Карфаген, заняв стратегически выигрышное положение, быстро рос, и уже в конце VIII столетия превзошел другие финикийские колонии, в том числе и самые крупные из них – соседнюю Утику и сицилийскую Мотию. В 654–653 гг. он основал уже собственную колонию Ибицу – на Питиусских островах. Став сильнейшей финикийской колонией, Карфаген вступил в соперничество с эллинскими конкурентами за доминирование в центральном Средиземноморье. В 600 г. он тщетно пытался не допустить основания греческой колонии на юге Франции, но полстолетия спустя карфагенский военачальник Малх успешно воевал с греками на Сицилии и неудачно на Сардинии, откуда его армия после первоначальных побед была вытеснена, вынужденная эвакуироваться и вернуться на родину. Вслед за тем власть в Карфагене захватывает Магон, потомки которого правили страной в течение полутора веков. Сам основатель династии вместе с сыновьями Газдрубалом и Гамилькаром продолжил войну с греками. В 535 г. Карфаген в союзе с этрусками одержал в морском сражении у корсиканской Алалии победу над греками из Фокеи, положившую конец их попыткам закрепиться на Корсике и Сардинии. Внук Магона Гамилькар в один день с поражением персов при Саламине пал в сражении с греками из Сиракуз и Агригента при Гимере, а войско его было разгромлено. Однако это поражение не приостановило экспансию упрямых пунийцев, а скорее, напротив, пришпорило их колонизаторскую энергию, направив ее в западном направлении. Колонии Карфагена появляются на нумидийском побережье Африки. Интерес к освоению новых земель побуждает талассократию, зажатую в тесном пространстве между морем и пустынной Сахарой, искать для себя жизненное пространство за пределами Средиземного моря. С этой целью около 425 г. Ганнон и Гамилькон предприняли морское путешествие с выходом за Геракловы столбы: Ганнон направился на юг вдоль Африканского континента и доплыл до Гвинеи или даже Камеруна, основав по маршруту следования 6 торговых факторий, а Гамилькон выбрал северное направление, дойдя до богатых оловом Бретани и Корнуэлла.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Главным персонажем ранней мифологической истории К. стала царица К. Элисса, или Дидона (под этим именем она появляется в «Энеиде» Вергилия). Согласно легенде, Элисса-Дидона была дочерью царя Тира Бела (Муттона) и сестрой его наследника Пигмалиона. Она вышла замуж за своего дядю Ахерба (Сихея у Вергилия), жреца бога Геракла-Мелькарта. Ахерб-Сихей был убит по приказу Пигмалиона, после чего Элисса-Дидона бежала со своими сторонниками из Тира. Пристав к берегу Африки, она получила от местного мавританского (гетульского у Вергилия) царя Гиарба право остановиться близ холма Бирса. Когда поселение превратилось в значительный город, Гиарб стал добиваться того, чтобы Элисса вышла за него замуж. Она же предпочла сохранить верность 1-му мужу и покончила с собой, взойдя на погребальный костер. У Вергилия история самоубийства Дидоны содержит также подробности ее любви к Энею и его бегства из К. Иосиф Флавий (кон. I в. по Р. Х.) ( Ios. Flav. Contr. Ap. I 18), опираясь на Менандра Эфесского, определил, что бегство Элиссы из Тира произошло через 143 года после возведения Иерусалимского храма царем Соломоном, т. е. в 824/3 г. до Р. Х. В списке тирских царей Иосифа Флавия (по Менандру) дедом Пигмалиона значится Баласер; он может быть отождествлен с царем Тира Баал-Азаром, который упомянут в надписи ассир. царя Салманасара III (841 г. до Р. Х.) как данник Ассирии. Возможно, он и был прототипом легендарного Бела. К. вскоре вырос в значительный торговый центр. Первый известный царь К. Дамузи упомянут в надписи ассир. царя Асархаддона II (ок. 675 г. до Р. Х.). Об истории К. до морской битвы при Алалии (на Корсике; 535 г. до Р. Х.) есть лишь отрывочные сведения у античных авторов Геродота, Фукидида (V в. до Р. Х.), Ксенофонта, Аристотеля (IV в. до Р. Х.) и Тимея из Тавромения. Для следующего периода, до Пунических войн, единственным источником является эпитома Помпея Трога Юстина ( Just. Epit. hist. XVIII-XXIII). Для эпохи войн между К. и Римом (264-146 гг. до Р. Х.) мы имеем богатую традицию, восходящую к Полибию, на к-рого опираются Дион Кассий и Аппиан. Самостоятельный взгляд на историю 2-й Пунической войны представляют жизнеописания Гамилькара Барки и Ганнибала, составленные рим. историком Корнелием Непотом в I в. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

На VI - нач. III в. до Р. Х. приходится эпоха расцвета Карфагенской морской и торговой державы. В ее состав входила значительная часть побережья Зап. Средиземноморья, в т. ч. территории совр. гос-в Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, юж. и юго-вост. районы Испании и Португалии, Балеарские о-ва, Сардиния и зап. часть Сицилии. В нач. VI в. до Р. Х. К. вступил в длительную войну с греч. колониями за гегемонию в Зап. Средиземноморье ( Diodor. Sic. Bibliotheca. V 9. 2). Перелом в этой борьбе наступил в 535 г. до Р. Х., после победы карфагенян совместно с этрусками в битве при Алалии над объединенным флотом греко-фокейских колоний Италии и Юж. Галлии. Добившись победы, в посл. четв. VI в. до Р. Х. К. подчинил себе все североафрикан. побережье западнее Киренаики, зап. и сев. районы Сицилии, Сардинию, Корсику и Балеарские о-ва. Отношения К. с др. финик. колониями в Африке и на Сицилии строились, вероятно, на принципах союза, подобного Афинской архэ V в. до Р. Х. Признавая гегемонию К., они вносили определенную сумму в его казну и выставляли военные контингенты в общую армию. В кон. VI в. до Р. Х. в результате разгрома Тартесса (Таршиша) была установлена власть К. в Юж. Испании, где центром стала финик. колония Гадес (ныне Кадис). Преемники правителя К. Малха Магон и его сыновья Гасдрубал и Гамилькар реорганизовали армию К. В нач. V в. до Р. Х. К. поддерживал Персидскую державу в войнах против греков; в 480 г. карфагеняне проиграли битву с сицилийскими греками при Гимере. Греч. и рим. авторы нередко называли Малха и нек-рых его преемников «царями». Тем не менее в период расцвета К. был олигархической республикой, хотя отдельные полководцы и их кланы фактически устанавливали контроль над политикой гос-ва, и власть долгое время могла удерживаться в руках одной семьи. После гибели Гамилькара при Гимере и ослабления рода Магонидов произошли существенные изменения в политической системе К. Отныне гос-вом управляли 2 высших правителя-суффета (лат. suffetes, судьи). Суффеты избирались на год исключительно из олигархической среды членов городского совета (греч. авторы именуют его герусией, римские - сенатом). Кроме того, выдвигаемые тем или иным кланом полководцы играли важную роль до разгрома К. во 2-й Пунической войне в 202-201 гг., когда армия К. была фактически упразднена.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

I тыс. до Р. Х. в Сев. Италию проникают кельты, пришедшие с верхнего течения р. Дунай); мигранты, вероятно, составили элиту этрусков. Зоной первоначального расселения этрусков было тирренское побережье Центр. Италии, затем они поселились также в Эмилии и Кампании. Этрурия представляла собой совокупность городских общин, к-рые объединялись в союзы; наиболее значительный, «12 народов Этрурии», включал крупнейшие города: Вейи (севернее Рима), Клузий (ныне Кьюси), Тарквинии (ныне Таркуиния), Цере (ныне Черветери) и др.; центром союза считался г. Вольсинии (близ Больсены), где происходили выборы главы. В число италийско-этрусских городов обл. Лаций (совр. обл. Лацио) предположительно входил и царский Рим. В политическом отношении города-гос-ва обычно представляли собой теократическую монархию, однако в ряде городов была установлена олигархическая система правления. В 535 г. до Р. Х. этруски в союзе с карфагенянами нанесли поражение греч. колонистам из Массилии (ныне Марсель), стремившимся установить контроль над зап. средиземноморским побережьем, и захватили Корсику. Однако с кон. VI в. до Р. Х. наблюдается упадок политического могущества этрусков: из Рима была изгнана этрусская династия Тарквиниев (509 (?) г. до Р. Х.), греки нанесли этрускам ряд поражений, что привело к изоляции этрусских городов Кампании, подчиненных впосл. италиками. На севере угрозу этрускам представляли кельты (галлы), занявшие долину р. По. Захват римлянами г. Вейи (396 г. до Р. Х.) ознаменовал начало рим. завоевания Этрурии. После поражения в битве при Сентине (близ совр. г. Сассоферрато) (295 г. до Р. Х.), когда этруски выступали в союзе с умбрами, самнитами и цизальпинскими галлами, города Этрурии признали власть Рима и получили статус союзников. Аллегория Рима. Аверс систерция. 68–69 гг. Аллегория Рима. Аверс систерция. 68–69 гг. В VIII-VI вв. до Р. Х. из числа италийских городов Лация выделился Рим, возникший на основе слияния неск. лат. и сабинских поселений (о рим. завоевании И. и об истории И.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Тогда в Северной Африке вспыхнуло ожесточенное восстание берберов, с которым оставленному оккупационному корпусу было очень трудно бороться.    Преемник Велизария Соломон был полностью разбит и убит. Изнурительная война продолжалась до 548 года, когда императорская власть была полностью восстановлена решительной победой Иоанна Троглиты, как дипломата, так и талантливого генерала. Третий герой императорской оккупации Африки, он поддерживал там полное спокойствие примерно четырнадцать лет. Его деяния рассказаны современником, африканским поэтом Кориппом в его историческом произведении «Иоаннея».    Эти победы не вполне соответствовали надеждам и планам Юстиниана, так как западная часть ее до Атлантического океана воссоединена не была, за исключением сильной крепости Септем (Septem) на проливе Геркулесовы Столпы (теперь испанская крепость Сеута — Ceuta). Но тем не менее большая часть Северной Африки, Корсика, Сардиния и Балеарские острова подчинились Юстиниану, который положил немало труда на водворение порядка в завоеванной стране. Еще в настоящее время величественные развалины многочисленных византийских крепостей и укреплений, возведенных Юстинианом в Северной Африке, свидетельствуют о кипучей деятельности, проявленной императором для защиты страны.    Еще более изнурительна была остготская кампания, продолжавшаяся с перерывами с 535 по 554 год. Из этих хронологических дат видно, что эта война велась в продолжение первых тринадцати лет одновременно с вандальской войной. Вмешавшись во внутренние раздоры остготов, Юстиниан открыл военные действия. Одна армия начала завоевание входившей в состав остготского государства Далмации; другая армия, посаженная на суда и имевшая во главе Велизария, без труда заняла Сицилию и, перенеся военные действия в Италию, завоевала Неаполь и Рим. Вскоре после этого столица остготов Равенна открыла ворота Велизарию. Их король был перевезен в Константинополь. Юстиниан к своему титулу «Африканский и Вандальский» прибавил «Готский». Казалось, что; Италия окончательно покорена Византией.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Итак, выражение «Вселенский Патриарх» начало свою многовековую историю именно в законодательстве императора Юстиниана, где оно присутствует в основном в титульных обращениях. Нововведение было осуществлено при свт. Епифании (520–535), в патриаршество которого и начинал править Юстиниан – сначала на вторых ролях, при своем дяде Юстине, а затем и самостоятельно. В течение всего срока своего патриаршества свт. Епифаний находился в напряжённых отношениях с Римскими папами, которые, выступая в роли высших арбитров Церкви, пытались настоять на своей воле как в условиях преодоления Акакианской схизмы, так и по другим вопросам 66 . В этой ситуации эпитет «вселенский» должен был укрепить положение Константинопольского патриарха. При этом появление титула «вселенский» можно точнее датировать. В 533 г. вышли два теопасхитских указа, один из которых – от 15 марта – был направлен жителям Константинополя, Ефеса, Кесарии (Cod. 1, 1:6), а другой – от 26 марта – патриарху Епифанию (Cod. 1, 1:7). Именно во втором из этих указов Юстиниан и назвал впервые Константинопольского предстоятеля «Вселенским Патриархом» 67 . Более точно определить время его появления можно по датировке самих Кодекса и Новелл. Юстиниановский кодекс (Codex Justinianus) впервые издан 7 апреля 529 г. Сохранилось только второе издание Кодекса, датируемое 16 ноября 534 г. Кодекс составлялся в течение 14 месяцев. Работа над составлением Кодекса началась 13 февраля 528 г., в основном, на латинском языке. Новеллы (Novellae, в количестве около 154) Юстиниан опубликовал после завершения работы над Кодексом, то есть в период с января 535 г. до своей смерти в 564/565 г. Следует особо отметить, что Новеллы по большей части писались уже на греческом 68 . Отдельного издания новелл Юстиниана ни при нём самом, ни при его преемниках осуществлено не было 69 . Патриаршество свт. Епифания окончилось в 535 г., а новеллы начинают датироваться с января 535 г., в то время как последний указ кодекса датируется 4 ноября 534 г. На основании этих сведений можно предположить, что титул «Вселенский Патриарх» применительно к Константинопольскому предстоятелю был введён императором Юстинианом в конце 534 – начале 535 г. С этого времени он навсегда (хоть и с определёнными перерывами) остался в византийском церковном церемониале.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Распространение частных сборников Н. Ю. обусловлено существованием двух традиций - западной (латинской) и византийской (греческой). Наиболее известные собрания Н. Ю. лат. традиции - Эпитома Юлиана, источником которой был, по всей видимости, древнейший сборник Н. Ю. ( Goria. 2008. P. 4), а также Authenticum. Собрания Н. Ю. в латинской (западной) традиции I. «Эпитома Юлиана» - индекс, вводный курс по изучению Н. Ю. Этот курс по крайней мере с 548 г. антецессор Юлиан (о к-ром известно, что он преподавал в школах права Бейрута и К-поля) читал латиноязычным студентам, прибывшим обучаться праву в К-поль. В тексте «Эпитомы» приводится сокращенный пересказ 124-й Н. Ю. (в действительности 122-й: 25-я новелла дублируется 120-й, а 68-я - 117-й). Собрание, к-рым пользовался Юлиан при составлении «Эпитомы», не сохранилось. В собрании 114 греч. новелл, 9 латинских, одна - на обоих языках (новелла Юстиниана о мандатах от 535 г., Nov. 17 в Собрании 168 новелл, Nov. 21 в Эпитоме Юлиана). В «Эпитому» вошли новеллы, изданные в 535-555 гг. Собрание представляет собой запись курса, составленную предположительно в 556-557 гг. ( Scheltema. 1970. P. 48-49). Это самое раннее из сохранившихся собраний Н. Ю. В визант. юридической лит-ре свидетельств об этом собрании не сохранилось в отличие от зап. традиции: возможно, студенты Юлиана, возвращаясь в Италию, привозили с собой экземпляры «Эпитомы». Собрание получило значительное распространение и активно изучалось в средневек. Италии вплоть до XII в., было известно в Галлии уже в нач. IX в., в связи с чем сохранилось большое число рукописей «Эпитомы», самые ранние из к-рых датируются VII-VIII вв. Собрание не включает в себя значительное число новелл, известных из др. источников, в частности, из Собрания 168 новелл; вместе с тем в нем содержатся подписи, отсутствующие в др. сборниках. II. Собрание Authenticum (Authentica, Liber Authenticorum; versio vulgata) основано на сборнике, включавшем по крайней мере 134 Н. Ю., принятые с 535 по 563 г., и 127 новелл, принятых с 535 по 556 г.; они расположены в хронологическом порядке.

http://pravenc.ru/text/Новеллах ...

2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р15-535-3552. 4 .         Заявитель: издательство «Грифъ». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги «Ю. Вознесенская. Путь Кассандры, или Приключения с макаронами» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Ю. Вознесенская. Путь Кассандры, или Приключения с макаронами». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р15-535-3553. 5 .         Заявитель: издательство «Грифъ». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги «Ю. Вознесенская. Паломничество Ланселота» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Ю. Вознесенская. Паломничество Ланселота». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р15-535-3554. 6 .         Заявитель: издательство «Грифъ». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги «Ю. Вознесенская. Юлиана, или Игра в Киднеппинг» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Ю. Вознесенская. Юлиана, или Игра в Киднеппинг». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р15-535-3555. 7 .         Заявитель: издательство «Ковчег». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Акафист святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским чудотворцам» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Акафист святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским чудотворцам».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р15-535-3556. 8 .         Заявитель: издательство «Ковчег». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макет календаря «Православный календарь Святые земли Смоленской (большой)/сост. М. Хохлова» , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании макет календаря «Православный календарь Святые земли Смоленской (большой)/сост. М. Хохлова». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р15-535-3557. 9 .         Заявитель: издательство «Ковчег». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макет календаря «Православный календарь Святые земли Смоленской (малый)/сост. М. Хохлова» , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании макет календаря «Православный календарь Святые земли Смоленской (малый)/сост. М. Хохлова». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р15-535-3558. 10 .       Заявитель: приход храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище г. Москвы. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Акафист " Слава Богу за всё " » , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Акафист " Слава Богу за всё " ». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р15-535-3559. 11 .       Заявитель: приход храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище г. Москвы. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Акафист святителю Луке, архиепископу Крымскому» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Акафист святителю Луке, архиепископу Крымскому».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Акафист Божией Матери в честь иконы Ее " Державная " ». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р15-535-3564. 16 .       Заявитель: Учебный Комитет при Священном Синоде. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Учебное пособие по изучению осмогласия для студентов первого года обучения бакалавриата МДА/ред.-сост. Т. В. Пантелеева» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Учебное пособие по изучению осмогласия для студентов первого года обучения бакалавриата МДА/ред.-сост. Т. В. Пантелеева». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р15-535-3565. 17 .       Заявитель: М. Ю. Тихомиров. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Молитвы о детях и внуках/сост. М. Ю. Тихомиров» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Молитвы о детях и внуках/сост. М. Ю. Тихомиров» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р15-535-3566. 18 .       Заявитель: М. Ю. Тихомиров. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Молитвы о военнослужащих/сост. М. Ю. Тихомиров» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Молитвы о военнослужащих/сост. М. Ю. Тихомиров» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р15-535-3567.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010