Образ Г. в составе композиции «Христос Еммануил с архангелами», символически представляющей образ евхаристической жертвы, присутствует в монументальном искусстве (мозаики ц. Сан-Микеле ин Аффричиско в Равенне, ок. 545-546, фрески ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония), 1295), так и в иконописи (икона 80-90-х гг. XII в., ГТГ). На повторениях этой иконографии в кон. XVI-XVII в. оглавные образы Младенца и архангелов часто писали на отдельных досках (икона XVII в. из собр. П. Д. Корина (ГТГ, отдел П. Д. Корина)). С VI в. известны ростовые изображения Г. вместе с арх. Михаилом в свите Богоматери: мозаика базилики св. Евфразиана в Порече (Хорватия), 543-553 гг.; мозаика в конхе апсиды ц. Панагии Ангелоктисты в Кити на Кипре, 2-я пол.- кон. VI в., сохранилось мозаичное изображение Г. на юж. склоне вимы, около Богоматери с Младенцем на престоле в конхе апсиды собора Св. Софии в К-поле, 60-е гг. IX в., на иконах XI и XII вв., напр. из Византийского музея в Веррии, на иконе XIII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае и на др. Полуфигуры архангелов Г. и Михаила, в медальонах, включались в разные по иконографии изображения Богоматери: на троне (икона XIII в., ГМИИ), «Умиление» (2-сторонняя новгородская каменная иконка XIV в., ГТГ), наиболее часто - «Одигитрия» (напр., «Богоматерь Психосострия» (нач. XIV в., Иконная галерея, Охрид), «Богоматерь Одигитрия с праздниками» (2-я пол. XIV в., Визант. музей, Афины) и др.). Изображения архангелов могут отличаться деталями. Так, в медальонах на иконе «Богоматерь Великая Панагия (Ярославская Оранта)» (нач. XIII в., ГТГ) на архангелах белые омофоры, украшенные золотыми крестами, в руках - сферы. С покровенными руками изображены архангелы в медальонах иконы «Богоматерь Епискепсис» (нач. XIV в., Иконная галерея, Охрид). Полуфигурное изображение Г. в медальоне рядом с Богоматерью известно на рус. иконах, связанных с почитанием рус. преподобных, напр. икона «Богоматерь с Младенцем на престоле и предстоящим прп. Сергием Радонежским» из Махрищского мон-ря (нач. XV в., ГИМ), где изображен Г., молитвенно обращенный к Богоматери и Младенцу, очевидно, связана с посвящением Благовещению мон-ря, основанного учеником прп. Сергия - прп. Стефаном Махрищским.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Портрет М. в медальоне среди медальонов с образами Христа и святых - в к-польском Четвероевангелии (Paris. gr. 74. Fol. 1, XI в.), в Евангелии болг. царя Иоанна Александра (Lond. Brit. Lib. Add. 39627. Fol. 6r, 1355-1356 гг.). Кроме того, М. может быть изображен в разных изводах наряду с др. апостолами или святыми вокруг Христа. В составе апостольского чина с древних времен М. представлен на мощехранительницах и др. видах церковной утвари из драгоценных и редких материалов, напр. слоновой кости: на «Апостольской пиксиде» к-польской работы (кон. X - нач. XI в., Художественный музей, Кливленд), на ларце-мощехранительнице (2-я пол. X в., Метрополитен-музей), ларце с розеттами и образами Христа, Деисуса и апостолов (2-я четв. X в., Дамбартон-Окс, Вашингтон). Вокруг Христа могут размещаться образы из Деисуса, в т. ч. 4 евангелистов, как в Евангелии из афонской Великой Лавры (Ath. Laur. A 92. Fol. 1v, X в.), 4 евангелистов, стоящих перед Христом - на миниатюре Ванского Евангелия (Tbilisi. А 1335. Л. 8 об., кон. XII в.). Подобная композиция могла быть составлена из 4 отдельных миниатюр с образами евангелистов, спешащих к Христу, либо это могла быть 4-частная миниатюра с образами апостолов и полностраничная миниатюра с изображением Христа (Vat. gr. 756. Fol. 11v, 70-80-е гг. XI в.; Sinait. gr. 152 a. Fol. 16v, 1346 г.). К этому варианту восходит монументальная икона с образом шагающего М. (кон. XIII в., Иконная галерея, Охрид). Византийский извод был использован в мастерских, работавших для королевств крестоносцев (рукопись из мастерской в Иерусалиме - Vat. lat. 5974. Fol. 3v, ок. 60-х гг. XII в.); с Христом, стоящим перед М. (Bodl. 12. Fol. 28r). Этот вариант иконографии использовали для предметов личного благочестия как, напр., в золотом кресте с перегородчатыми эмалями визант. работы из ризницы собора в Мартвили - образ Богоматери с Младенцем окружен медальонами с апостолами, в т. ч. с М. (X в., Музей искусств, Тбилиси). В паре с др. евангелистами, напр. с ап. Лукой, М. написан на иконе XIII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. С верховными апостолами и евангелистами - на 2-рядной миниатюре к-польской работы из Евангелия Ватопедского мон-ря (Baltim. 530C, 4-я четв. XI в.). М. седой, с бородой средней длины, на нем голубой хитон и зеленоватого цвета гиматий. К подобному же типу многофигурного портрета восходят и мозаики апсиды собора в Чефалу (1148) с образами апостолов, в т. ч. с М. В апостольском чине образ М. входит в иконостасы (поясные образы) афонских храмов - напр., в Хиландарский чин (XIV в.). Позднее сформировалась композиция Собор апостолов, в которой также обязательно присутствует фигура М., напр., на иконах к-польской (1-я пол. XIV в., ГМИИ им. Пушкина) и новгородской работы (1432, НГОМЗ).

http://pravenc.ru/text/2562632.html

Брюллов Κ. Π. (1799–1852). Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского. 1821 г. Угрюмов Г.И. (1764–1823). Агарь в пустыне. 1785 г. Репин M.E. (1844–1930) Избиение первенцев египетских. Репин И.Е. Иов и его друзья. 1869 г. Макаров E.Κ. (1842–1884) Иов и его друзья. 1869 г. (Российская Академия художеств) Крамской И.Н. (1837–1887) Молитва Моисея после перехода израильтян через Чермное море. 1861 г. Крамской И.Н. Христос в пустыне. 1872 г. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А. А. (1806–1858) Голова Иоанна Крестителя. Этюд для картины “Явление Христа народу”. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А.А. Явление Христа народу (Явление Мессии). 1837–1857 гг. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А.А. Иосиф, толкующий сны хлебодару и виночерпию. 1827 г. Иванов A.A. Явление Христа Марии Магдалине. 1834 г. (Государственный Русский музей) Иванов А.А. Илия возвращает воскрешенного сына матери. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Призвание Давида на царство. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А.А. Благовещение. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А.А. Посещение Марией Елизаветы. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А.А. Христос и Никодим. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Проповедь Христа в храме. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Искушение Христа на крыле храма. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А.А. Фигура Христа. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Умножение хлебов. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Вход Господень в Иерусалим. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Выход с учениками с Тайной вечери. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Христос в Гефсиманском саду. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов A.A. Голгофа. (Государственная Третьяковская галерея) Иванов А.А. Иисус говорит с креста. (Государственная Третьяковская галерея) Ге H.H. (1831–1894) Саул у Виндорской волшебницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

средновековна уметност. Ckonje, 1993. Бр. 1. С. 11-60; он же. Црквата Мали св. Врачи во Охрид//Културно наследство. Ckonje, 1996. Т. 19/21. С. 81-137; Василиева И. А. Към въпроса за образа на Константин-Кирил Философ в нашето изобразително изкуство//Константин-Кирил Философ: Юбил. сб. по случай 1100 г. от смъртта му. София, 1969. С. 419-424; Г. Охридската сликарска школа од XV в. Охрид, 1980; Расолкоска-Николовска З. Портретот на Климент Охридски од Матка//Ликовна уметност. Ckonje, 1981/1982. Бр. 8/9. С. 105-109; М. Еден новооткриен портрет на Климент Охридски во црквата св. Никола kaj село Ореовец (Македонски Брод)//Ucmopuja. Ckonje, 1985. Бр. 2. С. 293-297; Цветковски С. Новооткриениот портрет на Климент Охридски во Св. Архангели, Прилеп//Културен живот. 1994. Бр. 1. С. 37-38; он же. Новооткрито изображение на св. Климент Охридски в църквата св. Архангели в Прилеп и стиловите течения през 3-та четвърт на XIII в. в Македония//Изкуство: Art in Bulgaria. София, 1996. Бр. 33/34. С. 17-20; Личеноска З. Peлjeфhama икона на св. Климент Охридски//Светите Климент и Наум Охридски и придонесот на Охридскиот духовен центар за словенската просвета и култура. Ckonje, 1995. С. 213-221; Георгиев П. Бележки за култа към св. Климент в Охрид//Епископ-Константинови четения/Ред.: Т. Тотев. Шумен, 1996. Сб. 3. С. 22-33; он же. Дървеният орелеф на св. Климент Охридски: Предназначение и история//Годишник на Националния археол. музей. София, 1997. Т. 10. С. 301-318; Лозанова Р. Църквата «Св. Богородица Перивлепта» («св. Климент») в Охрид: Културни пластове//Свети места на Балканите. Благоевград, 1996. С. 129-135; Ангеличин-Жура Г. Страници от ucmopujama на уметноста на Охрид и Охридско, XV-XIX в. Охрид, 1997; он же. Пештерните цркви на брегот од Охридското езеро. Охрид, 1999; он же. Пештерни църкви во Охридско-Преспанскиот регион (Р. Makeдohuja, Р. Aлбahuja, Р. Гpцuja)//Ниш и Buзahmuja: IV научни скуп: Зб. радова. Ниш, 2006. С. 385-402; С. Манастир Лесново: Ucmopuja и сликарство. Београд, 1998; Георгиевски М.

http://pravenc.ru/text/1841413.html

В сев. стороне монастырского комплекса устроена смотровая площадка с видом на озеро (в 1925-1954/55 здесь находилась колокольня). С др. сторон храм окружают конаки, гостиница, трапезная и игуменский корпус с 2-ярусной башней (все постройки XIX в.). Близ Н. О. м. находятся 2 церкви XIV в.- Богородицы Пештанской и Богородицы Захумской - и неск. источников, вода к-рых считается целебной: св. Петки, святых Афанасия и Язма (последний, согласно легенде, благословил основатель обители). Лит.: Златарски В. Н. Към историята на мънастиря Св. Наум в Македония//Македонски преглед. Ckonje, 1924. Год. 1. Кн. 2. С. 1-14; Милетич Л. Към фреските на манастира «Св. Наум»//Там же. 1925. Год. 1. Кн. 3. С. 29-38; Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1932. Т. 2. С. 426-430; он же. Манастирът «Св. Наум» при Охридското езеро: Произход, развитие и културно значение. София, 1972; Коцо Д. на археолошки на црквата на манастирот Св. Наум//Зборник на Археолошкиот мyзej, 1957-1958. Ckonje, 1958. С. 56-80; Кънчов В. Пътуване по долините на Струма, Места и Брегалница: Битолско, Преспа и Охридско. София, 1970. Т. 1. С. 475-478; Николовски А. Манастир Св. Наум. Охрид, 1975; Целакоски Н. Npeдahuja и старите печати на манастирот Св. наум//Лихнид: Годишен зб. на народниот мyзej во Охрид. Охрид, 1983. С. 13-25; он же. Манастирот Св. Наум Охридски: 1100 години, летопис. Охрид, 2005; он же. Летописот на манастирот Св. Наум: Нови прилози. Охрид, 2015; Балевски М. Балканските политички прилики и дипломатските битки за манастирот Св. Наум. Ckonje, 1984; Наум Охридски: Зб. радова. Охрид, 1985; Грозданов Ц. Св. Наум Охридски. Ckonje, 1995, 2015; Поповска С. Ами Буе и Joзeф Милер за манастирот Св. Наум Охридски//Гласник на Институт за национална ucmopuja. Ckonje, 1995. Год. 39. Бр. 1/2. С. 143-150; Пауновска Б. 1100 години на охридскиот манастир Св. Наум Чудотворец//Св. Наум Охридски: Живот и дело: Зб. на трудови од науч. собир. Ckonje, 2006. С. 31-33; Д. Македонски манастири. Ckonje, 2009. С. 13-21; 1100 години од на св. Наум Охридски: Зб. на трудови од науч. симпозиум. Охрид, 2011; Ангеловска-Панова М. Македонски цркви и манастири. Ckonje, 2015. С. 258-267; Кузман П. Археолошки сведоштва за дejhocm на св. Климент Охридски во Охридскиот регион//Slovne. Moscow, 2016. Vol. 5. N 2. P. 136-178.

http://pravenc.ru/text/2564756.html

Осеннее паломничество в Охрид – Балканский Иерусалим ФОТОРЕПОРТАЖ Сегодняшний Охрид – город небольшого балканского государства Северная Македония, расположенный на восточном берегу живописного, обрамленного горами Охридского озера. Несмотря на превратности исторической судьбы, принадлежность в разное время то к одному, то к другому государству, познавший несколько веков османского рабства и десятилетия атеистического строя, Охрид сохранил множество памятников древности. Балканским Иерусалимом город называют ввиду огромного значения его духовного, исторического и культурного наследия, особенно ценного для православных славян. В 886 г. в Великой Моравии начались гонения на славянскую литургию и письменность, и ученики святых братьев нашли убежище в Болгарии Согласно дошедшим до нас житиям, в Великой Моравии после смерти архиепископа Мефодия в 886 году начались открытые гонения на славянскую литургию и письменность. Бежавшие от преследования ученики святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла – Климент, Наум и другие нашли убежище в Болгарии (в пределах которой тогда находился Охрид), где были с радостью приняты князем Борисом, предоставившим им необходимые условия для святого дела просвещения славянских народов. Так Промыслом Божиим была спасена и продолжена великая миссия по христианизации и воцерковлению славян, по созданию православной славянской христианской культуры. В последней четверти IX – 1-й трети X века в Болгарии сложились два славянских книжно-просветительских центра, или школы, – Преславская и Охридская. Охридская основана равноапостольным Климентом. Кроме переводов, составления и написания собственных славянских произведений духовного содержания, святой Климент готовил священство, обучал грамоте детей и взрослых. Он же стал первым епископом, который служил и проповедовал на славянском языке. Храм святых Пантелеимона и Климента, мощи святого Климента Центром Охридской школы стал построенный святым Климентом на холме Плаошник монастырь во имя великомученика Пантелеимона. Во времена османского ига монастырь был разрушен, на его месте построили мечеть, а мощи святого Климента из храма великомученика Пантелеимона перенесли в охридский храм Богородицы Перивлепты. Мечеть со временем также была разрушена, а в 2002 году на этом месте построен новый храм святых Пантелеимона и Климента – точная копия старого храма IX века. Мощи равноапостольного Климента теперь покоятся здесь, справа от алтаря, в мраморной раке.

http://pravoslavie.ru/149723.html

л. 4. О злобе. Нач. Премудрости Иисуса сына Сирахова (гл. 33 ст. 28). Мнозей злобе научила праздность. л. 5. О нерадении. Нач. Григория Синаита (в особых семи главизнах 3 гл.). Никтоже может о себе удержати ум. л. 5. О праздности. Нач. Василия Великого (в 1 книге на шестоднев л. 55 на обор. Праздность всех пороков есть начало). л. 6. О парении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Мысленная суть страсть парения. л. 8. О забвении. Нач. Исаака Сирина (от 56 слова). Егда вместо истины. л. 10. О помрачении. Нач. Григория Синаита (л. 79). Страсть убо суть мысленная, помрачение. л. 13. O пленении. Нач. Григория Синаита (л. 79). Страсть суть мысленная пленение. л. 15. О прилозех Нач. Григория Синаита (л. 79). Мысленная страсть суть прилози. л. I7. сочетании. Нач. Григории (в других пяти главизнах). Подвижет прилог, сочетание. л. 18. сосложении. Нач. Григорий Синаита (гл. 79). Страсть мысленнная суть, сосложнения. л 19. О ослеплении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Ослепление убо суть страсть мысленная. л. 20. О уклонении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Страсть мысленная суть уклонения. л. 21. превращении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Страсть мысленная суть превращение. л. 22. О вожделении. Нач. Григория Синаита (гл. 62). Разленение рождает похоти вожделение. л. 24. O препарении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Страсть мысленная суть препарения. л. 25. О гордости. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Гордыня первое и последнее всех злых. л. 29. О мнении, высокоумии. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Мнение убо суть страсть умная. л. 31. О высокомудрии. Нач. Святого Максима (2 сотницы, гл. 67). Пяти ради вин глаголют попущатися. л. 32. O кичении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Кичение убо страсть яростныя части. л. 34. О величании. Нач. Златоуста (на послание к Тимофею л. 1553). От сребролюбия величание рождается. л. 35. О возношении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Возношение убо страсть умная. л. 36 об. О велехвалении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Велехваление, убо суть страсть умная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

На единоличных изображениях Е., в композициях рядом с Богоматерью на троне среди избранных святых («алтарь свт. Николая», Конрад фон Зёст, ок. 1400, капелла свт. Николая, Зост), в сценах «Святое собеседование» (картина Х. Мемлинга «Богоматерь с Младенцем и святыми Варварой и Екатериной», нач. 80-х гг. XV в., Метрополитен-музей, Нью-Йорк; картина Тициана «Мадонна с Младенцем, вмц. Екатериной и Иоанном Крестителем», ок. 1530, Национальная галерея, Лондон), «Святое семейство» (часто эта иконография совмещена с сюжетом «Мистическое обручение св. Екатерины»: Дж. Ч. Прокаччини, кон. XVI в., Пинакотека Брера, Милан), «Оплакивание» (Б. Кампи, 70-е гг. XVI в., Пинакотека Брера, Милан) варианты изображения атрибутов многообразны: пальмовая ветвь (Дуччо, алтарный образ «Маэста», ок. 1308-1311, музей кафедрального собора, Сиена; П. Лоренцетти, образ в составе полиптиха, 1332 г., Национальная пинакотека, Сиена; икона, 1387, каталонский мастер Мартин де Вилланова, мон-рь вмц. Екатерины на Синае; икона для иконостаса Дж. Скьявоне, ок. 1456-1461, Национальная галерея, Лондон), пальмовая ветвь и колесо (картина фра Анжелико, 1-я пол. XV в., Национальная галерея Умбрии, Перуджа), пальмовая ветвь и книга (рельеф портала Мариенкирхе в Ашаффенбурге, кон. XII в.; картина П. Перуджино «Мадонна с Младенцем в окружении ангелов, святые Роза и Екатерина», ок. 1490, Лувр, Париж), пальмовая ветвь, книга и колесо (полиптих «Мадонна с Младенцем, Христос и святые», Франческо д " Антонио де Анкона, 2-я пол. XIV в., ГМИИ), колесо и книга (образ работы Аллегретто Нуци (?) «Святые Екатерина и Варфоломей», ок. 1350, Национальная галерея, Лондон), колесо и меч (фреска, ок. 1330, ц. Мариенкирхе в Ройтлингене, Германия), пальмовая ветвь, меч и колесо, книга (Ян ван Эйк, алтарь 1437, Картинная галерея, Дрезден), книга и меч (картина Пинтуриккио «Вмц. Екатерина с донатором», ок. 1480-1500, Национальная галерея, Лондон), книга (фреска сер. XIII в., собор в Понтиньи, Франция), меч (картина Рафаэля, 1507-1509, Национальная галерея, Лондон; витраж ок. 1524, собор Фрайбурга, Германия), корона в руке (фреска XV в., собор в Атри, Италия), усеченная палачом голова святой в ее руках (фреска А. Лоренцетти, между 1335 и 1338, ц. Сант-Агостино, Сиена).

http://pravenc.ru/text/189599.html

л. 105. О роптании. Нач. Апостол. Иудионо послание (гл. 1 ст. 16). Ропотницы, укорители, часть порочна. л. 107. О унынии. Нач. Григ. Синаита (гл. 79). Уныние убо суть страсть плотская. л. 109. О неблагодарении. Нач. Вас. Великого (беседа 8, во второй книге, л. 57 об.). Отчаяние неблагодарность рождает. л. 111. О нечувствии. Нач. Гр. Синаита (от особых пятинадесяти глав 2). Держите и отдыхание легкого. л. 112. О непоболении. Нач. Златоуста (на Матфея Евангелиста нравоучение 14). Ниже яко не болиши согрешая, пренебрегай. л. 113. О жестокосердии, окаменении. Нач. Григория Синаита (гл. 87). По превосхождению и оскуднению близ припоследует. л. 114 об. О нечистоте. Нач. Григ. Синаита (гл. 79). Нечистота убо страсть плотская. л. 116. О лихоимстве. Нач. Гр. Синаита (гл. 79). Лихоимство убо страсть похоти. л. 118. О невоздержании. Нач. Григ. Синаита (гл. 79). Необуздание убо суть страсть. л. 119. О сытости. Нач. Гр. Синаита (от седми глав обезмолвицех, 6). Сытость же, еже отягчатися мало. л. 120. О несытостве. Нач. Гр. Синаита (гл. 79). Несытство убо суть страсть похоти. л. 121. О гортанобесии. Нач. Аввы Дорофея (л. 90 наоб.). Два бо различия суть чревообъядения. л. 122 об. О чревобесии. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Чревобесие убо суть страсть плотская. л. 126. О чревонеистовстве. Нач. Вас. Великого (беседа 1, лист. во 2 книге, 6 наоб., слово 16 лист. в 4 кн. 81). Сытость началом есть неистовства. л. 127. О тайноядении. Нач. Вас. Великого (в слове о отвержении мира во 2 книге л. 167). Видех бо многих стастьми. л. 128. О пространнопитании. Нач. Апостол, 1 к Тимофею (гл. 5 ст. 6). Питающаяся же пространно, жива умерла. л. 129. О скверноядении. Нач. Книга 3 Моисеовы Левит (гл. 11 ст. 10:11). И всем им же несть. л. 129 об. О пиянстве. Нач. 3латоуст (на 1 Солуняном, беседа 9, л. 1112). Пьянство зде глаголет, не еже от вина. л. 131. О многопитии. Нач. Кассиана Римлянина . Не точию пиянство, вина мысль. Л 132. О печали порочной. Нач. Симеона Нового Богослова (от 5 слова). Кто тщеславием одержим и мнение имеяй.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Монастырь святого Наума Охридского Монастырь находится в 30 километрах от города Охрид, возле границы с Албанией, на скале южного берега Охридского озера. В конце IX века его построил младший ученик святых Мефодия и Кирилла Наум и посвятил святому Архангелу Михаилу. После преставления Наума и его прославления монастырь получил его имя, здесь же почивают мощи святого. Во времена османского ига монастырь был разрушен, от первоначальной монастырской церкви сохранились и дошли до нас только колонны трибелона. Археологические исследования показали, что нынешняя церковь построена на фундаменте первоначальной в период между XVI и XVII веком, она несколько раз подвергалась реконструкции, а также была значительно расширена. Резной иконостас относится к 1711 году, роспись храма – к XVIII веку. Большие труды по возрождению и благоукрашению монастыря в последние годы положил его игумен архимандрит Нектарий. Кроме просветительской деятельности в Преславской и Охридской средневековых школах святой Наум Охридский известен чудесами, происходившими и происходящими до сих пор по его молитвам, и особой молитвенной помощью душевно больным людям. Известно, что святитель Иоанн Шанхайский почитал этого святого и посещал душевно больных с иконой святого Наума Охридского, освященной на его мощах. Современный Охрид В небольшом и очень уютном Охриде кроме множества православных храмов можно увидеть часть античного амфитеатра (конца III – начала II в. до Р.Х.), крепость царя Самуила (Охрид был столицей Первого Болгарского царства с 992 по 1018 г.). Город и люди приветливы, а озеро красиво даже при не слишком приветливой погоде. Осенние краски не такие яркие, но именно осенью, вне туристического и курортного сезона, атмосфера этого удивительного, благодатного и намоленного места ощущается особенно хорошо. 1 декабря 2022 г. Рейтинг: 10 Голосов: 346 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Евгений Абдуллаев 13 декабря 2022, 22:09 Спасибо за чудесный рассказ! Янина 1 декабря 2022, 16:42

http://pravoslavie.ru/149723.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010