Церковь призывает нас к этому шагу, к этому деянию именно для того, чтобы перед нами открылись спасительные двери покаяния, поста и молитвы. Совершим этот шаг в чистоте мыслей и в простоте сердца, без всякого лукавства и без всякой дипломатии. Сделаем это настолько чисто и честно, чтобы радостным биением отозвалось на это деяние наше сердце. Я сознаю, что как Патриарх, как настоятель этого святого храма мог многих из вас вольно или невольно обидеть. Сознаю, что не всем, кто обращается ко мне, я имею возможность ответить, не со всеми, кто хотел бы этого, я могу встретиться, не ко всем, кто хотел бы этого, я могу проявить особое внимание, и это обстоятельство тяготит мою душу. И когда кто-то из моего рабочего окружения убеждает меня в том, что в сутках только 24 часа и невозможно сделать большее, я, как бы принимая все эти аргументы, внутренне скорблю — как скорблю о невозможности посещать все храмы, в которые меня приглашают, как скорблю о невозможности приезжать в каждый монастырь, где меня ждут, как скорблю о невозможности отвечать на многие приглашения в адрес Патриарха — а откликнуться опять таки не могу. Сознаю также, что и по человеческой своей немощи мог кого-то обидеть — слишком грозным словом, невоздержанностью в слове, проявлением раздражительности, что также является грехом, в котором я открыто каюсь сегодня пред всеми вами. И в знак моего искреннего раскаяния пред Церковью, пред духовенством, пред народом, приношу это земное поклонение. Отцы святые, братья и сестры, благословите и простите меня, грешного. Аминь. Рейтинг: 10 Голосов: 2 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Лика Панова 27 марта 2014, 02:01 Внимательно прочитала Слово на вечерне с чином прощения в Храме Христа Спасителя Патриарха Кирилла.Какую глубину смысла его слов я прочувствовала.Как многим из нас не хватает пони- мания,что любовь и способность прощать-самые главные движущие силы в мироздании,поэтому сам Господь своим примером на Голгофе это показал и кровью своей смыл грехи кающихся и понимающих величие его поступка и, вообще,жизнь без веры в Бога-ХАОС!Говорят,что красота спасет мир,но ВЕРА В БОГА спасет душу ЧЕЛОВЕКА!Аминь!Заслуженный художник Ассоциации иск-ств народов МИРА,мама троих замечательных детей,которые живут с Богом в сердце и Господь хранит нас!Слава Господу!

http://pravoslavie.ru/68917.html

Тот факт, что сегодня в храмах нашей Церкви множество народа, свидетельствует еще об одной потребности людей — не только возложить на себя узы поста, которые являются узами спасительными, благими и легкими, но также изменить свою жизнь к лучшему. А последнее и является целью поста. Мы постимся не для того, чтобы перейти на некую диету, как некоторые считают, не для того, чтобы похудеть, не для того, чтобы наш организм лучше работал, — хотя все это действительно является следствием физического поста. В первую очередь мы постимся для того, чтобы изменились наши чувства, потому что духовная природа человека связана с физической и состояние тела влияет на состояние духа. Результатом же поста должна быть глубокая перемена в наших мыслях, в нашем отношении к окружающему миру, в нашем мировоззрении, в нашем восприятии ценностей, в определении того, что есть важное и непреходящее для человека, а что второстепенное, на что не стоит тратить свою жизнь. Пост — это время молитвы и беспристрастного суда над самим собой через размышление и покаяние. Мы начинаем поприще Великого поста с Прощеного воскресенья. Церковь призывает простить друг друга, особенно же простить наших обидчиков, тех, к кому мы плохо относимся, кто причинил нам скорбь, кто явил некую несправедливость в отношении нас, попросить прощения у тех, чье имя мы не всегда хотим произносить. Для чего же это надо? Об этом замечательно сказал святой преподобный Ефрем Сирин: «Если ты, человек, не прощаешь всякого, кто согрешил против тебя, не утруждай себя постом и молитвой, ибо не услышит тебя Бог». Пост и молитва, если они не связаны с покаянным состоянием духа, если они не сопровождаются прощением тех, с кем мы во вражде или конфликте, не достигают престола Божия. И потому то, что происходит в Прощеное воскресенье вечером, не является лишь обычаем. Да и кто захотел бы следовать этому обычаю, заставляя себя сделать то, что сделать очень непросто! Но ведь каждый душой понимает, сердцем чувствует, что нужно сделать этот шаг, нужно испросить прощения у ближнего — для того чтобы ушла тяжесть сердца, для того чтобы взор стал светлым, для того чтобы очистилась атмосфера межличностных отношений.

http://pravoslavie.ru/68917.html

С чего же начинается этот процесс переосмысления жизни, эта перемена ума и сердца? Он всегда начинается с некоего испытания. Нужно не только осознать свою неправоту пред Богом и людьми, но и испросить прощения за свою неправоту. Чем более мы перед кем-то виноваты, тем сложнее нам испросить прощения. Но без этого прощения невозможен путь покаяния. Вот почему Великий пост и начинается чином прощения, когда в Прощеное воскресенье, после вечернего богослужения, люди собираются в храм для того, чтобы испросить прощения пред Богом и друг перед другом. Из практики мы знаем, что можем с легкостью подойти к людям знакомым или даже незнакомым и, следуя обычаю, сказать «прости меня» — так просто и легко, потому что на самом деле мы с этими людьми не в ссоре. Они нас не обидели, а мы не обидели их. Но как же тяжело подойти и попросить прощения у человека, с которым ты находишься в реальном конфликте, который тебе кажется врагом! К человеку, которого ты считаешь врагом, подойти и попросить прощения невероятно тяжело. Но если мы неспособны сделать этот шаг, то и весь путь покаяния обречен на неудачу. Поэтому сегодня мы и призываемся к прощению — к тому, чтобы просить прощения и прощать, делая тем самым первый шаг на пути освобождения от греха, делая реальный разворот навстречу тому пути, который ведет нас к Богу. И сейчас мы совершим это важное действие. Здесь, в храме, каждый должен попросить прощения у другого, особенно у того, с кем находится в непростых отношениях. А когда мы придем домой, то и там следует опуститься на колени перед нашими родными, близкими, перед теми, с кем мы каждый день бок о бок живем, трудимся — и, конечно, не бывает так, чтобы эти домашние отношения не омрачались конфликтами, некоторым напряжением. Там-то особенно нужно испросить друг у друга прощения. Но если мы найдем в себе силы и завтра, придя на работу, попросить прощения у своих коллег, у тех, с кем мы вместе работаем или вместе учимся, то это может стать моментом обращения не только нас самих, но и тех людей, к которым мы обратим слово «прости». Путь духовного возрастания начинается с этого слова, и будем просить Господа, чтобы Он нам дал чистоту сердца и мужество, испросив друг у друга прощения, положить начало великопостному поприщу.

http://e-vestnik.ru/news/slovo_svyatejsh...

Что же такое обращение? Это, во-первых, взор, устремленный к Богу — не физический взор, а желание видеть в Боге цель своей жизни. Человеку вдруг становится ясно, что множество целей и ценностей, которые ему казались таковыми, вдруг перестают быть и целью, и ценностью; и тогда возникает непреодолимое желание достигнуть подлинной цели своего бытия. И вслед за обращением наступает нечто очень важное. Устремляясь к Богу, каждый человек не может не спросить себя — а что я должен сделать для того, чтобы достичь этой цели, чтобы обрести рай, войти в общение с Творцом? А сделать нужно обратное тому, что сделал Адам. Адам ослушался Бога, а тому, кто желает вернуться к Богу, нужно обрести послушание Его воле. Сделать это очень непросто, потому что у каждого складываются свои привычки, жизненные стереотипы, взгляды на окружающий мир и на самого себя. И для того чтобы сделать этот первый шаг на пути к Богу, для того чтобы обращение стало действенным, необходимо покаяние. Покаяние есть действительно таинственный и спасительный акт, совершаемый нашим разумом, нашими чувствами и нашей волей. Покаяние есть, в первую очередь, осознание своего греха. Никакое движение к Богу, никакое духовное возрастание без этого осознания греха невозможно. Собственно говоря, пост и предлагается нам для того, чтобы мы покаялись. Главное содержание поста есть покаяние. Хорошо известно, что греческое слово «метанойя», переводимое на русский как покаяние, буквально означает перемену — перемену ума и сердца, перемену жизни. Поэтому целью поста является покаяние как подлинная перемена мысли и жизни. Это не одномоментный акт. Нельзя сказать: «Я вот сейчас раскаялся и готов для встречи с Богом». Нельзя сказать, что до какого-то момента человек жил во грехе, а затем покаянием все вдруг было смыто. Даже Таинство исповеди полностью не освобождает нас от всех грехов, потому что невозможно человеку раскаяться во всех своих прегрешениях. Поэтому исповедь есть очень важная часть общего процесса освобождения человека от греха, подлинного покаяния, которое совершается в Царствии Божием.

http://e-vestnik.ru/news/slovo_svyatejsh...

Мне однажды пришлось исповедовать одного человека. Ученого, образованного, воспитанного, культурного человека, который прожил до семидесяти с лишним лет и никогда не исповедовался. И когда я его спросил, в чем он грешен, он поднял на меня полные удивления глаза и сказал: «Я ни в чем не грешен, я никогда не совершал греха». И это была не ложь, это было глубочайшее заблуждение этого человека, в сознании которого грех не существовал. А существовала только его собственная правда и его понимание добра и зла. Задача, которая стоит перед всеми, кто вступает в Великий Пост с серьезными намерениями, с желанием освободиться от греха — очень важная — в том, чтобы мы научились видеть свой собственный грех. Если человек раскаивается перед Богом, если он способен попросить прощения у Бога и у ближних своих, то это означает, что в сознании такого человека присутствует понятие греха, такой человек знает, что есть грех. И это уже является важным свидетельством состояния души человека. Даже если такой человек совершает грехи, но сознает, что то, что он делает, является греховным, то есть надежда на спасение и на очищение. Мы знаем, как нередко бывает трудно попросить друг у друга прощения. Сегодняшний день есть как бы экзамен для каждого из нас. Если мы подходим к человеку и просим прощения, сами не зная за что, в силу некоего обычая, обряда, то как просто сказать человеку, с которым никогда не ссорился — «прости меня Христа ради». Вот сегодня ко мне в алтаре подошел один батюшка и говорит: «Простите меня». А я ему с легкостью отвечаю: «Бог простит». Потому что ни он мне ничего плохого не сделал, ни я ему. Как бы обменялись добрыми приветствиями. Но каждый знает, как тяжело подойти к человеку, с которым находишься в реальном конфликте, особенно когда чувствуешь, что тот человек пред тобой согрешил. Когда сознаешь некую свою правду, когда его винишь в конфликте. Как же невероятно трудно преклонить колено перед таким человеком! Но нужно помнить — чем тяжелее преклонить колено, тем больше причин это сделать, потому что этим преклонением мы прикасаемся к некому духовному нерву, затрагиваем нечто существенное в своей жизни. И если, несмотря на сопротивление, которое проистекает от нашей гордости, мы все-таки раскаиваемся перед ближним, то делаем очень важный первый шаг, который свидетельствует о том, что мы не утратили способность различать добро и зло, что мы не утратили понятие греха, что грех уязвляет нашу совесть. А пока грех будет уязвлять нашу совесть — будет и надежда на спасение, потому что с уязвленной совестью жить очень тяжело. Когда угрызает нас совесть, то мы желаем освободиться от этого состояния. И если мы освобождаемся от этого состояния, не через самоуспокоение, не через духовное убаюкивание самого себя, а через прощение и покаяние, то это означает реальный шаг на пути духовной жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/571417.htm...

Не может быть счастья без прощения от Бога. Каждый человек обладает грехами, слабостями, пороками. Они, подобно физической грязи, обременяющей наше тело, обременяют духовное тело – душу нашу; и нет иного способа сбросить с себя тяжелейший груз греха, как простить нашим ближним их прегрешения. Прощение есть великая сила, обретение благоволения Божия, преодоление человеческих конфликтов. И эта величайшая Божественная мудрость запечатлена в церковной традиции, в церковном предании, которое, дойдя до наших дней, предлагает каждому, кто вступает на поприще Великого поста, кто сознает свою греховность, кто желает очистить свою душу от всякой скверны, кто желает преодолеть тяжесть конфликтов и ссор, простить людям прегрешения их. Эти Божественные слова требуют от нас ответа. Мы не можем сделать вид, что мы их не знаем и что мы их не слышим. И ответ может быть разным. Мы можем с радостью откликнуться на этот Божественный призыв, осознать его глубочайшую мудрость и жизненную силу и поступить в соответствии с ним. Простить тем, кто рядом с нами, то, что нас ранило, то, что усиливало отчужденность между нами и ближними нашими, доставляло нам боль. Простить без всяких условий, ибо ни о каких условиях Господь не говорит. А можно постесняться подойти к человеку испросить у него прощения. В этом стеснении очень много от нашей гордыни, от привычки всегда сознавать себя правым, от привычки судить о других с высоты своего авторитета, своего положения, вне зависимости от того, обладаем ли мы реальным авторитетом или нет. В каком-то смысле Прощеное воскресенье есть некий определитель нашей готовности и способности слышать голос Божий и поступать по Его заповедям. Мы собрались сегодня в храме, чтобы испросить друг у друга прощения, а придя домой, давайте испросим прощения у наших родных, близких, особенно у тех, с кем мы во вражде. Если с человеком добрые отношения, то чин прощения превращается в некий красивый обычай. Люди, которых не разделяет ссора, просят прощения друг у друга с улыбкой, зная, что ничего плохого друг другу не сделали. А вот там, где реальный конфликт, где реальная ссора, где задето наше самолюбие, где мы видим некую несправедливость со стороны ближних, – там ох как тяжело переступить через самого себя, преклонить колено пред человеком, которого считаешь обидчиком, испросить у него прощения.

http://religare.ru/2_92795.html

По Ксенофскому типикону, в притворе «творит чредной иерей поклон игумену и диаваст (чтец), благословившись, читает повечерие, когда же прочтет «Верую», отходит канонарх на средину и канонаршит обычный канон Октоиха Божией Матери, и поем медленно и благоговейно и по окончании его читаем икосы Богородицы медленно и с чувством. По исполнении же их диаваст продолжает чтение повечерия». Повечерие оканчивается Чином Прощения, который совершается следующим образом: иерей по отпусте делает поклон стоящему на середине храма игумену, затем братия подходит к игумену, кланяется ему до земли и берет благословение. Перед этим братия по кругу обходит литийный притвор и прикладывается ко всем иконам, начиная с образов Христа и Богоматери. Во время этого трогательного чина поется стихира праздника или святого, которому посвящен монастырь (в Ватопеде — «Красоты девства Твоего»). В некоторых монастырях, например, Ватопеде, канон на повечерии из Октоиха поется на вечерне после стихир на стиховне, а во время повечерия совершается чтение акафиста «Взбранной Воеводе» перед чудотворной иконой Божией Матери. Во всех обителях, кроме Русской, во время повечерия или сразу после него виматарий (обычно — иеромонах) выносит из алтаря на середину храма святые мощи, имеющиеся в монастыре. Паломники слушают рассказ о монастыре и его святынях, после чего кланяются святым мощам, которые затем уносятся обратно в алтарь. В Русском Пантелеимоновском монастыре сразу после повечерия совершается общая исповедь, после которой духовник исповедует братию и паломников. Утреннее богослужение в будни начинается в 7 часов (по европейскому времени 4 часа утра) полунощницей. Затем следуют утреня, 1й, 3й и 6й часы и литургия. Почти во всех монастырях на Святой Горе ежедневно поется молебный канон Божией Матери. Это пение совершается непосредственно перед дневной трапезой, но в некоторых обителях ради удобства — сразу же после литургии. 1го числа каждого месяца во всех монастырях совершается чин малого освящения воды.

http://azbyka.ru/osobennosti-soversheniy...

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 7 марта 2012 г. 19:00 " Уныние является грехом, а значит, вне зависимости от человеческих причин, у него есть некая духовная причина. И если мы эту духовную причину поймем, то все житейские обстоятельства окажутся лишь поводами к унынию " (слово после великого повечерия в понедельник первой седмицы, Москва, Храм Христа Спасителя)) Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 7 марта 2012 г. 18:44 " Если труд есть некое оружие, некий механизм, способ работы над самим собой и движения вперед, к победам, то праздность есть духовное саморазоружение человека. Праздный человек откладывает от себя всякое оружие, которое ему необходимо в борьбе с пороками. Он отказывается от всяких духовных механизмов, предается праздности и погибает " (слово после утреннего богослужения в понедельник первой седмицы в Свято-Даниловом монастыре) Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 5 марта 2012 г. 17:44 " Каждый человек несет внутри себя неправду и грех. Но Господь, нисходя к нам, дает удивительную способность к самоочищению. Этой силой, очищающей человеческий разум и человеческое сердце, является покаяние " (слово на вечерне с чином прощения в Храме Христа Спасителя) Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 5 марта 2012 г. 12:53 4 марта, в неделю 1-ю Великого поста, Торжества православия, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин Торжества православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Амвросия (Мунтяну) во епископа Нефтекамского и Белебеевского Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 4 марта 2012 г. 19:23 «Время Великого поста - единственное время в году, когда, взяв под контроль свою жизнь, свои мысли, свои чувства, свои плотские устремления и желания, мы можем сделать реальный шаг на пути преодоления греха, а значит реальный шаг навстречу Богу и Его Небесному Царству» (проповедь в Прощеное воскресенье) Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 26 февраля 2012 г. 01:59

http://e-vestnik.ru/persons/patriarh_mos...

Святейший Патриарх Кирилл ЦВ 3 (424) февраль 2010 /  15 февраля 2010 г. Слово Святейшего Патриарха Кирилла на вечерне с чином прощения Накануне начала Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином прощения в Храме Христа Спасителя. После отпуста вечерни Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Отказавшись от принятия Божиего закона, Божиего плана по устроению жизни мира и человека, первые люди были изгнаны из рая. Таким был ответ на грех, который они совершили. Это даже не было Божиим наказанием: это была Божественная констатация того факта, что грех и Бог несовместимы. В Боге нет никакого греха; в Божественной чистоте нет ни тени того, что не есть чистота. И потому Божественная жизнь, которая передавалась первым людям через древо жизни, не могла более соприкасаться с омраченным грехом человеческим естеством. Людей, которые нарушают государственные законы, изолируют от общества (если это особо опасные нарушения) — не потому, что само общество злое, а потому, что человек, нарушивший основополагающие законы, становится несовместимым с общественной жизнью. Мы хорошо это знаем из существующей практики судопроизводства и наказания. Вот нечто подобное произошло на заре человеческой истории. Но, отлучая человека от общения с Собой, Бог не лишает его надежды: Он дает ему обетование о пришествии в мир Того, Кто спасет род человеческий, Кто сотрет главу змия — диавола (см. Быт. 3:15). Люди вышли в мир — жестокий, опасный — одинокими, лишенными какой-либо помощи свыше. Они остались живы, они умножили свое потомство, но никогда в памяти людей, в их сердцах не исчез образ рая. И возникновение в глубокой древности многих религий, даже весьма странных и опасных, было не чем иным, как попыткой людей вернуться в рай, найти Бога. Господь не оставляет эти попытки, Он не отворачивается от человека. Он избирает народ, с которым заключает завет или союз. Представителем этого народа был Авраам, который дает Богу согласие вступить в завет с Ним и в ответ на свою веру и верность Богу получить обетование. То, что произошло тогда, в глубокой древности, имело огромное всемирно-историческое значение: Авраам обратился к Богу. Ну, а если подумать о жизненном пути тех людей, которые обрели рай, которые вернулись к Богу, то, когда бы они ни жили и к какому бы народу они ни принадлежали, очевидно, что их движение к Богу начиналось с обращения.

http://e-vestnik.ru/news/slovo_svyatejsh...

«Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Чин прощения на вечерне Сыропустной недели 22.02.2023 19:14:34 Согласно богослужебной традиции Русской Православной Церкви во всех монастырях и приходских храмах совершается вечерня с чином прощения. Его идейное содержание основывается на библейском нравственном императиве, побуждающем христиан взаимно прощать друг другу греховные поступки, обиды и оскорбления. Однако ни Типикон, ни Постная Триодь в современных редакциях не содержат никаких предписаний относительно порядка совершения чина прощения. Что является критерием его «уставности», с чем следует сверять современную практику совершения и каким образом следует оценивать некоторые его детали, вызывающие в среде духовенства разномыслие, размышляет преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» ( 2, 2023 , PDF-bepcuя ). I Молитва, пост, аскетический подвиг угодны Богу и приносят спасительную пользу человеку, если совершаются в мире, любви, милосердии и незлобии сердца. Святой пророк Исаия обличал своих соплеменников: Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо… (Ис. 58:4-6). Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди неоднократно утверждал, что без мира с ближним невозможно достичь общения и примирения с Богом: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5:23-24). Тогда же Спаситель преподал собравшемуся народу молитву «Отче наш», в которой содержится прошение И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (Мф. 6:12). И затем Он пояснил: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6:14-15). Этим изречением начинается евангельское чтение на Литургии недели Сыропустной (зачало 17).

http://radonezh.ru/2023/02/22/esli-ne-bu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010