Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАССАНДРИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Κασσανδρεας], епархия Элладской Православной Церкви, охватывает зап. часть п-ова Халкидики. Кафедра находится в г. Полийирос, митрополичий собор свт. Николая Чудотворца построен в 1836 г., ранее здесь стоял храм сщмч. Харалампия, сожженный турками в 1821 г. Предполагают, что на месте Полийироса находилась античная Аполлония (3-й город с этим названием на п-ове Халкидики помимо Аполлонии близ оз. Волви и Аполлонии на п-ове Айон-Орос (Афон)). В визант. период (ранее 1097) здесь было основано подворье Иверского монастыря , а во время османского господства Полийирос был главным из 15 селений, входивших во владения валиде-султан (матери султана) и поэтому пользовавшихся рядом привилегий. Полийирос дважды был разрушен турками - во время освободительных восстаний под рук. Э. Паппаса (1821) и Цамиса Каратасоса (1845). Мон-рь прп. Арсения Каппадокийского близ с. Ватопеди. 1986 г. Мон-рь прп. Арсения Каппадокийского близ с. Ватопеди. 1986 г. Название митрополии происходит от г. Кассандрия (ныне Неа-Потидея), основанного в 316 г. до Р. Х. македон. царем Кассандром на месте разрушенной в 348 г. до Р. Х. Филиппом II античной Потидеи на перешейке п-ова Паллена (ныне Касандра). В 169 г. до Р. Х., вскоре после битвы при Пидне (168 г. до Р. Х.), город был завоеван римлянами. По преданию, на п-ове Халкидики проповедовал ап. Павел по пути из Филипп в Фессалонику. Согласно местной традиции, название св. источника ап. Павла в Неа-Фокея связано с этим событием. В позднеримский период в Кассандрии существовала епископская кафедра. В 449 г. Кассандрийский еп. Ермоген участвовал во Вселенском IV Соборе в Эфесе (ACO II. Vol. 3(1). P. 55). Город был разрушен гуннами в 539/40 г. В 552 г. имп. Юстиниан I для обеспечения безопасности Кассандрии соорудил крепостные стены ( Procop. De aedificiis. IV 3, 21-25). Недавние археологические исследования показали, что стены имели 21 башню, а их длина составляла 1200 м.

http://pravenc.ru/text/1681237.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОДРАТ КАРАКАЛЬСКИЙ [греч. Κοδρτος Καρακαλληνς] (в миру Кириак Вамвакас) (1859 - 31.01.1940), игум. мон-ря Каракал на Афоне, старец. Происходил из Вурлы в М. Азии. Его отец продавал древесину, среди покупателей были корабельщики, занимавшиеся поставками в афонские мон-ри. От них Кириак услышал рассказы о Св. Горе, и с детства у него возникла мечта посетить это место. В 1879 г. Кириак тайком оставил родительский дом и отправился на Афон. Сначала он поселился в Неа-Скити (Новом Скиту Рождества Пресв. Богородицы), а затем - в Каракале, где принял монашеский постриг с именем Кодрат в 1882 г. Он выполнял различные послушания, в т. ч. на монастырском подворье на п-ове Касандра, затем стал келарем и игуменом Каракала (с 1914). Уже заняв этот пост, он продолжал трудиться вместе с остальной братией (напр., участвовал в разгрузке пшеницы на пристани, засолке сардин и др.). К. К. отличался аскетизмом, в монастырской жизни обращал особое внимание на такие добродетели, как молчальничество, умеренность в пище, нестяжательство. Он следил за неукоснительным соблюдением правил общежительного мон-ря. При нем Каракал выделялся среди др. афонских мон-рей «по строгости и суровости уклада и вообще жизнью духовной» ( Херувим (Карамбелас). 2000. С. 489-490). Это вызвало недовольство некоторых иноков из старшей братии, и они объявили К. К. о лишении его игуменского сана. Тот беспрекословно подчинился и ушел жить в кафизму прор. Илии. Но через 2 месяца новый игумен упал с мула, получил тяжелые травмы и умер. После этого братия раскаялась и снова призвала К. К. на игуменство. У К. К. было редкое сочетание адм. и пастырских способностей, проявившихся как в управлении монастырем, так и в духовном руководстве монахами. Оберегая мон-рь, он умело поддерживал отношения и с тур. властями, и с франц. десантом, высадившимся на Афоне в ходе первой мировой войны. К. К. был известным духовным наставником и имел дар прозорливости, на исповедь к нему приходили насельники др. афонских мон-рей и миряне. На Афоне бытовала пословица: «Кто побывал на Святой Горе и не взошел на вершину Афона, и не видел отца Кодрата, тот ничего не видел» (Там же. С. 465). 1 янв. 1940 г. К. К. добровольно сложил с себя игуменские обязанности из-за болезни и старости. Лит.: Γαβριλ Διονυσιτης, ρχιμ. Λαυσαïκν το Αγου Ορους. Βλος, 1953, 20043. Σ. 199-201; Херувим (Карамбелас), архим. Современные старцы Горы Афон/Братство прп. Германа Аляскинского. Платина (Калифорния); М., 2000. С. 463-510; idem ( Χερουβεμ, ρχιμ. ). Κοδρτος Καρακαλληνς. Ωρωπς (Αττικς), 20089. (Σγχρονες Αγιορετικες μορφς; 8); Μωυσς Αγιορετης, μον. Μγα Γεροντικ ναρτων Αγιορειτν το Εκοστο ανος. Θεσσαλονκη, 2011. Τ. 1. Σ. 337-341. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1841664.html

Под рук. И. в библиотеке обители были собраны богатые рукописные и книжные фонды. Открыты иконописная школа, 1-я на Афоне типография, литографическая и фотографическая мастерские. Сооружены различные хозяйственные корпуса, цеха, мастерские. Территория мон-ря увеличилась более чем в 2 раза, а братия, трудясь на различных послушаниях, во многом стала обеспечивать себя предметами первой необходимости. Попечением И. в Старом Русике была возобновлена монашеская жизнь, построен братский корпус с 3 малыми храмами (1871, 1872, 1878), кладбищенская ц. в честь Почаевской иконы Божией Матери (1883), начато строительство Пантелеимоновского собора вместо несохранившегося древнего. Возрожден, засажен виноградниками и садами монастырский метох Крумица, где были выстроены помещения для братии и различных служб, храм во имя прп. Платона Студийского и мц. Татианы (кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в.), храм в честь Казанской иконы Божией Матери (1880, освящен в 1882), кладбищенский храм в честь икон Божией Матери Иерусалимской и Смоленской (1886), на землях метоха восстановлены и построены 5 пустынных келлий. За пределами Афона, на близлежащих территориях, возрождены метохи каламарийский (близ Фессалоники), касандрийский (на п-ове Касандра) и сикийский (на п-ове (Ситония (Сикья)), вместе с Крумицей снабжавшие мон-рь продуктами питания. Под рук. И. рус. братией Пантелеимонова монастыря в Сухумском отделе Закавказского края был основан Новоафонский во имя святого апостола Симона Кананита мужской монастырь (1875). На подворьях в К-поле и Одессе (учреждены в 70-80-х гг. XIX в.) получали бесплатный приют паломники. Также были открыты хозяйственные подворья в Таганроге и Ростове-на-Дону. Письмо иеросхим. Иеронима (Соломенцова) схим. Венедикту (Кекел. Q-151 а. Л. 1, 2 об.) Письмо иеросхим. Иеронима (Соломенцова) схим. Венедикту (Кекел. Q-151 а. Л. 1, 2 об.) В Москве была поставлена часовня во имя вмч. Пантелеимона, сначала при московском в честь Богоявления мужском монастыре (1873), затем в отдельном 5-этажном здании (с 1883) на Никольской ул.; устроено подворье (1879) с приютом для увечных воинов - участников русско-тур.

http://pravenc.ru/text/293706.html

Пустынь Новая Фиваида. Фотография. 2009 г. Пустынь Новая Фиваида. Фотография. 2009 г. Продолжилось восстановление Ст. Русика, где были сооружены параклис во имя великомучениц Варвары, Екатерины, Александры, Параскевы и др. мучениц (освящен в 1878 бывш. Пентапольским митр. Нилом); на кладбище рядом с усыпальницей - храм в честь Почаевской иконы Божией Матери (освящен в 1883 бывшим Пентапольским митр. Нилом). В 80-х гг. XIX в. были значительно расширены постройки монастырских метохов (имений) каламарийского (близ Фессалоники) и касандрийского (на п-ове Касандра), снабжавших обитель продуктами питания. На подворье Пантелеимонова монастыря в К-поле в 1879 г. освящен храм во имя вмч. Пантелеимона; основано подворье в Одессе. Оба подворья оказывали помощь паломникам по св. местам православного Востока. Активно развивалась книгоиздательская и просветительная деятельность подворья Пантелеимонова мон-ря в Москве, была выстроена новая часовня во имя вмч. Пантелеимона (освящена в 1883 Можайским еп. Мисаилом (Крыловым)), в 1879 г. за Пантелеимоновым мон-рем официально утвержден под подворье дом с земельным участком и постройками на нем на ул. Б. Полянка. Новоафонский во имя святого апостола Симона Кананита монастырь , в 1875 г. основанный Пантелеимоновой обителью, в 1879 г. был официально утвержден как «отрасль» своей обители-матери; начались его интенсивное строительство, культурная разработка земельных владений и организация внутренней жизни в соответствии с афонской традицией. Открытие школы для абхаз. мальчиков, действовавшей при мон-ре с 1876 г. наряду с другими видами просветительной и культурной деятельности способствовало христианскому просвещению Абхазии. 2 марта 1885 г. «Высочайше утверждена» передача Новоафонскому монастырю храма в честь Успения Пресв. Богородицы в Пицунде с большим земельным наделом, при церкви открыт Пицундский скит. В С.-Петербурге основано подворье Новоафонского мон-ря с храмом, главный престол которого - в честь Иверской иконы Божией Матери - освящен в 1888 г. митр. С.-Петербургским Исидором (Никольским) в сослужении еп. Ладожского Митрофана (Невского), новоафонского иеросхим. Иерона (Носова; с 1889 схиархимандрит) и др.

http://pravenc.ru/text/2561400.html

Симеон реконструировал собор, построил кельи, укрепил стены и сделал значительные вклады: 5 икон, утварь, серебряные подсвечники, подаренные ему протом и собором игуменов, и книги (в 1089 б-ка насчитывала 136 богослужебных книг, в т. ч. Евангелие, подаренное Алексеем I). Кроме того, этот деятельный игумен насадил виноградник, попытался возвратить мон-рю обитель Фалакру (отобранную протом ок. 1070) и получил вместо нее Моноксилит (утрачен до 1141), вернул обитель Илариона Макрогена. Он приобрел владения на п-ове Касандра, дома в Фессалонике. Вместо обители Кекавменон, отданной брату императора Исааку Комнину, Симеон получил земельные владения в местности Аврамитон (τν Αβραμιτν) в Стомионе на п-ове Халкидики ( Παπαχρυσνθου. 1997. Σ. 49). Алексей I там же выделил Симеону еще один участок земли. Из-за утраты монастырского архива имена игуменов К. п. м. XII-XIII вв. известны только по подписям на актах др. мон-рей; иные сведения об истории К. п. м. не сохранились. Однако в 1300 г. игумен К. п. м. нашел часть архива, который считали погибшим после нападения на мон-рь итальянцев (Ibid. Σ. 50-51). Видимо, из-за угрозы таких нападений эти документы были отданы на хранение в более надежные места: напр., акт 1089 г. находился в ризнице ц. Св. Софии в Фессалонике. С нач. XIV в. К. п. м. стал именоваться императорским мон-рем (Actes de Xénophon. 1986. N 3). В это время при переписи собственности афонских мон-рей вместо владений на Касандре К. п. м. были предоставлены участки на Ситонии. Мон-рь достиг расцвета благодаря активной деятельности игум. Варлаама в 1312-1325 гг. Он приобрел новые владения (обители Мацука и ап. Филиппа на Афоне, подворье св. Георгия в Иериссе (ныне Иерисос) и поле рядом с ним, маленький монастырь Пресв. Богородицы в Фессалонике рядом с Римскими воротами, подворье близ с. Заварникия, около оз. Волви, получил в аренду участок в Эрмилии). Игум. Варлаам смог переменить враждебное отношение к мон-рю прота Исаака на дружественное. В 1322 г. этот прот выступил посредником в вопросе о предоставлении мон-рю имп. Андроником II Палеологом хрисовула, подтверждавшего владения мон-ря. Незадолго до 1338 г. насельники К. п. м. купили землю в Фускуле на п-ове Халкидики и приобрели новые владения в Иериссе. Протостратор Феодор Синадин подарил мон-рю владения близ Эзовы (между 1322 и 1338), а серб. царь Стефан Душан - землю в Мириофитоне (до 1352).

http://pravenc.ru/text/2462145.html

Вскоре после основания К. п. м. приобрел на п-ове Айон-Орос обители прор. Даниила и Кадзари, виноградник в Карее, мельницу (местонахождение к-рой неизв.), в 50-х гг. XI в.- обитель Фалакру. Мон-рь имел неск. владений на п-ове Ситония (в т. ч. подаренный имп. Василием II Болгаробойцей монастырь Иеромнимон (τν Ιερομνμων)) и на п-ове Касандра, подворье в Каламарии, пожертвованное хартофилаксом Синадином, и дома в Фессалонике (Ibid. Σ. 37-38). В источниках упоминаются игумены К. п. м. Дионисий (ок. 1040), Григорий (1047), Герасим (между 1051 и 1056), Феодор (1059 и 1071), Николай (1076). Дионисий был вынужден протом и собранием игуменов передать Дохиару одну местность, к-рая находилась в пределах монастырских владений (Actes de Xénophon. 1986. N 1). Близкое соседство 2 мон-рей на протяжении столетий вызывало споры из-за пограничных территорий. Герасим в миру занимал высокую придворную должность куропалата, а впоследствии стал протом. При этом он продолжал заботиться о К. п. м.: разбил виноградник на территории, принадлежавшей обители Фалакру, построил рядом башню и передал эту местность во владение монастырю (Ibidem). В 1078 г. на Афон прибыл великий друнгарий Стефан (в монашестве Симеон). Он решил отремонтировать пришедший в упадок К. п. м. и за это право заплатил проту Павлу большую сумму - 36 литр золота. В том же году Симеон был призван полководцем Алексеем Комнином (впосл. имп. Алексей I Комнин ) для ведения переговоров с Василакисом, сподвижником одного из претендентов на престол Никифора Вриенния, который провозгласил себя императором и укрылся в Фессалонике. Чтобы заставить Василакиса сдаться, Алексей Комнин пригласил для посредничества Симеона и впосл. неоднократно оказывал ему знаки уважения ( Παπαχρυσνθου. 1997. Σ. 43-44). Акт прота Павла. 1089 г. Акт прота Павла. 1089 г. В 1080 г. Симеон и 3 его ученика были изгнаны со Св. Горы по решению прота и др. игуменов (по афонским правилам в число братии запрещалось принимать евнухов и безбородых юношей). В 1089 г. по распоряжению имп. Алексея святогорцы были вынуждены принять обратно Симеона с учениками. Важнейшим из документов ксенофонтского архива является акт прота Павла (1089) о передаче К. п. м. 2-му ктитору, Симеону (Actes de Xénophon. 1986. N 1). Из этого документа следует, что в тот момент в мон-ре подвизались 55 иноков и он был огорожен крепостной стеной.

http://pravenc.ru/text/2462145.html

В Х в. упоминание о г. Кассандрия снова появляется в источниках (гл. обр. в актах афонских монастырей). Кассандрийская епископия, подчиненная Фессалоникийскому митрополиту, регулярно упоминается в визант. и поствизант. период. На ее территории находилось значительное число владений афонских монастырей, жизнь епархии была тесно связана со Св. Горой. Во время каталонской кампании Кассандрия была захвачена; здесь располагалась военная база каталонцев в 1307/08 г. Имп. Иоанн VII Палеолог воздвиг новые стены на месте древних (ранее 1407) для защиты полуострова. Город был взят турками, видимо, ок. 1430 г. Позднее Кассандрия не упоминается в источниках; возникший в ее окрестностях городок Пинакас был разрушен в 1821 г. во время греч. национально-освободительной революции. Базилика свт. Афанасия в Торони. V в. Базилика свт. Афанасия в Торони. V в. В поствизантийский период кафедра епархии (с 1607 архиепископия, с 1855 митрополия) была перенесена в центральную часть п-ова Кассандра - в Валту (в 1956 переименована в Касандру, ныне Касандрия). С XVI в. Валта являлась крупным торговым центром, где находились франц. (с 1725) и голл. (с 1745) проконсульства. В 1859 г. здесь был возведен кафедральный собор Рождества Пресв. Богородицы. В 1870 г. митрополичья кафедра была перенесена в Полийирос. В 1949 г. в епархии насчитывалось 90 церквей, в 1965 г.- 72 приходских храма и 168 парекклисионов, в 2013 г.- 78 приходских храмов (Δπτυχα. 2013. Σ. 611). Действуют 3 муж. мон-ря: Успения Пресв. Богородицы в г. Полийирос (основан в 1963), прп. Арсения Каппадокийского близ с. Ватопеди (основан в 1986), прав. Иоанна Русского близ с. Пефкохори (основан в 1989) - и 4 женских: Иоанна Богослова апостола мон-рь близ Суроти , св. Иоанна Предтечи близ с. Метаморфоси (основан в 1976), первомч. Стефана в Перее (подворье мон-ря Кастамонит , основан в 1945, возрожден в 1999), Благовещения Пресв. Богородицы в Ормилии мон-рь (подворье афонского мон-ря Симонопетра , с 1974 заселен жен. монашеской общиной). В 1986 г. было восстановлено подворье Партенонос Григория преподобного мон-ря близ Неос-Мармарас на п-ове Ситония (основанное в 1863). На территории епархии также расположен Анастасии святой Узорешительницы муж. ставропигиальный монастырь , подчиненный К-польскому Патриархату.

http://pravenc.ru/text/1681237.html

В 1725 г. В. Г. Григорович-Барский писал, что прежде К. п. м. был серб. мон-рем, «ныне же с греки смесишася», а службы ведутся на болг. и греч. языках ( Григорович-Барский. 1885. Т. 1. С. 247). По словам путешественника, монастырь был так же «убог», как и соседний Пантелеимонов, но имел «своя кораблеця и мрежа» (Там же). Во время посещения К. п. м. в 1744 г. Григорович-Барский снова отмечает его оскудение, упоминает о большом долге и о том, что иноки «от нужды разбегошася», кроме 3-4 чел. ( Он же. 1887. С. 292). Ок. 1776 г. за долги у мон-ря была отобрана драгоценная утварь и 5775 пиастров. Незадолго до 1784 г. долг достиг 25 тыс. пиастров. К. п. м. был одним из афонских мон-рей, к-рый после долгого периода особножительства перешел на общежительный устав (1784). Первым игуменом после этого преобразования был избран иером. Паисий Кавсокаливит, к-рый уговорил богатого к-польского торговца Д. Сканависа помочь мон-рю с уплатой долгов. Игум. Паисий при помощи ризничего Констанция и архим. Захарии отремонтировал мон-рь и расширил его территорию в сев.-зап. направлении. Игум. Паисий сделал мон-ри Преображения Господня и св. Иоанна Предтечи на о-ве Скопелос подворьями К. п. м. Он также обогатил монастырскую б-ку своей коллекцией книг и передал К. п. м. мощи, большая часть которых была подарена ему Александром Маврокордатом, сыном господаря Николае Маврокордата. Когда в 1803 г. Пантелеимонов мон-рь тоже был преобразован в общежительный, его игуменом был избран иером. Савва из ксенофонтского скита Благовещения Пресв. Богородицы. Др. ксенофонтский постриженик, иером. Кирилл, в 1809 г. возглавил мон-рь прп. Дионисия, к-рый в 1805 г. стал киновией. В османском документе 1815 г. упомянуты подворья К. п. м. в Каламарии и на п-ове Касандра, близ совр. городка Касандрия, владения на п-ове Ситония (чифтлик и виноградник в Айос-Николаос и расположенное недалеко от них пастбище, зимнее пастбище в Сикье, 2 виноградника в Никити и еще один - к северу от этой деревни, а также церковь в Метангици), рыбные садки в Комице, рядом со Св. Горой, зимнее пастбище и подворье с башней в окрестностях Иерисоса, земельный участок и виноградник в Извороне (ныне Стратоники) на п-ове Халкидики, владения на Лемносе ( Chryssochoïdis. 1999. Р. 31).

http://pravenc.ru/text/2462145.html

Никодима Святогорца, написанная в 1958 г. (Преподобный Никодим Святогорец: Житие и труды. М., 2005). Др. известный насельник Д. м.- Иосиф Дионисиатский, совр. писатель и агиограф. На рус. язык переведена его книга об игум. Д. м. Харалампии, духовным чадом к-рого был мон. Иосиф (Наставник молитвы Иисусовой: Жизнеописание Старца Харалампия Дионисиатского/Пер. с греч. братии пустыни Новая Фиваида Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. М., 2005). Подворья Д. м. в разные периоды истории владел многочисленными подворьями (47), расположенными большей частью за пределами Св. Горы, в основном на п-ове Халкидики. Подворья не только служили аграрными угодьями, но и являлись духовными и культурными центрами. Моноксилит - единственное подворье Д. м., расположенное на Св. Горе между пределами Хиландара и рус. подворьем Хрумица. Название восходит к местному подвижнику, использовавшему для общения с внешним миром лодку из цельной сосны (моноксил, т. е. однодревку). В документах упоминается мон-рь Моноксилит, к-рый пришел в запустение и был приписан к Великой Лавре, а затем, не позднее нач. XVII в., к Д. м. На подворье возделывались виноградники и производилось вино. Сюда направляли молодых послушников, пока у них не отрастет борода. Подворье сильно пострадало от наводнения 1911 г., землетрясения 1933 г. и пожаров 1922, 1927, 1937 и 1938 гг. Имеет храмы во имя свт. Василия Великого (центральный), при к-ром есть кельи, винные погреба и скрипторий, во имя вмч. Артемия и свт. Николая Чудотворца, в честь Рождества Пресв. Богородицы на пристани и во имя св. Бессребреников в винограднике. Наиболее значимые подворья за пределами Афона: Касандра (п-ов Касандра, земля пожалована имп. Иоанном VIII Палеологом в 1407), Мариана (близ совр. Полийироса), Метангици (п-ов Халкидики), Орфани (близ совр. г. Элефтеруполи) с визант. времени, подворья на островах Закинф, Тасос и Лесбос, в Кидонии (совр. Айвалык, Турция), в г. Филиппополь (совр. Пловдив, Болгария), Хотэрани (совр. Румыния). Все подворья пережили 2 тяжелых события: секуляризацию внешних монастырских владений в 1568 г.

http://pravenc.ru/text/178494.html

Попечением о. Иеронима был полностью выплачен монастырский долг в 800 тыс. пиастров (100 тыс. р.), восстановлены существовавшие монастырские постройки, возобновлены и снабжены всей необходимой церковной утварью храмы и параклисы, завершено строительство и отделка мн. сооружений, расписан и снабжен иконостасом Пантелеимоновский собор, построены новые соборные храмы во имя свт. Митрофана Воронежского и Покрова Пресв. Богородицы, придельный Покровскому Александро-Невский храм, Покровский братский корпус, корпуса вост. части мон-ря и ряд параклисов в них, помещения для хозяйственных служб и мастерских, расширена и расписана трапезная. Начали действовать типография, литографическая мастерская, иконописная школа, позднее - фотомастерская. В Ст. Русике был построен большой братский корпус с 3 параклисами, заложен новый собор во имя вмч. Пантелеимона. Были восстановлены все хозяйственные постройки на земельных владениях Пантелеимонова мон-ря: метохи Хрумица (Крумица), каламарийский (близ Салоник, ныне Каламария - городской район), сикийский (на п-ове Сики, ныне Ситония), касандрийский (на п-ове Касандра). Полностью возобновлены принадлежавшие мон-рю келлии с их параклисами и сооружены новые, в т. ч. и на Крумице (всего 19 келлий). За годы жизни о. Иеронима Русский мон-рь построил и восстановил ок. 60 принадлежавших ему храмов. Было отреставрировано здание б-ки, к-рая пополнилась новыми приобретениями. Трудами библиотекарей о. Азарии (Попцова) и в особенности о. Матфея (Ольшанского) (названного в некрологе А. А. Дмитриевского «русским самородком на Св. Горе Афон») монастырская б-ка во 2-й пол. XIX - нач. XX в. превратилась в одно из крупнейших книжных собраний на Афоне. ‹…›С целью пополнения фонда поддерживались регулярные связи с крупнейшими книготорговцами-антикварами Европы. ‹…› В 1910 г. для б-ки и музея было построено (впервые на Афоне) отдельное двухэтажное здание (См. игум. Петр (Пиголь). Русские иноки на Афоне в XVIII - начале XX вв. Православная энциклопедия. М. 2002. Т. 4. С. 103-149.

http://bogoslov.ru/article/2343352

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010