Череховская («Опыт соработничества Церкви и вуза, на примере проекта Центра православных медиа РГСУ»); руководитель отдела Новгородской епархии по делам молодежи, настоятель храма Сретения Господня при Новгородском государственном университете иерей Евгений Зайцев («Церковь и университет: соработничество на ниве духовно-нравственного просвещения»); заместитель руководителя отдела Петрозаводской епархии по делам молодежи А.А. Тихонов («Как начать и развивать сотрудничество с учебными заведениями. Практические аспекты»); руководитель отдела по делам молодежи Кемеровской епархии протоиерей Сергий Семиков («Организация нравственно-просветительской деятельности со студенчеством на примере Кузбасской межвузовской ассоциации " София " »); заместитель начальника по социальной работе со студентами, руководитель Центра инклюзивного образования ПСТГУ Н.М. Пиминова («Создание добровольческого отряда в университете»); помощник исполнительного директора ассоциации «Покров» иерей Олег Байда («Опыт работы со студентами Санкт-Петербурга в межвузовской ассоциации " Покров " »). Круглый стол «Взаимодействие государства и Церкви в деле духовно-нравственного просвещения молодежи» прошел в Московском педагогическом государственном университете под руководством председателя отдела Санкт-Петербургской епархии по делам молодежи протоиерея Константина Головатского. С докладами выступили: протоиерей Константин Головатский («Взаимодействие государства и Церкви в деле духовно-нравственного просвещения молодежи на примере епархий Северо-Западного федерального округа»); председатель Комитета по делам молодежи Тверской области В.В. Степанов («Взаимодействие государства и Церкви с молодежными общественными организациями в деле духовно-нравственного просвещения молодежи на примере Координационного центра в Центральном федеральном округе Синодального отдела по делам молодежи»); руководитель отдела Екатеринодарской епархии по делам молодежи протоиерей Димитрий Руднев («Взаимодействие государства и Церкви в деле духовно-нравственного просвещения молодежи на примере Екатеринодарского епархиального отдела по делам молодежи»); руководитель отдела Городецкой епархии по делам молодежи Г.А.

http://patriarchia.ru/db/text/5364316.ht...

Это было учтено при выработке нормального Устава приходских братств трезвости Петербургской Консисторией. В марте 1910 года митрополит Антоний утвердил его, что облегчило создание собственных уставов вновь возникших организаций. В этом документе и, особенно в разъяснениях к его параграфам, учтен опыт уже действующих антиалкогольных организаций. Духовные власти Санкт-Петербурга старались максимально упростить процесс оформления общества трезвости. Они рекомендовали, чтобы антиалкогольные организации при церквах принимали нормальный устав братств трезвости, о котором речь шла выше. По определению епархиального начальства от 8-12 октября 1910 года разрешено священнослужителям Санкт-Петербургской епархии, желающим учредить в своем приходе общество трезвости на основании нормального Устава, открывать их не испрашивая на это особого разрешения. В нормальном Уставе зафиксировано, что цель приходских братств — «содействовать прихожанам исполнить заповедь Спасителя о том, чтобы сердца не отягощались пьянством (Лук. 21:34)». При организации антиалкогольных обществ при храмах было важно, что православный «будет трезвиться как христианин, а не просто благоразумный человек». Желая открыть братство, священник за многолюдным богослужением в воскресный или праздничный день произносит проповедь о погибельности пьянства. После этого он объявляет о месте и времени сбора желающих трезвиться. Рекомендовалось вывешивать на дверях храма объявление об этом. Священник проводит частные беседы со «слабыми» прихожанами, призывая их принять обет трезвости. Образовавшаяся группа составляла «зерно» братства. Самое известное Александро-Невское общество трезвости при Воскресенской церкви, созданное о. Александром Рождественском, вначале объединило 150 человек. Началась их деятельность с совместных молитв, взаимной поддержки и привлечения других к трезвой жизни. Выросло до 100 тысяч членов. В специальной книге общества (братства) трезвости указывали дату записи, сумму пожертвования, адрес записывающегося.

http://patriarchia.ru/db/text/1224753.ht...

Администрация Санкт-Петербурга и лично губернатор Александр Дмитриевич Беглов в это непростое время делают все от них зависящее для сохранения жизни и здоровья петербуржцев. Как вы знаете, Его Святейшество весной обратился в органы государственной власти, чтобы была снижена финансовая нагрузка на религиозные организации. Мы столкнулись с тем, что пожертвования, поступающие от прихожан, не просто уменьшились, а несколько месяцев совсем отсутствовали. Стало нечем оплачивать коммунальные услуги, жалование духовенству и сотрудникам. Наши приходы были освобождены от уплаты страховых взносов в различные фонды, транспортного и земельного налогов за второй квартал текущего года. Духовенство епархии со своей стороны неустанно занималось пастырским душепопечением не только в храмах и больницах, социальных учреждениях, но, что особенно важно, в домах, где жители неотлучно и долгое время были на вынужденной самоизоляции. Невозможность вести прежнюю физически активную жизнь сказывалось на психическом состоянии людей, которые в большинстве оказались к этому не готовы. Нередки случи уныния, разладов в семьях, депрессии. Общение со священником в таких случаях помогало преодолевать эти негативные явления с помощью беседы, исповеди, молитвы. Человек верующий начинает чувствовать свое единство с Богом и Церковью. Приходы епархии оказывали по мере возможности и продуктовую помощь малоимущим, находящимся на самоизоляции, в том числе при участии волонтеров. В начале декабря Святейший Патриарх Кирилл призвал духовенство и мирян, переболевших коронавирусной инфекцией, стать донорами плазмы крови для тех, кто лечится от этой болезни. Обращаюсь к нашим священнослужителям и мирянам о поддержке призыва Его Святейшества. События Уходящий год был ознаменован 75-летием Победы в Великой Отечественной войне. Это дата священна не только для нашего Отечества, но и для многих стран Европы и мира, которые свергли иго нацизма благодаря героизму советских солдат. Церковь помнит их великий подвиг и молится о погибших " вождях и воинах " , о ныне живущих ветеранах. Многие юбилейные мероприятия проводились в удаленном режиме или с ограниченным числом участников. В социальных сетях был запущен проект о вкладе Русской Православной Церкви в Победу на примере Санкт-Петербурга, в митрополичьем корпусе действовала выставка о служении духовенства в годы войны, выпущены фильмы, изданы книги.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Ведущим секции «Правовые аспекты епископского служения» выступил кандидат богословия, доцент СПбДА протодиакон Константин Маркович. Во время работы данной площадки участники конференции заострили внимание на анализе понятия «симфония» в отношении государства и Церкви и его современной интерпретации. Также докладчики рассмотрели различные проблемы совместимости монашеских обетов с епископской деятельностью. Вопросам служения архиереев в период с XVIII по XX век посвятили свои доклады участники секции «Общие вопросы епископского служения в отечественной истории». Ведущим площадки выступил заместитель председателя отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии священник Владислав Малышев. В частности, выступающие изучили историю межконфессиональных отношений архиереев Таврической епархии к народам Крыма, в первую очередь крымским татарам и караимам, и вклад церковных предстоятелей в гармонизацию межнациональных отношений на полуострове. Модерацию секции «Служение архиереев в истории России» осуществил кандидат богословия, заведующий аспирантурой СПбДА Д.А. Карпук. Во время работы данной площадки участники обсудили особенности архипастырского попечения о пастве в условиях политической смуты на примере архиерейского служения архиепископа Никона (Рождественского), путь церковного служения митрополита Николая (Ярушевича) и жизнь епископа Викентия Феофила Попеля в новгородской ссылке. Секция «Епископы в мировой истории», ведущим которой выступил кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков, доцент кафедры богословия СПбДА священник Игорь Иванов, посвятила свою работу обсуждению епископата Церкви Востока во II веке, во времена Сасанидов (224-651) и в период Османской империи. Также исследователи рассмотрели основные направления полемики по вопросу принятия женщин в священный сан в Англиканской Церкви в XXI веке и богословские аргументы, использовавшиеся сторонниками и противниками этого решения. Параллельно с работой секций Общество изучения церковного права имени Т.В. Барсова («Барсовское общество») провело круглый стол «Право на ошибку: может ли церковный суд ошибаться?». В рамках мероприятия участники прослушали и обсудили доклады специалистов в области церковного и светского права.

http://patriarchia.ru/db/text/5909267.ht...

  5.Комолов Николай Анатольевич, ведущий специалист управления культуры администрации г. Воронежа, кандидат исторических наук, Воронеж. «Государственная деятельность Ф.М. Апраксина на юге России в первой четверти XVIII века»   6.Клименко Сергей Васильевич, профессор кафедры Истории архитектуры и градостроительства МАРХИ, кандидат архитектуры, Москва. «Архитектурные работы Ивана Мичурина в Златоустовском монастыре и Москва середины XVIII столетия»   16.30 - КОФЕ-БРЕЙК   7. Священник Сергий Чураков, клирик храма святых Космы и Дамиана на Маросейке, руководитель Центра изучения истории и наследия Московского Златоустовского монастыря, Москва. «Архимандрит Григорий – настоятель и летописец Московского Златоустовского монастыря»   8.Калиновский Владимир Витальевич, доцент кафедры музеологии Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат исторических наук, Санкт-Петербург. «Служение архимандрита Евгения (Экштейна) в Таврической епархии»   9.Пятилетова Ирина Викторовна, журналист, писатель, автор книг по истории Русской Православной Церкви, Дмитров. «Преемственность. Настоятели Борисоглебского монастыря в Дмитрове и Златоустовского монастыря в Москве»   10.Сингх Созонт Сукхдевович, исторический факультет ПСТГУ, 4 курс, Москва. «Служение морского духовенства на примере деятельности иеромонаха Авеля (Иванова), участника Восточного путешествия цесаревича Николая Александровича»   13 февраля Изучение наследия святителя Иоанна Златоуста   9.00 – Молебен водосвятный святителю Иоанну Златоусту с чтением акафиста перед иконой Божией Матери «Знамение».   10.30 – Регистрация участников   11.00 – Начало работы конференции   Доклады   1.Диакон Петр Пахомов, клирик храма Казанской иконы Божией Матери в Теплом Стане, историк Афона, Москва. «Молитва и служение Отечеству. Две русские келлии во имя святителя Иоанна Златоуста на Афоне»   2.Священник Максим Плякин, секретарь комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии, Саратов. «Испанская икона Божией Матери в келлии святителя Иоанна Златоуста на Афоне и в

http://bogoslov.ru/event/5691504

Докладчик подчеркнул, что не существует одного для всех метода, методика разрабатывается в каждом конкретном случае. При этом он добавил, что излечившийся пациент — тот, кто не употребляет ПАВ и имеет подходящую социальную среду; такие люди не нуждаются в дальнейшей помощи. Говоря о механизмах возникновения зависимостей, Александр Климов отметил, что причинами дальнейшего ухода в аддикцию часто становятся исходная волевая недостаточность и условно-патогенное воспитание. А на пути преодоления зависимости человек должен иметь информацию о своем состоянии, осознать себя больным, ощущать ответственность за свои поступки, иметь смысл жизни. Клирик Гатчинской епархии иеромонах Кирилл (Зинковский) рассказал о богословских аспектах явления зависимости. Он отметил, что состояние зависимости противоположно благодатной христианской любви. При этом отец Кирилл подчеркнул, что термин «религиозная зависимость» по отношению к адептам традиционных религий некорректен. Наоборот, практика показывает, что человек, стремящийся к Богу, обретает свободу духа и возможность отличать добро от зла. Без понятия о Боге невозможно объяснить, чем так плохи зависимости (отнюдь не все из них наносят непосредственный вред здоровью). Именно церковное общение способствует здоровому функционированию человека. Разумеется, необходимо развивать общину на приходах, чтобы люди были вовлечены в христианскую жизнь. Отец Кирилл также коснулся проблемы специалистов на приходах и подчеркнул, что необходимо взаимодействие церковных и светских организаций для воспитания таких специалистов. Сотрудник координационного центра про преодолению наркомании и алкоголизма Олег Богачев познакомил собравшихся с тем, как сами зависимые оценивают свое состояние. Поскольку докладчик занимается арт-терапией, он раскрыл тему на примере рисунков зависимых. Особое впечатление произвело то, что зачеркнутое имя в подписи к рисунку означало, что пациент ушел из жизни. Был зачитан доклад руководителя сети антинаркотических реабилитационных центров «Обитель исцеления» Выборгской епархии протоиерея Сергия Белькова «Анализ понятия страсти в христианской антропологии и понятие аддикции в современной психологии». Докладчик подчеркнул, что понятие «страсть» в христианстве шире понятия «аддикция» в психологии. Церковное отношение к этой проблеме также более эффективно: светский специалист имеет дело с уже сформировавшейся зависимостью, а в церковном душепопечении возможны превентивные меры, можно начать коррекцию личности на более раннем этапе.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Насельник Троице-Сергиевой лавры иеромонах Нектарий (Соколов) в докладе «Неизвестные паломнические тропы Святой земли» рассказал о малоизвестных местах на Святой земле, куда редко заглядывают паломники: это, например, историческая территория Самарии, Тель-Шило — место, где стояла ветхозаветная скиния, город Наблус — родина Иустина Философа, парк Баниас на севере страны — именно там Иисус Христос сказал апостолу Петру: «На этом камне я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18) и многие другие. Председатель паломнического отдела епархии Владимир Дервенев Владимир Дервенев предварил свой доклад анонсом совместного проекта отдела и Музея обороны и блокады Ленинграда — передвижной выставке, посвященной вере и Церкви в блокадном городе. В. Дервенев показал один из экспонатов будущей выставки, скульптуру Марии Третьяковой «Блокадный владыка» — портрет митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I . Он рассказал и о других экспонатах: форме для пасхи, принадлежавшей Ольге Берггольц, иконе святителя Николая, написанной на крышке патронного ящика. Доклад В. Деревенева был посвящен теме «Организация международных мемориальных автопробегов на примере автопробега Гатчина — Ницца памяти генерала Николая Юденича». Владимир Дервенев рассказал, что в 2013 году, когда отмечалось 80-летие кончины генерала, возникла идея провести автопробег в Ниццу — место его кончины. Участники пробега по благословению епископа Гатчинского и Лужского Митрофана везли в дар Никольскому собору в Ницце икону святой Марии Гатчинской с частицей ее честных мощей. Известно, что Николай Юденич после разговора с матушкой вывез из Павловского собора Гатчинские святыни, чем спас их от поругания. Второй день конференции прошел в Российском институте истории искусств, третий — на географическом факультете РГПУ. Были рассмотрены вопросы о понятии сакрального, сакральных объектах как важнейшей составляющей природного и культурного наследия, о необходимости выделения сакральной географии в отдельную дисциплину географических наук.

http://patriarchia.ru/db/text/4882270.ht...

Председатель отдела по противодействию наркомании и алкоголизма Выборгской епархии иерей Евфимий Добрянский поделился собственным опытом созидания общины трезвости: вся деятельность должна основываться на Евангелии, потому что оно богодухновенно. Каждый из братьев общества трезвости на своем примере показал, как Евангелие останавливало перед последней чертой тех, кто практически потерял человеческий облик. Их коллега из Гатчинской епархии иерей Игорь Хлынов сообщил, что, как и протоиерей Александр Захаров, вместе с семьей в 1968 году пришел в общину чуриковцев, а сейчас и его дети придерживаются трезвого образа жизни. " В Евангелии говорится, как ученики Христовы подошли к Нему и сказали, что есть люди, которые с именем Христа делают что-то свое, и надо им запретить. Он ответил: " Кто не против вас, тот за вас " . Отношение к Иоанну Чурикову было разное. Но мы будем смотреть на него, исходя из Евангелия " , - сказал отец Игорь. О церковном взгляде на формы и методы трезвеннической деятельности в царской России рассказал руководитель епархиального центра " Трезвость " иерей Игорь Илюшин . Ключевым событием в жизни Иоанна Чурикова стала встреча со святым Иоанном Кронштадтским, после которой он стал проповедовать по Евангелию, но без благословения Церкви. У него появились приверженцы из низших слоев общества. Представители Церкви и власти призывали его прекратить самостоятельную деятельность, присоединиться к государственным или церковным общинам, но он не соглашался. В 1900 году его заключили в монастырскую тюрьму Суздаля. Через три месяца он освободился и продолжил ту же деятельность. В 1912 году Иоанн Чуриков был отлучен от Причастия митрополитом Владимиром (Богоявленским). Отлучение до сих пор не снято. Необходимо объективно подойти к жизнедеятельности Иоанна Чурикова и в первую очередь решить вопрос о его реабилитации. Доклад студента 2-го курса СПбДА Сергея Паламодова был посвящен формированию религиозных убеждений Иоанна Чурикова. Он вырос в среде беседников (представителей религиозного движения, в основе которого лежит чтение и разъяснение (беседа) Священного Писания среди благочестивых мирян) и адаптировал их мировоззрение для трезвенников. Он в основном читал Библию и жития святых. Кроме того, на него сильно повлияли встречи с праведным Иоанном Кронштадтским - идеалом святости, образцом молитвенника, пастыря и христианина.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Второй тематический раздел конференции был посвящен методологии в современной миссии и душепопечении. С докладом на тему «Методологические проблемы использования некоторых визуальных средств и текстологических решений в современной православной миссии (на примере проекта " Евангелие в манге " )» выступил проректор по научной работе Курской духовной семинарии, руководитель миссионерского отдела Курской епархии кандидат богословия протоиерей Тигрий Хачатрян. Намеченная первым докладчиком проблематика была продолжена докладом Д.И. Файдыш, соискателя ученой степени доктора наук в клинической психологии (Pacifica Graduate Institute, Калифорния, США), председателя Международного комитета ученых Американской психологической ассоциации (отдел 39), лауреата премии Американской  психологической ассоциации (АРА, Div. 39) «Интернациональный ученый в психоанализе 2019-2020 г.» под названием «Методологическое соотнесение светской психологии и христианской антропологии». Завершился второй раздел конференции докладом « " Дедуктивная теодицея " : дедуктивный подход в богословии и в полемике с аксиоматическими (конвенциональными) вероучениями» Д.В. Забавина — математика, эксперта в области искусственного интеллекта, катехизатора при храме Успения Божией Матери на Городке г. Звенигорода и при Никольском кафедральном соборе г. Актобе (Казахстан). Третий раздел конференции, посвященный методологической проблематике в сектоведении, открылся докладом доцента СДА кандидата богословия Р.М. Коня «Проблема демаркации протестантов и неопротестантов в российском религиоведении и церковном сектоведении». Затем прозвучал доклад преподавателя сектоведения Ставропольской духовной семинарии, преподавателя теологии Института дружбы народов Кавказа, аспиранта СДА иерея Валерия Переверзева «Сравнение методов исследования воззрений Г.И. Гурджиева и П.Д. Успенского в российской светской и церковной науке». В заключение сектоведческого раздела с докладом «Методологические проблемы изучения йоги в современном церковном сектоведении» выступил магистр богословия, аспирант Санкт-Петербургской духовной академии , заместитель начальника управления образовательных программ Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия Д.В. Дружинин.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Во время работы секции «Библеистика» исследователи уделили внимание вопросу перевода Библии на разные языки и особенностям использования некоторых категорий слов библейскими авторами: так, участники конференции сравнили греческий, латинский и русский тексты притчи о мытаре и фарисее в Евангелии от Луки и провели анализ военных терминов святого апостола Павла в Еф. 6:14–17. Часть докладов секции была посвящена вопросам толкования текстов Священного Писания: студенты представили исследования экзегезы отцов Церкви на мессианские места книги Бытия, после чего обсудили личность Тихония Африканского как одного из основоположников западной экзегетики. Также исследователи познакомились с особенностями молитвенной практики Иисуса Христа согласно Корану и Евангелиям. Ведущим секции выступил кандидат богословия Д. Г. Добыкин. На секции «Литургика», модератором которой выступил кандидат богословия протоиерей Виталий Грищук, исследователи обсудили литургические особенности Поместных Церквей в средние века на примере стационального богослужения Константинополя в IV–V веках и практику подготовки к святому причащению в Сербской Православной Церкви в период XII–XV веков. Также молодые учёные проанализировали практику совершения богослужений Постной триоди в Новгородской епархии в XV–XVI веках и историю изменения корпуса храмовых глав в славянских печатных Типиконах XVII века. Ведущим секции «История Русской Церкви в XIX–XX веках» выступил кандидат богословия, кандидат исторических наук, проректор по научно-богословской работе академии протоиерей Константин Костромин. Часть докладов авторы посвятили истории Русской Православной Церкви на Дальнем Востоке, в частности обсудили деятельность православных женских монастырей Южно-Уссурийского края в конце XIX — начале XX веков и историю Российской духовной миссии в Японии, отражённую в письмах архимандрита Анатолия (Тихая). По традиции отдельным направлением работы секции стала история духовных образовательных учреждений: так, исследователи познакомились с особенностями преподавания древнееврейского языка в Санкт-Петербургской духовной академии по трудам профессора И. Г. Троицкого (1858—1929) и с некоторыми сторонами образовательной деятельности женских духовных учебных заведений Сибири накануне Первой Мировой войны. Помимо названных тем, исследователи коснулись антирелигиозной политики Советского государства в начале XX века: рассмотрели историю закрытия Шмаковского Свято-Троицкого Николаевского монастыря и противостояние Автономной Белорусской Православной Церкви и советского режима.

http://bogoslov.ru/event/6174191

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010