43. Неделя о блудном сыне и Сретение Господне 44. Неделя св. Жен Мироносиц 45. Шестая неделя по Пасхе — о слепом 46. Вознесение Господне 47. Вознесение Господне 48. О святых Апостолах 49. Неделя всех святых 50. Преображение Господне 51. Успение Пресвятой Богородицы 52. Покров Пресвятой Богородицы 53. О Богослужении 54. О жизни в богослужении и о приобщении к Вечности 55. О чтении и разумении Св. Писания 56. Слово о Церкви, как Теле Христовом Первая проповедь Суббота вечер 1-й недели Вторая проповедь Воскресенье вечер 1-й недели Третья проповедь Воскресенье вечер 2-й недели Великого Поста. Четвертая проповедь Суббота 3-й недели Великого поста. Пятая проповедь Воскресенье вечер 3-й недели Великого Поста Шестая проповедь Суббота вечер 4-й недели Великого Поста Седьмая проповедь Воскресенье вечер 4-й недели Великого Поста Восьмая проповедь Воскресенье вечер 5-й недели Великого Поста Девятая проповедь. Над Плащаницей Слово в Неделю первую Великого Поста, вечер СЛОВО НА БОГОЯВЛЕНИЕ Слово на Преображение Господне СЛОВО НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Слово о покаянии Духовные беседы 1. О богослужении Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Недавно мы праздновали праздник Пресвятой Девы, вхождение Ее во храм и, как Св.Церковь учит нас, вхождение это совершено для того, чтобы Ей во храме воспитатися честно. Это вхождение во храм, это приобщение к иной жизни, чем наша жизнь здесь, на земле, к жизни премирной было когда-то совершено Божией Матерью, и каждый из нас, каждый, кто живет в этом мире и верит во Христа, в свое время был введен во храм именно для того же, для чего вошла и Пресвятая Дева, — для того, чтобы в нем воспитатися честно, для того, чтобы оставить эту жизнь и приобщиться к премирной, выйти из временного, — войти в вечное. Когда мы говорим о богослужении и участвуем в нем, мы забываем о двух его сторонах: мы думаем, что мы пришли в храм для того, чтобы днесь, ныне вспомнить то или иное событие из жизни Господа, из жизни Богородицы или святых. А между тем Св.Церковь говорит нам о том, что наше богослужение, наше празднование не есть только воспоминание, но самое действительное, подлинное, возможное только через богослужение участие в этих событиях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГРИГОРИЙ († 1416), свт. (пам. 3 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский и Ярославский ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИМИТРИЙ (XVII в.?), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕВФИМИЙ († после 1492? или ок. 1527?), прп., Корельский (пам. 18 апр.- вместе с праведными Антонием и Феликсом Корельскими, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 15 дек.- в Соборе Кольских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/144729.html

В следующие седмицы таких подробных указаний относительно звонов уже не дается, и мы можем предположить, что 1-я седмица являет собою образец совершения звонов на весь период поста, если на этот счет нет каких-либо специальных указаний. В период поста не совершаются службы с полиелеем, кроме 24 февраля (обретения главы Иоанна Предтечи) и 9 марта (день 40 мучеников Севастийских). В эти дни полагается полиелейный звон. Ради этого отменяются часовые звоны: «Егда же поем поилелей, на часех в кампан не ударяем». На время поста не следует менять характер воскресных звонов . Воскресенье – малая Пасха . В субботние и воскресные дни пост на службу отлагается, совершается полная литургия. Следовательно, уже в пятницу к великому повечерию не полагается великих поклонов, и соответственно – к вечерним службам положены звоны не постные. К вечерням в воскресные дни полагается благовест в большой колокол, поскольку собственно пост наступает после вечерни, и еще потому, что на этих вечернях совершается вход, возглашается Великий Прокимен. Каждый воскресный день в период Великого поста празднуется особо. В неделю 3-ю, Крестопоклонную , в чине выноса креста совершается перезвон по одному удару в каждый колокол перед выносом креста (на великом славословии), а в момент шествия с крестом на середину храма совершается трезвон « во вся », который продолжается до возложения креста на аналой. Указаний на это в Типиконе нет, но в дошедших до нас уставах московского Успенского и новгородского Софийского соборов этот звон присутствует. В настоящее время этот звон уже повсеместно вошел в чин всенощной и стал традиционным. Автор полагает, что это заимствовано из чина празднования Крестовоздвижения. В среду 5-й седмицы «звон в красныя: такожде и в четверток ко утрени и вечерни». Красными именовали колокола среднего размера за их высокий красивый голос. В данном случае предписывается совершать трезвон без больших колоколов. Этот праздник именуется иногда Стояние Марии Египетской, поскольку вместе со службой, посвященной памяти прп. Марии Египетской, вычитывается весь Великий канон Андрея Критского в один прием. В четверг совершается литургия Преждеосвященных Даров. Полагается, как указано в Учебном уставе Константина Никольского, благовест в полиелейный колокол; трезвон – «во все кроме первого».

http://zavet.ru/a/rss_1330172255.html

В отдельных поучениях святых отцов, сказанных в преддверии святой Четыредесятницы, звучат увещания к прощению ближних. «Кто к брату своему расположен враждебно, ненавидит его и ругается над ним, тот примирись сперва с братом и прости его; тогда уже может он приближаться ко Господу. Кто хочет предстать Богу, тот должен наперед оставить брату долг его; только такового пост и молитва угодны Богу» (прп. Ефрем Сирин) 1 . «Впрочем, пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей, потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление; прости ему долги» (свт. Василий Великий) 2 . «Чтобы быть сыном Божиим, для того нужна не благодать только, но и дела. А ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас» (свт. Иоанн Златоуст) 3 . «Воздадим прощение, чтобы быть прощенными; даруем прощение, о котором мы просим, и не будем жаждать возмездия, так как сами молим о прощении. Не будем проходить глухим ухом мимо стонов бедных, но будем оказывать милость нуждающимся с неизменной щедростью, чтобы заслужить милость в день суда» (свт. Лев Великий) 4 . «Но мы, братие, во время поста и молитвы, молю, если что когда и действительно имели против кого-нибудь, простим и будем полны любви; более того, будем следящими друг за другом с целью побуждения к любви и добрым делам, и говоря друг о друге хорошо, и в самих себе рассуждая и помышляя благая пред Богом и пред людьми, дабы нам поститься похвальным и непорочным постом, чтоб на основании его наши прошения были благоуслышаны Богом» (свт. Григорий Палама, архиеп. Фессалоникийский) 5 . Вместе с тем до нашего времени дошло немало проповедей отцов Церкви, произнесенных в преддверии Четыредесятницы, в которых отсутствуют наставления о прощении ближних 6 . Более того, ни слова о долге прощения ближних не содержится в синаксаре в Сырную неделю Никифора Каллиста Ксанфопула 7 . Следовательно, в эпоху отцов Церкви призыв к прощению перед началом Великого поста хоть и звучал в церковной проповеди, но нет никаких свидетельств о том, что он был облечен в форму общепринятого литургического обряда.

http://radonezh.ru/2023/02/22/esli-ne-bu...

Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях Прочтите толкования Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Проповедь в Неделю 2-ю Великого поста Все мы понимаем слово «религия» как ту или иную форму веры в существование Бога (или, как у язычников, — богов), веру в существование высших сил. Но мы понимаем также, что понятие «религия» означает не просто пассивную веру или совокупность неких представлений, но и определенную связь с высшими силами, то есть такие действия, которые образуют систему поклонения, обрядов, организованную систему культа. Да и само слово «религия» содержит в себе мысль об этом, так как оно и означает «соединение, связь». А всякая связь осуществляется через средства связи. В нашем земном быту это транспортные, телефонные, почтовые и прочего рода средства связи, требующие определенных знаний, умений, действий и затрат. В религиозной жизни связь с высшим миром тоже всегда осуществлялась сложной системой культовых действий, требующих знаний, умений, напряжения воли и затраты немалых сил и материальных средств. Так принципиально было, есть и будет во всякой религии кроме одной — христианства как веры в Бога, явленного нам в воплощении Сына Божия, в Иисусе Христе. Там, где Богочеловек Иисус Христос утверждал, — а в Своем Воскресении, Вознесении и ниспослании Святого Духа доказал, — что Он и Отец — одно ( Ин 10:30 ); там, где Он учил: «Видевший Меня видел Отца» ( Ин 14:9 ), где Он учил о непосредственном пребывании верующих в Нем, и Его пребывании в них: «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин 15:5), — там принципиально не требуется иного Посредника между людьми и Богом кроме Самого Иисуса Христа. С Ним же и друг с другом искренняя вера и любовь объединяет нас в единое Тело Христово: «Ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал 3:28 ). Сын Божий Иисус Христос — единственный Посредник между людьми и Богом. Все Послание к Евреям — об этом. Сын Божий выше всех других посредников: пророков, ангелов, законодателя Моисея, всего священства Ветхого Завета! Все прежние религии, — даже такая возвышенная как откровение Ветхого Завета, — лишь обещали нам спасение, а Он — принес. Оттого мы и называем откровение в Иисусе Христе Новым Заветом, новым союзом с Богом: «древнее прошло, теперь все новое» ( 2 Кор 5:17 ).

http://bible.predanie.ru/nedelya-2-aya-v...

ЖУРНАЛ 34 СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Патриарших визитах в епархии Русской Православной Церкви. Справка: В период со времени предшествующего заседания Священного Синода Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: • с 2 по 5 апреля 2009 года – Санкт-Петербургскую епархию; • 6 мая 2009 года – Калужскую епархию. В Санкт-Петербурге Его Святейшество встретился, в частности, с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром, викариями епархии ректором Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии епископом Гатчинским Амвросий и епископом Петергофским Маркеллом, а также с губернатором Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко и губернатором Ленинградской области В.П.Сердюковым. Предстоятель Русской Церкви имел общение с клиром и паствой епархии, а также со студентами Санкт-Петербургских Духовных школ. В ходе визита в Санкт-Петербургскую епархию Святейший Патриарх посетил Свято-Иоанновский монастырь на Карповке и приложился к мощам праведного Иоанна Кронштадтского. Его Святейшество совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Казанском храме поселка Вырица Ленинградской области, посетил вновь восстановленный храм святых апостолов Петра и Павла поселка Вырица, а также Петропавловский храм в поселке Сиверский. В храме святого апостола Иоанна Богослова Санкт-Петербургских Духовных школ Предстоятель Русской Церкви совершил утреню с чтением акафиста Пресвятой Богородице, после чего встретился с профессорско-преподавательской корпорацией. Святейший Патриарх также отслужил молебен в часовне блаженной Ксении Петербургской и посетил ряд храмов Санкт-Петербурга. Воскресное Всенощное бдение Его Святейшество отслужил в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре. 5 апреля, в Неделю пятую Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Исаакиевском соборе. 6 мая Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил деревню Дошино Медынского района Калужской области. Состоялась церемония открытия животноводческого комплекса, в которой приняли участие митрополит Калужский и Боровский Климент, мэр города Москвы Ю.М.Лужков, заместитель губернатора Калужской области М.А.Акимов.

http://mospat.ru/archive/86299-zhurnaly-...

7. Отделу внешних церковных связей продолжить труды по дальнейшему развитию диалога с государственными властями Китайской Народной Республики, в том числе, по вопросам текущей деятельности Китайской Автономной Православной Церкви. ЖУРНАЛ 36 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви. Справка: Со времени предшествующего заседания Священного Синода Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил визиты в следующие епархии Русской Православной Церкви: 21 апреля 2013 года – Новороссийскую епархию, город Крымск; с 15 по 19 мая 2013 года – Екатеринбургскую епархию. 21 апреля 2013 года, в неделю 5-ю Великого поста, день памяти преподобной Марии Египетской, Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в город Крымск, где совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в храме Архангела Михаила. Его Святейшеству сослужили митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, епископ Ейский и Тимашевский Герман, епископ Новороссийский и Геленджикский Феогност, духовенство Кубанской митрополии. В храме присутствовали губернатор Краснодарского края А.Н. Ткачев, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, представители региональных и городских властей, кубанского казачества. Были вознесены заупокойные молитвы " о жителях Крымска, от нашествия водныя стихии скончавшихся " . По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл представил прихожанам правящего архиерея новообразованной Новороссийской епархии епископа Феогноста. Затем Его Святейшество в сопровождении А.Н. Ткачева и епископа Феогноста посетил жилища горожан, которым Церковь оказала помощь после наводнения. 18 мая начался официальный визит Святейшего Патриарха Кирилла в Екатеринбургскую епархию. В ходе визита Его Святейшество посетил монастырь во имя Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма близ Екатеринбурга, в котором совершил литию по почившим членам Дома Романовых и освящение основания храма в честь Державной иконы Божией Матери, Храм-на-Крови в Екатеринбурге, духовно-просветительский центр " Патриаршее подворье " , где ознакомился с выставкой " Подвиг служения России царской династии Романовых " , а также храм-колокольню " Большой Златоуст " . Состоялась встреча с губернатором Свердловской области Е.В. Куйвашевым.

http://religare.ru/2_101623.html

Хочу передать Вам, дорогой владыка, благословение и благодарность Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла – благодарность за Вашу любовь к Русской Церкви, за многолетние труды на ниве межправославного сотрудничества, за заботу о русскоязычных жителях этого острова. Хотел бы также передать благословение Святейшего Патриарха всей Вашей пастве. Сегодня, в четвертую неделю Великого поста, когда Церковь воспоминает преподобного Иоанна Лествичника, мы слышали замечательное евангельское чтение о человеке, который привел своего сына к Иисусу с надеждой на то, что Господь сможет исцелить того от тяжкого беснования. Подойдя к Спасителю, человек сказал Ему такие слова: «Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (Мк. 9. 22). И Господь ответил: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9. 23). Эти слова открывают суть нашей веры. Мы очень часто ждем от Господа чуда и зачастую ропщем, если его не происходит. Но чудо – не некий магический акт, который Бог совершает вопреки нашей воле. Чудо всегда является плодом совместного творчества, совместного действия Бога и человека. И неслучайно Господь часто перед тем, как совершить то или иное чудо, спрашивал человека: «А ты веруешь ли, что Я могу это сделать?» А совершив чудо, Господь нередко говорил: «Вера твоя спасла тебя, иди в мире» (Мк. 5. 34). Христос не говорил: «Я тебя спас, Я это чудо совершил», но – «твоя вера спасла тебя». И эти слова Он обращает к каждому из нас. Спаситель наставлял Своих учеников: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: " перейди отсюда туда " , и она перейдет» (Мф. 17. 20). Такова сила веры – она способна двигать горы. Вера способна совершать чудо. Господь учит нас, что мы должны крепко веровать в Него для того, чтобы эта вера совершала в нас и вокруг нас чудеса. Если мы будем веровать, все у нас будет хорошо. Если сумеем передать веру нашим детям, они будут расти духовно здоровыми. Родители всегда боятся за своих детей, и это вполне естественно. Боятся, что дети вырастут и перестанут слушаться. Боятся, что подпадут под дурные влияния. Но если мы нашим детям передадим твердый стержень веры, вокруг которой они смогут строить свою жизнь, этого никогда не случится – вера поможет им на жизненном пути. Вера всегда будет помогать нам во всех наших делах.

http://mospat.ru/ru/news/48625/

Непосредственным прообразом чина является испрашивание прощения в начале и конце каждого дня, которое, согласно церковному уставу, должно совершаться во всяком общежительном монастыре ранним утром — после полунощницы, — а также вечером — после повечерия (см. Часослов). Тем самым, каждый монах, начиная с игумена обители, надеется прожить каждый день своей жизни в строгом соответствии с евангельской заповедью: «Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24), а также исправить последствия даже малейшего отступления от нее в течение дня. Помимо этих прощений в начале и конце дня, церковная традиция предписывает, чтобы предстоятель испрашивал прощение у сослужащих и всего народа несколько раз во время совершения Божественной литургии: в конце входных молитв, перед великим входом, перед Причащением.  Старопечатные издания Служебника прямо описывали подробное, с земными поклонами, испрашивание прощения предстоятелем перед самым началом литургии и после великого входа. Еще одна традиция, повлиявшая на формирование чина прощения вечером в Сыропустную неделю — это предписание ранних редакций Иерусалимского устава о целовании чтимых икон в храме вечером в эту неделю, а также в конце вечерни в другие воскресенья Великого поста. Соединение этого благочестивого обычая с обязательным прощением в конце дня, по всей видимости, и привело к выделению прощения в Прощеное воскресенье в специфический чин. Он зафиксирован уже в русских монастырских Обиходниках и Чиновниках соборных храмов XVI-XVII вв. 7 , где содержатся краткие указания о том, как он происходил. Описанный выше порядок совершения чина прощения основывается на существующей в наши дни практике, с учетом указаний этих источников. 1 В тех приходах, в которых по различным причинам не бывает вечернего богослужения, чин прощения может быть совершен по окончании Божественной литургии как в соединении с вечерней, так и без нее.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6053338...

Не сам ли Господь сказал, что «блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят» ( Мф.5:8 ); а ведь это созерцание Бога, Царя небесного – конечно будет означать не что иное, как то, что человек, стяжавший чистоту сердца, уже вошел в царство Божие, как бы вошел в самое небо и наслаждается там близким общением с Царем неба и земли. Итак, если бы мы, желая достичь царства небесного, пожелали устроить себе лестницу для восхождения туда, то, ясно, что наша работа должна обратиться к собственной нашей душе и в ней-то должны устроять эту лестницу восхождения от земли на небо, созидая одну за другой добродетели, пока вся душа наша не очистится и освободится от пороков, и, утвердившись на этой чистоте, будем жить уже не земным, а небесным. Жалки мы, конечно, братие, что это великое дело устроения своей души, дело как бы укрепления в ней ступеней к небу, принуждены совершать в обстановке весьма вредной для этого великого дела, в житейской суете и попечениях, которые уже, конечно, не столько очищают душу, сколько привносят в нее греховную окраску. А между тем это дело, дело созидания в себе добродетелей, дело постоянного движения вперед по пути духовного совершенствования, требует особого порядка и искусства. Конечно, всякий из вас знает, что нужно быть добродетельным и убеждать вас в этом совершенно излишне, ибо каждый же из вас уже, конечно, обладает своего рода добрыми качествами и делами, но необходимо и не бесполезно знать взаимное отношение добродетелей и порядок их приобретения. Ведь и в добродетелях, как и во всяком деле и искусстве есть свой порядок, своя последовательность, так что одна добродетель служит как бы основанием для других, все равно как в лестнице естественнее и легче восходить по порядку с первой ступени на вторую и т. д. Ибо скажите, разве может быть тот чист сердцем, кто еще не стяжал любви, равным образом, разве может иметь любовь тот, кто еще не чужд пороков гордости и тщеславия, а разве может кто-либо освободиться от этих пороков, не приобретши смирения, или разве может кто-либо быть целомудрен, не научившись воздержанию и не пресекши своих склонностей к роскоши и довольству.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010