А в Быково колоколом, стоящим в самом центре деревни, на возвышении на огромном столбе пользовались нечасто, только в случае пожаров или когда что-то случалось и надо было собрать всю деревню. Но всегда один раз в году в него звонили обязательно. На Пасху. Надо сказать, что в связи с удалённостью от районных городов в нашей деревне верующие крестьяне обращались с молитвой к Богу у себя дома, молясь своей семьёй. Так заведено было со времён староверов. В каждой избе в красном углу обязательно была божница, где на специальную полочку были поставлены иконы, она была красиво украшена с любовью вышитыми рушниками. Под Пасху собирался народ деревни в одной избе, где всю ночь молились вместе. Были знающие молитвенные правила старые женщины и не очень старые, но грамотные в этом деле. Они читали молитвы из книг, пели песнопения. Детишки малые сидели на печке (русской), что постарше - на приступочке у печки и слушали, тоже молились. Заканчивалось пасхальное моление, когда уже рассветало. Мы выходили и родители, показывая на солнышко, говорили, что оно так играет только на Пасху. Мы смотрели на него до слёз на глазах от сияния и переливания. Сказочное было это утро... Детишек крестили тоже эти женщины, читая молитвы. Купелью служило озеро рядом с деревней. Конечно, если случалось выехать в Валдай, то там был небольшой, но очень красивый храм во имя свв.апп.Петра и Павла, где деревенские жители могли помолиться. О святом месте - острове Валаам - впервые мы услышали в 1985 году. И не в связи с духовностью, а с профессиональной деятельностью - садоводством. К нам в Мичуринск в Плодоовощной институт им. И.В.Мичурина приехал представитель Карельского филиала Академии наук СССР , заведующий лабораторией охраны природы института леса Александр Александрович Кучко с целью заключить договор с учёными нашего института по возрождению садов Валаама. Газета «Советская Россия» от 6 октября 1985 г. опубликовала призыв: «Сад - Валааму». В мае 1986 года в статье «Долгожданная весна Валаама» говорилось о просчётах генерального плана развития Валаамского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника (до 2005 г.). В статье «Валаамское затишье» от 7 августа 1986 года бурно обсуждались проблемы восстановления музея-заповедника, проект генплана рассматривался на Президиуме Совета Министров Карельской АССР. Итоговым тезисом статьи было сообщение, что «институт леса Карельского филиала Академии наук СССР взял уникальные сады Валаама, точнее то, что от них осталось, под особую опеку». С Мичуринским плодоовощным институтом заключили долгосрочный договор о сотрудничестве. Учёные этого вуза специалисты-садоводы уже приехали на Валаам.

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/07/...

Иными словами, Собор и Патриарх Макарий признали одно только перстосложение еретическим, «чего на самом деле нет», как отметил митрополит Никодим. Конечно, благочестивые русские люди, для которых было дорого предание, не могли понять этой реформы, проводимой в столь агрессивном духе. Тонкая сфера духовной жизни не терпит грубого вмешательства и резких движений, что уже тогда породило в Русской Церкви споры и разделения. Продолжая свою речь, владыка Никодим обратился к постановлениям Большого Московского Собора 1666–1667 годов, названного так благодаря большому количеству присутствовавших участников. Событием стало и присутствие на Соборе Предстоятелей Александрийской и Антиохийской Церквей, а также десяти представителей от Константинопольской, Иерусалимской, Сербской и Грузинской Церквей. Собор поддержал реформы Патриарха Никона, а не принявших реформ верующих предал анафеме и проклятию как еретиков и непокорных. Обратимся к выдержкам из доклада митрополита Никодима по этому вопросу: «Большой Московский Собор 1667 года предал старообрядцев проклятию и анафеме, исходя из неправильных воззрений на старые русские церковные обряды, как еретические… Возложенную Собором 1667 года клятву и анафему на старообрядцев, которых из-за их приверженности к старым церковным обрядам сочли за еретиков, надо признать, как и клятву Московского Собора 1656 года, неосновательной… Но, к сожалению, Собор 1667 года исходил из неправильных воззрений на старые церковные обряды, как еретические. И возложенная Собором анафема стала роковой: окончательное разделение Русской Православной Церкви совершилось». Так было положено начало крупнейшему в истории Русской Церкви расколу Так было положено начало печальному и крупнейшему в истории Русской Церкви расколу. Важно, что печать решений Большого Московского Собора до сих пор клеймом ложится не только собственно на старообрядцев вне общения с Церковью, но и на родных единоверцев, верующих, с уважением и любовью относящихся к русскому церковному Преданию и украшающих им свою христианскую жизнь, а также и на само это Предание. Эта несправедливость была очевидна сразу, и вопрос разделения требовал не взаимных проклятий и попыток любой ценой отстоять свою позицию, но мирного диалога и стремления к уврачеванию образовавшейся раны.

http://pravoslavie.ru/139562.html

- После смены юрисдикции, у вас оставались друзья в Московской Патриархии? Каково было оказаться с ними по противоположную сторону баррикад? - Мне удавалось убедить моих друзей, что это одна Церковь. А среди них были и архиереи, и старые преподаватели Московской семинарии, где я учился. В свое время я был знакомым и считал себя соратником по движению, стремившемуся к оздоровлению церковной жизни, с такими людьми как отец Николай Балашов, отец Олег Стеняев, с котором я во многом не согласен, но мы были когда-то вместе. Нам помогал бывший священник Глеб Якунин. Я всегда мог приехать в Москву, мне было где остановиться, или даже в Троице-Сергиеву Лавру, Данилов монастырь, пользуясь старыми знакомствами. - В 1994 году Вы были рукоположены в епископа Ишимского и Сибирского, временно управляющего российскими приходами РПЦЗ. Насколько велика была Ваша паства? - В разное время в моем окормлении было до сорока двух приходов, и даже больше. В России Зарубежной Церковью были приняты и рукоположены кроме меня и некоторые другие архиереи, которые в последствие уходили в раскол, создавали собственные юрисдикции. Часть из их приходов позже опять возвращались обрантно, и по сути у меня в окормлении была вся Россия, кроме Ставрополья, плюс Украина , Прибалтика, Молдавия и Средняя Азия. Мне приходилось много ездить, причем чаще всего эти поездки были поездками разочарования. Часть священнослужителей не имела ставленических документов, или находились под прещениями от Московского Патриарха. Поэтому первые два года я никого не рукополагал, а только запрещал в служении. Около пятидесяти процентов священников, пришедших в РПЦЗ в начале девяностых, были людьми, которые просто использовали Зарубежную Церковь как трамплин, для того, чтобы перебраться в Америку или Канаду. И многим это удалось. Кому-то хотелось быть просто подальше от начальства. Они и в РПЦЗ предпочитали, чтобы священноначалие составляло о них представление по липовым отчетам, как приход в Мурманске, или Бишкеке, который присылал целые тома отчетов, протоколов о многочисленных собраниях, а на самом деле кроме самого священника и одного-двух помощников, не слишком церковных, там никого не было. Они писали за рубеж, просили материальной помощи, и получали ее. Создавали видимость деятельности. Все это сыграло свою негативную роль. Были даже и люди не совсем адекватные.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Но это и есть миф номер один — ведь Патрик никогда не был пивоваром. Более того — в старые времена во время праздника святого Патрика в Дублине и по всей Ирландии закрывались все пабы и открывались все церкви. Кем же Патрик был на самом деле? Основным произведением, рассказывающим нам о деяниях святого Патрика, является его же собственная «Исповедь» (Confessio — лат.) , написанная им около 460 года. Надо сказать, немногие авторы полуторатысячелетней давности оставили нам такое свидетельство своих внутренних переживаний. А вот о пиве там — ни слова, ведь на самом деле Патрик был... христианским миссионером, и целью его жизни была проповедь Воскресения Христова. В «Исповеди» Патрик обнажает сокровенные уголки своей души, описывает свои злоключения, рассказывает о покаянии и молитве, повествует о том, как он искал Бога и как Бог, в итоге, нашел его. Этот документ отражает искренность и редкую простоту святого Патрика. Как заметил наиболее строгий критик ученых-патрикианцев (т. е. изучающих все, связанное с деятельностью св. Патрика) Дэвид Бинчи, «моральное и духовное величие этого человека сверкает в каждой корявой фразе его „деревенской латыни“». Многие ученые работали над «Исповедью», и на сегодняшний день подлинность авторства практически не вызывает сомнений. Но и это не все. До нас дошло еще одно произведение Патрика — его гневное «Письмо к Коротику» — бриттскому вождю, который собрал отряд скоттов и южных пиктов и совершил набег на южное побережье Ирландии, где убил многих новообращенных христиан, а множество захватил в плен для продажи. Коротик называл себя христианином, поэтому Патрик пишет ему пастырское послание, умоляя образумиться и покаяться, пока у того еще есть время. Как видим, миссия Патрика в Ирландии была далеко не праздником. Колоссальный труд проповеди Евангелия был сопряжен с невероятным напряжением и затратой огромных душевных и физических сил. И Патрик верил, что эти силы ему дает Бог. Итак, с образом веселого пивовара Патрика связывает разве что хмельная фантазия авторов рекламы. Подлинная история и сама «Исповедь» являют нам человека невероятной искренности и духовной глубины, который до последнего дня своей жизни нес живое слово о Воскресшем Господе древним ирландцам, и делал он это доступно и чутко.

http://foma.ru/ognennyij-apostol.html

Наконец, очевидно, не все знают, что существует история вопроса и что это не первая публикация Николая Константиновича о святителе Филарете. В подобном же духе и стиле написана, например, его статья «У истоков русской духовно-академической философии: святитель Филарет (Дроздов) между Кантом и Фесслером» (Вопросы философии 2003. 2). Приведу начало ее: «Двести лет назад, 14 октября 1802 г., в Сергиевом Посаде произошло неслыханное событие, весьма смутившее обывателей, монастырскую братию и бурсаков, постигавших богословскую премудрость в Троицкой Лаврской Семинарии. Один из воспитанников, звавшийся Василием Дроздовым, так сообщил о нем папеньке и маменьке в родную Коломну: «Четвертого надесять дня текущего месяца, во втором часу полудни, здесь было чувствуемо землетрясение. Все слушали, как часовые колокола на здешней колокольне издали глухий и беспорядочный звук, чего ни ветер, ни другие причины не могли произвести...» Какие мысли это событие долженствовало тогда возбудить у прилежного семинариста, можно заключить из другого письма, направленного четверть века спустя все в ту же Коломну по поводу явления кометы: «Из Сибири пишут, — сообщает он матушке 30 декабря 1826 г., — что там видят комету с тонким и долгим хвостом. Говорят, что и здесь видели: но ясных ночей мало. Как звезды сотворены, да будут в знамения, то надобно молиться, да не будут явления сии в знамения гнева Божия за грехи наши». В самом деле, что бы там ни мудровали старые и новые перипатетики о различных метеорах , сиречь о «трусе» и «знамениях небесных» (даже Кант написал статью «О причинах землетрясений»), а благочестивой душе всякое напоминание о ее главном деле пойдет на пользу, особенно если при этом она не будет воображать Творца памятозлобивым самодуром...» (Вопросы философии 2003. 2. С. 131 -132). По-моему, о святых так развязно не пишут. Или я не прав? Ну давайте вместо имени Василия Дроздова подставим имя отрока Варфоломея, имя Прохора или Иоанна — никого это не покоробит тогда? Мне тоже очень не хочется ввязываться в перепалку, но стремление к богословской правде требует ее выявления во всех конкретных вопросах и недоумениях. Не будучи знаком с Николаем Константиновичем, я не могу иметь и личной неприязни к нему. Просто одним из нас движет любовь к святителю, а другим не любовь к нему. Вот и вся диалектика...

http://bogoslov.ru/article/523059

Выходит, у нас очень мало шансов на гармонию в семье? «Венцы царские, венцы мученические…» На венчании окончание этой фразы улетело, конечно, мимо ушей. Как соблазнительно думается об этой нашей разности сейчас, когда депрессия давит душу и тело… Сил на самом деле нет. Ни на что, ни на кого. И тут она, сидящая в кресле, с ухмылкой подкидывает  мыслишки: «Может,  надо было устраивать жизнь как-то по-другому? Может, мы вообще  не подходим друг для друга?» Вспомнилось, как, начитавшись духовных книг, мечтала о монастырской жизни. Это со всеми бывает, понятно, — такая красота! Мне нравился один молодой человек, но я никак не могла понять, что же мое — замужество или монашество?  Измучила батюшку своими вопросами, постилась до изнеможения. А он улыбался: «Ты же всегда хотела быть многодетной мамашей! Мы еще погуляем на твоей свадьбе!» Но по ночам мне снился монашеский остров. Собралась и уехала трудничать  на остров Коневец посреди Ладоги. Там нас, таких мечтателей, набралась большая компания. Мы весело пропалывали морковку под дождем, реставрировали старые монастырские стены, перебирали в сыром подвале картошку, чистили рыбу к празднику, перемывали бесконечную  посуду. Вечерами читали правило в прибрежной  часовне святителя Николая, куда ветер с озера доносил запахи рыбы и машинного масла. У причала волны плескали в борт катера, на котором мы приехали. После обеда в воскресенье с большой земли приходил теплоход с паломниками и тетенька-экскурсовод говорила, указывая на нас: «А это монастырские послушники трудятся». Мы переглядывались и хохотали — послушниками мы не были.  Уставали ужасно, очень хотелось есть и спать. Через три  недели некнижной монастырской жизни пыл поугас заметно. Там был такой задумчивый юноша с мехмата, Андрей. Он всегда первым здоровался при встрече, слегка наклоняя голову. И с каким-то невероятным изяществом таскал тяжеленные камни для будущей отмостки скитского храма, как будто всю жизнь этим занимался. А я рядом перетирала глыбы сырого песка через панцирную сетку старой кровати. В мелкий  песочек, чтобы можно было добавлять в раствор, который месили наши юноши.  Подумалось тогда почему-то: вся наша жизнь – перетирать глыбы дней в песочек, в поисках  золотых крупинок… На мои расспросы о приходе в Церковь (естественно, как одному неофиту не спросить об этом другого?) отмалчивался и тихо улыбался..

http://pravmir.ru/anna-makarij-dmitrij-p...

Главные достопримечательности собора – фрески на галерее, а также самая большая в России трехметровая икона Спаса. Фрески написаны в 1680-м ярославцами. Особой популярностью пользуется фреска с изображением строительства Вавилонской башни, на которой строительные механизмы 17-го столетия показаны с дотошной точностью. На всех иллюстрациях башня выглядит выгнутой по дуге, от чего впечатление от фрески только усиливается. Когда видишь эту фреску воочию, впечатление несколько смазывается, поскольку на самом деле башня нарисована прямой, но – на выгнутом своде. Если смотреть сбоку, да еще и фотографировать, эффект выгнутости усиливается, но, если глядеть фронтально, картинка кажется более скучной. Икона Спаса находится слева, как заходишь в сам храм. Она производит сильное впечатление. Если бы это была икона на другой, более “дробный” и богатый фигурами сюжет, она бы впечатляла меньше. А так – громадная, темная от времени доска, слегка прикрытая окладом, на которой – только одна фигура. Мощно. Говорят, что икона написана еще в конце 15-го столетия, и принадлежала кисти преподобного Дионисия Глушицкого. Этот один из лучших наших живописцев никогда не покидал глухих мест Вологодчины, и про него говорили, что “не от Синая воссиял этот светоч”, а от северных пустыней и болот. Огромные размеры иконы объясняются тем, что в деревянном, прежнем храме она, видимо, служила “небом”. По материалам сайта http://archeologia.narod.ru В ансамбль Воскресенского собора (1652—1675 годы) входят: шатровая колокольня (2-я половина XVII века), Святые врата (последняя четверть XVII века), ограда ( середина XIX века), надпрестольный столп-памятник ( XIX века), сторожка (1910 год). Колокольня и Святые врата находятся с южной стороны храма — они были ориентированы на главную улицу Борисоглебской слободы. По той же причине южный фасад является самым нарядным, он богаче других украшен гирляндами вертикальных каменных бус, наличники окон четверика помимо кокошников — звездчатыми завершениями, оконные проемы галереи — висячими гирьками. В наружном декоре храма использованы терракотовые и муравленые изразцы. Шатровая, отдельно стоящая колокольня, до конца XIX века имела не только древние колокола, но и большие башенные часы с боем. В старые времена борисоглебцы проходили на территорию собора через трехъярусные Святые врата и поднимались в летний храм по южному крыльцу. В оформлении врат сохранились ярославские полихромные изразцы.

http://sobory.ru/article/?object=00221

Далее – вперед на поезд в Астраханскую область в Вельский район восстанавливать храм 1895 года. Работали очень весело, «народ» был «крутой». Потом – в Москву, домой. Через некоторое врем – к бабушке (другой). И после этого  - в Турцию, где я был на экскурсии в древний Эфес. Было здорово! Маша Заволока 7 класс Где я был, что видел? В этом году я побывала в двух для себя новых местах Первое место было в Европе. Это была деловая поездка. Страна – самая красивая – Чехия. А город – Прага. Конечно интересно посмотреть на город, который сохранил очень много памятников Средневековья. Все дороги аккуратно выложены камнем. И в главном памятнике я, конечно, была.  Еще я была в Кельнском соборе, строившемся почти 800 лет. Он гигантский и великолепный. И образ мира в его архитектуре ощущался.  Большое круглое окно- роза готическая, снаружи вроде обыкновенная, но внутри – это оказался самый настоящий витраж. Основа собора – романская базилика. На потолке выделялись ребра неврюр… И много колонн. Мне очень понравилось. Вторым моим новым метом был Херсонес. У него очень много знаменитостей. И колокол, и старые фундаменты домов… Но я расскажу о Владимирском соборе, в котором крестился князь Владимир. Он огромен. Чуть-чуть похож на мечеть. Но на самом деле это просто тип  византийского купола. Внутри два этажа, главный храм на втором этаже, там идут службы, а на первом, что-то типа часовни, там отпевают, ставят свечи за умерших, и ведут панихиды.. Больше, к сожалении., я не успела разглядеть собор. Экскурсия торопилась. Мы отдыхали с родителями в поселке Орджаникидзе, стоящем среди высоких гор. С берега моря можно было увидеть потухший вулкан  Карадан. И это всё! Мое лето кончилось и я пошла в школу. Жаравина Лиза, 8 класс Импрессионизм на лазурном берегу В летние каникулы 2011 я путешествовала по Южной Франции. Этот край часто именуется Лазурным берегом. Лазурный берег всегда привлекал художников. Вдохновение им дарила природа Южной Франции, особенно живописцев привлекал здешний солнечный свет, делающий небо почти прозрачным, краски ярче. Импрессионисты были очарованы этим светом. Огюст Ренуар даже будучи тяжело больным, вдохновенно писал средиземноморские пейзажи. 

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/334...

Русское паломничество: тогда и сейчас - Вы работаете и с историческими источниками о русском паломничестве, и с сегодняшними паломниками. Чем отличаются паломники начала XX века от нас? - Тем, чем Россия начала XX столетия отличается от нынешней. Впрочем, архимандрит Антонин (Капустин), известнейший начальник Русской миссии, и тогда восклицал: «О, Русь! Спрятать бы тебя в далекий чулан и никому не показывать!» Но, несмотря на эксцессы, подробно описанные у архимандрита Антонина, паломники были в основном глубоко верующие, воцерковленные люди. Они знали, что такое Преображение и что такое Вознесение, им было важно помолиться там, где это произошло. И потом они всю оставшуюся жизнь вспоминали в своей деревенской церкви Фавор и Елеон. - Да... В.Н. Хитрово писал: «В старые годы посещение Святой Земли составляло удел немногих, которые к нему приготовлялись годами и, вернувшись обратно, считая, что совершили всё земное, приготовлялись к переходу в Иерусалим небесный»! - А самое замечательное - преставиться на Святой Земле. Немало, кстати, паломников на Святой Земле умирало. Мой знакомый археолог копает более-менее современные пласты в греческом монастыре святого Онуфрия на стыке Кедрона и Геенны Огненной. Он принес мне помянник захороненной там паломницы начала века. Также в Иерусалиме на склонах Елеонской горы сохранилось христианское паломническое кладбище первых веков (сейчас оно принадлежит русскому Гефсиманскому монастырю). Интересно, что в еврейской традиции оно называется «гробницами пророков». Нынешнее паломничество из России очень похоже на паломничество времен императора Константина, когда недавние язычники стали христианами и шли узнать о своей вере на места евангельских событий. Паломничество было важным катехизическим делом. Так и сейчас. При этом нынешние паломники отличаются от туристов. И когда в храме Гроба Господня ты встречаешь две группы из России, паломническую и туристическую, то порой создается впечатление, что это два разных народа. А на самом деле одни - еще неверующий русский народ, а другие - уже воцерковленный. Ты понимаешь, как христианство влияет на человека и преображает его.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Спустя почти 400 лет, начиная с 1650-х годов, эта изоляция привела к расколу внутри Русской Православной Церкви и появлению зачастую апокалиптически мыслящих старообрядцев. Они хотели служить по старым книгам и сохранять старые обряды, считая себя Истинной Церковью. Приверженцы старых обрядов, часто возглавляемые купцами, стремились к изоляции и не хотели ничего знать о других православных, составлявших большинство. Несмотря на эту крайность и на предателей бояр, которые подпали под влияние поляков и итальянцев, проникавшее с самого запада нынешней Украины, которую поляки заставили принять Католицизм, Московское царство стало империей. 4. Российская империя: 1682-1917 годы. Хотя Россия официально была провозглашена империей лишь в 1721 году, на самом деле новая эпоха началась в 1682 году с правления Петра I. Человек, который очень много сделал для мирского могущества и величия России, также причинил немало вреда Церкви, упразднив Патриаршество, подчинив Церковь обер-прокурору Святейшего Синода чисто в протестантском стиле и в целом способствовав западному влиянию в стране. Период империи привел к значительному расширению Руси на запад с присоединением части преимущественно еврейской восточной Польши и всей Финляндии, расширению на восток до Тихоокеанского побережья и на мусульманский юг. Отсюда появилась необходимость изменить название страны с «Руси» на «Россию» для включения всех народов, не являющихся восточными славянами. Всеми этими народами управляла централизованная администрация в Санкт-Петербурге, что вызывало среди них несогласие. Конец этого периода ознаменовался стремительной индустриализацией, превратившей Россию в пятую по величине экономику в мире и находившуюся на пути к тому, чтобы стать первой к 1950 г. Ближе к концу этого периода, видя ужасающий моральный упадок и гедонизм среди представителей высшего класса в столице Санкт-Петербурге, последний российский император св. Николай II (1894-1917) с ностальгией вспоминал именно доимперскую Русь и особенно отца Петра I, царя Алексея Михайловича (1645-1676). Николай II назвал своего единственного сына Алексеем в честь Алексея Михайловича, примирил некоторых старообрядцев с официальной Церковью, пытался возродить Патриаршество на Руси, строил храмы в неорусском стиле той прошлой эпохи и реформировал церковное пение и иконографию, приводя их в соответствие с древними традициями.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/30/ot...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010