Архимандрит Леонид, в мире Лев Александрович Кавелин, происходил из старинного дворянского рода, давшего несколько выдающихся деятелей, в том числе известного писателя и публициста Константина Дмитриевича Кавелина, приходившегося почившему двоюродным братом. Родился он 22 февраля 1822 года в калужском имении своего отца, штаб-ротмистра Александра Александровича Кавелина (мать его была урожденная Нахимова, двоюродная сестра знаменитого героя Синона и Севастополя, адмирала П. С. Нахимова). Воспитывался       в 1-м московском кадетском корпусе (1835­1810). Окончив здесь курс с отличием, Лев Александрович поступил прапорщиком в лейб-гвардии Волынский полк, в котором служил двенадцать лет до 1852 года, когда он имел уже чин капитана гвардии. Но в этом 1852 году блестящий гвардейский офицер удаляется в Оптину пустынь, в течении пяти лет под руководством благочестивых Оптинских старцев: Макария, Леонида и Амвросия готовится к поступлению в монашество, и 7 сентября 1857 г. на 30 году своей жизни принимает пострижение с именем Леонида. В ноябре того же 1857 г. иеромонах Леонид назначен членом Россииской духовной миссии в Иерусалиме, начальником которой был определен епископ Мелитопольский Кирилл. В Иерусалиме иеромонах Леонид Кавелин пробыл около двух лет. Уволенный по болезни, согласно прошению, он в 1859 г. снова поселился в Оптиной пустыни. В конце 1863 г. возведенный в сан архимадрита, о. Леонид снова отправился в Иерусалим начальником Российской духовной миссии. В 1865 г. назначен настоятелем русской посольской церкви в Константинополе, где и оставался четыре года. С 1869 по 1877 г. он занимал должность настоятеля ставропигиального Воскресенского, „Новый Иерусалим“ именуемого, монастыря; с 1877 до своей кончины состоял наместником Троице-Сергиевой Лавры. Итак, Иерусалим, Константинополь и монастырь Ново-Иерусалимский и Троице-Сергиев – вот места служебной деятельности архим. Леонида! Здесь не место входить в подробную оценку административной и хозяйственной деятельности почившего. Достаточно сказать, что в Иерусалиме и Константинополе архим. Леонид непоколебимо стоял на страже интересов православия и России, за что и пришлось ему испытать немало неприятностей. В Новом же Иерусалиме и Троице-Сергиевой Лавре он заявил себя особыми трудами как по лучшему устройству внутреннего и внешнего быта братии, так и по внешнему благоустройству обоих монастырей. В Новом Иерусалиме он реставрировал, с помощию благотворителя П. Г. Цурикова, соборный храм Воскресения Христова, основанный патр. Никоном и доконченный в XVIII в. известным придворным архитектором Растрелли. В Сергиевой Лавре возобновил, с помощию благотворителя О. П. Тюляева, запущенный Успенский собор, а равно трапезную церковь и другие здания.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Инокиням в Варницах пришлось тяжело. Испытывая недостаток во всем, начиная с дров и пропитания, они в том же 1725 году обратились к владыке Георгию с просьбой перевести их обратно в Рождественский монастырь. Ходатайство было удовлетворено, однако не сразу. Шесть лет сестры переносили невзгоды, подвизаясь в бедной, удаленной от города обители. В 1731 году в Троице-Сергиев Варницкий монастырь вернулись монахи. В 1770 году началось строительство каменного собора с колокольней, освященного в 1771 году во имя Святой Троицы (как и прежний, деревянный, храм). В 1829 году в монастырской летописи впервые встречается упоминание о новой Введенской церкви — в связи с приездом архиепископа Ярославского и Ростовского Авраама, осматривавшего ее. В 1892 в память 500-летия преставления преподобного Сергия вблизи монастыря с южной стороны выстроена богадельня для престарелого и бедного духовенства Ярославской епархии и странноприимный дом. Постройки созданы на деньги разных благотворителей, первым из которых был ярославский владыка Иоанафан, Варницкая обитель внесла 1 тысячу рублей. Запись эта показывает, помимо всего прочего, что состояние Варницкого монастыря в течение XIX века настолько поправилось, что он уже сам получил возможность благотворить. 1923 год. 20 марта иеромонах Георгий (последний настоятель Варницкой обители) в Яковлевском монастыре возведен во игумена и архимандрита, а 26 февраля 1924 г. архимандрит Георгий по распоряжению безбожной власти выселен из келий и монастыря. В 1995 году монастырь был возвращен Церкви. В 1989 г. была зарегистрирована церковная община из 111 граждан, проживающих в поселке Варницы. Церкви были переданы приходские храмы Воскресения Словущего (1814) и святых Паисия и Уара (1893) близ Варницкого монастыря. Насельниками Троице-Сергиевой Лавры они были отремонтированы. В 1995 году по указу Святейшего Патриарха Алексия II и по просьбе архиепископа Ярославского и Ростовского Михея Троице-Сергиевская Лавра взяла Варницкую обитель под свое покровительство. Начались восстановительные работы. Первым настоятелем монастыря был игумен Борис (Храмцов). При нем была сделана объездная дорога вокруг монастыря. Церкви была возвращена часть монастырских помещений.

http://azbyka.ru/palomnik/Троице-Сергиев...

Открывающее «Книгу о Св. Троице» «Слово о троичности и единстве» («Слово преболшее начинаем о превышнем пребезначалнем Божественем Живоначалнем существе пребезначалнаго Бога Отца, и сопребезначалнаго единороднаго Слова Сына Божия, и сприсносущнаго Пресвятаго Животворящаго Духа, о троичестве и о единьстве верующим убо и почитающим ко исправлению истинне, неверующим же и непослушающим к болшему погибелному осужению») посвящено критике основных положений совр. Е. еретических течений и изложению основ правосл. вероучения. Своих оппонентов Е. называет «иновернии... богоборнии... неверующии... бесерменстии еретики», «пребеззаконии и каменосердечнии жидове», «проклятии лютери». Исследователи видят в них не только иноверцев (магометан, иудеев, лютеран), но в большей степени представителей рус. реформационного течения сер. XVI в., особенно сильного на севере Руси, в частности Феодосия Косого (Зимин, А. И. Клибанов ). Еретики, по свидетельству Е., отрицали троичность Бога, говоря, что чтут «единого Бога», утверждали человеческую природу Иисуса Христа, признавали таинство Крещения только в случае совершения обряда обрезания, отрицали воскресение мертвых, выступали против иконопочитания. Примечательно, что один из списков «Слова о троичности и единстве» (РНБ. ОСРК. Q. I. 254. Л. 1-92 об.) назван в читающейся в нем вкладной записи Вятского еп. Александра , датированной 1674 г., «книгою Зиновиевою, ученика Максимова», т. е. авторство памятника приписано Зиновию Отенскому , главному оппоненту Феодосия Косого (см.: Попов. 1880. С. VII). Во 2-й ч. «Книги о Св. Троице» - «Слове о Божии сотворении тричастнем, яко да невернии, беседовав о твари, и уразумеют праве Творца всех тварей, и обратятся веровати истинному Богу, в Троицы славимому» - рассматриваются проявления принципа троичности в явлениях природы, событиях Священной истории, строении человеческого тела и др. По мнению автора, все явления тварного мира трехчастны, для подтверждения чего Е. выстраивает ряды триад (солнце-луна-звезды, ветер-гром-молния, корень-ствол-ветви, плоть-жилы-кости, сердце-желчь-печень, ум-слово-душа, начало-середина-конец и т. п.). Завершает «Книгу о Св. Троице» «Молитва к Господу Богу Пресвятей, пребезначалней, и неразделней, и неразлучней Троицы». Молитва по содержанию напоминает Покаянный канон прп. Андрея Критского . Она состоит из 100 стихов, каждый из которых обращен к Св. Троице или к одной из Ипостасей (большей частью к Иисусу Христу). «Большая трилогия» имела хождение в списках (целиком или в отдельных частях), иногда переписывалась вместе с др. совр. ей полемическими сочинениями, в частности с «Просветителем» прп. Иосифа Волоцкого.

http://pravenc.ru/text/190205.html

Так, в День Пятидесятницы впервые явственно открылась тайна Божественного Существа, тайна Святой Троицы. Догмат о Святой Троице является основным в христианстве. Он объясняет все дело искупления грешного человечества. На вере в Триединого Бога зиждется все содержание христианского вероучения. Все наше богослужение, общественное и частное, начинается с прославления Пресвятой Троицы. Молитвы ко Святой Троице сопровождают человека от появления его на свет до смерти. Первые слова, с которыми Церковь обра­щается к только что родившемуся младенцу «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». В Таинстве Крещения Церковь возрождает младенца «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». В Таинстве Миропомазания полагается на него «пе­чать дара Духа Святаго». С отроческого возраста кающемуся отпускаются на исповеди грехи его – «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Во имя Святой Троицы совершается Таинство Брака. Наконец, последняя молитва иерея при погребении усопшего «Яко Ты еси воскресение» заканчивается обращением ко Святой Троице. Праздник Пятидесятницы, по словам церковных песнопений, есть празд­ник попразднственный, конечный (Пятидесятница, седален по 1-й кафизме). Он есть завершение всех великих праздников от Благовещения Пресвятой Богородицы, кончая Пасхой и Вознесением Господа Иисуса Христа. Празд­ник Пятидесятницы есть славный конец долгого, крестного, тернистого пути спасения мира Богочеловеком Христом, день рождения Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа. История праздника Праздник Пятидесятницы установлен самими апостолами. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали День Пятидесятницы и запо­ведали воспоминать его всем христианам ( 1Кор.16, 8 ; Деян.20,16 ). Уже в Постановлениях Апостольских есть прямая заповедь праздновать св.Пяти­десятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа» (Кн.5, гл.20). И праздник Пятидесятницы под названием Дня Святого Духа от самых первых времен праздновался Церковью торжественно. Особенную торжественность ему придавал обычай Древней Церкви совершать в этот день Крещение над оглашенными (см.пение на Литургии «Елицы во Христа крестистеся»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

После смерти 13 апр. 1605 г. царя Бориса Годунова жители Москвы присягнули Феодору Борисовичу, его матери - царице Марии Григорьевне и сестре - «государыне царевне Ксении Борисовне». Однако уже 1 июня москвичи, подстрекаемые грамотами Лжедмитрия I , свергли Годуновых. 10 июня на глазах царевны по приказу самозванца были умерщвлены ее брат и мать. С июня по авг. 1605 г. царевна жила в доме одного из руководителей убийства - кн. В. М. Мосальского Рубца. Несомненно, что жизнь ей была оставлена с ведома Лжедмитрия I. По свидетельству нек-рых современников, царевна была принуждена стать наложницей самозванца. Слухи о нахождении царевны при Лжедмитрии I дошли до отца его невесты (Марины Мнишек) Ю. Мнишека, к-рый в письме от 25 дек. 1605 г. (4 янв. 1606) настоятельно просил буд. зятя отдалить ее от себя (СГГД. Ч. 2. 112. С. 243). По свидетельству архиеп. свт. Арсения Элассонского , в нояб. 1605 г. царевна была пострижена в монахини с именем Ольга и отправлена в Горицкий в честь Воскресения Господня женский монастырь (Хроники Смутного времени. М., 1998. С. 177), откуда позднее была переведена во владимирский Княгинин в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь . В сент. 1606 г., в царствование Василия Иоанновича Шуйского , О. принимала участие в церемонии перезахоронения останков своих родителей и брата из московского Варсонофиевского жен. мон-ря в Троице-Сергиев мон-рь. Вероятно, вскоре после этого О. переселилась в находившийся неподалеку от Троице-Сергиева мон-ря Подсосенский жен. мон-рь. Во время осады Троице-Сергиева мон-ря польско-литов. войсками, в 1608-1610 гг., она находилась в обители вместе с осажденными (сохр. письмо О. в Москву кнг. Д. Б. Ноготковой от 29 марта 1609 с описанием тягот осадной жизни; см.: АИ. Т. 2. 182. С. 213). После снятия осады О., по всей видимости, переехала в Москву в Новодевичий монастырь, который в 1611 г. захватили казаки И. М. Заруцкого: «...они церковь Божию разорили, и образы обдирали и кололи поганским обычаем, и черниць королеву княж Володимерову дочь Ондреевича и царя Борисову дочь Олгу, на которых преж сего и зрти не смли, ограбили до нага» (СГГД. Ч. 2. 277. С. 584-585).

http://pravenc.ru/text/2578371.html

3.1.2.3. Отличие Иисуса Христа от нас по человечеству 3.1.3. Православное учение о Лице Искупителя 3.1.3.1. Краткая история догмата 3.1.3.2. Образ ипостасного соединения во Христе двух естеств 3.1.4. Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе 3.1.4.1. По отношению к Нему Самому 3.1.4.2. По отношению к Пресвятой Троице 3.1.4.3. По отношению к Деве Марии а) Дева Мария именуется Богородицей (по-гречески Theotokos). 3.2. Учение о совершении Господом Иисусом Христом нашего спасения, или о таинстве Искупления. 3.2.1. Понятие об Искуплении в свете данных Священного Писания 3.2.1.1. Необходимость Искупления для спасения человека 3.2.1.2. Этимология слова " искупление " 3.2.1.3. Цель Искупления 3.2.1.4. Изменение отношений между Богом и человеком вследствие Искупления 3.2.1.5. Искупление - Откровение Божественной любви к человеку 3.2.1.6. Библейские и святоотеческие образы Искупления 3.2.2. Существующие теории Искупления. 3.2.2.1. Юридическая теория Искупления 3.2.2.2. Нравственная теория Искупления 3.2.2.3. Учение об Искуплении современных православных богословов 3.2.3. Почему дело Искупления, совершенное Христом Спасителем, связано для Него с величайшим подвигом 3.2.4. Как примирить учение о Божественном милосердии с идеей Божественной правды и справедливости 3.2.5. Составляющие Искупления 3.2.5.1. Боговоплощение 3.2.5.2. Учение Господа нашего Иисуса Христа 3.2.5.3. Чудеса Спасителя 3.2.5.4. Крестная смерть 3.2.5.5. Сошествие Иисуса Христа во ад и победа над адом 3.2.5.6. Воскресение Господа Иисуса Христа 3.2.5.7. Вознесение Господа Иисуса Христа на небо 3.2.5.8. Вечное царствование Иисуса Христа по Вознесении на небо 3.2.6. Спасительные плоды искупительного подвига Иисуса Христа 3.2.6.1. Освобождение от наказания 3.2.6.2. Очищение от грехов 3.2.6.3. Примирение с Богом 3.2.6.4. Плоды искупительного подвига по отношению к следствиям падения 3.2.6.5. Дарование полноты благ Раздел III. О Боге - Освятителе. 1. Необходимость Божественной помощи для усвоения людьми даруемого им во Христе и Христом Спасения 2. Содержание учения о Боге - Освятителе 3. Учение о благодати как о силе, нас освящающей 3.1. Понятие о благодати в свете Свщ. Писания 3.2. Участие Лиц Святой Троицы в раздаянии благодати 3.3. Виды благодати

http://sedmitza.ru/lib/text/443331/

Жизнь показывает, что некоторые службы – как Рождество, Крещение, Страстная – мы нередко путаем: поэтому я и пишу здесь об уставе. Если Рождество случится в понедельник или воскресенье, то царские часы справляются в предшествующую пятницу. Сначала священник, облачившись в фелонь (а архиерей – в мантию и малый омофор с клобуком), выносит на середину Евангелие и полагает на аналой. Потом начинает часы обычным возгласом: «Благословен Бог…» Если где есть диакон, – возглашает прежде: «Благослови, владыко». Чтец читает часы. Церковник заранее заготовляет кадило и угли на все время часов. Обычно после «Приидите, поклонимся…» начинается каждение: вокруг Евангелия, потом алтарь, иконостас, настоятеля, клиросы, людей и весь храм, опять иконостас, настоятеля, Евангелие с одной передней стороны. Тропарь предпразднства – петь, а не читать; ибо царские часы – служба торжественная. Прочие тропари часов также поются. Затем паримии, Апостол и Евангелие. Во время Апостола каждения нет, хотя бы был и диакон: не положено в уставе. На 3-м и 6-м часе каждение совершается только вокруг Евангелия, пред иконостасом и – предстоящих; но ни алтарь, ни храм не кадятся. А на 9-м часе так же кадит, как и на 1-м. По прочтении Евангелия – оно уносится в алтарь; и царские врата, доселе все время открытые, затворяются. В конце изобразительных – разница: если в этот день не бывает литургия (когда Рождество в понедельник и воскресенье), тогда после «Всесвятая Троице…» поется трижды «Буди имя Господне…»; затем читается «Слава, и ныне» и псалом 33-й: «Благословлю Господа…» Если же в тот же день будет литургия, то после «Всесвятая Троице…»: Диакон: «Премудрость». Лик: «Достойно есть» (половину). Священник: «Пресвятая Богородице…» Лик: «Честнейшую…» И отпуст обычный (а не рождественский), и многолетствование. Если же Рождество случится в другие дни, то есть кроме воскресенья и понедельника, то царские часы служатся накануне праздника; и тогда они начинаются ранее, – можно в 8 часов утра (по уставу: «в начале втораго», то есть в начале 8-го утра). Если Рождество в воскресенье или понедельник, то в пятницу после царских часов ничего не служат до самой вечерни: литургии не бывает. Если же Рождество в другие дни, то будет литургия накануненавечерие праздника).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Другие церкви в монастыре: 1) находящаяся близ Покровского собора теплая церковь во имя Николая Чудотворца, с приделами во имя апостолов Петра и Павла и в воспоминание обновления храма Воскресения Христова во Иерусалиме (словущего Воскресения, празднование 13 сентября); первоначально построенная в 1768 году и увеличенная позднейшими пристройками (недавно сломана, и вместо нее в 1902v1905 гг. построена новая, по проекту архитектора Лыткова, освященная 1 октября 1905 г.); 2) находящаяся над южными воротами монастыря при богаделенном доме, во имя святителя Митрофана, построенная в 1833 году; 3) находящаяся на северных воротах монастыря, в честь Рождества Иоанна Крестителя, построенная в неизвестном нам году и служащая к отправлению треб для прихожан монастыря, которых у него восемь деревень. Источники информации: Памятники архитектуры московской области (под ред. Подъяпольской) Преподобный Сергий Радонежский и основанная им Троице-Сергиева лавра (Е. Голубинский) Покровский монастырь - главная архитектурная достопримечательность города. Его художественный ансамбль XVIII-XX вв., расположенный на старой Троицкой дороге, господствует в широкой панораме окружающего ландшафта. Время основания монастыря неизвестно, в летописи он впервые упоминается под 1308 г. Вначале небольшой бедный монастырек, последовательно бывший семейным, затем мужеско-женским, в 1540-х гг. был преобразован в девичий и приписан к Троице-Сергиеву монастырю; в 1764г. получил самостоятельность. До середины XVIII в. монастырские строения, за исключением соборной церкви 1644-1648 гг., были деревянными. Развитие монастыря как места паломничества привело к постепенной замене их каменными. Наибольшей художественной цельности монастырский ансамбль достиг к середине XIX в., когда в его центре была поставлена высокая колокольня. Многоярусная с динамичной структурой масс, она господствовала в ансамбле, придавая завершенность его композиции, Разборка этой доминанты в 1930-х гг. обезглавила комплекс. Ее роль в значительной степени воспринял новый, XX в., грандиозный собор, определяющий до сего времени силуэт монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00076

Кирилл Аминов, 6 апреля 2015 г. Церковь известна деревянной с 1654 г. По преданию, была построена в надежде воскресения павших при осаде Троице-Сергиева монастыря в 1608-1610 гг. Церковь Апостолов Петра и Павла (Обновления Храма Воскресения Христова) по адресу: г.Сергиев Посад, ул. 1-й Ударной Армии, 17, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Кирилл Аминов, 18 апреля 2015 г. Воскресенская церковь находится к северу от Лавры в бывшей Казачьей слободе, которая называлась еще Конюшенной, Каличьей и Кокуевой. Существует предание, согласно которому возведение в этой слободе церкви связано с трагическими событиями осады, монастыря 1608-1610 гг. Место это " окроплено христианскою кровию яко дождевыми каплями " , - сюда часто совершались вылазки осажденных за дровами, поскольку в те годы здесь был самый близкий к обители лес. В память об этих событиях и в надежде воскресения погибших защитников в 1654 г. был впервые поставлен храм в честь Воскресения Христова. Строительство церкви осуществлялось на средства монастыря по указу царя Алексея Михайловича и по благословению патриарха Никона. К середине XVIII в. в Каличьей слободе существовало две деревянные церкви: Воскресенская и Петропавловская, причем известно, что в 1755 г. ветхая Воскресенская была заменена новой. Существующая каменная Воскресенская церковь с приделом в трапезной во имя апостолов Петра и Павла была поставлена на средства прихожан в 1820 г. Этот храм, несмотря на единую для всех городских церквей XVIII-XIX вв. композиционную схему, стилистически существенно отличается от остальных, поскольку относится к эпохе классицизма. На сегодняшний день Воскресенская церковь сохранилась не полностью, поэтому судить об ее облике можно лишь по фотографиям конца XIX - начала XX вв. Ее объемная композиция - это высокий четверик, к которому с трех сторон (восточной, северной и южной) примыкают низкие объемы полукруглых выступов (апсид). Стены четверика завершены треугольными фронтонами. Храм перекрыт сомкнутым сводом, в зените которого расположен круглый барабан, несущий луковичную главку на тонкой шейке. Северный и южный входы в храм оформлены четырехколонными портиками с фронтонами в завершении. Трапезная Петропавловской церкви квадратная в плане, ее внутреннее- пространство отделено от ядра храма западной стеной четверика, в которой имеются входные пролеты арочной формы. По одной оси с храмом и трапезной расположена трехъярусная колокольня, все ярусы которой пропорционально убывают кверху. Четкие, геометрически правильные формы различных элементов декоративного убранства выявляют конструкцию здания. Строгие, ленточного типа, наличники с нишами и сандриками, плоские пилястры, тонкие карнизы и редкие сухарики - вот основные украшения фасадов здания.

http://sobory.ru/article/?object=00094

Богослужебные песнопения исполнил хор Московского подворья Троице-Сергиевой лавры. Проповедь по запричастном стихе произнес насельник Троице-Сергиевой лавры игумен Филипп (Ельшин). По окончании Литургии протопресвитер Владимир Диваков огласил поздравительный адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, направленный архиепископу Феогносту по случаю дня его тезоименитства: «Ваше Высокопреосвященство! Сердечно поздравляю Вас с тезоименитством, днем памяти святителя Феогноста, митрополита Киевского и всея России. По молитвам Пречистой Владычицы нашей Приснодевы Марии, заступничеством Вашего небесного покровителя да ниспошлет Вам Вседаровитый Бог и Отец светов (Иак. 1:17) крепкое здравие и обильную помощь в Ваших дальнейших архипастырских трудах на пользу Матери-Церкви и сподобит с пользой для души пройти спасительное поприще Святой Четыредесятницы и в радости встретить праздник Воскресения Христова. С любовью о Господе +Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси». По окончании Литургии архиепископ Феогност обратился к участникам богослужения с архипастырским словом: «Сегодня мы по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла собрались здесь, в сердце стен Кремлевских, Успенском соборе Московского Кремля, для того чтобы молитвенно почтить память святителя Феогноста, митрополита Киевского и Московского. Он был вторым после митрополита Петра здесь, в первопрестольном граде. Велики, благородны и славны его труды и молитвы. Он жил в трудное время и нес стражу в особо трудных условиях. Но он выстоял и, приняв от святителя Петра эту стражу, передал ее святителю Алексию, митрополиту Московскому. Дивны и непостижимы суды Промысла Божия. Господь правит миром, и сугубый Промысл Божий — о Церкви Православной, Церкви Христовой. Мы видим, как меняется лицо земли, меняются экономика, экология, политика, меняются государственные границы, исчезают целые государства, а Православная Церковь живет, несмотря ни на какие ветры, несмотря ни на какие гонения. И живет она не потому что великие люди в ней, а потому, что Сам Господь управляет Церковью Христовой.

http://patriarchia.ru/db/text/5400759.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010