Значительная часть груз. рукописного наследия погибла в результате катаклизмов средневек. истории Грузии и позднее из-за халатного отношения к рукописям. Представителями передовой груз. интеллигенции с целью сохранения груз. культурных ценностей были созданы Общество распространения грамотности среди грузин (1879), Церковный музей (1888) и Историко-этнографическое об-во (1907), занимавшиеся поиском, хранением и изучением уцелевших в церквах, мон-рях и хранящихся у населения памятников материальной и письменной культуры. Для обеспечения лучших условий хранения коллекции всех 3 орг-ций в 1929-1930 гг. были переданы в Государственный музей истории Грузии (ГМИГ), где в 1930 г. был сформирован Отдел рукописей. Рукописям фонда Церковного музея была присвоена литера А, Историко-этнографического об-ва - Н, Об-ва распространения грамотности - S. Для новых поступлений был создан фонд Q. В дальнейшем из каждого фонда были выделены исторические документы, к-рым присвоили литеру d (Ad, Hd, Sd и Qd). Рукописи и исторические документы на иностранных языках (греч., арм., лат., рус., араб., персид., тур., сир., евр., эфиоп., нем., франц., польск., англ. и монг.) были собраны в Восточный фонд и обозначены соответствующими расширениями шифров (Ar., Р., Tur., Arm., Gr., Ros. и др.). Рукописи Каджарской коллекции фонда обозначены литерой K, памятники среднеазиат. происхождения - AC, найденные на территории Грузии - L. Личные архивы грузинских, русских и иностранных гос. общественных деятелей, писателей и ученых XIX - нач. XX в. стали базой архивного собрания. Также был создан фонд микро- и фотопленок, где хранятся микро- и фотокопии фондов др. груз. музеев и архивов, а также груз. материалов зарубежных книгохранилищ. Сегодня собрание составляют фотокопии почти всех коллекций груз. рукописей, хранящихся за рубежом. Создан фонд электронных версий рукописей. В 1958 г. на базе Отдела рукописей ГМИГ по инициативе акад. И. В. Абуладзе был образован ИР, с 1962 г. носящий имя акад. прот. К. Кекелидзе . Отдельное здание в городке АН Грузинской ССР ин-т получил в 1965 г. Первым директором стал Абуладзе (1958-1966), затем ИР руководили акад. Е. П. Метревели (1966-1988), акад. З. Н. Алексидзе (1988-2006), с 2006 г. ИР возглавляет проф. Б. К. Кудава.

http://pravenc.ru/text/468825.html

В главах, написанных для сб. «Очерки истории Грузии», и в соч. «Абхазы и Абхазия» рассмотрены вопросы, связанные с политикой эгрис-абх. царей IX-X вв., направленной на церковное объединение Зап. и Вост. Грузии; с обретением независимости от К-польского Патриархата и с формированием Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ; с церковным воссоединением Церквей Зап. и Вост. Грузии и с формированием единой структуры ГПЦ. Л. установила, что церковное объединение Грузии предшествовало политическому. Л. принадлежит критический перевод на рус. язык памятников груз. исторической письменности, включенных в свод «Картлис Цховреба» : это «Матиане Картлиса» (Летопись Картли) и «История и повествование о Багратионах» Сумбата Давитис-дзе. Также Л.- соавтор сборника «Цари Грузии» (2000), соавтор 2-томного учебника для вузов «История Грузии» (2006. Т. 1; 2008. Т. 2). Л.- заслуженный деятель наук Грузии (1975); лауреат мн. национальных премий, награждена гос. и церковными орденами (в т. ч. орденом Чести, 1997; орденом св. Георгия, 2011); она - почетный гражданин г. Тбилиси (1988), имеет титул «Мать Грузии» (2011). Изд.: Матиане Картлиса/Пер. на рус. яз., введ., примеч.: М. Д. Лордкипанидзе. Тб., 1976; То же [Летопись Картли]//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 139-180; Сумбат Давитис-дзе. История и повествование о Багратионах/Пер. на рус. яз., введ., примеч.: М. Д. Лордкипанидзе. Тб., 1979; То же//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 221-302. Соч.: Политическое объединение феод. Грузии, IX-X вв. Тб., 1963 (на груз. яз.); Грузинская раннефеод. ист. лит-ра. Тб., 1966 (на груз. яз.); Эпоха Руставели. Тб., 1966 (на груз. яз.); К вопросу о надписях храма Джвари в Мцхета//Мацне (Вестник)/АН Грузии. Тб., 1968. Вып. 4(43). С. 190-200; История Грузии XI - нач. XIII вв. Тб., 1974; Картли во 2-й пол. V в. Тб., 1979 (на груз. яз.); Что такое «Картлис Цховреба». Тб., 1989 (на груз. яз.); Возникновение груз. феод. княжеств//Очерки истории Грузии. Тб., 1973. Т. 2. С. 372-506 (на груз. яз.); Эгрис-Абхазское царство//Там же. С. 416-445 (на груз. яз.); Абхазы и Абхазия. Тб., 1989, 20122 (на груз., рус., англ. языках); Тбилиси, IV - нач. XII вв.: Ист. очерк. Тб., 1991; Царь Баграт III. Тб., 2002 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2110732.html

Алтарная преграда в зальной церкви Зальная церковь (7,3×5,2 м), расположенная к западу от базилики, облицована обработанными квадрами травертина, вход с запада. С востока - апсида алтаря с арочным окном. Такие же окна имеются и в вост. частях продольных стен. Алтарь отделен от остального пространства церкви преградой. Во 2-й пол. XVI в. церковь была расписана. Роспись алтаря представлена в 3 регистрах: верхний и средний отделены друг от друга орнаментальной полосой. Согласно фрагменту, сохранившемуся в верхнем регистре (в конхе), здесь была изображена Пресв. Богородица, восседающая на престоле, с Младенцем и архангелами Михаилом и Гавриилом. В среднем регистре помещена сцена «Причащение апостолов», разделенная окном на 2 части. Выделяются изображения Иисуса Христа и по 5 апостолов с каждой стороны. В нижнем регистре расположены 4 фигуры святителей. Опорные арки свода увенчаны растительным орнаментом, в к-рый вписаны поясные фигуры пророков. Между арками на своде находятся 2 больших медальона. В восточном изображен Спас Вседержитель с благословляющей десницей и с закрытым Евангелием в левой руке. Цикл из 12 праздников помещен на стенах церкви в 2 регистра. В верхнем регистре были изображены композиции «Благовещение Пресв. Богородицы», «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Крещение Господне» и «Воскрешение Лазаря». Роспись среднего регистра сохранилась только на западной стене, здесь размещены сцены «Сошествие во ад» и «Вознесение Господне». Художник использовал вишневый, розовый, зеленый, охристый, белый и синий цвета. На алтарной преграде изображены Деисус и 12 апостолов. Лит.: Чубинашвили Г. Н. Архитектура Кахетии. Тб., 1959. С. 48-55; Барнавели Т. Надписи на ист. памятниках Кахети: Сб. Тб., 1961 (на груз. яз.); Беридзе В. Древнегрузинская архитектура. Тб., 1974 (на груз. яз.); он же. История груз. архитектуры. Тб., 2014. Т. 1. С. 56-57; Т. 2. С. 84 (на груз. яз.); Государственная программа культурного наследия Грузии, 2004-2005 гг. Тб., 2006 (на груз., англ. языках); Свод памятников истории и культуры Грузии/Сост.: А. Сакварелидзе. Тб., 2008. Т. 2: Ахметский, Душетский, Тианетский, Казбегский р-ны/Сост.: Т. Двали. С. 116-119 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2562558.html

Роспись иконостаса и живопись вост. фасада церкви выполнены в один и тот же период. Это самый ранний образец фасадной сюжетной живописи в Сванети ( Аладашвили и др. 1983. С. 12). Внешняя роспись Н. сохранилась фрагментарно - в виде прориси и отдельных цветовых пятен. В боковых арках вост. фасада находились живописные изображения святых. На фронтоне была представлена живописная композиция «Сошествие Св. Духа на апостолов». Живопись отличается звучным колоритом: чередованием золотистой охры, красно-коричневатого, серого и изумрудно-зеленого тонов, по стилистическим признакам она тесно связана с груз. искусством IX-X вв. (Там же. С. 13). Святыни В Н. хранились живописные и чеканные иконы (большая часть хранится в Сванети этнографии и истории музее ): «Апостол Павел» (X в., серебро, позолота, 15×5 см), «Великомученик Георгий с Деисусом» (XI в., дерево, позолоченное серебро; в нижней части иконы изображен вмч. Георгий, поражающий имп. Диоклетиана, в верхней - 3-частная композиция Деисуса), «Богоматерь с Младенцем и святая Варвара» (XI-XII вв., дерево, темпера, 55×45,5 см), «Великомученик Георгий» (XI-XII вв., дерево, позолоченное серебро, 56×43 см), «Великомученики Георгий и Феодор» (XII в., холст, темпера, 56×43 см), «Великомученик Георгий» (XII-XIII вв., дерево, темпера, 80×59 см), «Спас Вседержитель» (XII в., дерево, серебро, 50×44 см), «Великомученики Георгий и Феодор» (XII-XIII вв., дерево, холст, темпера, 104×25 см); «Три святых воина» (вмч. Георгий, вмч. Димитрий и неизв. святой; XIII в., дерево, холст, левкас, темпера, 124×74,5 см). В церкви хранится икона вмч. Георгия, поражающего Диоклетиана (XI в., дерево, серебро, 50×41 см) ( Бурчуладзе. 2016. С. 36, 78, 146, 150, 152, 157, 160, 165, 166, 180-181). Лит.: Амиранашвили Ш. История груз. искусства. Тб., 1961. С. 268-272 (на груз. яз.); Шмерлинг Р. Малые формы в архитектуре средневек. Грузии. Тб., 1962. С. 247; Аладашвили Н. А., Алибегашвили Г. В., Вольская А. И. Живописная школа Сванетии. Тб., 1983; Алибегашвили Г. В. Роспись ц. св. Георгия в Накипари//Там же. С. 77-101; Шевякова Т. Монументальная живопись раннего средневековья Грузии. Тб., 1983. Ил. 86-89; Паташури Г. Типология церк. архитектуры Верхней Сванети//Леван Рчеулишвили, 100: Сб. тр. науч. конф. Тб., 2009. С. 43-55 (на груз. яз.); Kenia M. Upper Svaneti, Medieval Mural Painting. Tbilisi, 2010. P. 6-8, 28-31 (на груз., англ. языках); Бурчуладзе Н. Грузинские иконы. Тб., 2016 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2564638.html

1936. Bd. 18. H. 1. S. 1-9; Udzial Gruzji w dziejach kultury duchowej na Balkanach//Wschod-Orient. 1936. T. 7. Zesz. 1. S. 56-64; Georgian Influences on the Cultures of the Balkan Peoples//Georgica. L., 1936. Т. 1. N 2/3. P. 14-23), в 1936 г.- на Афоне, в Св. земле и в Сирии (Z dziennika podrozy po Ziemii Switej i Syrii: 5.VII - 28.IX.1936)//Polska Stronica Slowa. 1938. 30 janv. Zesz. 5/6. S. 6-7; 13 fev. Zesz. 7/8. S. 4-6; 27 fev. Zesz. 9. S. 6-7; 27 mr. Zesz. 12/13. S. 5-7; 10 apr. Zesz. 14/15. S. 5-6; 24 apr. Zesz. 16/17. S. 7-8; 6 maj. Zesz. 18/19. S. 6-8), в 1937 г.- в Италии и Австрии. Наиболее ценными находками Г. на Афоне были Типикон Петрицонского мон-ря (XI в.), основанного прп. Григорием Пакурианом в Болгарии, а также греч. редакция Жития мучеников Литовских Антония, Иоанна и Евстафия. В 1933 г. митр. Варшавский и всей Польши Дионисий (Валединский), с к-рым Г. познакомился в 1927 г. на конференции в Лозанне, предложил Г. занять посты зам. профессора патрологии Православного богословского отд-ния Варшавского ун-та, а также зам. ректора Варшавской ДС, гарантируя ему юрисдикционную независимость от ПАПЦ. Приняв предложение, Г. 7 дек. того же года прочел первую лекцию «Понятие о патрологии, ее цели и методы в православном богословии». В Варшаве Г. служил в нижней церкви собора св. Марии Магдалины. Параллельно до начала второй мировой войны Г. продолжал окормлять паству ц. св. Нины в Париже. 8 мая 1934 г. митр. Дионисий наградил его митрой. Г. был автором свыше 70 научных работ, опубликованных на груз., франц., англ., нем. и польск. языках. Ему принадлежит ряд исследований по литургике (Liturgia sancti et omnilaudati Apostoli Petri// Codrington H. W. The Liturgy of St. Peter. Münster, 1936. S. 156-163 (LQF; 30)), о визант., груз., иерусалимском богослужении (Die Weihnachtsfeier Jerusalems im 7. Jh.//Oriens Chr. 3e ser. 1927. Bd. 1. S. 310-318 (Совм. с: A. Baumstark); Zur vorbyzantinischen Liturgie Georgiens//Le Museon. Louvain, 1929. Vol. 42. Fasc. 2. P. 90-99; Les Monuments liturgiques prébyzantins en langue géorgienne//Ibid.

http://pravenc.ru/text/166569.html

2005. С. 297). Литературно-богословская деятельность в М. не прекращалась до XVI в. Известен каллиграф 1-й пол. XVI в. Иордан (Хантубидзе) ( Кекелия, Хоситашвили. 2011. С. 202). М. был также миссионерским центром: в поздней приписке к рукописи НЦРГ. A 97 упомянут некий Хитар, «обращенный из армян в христианство» (Описание груз. рукописей. 1973. С. 443). Ист.: Георгий Мерчуле. Житие Григола Ханцтели (Кименная ред.)/Груз. текст, введ., изд., пер.: Н. Я. Марр. СПб., 1911. (ТРАГФ; 7); он же. То же (измененное заглавие: Труд и деятельность жизни святого и блаженного отца нашего Григория архимандрита, строителя Ханцты и Шатберди, и вместе с ним память многих отцов блаженных)//ПДГАЛ. 1963. Т. 1: V-X вв. С. 248-319; Марр Н. Я. Дневник поездки в Шавш(ет)ию и Клардж(ет)ию// Георгий Мерчуле. Житие св. Григория Хандзтийского. СПб., 1911. С. 1-202. (ТРАГФ; 7); Описание груз. рукописей, коллекция бывшего Церковного музея: Колл. A/Сост.: Т. Брегадзе и др. Тб., 1973. Т. 1. Ч. 1 (на груз. яз.); Грузинские док-ты IX-XV вв. в собр. ЛОИВ АН СССР/Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Корпус груз. ист. док-тов/Сост.: Т. Енукидзе и др. Тб., 1984. Т. 1: Груз. ист. док-ты IX-XIII вв. (на груз. яз.); Распорядок царского двора/Ред.: К. Сургуладзе. Тб., 1993 (на груз., рус., англ. языках). Лит.: Ингороква П. Георгий Мерчуле. Тб., 1954 (на груз. яз.); он же. Краткий обзор истории древнегруз. лит-ры// Он же. Соч. Тб., 1978. Т. 4. С. 241-483 (на груз. яз.); Клдиашвили Д. Синодик мон-ря Мидзнадзори//Мравалтави (Многоглав). Тб., 2005. Вып. 21. С. 293-307 (на груз. яз.); Хоштария Д. Церкви и мон-ри Кларджети. Тб., 2005 (на груз. яз.); Кекелия В., Хоситашвили И. Приписки к рукописи Jer. Geo. 49 и географ. ареал деятельности рода Хантубисдзе//Шромеби (Труды)/Ин-т истории Грузии (ТГУ). Тб., 2011. Вып. 4. С. 199-203 (на груз. яз.); Халваши Р. Литературные центры Кларджети//Кларджети. Батуми, 2016. С. 152-158 (на груз. яз.). Г. Чеишвили Архитектура Кафоликон М. сильно разрушен, он представлял собой здание т. н. полусвободного креста с крестообразным основным объемом и 2 дополнительными помещениями по сторонам алтарной апсиды. Еще одно небольшое помещение, в сев.-зап. углу, было пристроено несколько позднее. Купол опирался на углы рукавов. Зап. рукав удлинен, что является особенностью монастырских церквей Кларджети (Опиза, Долискана, Ени-Рабат). Его продольные стены были расчленены 3 парами пристенных арок, опирающихся на усеченные пилястры. С запада к западному рукаву примыкал портик, оформляющий главный вход в храм. Сохранились сев. рукав, северная и частично западная стены зап. рукава, жертвенник (сев. приалтарное помещение) кафоликона. Вся юж. часть здания, алтарная апсида, своды и купол утрачены.

http://pravenc.ru/text/2563170.html

Груз. народные и духовные напевы: Ист. обзор. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Аракчиев Д. И., Гроздова А. А. Два письма по поводу отзыва г-на Н. И. Компанейского о литургии груз. расп. в гармонической обработке Н. С. Кленовского//РМГ. 1902. 51/52. Стб. 1292-1297; Чхиквадзе З. [Рец.:] Песнопения литургии св. Иоанна Златоуста груз. (кахетинского) расп. Н. Кленовского//Иверия. 1902. 265. С. 3-4 (на груз. яз.); Компанейский Н. И. Литургия св. Иоанна Златоуста груз. расп.//РМГ. 1902. 42. Стб. 998-1011; Кастальский А. Д. Письмо в редакцию//Там же. 1903. 7/8. Стб. 206-207; Аракишвили Д. И. [Рец. на изд.:] Кленовский Н. Песнопения на литургии Св. Иоанна Златоустаго груз. (кахетинского) расп.//Иверия. 1903. 24. С. 3-4 (на груз. яз.); он же (Аракчиев Д. И.). Краткий очерк развития груз., карталино-кахетинской нар. песни с приложением нотных примеров и 27 песен в нар. гармонизации. М., 1905; он же. О ладовой структуре нар. песен Зап. Грузии. Тб., 1954 (на груз. яз.); Клдиашвили Д. Мемуары. Тб., 1932 (на груз. яз.); Тавзишвили Г. История народного образования и педагогической мысли в Грузии, 1801-1870. Тб., 1948. Т. 2 (на груз. яз.); Хундадзе Т. Очерки из истории нар. образования, XIX в. Тб., 1951 (на груз. яз.); Цамцишвили А. А. Мревлишвили, 1823-1889//Грузинские деятели нар. образования и нар. учителя/Ред.: В. Швангирадзе. Тб., 1955. Сб. 2. С. 3-8 (на груз. яз.); Мшвелидзе А. Музыкальное образование в Грузии. Тб., 1976 (на груз. яз.); Чхатараишвили К. Первые попытки восстановления и записи груз. церк. пения//Гантиади (Рассвет). Кутаиси, 1989. 6. С. 252-261 (на груз. яз.); Бубулашвили Э. Грузинское церк. пение в период экзархов//Грузинское церк. пение: Народ и традиция: Докл. науч. конф. 16 марта 2001 г. Тб., 2001. С. 173-202 (на груз. яз.; резюме на рус. и англ. языках); Кастальский А. Д. Статьи, мат-лы, воспоминания, переписка/Ред.-сост.: С. Г. Зверева. М., 2006. (РДМДМ; 5) (по указ.); Жужунадзе Б. Новые тенденции в груз. церк.-певч. традиции XIX в. Тб., 2009 (на груз. яз.); Мачуришвили Г.

http://pravenc.ru/text/2564264.html

Ист.: Brosset M. Notice sur un manuscrit géorgien de la Bibliothèque Impériale publique, provenant de m. Tischendorf//Mélanges asiatiques. St.-Pb., 1858. P. 264-280; Восхваление груз. языка: Груз. текст и рус. коммент./Сост.: А. Цагарели//Памятники груз. старины в Св. земле и на Синае. Прил. 2: Кат. груз. рукописей Синайского мон-ря. 1888. (ППС. Т. 4. Вып. 1(10)). С. 203-204; То же/Ред.: Е. Мачавариани//Джвари вазиса (Крест из виноградной лозы). Тбилиси, 1978. 1. С. 30-32 (на груз. яз.); То же/Ред.: Т. Путкарадзе. Кутаиси, 2000 (на груз. яз.); То же/Ред.: И. Гагулашвили. Тбилиси, 2001 (на груз. яз.); То же/Сост., исслед.: Л. Хевсуриани. Тбилиси, 2004 (на груз. яз.); Кекелидзе К., прот. Малый канон Иоанна-Зосима// Он же. Этюды. 1955. Т. 3. С. 127-133; Описание груз. рукописей Синайского мон-ря/Сост.: Н. Я. Марр, предисл. И. Мегрелидзе. М.; Л., 1940. С. 25-26; Описание груз. рукописей Синайской горы/Сост., исслед.: И. Джавахишвили. Тбилиси, 1947. С. 16-20, 101-105 (на груз. яз.); Garitte G. Catalogue des manuscrits géorgiens littéraires du Mont Sinai. Louvain, 1956. (CSCO; 165. Subs.; 9); idem. Calendrier Palestino-Géorgien. 1958. Р. 15-26, 72-97, 144-152; Синайский Многоглав/Ред.: А. Шанидзе. Тбилиси, 1959. С. 283 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей: Синайская колл./Ред.: Е. Метревели. Тбилиси, 1978. Т. 1. С. 131-143; 1987. Т. 3. С. 208-217 (на груз. яз.); Древнейший иадгари/Сост., ред., исслед.: Е. Метревели и др. Тбилиси, 1980. С. 723-740, 885-888, 894 (на груз. яз.); Catalogue of Georgian Manuscripts Discovered in 1975 at St. Catherine " s Monastery on Mount Sinai/Ed. Z. Aleksidze et al. Athens, 2005. P. 19-20, 67, 69, 71, 87 (на груз., греч., англ. языках). Лит.: Brosset M. Études de chronologie technique. St.-Pb., 1868. Pt. 1; Цагарели А. Памятники груз. старины в Св. земле и на Синае//ППС. 1888. Т. 4. Вып. 1(10). С. 227, 234-235; он же. Сведения о памятниках груз. письменности. СПб., 1889. Т. 1. Вып. 1. С. 59-62, 85, 92-93; Марр Н. Я. Предварительный отчет о работах на Синае, веденных в сотрудничестве с И.

http://pravenc.ru/text/577940.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гавриил (Кикодзе), еп. Имеретинский. Фотография. Кон. XIX в. [Габриели; груз. ] (Кикодзе Герасим Максимович; 15.11.1825, дер. Бахви, близ Озургети - 13.01.1896), свт. (пам. 13 янв.), еп. Имерети в 1860-1896 гг. Из семьи священнослужителя. В 1837 г. поступил в ДУ Тифлисского у., в 1839 г. продолжил учебу в Тифлисской ДС, в 1841-1843 гг.- в Псковской ДС. В 1844 г. Г. поступил в СПбДС, в 1845-1849 гг. учился в СПбДА. В 1849 г. Г. женился на Марии Николаевне Владкиной, дочери петербургского священника, и возвратился в Тифлис. Служил в Тифлисской ДС и. о. инспектора (преподавал физику, математику и богословие), а затем помощником ректора. В 1851 г. был удостоен степени магистра и стал инспектором ДМ. С 1855 г. преподавал Закон Божий в Тифлисском ин-те благородных девиц. В 1858 г. в С.-Петербурге было опубликовано его соч. «Основания опытной психологии», к-рое долгое время являлось учебником для российских духовных семинарий. В 1856 г., после смерти жены и дочери, принял монашеский постриг в Давидгареджком мон-ре. С 1858 г. архимандрит и управляющий Давидгареджийским мон-рем. 18 янв. 1859 г. состоялась хиротония Г. во епископа Горийской епархии, 2 июля 1860 г. он был назначен епископом Имерети. С 30 мая 1869 по 1886 г. управлял Абхазской епархией. В 1875 г. был обвинен в краже церковных святынь, но вскоре его оправдали. В 1887 г. по инициативе Г. был основан Комитет по возрождению груз. песнопения. В 1890 г. Г. был избран членом Об-ва распространения грамотности среди грузин. В 1890-1892 гг. в Кутаиси Г. основал свыше 100 приходских школ и множество б-к, жен. епархиальную ДС (1894). Его выступления и проповеди опубликованы на груз., рус. и англ. языках. Г. активно участвовал в народно-освободительном движении, выступал против русификаторской политики царизма в области образования, был сторонником упразднения крепостничества. Похоронен в Кутаиси, в мон-ре Гелати, в ц. во имя Богоматери. Канонизирован в 1995 г.

http://pravenc.ru/text/161301.html

Лит.: Чхиквадзе Г. Карбелашвили Василий//Груз. СЭ. Тбилиси, 1980. С. 394-395 (на груз. яз.); Джавахишвили Г. Книжник и исследователь//Мцигнобари (Книжник). Тбилиси, 1982. С. 149 (на груз. яз.); Чхатараишвили К. Первые попытки восстановления и записи груз. церк. пения//Гантиади (Рассвет). Кутаиси, 1989. 6. С. 252-261 (на груз. яз.); Папуашвили Н. По следам информации П. Карбелашвили: История двух пергаменных рукописей//Мравалтави (Многоглав). Тбилиси, 1991. Вып. 16. С. 215-228 (на груз. яз., резюме на рус. яз.); Бубулашвили Э. Груз. церк. пение в период экзархов//Груз. церк. пение. Народ и традиция: Докл. науч. конф. (16 марта 2001 г.). Тбилиси, 2001. С. 173-202 (на груз. яз., резюме на рус. и англ. языках); он же. Из истории Грузии: Письмо прот. Василия Карбелашвили И. Сталину//Омега. Тбилиси, 2001. 7. С. 24-26 (на груз. яз.); Василий Карбелашвили//Бодбис самрекло (Колокольня Бодбе). Цнори, 2004. 1. С. 19-23 (на груз. яз.); Епископ Стефан Карбелашвили/Сост.: К. Паичидзе//Ими не предан Христос. Тбилиси, 2005. С. 65-69 (на груз. яз.); Андгуладзе С. Епископ Стефан Бодбели (Василий Карбелашвили)/Ред.: К. Павлиашвили. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.); она же. Кутаисский Собор (дек. 1926 г.) и еп. Стефан Бодбели (Василий Карбелашвили)//Христ. исследования. Тбилиси, 2009. С. 252-259 (на груз. яз., резюме на англ. яз.); она же. Братья Карбелашвили/Сост.: Л. Тогонидзе. Тбилиси, 2012 (на груз. яз.); Джангулашвили С. Нотный рукописный архив еп. Стефана (Василия) Карбелашвили//Духовная музыка: Науч. тр. Тбилисской гос. консерватории им. В. Сараджишвили. Тбилиси, 2007. С. 81-97, 120 (на груз. яз., резюме на англ. яз.); Карбелашвили А. Илия Чавчавадзе и братья Карбелашвили. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.); он же. Письмо Илии Чавчавадзе Василию Карбелашвили: «Вестник сирых» и Филимон Карбелашвили//Квакутхеди (Краеугольный камень). Тбилиси, 2007. 8. С. 19-20 (на груз. яз.); Шилакадзе М. Из архива Василия Карбелашвили//Духовная музыка. Тбилиси, 2007. С. 77-80, 120 (на груз. яз., резюме на англ. яз.); Свящ. Полиевкт Карбелашвили, 1855-1936: Фотолетопись/Сост.: Л. Тогонидзе, Г. Мачуришвили//Сапатриарко уцкебани (Ведомости Патриархии). Тбилиси, 2008. 22. С. 17-18 (на груз. яз.); Свящ. Филимон Карбелашвили, 1879-1930: Фотолетопись/Сост.: Л. Тогонидзе, Г. Мачуришвили//Там же. 42. С. 18-20 (на груз. яз.); Вардосанидзе С. Груз. архиереи (XX-XXI вв.). Тбилиси, 2009 (на груз. яз.); Садзаглишвили Н. Из истории деятельности свящ. Василия Карбелашвили//Тр. 1-й науч. конф. гуманитарного фак-та Груз. ун-та (26-27 нояб. 2010 г.). Тбилиси, 2011. С. 96-112 (на груз. яз.); Заслуги семьи Карбелашвили перед народом и Церковью: Фотолетопись/Сост.: Л. Тогонидзе, Г. Мачуришвили//Сапатриарко уцкебани (Ведомости Патриархии). Тбилиси, 2012. 1. С. 16-20 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1681013.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010