Начало: «В святую и великую неделю Пасхы»; 8) поучение Иоанна Златоустаг о на святую Пасху (318 об.–320). Начало: «Послушайте братье да скажю вам власть»; 9) Кирилла мниха недостойного в святую Пасху в светоносный день воскресениа о пречистых сказаний (320–323 об). Начало «Радость сугубу всем християном и веселие миру неизреченно». В издании Сухомлинова стр. 11–18, – Калайдовича стр. 10–17.; 10) иже в святых отца нашего Иоана архиепископа Константина града слово на святое воскресение Христа Бога нашего (323 об.–326 об.). Начало: «Воскресе в 3-й день Господь наш Иисус Христос и жизнь мирови дасть»; 11) иже в святых отца нашего Иоана Златоустаго слово на святую Пасху (326 об.–327). Начало: «Аще кто благоверен и христолюбив»; 12) синаксарь в неделю Обновления (327–328 об). Начало: «В неделю 1-ю по Пасце обновление празднуем»; 13) слово Кирилла мнииха недостойного о поновлении воскресения и о артусе и о Фомине испытании ребр Господень (328 об.–333). Начало: «Велика учителя мудра сказателя». В издании Сухомлинова стр. 19–24; – Калайдовича стр. 18–27; 14) синаксарь в неделю мироносиц 333–334 об.) Начало: «В неделю вторую по Пасце святых жен мироносиц»; 15) в неделю 2– ю святых мироносиц слово от евангельа (335–336 об). Начало: «И минувшии субботе ей солнцу восиявюшю»; 16) похвала благообразному Иосифу (336 об.–338). Начало: Похвалим ныне Иосифа приснопаметного благообразного»; 17) синаксарь в неделю раслабленого (338–339). Начало: «В те же день неделя 3-я по Паеце еже о раслаблене Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа чудо»; 18) Кирилла епископа туровского в неделю 3-ю по Пасце слово о раслабленем от сказания евангельскыа (339–343 об). Начало: «Неизмерна небесная воинства, неиспытанно преисподняа глубина». В издании Сухомлинова стр. 36–42, – Калайдовича стр. 43–52; 19) синаксарь в среду Препловленье (343 об.–344 об). Начало: «В среду Препловлениа празднуим праздник Пятьдесятници»; 20) синаксарь в неделю о самаряныни (344 об.–347). Начало: «В ти же день в неделю 4-ю по Пасце самаряныни празднуим праздник»; 21) в неделю 4-ю по Пасце поучение Иоана Златоустаго (347–348).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как быть с современной практикой 8 марта? Нередко справедливо замечается, что международный женский день празднуют только в России. Но в других странах можно найти похожие праздники, например Материнский день в США. Да и у нас начало весны уже ознаменовалось двумя симметричными праздниками: Днем Защитника Отечества, в который по сложившейся традиции поздравляют не только защитников, но и тех, кто к защите отечества не имеет прямого отношения , и женским, история которого тоже прочно забыта. Кстати, примечательно, что в Греции тоже помнят 8 марта, воспринимаемое как день, когда отдается должное борьбе женщин за свои права. Покойный архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул по случаю Международного женского дня говорил своей пастве: «Церковь радуется правам женщин и всегда молится за их духовное возвышение во всех народах Земли. Этот день посвящен по всему миру правам женщин, и это справедливо: женщина — не вещь, не сосуд бесчестия и предмет порабощения. Она — Божье творение, украшение мужа и опора цивилизации». Когда я начала ходить в храм, то быстро выучила предлагаемую отцом Андреем фразу: «Спасибо, и вас поздравляю с Великим Постом. Желаю соблюдать его, телом и душою. А Женский день у нас в России издавна отмечают в Неделю святых Жен-Мироносиц, весной, во второе воскресение после Пасхи. Тогда меня и поздравите». И не только сама поздравления не принимала, но и окружающих поздравлять перестала. А потом оказалось, что про день Жен-мироносиц как про «женский» день почти никто и не вспоминает. Ну, разве что опять-таки в статьях проскользнет, что у нас православное 8 марта, да на трапезе тост скажут за весь прекрасный пол. Только вот не перенесли мы пока   в этот день ту заботу и внимание, которое так хорошо прижилось именно в 8 марта: ни цветов, ни внимания, ни особых теплых слов. Более того, поглядев, что никто день жен-мироносиц не отмечает, я тоже не стала тогда как-то по-особому сестер во Христе поздравлять, чтобы не выделяться из коллектива. Получается, что разрушив один праздник, мы не создали другой, не смогли предложить никакой замены. Ведь чтобы заменить праздник, надо не просто констатировать на работе, что мы никого не поздравляем, потому что это день Клары Цеткин, а надо организовать празднование для жен-мироносиц так, чтобы все вокруг сказали, да, это и правда намного лучше 8 марта, давайте теперь именно день жен-мироносиц будем отмечать всегда. Использовать для добра

http://pravmir.ru/k-8-marta-2/

ИВЕРСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ (Афонские) (пам. 13 мая, 10 окт. вместе с Ватопедскими и Зографскими преподобномучениками, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИГНАТИЙ [Афонский, К-польский, Новый, Старозагорский] (в миру Иван; † 1814), прмч. (1 мая и в Соборе Афонских преподобных 2-я Неделя по Пятидесятнице) ИЕРОФЕЙ (1686-1745), прп. Иверский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 13 сент.) ИЛАРИОН († 1804), прмч. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 20 сент.) ИННОКЕНТИЙ (Охлябинин; сер. XV в.- 1491 (?)), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИОАНН [Иоанн Болгарин] († 1784), нмч. (пам. в Соборе Афонских преподобных во 2-ю Неделю по Пятидесятнице; пам. греч. и болг. 5 марта) ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик ИОАНН-ТОРНИКИЙ (Чордванели, Чорчанели) [Синкелл; Святогорец (Мтацмидели)] (ок. 920 - 984), прп. (пам. груз. 12 июня; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) КИПРИАН († 1406), свт. (пам. 16 сент., 27 мая, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), митр. Киевский и всея Руси КОСМА ЗОГРАФСКИЙ († 1323 (иногда в лит-ре указывается 1423)), прп. (пам. болг. 22 сент.; пам. рус. 23 февр. и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) МАКАРИЙ († 1506), мон., прмч. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 14 сент. и в Неделю жен-мироносиц в Соборе Фессалоникийских святых) МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик

http://pravenc.ru/rubrics/128841.html

Нельзя верить и не исполнять. Нельзя верить и отрекаться от Бога. Нельзя верить и жить, как язычник. Если ты веришь, ты должен быть верным, и тогда будешь сильным. А если не веришь, то вообще ни на что не способен — ни на верность, ни на многое другое. Немощью называет это душевное расстройство человека святитель Иоанн Златоуст. И в доказательство правдивости дивных слов святителя хотелось бы обратиться ко всей истории Церкви — увидеть, какую огромную роль в ней всегда играли верные Христу жены. Они становились подвижницами благочестия, как Мария Египетская, благочестивыми царицами и княгинями, а иногда оставались простыми христианками, чей след в истории, может быть, не очень ярок, а подчас и невиден. Но чем был бы род человеческий, если бы не было множества жен-мироносиц, воспитывавших детей, принимавших на себя все заботы о доме, о семье, а в последнее столетие еще и трудившихся где-то за пределами дома, — для того чтобы их мужья, братья, отцы могли полностью отдавать себя тому делу, к которому призваны? У святых отцов мы находим много замечательных слов о женщинах-христианках. Некоторые из них сравнивают женщин с воинами и говорят, что их доблесть — не в физической силе, а в особой силе духа верующей христианки. Наверное, особым образом эта сила духа, эта верность Христу проявилась в нашей стране в послереволюционные годы, когда стали закрываться храмы, когда стали уничтожать духовенство, когда одно заявление о своей православной вере могло закончиться трагически для человека, когда открытое посещение храма было нередко сопряжено с опасностью для жизни или, по крайней мере, для благополучия. Мы знаем, как в эти тяжелые годы, когда мужчины дрогнули и зачастую не осмеливались проявить свою религиозность, их матери, жены, сестры продолжали нести служение жен-мироносиц, которые тоже не убоялись ревущей толпы и стояли мужественно рядом с крестом своего Учителя и Спасителя. Замечательный подвиг святых жен-мироносиц, если говорить о нем применительно к нашей стране, к нашей Церкви, сыграл особую роль в сохранении веры православной в нашем народе.

http://pravoslavie.ru/103135.html

6 их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. 7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере. (Деян 6:1–7) Вопросы на понимание текста, для размышления над отрывками   Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно  в комментариях   Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в неделю 3-ю по Пасхе. Не будем удаляться от Бога (Апостольское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в неделю 3-ю по Пасхе (Апостольское чтение) Схиархимандрит Авраам (Рейдман). О Пасхальном приветствии (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский.  Толкования. Новый Завет (Евангельское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в неделю 3-ю по Пасхе (Евангельское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Проповедь в 3-ю неделю по Пасхе (Апостольское чтение) Митрополит Антоний Сурожский .  Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц (Евангельское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Слово в 3-ю неделю по Пасхе (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования. Новый Завет (Апостольское чтение) Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия.   Неделя св. жен мироносиц (Деян 6:1–7; Мк 15:43–16:8). Неутомимые жены! Сна не давали очам и веждам дремания, пока не обрели Возлюбленного!  А мужи будто упираются ногами: идут на гроб, видят его пустым и остаются в недоумении, что бы это значило, потому что Самого не видали. Но значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет, тут была любовь рассуждающая, боящаяся ошибки по причине высокой цены любви и предмета ее. Когда и они увидали и осязали, тогда каждый из них не языком, подобно Фоме, а сердцем исповедал:  «Господь мой и Бог мой» , и уже ничто не могло разлучить их с Господом. Мироносицы и апостолы — образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства — жизнь не жизнь; без рассуждения — жизнь слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце. Внутри сердце идет вперед, а на практике — рассуждение. Когда же чувства станут обученными в рассуждении добра и зла, тогда, может быть, можно будет положиться и на одно сердце; как из живого дерева сами собою идут отростки, цветы и плоды, так и из сердца начинает тогда возникать только добро, разумно влагающееся в течение жизни нашей.

http://bible.predanie.ru/nedelya-3-aya-p...

Поистине такие трудовые учреждения наравне со школами для малолетних – суть знамения и видимые признаки лучшего будущего в тех слоях отечественного населения, в которых издавна царствует мрак. А последние добрые события прямо обращают нас к общему празднеству, с которым совпало ныне наше русское празднствование. В великие дни великого поста Августейшая чета предприняла путешествие в древнюю российскую столицу, чтобы в среде народа провести время воспоминания страстей Христовых и славного Его воскресения. И путешествие Их явилось сплошным паломничеством на поклонение великим святыням Москвы. Таковое паломничество как нельзя более в духе русского народа – который издавна и постоянно шествует к отечественным святыням и здесь, при иконах и раках св. угодников Божиих, снискивает себе утешение и силу готовно нести свой крест по заповеди Спасителя об этом. Только надлежит знать, что таковое паломничество возникло еще раньше, и оно современно самым первым дням христианства. В ночь Воскресения Христова, купивши ароматы, жены мироносицы пошли ко гробу Господню зело рано, и ни сон, ни ночное время, ни опасности и страхи не остановили их. А церковь с особенною силою отмечает это первое христианское паломничество. Она отделяет нарочитый особливый день торжественному чествованию первой из мироносиц – Равноапостольной Марии Магдалины. Каждое всенощное воскресное служение она в умилительных и сильных песнопениях изображает, как бы на какой картине, первое паломничество святых жен, увенчавшееся радостною вестью для них и для всех христиан. Наконец, на каждый год она установила особую, теперь вот ныне начинающуюся, неделю, которая носит название жен мироносиц. И одна – одна только причина такового превознесения св. жен. Они первые уверовали в Воскресшего Господа. Они уверовали в то время, когда ученикам Спасителя это казалось простым обманом, и казалось, не ап. Фоме лишь, который, как совсем не склонный к вере, способный веровать только телесным чувствам, служил своим последовавшим уверованием наилучшим свидетелем истины Воскресения Христова; но и весь сонм апостолов остался глухим к радостной вести мироносиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды) . Примечание. «Ведомо же буди, яко от Недели святаго Фомы не бывает хлеболомление по благословении хлебов, за краткость нощи» (ср.: Типикон, гл. 50, «Неделя 3-я по Пасце, святых жен-мироносиц и Иосифа праведнаго», 2-е «зри»). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й: «Егда снизшел еси…» (единожды), тропарь праздника (Недели мироносиц), глас тот же: «Благообразный Иосиф…» (единожды). «Слава» – тропарь апостола, глас 3-й: «Апостоле святый и Евангелисте Марко...», «И ныне» – ин тропарь праздника (Недели мироносиц), глас 2-й: «Мироносицам женам…». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные (см. в Триоди). Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Примечание. Пение Непорочных вместо полиелея на воскресной утрене назначается Уставом в эту Неделю и в последующие воскресенья до отдания Воздвижения (21 сентября), кроме совпадения с воскресным днем полиелейного или бденного праздника. 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. «Ангельский собор...». Ипакои, глас 2-й: «По страсти шедше…». Седален апостола по 1-м стихословии, глас 1-й: «Яко утро, благолепно возсиял еси миру…»; седален апостола по 2-м стихословии, глас 4-й: «Научився от Источника жизни…». «Слава» – седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Идольскую гордыню низложив...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «В напасти многоплетенныя впад...» (см. 29 апреля, в службе Девяти мучеников Кизических, по 3-й песни канона) . Степенны – антифоны 2-го гласа. Прокимен воскресный, глас 2-й: «Востани, Господи Боже мой…». Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…» (трижды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…», «И ныне» – «Молитвами Богородицы…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…». Каноны: Пасхи со ирмосом и Богородичнами на 6 (ирмосы по дважды), апостола на 4 и праздника Триоди (Недели мироносиц) на 4.

http://patriarchia.ru/bu/2022-05-08/

Может быть, наиболее трудным и одновременно самым сильным моментом в Вашей жизни был 1992 год, когда Вы как старейший иерарх Украинской Православной Церкви приняли на себя ответственность по пресечению раскола, по созыву Харьковского Собора, избравшего Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины. Вы, владыка Никодим, при жизни своей вписали свое имя в историю Русской Православной Церкви, в историю православной Украины и, не побоюсь сказать, в историю Вселенского Православия. Во многом Вы уподобились своему небесному покровителю — тайному ученику Господа Никодиму. Память праведного Никодима, вместе с Иосифом и вместе с женами-мироносицами, мы празднуем сегодня, во второе воскресенье после Пасхи. Какой замечательный образ жен-мироносиц! Они были с Господом и Спасителем в Галилее; они сопровождали Его всякий раз, когда Он шел на Пасху в Иерусалим, подвергаясь огромным опасностям; они служили Ему любовью своею, трудом своим, и когда в самый страшный момент земной жизни Спасителя, в момент Его страданий, даже ближайшие ученики покинули Господа, то мироносицы не побоялись. Движимые верой и любовью, они преодолели всякий страх и вместе с Пречистой Матерью Спасителя стояли у Креста, и никакой силой оторвать их от этого Креста было невозможно. И неслучайно, что именно им первым, а не апостолам, явился Воскресший, неслучайно, что именно им Ангел во гробе возгласил весть о Воскресении, и они пошли и сказали апостолам. Они были первыми свидетелями Воскресения, и мы знаем, что, как и апостолы, жены-мироносицы свидетельствовали о Христе Воскресшем даже до конца земли , осуществляя апостольское служение, служение проповеди, свидетельства о том, что Бог воскресил Сына Своего из мертвых и что через смерть и Воскресение Господь Иисус Христос избавил мир от власти греха. Удивительным образом этот подвиг жен-мироносиц продолжался в Церкви, являясь особенно зримо тогда, когда наступали гонения. Все мы знаем имена святой великомученицы Екатерины, святой великомученицы Варвары, святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

http://patriarchia.ru/db/text/1474016.ht...

Путь свв. жен-мироносиц был не загадочен, не сложен, вполне прост и понятен нам. Они достигли искренности по любви своей ко Христу и совершенным покаянием избавились и исцелились от страстей. Чтобы следовать их живому примеру, необходимо нам ясно понимать: что такое совершенное покаяние, в чем оно состоит, как его достигнуть. Но благовременно ли нам говорить ныне о покаянии? Ведь только две недели прошло после Великого поста; все мы недавно говели, исповедовались, приобщались Святых Тайн и в радости встретили великий праздник Воскресения Христова. Ведь только что кончился пост, и опять говорить о покаянии? Действительно, в наше время упадка религии и веры при существующих настроениях в образованном обществе и при установившихся порядках и обычаях в светской жизни вообще сделалось невозможным говорить с церковного амвона во всякое время о покаянии, как о самом важном и необходимом для настоящей и будущей человеческой жизни. Светские люди до такой степени углубляются в свои заботы и дела, отвлекаются мирскими интересами и развлечениями от высших целей человеческого духа, что теряют способность вмещать в себе духовное слово. Только к Великому посту они приобретают соответственное настроение духа. Весь строй светской жизни как бы намеренно создается с целью уверить возрастающее поколение, что человеческая душа заслуживает наименьших забот и попечений. Поэтому необходимо иногда говорить о покаянии не только перед говением, но и по прошествии некоторого времени после поста, чтобы уяснить себе, что такое совершенное покаяние, недостающее у большинства людей, и чтобы каждый мог разобраться в своих мыслях и чувствах, вдуматься в свое душевное состояние и проверить, какие последствия получились от недавнего их сокрушения о грехах. Словом, весьма важно, хотя и неблаговременно, по соображениям житейского разума, призывать себя к ответу перед собственною совестию, чтобы достигнуть искреннего, а затем и совершенного покаяния. На этом основании, прославляя ныне вместе со всею Православною Церковью свв. жен-мироносиц и воодушевляясь их образами и примером, совершенно благовременно нам остановиться на мысли о важности искреннего покаяния и освятить свое сердечное, умственное и духовное настроение после поста.

http://pravoslavie.ru/1707.html

Для всех нас, кто знает Евангельскую историю, это знак особой милости Божией, это знак, может быть, особой благодарности Спасителя тем женам, что были с ним. Но они, наверное, не поняли всего того, что происходило, и со смирением побежали к апостолам, и рассказали им, что Гроб пуст. Но для нас то, что произошло на заре третьего дня после кончины Спасителя, является великим знаком благодарности Господа женам-мироносицам, признательности им за их апостольский труд, за то, что вместе с Ним и со святыми апостолами почти незримо, ни для кого невидимо и безвестно они несли свое жертвенное служение. Как я уже сказал, и в нашей жизни очень много людей чаще всего это женщины которые несут на себе незримый труд. Кто знает, что происходит в доме, что там за работа, что нужно сделать, сколь велик этот труд? Обычно семью оценивают по тому, что делает муж, какое положение он занимает, какие великие дела он совершает, а труд жены, труд сестер, труд матерей, труд близких людей как бы на втором плане, он незаметен. Но ведь на самом деле, если бы не было такого труда, то не было бы и никаких других великих трудов. Уж если Господу и апостолам нужны были мироносицы, чтобы совершать свое служение, кольми паче этот труд нужен всем нам, особенно же тем, кто не имеет возможности выполнять необходимую в быту работу, делая все, чтобы другой труд был успешен. Господь оценил этот труд святых жен, первым явившись Марии Магдалине, соделав их, мироносиц, первыми свидетелями Воскресения, дав им мужество простоять около Креста вместе с Его Пречистой Матерью. И сегодня мы прославляем жен-мироносиц за их безымянный труд, за подвиг их жизни, равный апостольскому подвигу. И это прославление должно помочь понять многим из нас значение труда женщин и в нашем обществе, когда кроме необходимых домашних дел на многих из них возлагается огромная ответственность в связи с теми многообразными задачами, которые сегодня женщины решают в обществе, в каком-то смысле, оставаясь до сих пор опорой нашего народа — и не только семей, но и всей нации. В первую очередь это духовная опора, ведь именно женщины-мироносицы не разбежались от Христа во время гонений в нашей стране. Они не покинули тех преемников апостолов, которые восходили на свои голгофы, они сами восходили на голгофы, при этом стремясь сохранить веру в своих детях и внуках и передать эту веру последующим поколениям. Великое историческое и спасительное деяние было совершено нашими бабушками и матерями, которые не убоялись гонителей, но послужили Господу до последнего своего издыхания.

http://patriarchia.ru/db/text/635419.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010