В царствование имп. Николая II состоялись прославления: 1) В 1896 – святителя Феодосия Углицкого (†1696) (9 сентября). 2) В 1897 – священномученика Исидора, пресвитера Юрьевского и иже с ним в 1472 году латинянами утопленных (8 января). 3) В 1903 – преподобного Серафима Саровского (†1833) (19 июля). 4) В 1911 – святителя Иоасафа, епископа Белгородского (†1754) (4 сентября). 5) В 1913 – святителя Гермогена, патриарха Московского (12 мая). 6) В 1914 – святителя Питирима, епископа Тамбовского (†1698) (28 июля). 7) В 1916 – святителя Иоанна, митрополита Тобольского (†1715) (10 июня). В начале века было установлено празднование преподобному Иову Почаевскому (6 мая). В 1909 году состоялось торжественное перенесение из Киево-Печерской Лавры в Полоцк мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой (†1173). В том же году было восстановлено празднование княгине Анне Кашинской (†1337). Император Николай II, лично способствовавший прославлению преподобного Серафима и святителя Иоанна Тобольского , присутствовал с Царской Семьей в Сарове на торжествах прославления угодника. Вскоре после открытия мощей святителя Иоасафа Белгородского Государь прибыл поклониться его святым останкам. В 1911 году Государь посетил Чернигов для поклонения мощам святителя Феодосия. Церковное зодчество Из выдающихся церковных сооружений, построенных в этот период, можно назвать: Петропавловский собор (1733), ставший усыпальницей императоров, Собор Александро-Невской Лавры (1790), Казанский собор в Перербурге, Воскресенский монастырь (Новый Иерусалим), восстановленный имп. Елизаветой и Екатериной II, Собор Андрея Первозванного (1761) в Киеве. В XIX веке обе столицы украсились многими величественным православными храмами. 30 мая 1672 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского (†383) родился основатель новой столицы Петр Великий. В его честь в 1768 году был заложен Исаакиевский собор. Работы прервались с кончиной Екатерины II. Перемены в плане вносились последующими императорами. В 1817 году был утвержден план перестройки, сделанный французом Монфераном. Николай I опять внес в него изменения. Собор закончен был в 1858 году. В соборе два придела – князя Александра Невского и великомученицы Екатерины. Он представляет искусное подобие собора Петра и Павла в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время ремонтных работ под Казанским храмом, в его правой части, реставраторы обнаружили подземные помещения. Было принято решение устроить в них церковь, посвященную новомученикам и исповедникам Казахстанским. В особых нишах установлены поклонный крест, иконы и ковчеги с частицами мощей почитаемых святых, в числе которых святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, великомученица Екатерина, новомученики Казахстанские, преподобный Иоанн Рыльский, преподобные Амвросий и Нектарий Оптинские, преподобные отцы Киево-Печерские, преподобные Иоф и Амфилохий Почаевские. В Казанском соборе хранятся две особые святыни — чтимый Казанский образ Пресвятой Богородицы XVII века, подаренный приходу исповедником веры и подвижником благочестия ХХ столетия митрополитом Иосифом (Черновым), и точная копия, «мера и подобие», Ватиканского списка чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Чин освящения списка с чудотворной Казанской иконы Пресвятой Богородицы совершил митрополит Александр в городе Казани у древнего образа 16 октября 2021 года. У северной стены Казанского собора в память мученического подвига иерея Парфения (Красивского), служившего в этом храме до дня своего страдания за Христа и убиенного безбожниками на его паперти, установлен мраморный памятный крест. Мемориальный знак создан из мрамора и представляет собой крест на трапециевидном постаменте. На передней стороне — барельефное изображение распятия Господа Иисуса Христа с предстоящими, внизу надпись церковно-славянским шрифтом: «На этом месте в 1919 году принял мученическую кончину священник Парфений Красивский. Святые новомученики и исповедники, в земле Казахстанской просиявшие, молите Бога о нас! В 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви иерей Парфений Красивский был причислен к лику святых»; на другой стороне — надпись, стих из 67 псалма: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его» . Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь

http://patriarchia.ru/db/text/6056645.ht...

В целом, Студийский устав, по сравнению с суровыми древними Иерусалимскими и египетскими монашескими уставами, был более лёгким: в нем не было долгих всенощных бдений, малых вечерен, великих славословий, часов в праздничные дни, значительно меньше кафизм, существенно легче посты. Кроме него, был еще патриарший Устав Великой церкви (Константинопольской Софии) с торжественными песненными последованиями, грандиозными крестными ходами с участием императорских особ и вельмож, который оказал свое влияние на формирование того устава, который был принят на Афоне (в 10 веке), а с Афона заимствован прп. Феодосием Печерским для Киево-Печерского монастыря (1065 г.), а затем вскоре во всех русских княжествах этот устав стал единственным и универсальным, не только монастырским, но и соборно-приходским. Нужно заметить, что к этому времени уже сформировались все православные Богослужебные книги. Возврат к Иерусалимскому уставу Но упадок Византийской империи, нестроения в монастырях и разногласия в богослужебных чинопоследованиях побуждали ревнителей православия к возвращению древнего Иерусалимского устава. Так в XI веке сирийский иг. Никон Черногорец находит в библиотеке Лаодикийского монастыря древний Иерусалимский устав и начинает активно его распространять по всем синайским и палестинским монастырям. На принятие этого Устава повлияли и исторические события. После того, как в 1204 году крестоносцы разграбили Константинополь и Студийский монастырь прекратил свое существование, Константинопольский (Студийский) Устав всюду стал заменяться Иерусалимским (Савваитским), который в XIV веке также проникает на Русь и постепенно вытесняет из богослужебной практики Студийский Устав (XV bek). Наиболее распостраненное название нынешней Уставной книги – Типикон. Полное ее заглавие: «Типикон сиречь изображение церковнаго последования во Иерусалиме святыя лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сав­вы. Тожде последование бывает и в прочих во Иерусалиме честных обителех; подобие и в прочих святых Божиих церквах». Заглавие, таким образом, связывает происхождение нынешнего устава с лаврою прп. Саввы Освящен­ного, находящейся вблизи Иерусалима.

http://azbyka.ru/video/40-tipikon-i-ego-...

Радуйся, наш отче новый и предивный; радуйся, благочестия образе. Радуйся, начальство, яко служение, приявший; радуйся, Богу и ближним волею поработивыйся. Радуйся, яко в начальстве твоем Христова смирения подобие является; радуйся, яко того ради покой душам нашим обретается. Радуйся, о людех доброе моление возносивый; радуйся, на демоны мужественно ополчивыйся. Радуйся, Ангельскаго ликостояния приобщивыйся; радуйся, добрый путевождь ко спасению нам явивыйся. Радуйся, спасающимся ободрение; радуйся, ленящимся обличение. Радуйся, Иове, преславный угодниче Божий, и обители Почаевския украшение. Кондак 3 Сила Духа Божественнаго обогати тя Иове премудре, егда татя монастырския пшеницы обличив, абие прощение тому даровал еси и утаенное паки ему возвратил еси покаяния его ради и алчущаго телесе насыщения, сие бо сотворив, окамененную умягчил еси душу и научил еси пети: Аллилуиа. Икос 3 Имеяй присное попечение о душе твоей отче преподобне, возлюбил еси пещерное затворение, идеже дни и нощи в молитве провождая, единому Богу беседовал еси, темже и свет благодати его темную пещеру яко Фаворскую гору облиставаше и научаше всех взывати тебе: Радуйся, молитвы непрестанное кадило; радуйся, слез неистощимый кладезю. Радуйся, древним Киево-Печерским затворником уподобивыйся; радуйся, тех благодатныя дарования стяжавый. Радуйся, яко молитвами твоими братия в терпении укрепляшеся; радуйся, яко воздыханьми твоими демони от твоея обители отгнашася. Радуйся, в темную пещеру небесный свет призвавший; радуйся, и в наша страстныя души благодать от Господа приносящий. Радуйся, скалы Почаевския твердейший адаманте; радуйся, всея страны нашея преславный светильниче. Радуйся, вселенския Церкве преславный столпе; радуйся, всех молящихся прибежище. Радуйся, Иове, преславный угодниче Божий, и обители Почаевския украшение. Кондак 4 Бурю еретических нахождений отгнати желая, был еси в богоспасаемом граде Киеве со освященным Собором Православных, идеже неврежденную веру дерзновенно исповедал еси и к томужде вся люди увещевал еси, тем же и священныя книги тиснением предавати во обители Почаевстей не преставал еси, яко всем чтущим сия истинную веру содержати и православно пети Богу: Аллилуиа. Икос 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Таким образом сравнение тела Ленина с останками христианских святых допустимо, но не вполне корректно. Еще в 20-е годы прошлого столетия, во время кампании по ликвидации мощей гонители хотели разоблачить поповский обман, выставляя рядом с мощами святых трупы мумифицированных животных, воров и просто людей, о которых ничего не известно. Часть верующих, привыкших считать мощами лишь полностью сохранившиеся тела праведников, соблазнилась этим зрелищем, но большинство христиан остались верными Церкви, несмотря на подобные спектакли. Вчерашняя реплика Владимира Путина не станет поводом для наступления на Церковь или оскорбления верующих, но дает прекрасный повод поразмышлять над тем, как мы, христиане, сами воспринимаем свои святыни. Переоблачение мощей святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца Если мы едем к мощам преподобного Сергия или Амвросия лишь для того, чтобы посмотреть на необычного покойника, чьи останки сохраняются в течение сотен лет, то наша вера слаба, и мы можем отпасть от Церкви, когда узнаем, что в раке лежит лишь маленькая частичка мощей, что в разные годы в раках находили посторонние предметы — кусочки ветоши, гвоздики и даже различные подставки для останков. Еще в XVIII веке Синод запрещал класть в раки посторонние предметы тем, кто хотел придать костям форму целого тела. Останки любого праведника, доступного для поклонения, периодически переоблачают, что может приводить к появлению посторонних предметов. Все это не является тайной и не свидетельствует о поповском обмане, но может соблазнить человека, хотящего увидеть чудо. В этом смысле президент России имеет такие же религиозные представления, как и большинство наших единоверцев. Многие люди внешнее подобие вещей принимают за тождество, и для них нет принципиальной разницы между телом Ленина и мощами Киево-Печерских подвижников. Это не их вина, а недостаток нас, христиан, не рассказавших им о том, что такое мощи. Если же человек понимает, что честь, оказанная мощам, иконе, то есть образу святого, переходит на него самого, то для него сравнение российского президента станет лишним поводом задуматься о вере. Еще святитель Иоанн Златоуст говорил о том, что мы не поклоняемся костям святых и обличал женщину, которая перед причастием целовала кости какого-то мученика. Христиане не поклоняются доскам, краскам и костям, подобно тому, как человек, носящий в бумажнике фотографию своей жены или невесты, любит не бумажку с ее изображением, а девушку. Так что нам можно успокоиться и помолиться за Владимира Путина, давшего нам прекрасный повод рассказать об основах христианства большему числу людей.

http://pravoslavie.ru/58115.html

л. 2 И ту абие 1 изят и некаа сила и-среды 2 мертвых, и абие 3 исцеле от ран и 4 обрете вся своа 5 целы и здравы. И прииде к блаженому, и сказа вещ дивну, тако глаголя: «Отець мой Африкан 6 сдела крест и 7 на нем изобрази богомужное подобие Христово написанием вапным, нов дело 8 , якоже латина чтут, велик делом, яко 10 лакот 9 . Сему 9 честь творя 10 , отець мой возложи пояс о чреслех его, имущ 11 веса 50 гривен 10 злата, и венец злат на главе 12 его. Егда же изгна мя Якун, стрый мой, от области моеа, аз же взях пояс со 13 Иисуса и венець с главы его; и, обратився 14 ко мне 15 , рече: «Никакоже, человече, сего возложи 16 на главу свою, неси же на уготованое место, идеже зижется церкви 17 Матере моеа от преподобнаго, сему в руце вдаждь, да обесится 18 над жрьтвеником моим». Аз же от страха падохся 19 , оцепнев, лежах, акы 20 мертв, востах 21 , скоро внидох в корабль. И пловущим нам, бысть буря велия, ако всем отчаатися живота своего; и 22 начах впити 23 : «Господи, прости мя, яко сего ради пояса уже погыбаю, понеже взях от честнаго 24 твоего человеколюбиа 25 !» // л. 2 об. И се видех 1 церковь 2 горе и мыслях 3 , кая 4 си есть церкви 5 . И бысть 6 глас к нам 7 ; «Иже хощет создатися от преподобнаго во имя Божиа Матере, – якоже видехом, величеством и высотою, и 8 размерив поясом тем златым, 20 9 в широту 10 , а 30 11 в длину, а 12 30 в высоту стены 13 , с верхом 50, – в 14 нейже ты положен имаши 15 быти». Мы же вси прославихом Бога и утешихомся радостию великою зело, избывше 16 горкыа смерти. Се 17 же и 18 доселе не сведях 19 , где свершитися хотяше показанаа ми церкви на море и на-Лте 20 , уже ми 21 при смерти сущу, величеством и красотою, дóндеже слышах от твоих честных уст, яко зде ми положену быти, в хотящей создатися церкви». И 22 , изем 23 , дасть пояс златый, глаголя: «Се мера и основа, сий же венець да обешен будет над святою трапезою 11 ». Старец же похвали Бога о сем, рек варягови: «Чадо, отселе не наречется имя твое Шимон, но Симон будет имя твое». Призвав же святаго Феодосия, рече: «Симоне, сий хощет воздвигнути таковую церковь », и вдасть 24 ему пояс и венец. И оттоле //

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С. 116-117). На иконе посл. трети XVIII в. (1771? ИркОХМ - Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28) Л. изображен в коричневой мантии, голова не покрыта, наметка клобука лежит на плечах, образуя подобие длинного воротника. Такой же вид имеют одежды Л. на палехской иконе 1-й пол. XIX в. из частного собрания (Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87). С большей достоверностью изображены одежды на иконах 1-й трети XIX в. (КБМЗ) и сер. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове). Так, на иконе из Успенского мон-ря наметка клобука скреплена пуговицей по центру, а сам клобук лежит на левом плече, а не за спиной. На миниатюрных эмалевых иконах, к-рые изготавливались по заказу Киево-Печерской лавры в Ростове в качестве паломнических образков, Л. изображался в хитоне малинового цвета (напр., на иконе 2-й пол. XIX в., ЦМиАР); в таком же хитоне с отложным воротничком Л. (руки крестообразно сложены на груди) представлен на эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия). Подобный воротничок, но на монашеской ризе и с сохранением наметки на плечах встречается, напр., на иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария). Местоположение Л. в композиции «Собор Киево-Печерских святых» остается неизменным в большинстве случаев, вне зависимости от того, сколько фигур представлено в верхнем ряду,- 3 (икона 1-й пол. XIX в., частное собрание, см.: Там же) или 4 (с встречающимся на мн. иконах добавлением в ряд святых младенца, «за Христа от Ирода убиенного», или прп. Силуана Киево-Печерского, как на иконе 1-й пол. XIX в., предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР)). Исключением является икона из ризницы Данилова мон-ря (посл. четв. XIX в.), где привычный порядок нарушен изображением перед Л. 2 преподобных - Анатолия и Силуана (?, надпись на нимбе не читается) Киево-Печерских.

http://pravenc.ru/text/2463469.html

Поэтому, подводя итог всему вышесказанному, можно с большой степенью уверенности утверждать, что подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских ископана была ещё до XVII века. К августу 1846 года завершились работы по восстановлению древнего храма, который для большего простора расширили боковыми притворами, придавшими церкви подобие крестообразной формы. Андрей Федорович Ковалевский описал, какой вклад внёс затворник Святогорской пустыни иеросхимонах Иоанн, будучи ещё экономом обители, в открытие и возрождение сокрытого в недрах земли святилища древних иноков: «Один из послушников монастырских по имени Михаил, пася стадо монастырского скота на месте пещернаго храма, нечаянно открыл отверстие в земле, служившее входом туда, о чём и сообщил монахам прежняго монастыря, которые имели намерение открыть его и возобновить, но закрытие монастыря, вскоре затем последовавшее, помешало этому, и открытое отверстие опять засыпалось и покрылось землею. Промыслом Божиим, этот самый Михаил, уже столетний почти старец, по закрытии монастыря проживавший в вотчинах Потёмкиных, дожил до возобновления монастыря в Святых Горах, поступил в число его братии и при пострижении наречён соответственным его возрасту библейским именем Мафусаила. Он поведал настоятелю и братии новооткрытаго монастыря о существовании пещернаго храма преподобных Печерских, открытаго им в молодости, и указал самое место, на котором ещё ранее того благоговейный старец обители, духовник иеромонах Феодосий, видел по ночам свет, как бы выходящий из недр земли. Настоятель отец Арсений и ктиторы обители Потёмкины с благоговейною радостию приняли это известие, внушившее им живейшее желание, — открыть следы пещернаго храма и возобновить его, как залог благословения прежних подвижников этого святого места. С благословения Преосвященнаго Иннокентия, тоже принявшего особое участие в этом деле, по указаниям столетняго Мафусаила, начались раскопки земли на месте храма сперва одним управляющим имением Потёмкиныных, без участия монахов, но оказались безуспешными, ибо Богу угодно было, чтобы храм, изрытый, без сомнения, руками иноческими, ими же был и открыт. По благословению настоятеля эконом Иоанникий, собрав к себе способную к труду сему братию, после усердной молитвы к Богу начал раскапывать полугору на указанном месте. Приступил он к этому делу с особым благоговением, с постом и молитвою, ибо отнюдь не надеялся на силы человеческия, а боле уповал на помощь Божию. «Дело священное», — говорил он собравшейся для раскопки братии и всех приглашал усердно молиться Богу, да не посрамит их упований обрести сокрытое в недрах земли святилище.

http://sobory.ru/article/?object=05584

Радуйся, паствы Тверския светило и удобрение. Радуйся, Евангелиа Христова усердный благовестниче; Радуйся, апостольских преданий твердый хранителю. Радуйся, слова Божия сладковещанный учителю; Радуйся, закона Господня одушевленныя скрижали. Радуйся, нищетою временною богатство вечное стяжавый; Радуйся, молитвами и пощеньми блаженство горнее улучивый. Радуйся, приникший во глубину смирения; Радуйся, возшедый на высоту безстрастия. Радуйся, вдов и сирот благосердый питателю; Радуйся, обидимых и гонимых многомощный заступниче. Радуйся, святителю Арсение, усердный молитвенниче о душах наших. Кондак 6 Боготечней звезде, древле путеводившей волхвов к возсиявшему Солнцу правды Христу, уподобити тя дерзаем, святителю Божий Арсение. Словом бо твоим и добродетельным житием путь правый ко Христу словесней пастве твоей указал еси, и был еси путеводитель ко спасению многих, иже наставляеми тобою, научишася богоприятно пети всех Творцу ангельскую песнь: Аллилуиа. Икос 6 Возсиял еси яко богосветлое светило на святительстем престоле паствы Тверския, просвещая души всех прибегающих к тебе, яко архиерею богоприятному, егоже молитва много может пред лицем Вседержителя Бога. Темже и мы, охраняеми твоими святыми молитвами, благодарно тебе зовем: Радуйся, пастырю наш и учителю; Радуйся, теплый о нас грешных пред Богом предстателю. Радуйся, умиротворивый в пастве твоей раздоры и нестроения; Радуйся, бодренными твоими молитвами посрамивый врага спасения человеческаго. Радуйся, православия и благочестия насадителю; Радуйся, лжи и всякаго нечестия истребителю. Радуйся, Христу уневестивый многия души человеческия; Радуйся, руководивый в Царствие Небесное твоя ученики. Радуйся, добрый и неусыпный делателю винограда Христова; Радуйся, мудрый и богоприятный строителю таин Божиих. Радуйся, иерарше всеблагий; Радуйся, архиерею пречудный. Радуйся, святителю Арсение, усердный молитвенниче о душах наших. Кондак 7 Хотением возжелел еси, святителю отче Арсение, имети в пастве твоей подобие святыя лавры Киево-Печерския; темже устроил еси близ града Твери обитель во имя Честнаго Успения Пресвятыя Богородицы и Преподобных отец Антониа и Феодосиа Печерских, идеже сонм иноков благоговейных собрал еси мудре и научил еси их словом и благим примером твоим в преподобии и святыни пети Богу: Аллилуиа. Икос 7

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

И нам нужно побеждать искушения, не идти на смертные грехи. Преподобный Амвросий Оптинский так любил весь народ. Он говорил часто: «Братия и сестры, прощаю вам наперед все ваши мелкие грехи. Только не грешите смертными грехами. Блудом особенно не грешите. За эти грехи тяжко придется отвечать и на Суде Божием». Схиархимандрит Зосима (Сокур) Почему в сегодняшний день со вздохом мы все молимся: «Преподобный Моисей, нас всех, сто процентов здесь стоящих, борют эти страсти. Мучает бес, особенно мысленного блуда, мысленной скверны.  Такие извращения, такие гадости, такие видения, такие сны бывают, что ни в сказке сказать, ни пером описать. С такими мыслями друг на друга смотрим. Прости нас. Ты победил, преподобный Моисей, и нам благодатной помощью твоей помоги побеждать, видеть в каждом человеке не мясо, а Божию красоту, образ и подобие Божие, чистоту помыслов, чистоту взглядов и постоянно чистоту стыда». Только лишь грязь какая придет на ум: «Господи милостивый! Да что ж я творю! Прости меня, стыдно даже и подумать». Если  будет постоянно чувство стыда, совесть будет тебя обличать в неправоте, значит, будет и исправление. Вразуми нас, преподобне отче Моисее. И когда кого Господь сподобит побывать в Лавре Киево-Печерской, земной поклон сделай у его гроба. Попроси его помощи, чтобы преподобный Моисей нетленными своими мощами наши страсти, наши немощи, наше беснование плоти исцелил и обновил, и дал нам силы духовные жить в чистоте правде и святости, Богу угодить, и наследовать Царствие Небесное. Аминь. Таков праздник в сегодняшний  день – преподобного Моисея. Всегда им молитесь со вздохом – Иоанну Многострадальному и Моисею Угрину о чистоте своей жизни. Святошами искусственными нечего быть – «я без страстей», все со страстями, все с пороками, все с немощами. Бесстрастными будем лежать во гробе уже с деревянным крестом. Вот тогда страсти умрут, но начнется новая жизнь, мытарства начнутся. Об этом мы должны рассуждать. Вот тогда все откроется – правда Божия и вся наша неправда человеческая раскроется. Вот об этом помоги, Господи, не бояться, а размышлять, осуждать себя, не самооправдывать свои грехи: «Кто-то меня соблазнил, кто-то до меня дотронулся». Если ты сам не дашь повод, никто тебя не соблазнит. Если ты сам не дашь повод, никто до твоей задницы не дотронется. Так что, от нас все зависит самих, я б сказал бы покруче вам, но я в святой церкви нахожусь. Я думаю, вы поняли меня все. Без слов понятная проповедь.

http://pravoslavie.ru/2469.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010