Прежде всех времен, в неизмеримой глубине вечности Бог был в трех таинственных Ипостасях Своих, кои суть неизменяемые, вечные, безусловные принадлежности Его бытия. И потому Единое, Вечное, Премудрое Существо, которое мы слабым гласом нашим называем Бог , имеет три Ипостаси от века, Он проявляется в Сыне и Сыном. Он же Слово; и в Духе Святом, Он же Утешитель. «Отец во время крещения (говорит Св. Кирилл Иерусалимский 64 ), провозглашая и изрекая: Сей есть Сын Мой» ( Мф. 3:17 ), не сказал, теперь соделался Он Сыном Моим, но говорит: «Сей есть Сын Мой», давая тем знать, что был он Сыном и до действенности крещения и вечно... Христос есть не слово произносимое, а Слово Ипостасное и живое, не устами изглаголанное и рассеявшееся, но вечно, неизреченно и Ипостасно рожденное. Да не увлечется никто мыслию, что имя Логос может быть заменено словами: разум или мудрость, или мысль, как переводили некоторые, старавшиеся дать философский оттенок Евангелию от Иоанна 65 . Высшая премудрость есть всегдашняя принадлежность Высочайшего Существа во всех Святых Его Ипостасях, а не Ипостась св. Троицы. Логос, Слово, проявление «невидимого никем» Бога, имеет все совершенства Божии и только для нас грешных и слабых облекается во плоть, дабы немощи наши не убили нас при блеске славы Божией, как глаголал о том Господь Моисею в Исх. 33:5 . Потому-то «Слово плоть бысть», что Сыну Божию, как прекрасно говорит Митрополит Филарет (зап. на кн. Быт. стр. 98 изд. 1885), «свойственно являть Бога, никем, – наипаче же грешниками, – невидимого». «И Слово бе у 66 Бога и Бог бе Слово» Слово, вторая Ипостась Св. Троицы, проявляет Бога в отношениях Его к Его творению. И самое выражение Слово соответствует выражению книги Бытия, употребленному при повествовании о творении мира: «и рече Бог». «Сие предвечно раждаемое в Боге Слово и премудрость глаголет из бесконечной вечности Божией в круг времени к тварям; когда в них должна открыться Премудрость Божия (зап. на кн. Бытия стр. 12)». Иначе говоря; среди вечности и бесконечности Бог вызывает от небытия к бытию ограниченное и конченное; творение же совершает Словом, проявляясь в нем 67 . Беден и слаб язык человеческий для изображения глубины Божиих тайн и Божией премудрости, «да и кто другой знает глубины Божии, кроме единого Духа Святого, изглаголавшего Божественные писания», говорит св. Кирилл Иерусалимский 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

45. Жив Бог . Православный катихизис. Перевод с франц. Лондон, 1989. 46. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского . Сентябрь – август. М.: Синодальная типография, 1903. 47. Димитрий Ростовский , свт. Жития святых на церковнославянском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского . Сентябрь – август. М.: Синодальная типография, 1903. 48. Жития святых. Составлены свт. Филаретом Черниговским . Ноябрь–декабрь. М., 2000. 49. Жохов Валентин, свящ. Шестой день творения и некоторые факты биологической науки//Сб. «Православное осмысление творения мира». Вып. 3. М.: МПЦ «ШЕСТОДНЕВЪ», 2007. 50. Зеньковский Василий , прот. Апологетика. Киев, 1990. 51. Зеньковский Василий , прот. Апологетика. Рига: Изд-во Рижской епархии, 1992. 52. Иванов Николай , прот. И сказал Бог… Клин.: Фонд «Христианская жизнь», 1997. 53. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Слово о человеке. М., 1997. 54. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Творения. Т. I–VII. М.: Правило веры, 1993. 55. Иларион (Троицкий) , сщмч. Христианства нет без Церкви. М.–СПб., 1999. 56. Ильин В.Н. Шесть дней творения. Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2006. 57. Иоаким (Сабельников), иером. Великая Стража//Кн.1. Иеросхимонах Иероним//Изд-во Московской Патриархии. М., 2001. 58. Иоанн (Вендланд) митр. Библия и эволюция. Ярославль, 1988. 59. Иоанн Дамаскин , прп. Точное изложение православной веры . СПб., 1894. 60. Иоанн Златоуст , свт. Беседы на книгу Бытия. М.: Изд-во МП, 1993. 61. Иоанн Златоуст , свт. Беседы на Послание к Римлянам. М.: Изд-во МП, 1994. 62. Иоанн Златоуст , свт. О творении мира. Творения. Т. 6. Кн. 2. М., 1995. 63. Иоанн Златоуст , свт. Слова. Творения. Т. 6. Кн. 2. М., 1995. 64. Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания, М.: Изд-во Афонского Русского Пантелеимонового монастыря, 1892//Репринт. 1993. 65. Иоанн Кронштадтский , св. прав. Полное собрание сочинений. Т. 1. СПб., 1893//Репринт: Изд-е Л.С. Яковлевой, 1994. 66. Иоанн Кронштадтский , св. прав. Новые грозные слова. М., 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Относительно того, должны ли мы обращаться к святым угодникам с молитвою и могут ли молитвы их споспешествовать нам, находим немало тому указаний в священном Писании. Так, например, в книге Бытия сказано, что когда Авимелех, царь герарский, отнял у Авраама жену, то, явившись ему ночью, Господь объявил, что он должен умереть за это; но когда Авимелех сказал, что он чист и невинен в отношении к Сарре, которую он принял не как жену Авраама, а как сестру его, и стал просить помилования у Бога: то Господь сказал: и Аз познах, яко чистым сердцем сотворил сие и пощадих тя; и ныне же отдаст жену мужу, яко пророк есть, и помолится о тебе и жив будеши ( Быт. 20, 6. 7 ). Ведь судя по понятиям тех из нас, которые рассуждают, что нет надобности обращаться к молитвам угодников Божиих, то Авимелеху можно бы и самому о себе помолиться; но нет, Господь внушает ему обратиться к святому: и помолится он о тебе, говорит Господь. Вот и еще пример, указывающий важность молитвы угодников Божиих. Известно, что после тяжкого согрешения израильтян – поклонения златому тельцу, Господь так прогневался на них, что намеревался совершенно истребить этот народ и только молитвами Моисея израильтяне были помилованы: и ныне, говорит Господь Моисею, остави Мя, и возъяри вся гневом на ня, потреблю их и сотворю тя в язык велик; и помолися Моисей пред Господом Богом, – и умилостивился Господь ( Исх. 32, 10 – 14 ). Эти примеры показывают, как важна и спасительна молитва святых и как необходимо прибегать к ним. Если бы вы, братия мои, прочли еще то, что говорится в христианских священных книгах, относительно жизни и деяний святых угодников Божиих, и узнали о том, что делали они в разные времена для христиан, прибегавших к ним с верою, то я убежден, что почитание святых угодников сделалось бы для вас бесспорным, священным предметом. Да и мы сами разве не читали некогда по еврейскому молитвеннику, утром и вечером, таких молитв: «Господи, Боже отец наших, Боже Авраама, Исаака и Иакова, Боже крепкий и сильный! помнящий благочестие предков наших, ниспосылающий Спасителя и спасение нам, ради их заслуг» (кн. Сидер 66 стр.). А в торжественный праздник кущей, евреи, сидя в шатрах, то и дело вспоминают в молитвах заслуги праотцев своих, Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа, Моисея, Давида и прочих, чтобы их заслугами снискать помилование себе у Бога 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Глава 30 Рахиль, огорченная неплодством, дает рабыню Валлу Иакову в качестве наложницы Быт.30:1 . И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю. Взаимная ревность жен, неизбежная спутница полигамии вообще, получает особую силу и остроту в том случае, когда одна из жен была бездетна, а другая имела детей (ср. 1Цар. 1:2, 6 ; Втор. 21:15 и д.). Несвободна была от этого зла и семья Иакова: «были несовершенны и дочери мужа неблагочестивого, именовавшего богами истуканов. Посему-то законоположник Бог запрещает подобный брак и говорит: «Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею» ( Лев.18:18 ); (блаженный Феодорит, отв. на вопр. 87). Требование детей у Иакова, помимо Бога, со стороны Рахили есть требование неразумное и неблагочестивое, «свойственное жене и душе, терзаемой ревностью» ( Иоанн Златоуст , Бес. 61, с. 601). Потому оно и вызывает гнев Иакова, хотя тягость бездетности у древних евреев делала его почти синонимом смерти (подобным этому бедствию считались только проказа и слепота, – также уподобляемые смерти), как и говорит здесь Рахиль, и это смягчает ее виновность. Быт.30:2 . Иаков разгневался на Рахиль и сказал [ей]: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева? Иаков обращает мысль Рахили к Богу, Виновнику всякой жизни и источнику размножения человечества путем рождений ( Быт. 1:28, 9:1, 7 ; Пс. 126:3 ). По древне-еврейскому воззрению (Beresch. r. par. 78, s. 355), Бог хранит три ключа, которых не передает ни Ангелу, ни серафиму: жизни и рождения ( 1Цар. 2:5–6 ; Пс. 112:9, 126:3 ); дождя или плодородия ( Втор. 28:12 ) и гроба и воскресения ( Иез. 37:12–13 ). Учение благоговейное и утешительное, которое полагает в руке самого Бога и начало, и продолжение, и совершение бытия человеческого (м. Филар., Зап. на кн. Бытия 2,65–66). Быт.30:3 . Она сказала: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее. По примеру Сарры, предложившей Аврааму Агарь ( Быт. 16:2 ), Рахиль отдает рабыню свою Валлу в качестве жены Иакову с тем, чтобы дети от этого брака родились «на колени» госпожи (ср. Быт. 30:3 ; Иов. 3:12 ), т.е. по усыновлению считались ее собственными детьми, – обычай, доселе существующий в Китае, у библейских же евреев вытекавший из того же страстного желания потомства, который мужа побуждал к полигамии (по крайней мере к бигамии), а жену заставлял решаться на такое самоотречение, как готовность временно уступить свои права в отношении мужа рабыне. Вместо: «чтобы я имела детей от нее» с евр. (ibbaneh): «чтобы я построила себе дом (потомство) от нее».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слово XII, в котором рассказывается о том, как надо ходить в Божий храм, как вести себя на службе и что делать по выходе из храма Вступление Кто же не восхитится великим и безмерным Божиим снисхождением к человеку? Кто не изумится безграничной любви Вседержителя ко всему человеческому роду, а в особенности и по преимуществу к избранному роду христиан? Как говорят святые богословы, Бог по природе неописуем, и ничто не в состоянии вместить Его. И хотя Он присутствует во всем, однако же неслиянно ни с чем. «Бог», – сказал святой Иларий [Пиктавийский], – «находится за пределами всего, но все содержит» (О Троице). Так же и блаженный Августин утверждает, что «Бог не есть пространственное расстояние или промежуток, а непреложное и превосходное могущество для всякой вещи и внутреннее, так как все в Нем содержится, и внешнее, так как Он превыше всего» (О книге Бытия буквально. Кн. 8, гл. 26). И вместе с этим сей Неописуемый и Невместимый Бог снисходит ради христиан, дабы во святых церквях стать некоторым образом вместимым и описуемым. Это Тот вышний Единодержатель всего, Который говорит, что небо – престол Его, а земля – подножие ног Его и что никакое место и никакой рукотворный храм не достоин стать местом для покоя Его божественного величия: «Так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?» ( Ис.66:1 ). И вот Он, говорю я, благоволит почивать в божественных храмах христиан и говорить, что «избрал Себе место сие в дом жертвоприношения» ( 2Пар.7:12 ). И Тот, Кто восклицает, что все, что на небе и на земле, – все Его, поскольку Он сотворил это Своим всемогуществом и творческой десницей: «Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь» ( Ис. 66, 2 ), Он Самый, повторяю, ради любви к христианам некоторым образом умаляет Свое величие и, будучи бессмертным и небесным, желает обитать с тленными и земными людьми и называть святую Церковь Своим домом: «дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» ( Ис.56:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Примечания Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 1 Служба Иову Многострадальному. Минея, май, 6-й день. Стихира на литии. 2 «И здесь напоследок (диавол) приводит к праведнику жену, как сильнейшее из предпринятых средств т. 12, кн. 3, с. 1038]; «Чтобы яснее видеть осадное орудие, подведенное к этой несокрушимой стене, выслушаем самые слова» т. 12, кн. 3, с. 1034]. 3 Великий Четверток. Канон на утрени, песнь 1, тропари 1-3, творение святого Косьмы Майумского. 4 Служба пророку Исаие. Минея, май, 9-й день. Канон, песнь 9, тропарь 2. 5 По-славянски: «Масло и мед снесть, прежде, неже разумети Ему, или изволити злая, изберет благое» (Ис. 7:15). «Еммануил употребляет по плоти детскую пищу – масло и мед. Впрочем, находясь во младенческом еще состоянии, по обитающей в Нем благости, прежде совершенного возраста, отвергает Он лукавое и избирает благое. Восходя к написанному в книге Бытия о «разуметельном добраго и лукаваго» (Быт. 2:9), найдешь там состояние Адама до греха близким к описанному теперь; Почему и Господь в детском состоянии подражал невинному и неповрежденному состоянию Адама; а тем, что отвергнул лукавство, вознаградил преслушное законопреступление» ч. 2, с. 228]. 6 По тексту Елизаветинской Библии – «ревность». 7«Восприемлему Тебе Христе от горы Масличныя, силы зряще, друг другу вопияху: кто есть Сей? И глаголет к ним: Сей есть державный и сильный, Сей есть сильный в брани, Сей есть воистинну Царь славы. И почто Ему червлены ризы? Из Восора приходит, еже есть плоти. Ты же Сам яко Бог одесную сед величествия, послал еси нам Духа Святаго, да наставит и спасет души наша» (Вознесение Господне, на великой вечерне, стихира на стиховне). 8 Прп. Максим Исповедник: «Писание обозначает словом „небо“ еще и небесные силы, согласно речению: Небо престол Мой (Ис. 66:1), поскольку Бог почивает среди святых и нетелесных естеств» кн. 2, с. 138]. 9 Служба пророку Исаие. Минея, май, 9-й день. Канон, песнь 4, тропарь 3. 10 Служба пророку Иеремии. Минея, май, 1-й день. Канон, песнь 6, тропарь 3. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/431666/

Последование исходное монахов//Требник [большой]. Л. 125. 93 Свт. Григорий Нисский. Точное изъяснение Песни песней Соломона. Беседа 12//Творения святых отцов в русском переводе. Т. 39: Творения св. Григория Нисского. Ч. 3. M., 1862. С. 298. 94 На эту тему см. нашу книгу: N. П. Βασιλειαδη. Χριστιανισμς και " Ανθρωπισμς. Αθναι, σ. α. Σ. 320–323. 95 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на книгу Бытия. XXI, 2//Творения. Т. 4. Кн. 1. С. 190; Свт. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. 6, 1//Творения… Ч. 1. С. 86. 96 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на 1 Кор. 17, 3//Творения… Т. 10. Кн. 1. С. 167; Свт. Афанасий Великий. Слово на язычников, 1//Творения. Т. 1. С. 128. 97 Он же. Беседа о статуях. XI, 2//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 132. 98 Свт. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. 5, 5//Творения. Ч. 1. С. 75. В книге Бытия: …в поте лица твоего снеси хлеб твой… 99 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на кн. Бытия. XVI. 5//Творения. Т. 4. Кн. 1. С. 134: «сверх этой высокой мудрости (давать имена — 100 Быт. 2, 19–20) он удостоился еще и пророческого дара». 101 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на кн. Бытия XV, 3//Творения. Т. 4. Кн. 1. С. 122: Св. Писание «не сказало сотворил (επλασεν) но: создал (ωκοδμησεν — устроил). Поелику Бог взял часть от сотворенного уже […] не другое творение произвел, но взяв уже от готового творения некоторую малую часть, из этой части построил целое животное […]». Адам «при взгляде на жену точно объясняет происшедшее. ты совершенно убедился, что он говорит это по дару пророчества, руководимый наставлением Святого Духа». 102 Свт. Василий Великий. Беседа 9. О том, что Бог не виновник зла//Творения… Ч. 4. С. 134. 103 Свт. Симеон Новый Богослов. Сл. 66, 3//Слова преподобного Симеона Нового Богослова. 2–е изд. М., 1890. Т. 2. С. 148. 104 Преп. Иоанн Дамаскин. Последование погребения мирских человек. Самогласен, стихира, глас 3//Требник. С. 188. 105 Свт. Василий Великий. Беседа 9. О том, что Бог не виновник зла//Творения… Ч. 4. С. 134. 106 Свт. Василий Великий. О том, что Бог не виновник зла. 7//Творения. Ч. 4. С. 134. 107

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

250 Ириней, епископ Лионский, святой. Сочинения. Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания (Пять книг Против ересей). СПб., изд. И.Л. Тузова, 1990. Переиздано в Библиотеке отцов и учителей церкви, т. II, Паломник, М., 1996, кн. 3, гл. 23, п. 3. 254 Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей, пер. С.Г. Фруга, М., изд. «Раритет», 1993, с. 15. 257 Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 1. Изд. Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1867, с. 63. 261 Как тут не вспомнить горьковского ужа из «Песни о соколе». Он не разумеет сокола, не ведает неба. «Рожденный ползать – летать не может! … Земли творенье – землей живу я». 265 Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 1. Изд. Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1867, с. 64. 267 Здесь вполне уместно вспомнить дуновение и плюновение крещаемого на сатану во время крещальных обетов. Крещаемый умерщвляет в себе семя змиево. 271 Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 1. Изд. Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1867, с. 65. 279 Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 1. Изд. Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1867, с. 65–66. 280 Цитируется по Сантала Ристо. Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний. «Библия для всех», СПб, 1995, с. 27. 284 Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 1. Изд. Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1867, с. 66. 288 Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 1. Изд. Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1867, с. 67. 291 Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 1. Изд. Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1867, с. 67. Читать далее Источник: Этюды по Ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания/Священник Геннадий Фаст. – В 2-х кн. - Красноярск : Енисейский благовест, 2007-2008./Книга 1. – 2007. - 352 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

  23. decr. (Послание об определениях Никейского собора против Ариевой ереси) 8 (M. 25.429C).   24. hom. in Jer. (Беседы на кн. Иеремии) 2.1( GCS vol.6,1901 р.17.8-16; М 3.277В,С).   25. Августин, блаженный. О граде Божием. Кн.13. Гл.XIV.   26. Феофан Затворник, епископ. Что есть духовная жизнь. С.74.   27. hom. (Беседы) 9.7 (M. 31.344C).   28. gent. (Слово против язычников) 2 (М. 25.8В).   29. hom. (Духовные беседы) 12.8 (М. 34.561А).   30. Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы. Б.12.6.   31. hom. in Gen. (Беседы на кн. Бытия) 15.3 (М. 53.122).   32. serm. in Gen.6 (Слово на кн. Бытия, 6-е) 1 (М. 54.606).   33. Jo. (Толкование на Евангелие от Иоанна) 1.9 (М. 73.128С).   34. serm. in Gen. (Слово на кн. Бытия, 6-е) 1 (М. 54.605).   35. Там же 7.2 (609).   36. Позов А. Основы древнецерковной антропологии. Т.2(5). С.53.   37. Autol. (К Автолику) 2.25 (М. 6.1092А).   38. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы. С.424.   39. exp.in Ps. (На Псалмы) 3.1 (М. 55.37); hom. in Gen. (Беседы на кн. Бытия) 14.5 (М. 53.116-117).   40. Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.365.   41. Там же. С.344.   42. haer. (Пять книг против ересей) 4.38.1 (М. 7.1105С).   43. Там же 4.38.3 (1108С).   44. Иоанн Кронштадтский, праведный. Моя жизнь во Христе. С.196.   45. Там же. С.193,194.   46. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. С.287.   47. Там же. С.288.   48. Цит по: Андроник (Трубачёв), иеромонах. Указ. соч. С.66.   49. Симеон Новый Богослов. Творения. В Т.2. С.83.   50. Троицкий С. Христианская философия брака.//Соловьев В. Смысл любви...: Сб. С.135.   51. Там же.   52. Иннокентий Херсонский. О человеке//соч. Т.10. С.78.   53. Проблема эмансипации, т.е. освобождения женщины от порабощения мужчиной, носит не только личностный, социальный и политический характер, но и религиозный. В христианстве нет реальных оснований для оправдания женской порабощенности в мире. Ибо библейские " влечение " и " покорность " не есть внешняя сила, но внутренний вектор. Женщина, если будет покорна мужу, будет поступать благочестиво и боголюбиво, но заставить ее к этому муж не имеет права, ибо это добровольный акт, добродетель. Падение религиозности и даже секуляризация довели проблему эмансипации до крайности. Женщина не только стремится освободиться от зависимости от мужчины, но и приобрести мужской образ жизни (ведь не может же быть среднего рода), и даже отказаться от мужчины совсем - это феминизм.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

О Троице .– URL: 2.  Григорий Богослов , свт. Слово 45, на святую Пасху//Творения иже во святых Отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. – СПб.: Изд. П. П. Сойкина, 1912. – С. 661–680. 3.  Григорий Палама, свт . Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания. – URL: 4.  Иоанн Златоуст, свт . Беседы на Книгу бытия. Беседа XVI, 5//Он же. Творения. В 12 т. – СПб., 1898. – Т. 4, Кн. 1 и 2. – С. 1–725. 5.  Иоанн Златоуст, Свт . Восемь слов на книгу Бытия//Там же. Т. 4, Кн. 2. – С. 726–775. 6.  Ириней Лионский, сщмч . Против ересей. – URL: 7. Святой Макарий Великий. Наставления святого Макария Великаго о христианской жизни, выбранные из его бесед//Добротолюбие. Т. 1. – URL: http://www.hesychasm.ru/library/dobro/index.htm 8.  Симеон Новый Богослов, преп . Сто глав практических и богословских//Преподобного Отца нашего Симеона Нового Богослова Главы богословские, умозрительные и практические. – М.: Зачатьевский монастырь, 1998. – С. 15–66. 9.  Преподобный Петр Дамаскин. Творения. – М.: Правило веры, 2009. – 416 с. 10.  Феофилакт Болгарский, блаж. Толкование на Евангелие от Луки. Гл. 20//Феофилакт Болгарский. Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна. – М.: Сибирская благозвонница, 2010. – С. 5–166.   Литература 1.  Игнатий Брянчанинов, свт . Слово о человеке .– URL: 2.  Иустин (Попович), преп . О первородном грехе//Он же. Православная философия истины. – Пермь: ПО «Панангия», 2003. – С. 118–191. 3.  Пушков Феогност, иером . Древо Познания добра и зла: попытка дифференциации теологем//Богословские размышления. 2005. – С. 75–90. 4.  Соловьёв Александр, прот . Старчество. – Семипалатинск, 1900. – 160 с. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу бытия. Беседа XVI, 5//Он же. Творения. В 12 т. СПб., 1898. Т. 4, Кн. 1. С. 134–135. Согласно Платоновской теории идей, последние не только вечны и неизменны, но и обладают независимым от кого-либо и чего-либо существованием. Преп. Иустин Попович пишет: «Падением нарушен и отвергнут Богочеловеческий порядок жизни, а принят дьяволочеловеческий, ибо своевольным преступлением заповеди Божией первые люди объявили о том, что они желают достигнуть Божественного совершенства, стать “как боги” не с помощью Бога, а с помощью дьявола, а это значит – минуя Бога, без Бога, против Бога». ( Иустин (Попович), преп. О первородном грехе//Он же. Православная философия истины. – Пермь: ПО «Панангия», 2003. – С. 151). «Человек, вместо того, чтобы принимать познание свыше в чистом гнозисе, сам становится для самого себя критерием и мерилом того, что есть добро, и что есть зло» ( Иеромонах Феогност (Пушков). Древо Познания добра и зла: Попытка дифференциации теологем//Богословские размышления. 2005. С. 85). Ириней Лионский, сщмч . Против ересей, V, 27, 2 . – URL: См.: Игнатий Брянчанинов, свт. Слово о человеке, Гл. 11: Падение первозданных .– URL:

http://bogoslov.ru/article/4712893

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010