, монахов… Конечно, это не так, и основано это мнение на незнании церковной жизни и на непонимании самой идеи святости. 26 июня, 2011 Бытует мнение, что Церковь признавала святыми только богатых и знатных людей, князей, архиереев, монахов… Конечно, это не так, и основано это мнение на незнании церковной жизни и на непонимании самой идеи святости. Господь наш Иисус Христос, говоря о человечестве, сравнил его с полем, засеянным доброй пшеницей, на котором враг посеял сорняки. Этими сорняками являются злые, лукавые, прелюбодейные люди и ненавистники. Но на ниве Господней есть и прекрасные благоухающие цветы, далеко распространяющие чудесный аромат. Это люди, которых мы называем праведными или святыми. Их памяти, памяти всех святых, просиявших в мире от сотворения его, было посвящено прошлое воскресенье, первое после Троицы . А сегодня, во второе воскресенье после Троицы , мы отмечаем торжество, может быть, более скромное, — но для нас не менее близкое и родное. Мы празднуем день Всех святых, просиявших в нашей родной Русской Церкви. Сегодня праздник Святой Руси , нашего духовного отечества. Святые эти жили и подвизались в разных углах нашей Родины, в разные исторические эпохи. Они были разными по своему социальному положению, по своему возрасту, по своему духовному пути, но всех их объединяло одно: они превыше всего возлюбили Господа Бога, возлюбили всем сердцем, всем своим помышлением. И возлюбили ближнего своего как самих себя. За Бога и Его правду они были готовы отдать все, что у них было, все силы, все время, все свое имущество, а часто и саму жизнь. Повсюду на просторах нашей необъятной Родины мы их, как горящие светильники; на юге и севере, на востоке и западе эти праведники созидали Святую Русь своим подвигом, своим примером, своей жизнью и смертью. Будем ли мы перечислять их всех? На это не хватило бы ни времени, ни места. Преподобный Трифон Печенгский, угодники соловецкие на самом северном крае нашей Родины… Святители херсонесские на юге, и еще южнее — святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии . Угодники и просветители иркутские, тобольские, великопермские, а на самом западном крае Руси — святые полоцкие, галицкие, виленские. Нет им числа…

http://pravmir.ru/kto-stanovitsya-svyaty...

Скачать epub pdf Февраль Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн.2: гл. 6 (Ин.5:19–21)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1901. Т. 1. 2. С. 337–352 (1-я пагин.). (Продолжение.) —337— отличным от присущего ему художества, хотя бы оно и было боголепным. Каким же образом Тому, Кто выходит вне пределов божества и имеет эту славу по одному только художеству, поклоняются Ангелы на небе, поклоняемся и мы безгрешно, между тем как божественное Писание узаконяет нам не служить никому кроме истинного Бога? Господу Богу твоему, сказано, поклонимся и Тому Единому послужиши ( Мф.4:10 – Втор.6:13 ). Святое-то, по крайней мере, множество Ангелов не может уклониться от должного и если поклоняется Сыну и служит Ему с нами вместе, то потому, что признаёт Его Богом по природе, а не по научению, как болтают те. Кажется, они не сознают того, в какие вследствие этого нелепости должны они впадать. И во-первых, Сын должен будет допускать изменение и превращение из худшего к лучшему, хотя и через пророка и говорит Он: «видите, видите, яко Аз есмь, и не изменяются» ( Пс.101:28 ), восклицая это к Сыну. Это потому, что Он, как утверждают те, дожидается действия Отца относительно чего-либо из сущего, как некоего наставника и учителя, чтобы, узрев, стать подражателем. Но каким же, наконец, образом таковой не должен каждому оказаться восходящим к знанию из незнания чего-либо и превращающимся из худшего в лучшее, как скоро мы признаем, что знание какого-либо блага лучше незнания? Потом, к довершению своих нелепостей, признающие Бога скорее наставником, чем Отцом пусть отвечают нам: Сын ожидает видения (действий Отца) как находящийся в неведении дел Отца, —338— или же, как имеющий точнейшее о них знание? Если скажут, что Он ожидает, зная, – то этим очевидно представят Отца совершающим нечто вполне излишнее и наставником всецело напрасного дела; ибо Один (Сын), как незнающий, усматривает то, что Он точно (уже) владеет, – а Другой (Отец) принимается учить уже Знающего.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святитель Нектарий Эгинский Пентапольский – свидетель и толкователь откровения Троичного Бога в мире Источник Скачать epub pdf Содержание Краткое житие Откровение Бога в мире Часть I. Учение святого Нектария и бесчисленные его чудеса подтверждают откровение Бога в мире 1. Основная причина состоит в незнании Бога и человека 2. Благость Божия жаждет Его откровения в мире 3. Отношение Бога с человеком 4. Способ, которым осуществляется Божественное откровение Часть II Выводы     Протопресвитер Георгиос Марнеллос родился 5 декабря 1946 г. в с. Эксо Лакония Мерамбеллу, о. Крит. Начальное образование получил в сельской школе, среднее – в гимназии г. Агиос Николаос и духовном училище Свято -Троицкого монастыря Цанкаролон г. Ханья. В 1968 г. женился на Марии Менегаки. Является отцом четверых детей, двое из которых имеют богословское образование. 13.10.1968 г. митрополитом Петры Димитрием рукоположен во диакона, а 12.01.1975 г. митрополитом Галлии и экзархом всей Иверии Мелетием – во пресвитера. Продолжил обучение во Франции – в Свято-Сергиевском православном богословском институте Парижа, где в 1975 г. получил диплом с оценкой «отлично». Параллельно обучался на философском, педагогическом и религиоведческом факультетах Католического института Парижа, педагогическом факультете университета им. Р. Декарта Сорбонны и других высших учебных заведениях Франции. Ученик А. Князева и знаменитого философа О. Клемана , под руководством которого выполнил дипломную работу в Свято-Сергиевском институте. Нострифицировал диплом на богословском факультете Фессалоникского университета, где и продолжил обучение в аспирантуре, по окончании которой в 1993 г. под руководством известного литургиста И. Фундулиса успешно защитил диплом специалиста по теме «Иерей как свидетель Христова присутствия в мире». В 1980 г. получил государственное назначение на должность работника образования: был направлен преподавателем духовного училища о. Тинос, где впоследствии стал директором. В 1987 г. переведен на должность директора духовного училища г. Ханья (о. Крит). В 1994 г. назначен ректором Высшей церковной школы Крита (г. Ираклион) и оставался на этом посту до ее преобразования в Высшую церковную академию Крита, которое им было инициировано и осуществлено. В настоящее время является постоянным членом Управляющей комиссии Академии, возглавляет в ней музыкальное отделение и состоит штатным профессором-преподавателем церковно-исторических наук на пастырском отделении. Все эти годы в местах назначения также осуществлял и священническое служение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Скачать epub pdf Глава восьмая «И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» ( Откр. 8, 1 ). Итак, мы видим, что печати постепенно снимаются и приходит время для седьмой, последней печати, когда становятся ясны судьбы Божии. И когда печать эта снимается, наступает некая тишина. Как говорится в Книге пророка Софонии: «Умолкни пред лицем Господа Бога! ибо близок день Господень: уже приготовил Господь жертвенное заклание, назначил, кого позвать» ( Соф. 1:7 ). Перед лицом Бога, перед концом мира наступает некая тишина – всякое творение замолкает в благоговении, мужаясь и ожидая явление славы великого Бога, Который совершит суд над всем миром. И вот, как и говорит Писание: «Сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» ( Откр. 8:1 ). Святитель Андрей Кесарийский пишет: «Святой Иоанн часто употребляет число семи Ангелов, потому что оно соответствует этому веку, субботствованию и покою святых. Поэтому и разрешение этой седьмой печати указывает на переход от земной жизни, чему помогают семь Ангелов, поражая людей, нуждающихся во вразумлении и наставлении. Безмолвие означает благочиние, благоговение и незнание Ангелами времени Второго Пришествия. Полчаса – краткое время, когда после наказаний и кончины мира наступит Христово Царство». Молчание возникает перед осуществлением суда Божиего. Зачем нужна эта тишина? Затем, что только в молчании можно услышать откровение Бога. 60 Почему бывает хорошо оставаться в храме после службы, когда уже никого нет? Чтобы научится слышать молчание Божие. Это парадоксальное выражение имеет под собой совершенно реальное основание. Человек, который испытал причастность тайне Господней, знает, что в молчании открывается воля Создателя. И вот в таком молчании и происходит подготовка суда Господа. Многие говорят, что главное, последнее откровение – о возрождении монархии в России, однако, если правы старцы, то это будет ненадолго, на «полчаса молчания». А сразу же после периода молчания наступит время семи труб, время великих последних кар Божиих. Нужно подготовить свое сердце к тому, чтобы слышать и видеть за мировыми событиями явление славы могущественного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Благодарение ...Насколько человек благодарит Бога и подвизается понудить себя из любви к Нему, настолько и Бог приближается к нему дарованиями Своими и желает успокоить его и сделать, чтобы он предпочитал безмолвие и нестяжание всем царствам земным, кроме воздаяния в будущем (сщмч. Петр Дамаскин , 72, 123). ...Все мы, люди, должны всегда благодарить Бога за общие и особенные Его благодеяния, душевные и телесные. Общие суть четыре стихии и все от них происходящее, и все в Божественных Писаниях изложенные чудные и страшные дела Божии. Особенные же – то, что Бог дал каждому человеку: или богатство для милостыни; или бедность для терпения с благодарением; или власть для правосудия и утверждения добродетели... или здоровье для помощи нуждающимся и трудов по Богу; или болезнь для венца за терпение; или знание и силу для приобретения добродетелей; или бессилие и незнание для повиновения в безмолвии, со смирением и удаления от вещей; или невольное лишение вещей для произвольного спасения и помощи тем, которые не могут достигнуть совершенства нестяжания, или хотя милостыни; или покой и благоденствие для того, чтобы добровольно подвизаться и трудиться в добродетелях, так чтобы сделаться бесстрастными и иные души спасти; или искушение и злополучие, чтобы поневоле спастись тем, которые не могут отсекать своих хотений; или опять для совершенства тем, которые могут потерпеть с радостью. Все упомянутое хотя и противно одно другому, но, по мере надобности, вся добра зело ( Быт. 1, 31 ), а без надобности не есть добро, но скорее вредит душе и телу. Лучше же всего упомянутого – терпение скорбного. И сподобившийся сего великого дарования должен благодарить Бога, как наиболее облагодетельствованный: ибо он сделался подражателем Христа и святых Его апостолов, мучеников и преподобных и получил от Бога большую силу и ведение, чтобы произвольно удаляться от сладостного и более желать скорбного, чрез отсечение своих хотений и отвержение мыслей не по Богу, дабы всегда делать и мыслить угодное Богу (сщмч. Петр Дамаскин , 72, 166–168).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Издание Чудова монастыря Трудно понять, как это люди, именующие себя православными христианами, могут почитать и ободрять графа Толстого. Это можно объяснить полным незнанием воззрений Толстого и желанием следовать моде, быть передовыми людьми, неотсталыми, следовательно одобрять все то, что современно, оригинально, ново, – или же сознательным отношением к его учению. Но в таком случае, почитатели Толстого бесчестно прикрываются именем православных христиан, ибо они не христиане, а безбожники, как и сам Толстой. Вот, с одной стороны – наша вера, упование, а с другой – измышление Толстого. Мы, православные, веруем, что есть Бог , Творец всего мира, Бог живой, личное существо, что Он слышит наши нужды, что Он Отец и Промыслитель всех. По Толстому же такого Бога нет. В сущности, говорит Толстой, мы не имеем никакого основания предполагать Бога Творца и никакой нет в этом нужды. Бога Творца нет. Что же Богом называет Толстой (ибо в его сочинениях это слово также нередко употребляется)? Он употребляет слово Бог в своем собственном смысле; у него Бог – природа, вещество со своими силами и законами; вся природа Бог, а так как и я составляю часть природы, то и я часть Бога. Мы, далее, православные христиане веруем в Святую Троицу; это главный пункт нашей веры. Он же ее отвергает. Я отвергаю, говорит Толстой, непонятную Троицу. Мы, православные, веруем в Сына Божия, Спасителя мира, вочеловечшегося ради нашего спасения, страдавшего и по гребенного и в третий день воскресшего. Мы не можем себе представить, как это возможно отвергать Искупителя. По мнению же Толстого, Господь Спаситель не есть Бог, второе Лицо Святой Троицы, воплотившийся Сын Божий, а простой человек. Я отвергаю не имеющую никакого смысла в наше время басню о падении первого человека, кощунственную историю о Боге, родившемся от Девы и искупляющим род человеческий. Слышите ли, православные? главное наше упование о искуплении нас грешных Христом Спасителем Толстой считает баснею! Далее, для нас православных святое Евангелие есть священнейшая книга, где Духом Святым через евангелистов записаны глаголы живота вечного.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Однажды, во время богослужения, духовника из алтаря вызвал молодой человек, взял благословение и сказал: «Я хотел бы поговорить с вами». – Подойдите ко мне после окончания богослужения – строго ответил духовник, – а теперь стойте и молитесь. По окончанию службы, когда священник выходил из храма, юноша снова подошел к нему и сказал: «У меня есть серьезные проблемы, и я решил обратиться к вам». Духовник ответил: – Прежде всего, я должен сделать вам необходимое замечание. Всему есть свое место и время; когда вы входите в храм, то помните, что церковь – это земное небо и вы стоите перед Всевидящим Оком Божества. Во время богослужения вы должны забыть обо всем мире, о себе и своих проблемах. В храме ваш собеседник – Бог, Который внимает голосу сердца и безмолвно отвечает ему. В храме Бог является душе человека, освящает и одухотворяет его, насколько человек подготовлен покаянием и внимательной молитвой. Богообщение несравненно выше, чем самая назидательная беседа и вдохновенная проповедь, так как в богообщении изменяется сам человек, он как бы становится другим существом, новым творением. Надо оставить все проблемы за порогом храма и только умолять Бога о милости и благодарить за неизреченные блага, которые Он посылает нам. А мы получив их тотчас забываем или объясняем случайностью. Забвение – это состояние добровольного невежества и сознательного незнания, как бы погружение души в глубокий сон. Юноша ответил: – Благодарю вас за замечание. На самом деле я мало задумывался над тем, что такое богослужение, хотя несколько лет исполняю клиросное послушание. Что касается забвения милостей Божиих, то разве это происходит сознательно? Мне кажется, что забвение наступает помимо моей воли. Духовник продолжал: – Сколько раз Господь исполнял молитвы каждого христианина, сколько чудес было в жизни каждого из нас, но мы не благодарили за них Бога, а принимали как привычное и обыденное. Наша гордость и страсти не любят благодарить не только человека, но и Бога и поэтому Его благодеяния быстро забываются и исчезают из нашей памяти – как письмена, начертанные на песке, от которых не остается следа. Мы не удивляемся случаям чудесной помощи Божией в нашей жизни, не размышляем о них, поэтому слабеет наша вера, угасает надежда, ум как бы в помрачении думает только о земных делах.

http://pravoslavie.ru/61316.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Мы называемся православными христианами, то есть право, правильно славящими Бога. Для того, чтобы быть уверенным, что делаешь что-то правильно, нужно многое узнать, многому научиться. Прочесть книги, расспросить опытных людей. Если человек ничего не знает и не хочет знать, но полностью уверен, что все делает правильно – жди беды. Простой пример. Некий человек совершенно не знает о правилах дорожного движения, но он самоуверенно садится за руль и начинает ехать на машине. Пройдет очень немного времени и он поймет, что делает что-то не так: он едет по левой стороне дороги, но почему-то все машины несутся ему навстречу, гудят, и он еле-еле успевает увернуться от них. Он подъезжает к светофору, загорается красный свет, но этот чудак уверен, что он может продолжать движение, ведь правил он не знает! Что произойдет дальше, думаю ясно. Очень скоро этот несчастный попадет в аварию и, слава Богу, если останется жив. Но если в жизни обычной, материальной повседневной мы прекрасно понимаем, что должны изучать законы и правила, соблюдать технику безопасности, чтобы не попасть в беду, то тем более в жизни духовной. Там тоже существуют установленные от Бога законы, есть свои правила безопасности. И вред, который мы можем нанести себе, не зная этих законов или пренебрегая ими гораздо больший, чем от незнании законов физического мира. Ибо мы можем нанести непоправимый урон не телу, а душе. Как узнать правила духовной жизни, как верить правильно? Для этого есть Слово Самого Бога – Священное Писание, его надо читать, изучать, по нему надо строить жизнь. Существуют заповеди, которые тоже дал нам Сам Бог, также мы, православные люди имеем огромный опыт Церкви, опыт, которому уже 2 тысячи лет в мире и тысяча лет у нас на Руси. Этим путем прошли многие миллионы людей, с Рождества Христова до наших дней. Мы имеем Церковь , ее создал Господь Иисус Христос и вложил в нее все, что нужно для нашего спасения. «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). В церковную сокровищницу также вложен опыт святых отцов и подвижников 2х тысячелетий Христианства.

http://azbyka.ru/obyasnenie-simvola-very

Скачать epub pdf Декабрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 5: гл. 5 (Ин.8:28–34)]/Пер. и примеч. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1904. Т. 3. 12. С. 305–320 (2-я пагин.). (Продолжение.) —305— указание Его на то, что, как уже ранее сказано нами, Бог и Отец одной есть со Мной природы. „И не оставил Меня одного“, ибо действительно было бы странно не иметь Мне с Собой Бога и Отца, от Коего Я родился. Но может быть скажет кто и ради любознательности спросит: по какой причине говорит это Сам Спаситель или что побудило Его дать такое изъяснение? В ответ на это укажем на то, что Он весьма благополезно и по необходимости к прежде уже сказанному присоединил и это. Так как сказал, что „как научил Меня Отец, сие говорю“, то этим самым уже необходимо показывает, что Отец соприсущ и единосущен Ему, дабы тем возбудить веру в Себя, как говорящего Его (Отца) слова, как Бога – (говорящего) Божии (слова), – как Такого, Кто от природного свойства Своего Родителя побуждается говорить богоприличное. Подобным же образом и человеческие дети, без научения имея от природы некоторые знания, как об этом говорили выше, хорошо ведают свойственное человечеству. Посему не следует соблазняться, если Он говорит, что Сын научился от Отца. Через это Он отнюдь не оказывается меньше Его или другой природы, как думают те. Можно убедиться в этом и посредством такого рассуждения. Ведь существо определяется не знанием или, незнанием чего-либо, но природой каждого. Возьмём в пример Павла и Силуана. И допустим, что Павел в совершенстве знает тайну Христову, а Силуан – несколько менее Павла. Разве они перестанут быть подобными по природе, или разве Павел будет выше Силуана по существу, как скоро —306— он более его постиг глубину тайны? Но никто, полагаю, не дойдёт до такого неразумия, чтобы видеть у них различную природу по причине большего или меньшего знания их. Если же таким образом свойства существа отнюдь не определяются точно знанием или научением, как сказали мы, то ничто не препятствует Сыну быть Богом по природе, хотя Он и говорит, что научился от Собственного Отца. Через это Он отнюдь не лишается единосущие с Ним, но без сомнения остаётся тем, что есть, то есть Богом от Бога, Светом от Света.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Еще на написанное Акиндином против света благодати и духовных даров – слово возражения пятое. ГЛАВА 1. Что Акиндин разумом слепее тех, кто слеп чувственным зрением, как не просто не знающий, но противоположные друг другу вещи утверждающий о божественном свете. 1. Но какое слово могло бы переубедить добровольно отвращающихся от света истины, которые, совершенно зажмурив или обратив к тьме око души и наполнив его мраком, затем полагают подобными себе и тех, кто от века удостоились «светлость Божию видеть и опытно испытывать» 597 ? И если даже кто из теперешних, сам постаравшись и сподобившись милости Божией, блаженно испытает оное блаженное видение, то они и его берутся переучивать, будто он ничего такого не видел. Но они похожи [даже] не на обращающих взоры к неосвещенному месту, но и на [вовсе себе] их выколовших. Ибо как те, осязая, но не видя предметы, часто уподобляют осязаемое различным [вещам], считая то одним, то другим, и составляют различные представления об одном и том же предмете, так и эти, мрачным разумением как бы осязая божественнейший свет, вводят многие и различные представления о нем, даже самих слепых изрядно обогнав в худшем. Ибо они имеют не отрицательное незнание ( κατ πφασιν αγνοιαν ) 598 , как те – неведение; и не просто прибегают к различным суждениям, как те, через соприкосновения судящие о видимом, но, увы, заявляют самое противоположное об одном и том же и к тому же столь великом свете. ГЛАВА 2. Изречения Акиндина, на основании анализа которых подробно раскрывается, что об одном и том же свете он утверждает, будто сей является и творением, и сущностью Божией. 2. Ибо теперь тот, кто всеми способами прежде доказывал, что этот свет – творение, и низводил вместе с ним, как я это у него нашел, Отца, Сына и Духа Святого – ибо одно из одной божественности воссияние Трех – теперь он перенеся коварство на живущих по Богу, пытается оторвать оттуда «возшедших в меру возраста исполнения Христова» ( Еф. 4:13 ). Послушайте, что он опять говорит. «Должно принять во внимание и то, что ни один признанный богослов не учил, что этот свет общий и другим, хотя бы кто и взошел на вершину созерцания Бога, но они свидетельствовали об одних лишь божественных апостолах, и то бывшему им божественному снисхождению. Поскольку бы противоречили и сами себе, и друг другу богословы, настаивая, что никому не возможно по иному видеть Бога, кроме как от творений, «будь кто хоть Моисеем, хоть Павлом, взошедшим на третье небо ( 2Кор. 12:2 ), или даже еще выше него, если бы кому посчастливилось достичь и ангельского или архангельского положения и чина» 599 , и также других и тех, что в нас богодарованных добродетелей, с помощью которых мы очищаемся в Духе, и даров Духа».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010