12. И вси всхъ мстъ, в нже бх убгли, и к в землю в Массифаъ, и собраша и овощь, и масло много 12. И возвратились все сии Иудеи из всех мест, куда были изгнаны, и пришли в землю Иудейскую к Годолии в Массифу, и собрали вина и летних плодов очень много. При незначительном количестве этих иудеев, плоды земные, уцелевшие от халдеев, представлялись изобильными ( много зл, Иер. 40:12 ). Эти уцелевшие плоды вместе с городами, где остались иудейские гарнизоны, не вытесненные халдеями, называются «останком во Иуде». К этому останку с течением времени возвратились и те иудеи, которые, за неспособностью носить оружие или по другим причинам, бежали из отечества от наводнивших его халдеев к соседям – моавитянам, аммонитянам и идумеям. Они надеялись при этом найти в отечестве ту безопасность, которую Годолия обещал иудеям, остававшимся здесь все время пребывания халдеев в стране. 13. же снъ и вси воевды силы, же на селхъ, к в Массифаъ, 13. Между тем Иоанан, сын Карея, и все военные начальники, бывшие в поле, пришли к Годолии в Массифу, 14. И рекоша ем: вси ли, к црь снвъ Аммнихъ посла к теб сна поразити дш твою; и не врова имъ снъ 14. И сказали ему: знаешь ли ты, что Ваалис, царь сыновей Аммоновых, прислал Исмаила, сына Нафании, чтобы убить тебя? Но Годолия, сын Ахикама, не поверил им.  – Какими побуждениями руководился царь аммонитян, Ваалис, посылая Исмаила «поразить душу» Годолии, т. е. умертвить его? – Если он не имел личной неприязни к Годолии: то как царь народа, издавна враждебного иудеям (см. Суд. 3:13, 10:7, 11:4 ; 2Цар. 10 гл.), он хотел лишить последних той единственной силы, которая в лице наместника халдеев объединяла и скрепляла их в их отечестве. Сверх того, он мог надеяться, что смерть Годолии от руки одного из иудеев навлечет на последних новую и в тогдашнем их положении окончательно для них гибельную кару халдеев. Исмаил же тем охотнее мог явиться орудием Ваалиса, что, как происходивший из царского рода ( Иер. 41:1 ), сам некогда нечужд был, вероятно, надежды на ту власть, которою Навуходоносор облек Годолию. Когда эта надежда рушилась, он искал приюта у врага евреев и, поддерживаемый последним, готов был сделать зло не только самому Годолии, но и всем иудеям, доверившимся последнему ( Иер. 40:11  и сл.). Корыстолюбие Исмаила могло также склонить его к совершению того дела, на которое посылал его Ваалис (ср. ниже толков. Иер. 41:4–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Лук. 6, 32–34 на хвала е (ποα μν χρις στν). Так же четвертая редакция, – Библия 1499 г. (пятая ред.) в ст. 34-м имеет также: хвала, но в ст. 32 и .33 по нын. блгдть. 6, 49 сиже рка ( προσρηξεν ποταμς). Славянские списки четвертой и пятой редакций переводят по нынешнему: припаде. 7, 38 нача ноз его слезами (βρχειν). Так и четвертая редакция, но Библия 1499 г. мывати, Острож. Моск. и Киев. Библ. но нын. оумывати. 8, 56 оужасахоус (’εξστησαν). Четвертая и пятая редакция по нын. дивистас. 16, 14 i подражаху и (κα εξεμυκτριζον ατν). Четвертая ред. похоулхоу его, Библ. 1499 г. по нын. рхоус смоу. Иоанн. 3, 33 е свдтество заисчатл (’εσφργισεν). въ е. Так и в четвертой редакции. Но Библ. 1499 г. и печатн. по нын. врова (только в Моск. и Киев. библиях на поле напечатано оутверди, как и в нынешнем печатном тексте внизу). 11, 54 тоу жив (διτριβεν) со оучики Так и четвертая редакция, по Библ. 1499 г. и печ. но нын. хожаше. Заметим, что греч. διτριβεν перев. живше в всех рукописных Евангелиях и в нынешнем тексте, Иоан. 3, 22 . 2. Согласно с Мстиславовым Евангелием XII в. и другими списками Евангелия второй, древнерусской редакции, Алексеевский список Нового Завета представляет отличия текста от большинства списков первой редакции и от нынешнего печатного текста а) в вариантах: Матф. 26, 52 вс бо но ноже оумираю (ν μαχαρ, как читается в многих греч. списках, у Златоуста, Феофилакта, Евфимия и др.) В Галич. Ев. 1144 г., представителе списков первой редакции, чит. ножьмь (πολονται), как и в нынешнем печатном тексте. Лук. 13, 34 хот собрати чата же образо коко ско птенца под (в греч. списках содержится чтение τ αυτς νοσσα, – сд. Матф. 23, 37 ). Гал. Ев. и нынешний печ. текст имеют: гнездо свое, τν αυτς νοσσιν, каковое чтение принято большинством древних греческих кодексов. Иоан. 5. 28 грде В ню вси соущни в гроб оуслыша гла е (в древних греч. кодексах чит. κοσουσιν τς φωνς ατο). Гал. Ев. и нынеш. печ. текст: оуслашть гласъ сна В одном греч. списке XI в., по Тишендорфу, в Вульгате и у латинских писателей чит. το υο θεο, filii dei или filii hominis. Судя по согласию большинства древних списков первой редакции. (Ассем., Зогр., Тип. 1 и др.), представляющих, чтение Галичского Евангелия, можно думать, что это чтение, принятое и в нынешний печатный текст, есть в тоже время древнейшее славянское, первоначальное. Это, как и некоторые другие места, по-видимому, указывает па влияние латинских переводов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

К древним Славянским спискам по формам и выражениям, а иногда и по другим чтениям Греч. текста, особенно подходят 3. Мф. 2:20 . искщеи; 22. архела; 3:12. гне негасимы; 4:6. не преткнеши каме ногы твоеа; 5:25. и в темниц вверже т; 28. и възри на жен с 9:3. власимисае (на поле: хлитъ); Мк. 2:1 . и сл бысть; 3–5. 9. 10. слаблена; 25. и с ни; 13:9. предад бо вы въ 16:19. убо опущ.; Лк. 6:32. 33. 34 . ка ва хвала есть; 10:1. по сихъ вль гь; 38. бысть ходщ ем (вм. ατος в некоторых списках ατν); 15:9. съзываетъ дргы и съсдын; 26. и прнзовыи едина ра; 16:14. и похлх его; 23:38. книгами еллиньсками; 45. и катапетазма црковна; Ин. 1:26 . азъ крщаю в вод; 3:4. второе влстн въ чрево мтре; 33. запечатл (на поле: врова) ко въ истиненъ е ( σφργισεν); 6:18. море втр дыхающ, въсташе; 7:2. кщь; 8:46. вры не мн; 15:2. да пло принесе; 18:8. не дите си ити; 26. въ вет, и мн. др. В 1 и 2. все сии места читаются так же, как ныне. См. также Мф. 13:5 . Мк. 1:34. 9:15 . Лк. 5:36. 7:38. 5:45. 11:34. 21:11 . Ин. 10:22. 33. 19:20 . где на поле указывается чтение, согласное со списками 1. 2. и нынешним Слав. текстом. В тексте под одну строку киноварью пишутся времена чтений Евангельских, по порядку церковному, и показывается начало и конец сих чтений. На поле числительными буквами показаны вышеупомянутые обширные отделения Евангелий, т.е. от Матфея 68 и т.д., но при этом введено и нынешнее деление на главы ( Мф. 28 . Мк. 16 . и т.д.). Каждая из сих глав подразделена ещё (вместо нынешних стихов) на семь частей, означаемых также буквами а, б, в.; в приличных местах выставлены параллельные места из других Ветхозаветных и Новозаветных книг по главам. При указании на книги Новозаветные сверх того означаются и вышеупомянутые подразделения каждой главы на семь частей а– з. Сии указания параллельных мест заимствованы из Лат. Библии, как показывает и употребление нынешнего деления на главы. Притом книга Второзакония называется здесь: девтеро, кн. Иисуса сына Сирахова: еклеастнк ( Лк. 18 против ст. 11., Ин. 6:35 . и Др.), послание к Солунянам: теса ( Лк. 21 . против ст. 34., Ин. 12:35 . и др.); указывается на 4 книгу Ездры ( Мф. 7 . против ст. 19. 22:13.). Мк. 15:23. на слова: и даах ем пити есмирнисмено вино есть примечание: по рки есмирь, а по латыни мерра, трава велми горка, пелыни и жочи гочае, и коли смс с вино ино и прикшати не мочн.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В то же самое время и Отец с небес говорил: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором все Мое благоволение ( Мф.3:17 ). Что касается до свидетельства самого Христа, то оно читается во многих местах Св. Писания. Наприм. Аз есмь свет миру ( Ин.8:12 ). Аз и Отец едино есма ( Ин.10:30 ). Вем откуду придох, и камо гряду ( Ин.8:14 ). Дела, яже Аз творю, свидетельствуют о Мне, яко Отец Мой посла ( Ин.5:36 ). Таинник Божий, сказав о небесных свидетелях, утверждающих нашу веру в Иисуса Христа, яко Сына Божия, непосредственно указывает и на земное тройственное свидетельство, в котором отражается свидетельство небесное, совершившееся и доселе совершающееся на земле. Это есть Дух, кровь и вода. Дух, по изъяснению Отцев Церкви, есть непреложность учения Христова, происходящая от внутренней его силы, или Божественной крепости. Христос (следственно и святейшее Его учение) вчера и днесь Той же и во веки ( Евр.13:8 ). Кровь знаменует страдания верующих за Христа; ибо сказано: несть раб болей Господа своего; аще Мене изгнаша и вас изженут ( Ин.15:20 ); и в другом месте: предадят вы на сонмы, и на соборищах их биют вас ( Мф.10:17 ). Вода знаменует обращение грешников на путь покаяния и правды. Христос сказал: аще Аз вознесет буду от земли (когда на кресте источится из ребр Моих кровь и вода) вся привлеку к Себе ( Ин.12:32 ), т.е. всех обремененных грехами, но с покаянием приходящих ко Мне, омою, как волну убелю, уврачую, исцелю, упокою ( Мф.11:28 ). Сказанное свидетельство Духа, т.е. непреложность учения Христова, свидетельство крови, т.е. страдания Святых, свидетельство воды, т.е. обращение грешников, имеет одно и то же в предмете, т.е. оно доказывает, что Иисус Христос, началоположник учения Евангельского, глава Мучеников, источник спасения кающихся грешников, есть истинный Бог, свет миру и жизнь. 1Ин.5:9–10 . Аще свидтелство человческое npieмлeм, свидтелство Бoжie боле есть: яко cie есть свидтелство Бoжie, еже свидтелствова о Сын своем. Вруяй в Сына Бoжiя имать свидтелство в себ: не вруяй богови лжа сотворил есть его, яко не врова во свидтелство, еже свидтелствова Бог о Сын своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kratko...

Въ лто 6973 . Сентября 13 остави митрополитъ Феодосей митрополию, мсяца сентеврия 14. Тое же осени, ноября 11, поставиша митрополитом на Москв суздальского епискупа Филиппа, собравъ епискупы. А Феодосей того ради оставилъ, занеже восхот поповъ и дияконовъ нужею навести на Божий путь. Нача въ всякую недлю ззывати и учити по святымъ правилом. И вдовцомъ, и дияконом и попом, повел стричися, а иже у кого наложници будяху, тх мучаше безъ милости, и священьство снимая съ нихъ, и продаваше 880 ихъ. А церквей много наставлено, а попы не хотяше длати рукодлиа, но всякой въ попы, тмъ ся и кормяху, и въслдоваху плотским похотем, зане бо не Богу служити изволиша, но льготу тлу своему. И встужиша людие, многи бо церкви без поповъ, и начаша его проклинати, онъ же, слышавъ се, разболся того ради. Оздравъ бысть, и сниде въ келию к Михаилову Чюду въ манастырь, и приа разслабленаго старца въ келию, нача служити ему и омывати струпы его. Въ лто 6975 . Мсяца апрля 25 3 часъ нощи, преставися великая княгини Мария великого князя Ивана Васильевича от смертнаго зелия. Занеже познаху по тому: покровъ на ней положиша, ино много свисло его, потом же то тло розошлося, ино тотъ покровъ много и не досталъ на тло. И положена бысть въ церкви святаго Възнесения на Москв. Тогда же въсполся князь великий на Олексеву жену на Полуектова, на Наталию, иже посылала поясъ з Боровлевою женою с подьячего казенного къ баб. Тогды же и на Олекся всполся и много, лтъ шесть не был у него на очех, едва пожалова его. 881 Того же лта епископъ ростовский Трифон, слышавъ чюдеса исцлениа въ град Ярославл от гроба новоявленныхъ святых чюдотворець великаго князя Федора Ростиславича Смоленьскаго и Ярославскаго и Костянтина и Давида, и не врова чюдесем ихъ. И посла Костянтина протопопа ростовскаго, иже б честенъ мужь. Всегда по вся лта посылаше по него князь великий, призывая на Москву на зборъ кликати, занеже бо голосистъ был и рчистъ, и грамоте горазднъ, и рожаистъ, того ради възвысися умомъ и бяше гордъ. Посла же его въ Ярославль, да шедъ посмотрить мощей чюдотворцевых и видитъ исцлениа отъ нихъ, и оправд ли будеть, зане бо и той протопопъ не вроваша.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ей же садовие поклоняхутся до земли. И возвративши же ся и устрои все, еже на погребение. И со възлюбленным Иоанномъ Богословцемь 794 и позвавши ближикы и съсди и вжегши свтилникы и славословяше Бога. И ти, увидвше жены тоя преставление, и подаяхуть ей вю финика, еже есть почесть, и плакахуть ея, просяще молитвы. Она же тшаше а и глаголющи: «Не точию соблюдати васъ, но и всего мира». И по семь заповда о двою ризу своею, яко двма вдовицама по единой риз взяти има. И по семъ бысть громный глас и облакъ нашествие, Христовы апостолы несущихъ. И с ними б Дионисий Ареопагитъ , 795 и Ерофей, 796 и Павелъ апостолъ, и Тимофей, 797 имже повел погрести пречистое тло свое. И тако, знаменавшися на одр, в руц Сыну своему и Богу духъ предасть. И несущим же одръ апостолом и аггеломь с ними поющимь, и придоша жидове, хотяще соврещи на землю тло Матере Христовы, и ослепоша вси. Единому же дерзнувши за одръ, именемь Афонии, аггеломь руц его отсчени быста. Дóндеже врова, Петромь исцеленъ бысть и паки восприа усчении руц. Не токмо же сей, но и ослпшии прозрша. Постигше же село Гепсиманию и погребоша святое тло ея, и пребыша три дни. Понеже осталъ Фома апостолъ и послди пришед, восхот и той цловати и поклонитися святому тлу. И гробу отверсту бывшю, тлу убо еа на обретшюся, преложи бо е Сынъ и Богъ на мсто, идеже самъ всть единъ, понявы же токмо обретошася едины. 794 ...со възлюбленным Иоанномъ Богословцемъ... – По преданию после вознесения Иисуса Христа Богоматерь оставалась на попечении Иоанна Богослова и жила в его доме. 795 Дионисий Ареопагит – св. (память 3 октября), ученик апостола Павла, рукоположен апостолом Павлом в епископа Афинского, позднее проповедовал в Галлии, по преданию, построил в Париже первый христианский храм во имя Пресвятой Богородицы. Дионисию Ареопагиту приписывается (небесспорно) послание, обращенное к апостолу Павлу, с описанием Богоматери. Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 12: XVI век. - 2003. - 624 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сиа же и подобна симъ глаголющу Петру, болшаа часть людей врова. Бысть же и жен Неронов, Левии, и епарха Агрипы 771 подружию вровати, якоже и от своих мужей има отступити учениа же ради Павлова. Мноз, оставльше воиньство, прилпишася Богу, якоже и от полаты царевы приити другыимъ к нему и, бывше християне, мнози не възвращахуся въ воиньство, ни в полату. Тогда Симонъ, завистию диаволею наважденъ, въздвижеся и начятъ на Петра много злоглаголати, влъхва и прелестника нарицаа его. Творяше же знамениа многа Симонъ, и вроваху во нь видящеа, творяше бо зма мдяны ползати и каменны мужа сматися и ходити самимъ, самому же потещи и внезапу на въздух въсхищену быти. Противу же сему Петръ болящаа исцеляше словомъ, слпыа просвщаше молитвою, бсы повелниемъ изгоняше, мертвыа въздвизааше. Глаголааше к людемъ, да не токмо от Симоновы лсти отбгнути, но да и обличають его, яко да не явится диаволу работающе. Вси иже благочестивии мужие укаряху Симона влъхва и непреподобна его нарицаху. Прилпившеися Симону Петра нарицааху влъхва и лстеца. И ако же сие слыша Неронъ кесарь, повел Симону влъхву к нему приити. Пришедши же, ста пред царемъ и начатъ внезаапу измновати зракъ: овогда бо быти ему вмал яко дтищу, иногда же пакы старъ, овогда же юноша, има служителя диавола. егоже видвъ, Неронъ истинною сына Божиа его непщевааше. Апостолъ же Петръ нарицааше его лжа суща и влъхва, сквернена и нечестива, отмтника и врага Божиа, истинною суща влъхва. Тогда вшед Симонъ к Нерону, рече: «Аще мужа сиа не отженеши отсюду, то не възможеть стати царство твое». Тогда Неронъ исполнився гнвомъ и повел вскор привести а к себ. Въ утрий же день пришедшима Петру и Павлу, Христова апостола, тогда Симонъ рече: «Сиа еста ученика Назореова, еюже вси недобр имуть, елико есть от людей иудейскых». Неронъ рече: «Кто есть Назорей?» Симонъ рече: «Есть град въ Иудеи, иже вамъ противенъ бысть, Назорей 772 той зовомъ, якоже убо Учитель ею оттуду бысть». Тогда Петръ к Симону рече: «Чюждуся, коимъ образомъ и козньми пред царемъ творя, блазнишися и непщуеши, яко волшебною хитростию Христовымъ ученикомъ одолти имаши?» Неронъ рече: «Кто есть Христос?» Петръ рече: «Аще хощеши увидти, царю, кто есть Христос и бывшаа въ Иудеи его ради, възми писание Понтискаго Пилата, 773 къ Клавдию 774 послание, и тако увси вся бывшаа о немъ». Нерон же повел принести и прочести пред нимъ. Имяше же писание сице.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хощеши же ли разумти, о, человче суетне, яко вра безъ длъ мертва есть? Авраамъ отецъ нашъ не от длъ ли оправдася, вознесъ Исаака сына своего на жертвенникъ? Видиши ли, яко вра поспшествоваше дломъ его, и от длъ совершися вра? И совершися Nucahie глаголющее: врова же Авраамъ Богови, и вмнися ему въ правду, и другъ Бoжiй наречеся. Зрите ли убо, яко от длъ оправдается человкъ, а не от вры единыя? Такожде же и Раавъ блудница не от длъ ли оправдася, npieмшu сходники и инымъ путемъ изведши ихъ? Якоже бо тло безъ духа мертво есть, тако и вра безъ длъ мертва есть (Иак. 2: 20–26). Конечно, нам бы хотелось исполнять «дела веры», но чтобы притом для нас ничего плохого не было. Но так не бывает. Вот Василий Вадимович Бойко-Великий по мере сил и с Божией Помощью совершая свою часть всенародного покаяния — деятельно содействуя дорасследованию цареубийства, отмывая от клеветы образ Святого Благоверного Царя Иоанна Грозного, Царя-Искупителя Николая и Царского Друга Григория Распутина-Нового, даже за решеткой противоборствуя губительном экуменизму и обновленчеству, и за минувшее полтора десятка лет уже второй раз оказался в застенке и более десяти лет находится под судом по Рузскому делу. Полагаю и так, что наша общественная и деятельная поддержка узника Василия в его бедственном положении также может вменяться нам Господом как прямое участие в деятельном всенародном покаянии в грехе Бого- и цареотступничества наших предков, в наследном народном грехе попущения цареубийства в 1917–1918 годах. Помню, когда судебные и тюремные мытарства в 2007–2012 годах проходил Константин Душенов, во многом нападки на него были связаны с тем, что он в своем фильме «Россия с ножом в спине» и в других своих публикациях последовательно и гласно разъяснял ритуальный характер цареубийства, да и самой революции в России. Поэтому, когда в числе других патриотов старался оказывать поддержку Константину Юрьевичу Душенову в борьбе за его досрочное освобождение, считал, что и в этом тоже есть часть нашего пути деятельного покаяния в предательстве Святого Царя Мученика Николая. Юридические преследования недавних лет и современности православных общественно-политических деятелей Владимира Николаевича Осипова, Олега Анатольевича Платонова, Валерия Михайловича Ерчака также во многом связаны с их позициями по ритуальному характеру цареубийства 1918 года. Ситуация с Василием Вадимовичем Бойко-Великим, на мой взгляд, в духовном отношении совершенно аналогичная.

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/15/...

коже ужаснтс теб мнози, так безславитс человкъ видъ твой, и слава тво сынвъ человческихъ. 14. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих! Так удивтс зыцы мнози немъ, и заградтъ уста сво: к, имже не возвстис немъ, узртъ, и иже не слышаша, уразмютъ. 15. Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали. Ст. 13–15 52 гл. по своему содержанию весьма тесно примыкают к 53 гл., составляя относительно её эпилог, почему, как в церковной паремии, читаемой за вечерней в великий пяток, так и в научных комментариях, как иудейских, так и христианских учёных, эти три стиха соединяются с 53 гл. в одно целое. Глава 53 В 53 гл. содержится пророчество: о явлении среди народа иудейского Отрока Господня в нежелательном, для народа виде (ст. 1–3); добровольном страдании и мучении Его за грехи Своего народа (ст. 4–7); мученической смерти и погребении (ст. 8–9); искупительном и оправдывающем значение совершенного Им подвига (ст. 10–11) и прославлении Его Самого от Бога (ст. 12). а. Гди, кто врова слх нашем, и мышца гдн ком крыс; 1. [Господи!] кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ст. 1 составляет вступление к пророчеству 53 гл. и соответствует ст. 1 гл. 55. От лица ветхозаветных пророков, проповедовавших о явлении Отрока Господня, в частности тех, кому в Ис.40:1 было велено Богом утешать народ иудейский, пророк выражает пред Господом своё изумление относительно неверия проповеди пророков со стороны тех, кому она возвещалась (ср. Рим.10:16 ). Слово Гди=Κριε не имеет себе соответствия в евр.-м. т., хотя читается и у ев. Иоанна ( Ин.12:38 ), и у ап. Павла ( Рим.10:16 ), цитирующих этот стих. Логически оно вполне здесь уместно, как название лица, к которому обращается изумлённый неверием своего народа пророк и по повелению которого проповедовали пророки; ему соответствует стоящее в начале Ис.55:1 по Таргуму Ионаф. =пророки (ср. объясн.). и мышца Гдн ком крыс, – т. е., из среды народа иудейского. Если под мышцей разуметь божественную природу Отрока Господня (ср. объясн. Ис.51:5; 52:10 ), в Его отношении к Богу Отцу, тогда слова пророка указывают на неверие иудеев в божество Христа Спасителя ( Ин.12:38–42 ; Мф.13:13–14 ); если же под ней разуметь божественную силу Его, тогда они указывают на неразумение со стороны иудеев откровения в нём таковой силы ( Мф.12:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

прот. Виктор Потапов Скачать epub pdf Притча о сокровище, скрытом в поле Если притча о закваске говорила о сокровенном, преображающем действии евангельской проповеди и благодати Божией на отдельные личности, следующая за ней притча о сокровище, скрытом в поле рассказывает о воодушевлении и радости, которые непременно испытывает человек, когда его сердца касается Божественная благодать. Эту притчу нам сохранил один только Матфей: «Царство Небесное подобно сокровищу, скрытому на поле, которое, нашедши, человек утаил, и от радости о нём идёт и продаёт всё, что имеет, и покупает поле то» ( Мф.13: 44 ). Притча о сокровище, скрытом в поле показывает величайшую, ни с чем не сравнимую ценность благодати Царствия Божия, ради которой следует пожертвовать всеми земными благами, чтобы приобрести это сокровище. В древности был обычай прятать свои сокровища во время войны или в период народных бедствий в тайном месте, чтобы потом можно было их найти. Нередко бывало, что кто-нибудь другой находил это место и пользовался кладом, как собственным. О таком обретении клада и говорит Христос в Своей притче. В притче о сокровище мы читаем о том, что человек, обрабатывавший, пахавший поле, находит скрытое в нем сокровище. Он радуется находке, но хранит ее в тайне, и, надеясь воспользоваться ею, тщательно опять скрывает ее на поле, чтобы кто-нибудь другой не нашёл клад, и идет продаёт всё, что имеет, и покупает поле. Теперь он хозяин поля и имеет право на сокровище. Под «сокровищем» Христос имеет в виду Евангелие и нравственную жизнь, которую оно проповедует и которая поддерживается благодатью Божией, пребывающей в Церкви. Евангелие есть подлинное сокровище, в сравнении с которым все земные блага ничтожны. Евангелие лучше золота и серебра, дороже всего мира. Человек может приобрести весь мир, но без нравственной жизни по Евангелию он ничто. И наоборот, богат тот, кто следует Евангелию, хотя во всём остальном он беден. Притча о сокровище, скрытом в поле, говорит об одном из видов духовного опыта или путей в Царство Божие – о неожиданном откровении Божией благодати, ведущем к Богу. Примером внезапно находящих сокровище, которое было сокрыто от них, могут служить язычники, впервые услышавшие проповедь апостолов об Иисусе Христе и через эту проповедь познавшие, что исполнение воли Божией есть единственное средство для вступления в Царство Небесное. Озаренные проповедью апостолов, многие язычники бросали всё, что раньше привязывало их к земной жизни, и этой ценой приобретали себе величайшее сокровище во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010