Память преподобного Варлаама Хутынского всегда бережно хранилась в этом храме, и каждый раз, когда наступал день его памяти, тысячи людей со всей Москвы приходили сюда для того, чтобы помолиться перед чудотворной иконой подвижника, испросить у него помощи. Святой Варлаам еще при жизни прославился многими чудесами, и по смерти угодника Божия чудеса по его молитвам продолжали совершаться, совершаются они и по сей день. В начале XX века, когда на Русскую Церковь обрушились тяжелейшие гонения, в этом храме служил священником и некоторое время настоятелем отец Константин Любомудров. Он глубоко почитал преподобного Варлаама, и так судил Бог, что мученическую кончину отец Константин принял именно в день памяти этого угодника Божия, поэтому на иконах он изображается с образом преподобного Варлаама Хутынского в руках. Священномученик Константин Любомудров был одним из многих священнослужителей Русской Православной Церкви, которые стали жертвами богоборческих гонений. Он был сначала арестован, потом сослан. Получив свободу, он вел нелегкую жизнь, совершал богослужения в частных домах. Впоследствии его снова арестовали и осудили по приговору «тройки», как это было тогда принято: без всякого суда и следствия три человека подписывали расстрельный приговор. Таким образом было уничтожено большинство священнослужителей Русской Православной Церкви. Отец Константин стал одним из тех многих, кто окончил дни своей жизни на Бутовском полигоне. Если кто из вас там не был, обязательно посетите это место. Сейчас оно находится в черте Москвы, а тогда это было ближнее Подмосковье. На Бутовском полигоне ежедневно расстреливали людей – иногда по несколько десятков человек, а иногда по несколько сотен. Эта «фабрика смерти» была создана безбожной властью для того, чтобы избавляться от неугодных ей людей. Самым младшим из тех, кого там расстреляли, едва минуло четырнадцать-пятнадцать лет, а самым старшим было уже под девяносто. Например, священномученику Серафиму (Чичагову), бывшему митрополиту Петроградскому, которого, по свидетельствам очевидцев, несли к месту расстрела на носилках, так как он уже не мог сам передвигаться, было 87 лет.

http://mospat.ru/ru/news/48019/

Священника нашего храма отца Константина Любомудрова расстреляли в этот самый день ровно 80 лет назад на Бутовском полигоне, где кости новомучеников лежат сейчас вперемежку с костями чекистов, которые расстреливали друг друга, как на конвейере, и с костями людей, исповедовавших другие религии или ни к каким религиям не принадлежавших. Именно поэтому для нашего храма это особый день: мы воспоминаем сразу двух наших небесных покровителей – и преподобного Варлаама Хутынского, и священномученика Константина Любомудрова, пресвитера Московского. Я рад сегодня приветствовать иерархов Грузинской Православной Церкви митрополита Николая, митрополита Андрея и митрополита Стефана, которые разделили с нами это духовное торжество. Хотя мы вспоминаем события по человеческим меркам трагические, для истории Церкви это один из тех многих подвигов, за которые мы прославляем наших мучеников. Не думаю, что трое безбожников, которые подписывали расстрельный приговор, подгадали дату казни таким образом, дабы кончина священномученика Константина пришлась на день памяти подвижника, которого он столь глубоко почитал. Но Промыслом Божиим это произошло именно в тот же день, и сегодня мы прославляем обоих святых как предстоящих у Престола Божия и молящихся за наш народ и за наш храм. Будем молить преподобного и священномученика, чтобы они и там молились за всех нас и помогали нам на нашем жизненном пути. Вас, дорогие владыки, сердечно приветствую и желаю благословенного пребывания на Российской земле. Пусть Господь хранит единоверный грузинский народ на многая и благая лета!» По окончании Всенощного бдения состоялась братская встреча митрополита Илариона с архиереями Грузинской Православной Церкви. Во встрече участвовал секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук. В ходе беседы обсуждались вопросы развития и укрепления отношений Русской и Грузинской Православных Церквей. Служба коммуникации ОВЦС Распечатать публикацию Поделиться: Page is available in the following languages

http://mospat.ru/ru/news/48019/

 Я не говорю о Бутовском полигоне, где были массовые расстрелы, а о таких обычных кладбищах. И вот что удивительно. Другие кладбища сносили, а его эта судьба миновала. И, может быть, как-то немножко чувствовалось, что оно безопаснее из-за обилия иностранцев. Потому что Советская власть всегда иностранцев уважала больше, чем своих, даже в те годы. Потом Господь сохранил его. Тут не прокладывали трассы, не рыли тоннели. Потом даже появился мэр Лужков, не стал здесь никаких благоустроительных работ производить. А с какого-то момента, с тех пор, как здесь похоронили его мать, оно было зарезервировано, сохранено, и от вмешательства московских властей тоже. Ну вот, такая краткая вам история.  А первые захоронения церковных людей здесь появились в 20-х годах прошлого века. И если мы войдем с вами с улицы «Госпитальный вал»- этот вход не считается главным, но сейчас по транспорту большинство людей именно оттуда приезжает, то у входа мы увидим слева на аллее, по которой мы шли, такую часовенку, не выдающуюся по архитектуре. В ней похоронен весьма известный среди верующих москвичей подвижник благочестия архимандрит Захарий Зосима. Фамилия его была Егорченков. А годы его жизни 1850-1936. Как говорит нам церковное предание, он был последним монахом-это предание не зафиксировано ни в каких протоколах- который покинул пределы Троице-Сергиевой лавры, когда ее закрывали после революции. Эта могила реально может быть там, потому что он был лаврским архимандритом еще до революции. Это документально подтверждено. О дальнейшей судьбе его не слишком много известно внешних фактов. А известно то, что в 1919-1922 годах он выполнял обязанности игумена на Саввино- Сторожевском подворье в Москве. В начале Тверской улицы подворье Саввино-Сторожевского монастыря сейчас заново установлено. Но то, что мы знаем о нем, не по всяким документам, а по памяти церковного народа, оно, может быть, стоит больше всяких важных свидетельств. Вот я начну с одного такого рассказа. Рассказ этот связан с другим выдающимся подвижником благочестия, кстати, тоже почивающим на Немецком кладбище, митрополитом Трифоном Туркестановым. До его могилки мы еще дойдем.. История эта произошла в 1934 году. И она вполне документальна. Митрополит Трифон служил тогда часто в еще не закрытом к тому времени храме Большого Вознесения у Никитских ворот. Сейчас его знают как один из храмов Центрального благочиния. И вот в какой-то момент он прервал литургию. В этом, кстати, отношении к богослужению митрополит Трифон в чем-то был похож на отца Иоанна Кронштадского. Такой харизматичный человек и пользовался необычными, нехарактерными интонациями. Ну, вот буквально на секунду отвлекусь, чтобы образ яснее стал.

http://radonezh.ru/text/o-tserkovnoy-mos...

I. проект регламента Собора, II. проект документа об обязанностях Секретариата, Редакционной и Мандатной комиссии; III. состав Секретариата, Редакционной и Мандатной комиссии; IV. проект программы и повестки дня Собора; V. кандидатуры председателей, секретарей и докладчиков рабочих групп на Соборе. ЖУРНАЛ 31 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О исполняющемся в будущем году 15-летии со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. ПОСТАНОВИЛИ: Для подготовки и проведения празднования 15-ой годовщины со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II образовать Синодальную комиссию в составе: Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий - председатель, Архиепископ Истринский Арсений, Епископ Егорьевский Марк, заместитель Председателя ОВЦС МП, Протоиерей Александр Ганаба, секретарь Московского епархиального управления, Протодиакон Владимир Назаркин, сотрудник ОВЦС МП, Пархаев Е. А., директор ХПП «Софрино» ЖУРНАЛ 32 СЛУШАЛИ: Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о состоявшемся с 15 по 28 мая 2004 года первом официальном визите в Россию Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра. СПРАВКА: С 15 по 28 мая 2004 года Россию посетила официальная делегация Русской Зарубежной Церкви во главе с ее Первоиерархом митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром. Во время визита в Москву состоялись собеседования членов делегации Русской Зарубежной Церкви и делегации Московского Патриархата. Обеими сторонами было выражено желание преодолеть трагическое разделение российского народа, возникшее вследствие революции и Гражданской войны, и достигнуть восстановления евхаристического общения и канонического единства внутри единой Поместной Русской Православной Церкви. Во время пребывания в России члены делегации присутствовали на Патриарших богослужениях на Бутовском полигоне, при освящении храма Живоначальной Троицы на Борисовских прудах, посвященного 1000-летию Крещения Руси, а также в храме Большого Вознесения у Никитских ворот, посетили святыни Донского и Свято-Данилова моныстырей, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. С 21 по 26 мая делегация совершила паломничество к святыням Екатеринбурга, Дивеево, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Курска. 27 мая состоялась встреча Святейшего Патриарха Алексия и митрополита Лавра с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным. В беседе также принимали участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, архиепископ Берлинский и Германский Марк (Русская Зарубежная Церковь).

http://sedmitza.ru/lib/text/429529/

Люди, которые тогда ходили в храм, – они рисковали жизнью Теперь, возвращаясь к Николаю Александровичу Рейну, я должна сказать, что он был верным прихожанином. Я уже говорила, что он всем помогал и был буквально правой рукой настоятеля, был самым надежным помощником. А когда отца Илию арестовали, он стал окормляться у отца архимандрита Илариона (Громова). Тот был монахом с Афона, потом служил в храме Св. Григория Неокесарийского. Его сначала арестовали, потом отпустили. В 1930-е годы это были еще возможные вещи. И, поскольку ему негде было приткнуться, Николай Александрович взял его к себе: тот у него ночевал, жил. Отец Илия ему материально помогал. И в комнатке у него совершались богослужения (конечно, не литургии, но молебны, отпевания и пр.). И, конечно, рано или поздно, сколько веревочке ни виться, кончик будет. И арестовали отца Илариона, а вместе с ним арестовали и нашего Николая Александровича. Арестовали его 29 сентября 1937 года, а 21 октября его уже расстреляли в Бутово. В связи с этой датой, 21 октября, я не могу удержаться и не рассказать о том, что произошло 21 октября в прошлом году. Что-то меня сподвигнуло поехать (мне уже довольно трудно, возраст серьезный) на Бутовский полигон, на день памяти Новомучеников. Дождик лил, погода была какая-то необыкновенно плохая. Но благополучно добралась. Меня потряс совершенно этот мемориал – ну, просто до мозга костей, это что-то невероятное! Тот, кто это придумал и кто это осуществил, – это просто необыкновенные люди! Это трогает просто до глубины души, потрясает совершенно! И в то время, как я там ходила, я заметила картину: там стоял микрофон, был раскинут небольшой зонтик, потому что дождик идет, а рядом – стояла людская очередь. Оказывается, с утра тут начали читать списки расстрелянных в Бутово. А расстрелянных там – больше 21 тысячи человек. И вот, организаторы мероприятия рассчитали, что люди будут читать списки, начиная с утра и часов до 7 вечера. Сначала я, взглянув на эту очередь, отошла. Прошла по всему мемориалу, в конце там есть такой специальный колокол, в который каждый может позвонить, – я тоже позвонила в него. Нашла, конечно, имя Николая Александровича Рейна на памятной доске: по числам я знала, в какой день он погиб. И все-таки встала в очередь.

http://pravoslavie.ru/127707.html

          Возлюбленные! В истекшем году Господь благословлял Свою Церковь миром, радостью и успехами во многих трудах, ко спасению народа Божия прилагаемых. В праздник Вознесения Господня была восстановлена полнота единства Московского Патриархата с Русской Зарубежной Церковью, к которой принадлежит значительная часть нашего церковного народа, рассеянного по разным странам мира. Ныне мы вновь единая Церковь, скрепленная общением в таинствах и молитвах, несущая свидетельство об истине Святого Православия не только в Отечестве, но " даже до края земли " (Деян. 1,8).           В пределы нашей Церкви были принесены честные мощи святого апостола и евангелиста Луки, святителя Спиридона Тримифунтского, святителя Иоанна Златоуста. Из Петербурга в Москву были доставлены мощи святого благоверного князя Александра Невского, которые затем были пронесены по городам, исторически связанным с земными подвигами Небесного защитника нашего Отечества. Многие и многие чада церковные пришли в православные храмы, чтобы поклониться святым угодникам Божиим, получить от них духовное утешение и благословение, исцелиться от недугов душевных и телесных.           При активном участии православного народа совершались торжества в честь 600-летия преставления преподобного Саввы Сторожевского - ученика Преподобного Сергия, молитвенника за благочестивых русских правителей и наставника иноков. О лучшем будущем для России, об исправлении ее исторических путей мы молились пред иконой Божией Матери " Державная " в день 90-летия ее явления. Молитвенно и торжественно отметили 90-летие восстановления Патриаршества в нашей Святой Церкви. В память о многих сотнях новомучеников и исповедников Российских, о тысячах и тысячах невинно убиенных в годы богоборческой власти из Соловецкого монастыря в Москву, на Бутовский полигон, где приняли мученическую кончину тысячи страдальцев за веру и правду, был принесен поклонный крест. Дай Бог, чтобы память об их подвиге укрепляла наш народ на путях духовного возрождения!           В минувшем году по милости Божией я многократно совершал богослужения в первопрестольном граде Москве, посещал приходы и монастыри Подмосковья, побывал на Валааме, где освятил скит в честь Смоленской Иконы Божией Матери. Господь сподобил меня посетить Вологодскую, Ижевскую и Корсунскую епархии нашей Церкви, свидетельствовать о духовных ценностях и общественной миссии Православия перед членами Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге. Об этом же - о вере нашей, просвещающей и преображающей мир, - я говорил во время встреч с государственными деятелями, с людьми различных вер и убеждений.

http://bogoslov.ru/event/265652

«Есть у нас, разумеется, и мемориальные раритеты, связанные с бутовскими новомучениками, — продолжает Игорь Гарькавый. — Например, большая хрустальная рюмка-бокал использовалась священником Михаилом Шиком († 1937) в качестве потира при совершении тайных богослужений. В этом кресле из кабинета священномученика Александра Зверева († 1937), настоятеля московского храма Николая Чудотворца в Звонарях, в разное время сидели четыре Предстоятеля нашей Церкви: Патриарх Тихон — когда совершал на приходе богослужения; будущий Патриарх Сергий , еще в ранге Мес­тоблюстителя Патриаршего Престола, — когда приезжал исповедоваться к отцу Александру; будущий Патриарх Пимен — когда бывал в этом храме в качестве регента. Ну а Святейший Патриарх Кирилл оказался в этом кресле уже у нас, когда посещал музейную экспозицию. Больше всего здесь его заинтересовала наша временная выставка, посвященная священномученику Аркадию (Остальскому; † 1937), соловецкому узнику, который дольше всех заключенных в епископском сане находился в СЛОНе, — почти десять лет. Дело в том, что в 1931 году епископу Аркадию добавили к основному сроку пять лет лагерей за «нелегальные собрания антисоветской организации под видом религиозных бесед». А дедушка Святейшего Пат­риарха Кирилла Василий Гундяев на Соловках входил в тесный круг общения с владыкой Аркадием и тоже получил дополнительный срок за участие в этих беседах. Эта временная выставка сейчас разбирается и скоро уступит место следующей, посвященной расстрелянным на Бутовском полигоне художникам, под названием «Палитра эпохи» (пройдет при поддержке Российского фонда культуры в сотрудничестве с многими музеями России, Казахстана и Узбекистана). Их пострадало около ста человек, в экспозиции можно будет узнать о десяти выдающихся — к примеру, о советских авангардистах Александре Древине и Густаве Клуцисе. Музеефицируя их истории, мы показываем безосновательность утверждений, оправдывающих сталинские преступления: мол, казнили тогда за дело многочисленных воров, уголовников да диверсантов, а если и попадались невинные жертвы — это статистически незаметные ошибки следствия. Конечно, это были не “ошибки”, а сознательное уничтожение, физическое или политическое, целых слоев населения, — замечает Гарькавый. — Возьмем иеродиакона Аффония (Вишнякова; † 1938), мастера Жостовской мануфактуры, в первое послереволюционное десятилетие снискавшего титул классика советской лаковой миниатюры. В братию Троице-Сергиевой лавры он поступил в начале ХХ века. Когда большевики разогнали монахов, он вернулся к своему мирскому занятию и расписывал подносы, пока его не арестовали как контрреволюционера за близость к преподобномученику архимандриту Крониду (Любимову). 

http://e-vestnik.ru/history/cherez_gefsi...

Какие способы сохранения памяти о новомучениках и пострадавших за веру Вам кажутся наиболее эффективными? В Русской Православной Церкви имеют бытование разные формы памяти о подвиге новомучеников. Например, существуют и продолжают развиваться такие глубоко укорененные в традиции формы, как литургическая, монументальная — строительство храмов, часовен, поклонных крестов, иконографическая, литературная. Есть относительно новые практики: например, чтение имен пострадавших 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий. С 2023 года решением Священного Синода в этот день должны совершаться и особые заупокойные богослужения. В некоторых местах массовых захоронений жертв политических репрессий, таких как Бутовский полигон, уже сложилась традиция читать расстрельные списки. С 2012 года мы читаем имена всех казненных в Бутове — это 20 762 человека. Эта мемориальная акция называется «Голос памяти» и производит, по свидетельству многих участников, очень сильное впечатление. Вот тоже новая форма, хотя, безусловно, глубоко связанная с традицией литургического поминовения, составлением синодиков, заупокойным богослужением Русской Православной Церкви. Однако это именно новая форма, посколько читаются имена как православных, так и неправославных, чтение идет по дням расстрела, в самой акции участвуют люди церковные и светские, представители разных конфессий, родственники пострадавших и просто неравнодушные люди. Мотивация участников, так хорошо выраженная когда-то Анной Андреевной Ахматовой в ее «Реквиеме» — «всех поимённо назвать», — сама по себе является выражением интенции христианских поминальных обрядов, но для многих это не очевидно, а воспринимается как внутренний императив их личного отношения к теме. Свидетельство Церкви соприкасается с исторической памятью общества, возникает очень важный диалог о трудном прошлом. Еще одна новая реальность, о которой много пишут сейчас исследователи исторической памяти, — это «цифровой поворот», почти неизбежное использование различных медиа для трансляции исторических нарративов. Это конечно, касается и памяти Церкви. Сайты и базы данных в интернете — уже привычная и даже необходимая форма, в том числе и в увековечении памяти новомучеников. Это база ПСТГУ «За Христа пострадавшие» и замечательный портал Соловецкого монастыря о православном духовенстве XX века. Мы постепенно создаем виртуальный музей «Русская Голгофа». Или вот такая традиционная тема: многовековое попечение Церкви о местах захоронения исповедников веры и братских могилах жертв социальных катастроф. 29 декабря 2022 года Священный Синод в новых рекомендациях по увековечению памяти новомучеников отметил важность сбора сведений о массовых захоронениях жертв репрессий советского времени на сайте www.rusgolgofamap.ru . Это церковный ресурс, главная цель которого — мониторинг состояния и координация деятельности по благоустройству мест памяти.

http://bogoslov.ru/article/6194842

— Сколько времени потребовалось на изготовление креста и подготовку к крестному ходу? — От момента зарождения идеи прошло около двух с половиной лет. Сам процесс изготовления креста можно разделить на два этапа. Подготовка древесины заняла около двух лет. А процесс резьбы — около трех месяцев. Что касается крестного хода, то его мы готовили полгода. Большую помощь приходу и Мемориальному центру в подготовке и проведении крестного хода оказал фонд " Андреевский флаг " . Коллеги щедро поделились с нами своим большим опытом проведения крестных ходов в различных регионах России. — Как был выбран маршрут крестного хода? — Путь должен был пройти через каналы, созданные заключенными, и, естественно, мы запланировали остановки в тех местах, где находились когда-то управления ГУЛАГа и лагпунты. Приходилось учитывать также требования графика и технические условия плавания каравана судов. Начиная от могил узников Соловецкого лагеря особого назначения у подножия Секирной горы на Соловках и до рвов Бутовского полигона мы старались совершать панихиды или литии на всех доступных местах захоронений. Сильное впечатление произвела на участников крестного хода поездка из Повенца в урочище Сандормох. Там в 1937 году были расстреляны соловецкие этапы и многие местные жители — всего около семи тысяч человек. Рядом город Медвежьегорск — столица Беломорско-Балтийского комбината ГУЛАГ НКВД. — Как проходил крестный ход по малым городам? Какую реакцию он встретил у местных жителей? — Я думаю, что он стал событием в жизни тысяч людей. Обычно все шло по следующему распорядку. Мы швартовались. На берегу нас уже ждали верующие, просто зрители, духовенство, представители местных властей, журналисты. Начиналось богослужение: молебен с акафистом Кресту или Новомученикам, панихида или лития о всех убиенных. После этого народ прикладывался к кресту, и начиналась экскурсия по выставке, развернутой здесь же на барже. Каждый город встречал нас по-своему. Но я подметил одну закономерность. Первыми нас встречали активные прихожане, они уже знали о крестном ходе из сообщений православных СМИ, ждали и готовились. Потом, в течение дня, этот поток постепенно разбавлялся за счет людей далеких от церковной жизни. Услышав о прибытии креста, в любую погоду к нему спешили родственники пострадавших, люди, опаленные тем страшным временем. " А мой отец... " , " А мой брат ... " — продолжался вполголоса этот сдавленный плач по невинным жертвам сатанинской машины. Приезжали и совсем юные, знающие о трагедии только по книгам.

http://e-vestnik.ru/interviews/igor_gark...

«Белый мрамор – это наша светлая память об о.Георгии», -- сказала «Благовест-инфо» одна из старейших прихожанок храма свв.Косьмы и Дамиана Елизавета Михайловна Шик, дочь расстрелянного на Бутовском полигоне священника Михаила Шика. «Он не любил черного цвета, и всегда сетовал, когда Великим постом мы, прихожанки, надевали черные платочки», - вспоминала она. По ее словам, прорезной, прозрачный крест – это тот «воздух Евангелия», которым всю жизнь дышал о.Георгий. Настоятеля храма свв.Косьмы и Дамиана, протоиерея Александра Борисова, который много лет служил рука об руку с о.Георгием, в эти дни нет в Москве. Но он обратился к прихожанам с памятным словом, которое размещено на приходском сайте . О.Александр также в этот день выделил лишь одно из качеств о.Георгия – его умение в каждом человеке, даже абсолютно далеком ему по убеждениям, увидеть потенциального «работника одиннадцатого часа»: «Будучи человеком, принадлежащим к культурной элите нашего российского общества, о.Георгий в каждом стремился увидеть то, за что можно человека пожалеть и полюбить, чему можно умилиться». «Как много, к сожалению, у нас таких православных приходов, где человека, по разным причинам давно не бывшего на богослужении, быть может, даже год или два, или вообще пришедшего чуть не в первый раз, встречают с суровым осуждением. О. Георгий обладал этим замечательным качеством встретить такого человека с той же любовью, как и наших постоянных прихожан, его давнишних знакомых и друзей. Не всегда для этого хватало его просто физических сил, но расположение его сердца всегда было именно таким», -- пишет о.Александр. Вечер памяти «Мир о.Георгия» состоится 30 июня в 18.00 в Большом зале Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им.Рудомино, где священник много лет работал в качестве руководителя Центра религиозной литературы. Юлия Зайцева Отзывы Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006