Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРТАЛИНО-КАХЕТИНСКАЯ (ГРУЗИНСКАЯ) ЕПАРХИЯ [груз. - () ] Грузинского Экзархата РПЦ (28 дек. 1818 - сент. 1917), охватывала восточногрузинские исторические провинции Картли , Кахети (территория совр. Грузии), Саингило (территория совр. Азербайджана), южногруз. княжество Самцхе-Саатабаго (территория совр. Грузии), а также груз. историческую пров. Лоре-Ташири (территория совр. Армении), Карсскую обл. (территория совр. Турции), Эриванскую (территория совр. Армении), Бакинскую и Елизаветпольскую (территория совр. Азербайджана) губернии Российской империи (см. карту к ст. Грузинский Экзархат РПЦ ). Образование и географическое положение Кафедральный Успенский собор (Тифлисский Сиони). Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Кафедральный Успенский собор (Тифлисский Сиони). Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. В кон. XVIII - нач. XIX в. на территории царства Картли-Кахети в юрисдикции Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) существовало 13 епархий: Самтаврская, Руисская, Цилканская, Бодбийско-Сигнахская, Ниноцминдская (управлялись митрополитами), Манглисская, Руставская (управлялись архиепископами), Урбнисская, Никозская, Самтависская, Некресская, Харчашнийская (управлялись епископами) и Алавердская (управлялась католикосом-патриархом Вост. Грузии (Мцхетским) Антонием II (Багратиони) ). Из-за тяжелого политического и экономического положения, послужившего причиной значительного сокращения числа прихожан, нек-рые епархии (напр., Цилканская, Харчашнийская) оказались на грани исчезновения. Русская ц. ап. Иоанна Богослова в Тифлисе. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Русская ц. ап. Иоанна Богослова в Тифлисе. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Церковь во имя арх. Михаила (слева) в с. Степанцминда (Казбеги). Фотография Э. Клера. Кон. XIX — нач. ХХ в. После упразднения автокефалии ГПЦ (30 июня 1811) был образован Грузинский Экзархат РПЦ, до 1815 г. включавший территории только Вост. Грузии. Епархии были укрупнены. В Картли сформирована Мцхетско-Карталинская (Мцхетско-Тифлисско-Карталинская) епархия, включившая территории Мцхетской, Тбилисской, Горийской, Самтаврской, Самтависской, Руисской, Цилканской, Урбнисской и Никозской епархий. Ею управлял экзарх Грузии митр. Варлаам (Эристави) (с 1 июля 1811). В Кахети на основе Руставской, Некресской, Бодбийско-Сигнахской, Алавердской и Ниноцминдской епархий была образована Алавердско-Кахетинская (Алавердско-Телавская) епархия, к-рой управлял архиеп. Иоанн (Макашвили) (с 14 июля 1811). |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА МОСКОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ [Егорьевский, Юрьевский], Мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Рисунок. Мастерская Ф. Алексеева. Нач. XIX в. Мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Рисунок. Мастерская Ф. Алексеева. Нач. XIX в. в Москве. Основан до 1498 г. Большинство историков XIX в. (архим. Амвросий (Орнатский) , И. М. Снегирёв , А. С. Ратшин, В. В. Зверинский ) полагали, что Г. м. основан в кон. XV или нач. XVI в. девицей Феодосией, дочерью боярина Юрия Захарьевича Кошкина, теткой царицы Анастасии Романовны . Исследователи опирались на монастырское предание, изложенное в тексте некой «записки», оригинал к-рой сгорел вместе с архивом Г. м. в 1812 г. «Справка» с «записки» была опубликована в изд.: Чеботарев [Х. А. ] Ист. и топогр. описание Московской губ. М., 1787. Согласно тексту опубликованной «справки», Г. м. «построен издревле в дому пречистых, благородных и благочестивых прародителей болярина Георгия Захарьевича Романова тщанием и иждивением его дочери девицы Феодосии Георгиевны, которая была тетка... царицы Анастасии Романовны... Устроя сей дом монастырем девичьем по взятии из сего дома оныя девицы Анастасии Романовны в царицу, в котором и церковь великомученика Георгия созда» «по благословению Преосвященнаго Стефана, митрополита Рязанского» «в поминовение отца своего Георгия», собрав 40 «благоискусных монахинь». Опубликованная «справка» содержит очевидные ошибки: боярин Георгий Захарьевич в нач. XVI в. имел фамилию Кошкин, а не Романов; упомянутый Георгиевский храм был построен в нач. XVIII в. по благословению Рязанского митр. Стефана (Яворского) на месте разобранной древней церкви, к-рая упоминается в источниках с 1461 г. (ДДГ. 61. С. 195). Казанская ц. мон-ря во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Кон. XVII - нач. XVIII в. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Казанская ц. мон-ря во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Кон. XVII - нач. XVIII в. Фотография. 20-е гг. ХХ в. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 11(?).12.1651, мест. Макаров, близ Киева - 28.10.1709, Ростов), свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых), митр. Ростовский и Ярославский, духовный писатель, проповедник. Биография Отец Д., казачий сотник Савва Григорьевич († 1703), происходил из шляхетского рода Савичей (личное прозвище отца святителя - Туптало - было перенесено на Д. в лит-ре уже в XVIII в.). В старости, будучи ктитором киевского Кирилловского мон-ря (ставшего семейной усыпальницей Савичей), Савва Савич принял монашеский постриг. Мать Д. звали Марией Михайловной († 1689), младшие сестры Д.- Памфилия, Феврония и Параскева - были преемственно игумениями основанного ими киевского Иорданского мон-ря во имя свт. Николая. Свт. Димитрий Ростовский. Портрет-парсуна. Нач. XVIII в. (?) (МПИ) Свт. Димитрий Ростовский. Портрет-парсуна. Нач. XVIII в. (?) (МПИ) В 1660 г. семья Савичей переселилась в Киев. Даниил учился в Киево-Могилянской коллегии в 1662-1665 гг. (до ее разрушения во время набега на Киев казачьих войск П. Д. Дорошенко), ректором академии в эти годы был игум. Иоанникий (Галятовский) . Затем Даниил поступил в Кирилловский мон-рь, где 9 июля 1668 г. игум. Мелетием (Дзиком) был пострижен в монашество с именем Димитрий. 25 марта следующего года рукоположен Киевским митр. Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским) во диакона, 23 мая 1675 г. рукоположен во иерея Черниговским архиеп. Лазарем (Барановичем) в Густынском во имя Св.Троицы жен. мон-ре , где пребывал до 1677 г., став кафедральным проповедником при архиеп. Лазаре, к-рый обратил внимание на нравственные достоинства Д., его ученость, замечательный дар слова. С. Г. Савич, отец свт. Димитрия. Портрет. Кон. XVIII - нач. XIX в. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. XX в. (Б-ка Конгресса США) С. Г. Савич, отец свт. Димитрия. Портрет. Кон. XVIII - нач. XIX в. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. XX в. (Б-ка Конгресса США) |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЕВ КАЛЯЗИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Макариев Калязинский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Макариев Калязинский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. находился рядом с г. Калязином Тверской губ., на левом берегу Волги. Разрушен в ходе затопления территории при строительстве Угличской ГРЭС. Основными источниками сведений о ранней истории М. К. м. являются Житие прп. Макария Калязинского, составленное в XVI в. (Житие. 2003; Житие. 2008), и документы из архива монастыря (РГАДА. Ф. 1193), к-рый изучался с XIX в. ( Лебедев. 1867; Павел (Крылов). 2002; Пономарёва. 1986; Она же. 1995; Она же. 2000; Акты Троицкого Калязина мон-ря. 2007; Соколов. 2010). Сохранились подлинные акты XV в., грамоты Тверских великих князей, царские и патриаршие грамоты, владельческая и др. хозяйственная документация, в т. ч. Кормовая книга XVII в. О повседневной жизни братии в XVII в. свидетельствует лит. соч. «Калязинская челобитная» ( Пономарёва. 1993). В распоряжении исследователей XIX в., составивших описания М. К. м., имелись рукописный рассказ об обители, принадлежавший настоятелю (1817-1823) архим. Афанасию (Протопопову) , и др. монастырские записи ( Лебедев. 1867. С. 24, 11; Павел (Крылов). 2002. С. 10, 16). 1434-1920 гг. Прп. Макарий Калязинский. Икона. XIX — нач. ХХ в. (частное собрание) Прп. Макарий Калязинский. Икона. XIX — нач. ХХ в. (частное собрание) Мон-рь основан ок. 1434 г. прп. Макарием Калязинским , пострижеником Клобукова кашинского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . По благословению кашинского игумена прп. Макарий вместе с 7 старцами покинул городскую обитель, чтобы «обрести место угодно к безмолвию», и остановился недалеко от Кашина, «промежь двух езер водою акы стенами отражено». Здесь он поставил крест и вместе с братией построил кельи и ц. во имя Св. Троицы. Прп. Макарий основал М. К. м. «во своих местех» и «отчину свою, вси села, приложил тому монастырю». Но «смирения ради» назвал монастырь не «своим именем, но нарече его Калязин» (Волоколамский патерик. 1915. С. 13-14). Предание связывает наименование обители с местным землевладельцем Иваном Калягой (Колягой), который решил, что преподобный его «изжденет» и землю его к «своей пустыни присовкупит». Каляга задумал убить прп. Макария, но заболел и, встретившись с преподобным, покаялся в злом намерении. Прощенный Каляга принял постриг и передал свои владения обители (Житие. 2008. С. 52). |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРОДИОН (Жураковский [Жураховский] Иван; † 18.09.1735 (по др. данным, окт. 1736), Межигорский в честь Преображения Господня монастырь), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Происходил из шляхетского рода герба Сас, основателем к-рого в XVII в. был сосницкий сотник Михаил Жураковский. Иродион (Жураковский), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Фотография с портрета кон. XVIII – нач. XIX в. (РГИА) Иродион (Жураковский), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Фотография с портрета кон. XVIII – нач. XIX в. (РГИА) В нач. 80-х гг. XVII в. окончил Киево-Могилянскую коллегию, принял постриг в Межигорском в честь Преображения Господня монастыре , в 1685 г. был рукоположен во диакона, в 1687 г.- во иерея. В нач. 1688 г. возглавил посольство к патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму (Савёлову) для подтверждения права Межигорской обители на ставропигию и для закрепления Запорожской Сечи в качестве парафии за этим мон-рем. В нач. 1689 г., уже будучи межигорским наместником, И. ездил в Батурин к гетману И. С. Мазепе для подтверждения имущественных прав мон-ря. В 1698 г. И. пребывал в Москве для «испрошения» милостыни. В 1708 г. И. в составе посольства царя Петра I был командирован в Запорожскую Сечь, чтобы убедить запорожцев отказаться от поддержки гетмана Мазепы и призвать их служить царю. В итоге казаки, называвшие И. шпионом и пригрозившие сжечь его в смоляной бочке, разорвали отношения с Межигорским монастырем. В качестве награды за участие в посольстве «к войску низовому Запорожскому» по личному распоряжению Петра I И. был возведен в сан архимандрита (6 янв. 1709), а Межигорский монастырь признан архимандритией. 11 марта 1710 г. по ходатайству И. Петр I пожаловал обители статус ставропигии, отобранный в 1703 г. Указом Святейшего Синода от 1 июня 1722 г. этот статус был подтвержден. Впосл. И. участвовал в погребении благоволившего к нему имп. Петра I. В 1714 г. И. был пожалован селами Русановом, Плоским и мельницами, доходы от которых поступали в казну монастыря. Кроме того, на свои средства он приобрел хутор с 2 мельницами и винокурней в 7 верстах от Межигорского монастыря. После пожара, случившегося в обители 21 авг. 1717 г., И. в апр. 1721 г. испросил в Синоде книгу для сбора пожертвований на мон-рь. В том же году И. получил по завещанию скончавшегося Смоленского митр. Варлаама (Коссовского) его «шапку красную архиерейскую» 1711 г. (ОДДС. Т. 1. С. CXLII). |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на территории Казанского кремля. Разрушен в XX в. Основан, вероятно, в 1555 г. (до сент.). Устроение обители и деятельность 1-го настоятеля свт. Варсонофия описаны в сочинении митр. Казанского сщмч. Ермогена кон. XVI в. «Жития свт. Гурия, первого архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского, Казанских чудотворцев» (Свт. Ермоген. 2005. С. 381-383). Подробное описание мон-ря содержится в первой из сохранившихся писцовых книг Казани и Казанского у. Н. В. Борисова и К. Кикина ( Невоструев. 1877. С. 24-32; Писцовое описание Казани и Казанского у. 1565-1568 гг. 2006. С. 86-100). В кон. XIX в. Е. М. Лебедев сделал описание К. м., используя документы, хранившиеся в монастырском архиве. Земельный фонд мон-ря, наличие сел, деревень, починков и пустошей зафиксированы в переписи 60-х гг. XVI в. ( Невоструев. 1877. С. 65-78; Писцовое описание Казани и Казанского у. 1565-1568 гг. 2006. C. 458-464). Об экономическом положении К. м. свидетельствуют писцовые книги XVI-XVII вв. (Книга письма, дозора и межевания. 1997. С. 213-214; Писцовые книги Казанского у. 1647-1656 гг. Л. 10 об.- 12, 42-44 об., 108-112; Писцовые книги Казанского у. 1685-1687 гг. 2009. С. 173-185). Жалованные грамоты К. м. сохранились в фонде Коллегии экономии РГАДА (Ф. 281. Оп. 4 (Казань)), нек-рые из них опубликованы в XIX в. по копиям, хранившимся в мон-ре ( Никанор (Каменский). 1893. С. 338-368). Документы по истории мон-ря XVIII - нач. XIX в. находятся в НАРТ (Ф. 4: Духовная консистория). XVI - нач. XX в. Казанский Преображенский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Казанский Преображенский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. В 1553 г. при посещении Пешношского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря царь Иоанн IV Васильевич обратил внимание на игум. Варсонофия - опытного настоятеля, знатока татар. языка и обычаев. В февр. 1555 г. в Москве по указанию царя Иоанна IV митр. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗУБОВ Василий Павлович (19.07.1900, г. Александров Владимирской губ.- 8.04.1963, Москва), историк науки, искусствовед, медиевист, культуролог, философ, один из самых разносторонних рус. ученых XX в. Род. в православной семье. Его отец, П. В. Зубов (1862-1921), известный термохимик, нумизмат, музыкант и благотворитель, принадлежал к древнему купеческому роду Зубовых-Полежаевых, дед, В. П. Зубов (1835-1889), был фабрикантом, обладателем уникальной коллекции смычковых инструментов, директором (1884-1885) Московского отделения муз. об-ва. В 1918 г. З. окончил Флёровскую гимназию в Москве с золотой медалью и поступил в Московский ун-т на философское отд-ние историко-филологического факультета. В числе его педагогов были И. А. Ильин, Г. И. Челпанов, Г. Г. Шпет, А. В. Кубицкий, П. Ф. Каптерев, Б. А. Фохт, С. Л. Франк; на формирование З. как ученого значительное влияние оказал о. Павел Флоренский. В 1922 г. философское отд-ние ун-та закрыли и студенты, в числе к-рых был З., сдали экстерном выпускные экзамены за последний год обучения; тема кандидатского сочинения З.- «Предпосылки философии метафизического». В. П. Зубов. Фотография. Нач. 60-х гг. XX в. В. П. Зубов. Фотография. Нач. 60-х гг. XX в. В нач. 20-х гг. З. написал оставшиеся неопубликованными историко-богословские сочинения «Происхождение Новозаветного Апокалипсиса» и «Доказательства подлинности Новозаветного Апокалипсиса», вышедшую в свет в 2001 г. кн. «Русские проповедники: Очерки по истории русской проповеди», в к-рой проанализировал средства выражения, стилистические и ритмические особенности построения проповедей свт. Димитрия Ростовского, митр. Платона (Левшина), митр. Филарета (Дроздова) и архиеп. Иннокентия (Борисова). В предисловии З. отметил, что «подобное исследование имеет смысл только в том случае, если не теряется из виду само выражаемое - единая Истина Церкви» (C. 3). Выделив ряд филологических особенностей в проповедях XVII-XIX вв., З. рассмотрел содержание художественной формы и отметил неск. типов религ. сознания. Им было составлено также обширное историко-биографическое соч. «Семейная хроника: Полежаевы-Зубовы» (в печати). Опираясь на сохранившиеся исторические документы, переписку и устную традицию, З. на примере своего рода воссоздал картину быта, нравов и деловой жизни правосл. России XIX - нач. XX в. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОШЕЛЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Кушеловский, Кошеловский), (Кишинёвской епархии Кишинёвской и всея Молдавии митрополии), находится близ с. Кушелэука (Кушеловка) р-на Шолдэнешть (Шолданештского) в Республике Молдова. Основан как скит в 1790 (1786?) г. жительницей с. Котюжаны Марией Токаносовой (мон. Митродорой), происходившей из резешей (собственников этого земельного участка), на косогоре возле р. Чёрной, с др. сторон окружен лесом под названием Кошелевка. Кошелевский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. Кошелевский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. Первоначально в скиту была одна деревянная оштукатуренная церковь. В 1841 г. (по др. источникам, в 1847) стараниями духовника архиерейского дома архим. Никандра и схим. Ирины (его сестры), начальницы скита, на месте деревянной была построена каменная ц. Успения Пресв. Богородицы. В 80-х гг. XIX в. при церкви имелась колокольня на 4 столбах с 3 малыми колоколами. В 1855 г. по рук. начальницы скита схим. Елены был построен зимний храм во имя равноапостольных Константина и Елены. Но к 1907 г. в качестве зимней упомянута ц. во имя Св. Троицы. В нач. XIX в. резеши сел Котюжаны-Мич и Котюжаны-Маре Сорокского у. Бессарабской губ. передали в дар скиту 50 фальчей (мера площади в Молдавском княжестве, равная 14,322 кв. м) земли. Самыми крупными жертвователями стали Георге Хыржеу и боярин Стрэжеску из Васкауц. В сер. XIX в. помимо пахотной земли скит владел и неск. садами, приносившими ежегодный доход 80 р. К 1851 г. в скиту проживали 40 сестер, в т. ч. 12 монахинь. 15 июня 1878 г. руководство Кишинёвской и Хотинской епархии постановило открыть при 6 мон-рях, в т. ч. при К. м., школы с приютами для 10 сирот из духовного сословия в возрасте от 6 до 10 лет. На их содержание К. м. выделил 800 р. Основной целью монастырских школ была подготовка учащихся к поступлению в духовные учебные заведения. В 1890 г. школа при К. м. получила название центральной; в ней бесплатно обучались 10 девочек. 25 авг. 1894 г. школы при монастырях были преобразованы в церковноприходские и переданы в ведение Кишинёвского епархиального училищного совета. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРАСНОХОЛМСКИЙ АНТОНИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье Бежецкой и Весьегонской епархии Тверской митрополии), находится близ дер. Слобода Краснохолмского р-на Тверской обл. Источники Краснохолмский Антониев во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. Кон. XIX в. Краснохолмский Антониев во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. Кон. XIX в. Архив К. м. был изучен во 2-й пол. XIX в. игум. Анатолием (Смирновым) и тверским краеведом А. К. Жизневским. Документы из монастырского архива частично изданы в сер. XIX - нач. XX в., а также в 1955 г. А. Г. Маньковым ( Белюстин. 1852. С. 32-33; Описи. 1879; Летописец о зачатии Бежицкаго верху. 1879; Грамоты Краснохолмского Николаевского Антониева мон-ря. 1904). К. м. упоминается в документах по истории Бежецкого края XVI-XVIII вв.: в «Переписной книге письма и меры Данилы Свечина да подьячего Федора Второго 1627-1629 гг.» (ГАТвО. Ф. 186. Оп. 1. Ед. хр. 33, 34); «Дозорной книге церковных приходов Новгородской кафедры в Бежецком Верхе дозора Долмата Тишнева» 70-х гг. XVI в. (Писцовые книги Новгородской земли. 2001. С. 198-200); «Переписной книге Бежецкого верха 1676-1682 гг. (Бежецкий Верх и его уезд. 1888. С. 164-197); «Переписной книге 1710 г. Сказки о дворянах, церковнослужителях, крестьянах Березовского, Антоновского, Верховского станов, Максимовского и Еского присельев и Лесоклинской вол. Бежецкого у., поданных стольнику Любиму Афанасьевичу Лихачеву» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Ед. хр. 11447. Л. 195-270, 691-693, 701-702); «Переписной книге 1710 г. дворян, церковнослужителей, крестьян Городецкого, Полянского, Есеницкого, Лошицкого станов Бежецкого у. переписи Саввы Михайловича Ушакова» (Там же. Ед. хр. 11448. Л. 22, 1227-1236 об.), в «Хронологионе Петра Воинова» ( Попов. 1882. С. 9, 10, 16, 22, 30). В кон. XIX в. часть документов из архива К. м. была передана игум. Анатолием (Смирновым) в Тверской музей. К 2015 г. в составе фонда Тверской ученой архивной комиссии Тверского гос. объединенного музея имеются рукописи неизвестных авторов 2-й пол. XIX в.: «Историческая записка о Краснохолмском Антониевом монастыре (1690-1853)» (ТГОМ. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 137); «Историческое описание Краснохолмского Антониева монастыря» (Там же. Ед. хр. 141). |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИКАВКАЗСКАЯ И МОЗДОКСКАЯ ЕПАРХИЯ Собор во имя арх. Михаила во Владикавказе. Фотография. Нач. XX в. Собор во имя арх. Михаила во Владикавказе. Фотография. Нач. XX в. существовала в 1885-1922 гг. Образована с названием Владикавказская в составе Грузинского Экзархата преобразованием Владикавказского викариатства , 10 сент. 1894 г. выведена из подчинения Экзарха Грузии, называлась Владикавказской и Моздокской. Территория епархии сначала включала в себя Терскую обл. (центр - Владикавказ), частью к-рой являлась Сев. Осетия, в 1894 г. в В. е. были присоединены Дагестанская обл. и осетинское сел. Новогеоргиевское Кубанской обл. В нач. XX в. территория В. е. включала в себя совр. Сев. Осетию, Кабардино-Балкарию, Дагестан, Чечню, Ингушетию и регион Кавказских Минеральных Вод. Кафедральный город - Владикавказ. Кафедральные соборы - владикавказские Спасо-Преображенский (1863-1893) и Михаило-Архангельский (с 1894), Успенский в Моздоке (с 1904). В 1910-1914 гг. в составе В. е. существовало Пятигорское викариатство . Начальный период существования епархии Организационное оформление Владикавказской епархии связано с деятельностью Иосифа (Чепиговского) , с 1857 г. трудившегося в деле христ. просвещения народов Сев. Кавказа и прозванного «апостолом Осетии». Еп. Иосиф первым возглавил новосозданную епархию. Ко времени своего образования епархия насчитывала 122 храма и 2 мон-ря ( кизлярский в честь Воздвижения Креста Господня муж. и Георгиевский жен.). Приходы делились на русские и осетинские. Рус. приходы разделялись на приходы казачьих станиц, приходы сел, населенных переселенцами из России и Украины, и городские приходы. Горные осет. приходы были малочисленны и бедны, прихожане сохраняли в быту мн. языческие поверья, были подвержены мусульм. пропаганде. Особенностью Владикавказской епархии являлось то, что число православных, живших на ее территории (в нач. 90-х гг. XIX в.- ок. 300 тыс. чел.), было меньше, нежели число мусульман (ок. 400 тыс. чел.), а также сектантов и старообрядцев (последние жили, в частности, в Кизлярском отделе, ст-це Червлённой, Ессентуках). |
| |