Слово в день архистратига Михаила и прочих бесплотных сил 94 Небесных воинств архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: да от бед избавите ны, яко чиноначальницы вышних сил. Тропарь архан. Пред лицом молитвенного нашего собрания, на месте, посвященном покровительству и хранению невидимых горних сил, мы свободно можем беседовать об этих высочайших преестественных силах, не стесняясь современным направлением науки, которая не признает ни каких других сил, кроме сил, находящихся в веществе, и не допускает никакого иного мира, кроме мира невидимого, составленного из вещества. Теперь и здесь нет нам дела до всех положений, из каких выходит, и доказательств, на каких опирается современная нам наука, которая по своему направлению жалка, по своему кругозору узка, по началу и основанию близорука, по выводам и умозаключениям шатка и несостоятельна. У нас есть своя высшая наука, из которой мы заимствуем лучшие понятия и вернейшие убеждения, мы имеем свои начала и факты, на основании которых уже не сомневаемся в бытии иного высшего мира, а потому вследствие своего такого убеждения и обращаемся к таинственным существам его с своим молитвенным воззванием. Кто эти существа и какое мы имеем о них представление? Это блаженнейшие духи, высшие и превосходнейшие нас создания, которые светозарным сонмом предстоят престолу Божию и воспевают вечную хвалу великому своему Творцу и Богу; это первые, светы, воссиявшие от творческой силы троического, несозданного Света. Они так тонки и возвышенны по своей природе, что наш бренный взор не может улавливать их своим видением и примечать их; они столько светоносны и чисты, что с ними не может сравнится и самый блеск солнечных лучей. Ибо мир невидимый – духовный без всякого сравнения превосходит все нами видимое и ощущаемое в этом вещественном мире. К этим-то невещественным силам, окружающим престол и величие Господа, мы простираем свой молитвенный глас, прося их помощи и заступления от всех бед и напастей, которыми мы окружены со всех сторон, и которые могут постигнуть нас во всякое время на всякий час. Слышат ли св. ангелы наше призывание? Внимают ли нашему гласу, и являют ли нам какую-либо действительную помощь? И если являют ее, то как мы можем в этом убеждаться? Вот вопросы, которые сами собой представляются в настоящий день, посвященный церковно св. ангелам? Займемся решением их в честь и славу наших невидимых заступников и хранителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

1 . Нас окружают трубы разумных архистратигов и озаряет красота божественных священнослужений; лики немолчных песнословцев собрали нас для бодрствования в песнях, и воинства бесплотных существ образовали хор с плотскими. Предводитель небесных начальствует ныне в одном и том же храме и над земными. Кто же именно? – Это Михаил, по благодати Божией, и сам блистающий, и являющийся посредником божественных сияний для смертных. Людям даны в первоначальных откровениях Божиих справедливейшие божественные законы, по которым те, кто наибольше благодеяний получает, не должны оставаться забывчивыми и неблагодарными в отношении к своим покровителям, но сколько возможно прославлять их милости. Наши же скорые и усердные пред Богом ходатаи, неленостные и неутомимые заступники людей суть человеколюбивые ангелы, от человеколюбивого Господа приемлющие дар человеколюбия, изначала взаимно просвещаемые светом от несозданного Света. Они истинные посредники смертных пред Богом; они – боги, по божеству от Бога, но не по природе; они – свободные граждане вышнего града свободы, который есть Иерусалим, матерь всех свободных во Христе; они – одушевленный и духовный огонь, разумное пламя Божие; они – светлые, высшие и превознесенные вечные горы: через них Господь дивно просвещает нас от гор вечных (ср. Пс.70:5 ); они – скорые привратники небесных селений и обителей. «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил. Желает и скончавается душа наша во дворы " Твоя, Господи. Посему свет «радования и спасения в ангельских обителях праведных» ( Пс.117:15 ). Во гласе радования и исповедания, шума празднующаго, в месте селения дивна даже до дому Божия ( Пс.41:5 ), «вси ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его» ( Пс.102:20 ). Там мирная и безмятежная простота жизни, там (Бог) «велий и страшен есть над всеми окрестными Его» ( Пс.88:8 ). Там таинственное молчание торжественных гимнов; там неизреченное исполнение святейших песнопений; там невидимое божественное сияние неизглаголанных и великих славословий; там невечерний свет, просвещающий недремлющие очи бесплотных (духов); там, в этом доме Божием, собрание звезд, т.е. сил ангельских, содействующих нам во благо, постоянно посылаемых Богом для служения нам ради тех, кто наследует спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Л.А. Щенникова. Силы небесные: иконография и литургические тексты Образы Небесных сил встречаются в восточнохристианском искусстве древнейшей эпохи до нового времени. Они наполняют монументальные росписи и иллюминированные рукописи, присутствуют на иконах и богослужебных сосудах. Бесплотные Небесные силы изображаются в виде четырехили шестикрылых существ, с туловищем, руками и ногами или в сокращснных формах, имеют либо четыре, либо одну голову с нимбом или без него. Крылья их бывают покрыты очами. Сопровождающие надписи также различны: «херувим», «серафим», «шестикрылатый», «многоочитый». Причем нередко разные надписи относятся к совершенно одинаковым изображениям и наоборот – аналогичные изображения имеют разные наименования. Все это вносит большую путаницу, создает значительные трудности при описании образов Небесных сил. Однотипные изображения в разных работах называются по-разному. Одни исследователи определяют их по надписям, другие берут за основу формальные иконографические признаки: количество крыльев, наличие или отсутствие очей и другое. В отечественной науке эта тема совершенно не разработана; мало знакомы исследователи и с зарубежной литературой. Между тем еще в 1894 г. Оскар Вульф опубликовал свою диссертацию об иконографии Небесных сил 545 . Эта небольшая по объему, но чрезвычайно насыщенная материалом монография, давно ставшая библиографической редкостью, является источником для всех последующих исследований на данную тему. Она состоит из двух самостоятельных частей: обширного введения, в котором рассматриваются древнеиудейские и христианские представления о херувимах, престолах и серафимах, и иконографического очерка, посвященного анализу изобразительных типов в их эволюции. Авторы новейших иконографических работ, основываясь на фундаментальном исследовании О. Вульфа, дают свои интерпретации изображений Небесных сил. В этом отношении показательна статья Д. Палласа 546 . Ее основная идея, впервые высказанная и обоснованная О. Вульфом, заключается в том, что в некоторых композициях следует видеть изображения не трех, известных по «Ареопагитикам», чинов первой степени небесной иерархии (серафимов, херувимов, престолов), но четырех особых: херувимов, многоочитых, серафимов и шестикрылов (престолы в этой интерпретации не рассматриваются). Литературный источник столь необычной иерархии – текст евхаристической молитвы литургии Иоанна Златоуста . Моя работа над данной темой, начатая несколько лет назад, имест две задачи. Первая: подробное рассмотрение всех словесных описаний Небесных сил (херувимов, серафимов, престолов) и их иерархии в главных литературных источниках: в Ветхозаветном и Новозаветном Писаниях, в апокрифической Книге Еноха, в сочинении Псевдо- Дионисия Ареопагита , в текстах литургий и некоторых молитвах. Вторая: обзор основных изображений Небесных сил и выявление их возможных соотношений с соответствующими литературными источниками.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

В праздники Богородичные  Тропарь, глас 4-й К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо едину надежду имамы. Другой тропарь, глас тот же Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати недостойнии, аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил доныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе, Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых. Кондак, глас 6-й Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. Другой кондак, глас 6-й Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся. Величание Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.   Небесным силам бесплотным Тропарь, глас 4-й Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще нас, припадающих прилежно и вопиющих: от бед избавите нас, яко чиноначальницы Вышних сил. Кондак, глас 2-й Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, Ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко безплотных Архистратизи. Величание Величаем вас, Архангели и Ангели и вся воинства, Херувими и Серафими, славящия Господа.  Пророку Тропарь, глас 2-й Пророка Твоего (имярек) память, Господи, празднующе, тем Тя молим, спаси души наша. Кондак, глас 4-й Просветившееся Духом чистое твое сердце пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо, яко настоящая, далече сущая; сего ради тя почитаем, пророче блаженне (имярек), славне.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Глава VII. Стихиры, тропари, кондаки и ирмосы воскресные восьми гласов Первого гласа Стихиры на Господи воззвах. 1. Вечерния наша молитвы приими, Святый Господи, и подаждь нам оставление грехов, яко Един еси явлей в мире Воскресение. 2. Обыдите людие Сион, и обимите 292 его, и дадите славу в нем Воскресшему из мертвых: яко Той есть Бог наш, избавлей 293 нас от беззаконий наших. Люди, окружите Сион и займите его, и воздайте в нем славу Воскресшему из мертвых, ибо Он Бог наш, искупивший нас от беззаконий наших. 3. Приидите людие, воспоим, и поклонимся Христу, славяще Его из мертвых Воскресение: яко Той есть Бог наш, от прелести вражия [вражеской хитрости] мир избавлей. Богородичен: Всемирную славу, от человек Прозябшую, и Владыку Рождшую, Небесную Дверь, воспоим Марию Деву, Безплотных песнь, и верных удобрение 294 : Сия бо явися Небо, и Храм Божества: Сия преграждение 295 вражды разрушивши, мир введе 296 , и Царствие отверзе. Сию убо имуще веры Утверждение, Поборника имамы из Нея Рождшагося Господа. Дерзайте убо, дерзайте людие Божии: ибо Той победит враги, яко Всесилен. Воспоем Славу всего мира, от людей происшедшую и Владыку родившую, – Деву Марию, дверь в небеса, предмет песнопений бесплотных Сил и украшение верующих. Она явилась небом и храмом Божества; Она, разрушив разделявшую нас стеною с Богом вражду, заменила ее миром и открыла доступ в Царство Небесное. Таким образом, имея Ее опорою нашей веры, Защитником нашим мы имеем родившегося от Нее Господа. Дерзайте же, дерзайте, люди Божии! ибо Он победит врагов, как всемогущий. Тропарь: Камени запечатану от иудей и воином стрегущим Пречистое Тело Твое, воскресл еси тридневный, Спасе, даруяй мирови жизнь. Сего ради Силы Небесныя вопияху Ти, Жизнодавче: слава Воскресению Твоему, Христе, слава Царствию Твоему, слава смотрению Твоему, едине Человеколюбче. Хотя камень был припечатан иудеями, а воины стерегли пречистое тело Твое, Ты, Спаситель, воскрес на третий день, даруя тем жизнь миру. Поэтому Силы небесные воскликнули Тебе, Податель жизни: «Слава воскресению Твоему, Христе, слава Царству Твоему, слава промыслу Твоему, единый Человеколюбец!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Господь наперед знает мысль монаха, который желает себе священства; а священство – высокая степень, если проходят его беспорочно. Необычайное чудо, неизреченная сила, страшная тайна – Таинство Священства! Оно духовно, свято, досточестно, неукоризненно, и его-то Христос, снизойдя, даровал недостойным. Припадаю, со слезами и воздыханиями прошу, всмотримся в сие сокровище священства в хранящих оное достойно и свято. Ибо оно – светлый и несравненный щит, непоколебимый столп, несокрушимая стена. Оно – твердое основание, с земли восходящее до небесного свода. И что говорю, братия? Оно касается превыспренних сводов, невозбранно восходит в самые небеса небес, светло и свободно пролагает стези вместе с бесплотными среди Ангелов. И что говорю: среди горних Сил? Оно бывает собеседником Самого Владыки, Творца и Светодавца Ангелов, и когда только хочет, немедленно приемлет дерзновение. Не перестану, братия, прославлять вам достоинство сего сана, которое сынам Адамовым даровала Троица. Им спасен мир и просвещена тварь; через него горы и холмы, дебри и пропасти наполнились чистым и досточестным житием блаженного рода людей, разумею монахов, как сказал велегласнейший Исаия, что от края гор дадут человеки песнь в славословие (см. Ис. 42, 11–12 ). Им отъято с земли беззаконие, им водворяется на земле целомудрие; через него приведен в бездействие падший диавол; развратные стали освященными сосудами, блудники чистыми и нескверными; неразумные сделались вождями правды, беззаконники добрыми и благочестивыми. Через него упразднена держава смерти, ад утратил свою силу, клятва Адамова разрешена, небесный чертог уготован. Им человеческая природа возводится на степень бесплотных. Что еще скажу или за что восхвалю? И слово, и понятие превышают дар сана священства. И, как думаю, сие дает разуметь приведенный в изумление Павел, когда говорит: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! ( Рим. 11, 33 ). Оно парит в высоту, в скорейшее время вознося прошения наши с земли на небо к Богу, ходатайствует перед Владыкою за рабов.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРАРХИЯ [от греч. ερς - священный и ρχ - начальство], в церковной лексике слово употребляется в следующих основных значениях: 1) небесная И., мир небесных сил бесплотных, или ангелов, с их 9 чинами (см. статьи Ангелология , «Ареопагитики» , Архангел ) и 2) церковная И.; так называются 3 степени священства - епископы, пресвитеры и диаконы в их соподчиненности - и степени правительственной И. священнослужителей. Иногда слово «иерархия» употребляется применительно к одной степени священства - епископату, а не к низшим степеням пресвитеров и диаконов, подобно тому как слово «клирики», относящееся ко всем 3 степеням священнослужителей и к посвященным церковнослужителям, употребляется преимущественно по отношению к церковнослужителям и к 2 низшим степеням священства - диаконам и пресвитерам, но не к епископам, поэтому в церковной лит-ре, в т. ч. в офиц. церковных актах, нередко встречается выражение «клирики и епископы», хотя с т. зр. канонического права епископы также принадлежат к числу клириков. Священная И. В соответствии с основными экклезиологическими догматами члены Церкви разделяются на 2 основных разряда. Первый разряд составляют призванные Св. Духом через поставление совершать церковное служение: проповедовать, преподавать таинства, заботиться о внешнем устройстве храма - это клирики. Второй разряд составляют миряне, к-рые тоже являются участниками церковной жизни: они принимают участие в церковном учительстве, но лишь по благословению священнослужителей и, как правило, не с амвона, в богослужении - своими молитвами, в церковном управлении, напр. в распоряжении церковным имуществом, но под руководством клириков разных степеней в зависимости от должности, занимаемой мирянином. Клирики разделяются на высших, или священнослужителей, степени к-рых в совокупности и составляют И., и низших, или церковнослужителей, к-рые к И. не причисляются,- это чтец, певчий, иподиакон, парамонарь (пономарь), они прислуживают при отправлении богослужения в храме; в наст. время в РПЦ осталось 2 степени церковнослужителей - иподиакон и чтец.

http://pravenc.ru/text/293605.html

Радостно празднество настоящего дня; во все концы земли оно несет светлое торжество и возвещает веселие, которое прекращает древнюю печаль, отменяет осуждение мира, утверждает возстание древле падшего и всем нам обещает спасение. Ангел беседует с Девою, и – упраздняется злоумышление змия и отражается его коварное нападение. Ангел беседует с Девою, и – обольщение Евы ( 2Кор. 11, 3 ) теряет свою силу, осужденное естество становится выше приговора, как и до него, и обогащается приобретением рая, как своего достояния ( Деян. 26, 18 ). Ангел беседует с Девою, и – Адам приобретает себе свободу, виновник зла – змий лишается своей власти над человеческим родом и узнает ныне, что тщетно боролся против творения; ибо не имеют силы его ухищрения против нас, после того как бесплотное естество наше получило весть о непобедимом знамении торжества над грехом – кресте Христа и добровольном Его страдании по плоти (о ней ныне ангел и благовествует), коими победоносно поглощены смерть и грех ( 1Кор. 15, 54 ). Ангел посылается к Деве, и естество человеческое обновляется: ибо, получивши благовестие о спасении и как бы приняв врачебное средство, оно совершенно извергает из себя яд змия и очищается от знаков болезни. Ангел посылается к Деве, и рукописание греха раздирается, наказание за преслушание снимается и предвозвещается призвание всех. Ныне настало благовестие радости, потому что с Девою ведет речь архангел, потому что с Марией, обрученной Иосифу, предопределенной же и сохраняемой для Иисуса, беседует архистратиг небесных сил. Но о чем он говорит и что принес с собою? О чем? О, смысл великого таинства непостижим и образ чудесной речи невыразим! Однако, я побуждаюсь сказать, о чем он возвестил, и в страхе изнемогаю духом. Я трепещу, начавши измерять бездну божественного человеколюбия, ужасаюсь, побуждаемый исследовать глубину божественного домостроительства. И ум мой смущается начать, способность речи исчезает, язык не повинуется. Но ты, мудрейший из евангелистов, начни здесь вместе со мною речь, своею защитою внуши мне смелость.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Радостно празднество настоящего дня; во все концы земли оно несет светлое торжество и возвещает веселие, которое прекращает древнюю печаль, отменяет осуждение мира, утверждает восстание древле падшего и всем нам обещает спасение. Ангел беседует с Девою и – упраздняется злоумышление змия, отражается коварное нападение его. Ангел беседует с Девою, и – обольщение Евы ( 2Кор. 11:3 ) теряет свою силу, осужденное естество становится выше приговора, как и до него, и обогащается приобретением рая, как своего достояния ( Деян. 26:18 ). Ангел беседует с Девою, и – Адам приобретает себе свободу, виновник зла, змий, лишается своей власти над человеческим родом и узнает ныне, что тщетно боролся против творения: ибо силы его не имеют ухищрения против нас, после того как бесплотное естество наше получило весть о непобедимом знамении торжества над грехом – кресте Христа и добровольном Его страдании по плоти (о ней ныне ангел и благовествует), коими победоносно поглощены смерть и грех ( 1Кор. 15:54 ). Ангел посылается к Деве, и естество человеческое обновляется: ибо, получивши благовестие о спасении и как бы приняв врачебное средство, оно совершенно извергает из себя яд змия и очищается от знаков болезни. Ангел посылается к Деве, и рукописание греха раздирается, наказание за преслушание снимается, и предвозвещается призвание всех. Ныне настало благовестие радости, потому что с Девою ведет речь Архангел, потому что с Марией, обрученной Иосифу, предопределенной же и сохраняемой для Иисуса, беседует Архистратиг небесных Сил. Но о чем он говорит и что принес с собою? о чем? О! смысл великого таинства непостижим и образ чудесной речи невыразим! Однако, я побуждаюсь сказать, о чем он возвестил, и в страхе изнемогаю духом. Я трепещу, начавши измерять бездну Божественного человеколюбия; ужасаюсь, побуждаемый исследовать глубину Божественного домостроительства. И ум мой смущается начать, способность речи исчезает, язык не повинуется. Но ты, мудрейший из Евангелистов, начни здесь вместе со мною речь, своею защитою внуши мне дерзновение.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Все храмы Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных (64 всего, 64 на карте) Архангельская область Холмогорский район. Погост (Верхние Хаврогоры). Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных, церковь Астраханская область Ахтубинский район. Ахтубинск. Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных, часовня Беларусь, Минская область Минский район. Лесной. Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, церковь Белгородская область Новооскольский район. Малое Городище. Сергия Радонежского, церковь (с приделом Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных) Болгария Великотырновская область. Велико-Тырново. Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, часовня Брянская область Брянск, город. Брянск. Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, церковь Владимирская область Киржачский район. Михаило-Архангельский погост, урочище. Михаила Архангела, церковь Ковровский район и г. Ковров. Ковров. Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, церковь Греция Айон-Орос (γιον ρος). Афон (θως). Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных, церковь Грузия Имеретия. Кутаиси. Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных на кладбище Квитири, церковь Тбилиси, город. Тбилиси. Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных в Глдани, церковь Казахстан Алматинская область. Каскелен. Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных, церковь Калужская область Куйбышевский район. Новодяглево. Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, часовня Камчатский край Петропавловск-Камчатский, город. Петропавловск-Камчатский. Михаила Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных при Управлении судебного департамента, часовня Кировская область Оричевский район. Пустоши. Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, церковь Даровской район. Пиксур. Монастырь Владимирской иконы Божией Матери. Часовня Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных Котельничский район. Курино. Собора Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, часовня

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=555

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010