10–11. Исповемся Тебе, в людех Господи, воспою Тебе во языцех, яко возвеличися до небес милость Твоя, и даже до облак истина Твоя. Благодарный Господу – благодетелю, Давид дает обет исповедатися Ему, т. е. открыть и прославить Его милость и истину – не в пустынном уединении только, не в пещерах невольного пристанища, где он теперь находится (ст. 1), а в людях – как в своем народе, так и между окрестными, у которых он иногда пребывал (как Филистимляне, Моавитяне и пр.), и во языцех – среди племен, не только двенадцати колен своего народа, но и среди кочующих в пустынях, с коими он иногда обращался, как Зифеи и др. Этого и такого прославления требует великие дела Божия. Спасение беззащитного, но истинного раба Божия и благодетеля народного от властного, но злого, коварного и беззаконного царя Самим Богом, достойно всенародного славословия – ради славы имени «Бога Вышнего» между народами, знавшими Саула и Давида, но не знавшими ещё или не почитавшими их Бога, Судию и Спасителя. Пусть теперь и эти народы знают, что истина и милость Господа не таковы, как у могучего, но злого царя, нет, они велики и высоки – до неба, до облаков, – их все видят и никто не сокроет их от взоров всех людей. 12. Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя. Проникнутый сознанием превосходства воли и власти «Бога Вышнего» над царем земным, преисполненный чувствами радости и благодарности к Нему, Давид еще раз в живейшем восторге восклицает победный привет: «будь превознесен Ты, Боже, выше небес! Кроткий и благочестивый Давид, преследуемый народным властителем, ненавистным к его славе и безумно злым, был истинным прообразом Христа Спасителя, гонимого властью народных вождей, погибших в своей зависти и злобе. Но Господь Бог спас Христа – Сына своего, услышав Его с неба святого своего, вознес Его славной десницей своей. Предчувствуя и это спасение, Давид прозревал в будущее и созерцал событие вознесения Господа во славе – на облаке на небо, а потому в Духе, но прикровенно, говорит: вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя. Вознесся Господь Спаситель и – во всех концах мира распространилась слава Его!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Это пророчество Аггея о славе второго Храма, осуществилось, а вместе с тем и надежда псалмопевца на явление той же славы оправдалась вполне с явлением Христа Спасителя, «Желаемого всеми народами» и ожидаемого псалмопевцем. Видимая слава – лучезарное облако – окружала Спасителя н на Фаворе – в день Преображения, и на Елеоне – в день Вознесения. 11–14. Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася: истина от земли возсия, и правда с небесе приниче, ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой. Правда пред Ним предъидет, и положит в путь стопы своя. Возвращаясь мыслью к той милости, которую благоволил Господь оказать Своей земле (ст. 1–4), псалмопевец восторгом исповедует правду Божию и мир на земле. – Милость и истина сретостися, – милость и истина оставили было землю Обетованную во время плена, когда над; землей тяготел гнев Господень; а теперь, после оправдания народа и по возвращении его из плена, истина и милость как бы опять встретились на той же земле. – Правда и мир облобызастася, – прежде, вовремя плена, правда и мир оставили землю Обетованную, где безмерно размножались великие неправды и потому свирепствовали разорительные войны, как выражение гнева Божия; а теперь, по возвращении народа из плена, снова водворились правда и мир в той же земле, они даже облобызались, – как бы дружески приветствуя один другую. – Правда и милость открылись с неба, а истина и мир явились на земле. Истина на земле воссияла, а правда с неба приникла к земле, т. е. когда народ обратился к истинному Богу, то Господь оправдал его и явил ему Свою милость – даровал на земле его мир. – За дарованием мира непременно следуют и блага мирной жизни. По слову псалмопевца, Господь проявит Свою благость, – в том, что земля даст плоды свои. – Но, прежде, чем явит Свою благость, Господь проявит Свое правосудие. – Правда пойдет пред Ним и станет на пути стопами своими, и – тогда уже, разумеется, пойдет за Ним, как бы по стопам Его, благость Его. Все это вполне осуществилось только с пришествием Христа Спасителя. (Ср. Лк.1,2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Слава Божия открывается во всем небе, но особенно сосредоточивается в солнце: здесь она как бы полагает селение свое или постоянное место пребывание. Солнце является как бы престолом Божиим, откуда дается свет и теплота – источник жизни всем тварям. – Являя всем славу Божию, солнце восходит из-за гор, как бы жених из своего чертога. По обычаю древности, жених в день брака шел к невесте вечером с друзьями, кои сопровождали его с факелами; лицо жениха, освещенное этими факелами, казалось восходящим солнцем. Торжественно и радостно шествует солнце по тверди небесной, как будто исполин на ристалище, чувствуя в себе достаточно сил, с радостью пробегает назначенное ему пространство – в ожидании положенной награды. Солнце выходит из-за одного видимого края или предала неба, а на другом, противоположном крае его встречают, – подобно жениху, который выходит из своего дома на одном конце улицы, а встречают его в доме невесты на другом. Так, проходя всю вселенную, солнце освещает ее и согревает все, что на ней, и ничто не укроется от его теплоты – ни человек, ни зверь, ни птица, ни рыба, ни растет, – ничто и жить не может без него. Столь великая и благодетельная сила сосредоточена и как бы обитает в солнце и столь понятно и осязательно оно открывает всем тварям величие миродержавной славы Господа, создавшего солнце. 8–9. Закон Господень непорочен, обращаяй души, свидетельство Господне верно, умудряющее младениы. Оправдания Господня права, веселящая сердце, заповедь Господня светла, просвещающая очи. Что солнце для земли, то закон Божий для народа. – Закон, данный Богом чрез Моисея, непорочен или совершен, – не имеет недостатков, не вводит в заблуждение, приносит всем благо жизни и, чрез все это, обращает души – как пища для тела, спасает от смерти душу. Свидетельство Господне верно, – откровение Господне, свидетельствующее о судьбах в жизни отдельного человека и целого народа, верно, ибо точно сбывается в определенное время. Такое свидетельство умудряешь младенцев – простых людей, кои с чистотой сердца и с полным доверием, как младенцы, принимают оное, потому что оно, как откровение воли Божией, содержит недоведомые истины ума Божия и законы воли Господней: вразумляя этим откровением своей правды и милости всех людей, Господь совершает Себе хвалу в устах младенцев и грудных детей ( Пс.8:3 ). Оправдания Господня или законы об оправдании, т. е. постановления закона обрядовые – о жертвах, постах, очищениях и другие – правы, т. е. действительно делают человека праведным пред Богом и чрез то веселять его сердце, ибо мысль об оправдании соединяется с надеждой на полное благополучие в жизни (ст. 12. Пс.1:1–3 ). Заповедь Господня светла – отдельное повеление закона Божия действует как луч солнца: как луч просвещает очи, так заповедь просвещает ум, ибо содержит всецело истинную мысль непорочного закона Божия (ст. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

И сказал ему Бог: вот Я сделаю по слову твоему. Вот Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобная тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе» ( 3Цар.3:4,9–10,12 ). И действительно, «дал Бог Соломону мудрость, и весьма велики разум и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломонова выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтяне. Он был мудрее всех людей... И имя его было в слав у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять. И говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его» ( 3Цар.4:29–34 ). – И при всем том, однако, премудрость Соломона была только тенью истинной, божественной премудрости Христа, Сына Божия, «чрез Которого все начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть»... ( Ин.1:3 и сл.). Восприяв всю полноту даров Св. Духа на свою человеческую природу, Христос «имел глаголы вечной жизни, как Сын Бога живого» ( Ин.6:68–69 ; ср.4:42). И «никогда человек не говорил так, как этот человек» ( Ин.7:46 ; Лк.11:27–28 ). Посему и Ап. Павел говорит: «мы проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей... Мы имеем ум Господень» ( 1Кор.2:7,16 ). 3. Да восприимут горы мир людем, и холми правду. Горы и холмы Обетованной земли заняты были многочисленными и многолюдными городами. Народ Израильский распространился по ним, как бы разросшийся многоветвистый виноградник ( Пс.79:9–12 ). И вот, молясь о мирном царствовании Соломона, Давид желает, чтобы эти горы и холмы Обетованной земли восприняли мир и правду, подобно тому, как виноградник воспринимает дождь и росу с неба. Такое орошение народу Божию на всех горах и холмах должен даровать именно царь Соломон из неиссякаемого источника Премудрости Божией – из Закона Божия; а вместе с тем уже снизойдет на землю Израилеву и мире (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Верхние облака Господь обращает в тучу, наклоняет ее к земле, производит мрак и во мраке обнаруживает свое присутствие грозным действием стихий. И такое грозовое облако служит как бы колесницей Господа, на которой Он шествует над землей (ср. Ис.19:1 ). Херувимы – предстоятели престола славы Божией; они олицетворяются Давидом в виде ветров и, по его представлению, служат как бы конями для всадника – Господа, как Царя славы. 12–13. И положи тму закров Свой: окрест Его селение Его, темна вода в облацех воздушных. От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное. Воду тучевых облаков, обыкновенно, темную, Господь соделал как бы закровом или покровом своей небесной палатки, так что из-за ней не видно лица Божия. Те же темные тучевые облака Господь разделяет светом молний, и в тоже время из недр огнедышащих гор сыплет огненный каменный град. 14–15. И возгреме с небесе Господь, и Вышний даде глас Свой. Низпосла стрелы и разгна я, и молнии умножи, и смяте я. Гром – глас прогневанного Господа, всеми слышимый, для всех страшный. Стрелы Господа, это – огненные молнии, которые Он ниспосылает с высоты неба на землю, ниспущает их во множестве и этим множеством и вержением их с высоты Он рассевает врагов, которые приходят в смятение, ибо не могут укрыться от них, как укрываются от обыкновенных стрел за стенами города или дома. 16. И явишася источницы воднии, и открышася основания вселенныя, от запрещения Твоего, Господи, от дохновения духа гнева Твоего. Когда вода из туч обильно проливается на холмистую поверхность земли, именно Палестины, то быстро являются сильные потоки, которые размывают основания холмов населенных местностей: разрушают дома, опустошают поля, сады и виноградники. И это – действие гнева Всевышнего. 17. Низпосла с высоты, и прият мя, восприят мя от вод многих. В то время как всё на земле погибает от яростных вод (ст. 16), Давиду Господь подает руку помощи и так спасает его, как пастырь агнца из воли великого наводнения. Это – образ многочисленных бедствий, стремительно обрушившихся на Давида, из которых, однако, Господь спас его с отеческим попечением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

17–19. Дом Израилев упова на Господа: Помощник и Защититель им есть. Дом Ааронь упова на Господа: Помощник и Защититель им есть. Боящиися Господа уповаша на Господа: Помощник и Защититель им есть. Так как только Бог Израиля есть истинный и вечно живый Бог, то весь народ уповал и, по призыву псалмопевца, должен уповать на Него, как на своего Творца и Защитника, а не на идолов, созданных своими же руками... Дом или народ Израильский уповал на Господа; Он им – Израильтянам есть Помощник и Защитник! – Дом или весь род Ааронов уповал на Господа: Он им – потомкам Аарона Помощник и Защититель! – Боящийся Господа, все благоговеющие пред Ним, уповали на Господа, ибо Он Помощник и Защитник! – Разумеется, так и все и всегда должны уповать на Господа. 20–21. Господь помянув ны благословил есть нас: благословил есть дом Израилев, благословил есть дом Ааронь: благословил есть боящыяся Господа, малыя с великими. Господь, вспомнив нас, благословил нас – благословил народ Израильский, благословил род Ааронов, благословил боящихся Господа, как малых, так великих – знатных и незнатных, богатых и бедных, ибо всех вывел из Египта, избавил от тяжкого рабства; проводя по пустыне Аравийской, всем явил многие чудеса своей милости; всем дал участки в земле Обетованной в наследие из рода в род; всем помогает – из брения возвышает нищего до равенства с князьями, неплодную вдову делает матерью семейства и пр. (ст. 1–2; ср. Пс.112:6–9 ). 22–24. Да приложит Господь на вы, на вы и на сыны вашя: благоословени вы Господеви, сотворшему небо и землю. Небо небесе Господеви, землю же даде сыновом человеческим. Обращаясь мыслью к людям, боящимся Господа (ст. 21), псалмопевец приветствует их с чувством глубокой радости и благожелательности. – Да приложит Господь на вы: вы получили дары милости и благословения от Бога; но за вашу богобоязненность, да прибавит вам Господь еще и еще своих милостей, и – не только вам? но и сынам вашим, разумеется, если они будут и наследниками богобоязненности своих отцов. – «Благословенны вы у Господа, сотворившего небо и землю, который, разумеется, и посылает вам дары неба и земли. – Небо небес принадлежит Господу, как высшая область Всевышнего Царя и всех «сынов Божиих» – ангелов; а землю Он дал сынам человеческим или населил ими землю, в особенности, наилучшую землю, Ханаан Он отдал Израильскому народу (ст. 1–2, 20–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

После высылки писателя в изгнание, он углубил написанные ещё в СССР ленинские главы, в том числе и 22-ю из “Августа”, намеренно не опубликованную при первом издании. Она вошла в отдельно изданную сплотку глав “Ленин в Цюрихе” (Paris, YMCA-press, 1975). Весной 1976 писатель собрал в Гуверовском институте в Калифорнии обширные материалы об истории убийства Столыпина. Летом-осенью 1976 в Вермонте были написаны все относящиеся к этому циклу главы (ныне 8-я и 60-73). В начале 1977 написана глава „Этюд о монархе” (ныне 74-я, была отдельно напечатана в “Вестнике РХД”, 124, 1978) – после чего Узел Первый окончательно стал двухтомным. Все заметные исторические лица, все крупные военачальники, упоминаемые революционеры, как и весь материал обзорных и царских глав, вся история убийства Столыпина Богровым, все детали военных действий, до судьбы каждого полка и многих батальонов, – подлинные. Отец автора выведен почти под собственным именем, и семья матери доподлинно. Семьи Харитоновых (Андреевых) и Архангородских, Варя – подлинные, Ободовский (Пётр Акимович Пальчинский) – известное историческое лицо. ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ. РЕВОЛЮЦИЯ. “Только топор может нас избавить, и ничто, кроме топора… К топору зовите Русь”.   Из письма в “Колокол”, 1860.   УЗЕЛ I АВГУСТ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО (10-21 августа ст. ст.) 1 Они выехали из станицы прозрачным зорным утром, когда при первом солнце весь Хребет, ярко белый и в синих углубинах, стоял доступно близкий, видный каждым своим изрезом, до того близкий, что человеку непривычному помнилось бы докатить к нему за два часа. Высился он такой большой в мире малых людских вещей, такой нерукотворный в мире сделанных. За тысячи лет все люди, сколько жили, доотказным раствором рук неси сюда и пухлыми грудами складывай всё сработанное ими или даже задуманное, – не поставили бы такого сверхмыслимого Хребта. От станицы до станции так вела их всё время дорога, что Хребет был прямо перед ними, к нему они ехали, его они видели: снеговые пространства, оголённые скальные выступы да тени угадываемых ущелий. Но от получаса к получасу стал он снизу подтаивать, отделился от земли, уже не стоял, а висел в треть неба и запеленился, не стало в нём рубцов и рёбер, горных признаков, а казался огромными слитными белыми облаками. Потом и облаками уже разорванными на части, уже не отличимыми от истых облаков. Потом и их размыло, Хребет вовсе изник, будто был небесным видением, и впереди, как и со всех сторон, осталось небо сероватое, белесое, набирающее зноя. Так, не меняя направления, они ехали больше пятидесяти вёрст, до полудня и за полдень, – но великанских гор перед ними как не бывало, а подступили близкие округлые горки: Верблюд; Бык; плешивая Змейка; кудрявая Железная.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

4–5. Яко узрю небеса, дел персть Твоих, луну и звезды, яже Ты основал ecu. Что есть человек, яко помниши его? Или сын человече, яко посещаеши его? Необъятный свод небесный распростерт, видимо, как бы шатер; его темно-лазурный покров уставлен светилами, видимо, как бы ткань, вышитая золотом и унизанная драгоценными самоцветными камнями, что делали искусные жены перстами рук своих ( Иов.38:36–37 ). Созерцая величие небес и стройное течение светил небесных, боговдохновенный псалмопевец преисполняется благоговением и с умилением восклицает пред Богом: «что есть человек, что Ты помнишь о нем?!». – Человек, существо, сравнительно, низкое и слабое, обитатель низменной земли, пред Богом – ничто!.. ( Иов.39:33–34 . Ис.6:5 ). Между тем, Господь помнит о человеке и посещает ею – от времени до времени, как бы друг его, являет ему свою милость в том, что посылает ему все дары земли и неба: свет, ветер, дождь, a вместо – хлеб, вино, масло... ( Ис.4:7–8 ). 6. Умалил ecu его малым чим от Ангел, славою и честию венчал ecu его. Человек создан по образу Божию и по подобию Божию ( Быт.1:26 ). Это превосходство природы человека не только возвышает его над всем неразумным миром, но и приближает его к ангелам. Обладая разумом и свободною волей, человек отражает в себе совершенство Творца: Бог увенчал его славою, так что на земле он явился царем, полно-властелином, повелителем стихий и всех существ, низших его (ст. 7–9). 7–9. И постановил ecu его над делы руку Твоею, вся покорил ecu под нозе его: овцы и волы вся, еще же и скоты польские, птицы небесные, и рыбы морские, преходящие стези морския. Сотворив первых людей по образу Своему и по подобию, Бог благословил их и сказал: «плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» ( Быт.1:26–28 ). И человек некоторое время действительно хранил такое свое совершенство и обладал полным царственным могуществом ( Быт.1:31; 2:19–20 ); но, после грехопадения, лишился своего богоподобия и, поработившись земле, стал в ряд земных тварей, и унизился даже до скотоподобия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

1:13 -15). И чему ты удивляешься, если в новом (завете это есть), когда даже в ветхом то же самое происходило. Самый первый, сделавшийся предком и Церкви и синагоги, их по плоти, а нашим по духу, был иноземцем, был приведён из средней Персиды - разумею патриарха Авраама, который и Писания не слышал, и не участвовал в пророчестве, и не имел учителя, и не слышал истории, - так как ещё не Моисей, - и не узнал чего-нибудь из бывшего до него, и не был научен тому, что имело быть после него, но, родившись и воспитавшись в средней стране персов, так сразу стал любомудрствовать, будто раньше получил много повелений даже нового (завета), и выразил (это) своими делами. Получив повеление выйти из отчизны, покинуть дом, друзей и сродников, и идти на чужбину, он не испытал ничего человеческого, не был удержан привязанностью, не рассуждал с собою и не говорил: покинув явное и очевидное, идти ли мне к неизвестному и неочевидному? - но, имея проводником веру, и приобретя вместо посоха обещание Божие, он одно из рук терял, а другое в надежде принимал; и на основании этого также он был предком Церкви, так как и мы получаем повеление презирать житейские и видимые дела, напрягать свою надежду на неочевидное, держаться веры, якоря нашего спасения, и искать того (невидимого), - почему и Павел говорил: " мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; " (Рим. 8:24); и опять: " кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно " (2 Кор. 4:17,18). Выйдя из отчизны и поставив на чужбине свой шатёр, блаженный этот Авраам опять выразил апостольские повеления своими делами. Когда он воздвиг тот блестящий трофей - одержал неожиданную победу, преодолел иноземцев не крепостью тела, но силою веры, и ему предлагалось спасенными взять награду за те труды и бедствия, - когда иноземец ему говорил: " отдай мне людей, а имение возьми себе " (Быт. 14:21), - тогда что он говорит? " Поднимаю руку мою к Господу Богу всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего " (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1644...

Вслед за тем следуют трубные звуки одного за другим всех семи Ангелов, которые сопровождаются каждый раз великими бедствиями — казнями для земли и ее обитателей (ст. 1-6). " Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела " — кары Божий следуют постепенно, что указывает на милосердие и долготерпение Божие, призывающее грешников к покаянию. Сначала кара Божия поражает треть деревьев и всю траву. Сгорают на корню хлеба и прочие травы, необходимые для питания человеков и скотов. Под " градом, падающим на землю " , и истребительным " огнем, смешанным с кровью " , многие толкователи понимали истребительную войну. Не воздушная ли это бомбардировка с ее бомбами разрушительными и зажигательными? (ст. 7). " Вторый Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла " — можно полагать, что на дне одного из океанов откроется вулкан, огненная лава которого наполнит третью часть водных бассейнов земли, неся смерть всему живому. Иные считают, что тут имеются в виду страшные кровопролитные морские сражения с помощью новоизобретенных убийственных орудий (ст. 8-9). " Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде " полынь " ; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки " — некоторые думают, что это метеор упадет на землю и произведет отравление водных источников на земле, которые сделаются ядовитыми. А может быть, это тоже один из новоизобретенных способов будущей страшной войны (ст. 10-11). " Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была — так, как и ночи " — понять это нам теперь невозможно; одно ясно, что это должно будет сопровождаться разными бедствиями для людей — неурожаями, голодом и т. п.

http://sedmitza.ru/lib/text/430685/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010