Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРТАЛИНО-КАХЕТИНСКАЯ (ГРУЗИНСКАЯ) ЕПАРХИЯ [груз. - () ] Грузинского Экзархата РПЦ (28 дек. 1818 - сент. 1917), охватывала восточногрузинские исторические провинции Картли , Кахети (территория совр. Грузии), Саингило (территория совр. Азербайджана), южногруз. княжество Самцхе-Саатабаго (территория совр. Грузии), а также груз. историческую пров. Лоре-Ташири (территория совр. Армении), Карсскую обл. (территория совр. Турции), Эриванскую (территория совр. Армении), Бакинскую и Елизаветпольскую (территория совр. Азербайджана) губернии Российской империи (см. карту к ст. Грузинский Экзархат РПЦ ). Образование и географическое положение Кафедральный Успенский собор (Тифлисский Сиони). Фотография. Кон. XIXнач. ХХ в. Кафедральный Успенский собор (Тифлисский Сиони). Фотография. Кон. XIXнач. ХХ в. В кон. XVIII - нач. XIX в. на территории царства Картли-Кахети в юрисдикции Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) существовало 13 епархий: Самтаврская, Руисская, Цилканская, Бодбийско-Сигнахская, Ниноцминдская (управлялись митрополитами), Манглисская, Руставская (управлялись архиепископами), Урбнисская, Никозская, Самтависская, Некресская, Харчашнийская (управлялись епископами) и Алавердская (управлялась католикосом-патриархом Вост. Грузии (Мцхетским) Антонием II (Багратиони) ). Из-за тяжелого политического и экономического положения, послужившего причиной значительного сокращения числа прихожан, нек-рые епархии (напр., Цилканская, Харчашнийская) оказались на грани исчезновения. Русская ц. ап. Иоанна Богослова в Тифлисе. Фотография. Кон. XIXнач. ХХ в. Русская ц. ап. Иоанна Богослова в Тифлисе. Фотография. Кон. XIXнач. ХХ в. Церковь во имя арх. Михаила (слева) в с. Степанцминда (Казбеги). Фотография Э. Клера. Кон. XIXнач. ХХ в. После упразднения автокефалии ГПЦ (30 июня 1811) был образован Грузинский Экзархат РПЦ, до 1815 г. включавший территории только Вост. Грузии. Епархии были укрупнены. В Картли сформирована Мцхетско-Карталинская (Мцхетско-Тифлисско-Карталинская) епархия, включившая территории Мцхетской, Тбилисской, Горийской, Самтаврской, Самтависской, Руисской, Цилканской, Урбнисской и Никозской епархий. Ею управлял экзарх Грузии митр. Варлаам (Эристави) (с 1 июля 1811). В Кахети на основе Руставской, Некресской, Бодбийско-Сигнахской, Алавердской и Ниноцминдской епархий была образована Алавердско-Кахетинская (Алавердско-Телавская) епархия, к-рой управлял архиеп. Иоанн (Макашвили) (с 14 июля 1811).

http://pravenc.ru/text/1681175.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА МОСКОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ [Егорьевский, Юрьевский], Мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Рисунок. Мастерская Ф. Алексеева. Нач. XIX в. Мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Рисунок. Мастерская Ф. Алексеева. Нач. XIX в. в Москве. Основан до 1498 г. Большинство историков XIX в. (архим. Амвросий (Орнатский) , И. М. Снегирёв , А. С. Ратшин, В. В. Зверинский ) полагали, что Г. м. основан в кон. XV или нач. XVI в. девицей Феодосией, дочерью боярина Юрия Захарьевича Кошкина, теткой царицы Анастасии Романовны . Исследователи опирались на монастырское предание, изложенное в тексте некой «записки», оригинал к-рой сгорел вместе с архивом Г. м. в 1812 г. «Справка» с «записки» была опубликована в изд.: Чеботарев [Х. А. ] Ист. и топогр. описание Московской губ. М., 1787. Согласно тексту опубликованной «справки», Г. м. «построен издревле в дому пречистых, благородных и благочестивых прародителей болярина Георгия Захарьевича Романова тщанием и иждивением его дочери девицы Феодосии Георгиевны, которая была тетка... царицы Анастасии Романовны... Устроя сей дом монастырем девичьем по взятии из сего дома оныя девицы Анастасии Романовны в царицу, в котором и церковь великомученика Георгия созда» «по благословению Преосвященнаго Стефана, митрополита Рязанского» «в поминовение отца своего Георгия», собрав 40 «благоискусных монахинь». Опубликованная «справка» содержит очевидные ошибки: боярин Георгий Захарьевич в нач. XVI в. имел фамилию Кошкин, а не Романов; упомянутый Георгиевский храм был построен в нач. XVIII в. по благословению Рязанского митр. Стефана (Яворского) на месте разобранной древней церкви, к-рая упоминается в источниках с 1461 г. (ДДГ. 61. С. 195). Казанская ц. мон-ря во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Кон. XVII - нач. XVIII в. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Казанская ц. мон-ря во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Кон. XVII - нач. XVIII в. Фотография. 20-е гг. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/164489.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 11(?).12.1651, мест. Макаров, близ Киева - 28.10.1709, Ростов), свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых), митр. Ростовский и Ярославский, духовный писатель, проповедник. Биография Отец Д., казачий сотник Савва Григорьевич († 1703), происходил из шляхетского рода Савичей (личное прозвище отца святителя - Туптало - было перенесено на Д. в лит-ре уже в XVIII в.). В старости, будучи ктитором киевского Кирилловского мон-ря (ставшего семейной усыпальницей Савичей), Савва Савич принял монашеский постриг. Мать Д. звали Марией Михайловной († 1689), младшие сестры Д.- Памфилия, Феврония и Параскева - были преемственно игумениями основанного ими киевского Иорданского мон-ря во имя свт. Николая. Свт. Димитрий Ростовский. Портрет-парсуна. Нач. XVIII в. (?) (МПИ) Свт. Димитрий Ростовский. Портрет-парсуна. Нач. XVIII в. (?) (МПИ) В 1660 г. семья Савичей переселилась в Киев. Даниил учился в Киево-Могилянской коллегии в 1662-1665 гг. (до ее разрушения во время набега на Киев казачьих войск П. Д. Дорошенко), ректором академии в эти годы был игум. Иоанникий (Галятовский) . Затем Даниил поступил в Кирилловский мон-рь, где 9 июля 1668 г. игум. Мелетием (Дзиком) был пострижен в монашество с именем Димитрий. 25 марта следующего года рукоположен Киевским митр. Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским) во диакона, 23 мая 1675 г. рукоположен во иерея Черниговским архиеп. Лазарем (Барановичем) в Густынском во имя Св.Троицы жен. мон-ре , где пребывал до 1677 г., став кафедральным проповедником при архиеп. Лазаре, к-рый обратил внимание на нравственные достоинства Д., его ученость, замечательный дар слова. С. Г. Савич, отец свт. Димитрия. Портрет. Кон. XVIII - нач. XIX в. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. XX в. (Б-ка Конгресса США) С. Г. Савич, отец свт. Димитрия. Портрет. Кон. XVIII - нач. XIX в. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. XX в. (Б-ка Конгресса США)

http://pravenc.ru/text/178011.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЕВ КАЛЯЗИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Макариев Калязинский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Макариев Калязинский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. находился рядом с г. Калязином Тверской губ., на левом берегу Волги. Разрушен в ходе затопления территории при строительстве Угличской ГРЭС. Основными источниками сведений о ранней истории М. К. м. являются Житие прп. Макария Калязинского, составленное в XVI в. (Житие. 2003; Житие. 2008), и документы из архива монастыря (РГАДА. Ф. 1193), к-рый изучался с XIX в. ( Лебедев. 1867; Павел (Крылов). 2002; Пономарёва. 1986; Она же. 1995; Она же. 2000; Акты Троицкого Калязина мон-ря. 2007; Соколов. 2010). Сохранились подлинные акты XV в., грамоты Тверских великих князей, царские и патриаршие грамоты, владельческая и др. хозяйственная документация, в т. ч. Кормовая книга XVII в. О повседневной жизни братии в XVII в. свидетельствует лит. соч. «Калязинская челобитная» ( Пономарёва. 1993). В распоряжении исследователей XIX в., составивших описания М. К. м., имелись рукописный рассказ об обители, принадлежавший настоятелю (1817-1823) архим. Афанасию (Протопопову) , и др. монастырские записи ( Лебедев. 1867. С. 24, 11; Павел (Крылов). 2002. С. 10, 16). 1434-1920 гг. Прп. Макарий Калязинский. Икона. XIXнач. ХХ в. (частное собрание) Прп. Макарий Калязинский. Икона. XIXнач. ХХ в. (частное собрание) Мон-рь основан ок. 1434 г. прп. Макарием Калязинским , пострижеником Клобукова кашинского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . По благословению кашинского игумена прп. Макарий вместе с 7 старцами покинул городскую обитель, чтобы «обрести место угодно к безмолвию», и остановился недалеко от Кашина, «промежь двух езер водою акы стенами отражено». Здесь он поставил крест и вместе с братией построил кельи и ц. во имя Св. Троицы. Прп. Макарий основал М. К. м. «во своих местех» и «отчину свою, вси села, приложил тому монастырю». Но «смирения ради» назвал монастырь не «своим именем, но нарече его Калязин» (Волоколамский патерик. 1915. С. 13-14). Предание связывает наименование обители с местным землевладельцем Иваном Калягой (Колягой), который решил, что преподобный его «изжденет» и землю его к «своей пустыни присовкупит». Каляга задумал убить прп. Макария, но заболел и, встретившись с преподобным, покаялся в злом намерении. Прощенный Каляга принял постриг и передал свои владения обители (Житие. 2008. С. 52).

http://pravenc.ru/text/2561264.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРОДИОН (Жураковский [Жураховский] Иван; † 18.09.1735 (по др. данным, окт. 1736), Межигорский в честь Преображения Господня монастырь), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Происходил из шляхетского рода герба Сас, основателем к-рого в XVII в. был сосницкий сотник Михаил Жураковский. Иродион (Жураковский), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Фотография с портрета кон. XVIII – нач. XIX в. (РГИА) Иродион (Жураковский), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский. Фотография с портрета кон. XVIII – нач. XIX в. (РГИА) В нач. 80-х гг. XVII в. окончил Киево-Могилянскую коллегию, принял постриг в Межигорском в честь Преображения Господня монастыре , в 1685 г. был рукоположен во диакона, в 1687 г.- во иерея. В нач. 1688 г. возглавил посольство к патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму (Савёлову) для подтверждения права Межигорской обители на ставропигию и для закрепления Запорожской Сечи в качестве парафии за этим мон-рем. В нач. 1689 г., уже будучи межигорским наместником, И. ездил в Батурин к гетману И. С. Мазепе для подтверждения имущественных прав мон-ря. В 1698 г. И. пребывал в Москве для «испрошения» милостыни. В 1708 г. И. в составе посольства царя Петра I был командирован в Запорожскую Сечь, чтобы убедить запорожцев отказаться от поддержки гетмана Мазепы и призвать их служить царю. В итоге казаки, называвшие И. шпионом и пригрозившие сжечь его в смоляной бочке, разорвали отношения с Межигорским монастырем. В качестве награды за участие в посольстве «к войску низовому Запорожскому» по личному распоряжению Петра I И. был возведен в сан архимандрита (6 янв. 1709), а Межигорский монастырь признан архимандритией. 11 марта 1710 г. по ходатайству И. Петр I пожаловал обители статус ставропигии, отобранный в 1703 г. Указом Святейшего Синода от 1 июня 1722 г. этот статус был подтвержден. Впосл. И. участвовал в погребении благоволившего к нему имп. Петра I. В 1714 г. И. был пожалован селами Русановом, Плоским и мельницами, доходы от которых поступали в казну монастыря. Кроме того, на свои средства он приобрел хутор с 2 мельницами и винокурней в 7 верстах от Межигорского монастыря. После пожара, случившегося в обители 21 авг. 1717 г., И. в апр. 1721 г. испросил в Синоде книгу для сбора пожертвований на мон-рь. В том же году И. получил по завещанию скончавшегося Смоленского митр. Варлаама (Коссовского) его «шапку красную архиерейскую» 1711 г. (ОДДС. Т. 1. С. CXLII).

http://pravenc.ru/text/674103.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на территории Казанского кремля. Разрушен в XX в. Основан, вероятно, в 1555 г. (до сент.). Устроение обители и деятельность 1-го настоятеля свт. Варсонофия описаны в сочинении митр. Казанского сщмч. Ермогена кон. XVI в. «Жития свт. Гурия, первого архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского, Казанских чудотворцев» (Свт. Ермоген. 2005. С. 381-383). Подробное описание мон-ря содержится в первой из сохранившихся писцовых книг Казани и Казанского у. Н. В. Борисова и К. Кикина ( Невоструев. 1877. С. 24-32; Писцовое описание Казани и Казанского у. 1565-1568 гг. 2006. С. 86-100). В кон. XIX в. Е. М. Лебедев сделал описание К. м., используя документы, хранившиеся в монастырском архиве. Земельный фонд мон-ря, наличие сел, деревень, починков и пустошей зафиксированы в переписи 60-х гг. XVI в. ( Невоструев. 1877. С. 65-78; Писцовое описание Казани и Казанского у. 1565-1568 гг. 2006. C. 458-464). Об экономическом положении К. м. свидетельствуют писцовые книги XVI-XVII вв. (Книга письма, дозора и межевания. 1997. С. 213-214; Писцовые книги Казанского у. 1647-1656 гг. Л. 10 об.- 12, 42-44 об., 108-112; Писцовые книги Казанского у. 1685-1687 гг. 2009. С. 173-185). Жалованные грамоты К. м. сохранились в фонде Коллегии экономии РГАДА (Ф. 281. Оп. 4 (Казань)), нек-рые из них опубликованы в XIX в. по копиям, хранившимся в мон-ре ( Никанор (Каменский). 1893. С. 338-368). Документы по истории мон-ря XVIII - нач. XIX в. находятся в НАРТ (Ф. 4: Духовная консистория). XVI - нач. XX в. Казанский Преображенский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Казанский Преображенский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. В 1553 г. при посещении Пешношского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря царь Иоанн IV Васильевич обратил внимание на игум. Варсонофия - опытного настоятеля, знатока татар. языка и обычаев. В февр. 1555 г. в Москве по указанию царя Иоанна IV митр.

http://pravenc.ru/text/1319818.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗУБОВ Василий Павлович (19.07.1900, г. Александров Владимирской губ.- 8.04.1963, Москва), историк науки, искусствовед, медиевист, культуролог, философ, один из самых разносторонних рус. ученых XX в. Род. в православной семье. Его отец, П. В. Зубов (1862-1921), известный термохимик, нумизмат, музыкант и благотворитель, принадлежал к древнему купеческому роду Зубовых-Полежаевых, дед, В. П. Зубов (1835-1889), был фабрикантом, обладателем уникальной коллекции смычковых инструментов, директором (1884-1885) Московского отделения муз. об-ва. В 1918 г. З. окончил Флёровскую гимназию в Москве с золотой медалью и поступил в Московский ун-т на философское отд-ние историко-филологического факультета. В числе его педагогов были И. А. Ильин, Г. И. Челпанов, Г. Г. Шпет, А. В. Кубицкий, П. Ф. Каптерев, Б. А. Фохт, С. Л. Франк; на формирование З. как ученого значительное влияние оказал о. Павел Флоренский. В 1922 г. философское отд-ние ун-та закрыли и студенты, в числе к-рых был З., сдали экстерном выпускные экзамены за последний год обучения; тема кандидатского сочинения З.- «Предпосылки философии метафизического». В. П. Зубов. Фотография. Нач. 60-х гг. XX в. В. П. Зубов. Фотография. Нач. 60-х гг. XX в. В нач. 20-х гг. З. написал оставшиеся неопубликованными историко-богословские сочинения «Происхождение Новозаветного Апокалипсиса» и «Доказательства подлинности Новозаветного Апокалипсиса», вышедшую в свет в 2001 г. кн. «Русские проповедники: Очерки по истории русской проповеди», в к-рой проанализировал средства выражения, стилистические и ритмические особенности построения проповедей свт. Димитрия Ростовского, митр. Платона (Левшина), митр. Филарета (Дроздова) и архиеп. Иннокентия (Борисова). В предисловии З. отметил, что «подобное исследование имеет смысл только в том случае, если не теряется из виду само выражаемое - единая Истина Церкви» (C. 3). Выделив ряд филологических особенностей в проповедях XVII-XIX вв., З. рассмотрел содержание художественной формы и отметил неск. типов религ. сознания. Им было составлено также обширное историко-биографическое соч. «Семейная хроника: Полежаевы-Зубовы» (в печати). Опираясь на сохранившиеся исторические документы, переписку и устную традицию, З. на примере своего рода воссоздал картину быта, нравов и деловой жизни правосл. России XIX - нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/200103.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОШЕЛЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Кушеловский, Кошеловский), (Кишинёвской епархии Кишинёвской и всея Молдавии митрополии), находится близ с. Кушелэука (Кушеловка) р-на Шолдэнешть (Шолданештского) в Республике Молдова. Основан как скит в 1790 (1786?) г. жительницей с. Котюжаны Марией Токаносовой (мон. Митродорой), происходившей из резешей (собственников этого земельного участка), на косогоре возле р. Чёрной, с др. сторон окружен лесом под названием Кошелевка. Кошелевский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. Кошелевский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. Первоначально в скиту была одна деревянная оштукатуренная церковь. В 1841 г. (по др. источникам, в 1847) стараниями духовника архиерейского дома архим. Никандра и схим. Ирины (его сестры), начальницы скита, на месте деревянной была построена каменная ц. Успения Пресв. Богородицы. В 80-х гг. XIX в. при церкви имелась колокольня на 4 столбах с 3 малыми колоколами. В 1855 г. по рук. начальницы скита схим. Елены был построен зимний храм во имя равноапостольных Константина и Елены. Но к 1907 г. в качестве зимней упомянута ц. во имя Св. Троицы. В нач. XIX в. резеши сел Котюжаны-Мич и Котюжаны-Маре Сорокского у. Бессарабской губ. передали в дар скиту 50 фальчей (мера площади в Молдавском княжестве, равная 14,322 кв. м) земли. Самыми крупными жертвователями стали Георге Хыржеу и боярин Стрэжеску из Васкауц. В сер. XIX в. помимо пахотной земли скит владел и неск. садами, приносившими ежегодный доход 80 р. К 1851 г. в скиту проживали 40 сестер, в т. ч. 12 монахинь. 15 июня 1878 г. руководство Кишинёвской и Хотинской епархии постановило открыть при 6 мон-рях, в т. ч. при К. м., школы с приютами для 10 сирот из духовного сословия в возрасте от 6 до 10 лет. На их содержание К. м. выделил 800 р. Основной целью монастырских школ была подготовка учащихся к поступлению в духовные учебные заведения. В 1890 г. школа при К. м. получила название центральной; в ней бесплатно обучались 10 девочек. 25 авг. 1894 г. школы при монастырях были преобразованы в церковноприходские и переданы в ведение Кишинёвского епархиального училищного совета.

http://pravenc.ru/text/2458911.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРАСНОХОЛМСКИЙ АНТОНИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье Бежецкой и Весьегонской епархии Тверской митрополии), находится близ дер. Слобода Краснохолмского р-на Тверской обл. Источники Краснохолмский Антониев во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. Кон. XIX в. Краснохолмский Антониев во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. Кон. XIX в. Архив К. м. был изучен во 2-й пол. XIX в. игум. Анатолием (Смирновым) и тверским краеведом А. К. Жизневским. Документы из монастырского архива частично изданы в сер. XIX - нач. XX в., а также в 1955 г. А. Г. Маньковым ( Белюстин. 1852. С. 32-33; Описи. 1879; Летописец о зачатии Бежицкаго верху. 1879; Грамоты Краснохолмского Николаевского Антониева мон-ря. 1904). К. м. упоминается в документах по истории Бежецкого края XVI-XVIII вв.: в «Переписной книге письма и меры Данилы Свечина да подьячего Федора Второго 1627-1629 гг.» (ГАТвО. Ф. 186. Оп. 1. Ед. хр. 33, 34); «Дозорной книге церковных приходов Новгородской кафедры в Бежецком Верхе дозора Долмата Тишнева» 70-х гг. XVI в. (Писцовые книги Новгородской земли. 2001. С. 198-200); «Переписной книге Бежецкого верха 1676-1682 гг. (Бежецкий Верх и его уезд. 1888. С. 164-197); «Переписной книге 1710 г. Сказки о дворянах, церковнослужителях, крестьянах Березовского, Антоновского, Верховского станов, Максимовского и Еского присельев и Лесоклинской вол. Бежецкого у., поданных стольнику Любиму Афанасьевичу Лихачеву» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Ед. хр. 11447. Л. 195-270, 691-693, 701-702); «Переписной книге 1710 г. дворян, церковнослужителей, крестьян Городецкого, Полянского, Есеницкого, Лошицкого станов Бежецкого у. переписи Саввы Михайловича Ушакова» (Там же. Ед. хр. 11448. Л. 22, 1227-1236 об.), в «Хронологионе Петра Воинова» ( Попов. 1882. С. 9, 10, 16, 22, 30). В кон. XIX в. часть документов из архива К. м. была передана игум. Анатолием (Смирновым) в Тверской музей. К 2015 г. в составе фонда Тверской ученой архивной комиссии Тверского гос. объединенного музея имеются рукописи неизвестных авторов 2-й пол. XIX в.: «Историческая записка о Краснохолмском Антониевом монастыре (1690-1853)» (ТГОМ. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 137); «Историческое описание Краснохолмского Антониева монастыря» (Там же. Ед. хр. 141).

http://pravenc.ru/text/2458965.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИКАВКАЗСКАЯ И МОЗДОКСКАЯ ЕПАРХИЯ Собор во имя арх. Михаила во Владикавказе. Фотография. Нач. XX в. Собор во имя арх. Михаила во Владикавказе. Фотография. Нач. XX в. существовала в 1885-1922 гг. Образована с названием Владикавказская в составе Грузинского Экзархата преобразованием Владикавказского викариатства , 10 сент. 1894 г. выведена из подчинения Экзарха Грузии, называлась Владикавказской и Моздокской. Территория епархии сначала включала в себя Терскую обл. (центр - Владикавказ), частью к-рой являлась Сев. Осетия, в 1894 г. в В. е. были присоединены Дагестанская обл. и осетинское сел. Новогеоргиевское Кубанской обл. В нач. XX в. территория В. е. включала в себя совр. Сев. Осетию, Кабардино-Балкарию, Дагестан, Чечню, Ингушетию и регион Кавказских Минеральных Вод. Кафедральный город - Владикавказ. Кафедральные соборы - владикавказские Спасо-Преображенский (1863-1893) и Михаило-Архангельский (с 1894), Успенский в Моздоке (с 1904). В 1910-1914 гг. в составе В. е. существовало Пятигорское викариатство . Начальный период существования епархии Организационное оформление Владикавказской епархии связано с деятельностью Иосифа (Чепиговского) , с 1857 г. трудившегося в деле христ. просвещения народов Сев. Кавказа и прозванного «апостолом Осетии». Еп. Иосиф первым возглавил новосозданную епархию. Ко времени своего образования епархия насчитывала 122 храма и 2 мон-ря ( кизлярский в честь Воздвижения Креста Господня муж. и Георгиевский жен.). Приходы делились на русские и осетинские. Рус. приходы разделялись на приходы казачьих станиц, приходы сел, населенных переселенцами из России и Украины, и городские приходы. Горные осет. приходы были малочисленны и бедны, прихожане сохраняли в быту мн. языческие поверья, были подвержены мусульм. пропаганде. Особенностью Владикавказской епархии являлось то, что число православных, живших на ее территории (в нач. 90-х гг. XIX в.- ок. 300 тыс. чел.), было меньше, нежели число мусульман (ок. 400 тыс. чел.), а также сектантов и старообрядцев (последние жили, в частности, в Кизлярском отделе, ст-це Червлённой, Ессентуках).

http://pravenc.ru/text/158940.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010