В рукописях Иадгари для утрени В. с. приведены неск. припевов к непорочным (Пс 118), четверопеснец (к к-рому прибавлены трипеснец в 7-9-й и двупеснец в 7-й и 9-й песнях), стихиры на хвалитех (нач. 1-й: «Прииди, Иосиф»), тропарь по входе (нач.: «Господи, тайно записался в ученики Твои Никодим»), прокимен из Пс 15 и Евангелие, ипакои; для вечерни - стихиры на «Господи, воззвах» (нач. 1-й: «Светися, светися, Иерусалиме»), «Свете тихий», 3 прокимна (из Пс 33, 112, 81, с тропарем «Хвали, Иерусалиме» после 2-го), паремии; для литургии - тропарь «Христос воскресе из мертвых», прокимен из Пс 64, аллилуиарий (со стихом Пс 101. 14), тропарь на умовение рук (нач.: «Воскресение Господне нам возвестил ангел»; в нек-рых ркп. встречаются и др.), 3 небиблейских причастна. Т. о., с кон. IV и до VII в. богослужение В. с. в Иерусалиме образовывало стабильную, но постепенно развивавшуюся структуру, состоявшую из следующих элементов: ночной службы или утрени, оканчивавшейся чтениями (согласно памятникам VII в., имевшей вход); неск. дневных часов, совершаемых по обычному чину; пасхального бдения или вечерни В. с., включавшей в свой состав обряд благословения вечернего света, вход и 12 ветхозаветных чтений (во время к-рых происходило Крещение оглашенных), затем новокрещеные входили в храм, и, начиная с новозаветных чтений, совершалась Божественная литургия. После литургии служба имела нек-рое продолжение (в памятниках IV-V вв.- евангельское чтение и 2-ю литургию; в памятниках VII в.- чтение «по книге», 2-я литургия совершалась уже после утрени), относившееся уже к богослужению 1-го дня Пасхи. В целом такой же порядок служб (хотя и с отличиями в деталях) стал общепринятым в правосл. Церкви и предписывается в т. ч. и принятыми ныне в правосл. Церкви богослужебными книгами (на практике в наст. время вечерня и литургия В. с. обычно совершаются не вечером, а в 1-й половине дня; чтение же «по книге» из Деяний св. апостолов, хотя, согласно Типикону, и должно происходить сразу после литургии В. с., от нее отделяется и бывает поздно вечером).

http://pravenc.ru/text/150073.html

Мы приведем здесь первую часть: «Прииди, свет истинный, прииди, вечная жизнь, прииди, сокровенное таинство, прииди, неименуемое сокровище, прииди, невыразимая действительность, прииди, непостижимое лицо, прииди, присносущное веселие, прииди, иевечерний свет, прииди, всех имущих быть спасенными истинное чаяние, прииди, лежащих воздвижение, прииди, мертвых воскресение, прииди, могучий, все всегда творящий и прелагающий и изменяющий одною волею, прииди, невидимый и неприкасаемый совершенно и неосязаемый, прииди, всегда пребывающий недвижимым и ежечасно весь передвигающийся и приходящий к нам, лежащим в аду, превысший всех небес, прииди, многовожделенное имя и прославляемое, но сказать нам, каков Ты, или познать, Кто Ты или каков, нам совершенно недостижимо. Прииди, вечная радость, прииди, венок неувядаемый, прииди, порфира великого Бога и Царя нашего, прииди кристалловидный и покрытый камнями, прииди, неприступная обувь, прииди, царская багряница и подлинно самодержавная десница. Прииди, Его вожделела и вожделеет моя жалкая душа, прииди, Единый, ко единому, ибо я один, как видишь. Прииди, отделивший меня от всех и соделавший одним на земле, прииди, ставший во мне самим вожделением и сотворивший меня вожделеть Тебя, совершенно неприступного. Прииди, мое дыхание и жизнь, прииди, утешение моей души, прииди, радость и слава и постоянное мое услаждение».   4. ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦА При всем отталкивании от книжного богословия, лишенного духовного опыта, при всей настойчивости утверждения, что Бог непознаваем и несказанен, пр. Симеон исповедовал строго православную веру с истинным учением о Боге, веру и учение о Пресвятой Троице прежде всего. Он основывал ее на Божественном откровении, Священном Писании, учении святых отцов, но одновременно и на своем личном опыте, на том, что Бог открыл ему Сам. Много раз он утверждал, что его богословие находится в полном согласии с тем, чему Церковь учить со времен апостолов, хотя их учение, как и учение древних отцов, часто забывается его современниками, и его задача — напоминать о нем, особенно в том, что касается духовной жизни.

http://predanie.ru/book/74192-prepodobny...

Мы приведем здесь первую часть: «Прииди, свет истинный, прииди, вечная жизнь, прииди, сокровенное таинство, прииди, неименуемое сокровище, прииди, невыразимая действительность, прииди, непостижимое лицо, прииди, присносущное веселие, прииди, невечерний свет, прииди, всех имущих быть спасенными истинное чаяние, прииди, лежащих воздвижение, прииди, мертвых воскресение, прииди, могучий, все всегда творящий и прелагающий и изменяющий одною волею, прииди, невидимый и неприкасаемый совершенно и неосязаемый, прииди, всегда пребывающий недвижимым и ежечасно весь передвигающийся и приходящий к нам, лежащим в аду, превысший всех небес, прииди, многовожделенное имя и прославляемое, но сказать нам, каков Ты, или познать, Кто Ты или каков, нам совершенно недостижимо. Прииди, вечная радость, прииди, венок неувядаемый, прииди, порфира великого Бога и Царя нашего, прииди кристалловидный и покрытый камнями, прииди, неприступная обувь, прииди, царская багряница и подлинно самодержавная десница. Прииди, Его вожделела и вожделеет моя жалкая душа, прииди, Единый, ко единому, ибо я один, как видишь. Прииди, отделивший меня от всех и соделавший одним на земле, прииди, ставший во мне самим вожделением и сотворивший меня вожделеть Тебя, совершенно неприступного. Прииди, мое дыхание и жизнь, прииди, утешение моей души, прииди, радость и слава и постоянное мое услаждение». 858 4. ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦА При всем отталкивании от книжного богословия, лишенного духовного опыта, при всей настойчивости утверждения, что Бог непознаваем и несказанен, пр. Симеон исповедовал строго православную веру с истинным учением о Боге, веру и учение о Пресвятой Троице, прежде всего. Он основывал ее на Божественном откровении, Священном Писании , учении святых отцов, но одновременно и на своем личном опыте, на том, что Бог открыл ему Сам. Много раз он утверждал, что его богословие находится в полном согласии с тем, чему Церковь учить со времен апостолов, хотя их учение, как и учение древних отцов, часто забывается его современниками, и его задача – напоминать о нем, особенно в том, что касается духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Дух Святой остается Лицом неявленным, сокровенным, скрывающимся в самом Своем явлении. И святой Симеон Новый Богослов воспевает Его в гимнах божественной любви в апофатическом облике Личности непознаваемой и таинственной: " Прииди, Свет истинный; прииди, Жизнь вечная; прииди, сокровенная тайна; прииди, сокровище безымянное; прииди, вещь неизреченная; прииди, Лицо непостижимое; прииди, непрестанное радование! Прииди, Свет невечерний; прииди, всех хотящих спастися истинная надежда. Прииди, мертвых воскресение; прииди, могучий, все всегда делающий, преобразующий и изменяющий одним хотением; прииди, невидимый, совершенно неприкосновенный и неосязаемый. Прииди, всегда пребывающий неподвижным и ежечасно весь передвигающийся и приходящий к нам, во аде лежащим, — Ты, превыше всех небес пребывающий. Прииди, имя превожделенное и постоянно провозглашаемое, о котором никто не может сказать, что оно, и никто не может узнать, каков Ты и какого рода, так как это нам совершенно невозможно. Прииди, венок неувядающий. Прииди, Ты, Которого возлюбила и любит несчастная моя душа. Прииди, Единый, ко мне единому. Прииди, отделивший меня от всех и соделавший на земле одиноким. Прииди, Сам соделавшийся желанием во мне и возжелавший, чтобы я желал Тебя, совершенно неприступного. Прииди, дыхание и жизнь моя. Прииди, утешение смиренной души моей "  [ 257 ].   Само учение о Святом Духе характерно как предание более сокровенное и менее раскрытое, сравнительно с ярким свидетельством о Сыне, провозглашенном Церковью по всей вселенной. Святой Григорий Богослов отмечает таинственную " икономию " в познании истин, относящихся к Лицу Святого Духа. " Ветхий Завет, — говорит он, — ясно проповедовал Отца, а не с такою ясностью Сына; Новый открыл Сына и дал указания о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание. Небезопасно было, прежде нежели исповедано Божество Отца, ясно проповедовать Сына, и, прежде нежели признан Сын (выражусь несколько смело), обременять нас проповедью о Духе Святом...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

«Прииди, Свет истинный; прииди, Жизнь вечная; прииди, сокровенная тайна; прииди, сокровище безымянное; прииди, вещь неизреченная; прииди, Лицо непостижимое; прииди, непрестанное радование! Прииди, Свет невечерний; прииди, всех хотящих спастися истинная надежда. Прииди, мертвых воскресение; прииди, могучий, все всегда делающий, преобразующий и изменяющий одним хотением; прииди, невидимый, совершенно неприкосновенный и неосязаемый. Прииди, всегда пребывающий неподнижным и ежечасно весь передвигающийся и приходящий к нам, во аде лежащим,– Ты, превыше всех небес прерывающий. Прииди, имя превожделенное и постоянно провозглашаемое, о котором никто не может сказать, что оно, и никто не может узнать, каков Ты и какого рода, так как это нам совершенно невозможно. Прииди, «венок неувядающий. Прииди, Ты, Которого возлюбила и любит несчастная моя душа. Прииди, Единый, ко мне единому. Прииди, отделивший меня от всех и соделавший на земле одиноким. Прииди, Сам соделавшийся желанием во мне и возжелавший, чтобы я желал Тебя, совершенно неприступного. Прииди, дыхание и жизнь моя. Прииди, утешение смиренной души моей» (св. Симеон Новый Богослов). В свое время иудейские авторитеты сомневались насчет включения Песни Песней в канон ВЗ-ных книг, но всё-таки книга была признана канонической из-за глубины содержащейся в ней идеи. Здесь показано восхождение к Богу путем узнавания за границами земной, данной свыше, брачной любви, существования любви иной, Божественной, путем преображения чувственного эроса в духовную любовь. И потому, в частности, эту книгу некоторые Отцы Церкви рекомендовали читать именно совершенным монахам. В конце книги мы находим своеобразное пророчество, косвенно подтверждающее вышесказанное: «Есть у нас сестра,– говорит невеста, — которая еще мала, и сосцов нет у нее; что будем делать (с ней), когда будут свататься за нее?» (8, 8) — так сказано о будущем «браке», Завете Бога с язычниками, которые пока не доросли («нет сосцов»); и мы по ассоциации не можем не вспомнить слова Спасителя: «Есть у меня и другие овцы, которые не сего двора; и тех надлежит Мне привести … и будет одно стадо и один Пастырь». (Ин. 10, 16). 6.3. Притчи Соломоновы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Ради этого и мы со священными свидетельствами наиболее пространно изложили это слово, направленное против порицателей святых. Ведь если эти откровения и голоса не суть гласы Божии и души обожившейся, бывшей вне всякаго мирского чувства и всецело святой, то едва ли что–либо другое из дел человеческих, совершаемых нами со всяким усердием, может показаться вполне возможным для Бога и похвальным для людей, хотя для высшей Божией мудрости и знания и это не является славным и знаменитым. Итак, эти (строки) к исполненным любви божественным гимнам учителя предложены нами ради одержимых завистию к добру, неверием и неведением, чтобы те, которым попадутся они, или пусть сделаются сперва лучшими по самому намерению, став выше зависти и клеветы, дабы прославить, насколько возможно, того, кто славил Бога деянием и словом и созерцанием, освятив в своих членах то имя, которое превыше всякаго имени, или, как не вкусившие (духовных) благ и совершенно не вмещающие, по причине присущей им тупости, возвышенных созерцаний, пусть и в руки не берут этих гимнов и не изследуют с любопытством того, что написано здесь. Начало божественных гимнов, то есть введение Прииди, Свет истинный. Прииди, жизнь вечная. Прииди, сокровенная тайна. Прииди, сокровище безымянное. Прииди, вещь неизреченная. Прииди, лицо непостижимое. Прииди, непрестанное радование. Прииди свет невечерний. Прииди, всех хотящих спастись истинная надежда. Прииди, лежащих восстание. Прииди, мертвых воскресение. Прииди, могучий: все всегда делающий, преобразующий и изменяющий одним хотением. Прииди, невидимый, совершенно неприкосновенный и неосязаемый. Прииди, всегда пребывающий неподвижным и ежечасно весь передвигающийся и приходящий к нам, во аде лежащим, — Ты превыше всех небес пребывающий. Прииди, имя превожделенное и постоянно провозглашаемое, сказать же, что именно — Ты, или узнать, каков Ты и какого рода, нам совершенно невозможно. Прииди, радость вечная. Прииди, венок неувядающий. Прииди, великого Бога и Царя нашего порфира.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Кто нас отлучит от Любве Божией? Скорбь ли, или теснота, или гонения, или глад, или нагота, или беды, или меч? Аще и всего лишимся на земли, имамы наследие неувядаемое на небеси. Но даруй нам, Господи, любити Тя не словом или языком, но истинным делом и подвигом всея жизни: Прииди, Душе всесильный, и умножи в нас всепобеждающую веру; прииди, и даждь нам непрестанное горение молитвенное. Прииди, да не охладеет любовь наша в среде беззакония; прииди, и не даждь нам отпасть во дни гонения и посмеяния веры. Прииди, и сохрани нас от непосильных искушений и соблазнов; прииди, и оживи сердца наша кроплением Росы Твоея. Прииди, и непостыдное упование на милость и помощь Божию всели в нас; прииди, уврачуй, освяти и возстави нас, Блаже, Твоею благодатию. Прииди, Утешителю Душе Святый, и вселися в ны. Кондак 11 Тако глаголет Господь: излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове и дщери ваши, и юноши ваши видения узрят, и старцы сония увидят. Душе всежеланный, даждь хотя единую от крупиц с трапезы сынов утешения Твоего и нам, пламенно зовущим: Аллилуиа. Икос 11 Аще и на краткое мгновение, яко блистание молнии Ты возсияеши в тайнике души, но незабвенно есть Светолитие Откровения Твоего, от Него же страшным и боголепным изменением преображается бренное естество. Сподоби еще в земном житии чистым сердцем узрети Тя и нам, молящимся Тебе: Прииди, светоподательная Молние вечности; прииди, и озари нас невечерним Сиянием Твоим. Прииди, Сокровище смиренномудрых и Веселие кротких; прииди, Водо живая и прохладная среди зноя страстей. Прииди, ибо вдали от Тебе несть радости ни покоя; прииди, ибо с Тобою всюду Небесное Царство. Прииди, и возгрей Любовь Божию в охладевших сердцах наших; прииди, и напечатлей в души Солнцевидный Лик Твой. Прииди, Утешителю Душе Святый, и вселися в ны. Кондак 12 Благости Реко неистощимая, Душе, грехов Разрешителю, приими моления наша о всем мире, о верующих и неверующих, и о сынах противления, всех приведи к вечному Царствию Святыя Троицы, да упразднится Тобою и последний враг смерть, и мир, возрожденный очистительным огнем, воспоет новую песнь безсмертия: Аллилуиа. Икос 12

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Но даруй нам, Господи, любити Тя не словом или языком, а истинным делом и подвигом всея жизни: Прииди же, Душе Всесильный, и умножи нам всепобеждающую веру. Прииди, и даждь нам дерзновение молитвенное. Прииди, и согрей сердца наша, да не охладеет любовь наша в сердце за преумножение беззаконий. Прииди, и не даждь нам отпасть во дни гонений и осмеяния веры. Прииди, и сохрани нас от непосильных искушений и соблазнов. Прииди, и оживи сердца наша кроплением росы Твоея. Прииди, уврачуй, освяти и возстави нас, Блаже, Твоею благодатию. Прииди, Утешителю, Душе Святый, и вселися в ны! Кондак 11 Тако глаголет Господь: «Излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваша и дщери ваша, и юноши ваша видения узрят, и старцы ваши сония увидять». Душе всежеланный, даждь токмо едину от крупиц с трапезы избранных сынов утешения Твоего и нам умилно зовущим: Аллилуиа! Икос 11 Аще и на краткое мгновение, яко блистание молнии, Ты возсияеши в тайне души, но незабвенно есть светолитие откровения Твоего, от негоже страшным и боголепным изменением преображается бренное естество. Сподоби убо, Утешителю Благий, и нас еще в земнем житии чистым сердцем узрети Тя, вопиющих Ти: Прииди, светоподательная Молния вечности. Прииди, и озари нас невечерним сиянием. Прииди, Сокровище смиреномудрия и веселие кротких. Прииди, Вода живая и прохлади нас среди зноя страстей. Прииди, ибо вдали от Тебе нет радости и покоя. Прииди, яко с Тобою всюду Небесное Царство. Прииди, и напечатлей в душе солнцевидный лик Твой. Прииди, Утешителю, Душе Святый, и вселися в ны! Кондак 12 Благодати реко неистощимая, Душе Святый, грехов разрешителю! Приими моления наша о всем мире, о верующих и неверующих, и о сынах противления: и всех приведи к вечному Царствию Святыя Троицы; да упразднится Тобою и последний враг, — смерть, и мир, возрожденный очистительным огнем, воспоет новую песнь безсмертия: Аллилуиа! Икос 12 Зрю духом град Божий — Иерусалим небесный, яко невеста украшенный, солнцевидный, торжествующий. Слышу ликования праведных на трапезе Господней, и гласы Ангелов и пресветлаго Господа посреде избранных Своих, и отбеже болезнь и печаль и воздыхание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Силою премирною Ты осенявши пророки и Апостолы. Ты возносиши их до третьяго небесе. Ты уязвлявши их сердца красотою небесною, влагая в их речи пламенное стремление, влекущее людей к Богу. Ты обращавши последних грешников, и они, полные горячаго восторга поют: Аллилуиа! Икос 4 Святым Духом всяка душа живится, Его силою возстановятся к общению воскресения вся создания в последний час нынешняго века, и в первый будущаго. Тогда воздвигни нас, Утешителю Благий, из гробов наших не к осуждению, но к богосветлому блаженству со всеми святыми, близкими и сродными нам! Прииди же, и избави нас от смерти духовныя. Прииди и пред кончиною нашею насыти нас Телом и Кровию Спаса Христа. Прииди, и даждь нам успение тихое с чистою совестию. Прииди и сотвори светлым наше пробуждение от смертного сна. Прииди, и сподоби нас узрети с радостию утро вечности. Прииди и сотвори ны сыны нетления. Прииди, и яко солнце, просвети тогда безсмертная тела наша. Прииди, Утешителю, Душе Святый, и вселися в ны! Кондак 5 Услышав глас Твой: «Аще кто жаждет, да грядет ко Мне и да пиет», молим Тя, Сыне Божий, утоли нашу жажду духовныя жизни, даждь нам воду живую. Излей нам струю благодати от срасленнаго Ти Духа Святаго, да не возжаждем во веки, с умилением поюще: Аллилуиа! Икос 5 Нетленный и Несотворенный, вечный и щедрый Душе, праведных Хранителю и грешных очищение. Свободи нас от всяких нечистых дел, да не погаснет в нас сияние благодатнаго света Твоего, вопиющих Ти: Прииди, Всеблагий, и даждь нам умиление и источник слез! Прииди, и научи нас поклонятися Тебе духом и истиною. Прииди, Истино высочайшая, и уясни сомнения скуднаго разума. Прииди, Жизнь нестареемая, и приими нас с краткостию века земнаго. Прииди, Свете Вечный, и разсеются призраки и страхи. Прииди, вечно иная Сила, освежи изнемогших чад Твоих! Прииди, Безконечная Радость, и забудутся невзгоды временныя. Прииди, Утешителю, Душе Святый, и вселися в ны! Кондак 6 Ликуй, дщерь света, святая мати Сион! Украшайся великая невесто, небеси подобная, светлоблистающая вселенская Церковь Христова! На Тебе почивает Дух Святый немощная врачуя, оскудевающая восполняя, мертвия оживляя и к вечной жизни приводя всех, достойно и праведно зовущих: Аллилуиа! Икос 6 «В мире скорбни будете», рече Господь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

И у Григория и у Ареопагита мы находим перечисление имен Божиих 823 , причем Григорий особо оговаривается, что из всех имен наиболее угодным Самому Богу является имя «Любовь» 824 . Симеон Новый Богослов высказывает мнение о том, что все слова и выражения, используемые для описа­ния Бога, пришли в мир от Бога, благодаря Которому человек получил способность давать имена тварям; что же касается имени Самого Бога, то оно неведомо нам, за исключением имени о ων φραστος Θες («Бог Су­щий невыразимый») 825 . Согласно Симеону, неименуемость и невыразимость Бога суть следствия непости­жимости Его природы. Обращаясь к Богу в своей «Мистической молитве» (являющейся прозаическим введением к сборнику «Гимнов»), Симеон говорит: «Прииди, сокровище безымянное ( ακατονμαστος)... Прииди, имя ( δνομα) всегда желанное и везде повторяе­мое, хотя для нас совершенно невозможно сказать, кто Ты, и узнать, каков Ты или откуда» 826 . Природа Божия совершенно неизъяснима ( ανερμνευτος), и ни один че­ловек никогда не познал ни имени, ни природы, ни образа, ни вида, ни сущности Бога 827 . Вместе с тем, Симеон прибегает к множеству имен, образов и сравнений, когда говорит о Боге и Его свой­ствах. Если сравнить перечисление имен Божиих в «Мистической молитве» Симеона с подобными же пе­речислениями, встречающимися у Григория Богослова и Дионисия Ареопагита , окажется, что некоторые имена являются общими для всех трех авторов, а не­которые встречаются только у Симеона: Прииди, свет истинный! Прииди, жизнь вечная! Прииди, сокровенное таинство! Прииди, безымян­ное сокровище! Прииди, неизреченное могущество! Прииди, непостижимое лицо! Прииди, непрестанное ликование! Прииди, невечерний свет! Прииди, ис­тинная надежда всех стремящихся к спасению! Прииди, лежащих пробуждение! Прииди, мертвых воскресение! Прииди, могущественный, всегда тво­рящий, претворяющий и изменяющий все одним движением воли! Прииди, невидимый, совершенно неосязаемый и неизведанный! Прииди, всегда ос­тающийся неподвижным и [вместе с тем] ежечасно весь движущийся!..

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010