В 1567 г. имп. войска заняли Мукачево и еп. Василию II удалось расположить к себе Габсбургов. Имп. Свящ. Римской империи кор. Венгрии Максимилиан II подтвердил старинные привилегии М. Н. м., но семиградские князья начали грабить обитель. В частности, Жигимонд (Сигизмунд) Ракоци конфисковал все монастырские имения и лишил епископов права собирать десятину. Мукачевский еп. Василий II пожаловался на беспредел императору, но Ракоци сумел оправдаться. Магнат посадил епископа в тюрьму и отпустил, когда тот заплатил 700 золотых. Вскоре Ракоци назначил нового епископа - Гавриила. Ок. 1601-1616 (1623?) гг. настоятелем М. Н. м. и епископом был Сергий (Тисмянский). Позже монастырь возглавил Петроний (Каминский), подчинившийся Киевскому униатскому митр. Иосифу Вельямину Рутскому без к.-л. соборного решения местного духовенства и по ходатайству Рутского утвержденный семиградским кн. Габором Бетленом в 1623 г. на Мукачевской кафедре. Он же воспитал преемников униатских епископов И. Г. Григоровича и Василия Тарасовича. При Григоровиче в М. Н. м. начала работу школа для детей, в которой к 1671 г. учились 20 чел. Религиозная борьба на закарпатских землях продолжалась и во 2-й пол. XVII в. Воспользовавшись смертью Григоровича, семиградский кн. Дьёрдь I Ракоци, правитель Трансильвании, в 1633 г. захватил монастырские имения, а когда еп. Тарасович решил вернуть их, его арестовали в Мукачеве. 1646-1947 гг. Новый этап истории М. Н. м. начался после провозглашения 24 апр. 1646 г. в Ужгороде унии Мукачевской епархии с Римско-католической Церковью. Преемник еп. Тарасовича униат Парфений Петрович после рукоположения нашел поддержку у мукачевской василианской братии. Но против него выступила вдова кн. Ракоци Жужанна Лорантфи, ревностная кальвинистска, враждебно относившаяся к католикам и униатам. Она назначила настоятелем и епископом активного борца с унией правосл. настоятеля и основателя Имстичевского во имя арх. Михаила мон-ря Иоанникия (Зейкана), при котором в обители началось строительство новой церкви.

http://pravenc.ru/text/2564330.html

   С этого времени начинаются гонения на православных. Униатские епископы смещали православных священников и на место их ставили униатов. Православные братства были объявлены мятежными сходками, верных Православию горожан лишали должностей, стесняли в торговле и ремеслах. Крестьяне подвергались всяческим обидам от своих помещиков-католиков. Храмы насильственно обращались в униатские или отдавались в аренду евреям. Арендатор имел у себя ключи от церкви и брал пошлину за каждую службу и требу. Множество православных от этих притеснений убежали в степи к казакам. Эти восстали на защиту православной веры под начальством Наливайки; но поляки одолели их, а Наливайку сожгли. Тогда вспыхнуло новое восстание под начальством Тараса. Но, к счастью для православных, умер яростный гонитель их Сигизмунд III. Преемник его, Владислав IV, дал Православной Церкви льготы, при которых она утвердилась для последующей борьбы с униатами и католиками. Между прочим, дозволено было православным иметь особого митрополита в Киеве. На этой кафедре явился замечательный деятель в пользу Православия – митрополит Петр (Могила).    Митрополит Петр Могила управлял Киевской митрополией с 1633 по 1646 год. сын молдавского господаря, он получил образование в Париже и с честью служил в польском войске. Постригся в монахи в Киево-Печерской Лавре и был ее архимандритом. Сделавшись Киевским митрополитом, он немедленно возвратил от униатов Киево-Софийский собор, обновил и вновь освятил его; украсил Киево-Печерскую Лавру и возобновил один придел Десятинного храма, при чем обретены были мощи святого равноапостольного князя Владимира; преобразовал Богоявленскую братскую школу, выпросил для нее у расположенного к нему короля разные привилегии и переименовал ее в коллегию. Эта коллегия, названная Могилянской, сделалась впоследствии Киевской академией и рассадником духовного просвещения для всей России. Несколько ученых людей, которых для основательного образования он посылал за границу, занимались под его надзором отчасти переводом отеческих творений, отчасти составлением новых книг, которые служили к охранению Православия. Под руководством его составлено «Православное исповедание веры». Рассмотренное на двух соборах в Киеве и Яссах, оно было потом утверждено и одобрено всеми восточными патриархами и таким образом приобрело авторитет символической книги для всей Православной Церкви, какой имеет и доселе. Под надзором митрополита печатались богослужебные книги. Одним из важных его изданий было издание большого Требника. Митрополит трудился над пересмотром Библии для нового издания и житий святых, но эти труды были прерваны смертью приснопамятного святителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

В богословии Уитгифт придерживался кальвинистской идеи о двойном предопределении, нашедшей отражение в его Ламбетских статьях (1595). В конце его епископства конвокация духовенства провинции К. приняла новый Кодекс канонов Церкви Англии (действовал до 1964). Ворота во внутренний двор кафедрального собора в Кентербери. Ок. 1517 г. Ворота во внутренний двор кафедрального собора в Кентербери. Ок. 1517 г. В правление кор. Елизаветы I К. стал важным центром торговли шерстяными тканями, производство которых занимало одно из первых мест в региональной экономике. Во 2-й пол. XVII в. в К. появилась большая община гугенотов , бежавших от религиозных преследований из Франции и Юж. (Испанских) Нидерландов (о переселенцах упом. с 1567). Среди них было много ремесленников-ткачей - вскоре К. стал крупнейшим английским центром производства изделий из шелка. Королева предоставила им для отправления богослужений крипту под собором. В 1676 г. в соответствии с грамотой кор. Карла II Стюарта корпорация ткачей получила офиц. статус. Новая волна эмиграции из Франции последовала 100 лет спустя, после отмены Нантского эдикта (1685). Антипуританскую политику Уитгифта продолжили его преемники на Кентерберийской архиепископской кафедре Р. Бэнкрофт (1604-1610), Дж. Эббот (1611-1633) и У. Лод (1633-1645), видный богослов-арминианин и сторонник восстановления дореформационных церковных обрядов. Политические идеи (представление о «божественном праве короля») и богослужебные реформы архиеп. Лода вызвали оппозицию в Англии и особенно в Шотландии. В 1640 г. т. н. Долгий парламент подверг архиепископа процедуре импичмента; Лод был арестован и после неск. лет заключения казнен (1645). В ходе гражданской войны К. был оккупирован войсками парламента (1642), которые разграбили собор, уничтожили и расхитили витражи, сакральные изображения и др. элементы церковного убранства, восстановленные при Лоде. Однако в городе и в окрестностях мн. жители оставались сторонниками короля и епископальной церкви. В дек. 1647 г. попытка мэра К., рьяного пуританина, запретить празднование Рождества вызвала массовые беспорядки. Весной следующего года в графстве Кент началось восстание роялистов, подавленное после победы парламентской армии в битве при Мейдстоне (1 июня 1648). В результате победы парламентской партии и реформ в Церкви Англии в пресвитерианском духе был принят ордонанс о ликвидации архиеп-ств и еп-ств (1646), кафедра К. оставалась вакантной.

http://pravenc.ru/text/1684195.html

Ионой , обвинив их в «порче» богослужебных книг. В основе конфликта между троицкими справщиками и их оппонентами (Лонгином и Филаретом, свящ. Филиппом, диак. Маркеллом, архим. Чудова мон-ря Авраамием, канонархом Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря Дорофеем и др.), вылившегося в полемику на Соборе 1618 г., лежали противоположные взгляды на принципы К. с., на возможность редактирования библейских и богослужебных книг, на допустимость грамматических критериев в К. с. Взгляды троицких справщиков на книжную правильность основаны на учении о грамматике как инструменте интерпретации сакральных текстов. Целью справы признаётся смысловая точность текста, которая достигается грамматическим анализом слов и форм. Справщики обвиняли своих оппонентов в том, что они «единаго речения грамматического учения не знают - ни времени, лиц, ни родов, ни числа» ( Скворцов Д. И. Дионисий (Зобниновский), архим. Троице-Сергиева мон-ря (ныне лавры). Тверь, 1890. С. 432). Обвинители троицких справщиков возражали против подхода к справе на основе грамматики, к-рую они считали «внешней мудростью», противоположной подлинному благочестию (о негативном отношении к грамматике в Московской Руси в XVI-XVII вв. см.: Успенский. 1994). На Соборе 1618 г. справщики были обвинены в ереси и осуждены. Позже они получили поддержку патриарха Филарета , вернувшегося в июне 1619 г. в Москву из польск. плена: специально созванный патриархом в 1619 г. Собор завершился оправданием справщиков. Прп. Дионисию был пожалован клобук, Арсения назначили справщиком Печатного двора, Иоанна Наседку - священником кремлевского Благовещенского собора (позднее стал ключарем кремлевского Успенского собора). Во время Патриаршества Филарета они продолжали заниматься К. с. Взгляды прп. Дионисия и его сотрудников стали определяющими в К. с., осуществлявшейся при активной поддержке патриарха Филарета (1619-1633) и продолжившейся при патриархе Иоасафе I (1634-1640). При патриархе Филарете был издан полный комплект богослужебных книг: 12 месячных Миней (1619-1630), Служебник (4 издания: 1623, 1627, 1630, 1633), Часослов (5 изданий: 1628, 1631 - дважды, 1632, 1633), Апостол (4 издания: 1621, 1623, 1631, 1633), Требник (4 издания: 1623, 1624, 1625, 1633), Минея общая (4 издания: 1625, 1626, 1629, 1632), Евангелие (3 издания: 1627, 1628, 1633), Псалтирь (6 изданий: 1620, 1622, 1624, 1629, 1631, 1632), Псалтирь следованная (3 издания: 1626, 1628, 1632), Триодь постная (2 издания: 1621, 1630), Устав церковный (1633 - дважды), Триодь цветная (2 издания: 1621, 1630), Шестоднев (2 издания: 1625, 1626), Евангелие учительное (2 издания: 1629, 1633), Октоих (1631.

http://pravenc.ru/text/1841566.html

Н.А. Заозерский , профессор МДА по кафедре церковного права   А.П. Голубцов , профессор МДА по кафедре литургики и церковной археологии   М.Д. Муретов , профессор МДА по кафедре Священного Писания Нового Завета   Г.А. Воскресенский , профессор МДА по кафедре русского и церковнославянского языков с палеографией и историей русской литературы   А.Д. Беляев , профессор МДА по кафедре догматического богословия   В.А. Соколов , профессор МДА по кафедре истории и разбора западных исповеданий   А.П. Шостьин , профессор МДА по кафедре пастырского богословия и педагогики   И.А. Татарский, профессор МДА по кафедре теории словесности и истории иностранных литератур   А.А. Спасский, профессор МДА по кафедре обшей церковной истории в 1897–1907 гг.   М.М. Тареев , профессор МДА по кафедре нравственного богословия   И.Д. Андреев , профессор МДА по кафедре новой гражданской истории   П.В. Тихомиров , доцент МДА по кафедре истории философии   В.Н. Мышцын , профессор МДА по кафедре Священного Писания Ветхого Завета   П.П. Соколов, и. д. доцента МДА по кафедре психологии в 1889–1906 гг.   Священномученик Илия Громогласов , и. д. доцента МДА по кафедре истории и обличения русского раскола в 1894–1910 гг.   Н.Г. Городенский , доцент МДА по кафедре нравственного богословия (с 1902 г. – теории словесности и истории иностранных литератур)   С.И. Смирнов , и. д. доцента МДА по кафедре истории Русской Церкви в 1896–1906 гг.   Трапезная МДА ЦИА ПСТГУ   Комната с роялем в МДА ЦИА ПСТГУ   Пристань в Костроме. 1900-е гг. Из кн.: Российская Империя в фотографиях. СПб., 2004   Нижний Новгород. Вид на мост через Волгу Из журн.: Наше наследие. 1990.   Владикавказ. Мечеть (начало XX в.) Из жури.: Наше наследие. 1990.   Владикавказ. Кафедральный собор (начало XX в.) Из журн.: Наше наследие. 1990. 5   Владикавказ. Городская управа (начало XX в.) Из журн.: Наше наследие. 1990.   Александре-Невский военный собор в Тифлисе (начало XX в.)   Сионский собор в Тифлисе (начало XX в.)   Гостиница Ориент на Головинском проспекте в Тифлисе (начало XX в.)  

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

475 Начат печатанием 1-го Января 1607-го года; окончен печатанием 25-го Апреля 1610-го года. Приготовлен к печати монахом Чудова монастыря, последующим известным головщиком Троицко-Сергиева монастыря, Логгином Шишеловским. Не совсем справедливо осужден и в 1633-и году сожжен патр. Филаретом (Акт. Экспед. 476 Первое издание 1633-го года начато печатанием 17-го Декабря 1630-го года, окончено печатанием 20-го Февраля 1633-го года. Второе издание, представляющее собою простую перепечатку первого, начато 17-го Марта 1633-го года, окончено 30-го Сентября того же 1633-го года (неправильно иными относится к 1634-му году). 477 Устав напечатан в III томе Русской Исторической Библиотеки, издаваемой Археографическою Комиссией, Спб., 1876, coll. 1–156 (Заметка 1634-го года под 12-м Февраля. – col. 54). 479 Святцы с летописью, напечатанные не при какой-либо богослужебной книге, а сами по себе, отдельной иди особой книгой, суть такие святцы, в которых сообщаются краткие биографические сведения о святых (в старое время у нас назывались летописью всякие исторические, пространные и краткие, сведения: запись на стене церкви о времени ее построения – летопись; запись на книге о времени и месте ее написания – летопись). Святцы 1646-го года начаты печатанием 21-го Сентября 1646 года, окончены печатанием 6-го Декабря того же 1646-го года. Святцы 1648-го, тождественные с святцами 1646-го года или представляющие их перепечатку, начаты печатанием 14-го Июля 1648-го года, окончены печатанием 14-го Ноября того же 1648-го года. 480 Святцы других богослужебных книг: евангелий, апостолов, служебников, требников, следованных псалтирей вообще значительно сокращеннее святцев, находящихся в уставах. 482 Служебник 1656-го года окончен печатанием 31-го июля сего года, а что касается до служебника 1658-го года, то на экземпляре его, находящемся в Типографской библиотеке, которым мы пользовались, выход его глухо обозначен «в лето от воплощения Божия Слова 1658 третье издадеся» (после оглавления грамоты патр. Паисия и перед самою грамотою, на особом белом листе).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

44 . Соловей Виктор (по кафедре Библеистики на тему: «Экклезиология святого апостола Павла»); 45 . Творогов Константин (по кафедре Библеистики на тему: «Учение о трихотомии по посланиям святого апостола Павла»); —699— 46 . Тимофеев Борис (по кафедре Филологии на тему: «Перевод первой книги „Моралии на Иова“ [Moralia in Job] свт. Григория Двоеслова , папы Римского»); 47 . Ткачев Евгений (по кафедре Филологии на тему: «Св. Исихий, пресвитер Иерусалимский , и его гомилетическое наследие»); 48 . Трусов Вячеслав, иерей (по кафедре Богословия на тему: «Неоязычество как феномен постсоветской культуры»); 49 . Харламов Алексей (по кафедре Богословия на тему: «Изъяснение святым Григорием Нисским молитвы Господней»); 50 . Хропот Дионисий, иерей (по кафедре Церковно-практических дисциплин на тему: «Одежды духовенства: традиции и современность»); 51 . Чернушенко Андрей (по кафедре Библеистики на тему: «Основы духовной жизни по посланиям святого апостола Павла»); 52 . Шайцан Виктор (по кафедре Церковной истории на тему: «История дискуссии о богослужебном языке Русской Церкви в XIX–XX вв.»); 53 . Шевчук Виталий (по кафедре Церковной истории на тему: «История Молдавского Свято-Вознесенского женского монастыря Жабка от основания до наших дней»); 54 . Шостак Евгений (по кафедре Церковной истории на тему: «Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, как исповедник веры»); 55 . Шумкин Андрей (по кафедре Филологии на тему: «Перевод трактата блж. Августина „О пользе веры“ [De utilitate credendi]»). 3ащитили дипломные работы выпускники Семинарии по экстернату: 1 . Лахтин Александр (по кафедре Филологии на тему: «Духовные этапы творческого пути Н. В. Гоголя»); —700— 2 . Кривотулов Александр (по кафедре Церковно-практических дисциплин «Социальные аспекты пастырского служения»); 3 . Никулин Павел (по кафедре Церковной истории на тему: «Развитие русского иконостаса в XV–XVI веках»). Защитили дипломные работы выпускники Семинарии 2002/2003 уч. года: 1 . Маслий Александр (по кафедре Богословия на тему: «Ницше и христианство»);

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Экстраординарный профессор по кафедре греческого языка и ординарный профессор Императорского Московского Университета по кафедре классической филологии, доктор греческой словесности, Действительный Статский Советник Сергей Иванович Соболевский. Экстраординарный профессор по кафедре психологии, магистр богословия, Статский Советник Павел Петрович Соколов. Экстраординарный профессор по кафедре патрологии, магистр богословия, Статский Советник Иван Васильевич Попов. Экстраординарный профессор по кафедре истории и обличения русского раскола старообрядчества, магистр богословия, Коллежский Советник Илья Михайлович Громогласов. Экстраординарный профессор по кафедре русской церковной истории, магистр богословия, Коллежский Советник Сергей Иванович Смирнов . Экстраординарный профессор по кафедре русской гражданской истории, доктор русской истории, Коллежский Советник Михаил Михаилович Богословский. Экстраординарный профессор по кафедре библейской истории, в связи с историей древнего мира, магистр богословия, Коллежский Советник Дмитрий Иванович Введенский . Экстраординарный профессор по кафедре истории и обличения западных исповеданий и русского сектантства, магистр богословия, Коллежский Советник Анатолий Петрович Орлов. Исправляющий должность доцента по кафедре еврейского языка и библейской археологии и лектор французского языка, магистр богословия, священник Евгений Александрович Воронцов. —10— Исправляющий должность доцента по кафедре общей гражданской истории, кандидат богословия, Надворный Советник Александр Константинович Мишин. Исправляющий должность доцента по кафедре церковно-славянского языка, с палеографией, и истории русской литературы, кандидат богословия, Николай Леонидович Туницкий. Исправляющий должность доцента по кафедре Священного Писания Ветхого Завета, кандидат богословия, священник Димитрий Васильевич Рождественский. Исправляющий должность доцента по кафедре латинского языка, кандидат богословия, Сергей Павлович Знаменский. Исправляющий должность доцента по кафедре истории философии, кандидат богословия, Павел Александрович Флоренский.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Затем по пяти раз напечатаны: Часослов, также книга богослужебная и учебная (1643, 1646, 1651 – дважды, 1652), и Потребник (1646, 1647, 1649, 1651, 1652). По четыре раза: Евангелие (1644 – дважды, 1648, 1651) и Служебник (1646, 1647, 1650, 1651). По три раза: Псалтирь следованная (1642, 1647, 1649), Минея общая (1643, 1644, 1650) и Триодь постная (1642, 1648, 1650). По два раза: Апостол (1644, 1648), Октоих (1644, 1649), Святцы (1646, 1648), Каноник (1646, 1651) и Шестоднев (1646, 1650). По одному разу: «Евангелие учительное» (1642), Пролог – за первую половину церковного года (1642) и за вторую (1643), Житие святителя Николая со службою ему (1643), Минея месячная за все двенадцать месяцев в двенадцати книгах (1644–1646), Молитвослов (1647), Триодь цветная (1648) и Устав церковный (1651). Книги печатались, как и прежде, по благословению патриарха, но Служебник 1651 г. издан по благословению всего освященного Собора, о чем и сказано в предисловии к этому Служебнику. При издании Пролога в 1642 г. государь приказал присовокупить к древним угодникам Божиим и «своея Русския земли великих святителей и чудотворцев Московских и иных градов, преподобных и богоносных отец наших, где который просиял добрыми своими делы, и великих князей русских, которые такожде просияли» (послесловие). Вообще же книги, изданные при патриархе Иосифе, в ином сходны с изданиями иовлевскими, в другом – с филаретовскими, в третьем – с иоасафовскими, а во многом разногласят со всеми. Например, в Служебнике иосифовского издания положено, чтобы те самые молитвы, которые произносит священник при вынутии частиц из просфор 2, 3, 4, 5, 6 и 7, произносил вместе и диакон, а под конец чина проскомидии напечатано восемь указов относительно разных действий литургии – во всех прежних Служебниках ничего этого нет. Другой отдел книг, изданных при патриархе Иосифе, составляют книги, прежде не издававшиеся в Москве и теперь напечатанные в первый раз. Сюда принадлежат: 1 . Книга учебная – Грамматика славянская (1648), изданная как «первая от седмих наук свободных в научение православным, паче же детем сущим, еюже и к прочим, аще кто восхощет, яко дверию, благолепотне и безтрудне, возшествие сотворит» (предисловие).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В 1652 г., 19 генваря в присутствии самого государя и патриарха Иосифа последовало . Но главным делом во дни патриарха Иосифа, по которому патриаршествование его доселе остается памятным в нашей Церкви, было печатание книг. Оно совершалось и теперь, точно так же как при прежних патриархах, на основании одних славянских списков, без сличения с греческими, только теперь число неисправностей и погрешностей в книгах по малограмотности или небрежности справщиков гораздо более увеличилось, а что всего важнее — теперь преимущественно внесены в печатные книги те роковые мнения и погрешности, которые вскоре сделались основами и отличительными верованиями русского раскола . Самый обширный отдел книг, изданных при патриархе Иосифе, составляют книги богослужебные и отчасти учебные, издававшиеся и прежде. Книга Псалтирь, богослужебная и вместе учебная, напечатана была восемь раз (1642, 1645, 1647, 1648 — дважды, 1649, 1650, 1651) Затем по пяти раз напечатаны: Часослов, также книга богослужебная и учебная (1643, 1646, 1651 — дважды, 1652) и Потребник (1646, 1647, 1649, 1651, 1652) 556]. По четыре раза: Евангелие (1644 — дважды, 1648, 1651) и Служебник (1646, 1647, 1650, 1651) По три раза: Псалтирь следованная (1642, 1647, 1649) Минея общая (1643, 1644, 1650) 316, 321] и Триодь постная (1642, 1648, 1650) По два раза: Апостол (1644, 1648) 126], Октоих (1644, 1649) 381], Святцы (1646, 1648) Каноник (1646, 1651) 259] и Шестоднев (1646 , 1650 По одному разу: «Евангелие учительное» (1642) Пролог — за первую половину церковного года (1642) и за вторую (1643) Житие святителя Николая со службою ему (1643) Минея месячная за все двенадцать месяцев в двенадцати книгах (1644–1646) 328, 331, 335, 337, 339, 341, 345, 347, 349, 351], Молитвослов (1647) Триодь цветная (1648) и Устав церковный (1651) . Книги печатались, как и прежде, по благословению патриарха, но Служебник 1651 г. издан по благословению всего освященного Собора, о чем и сказано в предисловии к этому Служебнику. При издании Пролога в 1642 г. государь приказал присовокупить к древним угодникам Божиим и «своея Русския земли великих святителей и чудотворцов Московских и иных градов, преподобных и богоносных отец наших, где который просиял добрыми своими делы, и великих князей русских, которые такожде просияли» (послесловие). Вообще же книги, изданные при патриархе Иосифе, в ином сходны с изданиями иовлевскими, в другом — с филаретовскими, в третьем — с иоасафовскими, а во многом разногласят со всеми. Например, в Служебнике иосифовского издания положено, чтобы те самые молитвы, которые произносит священник при вынутии частиц из просфор 2, 3, 4, 5, 6 и 7, произносил вместе и диакон, а под конец чина проскомидии напечатано восемь указов относительно разных действий литургии — во всех прежних Служебниках ничего этого нет .

http://sedmitza.ru/lib/text/436131/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010