Пахомиево Житие К. не дополнялось новыми чудесами, за одним исключением: авторитетный список 1-й редакции Жития, происходящий из Кириллова Белозерского мон-ря (РНБ. Кир.-Бел. 18/1095, 30-60-е гг. XVI в.; вклад игум. Варлаама), содержит чудо о кн. Петре Дмитриевиче, др. списки этого чуда неизвестны. Прп. Кирилл умножает вино для богослужения. Клеймо иконы «Прп. Кирилл Белозерский, в житии». Нач. XVI в. Москва. Мастерская Дионисия (ГРМ) Прп. Кирилл умножает вино для богослужения. Клеймо иконы «Прп. Кирилл Белозерский, в житии». Нач. XVI в. Москва. Мастерская Дионисия (ГРМ) В кон. XV - нач. XVI в. в монастыре были созданы Похвальное слово К. и новое Житие преподобного - Краткое. Его автор был хорошо знаком с текстом Пахомия, но при этом общие чтения (за исключением описания явления Божией Матери преподобному) отсутствуют. Краткое Житие значительно короче сочинения Пахомия и имеет иное назначение. Пахомиево Житие, как это следует из монастырского обиходника, предназначалось для чтения на службе и за трапезой. Краткое Житие, очевидно, создавалось для келейного чтения (один из ранних списков содержит тайнопись), затем оно вошло в монастырский Пролог, в 1643 г.- в печатный Пролог и внутри этого кодекса многократно переиздавалось. Известны 9 списков Краткого Жития, к-рые датируются нач. XVI - кон. XVII в. (5 кодексов являются аскетическими сборниками, 4 - Стишными Прологами). Краткое Житие передает биографию святого без рассказа о чудотворениях. При этом оно подробнее, чем текст Пахомия, отражает особенности аскетической практики и старческого окормления в Кирилловом мон-ре. Важной отличительной чертой Краткого Жития является особое отношение к «испытанию» и «разумению» Божественных писаний как основе спасения. Житие было создано в одном из белозерских монастырей (в Кирилловом Белозерском или в Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пуст. ). Его составителем, вероятнее всего, был монах круга прп. Нила Сорского (прп. Нил или один из его учеников, возможно старец Кириллова Белозерского мон-ря Гурий (Тушин) ). Краткое Житие в нач. XVI в. подверглось небольшой правке для включения его в монастырский Стишной Пролог, поэтому различают 2 редакции Краткого Жития: обычную и проложную.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Прп. Кирилл Белозерский, в житии. Икона. Нач. XVI в. Москва. Мастерская Дионисия (ГРМ) Прп. Кирилл Белозерский, в житии. Икона. Нач. XVI в. Москва. Мастерская Дионисия (ГРМ) Круг источников Жития был определен В. О. Ключевским : воспоминания учеников К. (нек-рые из них названы Пахомием - прп. Кассиан , настоятель Кириллова Белозерского мон-ря, прп. Мартиниан , игум. Ферапонтова Белозерского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря , старец Кириллова монастыря Игнатий) и Духовная грамота К. Текст грамоты передан с пропусками и поправками. Пахомий сообщает, что взялся за свой труд по повелению вел. кн. Василия II, с благословения митр. Феодосия (Бывальцева) и по настоянию игум. Кассиана. Среди побудительных мотивов написания Жития исследователи называют стремление братии зафиксировать уклад жизни, установленный основателем монашеской общины (значительную часть текста занимает монастырский устав и обсуждение вопроса монастырского землевладения). Пахомий Логофет превратил Житие К. в своеобразный «Кирилловский патерик», сообщая краткие сведения о деятельности его преемников - игуменов Христофора, Иннокентия и Трифона. Потребностью в кратких «уставных чтениях» были вызваны многочисленные сокращения Жития для Прологов и Торжественников, в некоторых случаях в них помещались фрагменты Жития (напр., описание явления Божией Матери К., устав и т. д.). Если тексты повторяются в неск. списках, можно говорить об особых редакциях Пахомиева Жития, как то: 1-я редакция Торжественников (РГБ. Егор. 857; Больш. 420; РНБ. Солов. 806/916, 830/940; Погод. 850), 2-я редакция Торжественников (РГБ. ОИДР. 196; Егор. 921). Пахомиево Житие К. послужило источником для Житий мн. рус. святых: преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, Мартиниана и Ферапонта Белозерских, Александра Свирского, Корнилия Комельского, Стефана Махрищского . Оно вошло во все крупные минейные своды - ВМЧ, Чудовские Минеи, Минеи Германа Тулупова, Иоанна Милютина и Феодосия Сийского. Значительным оказалось влияние труда Пахомия Логофета и на уровне лит. формул. Так, по мнению Е. А. Рыжовой, «источником сюжетного мотива «выбор места для основания монастыря с помощью чудесных знамений» («глас-свет») для севернорусских житий XVI-XVIII вв. является Житие Кирилла Белозерского и связанные с ним памятники» ( Рыжова. 2008. С. 439). В первую очередь речь идет о Житиях преподобных Александра Свирского, Кирилла Новоезерского, Филиппа Ирапского. Предисловие к Житию К. было использовано в предисловии к Житию Зосимы и Савватия Соловецких, а описания нек-рых чудес повторены в Житии Кирилла Новоезерского.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Богородицы Ферапонтова монастыря (нач. XVI в., мастерская Дионисия, ГРМ). В кон. XX – нач. XXI в. по образцам икон, сохранившихся в ранних иконостасах, были созданы иконы для совр. иконостасов (напр., в нижней церкви Преображения Господня храма Христа Спасителя в Москве, в церкви Св. Троицы в Троицкой слободе и др.). Тип Георгия-воина на коне (без змея) в рус. памятниках встречается редко (напр., на новгородской иконе из Никольской церкви дер. Любони Боровичского р-на Новгородской обл., кон. XIV–XV в., ГРМ). Образ Георгия-змееборца был известен в Киевской Руси уже во 2-й пол. XI – нач. XII в. К этому времени относится шиферная плита из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве с изображением 2 святых воинов-всадников, скачущих навстречу друг другу: вмч. Георгия (слева) и св. Феодора Стратилата (ок. 1062, Национальный заповедник «София Киевская») (Сидоренко Г. В. «Михайловские» рельефные плиты XI в.: О возможной алтарной преграде Дмитриевского собора в Киеве//Иконостас: Происхождение. Развитие. Символика. М., 2000. С. 243–266). «Чудо о змии» в Новгороде и прилегающих к нему землях получило распространение в кратком изводе, с изображением в небесном сегменте благословляющей десницы (икона из собрания А. В. Морозова, сер. XIV в., ГТГ; икона из собрания И. С. Остроухова, нач. XV в., ГТГ; икона из церкви с. Манихина Ленинградской обл., 2-я пол. XV в., ГРМ, и др.). Этот сюжет в кратком изводе приобрел популярность в предметах деревянной и мелкой пластики. Наиболее ранний пример – изображение в одном из 18 медальонов Людогощенского креста (1359, НГОМЗ), краткий извод представлен на резной полихромной иконе, где в верхней части ковчега помещены избранные святые и ангел, венчающий Георгия (XVI в., ГРМ), он же выведен в средник резной полихромной иконы с Деисусом и избранными святыми (нач. XVI в., ГММК). Сохранилось много каменных иконок (1-я пол. XIV в., ГТГ, на лицевой стороне – Богоматерь «Умиление»; XIV в., СИХМ, на лицевой стороне – свт. Николай; XVI в., ГИМ, на лицевой стороне – свт.

http://sedmitza.ru/text/414401.html

В новгородской земле был распространен особый иконографический тип Г.- воина-мученика: в воинском облачении, с мечом в левой и с крестом в правой руке. Так святой представлен на 3 новгородских иконах XIII в.: «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» (ГРМ); на полях иконы «Спас на престоле с избранными святыми» (2-я пол. XIII - нач. XIV в., ГТГ); на полях иконы «Свт. Николай с избранными святыми» из ц. свт. Николая на Липне близ Новгорода (1294, НГОМЗ). Визант. художники не соединяли эти 2 типа изображения (исключение составляет лишь визант. икона XII в. в мон-ре вмц. Екатерины на Синае). Этот тип, не повторявшийся на протяжении неск. веков, вновь возник в поздней живописи кон. XVII - нач. XVIII в. Таков образ Г. на иконе кон. XVII в. из местного ряда иконостаса из ц. св. Иоанна Богослова на Ишне под Ростовом (РИАМЗ), где Г. представлен фронтально, в рост, в богато декорированном воинском облачении, в красном плаще, наброшенном на левое плечо, с крестом в правой руке и мечом в левой. Однако здесь в отличие от новгородских икон подчеркивается не воинская, а мученическая грань подвига, что выражается в выборе позы и жестов святого (острие меча направлено вниз, Г. придерживает его, отставив в сторону). В московских памятниках получил развитие иконографический тип Г.-мученика (в хитоне и гиматии, с крестом в руке), вошедший с кон. XIV в. с развитием рус. высокого иконостаса в композицию развернутого Деисуса (в паре с вмч. Димитрием Солунским Г. изображается, как правило, слева). По мнению В. Н. Лазарева, оба мученика, образы к-рых стали едва ли не обязательными в композиции московских иконостасов, выступают здесь «ходатаями перед Христом не только за весь род людской, но и за московских князей и за их стольный град Москву» ( Лазарев В . Н . Андрей Рублёв и его школа. М., 1966. С. 117). Наиболее ранний пример - иконостас Благовещенского собора Московского Кремля (не ранее 80-90-х гг. XIV в., прп. Андрей Рублёв?). Изображение Г. было включено в иконостасы: Успенского собора во Владимире (20-е гг. XV в., круг прп. Андрея Рублёва, ГТГ; по предположению И. Э. Грабаря, изображения Г. и Димитрия записаны в XVII в. образами архангелов), Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря (1425-1427, спгиахмз) и Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (1497, ГРМ), собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (нач. XVI в., мастерская Дионисия, ГРМ). В кон. XX - нач. XXI в. по образцам икон, сохранившихся в ранних иконостасах, были созданы иконы для совр. иконостасов (напр., в нижней ц. Преображения Господня храма Христа Спасителя в Москве, в ц. Св. Троицы в Троицкой слободе и др.).

http://sedmitza.ru/text/886779.html

В местном ряду иконостаса Успенского собора, слева от царских врат, находилась чудотворная келейная икона Божией Матери «Одигитрия Цареградская», принесенная прп. Кириллом из Москвы (ГТГ. Инв. 22943). Она могла быть создана в иконописной мастерской, где работал Игнатий Грек ( Щенникова Л. А. Иконы Богоматери, чтимые в Московской Руси XIV-XV вв.//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 1998. Вып. 3. С. 167-187). К древнейшим памятникам относится и икона «Успение Пресв. Богородицы», которую привезли на освящение 1-го монастырского храма, построенного при прп. Кирилле (КБМЗ. Инв. 298). По преданию, икону написал прп. Дионисий Глушицкий. В 1554 г. царь Иоанн IV Васильевич приложил к этим иконам пелены с жемчугом. Первоначально образ «Успения Пресв. Богородицы» находился в иконостасе Успенского собора, с XVII в.- в Кирилловской ц. ( Смирнова. 1989). Над образом «Одигитрии Цареградской» помещался «иконопортрет» прп. Кирилла, по преданию созданный прп. Дионисием в 20-х гг. XV в. (ГТГ. Инв. 28835). В 1548 г. царь Иоанн Грозный и царица Анастасия приложили к образу прп. Кирилла пелену с жемчугом. В местном ряду соборного иконостаса, справа от царских врат, находился также житийный образ прп. Кирилла (ГРМ. Инв. ДРЖ-2741), созданный в нач. XVI в. в мастерской московского иконописца Дионисия . Библиотека и скрипторий Первые книги для монастырской б-ки мог принести с собой прп. Кирилл из Симонова мон-ря. Самая ранняя сохранившаяся рукопись из б-ки обители - Канонник (ГРМ. Др. гр. 15), принадлежавший, по преданию, прп. Кириллу, датируется 1407-1408 гг. При этом Канонник, помимо даты, не содержит обычной для переписанных позже книг информации о создании в К. Б. м. Возможно, прп. Кирилл заказал для себя эту книгу перед самым уходом из Симонова мон-ря на Белоозеро. Согласно описи 1601 г., в келейной б-ке прп. Кирилла имелось 12 книг. Большинство книг, принадлежавших основателю монастыря, сохранилось в ГРМ (Др. гр. 12 и 13 (Евангелия), 17 (Псалтирь), 14 и 15 (Канонники)); в РНБ (Кир.-Бел. 38/163, XII, XIII, XV (сборники)); в ГИМ (Муз. 3711 (Канонник), КБМЗ. 403 (сб. канонический), 405 (Святцы)).

http://pravenc.ru/text/1840459.html

В актовом материале не встречаются вклады от князей и бояр, упоминаемых в Житии. Единственное исключение - вклад кн. Андрея Дмитриевича - «село Великое на Волочке» (АСЭИ. Т. 2. 44). Очевидно, что от вклада патрона Белозерского монастыря игумен не мог отказаться. По предположению Ивиной, грамота на с. Великое была дана мон-рю уже в конце игуменства К., во время приезда кн. Андрея Дмитриевича на Белоозеро (до июля 1422). Возможно, тогда князя сопровождала его жена кнг. Агриппина (Аграфена) Александровна, дочь стародубского кн. Александра Патрикеевича, упоминаемая в Житии. Княгиня хотела угостить братию рыбными блюдами во время Великого поста. Но К. не разрешил нарушать монастырский устав: «Аще сице сътворю, то сам аз уставу манастырьскому разорител буду» (Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. 1993. С. 92). В Житии сказано, что кн. Андрей Дмитриевич «приложил» мон-рю «домы великыя и езера». К концу игуменства К. мон-рю принадлежали земли, находившиеся непосредственно вокруг обители, по обоим берегам Шексны, к востоку до Уломского оз., к югу до р. Славянки. Незадолго до своего преставления К. поставил игуменом мон-ря иером. Иннокентия, «сам же крайнее безмлъвие любомудръствовати хотяше». Старец, сильно страдавший от болезни ног, совершал келейное правило сидя. Несмотря на немощь, К. всегда служил литургию по праздничным дням. В праздник Пятидесятницы святой отслужил последнюю литургию и причастился Св. Таин. В день преставления святого исцелился от «трясавицы» монастырский слуга Авксентий, находившийся вне мон-ря, «на селе». Спасение рыбаков от гибели на озере. Клеймо иконы «Прп. Кирилл Белозерский, в житии». Нач. XVI в. Москва. Мастерская Дионисия (ГРМ) Спасение рыбаков от гибели на озере. Клеймо иконы «Прп. Кирилл Белозерский, в житии». Нач. XVI в. Москва. Мастерская Дионисия (ГРМ) К. оставил завещание - Духовную грамоту. Она сохранилась в подлиннике, написана на свитке с остатками шнура, к к-рому была подвешена печать (КБМЗ; опубл.: АИ. Т. 1. 31. С. 61-62; Розов Н.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

В 30-40-х гг. XVI в. оклады изготавливались для большого числа икон одновременно. Тогда образы в иконостасе получили драгоценные оклады и некоторые из них сохранились на иконах деисусного и праздничного рядов, а также известны из надписей на оборотных сторонах икон, отмеченных в монастырских документах. Их заказчиками были свт. Иоасаф, митр. Московский, Ростовский архиеп. Досифей для большей части икон Деисуса, В. М. Воронцов, М. Вислов, И. И. Хабаров ( Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 240-241). Оклады для икон были изготовлены на средства Ф. С. Воронцова («Св. Троица» (до 1546), венцы на деяниях иконы прп. Кирилла в главном иконостасе собора (нач. XVI в.)), М. Короваева («Хвалите Господа с небес» и «О Тебе радуется» (до 1563)). Много драгоценностей и средств для иконных окладов поступило из казны царей Иоанна IV Васильевича и Феодора Иоанновича. На средства царской казны были сделаны царские врата для собора в серебряном золоченом окладе, привезенные в кон. XVI в. старцем Леонидом (Ширшовым) из Москвы ( Никольский. 1897. С. 153-154). В настоятельство игум. Матфея был создан новый оклад (с использованием украшений от инокинь-стариц Горицкого мон-ря, 1612, не сохр.) на чудотворную икону Божией Матери, принесенную прп. Кириллом (известен по снимку И. Ф. Барщевского); в 1614 г.- новый оклад на икону прп. Кирилла «письма Дионисия Глушицкого» ( Варлаам (Денисов). 1859. С. 9; Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 156); при этом же настоятеле в 1600 г. было переделано старое кадило, пожертвованное в 1544 г. кн. Д. Ф. Палецким, о чем была сделана памятная надпись ( Варлаам (Денисов). 1859. С. 37). Окладами в 30-40-х гг. XVII в. украшали старые и новые иконы для местного ряда. Мастерами московской Серебряной палаты был сделан новый оклад, напр. на икону Божией Матери «Неопалимая Купина» сер.- 2-й пол. XVI в. Прп. Кирилл Белозерский. Покров. 1514 г. Мастерская вел. кнг. Соломонии Сабуровой (ГРМ) Прп. Кирилл Белозерский. Покров. 1514 г. Мастерская вел. кнг. Соломонии Сабуровой (ГРМ) К сер.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

XV в. образ К. помещали на московских памятниках лицевого шитья, в частности в медальоне на нижнем поле сударя «Явление Божией Матери прп. Сергию Радонежскому, с Деисусом и избранными святыми» (посл. четв. XV в., ГММК) - К. с темно-русыми волосами и со сравнительно небольшой бородой; на сударе (по описям, «плащанице») «Избранные святые в молении образу Божией Матери «Неопалимая Купина»» из Кириллова Белозерского мон-ря (кон. XV - нач. XVI в., ГРМ; см.: Опись. 1998. С. 152) - К. в среднике крайний слева, за спиной свт. Леонтия Ростовского. Эта традиция прослеживается и позднее: на пелене «Избранные святые» 1-й пол. XVI в. (мастерская вел. кнг. Елены Васильевны Глинской, ГИМ; см.: Маясова. 2004. С. 32-33. Ил. 12), на мн. строгановских произведениях шитья, как, напр., на вкладах в Благовещенский собор Сольвычегодска и Успенский собор Ростова: на 2 пеленах «Мч. царевич Димитрий, с избранными святыми» (1654 и 1656, СИХМ, ГРМ), на воздухе «Положение во гроб, с избранными святыми» и на покровце «Се Агнец Божий, с избранными святыми» (ок. 1661, ГМЗРК; см.: Силкин. 2002. С. 192-194, 196-199, 274-277, 324-325. Кат. 21, 23, 83, 84, 127), а также на саккосе патриарха Никона (1655, ГММК; см.: Маясова. 2004. С. 318-321. Кат. 108) и на вставном подоле XVIII в. к саккосу митр. Казанского Лаврентия 60-х гг. XVII в. (ГОМРТ; см.: Маясова. 2004. С. 294-296. Кат. 95) и др. Наиболее ранний житийный образ К. был создан в нач. XVI в. (на рубеже 10-х и 20-х гг.) в мастерской Дионисия, когда ее мог возглавлять сын художника, и предназначался для иконостаса Успенского собора Кириллова мон-ря (ГРМ; см.: Соловьёва. 2009). В монастырских описях он значится 4-м справа в местном ряду, после 2 храмовых икон Успения Пресв. Богородицы (Опись. 1998. С. 46-47), недалеко от двери, ведущей к гробнице К. Не исключено, что образ К. «в деянии» был вложен в мон-рь вел. кн. Василием III и его супругой Соломонией Сабуровой вместе с покровом на раку чудотворца (1514, ГРМ) и шитой подвесной пеленой с житийным образом К.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

и. Ведущие техники обработки дерева - резьба и точение. Деревянные произведения церковного Д.-п. и. близки к произведениям архитектуры (царские и входные врата, напр. «Златые» врата для юж. входа в собор Св. Софии в Новгороде (60-е гг. XVI в., фрагменты в ГРМ), тябла и иконостасы XVII-XVIII вв., амвоны, напр. новгородский амвон (1533, ГРМ)) и скульптуры (статуи, распятия, вотивные кресты, напр. Людогощинский крест (1359, НГОМЗ)), к «иконам на рези» («Никола Можайский», XIV в., ГТГ; «Никола Можайский», XIV в., Никольская ц. Высоцкого мон-ря в Серпухове). Из дерева изготовлялись служебные сосуды, а также деревянные кресты, четки, плошки, производимые монастырскими мастерскими для паломников наряду с написанием образов почитаемых святых, копий чтимых в обители икон и с переписыванием житий. В XVI-XVII вв. деревянной резьбой обильно украшали 2-сторонние кресты, оправленные драгоценными окладами. Приемам резьбы по дереву близки приемы обработки кости: слоновая (хрисоэлефантинная техника) была известна с античности, позже в Византии, а также в Зап. Европе. Рус. мастера резали из моржовой кости (Киликиевский крест (1569, ВГИАХМЗ), резная икона «Свт. Петр, митрополит, с житием» (нач. XVI в., ГОП), по изводу аналогичная живописной иконе Дионисия). История изучения Д.-п. и. Др. Руси идет параллельно с развитием истории и филологии ( Стерлигова. 1996. С. 11-20). Этому процессу способствует начало крупных изменений сложившихся средневек. комплексов церковного убранства (Петровский указ 1722 г. о привесах, влияние искусства Зап. Европы, идей протестантизма). Формируются первые светские собрания - древлехранилища, частные коллекции. До 2-й пол. XIX в. именно памятники Д.-п. и., а не живопись привлекают внимание ученых и ценителей национальных художественных древностей. Первое монографическое исследование Д.-п. и. было посвящено Магдебургским (Корсунским, Сигтунским) вратам новгородского Софийского собора ( Аделунг Ф. П. Корсунские врата, находящиеся в новгородском Софийском соборе.

http://pravenc.ru/text/171620.html

у всех почитаемых древнейших икон были шитые лицевые и украшенные дробницами, жемчугом пелены: икона Божией Матери, с к-рой из Москвы пришел прп. Кирилл, имела 3 шитые пелены без лицевых изображений, но с жемчугом и дробницами; к древнейшей храмовой иконе «Успение Пресв. Богородицы» прилагались 3 украшенные пелены - 2 лицевые (сохр. одна из них, «Успение Пресв. Богородицы с Нерукотворным образом Спасителя, с апостолами», каймы - 2-я пол. XV в., средник - кон. XV в., ГРМ; см.: Лихачева. 1980. С. 6-7. Кат. 9; «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». 1995. Кат. 161. С. 259 (автор описания - Л. Д. Лихачёва); Иванова. 2011. С. 10; А. С. Петров датирует средник нач. XVI в.; он сопоставляет памятник с описью не только 1601 г., но и 1668 г. и предполагает, что свой совр. вид эта пелена обрела лишь после 1668; см.: Петров. 2008. С. 51, 69, 95-96; см. также: Прил.: Древнерус. пелены XV-XVI вв.: Кат. 9); на 3-й «в кресте на дробницах выбиваны святые», жемчужная обнизь была приложена царицей Анастасией Романовной (не сохр., о прикладе см.: Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 45). возможно, ок. 1548 г. для иконопортрета основателя монастыря «письма прп. Дионисия Глушицкого» были изготовлены золотой оклад и саженная жемчугом лицевая пелена. Иконография Успения Пресв. Богородицы, повторявшаяся в композиции неск. храмовых икон, становится для обители в XVI в. настолько важным изображением, что ее шитый вариант помещают на оплечье игуменских риз: «Шит золотом и серебром образ Успение Пречистыя Богородицы со апостолы. Зделаны ново при игумене Иоасафе» (Там же. С. 140). Видение св. Иоанна Богослова. Хоругвь. 1566 г. (ГРМ) Видение св. Иоанна Богослова. Хоругвь. 1566 г. (ГРМ) Лицевое шитье XV-XVII вв., сохранившееся от храмового убранства К. Б. м., прекрасно иллюстрирует расцвет этого вида искусства. Н. А. Маясовой удалось выявить ок. 60 произведений лицевого шитья, связанных с этим мон-рем, из них половина принадлежит отличавшимся друг от друга мастерским шитья - «светлицам» знатных заказчиц и вышивальщиц.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010