Екатерины II по заказу Вологодского купеческого об-ва, в 1833 г.- имп. Николая I (поясной вариант 1840 г.- в Вологодской обл. картинной галерее). В наст. время известны 8 произведений К., в т. ч. «Автопортрет» и «Портрет вел. кн. Александра Павловича в юношеском возрасте» (нач. XIX в., ВГИАХМЗ), являющийся творческой копией с портрета 1792 г. кисти франц. худож. Ж. Л. Вуаля (ГЭ, повторение в собрании ГРМ; см.: Немилова И. С. Франц. живопись, XVIII в.: Кат. Л., 1985. С. 429. 335; Живопись XVIII - нач. ХХ в.: Кат./ГРМ. Л., 1980. 1293). К. исполнил 3 портрета архиеп. Иринея (Нестеровича) (все в собрании ВГИАХМЗ; см.: ПЭ. Т. 26. С. 465-466; ранее считались портретами еп. Евлампия (Пятницкого); см.: ПЭ. Т. 17. С. 155-156). Поясной парадный портрет, находившийся в настоятельских кельях Спасо-Прилуцкого монастыря, имеет авторскую подпись художника (слева внизу охристым цветом: «П: Пиколай Катинъ. 1848 Года»). Два др. (погрудных) изображения архиеп. Иринея (ок. 1848, происходят из Духовской ц. Вологды и вологодского древлехранилища), а также «Портрет протоиерея» (сер. XIX в., ВГИАХМЗ) приписываются К. на основе стилистических и технологических особенностей. Этюд натурщика, исполненный маслом на бумаге, хранится в собрании ТОКГ. Живописные работы К. можно причислить к романтическому направлению в искусстве 1-й четв. XIX в., что сближает их с ранними произведениями Тропинина. Влияние романтизма особенно проявилось в ранних портретах К.: для них характерны поэтизация образа, пластическая мягкость, воздушность в передаче пространственной среды. Впосл. работы художника приобрели большую определенность в передаче характера человека, соответствующую академическим принципам сер. XIX в. Лит.: Титов Н. О посещении Белавинской пуст., находящейся на Каменном о-ве близ с. Кубенское//Вологодские ГВ. 1847. 32. С. 310-312; Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский мон-рь. М., 1850. Ч. 1. С. 122; Сборник материалов для истории имп. С.-Петербургской АХ за 100 лет ее существования/Ред.: П. Н.

http://pravenc.ru/text/1683899.html

По ведомости 1888 г., Г. м. получил от архиерейского дома 66 454 р., в 1908-1911 гг. капитал мон-ря составлял 15 850 р. Икона Божией Матери «Знамение». Нач. XVI в. (ВГИАХМЗ) Икона Божией Матери «Знамение». Нач. XVI в. (ВГИАХМЗ) К нач. XX в. в б-ке Г. м. насчитывалось более 100 книг (ок. 1810 г. 4 наиболее древние рукописи были переданы еп. Вологодским Евгением (Болховитиновым) в б-ку Вологодской ДС). В Предтеченской ц. собора за правым клиросом хранилась икона Божией Матери «Знамение» (Воплощение) (нач. XVI в.; ВГИАХМЗ. Инв. 7893). Авторство ее в XIX в. ошибочно приписывалось прп. Дионисию Глушицкому. На иконе Богоматерь и Младенец представлены в окружении «славы», имеющей форму 7-конечной звезды, с 2 огненными серафимами. В XVIII-XIX вв. эта икона почиталась чудотворной, от нее происходили исцеления. Празднование ей в Г. м. совершалось 27 нояб. В соборе, а к 10-м гг. ХХ в. в ризнице Г. м. хранились резная икона Божией Матери «Одигитрия», выполненная, по преданию, прп. Дионисием, и часть его трости. Очевидно, к кон. XIX в. неск. реликвий, связанных с прп. Дионисием, были утеряны. В 1900 г. в Г. м. праздновалось 500-летие подвижнической жизни прп. Дионисия на р. Глушице, мон-рь посетило ок. 6 тыс. паломников. Напрестольный кипарисовый крест из Глушицкого Сосновецкого мон-ря. XVI в. (ВГИАХМЗ) Напрестольный кипарисовый крест из Глушицкого Сосновецкого мон-ря. XVI в. (ВГИАХМЗ) Ок. 1920 г. после закрытия Глушицкого Покровского мон-ря его братия перешла в Г. м., в 1921 г. в обители проживали игум. Феодосий, 2 иеродиакона, 4 послушника. К 1924 г. на территории Г. м. разместились сельхозартель и детский дом для детей Поволжья, в келейных помещениях проживали игум. Никита и 11 насельников. В авг. 1924 г. в Г. м. прибыла комиссия по ликвидации мон-ря, к-рую возглавлял помощник начальника милиции Свердловско-Сухонского (совр. Сокольского) р-на Вологодской губ. И. И. Чуркин. В ее состав входили представители окрестных деревень, заведующие сельскохозяйственной артелью и детским домом. Комиссия запретила братии выходить из мон-ря, у ризничего иером. Питирима были изъяты все ключи, ворота мон-ря охранялись милицией. 15 авг. 1924 г. комиссия составила акт проверки движимого и недвижимого имущества мон-ря, в к-рый включила 3446 предметов. В акт входила и опись серебряной богослужебной утвари, подлежавшей конфискации. Общий вес серебра составил 38 фунтов 59 золотников (15,6 кг). 16 авг. 1924 г. комиссия опечатала сургучом все здания мон-ря, за исключением жилых помещений, ключи сдала в райисполком. Все храмы были закрыты, настоятель и ризничий арестованы и направлены в Вологодский губ. отдел ОГПУ. 21 авг. 1924 г. остававшиеся 9 насельников подали заявления о добровольном уходе и покинули мон-рь, получив на дорогу по 1 р. и по пуду муки.

http://pravenc.ru/text/165175.html

Прмч. Галактион и прп. Иосаф Каменский. Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Прмч. Галактион и прп. Иосаф Каменский. Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Особенности облика Г. сохраняются на неск. иконах Господа Вседержителя с сонмом предстоящих и припадающих Вологодских святых, напр. 2-й пол. XVII в. (под записью XIX в.) из Спасского собора Димитриева Прилуцкого мон-ря; XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. Вологды; 1779 г. письма Д. и И. Сумароковых из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды; 1-й пол. XVIII в. из вологодской Спасо-Болотской ц. (все из собрания ВГИАХМЗ); нач. XIX в. (НКПИКЗ). Образ святого присутствует в произведениях более редкой иконографии, напр. на иконе 1715 г. Л. Г. Туфанова (ВГИАХМЗ; происходит из ц. святых Константина и Елены в Вологде), где 6 Вологодских чудотворцев молятся Св. Троице Ветхозаветной (Г.- справа в верхнем ряду); на иконах «Воскресение Христово - Сошествие во ад» сер. XVIII в. (ВГИАХМЗ) - фигура Г.- на правом поле, «Явление Богородицы и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу с предстоящими святыми» XVIII в. (ВГИАХМЗ) - Г.- справа вверху, во 2-м ряду, рядом с прп. Антонием и прп. Феодосием Киево-Печерскими. Оплечное изображение Г., без куколя, помещено наряду с др. Вологодскими чудотворцами на прориси с иконы «Собор Русских святых» 1814 г. П. Тимофеева ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 455. 227). Др. вариант изображения Г. имеется на иконе нач. ХХ в., подаренной, согласно надписи на обороте, в 1911 г. Антонием (Быстровым) , еп. Вельским, его дяде, прот. ц. Казанской иконы Божией Матери на Торговой пл. Вологды Александру Мальцеву, с супругой. На золотом фоне с тисненным по левкасу орнаментом «на эмалевое дело» - пейзаж с 3-главым храмом классического стиля, на 1-м плане представлены в рост прп. Иоасаф Каменский и Г. в виде седовласого старца с непокрытой головой и окладистой бородой, одетого в монашескую мантию и зеленую епитрахиль, в руке - четки; в верхней части композиции на облаке - образ Божией Матери «Знамение». По-видимому, мастер, исполнивший заказ еп. Антония, работал во владимирских иконописных селах и не был знаком со сложившейся в вологодских землях иконографией святого. На эмалевой иконе сер. XIX в. (ЦМиАР) Г. изображен вместе с прп. Иоасафом Каменским на фоне Спасо-Каменного мон-ря.

http://pravenc.ru/text/161479.html

Наиболее ранняя икона такой иконографии (3-я четв. XVII в. под записью XIX в., ВГИАХМЗ) происходит из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре. На иконе 1-й пол. XVIII в. из вологодской ц. Преображения на Болоте (ВГИАХМЗ) И. находится между преподобными Григорием Пельшемским и Галактионом Вологодским, у него высокий лоб и прямая борода до середины груди. На иконе из ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Вологде (2-я пол. XVIII в., ВГИАХМЗ) по сторонам ростового образа Спасителя И. изображен в числе 81 святого, он имеет широкую длинную бороду и волнистые с проседью волосы. Образ И. (высокий лоб и длинная клинообразная седая борода) помещен в правой части иконы «Спас Всемилостивый, с предстоящими и припадающими святыми» (2-я пол. XVIII в., ВГИАХМЗ). На иконе «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» (3-я четв. XVIII в., ВГИАХМЗ) И. изображен в правой части иконы во 2-м регистре сверху, вполоборота влево, рядом с прп. Герасимом Вологодским, напротив - прп. Арсений Комельский и свт. Николай Чудотворец. И.- средовек с тонкими чертами лица, почти без седины в лежащих «шапкой» волосах, борода широкая и пышная, с проседью. Одеяния писаны по золоту, складки обозначены коричневым цветом, параман и куколь темно-синего цвета с белыми крестами. На иконах 1778 г. кисти Лазаря Ершова «со товарищи» (из кафедрального Троицкого собора Архангельска, АМИИ) и 1779 г., написанной вологодскими мастерами Димитрием и Иваном Сумароковыми (из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды, ВГИАХМЗ), И. представлен в левой части композиции коленопреклоненным, руки сложены крестообразно на груди, волосы с проседью, спускаются на шею короткими волнистыми прядями, борода на конце раздвоена. На иконе из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского в Вологде (нач. XIX в., ВГИАХМЗ) И. также показан в земном поклоне (вместе с преподобными Сергием Нуромским и Арсением Комельским), в темно-вишневой мантии и красной рясе, куколь и параман синие. На иконе XVIII в. «Явление Богородицы и свт. Николая пономарю Юрышу, с русскими чудотворцами» из ц. Преображения на Болоте Вологды (ВГИАХМЗ) И. показан коленопреклоненным справа в нижнем ряду предстоящих. В иконостасе вологодской ц. свт. Лазаря, еп. Кипрского, между северными и царскими вратами имеется писанная маслом икона нач. ХХ в.- на золотом фоне изображена Богоматерь с Младенцем и предстоящие прп. Корнилий Комельский и И.

http://pravenc.ru/text/389625.html

Надпись с именем святого в 2 строки расположена над его головой на верхнем поле: « «»           » ». Перенесение мощей И. в Свято-Духов мон-рь, обитель прмч. Галактиона, обусловило появление иконографии парного изображения преподобных с видом Свято-Духова монастыря (напр., эмалевая икона сер. XIX в., ЦМиАР). Одна из таких икон (нач. ХХ в., ВГИАХМЗ), согласно надписи на оборотной стороне, была подарена Антонием (Быстровым), еп. Вельским, в 1911 г. своему дяде, прот. ц. Казанской иконы Божией Матери на Казанской (ныне Торговой) пл. Вологды Александру Мальцеву и его жене Асенефе Васильевне по случаю 50-летия служения и супружеской жизни. На кипарисовой доске по золотому фону с тисненым орнаментом, на полях расцвеченном под эмаль, помещены ростовые изображения И. и прмч. Галактиона в легком развороте к центру. И. показан юношей с длинными, слегка волнистыми волосами, расчесанными на прямой пробор, руки сложены на груди, на нем монашеская мантия и розовый параман с золотыми крестами. Святые стоят на фоне пейзажа с редкой растительностью, на 2-м плане на возвышении - 5-главый храм классического стиля. В верхней части композиции - поясное изображение Божией Матери «Воплощение», с благословляющим обеими руками Младенцем Христом на облаке. Множество подобных икон писалось палехскими, мстёрскими, холуйскими и др. мастерами во владимирских землях, а также в московских мастерских. Икона такой же иконографии значится в описи 20-х гг. XX в. ц. Знамения Свято-Духова мон-ря Вологды (ГАВО. Ф. 53. Оп. 2. Д. 213. Л. 10). И. представлен на нескольких иконах «Спас Вседержитель с предстоящими и припадающими Вологодскими святыми» XVII-XIX вв. (все в собрании ВГИАХМЗ). На некоторых он изображен слева, напротив прп. Галактиона. На иконе XVII в. из ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Вологде И. представлен в остроконечном куколе; правая рука согнута в локте, ладонь на уровне пояса, касается благословляющей руки Спаса; левая ладонь И. на уровне плеча; поименован как «    ». Это единственный образ такой иконографии из собрания ВГИАХМЗ, где И.

http://pravenc.ru/text/578044.html

В монастырской б-ке были переводы богословско-аскетических сочинений, посвященных монашескому внутреннему деланию, напр. прп. Симеона Нового Богослова («книга Семон Новые Богослов»). Нетипичным для монастырских собраний является наличие церковно-канонических сборников: «книги Маноканонник» (Номоканона), «книги Савы Сибирьского» (Кормчей книги свт. Саввы Сербского). Архив Документы К. м. находятся в неск. архивных собраниях. Архив С.-Петербургского ин-та истории РАН (Ф. 72) содержит документы с 1548 по 1746 г., всего 1446 единиц. Ряд документов находится в РНБ (Ф. 518), РГАДА (Ф. 1455), РГБ (Ф. 178), ОПИ ГИМ (Ф. 178. Муз.), в Секторе письменных источников ВГИАХМЗ. Часть документов по истории К. м. хранится в ГА Вологодской обл. М. С. Черкасова, проанализировав состав архива монастыря в XVI - нач. XVII в., отметила, что «в коряжемской казне хранились не только акты, в которых одной из заинтересованной сторон выступал монастырь, но и чисто светские актовые и делопроизводственные источники». Подробно исследовательница остановилась на характеристике описи имущества мон-ря 1609 г.,- безусловно, одного из важнейших хозяйственных документов обители ( Черкасова. 2007. С. 144). Ряд документов по истории К. м. опубликован, в частности сотная мон-ря (Сотная с писцовых книг. 1981), вкладная и кормовая книги XVI-XVIII вв. ( Безроднов. 2011), опись имущества мон-ря 1567 г. (АЮБДР. 1864. Т. 2. 264. Стб. 632-634; 1884. Т. 3. Стб. 388-397; РИБ. Т. 32. 229. Стб. 458-469). Настоятели, насельники, вкладчики В 1570 г., во всяком случае в янв., игумена в мон-ре не было. Однако во вкладной книге упоминаются келарь старец Иов (Новиков), казначей старец Авраамий, диак. Иов Китаев, свящ. Варсонофий, старцы Иродион, Иона Наволоцкий, Тимофей Батчищев, Серапион, Иларион, Иоиль, Агафон, Иосиф ростовец, Арсений, Селивестр, Варлаам Будра, Игнатий, Харалампий, Паисий, Ермолай, Сергий, Протасий и др. ( Безроднов. 2011. С. 73). Т. о., в мон-ре проживали более 20 пострижеников. В годы настоятельства Иова (1583 (?) -1588) кроме игумена, келаря и казначея в К. м. проживали 11 монахов и др. насельники. В 1702 г. помимо игум. Иосифа и казначея Авраамия в нем числилось 16 монахов. Во 2-й пол. XVIII в., после того как в 1764 г. К. м. лишился большей части земельных владений, остались лишь настоятель, казначей, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 3 монаха, подьячий и 8 штатных служителей. В 1890 г. в К. м. проживали 2 монаха, в нач. ХХ в.- ок. 50 насельников.

http://pravenc.ru/text/2458767.html

В наст. время самый ранний известный образ Н. с житием относится к нач. XVIII в. (между 1702 и 1710, частное собрание). Очевидно, он повторяет иконографическую схему ранней надгробной житийной иконы Н. В среднике - образ святого на фоне Ниловой Столобенской пуст., вокруг 20 клейм с подробным повествованием о жизни преподобного, об обретении его св. мощей, о чудесах у гроба. Состав ряда клейм соответствует др. житийным циклам, но есть нигде не встречающиеся композиции: «Принесение святого от купели в дом свой», «Не восхоте играти со сверстниками своими». На уникальной житийной иконе Н. с 14 клеймами, исполненной осташковским иконописцем в 1780 г. (Осташковский КМ), сюжетный ряд посвящен исключительно молитвенному пустынническому подвигу святого. В сер. XVIII - нач. ХХ в. состав клейм житийных икон Н. расширился, создавались образы, включавшие 52-54 клейма, подробно рассказывавшие о житии и преставлении Н., об исцелениях у его гроба. Таких икон известно немного: посл. четв. XVIII в. (1791?, ВГИАХМЗ, происходит из ц. св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст.); рама с клеймами жития сер. XIX в. (ГМИР); 40-50-х гг. XIX в., написанная осташковским иконописцем для часовни поселья Ниловой пуст. Сиговка (ц. Казанской иконы Божией Матери с. В. Котицы Осташковского р-на Тверской обл.); выполненная в 1902 г. мастером из Торжка Н. И. Новосёловым для храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при имп. стеклянном заводе в С.-Петербурге (вклад осташковского мещанина В. И. Хрусталёва, ГЭ) и др. Гравюра резцом 1777 г. изготовлена по заказу архим. Феодосия (Буйкова) (гравировальная доска - ТОКГ). В музее Ниловой пуст. хранится икона с 10 житийными клеймами сер.- 3-й четв. XIX в., последнее нижнее клеймо представляет «Успение Пресв. Богородицы». Возможно, образ происходит из ц. Успения Пресв. Богородицы на Николо-Рожке, где в 1861 г. был устроен придел во имя Н. (храм возвели в 1763-1768 на месте упраздненного Николаевского Рожковского мон-ря, постриженик к-рого прп. Герман основал Нилову пуст.). Известны иконы с 12 и 18 клеймами, архитектура обители на них трактована довольно произвольно (музей «Наследие прп. Нила», собрание А. И. Буркина). В среднике последнего произведения помещен рельефный образ Н., нек-рые клейма не имеют аналогов («Игумен Герман вручает епископу письмо о составлении Жития прп. Нила», «Игумен Герман пишет Житие прп. Нила»).

http://pravenc.ru/text/2577609.html

Преподобные Нил Столобенский и Кирилл Новоезерский, с образом Божией Матери «Троеручица» и спящими Эфесскими отроками. Икона. Кон. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Нил Столобенский и Кирилл Новоезерский, с образом Божией Матери «Троеручица» и спящими Эфесскими отроками. Икона. Кон. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Сюжетные композиции с образом К. встречаются и в книжной миниатюре. Так, в лицевой рукописи ок. 1715 г. из б-ки Новоезерского монастыря их 44, что дало исследователям повод считать их источником для житийных икон (ЧерМО; см.: Соловьёва. 2006; Карбасова. 2011. С. 257, 261, 295, 299, 303, 305. Вкл. Ил. 14). В Житии 1804 г. (ЧерМО, см.: Хрусталёв. 2000. С. 58; Рыбаков. 1995. С. 47) проиллюстрированы мн. чудеса К. На титульном листе преподобный изображен в картуше сложной формы в правой части композиции, правая рука протянута к Спасителю в небесном сегменте, в левой - развернутый свиток. Панорама мон-ря на водах озера возле ног святого воспроизведена с документальной достоверностью. Изредка - гл. обр. в вологодских храмах - образ К. вводился в деисусный чин иконостаса. Напр., в XVIII в. святой был написан на одной небольшой доске вместе с прп. Никодимом Кожеезерским - икона значится среди произведений, поступивших в АМИИ из ц. свт. Николая Чудотворца в дер. Сырья (бывш. Сырьинский мон-рь; см.: Кольцова Т. М. Иконы Сев. Поонежья. М., 2005. С. 276. 474; сохр. также икона блаженных Василия и Максима Московских). К редким иконографическим сюжетам относятся образы Спаса Смоленского с припадающими прп. Кириллом Белозерским и К. сер. XVII в. (ок. 1645 (?), из местного ряда иконостаса ц. свт. Епифания Кипрского, КБМЗ), с прп. Александром Свирским и К. (вероятно, кон. XVII - нач. XVIII в. под записью, АМИИ), с К., прп. Феодосием Тотемским и Прилуцкими чудотворцами (кон. XVIII - нач. XIX в., частное собрание). Прп. Кирилл Новоезерский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских чудотворцев». Нач. ХХ в. (часовня прп. Кирилла Новоезерского в Белозерске) Прп. Кирилл Новоезерский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских чудотворцев». Нач. ХХ в. (часовня прп. Кирилла Новоезерского в Белозерске)

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Прп. Димитрий Прилуцкий. Икона из деисусного чина ц. вмч. Георгия Победоносца в Вологде. XVII в. (ВГИАХМЗ) 2 вышитых покрова на гробницу Д., 1-й трети XVI в. и сер.- 2-й пол. XVII в., вклад И. Д. Милославского (оба в собр. ВГИАХМЗ), повторяют иконографию XV в., исполнены в московских мастерских. Близкое раннему нагробному покрову изображение святого встречается на шитой пелене 1-й пол. XVI в. (ГИМ) - Д. в красно-коричневой мантии и голубом подряснике изображен рядом с прп. Никитой Переславским в центре правой каймы (на левой кайме симметрично - святители Леонтий Ростовский и Кирилл Александрийский) вместе с визант. и рус. святыми (преподобными Сергием и Никоном Радонежскими, Евфимием Суздальским, Кириллом Белозерским и др. основателями мон-рей). В вологодском искусстве XVI-XVII вв. образ Д. входил в состав деисусного ряда иконостаса, обычно справа, парным нередко являлся преподобный, к-рому посвящен престол в данной церкви,- преподобные Дионисий Глушицкий (XVI в., ВГИАХМЗ), Сергий Радонежский (XVI в., из Спасского собора Димитриева Прилуцкого мон-ря, ВГИАХМЗ), Кирилл Белозерский (XVII в., из ц. Спаса Преображения на Болоте в Вологде, ВГИАХМЗ). На деисусной иконе XVII в. из вологодской ц. вмч. Георгия Победоносца (ВГИАХМЗ) благословляющая десница Д. поднята к плечу. Житийные иконы Д., к-рые находились во мн. храмах Вологды, имеют различный состав клейм и соотносятся с текстами преимущественно Минейной редакции Жития святого. Наиболее раннее произведение с 16 клеймами жития работы Дионисия относят к 1487-1491 гг. или к 1503 г. Вокруг средника с поясным образом святого сюжеты расположены в хронологическом порядке: пострижение Д. в монахи; поставление в пресвитеры; основание Никольского мон-ря в Переславле-Залесском; беседа с прп. Сергием Радонежским; встреча с блгв. вел. кн. Димитрием Иоанновичем Донским в Москве; основание Воскресенской ц. на Авнеге и изгнание; основание мон-ря близ Вологды; пророчество о смерти блгв. вел. кн. Димитрия Донского; благословение брата на торговлю; благословение Пахомия на игуменство; преставление Д.; погребение Д.; чудо о вятчанах; исцеление Симеона; чудо о соборной церкви; исцеление Иоанна. В житийном цикле дионисиевской иконы, воспроизведенном на 2 списках вологодского происхождения (XVI в., ГРМ; XVII в.?, ВГИАХМЗ), главной темой является монашеская жизнь, духовный путь преподобного. Посмертные чудеса, среди к-рых есть исторический сюжет - построение в 1487 г. 3-й деревянной церкви, изображают Д. покровителем обители и целителем. Известен вариант подобной иконографии на иконе с 12 клеймами (XVI в., ВГИАХМЗ).

http://pravenc.ru/text/178017.html

Напротив гробницы прп. Димитрия в XIX в. располагался киот с иконой Божией Матери «Страстная» (XVII в.; ВГИАХМЗ), к-рая в описях мон-ря ошибочно называлась келейной иконой основателя. Наиболее ранней из сохранившихся икон является каменная икона Божией Матери «Троеручица» (нач. XV в.; ВГИАХМЗ). В Д. м. почитались иконы Божией Матери «Корсунская», «Казанская» (XVII в.; ВГИАХМЗ) и «Скоропослушница» с частицами мощей, привезенная 17 янв. 1910 г. из афонского мон-ря вмч. Пантелеимона. К 2007 г. в Димитриевской ц. находится др. икона «Скоропослушница» - работы афонских иконописцев 1889 г., перед которой каждую пятницу братия совершает молебен. В Димитриевской ц. хранился т. н. Киликиевский крест (1-я треть XVI в., резьба по кости; в настоящее время в ВГИАХМЗ), к-рый игум. Арсений носил в 1552 г. в Москву для моления перед Казанским походом Иоанна IV Васильевича. Среди церковной утвари Д. м. высокохудожественным уровнем исполнения отличаются литургические сосуды, водосвятная чаша работы нижегородских серебряников - вклад Нижегородского митр. Филарета († 1694) (потир и чаша находятся в ВГИАХМЗ). Из убранства гробниц сохранились покровы, выполненные в московских мастерских: 1-й трети XVI в. и два (на раки преподобных Димитрия и Игнатия Прилуцких) сер. XVII в.- вклад боярина И. Д. Милославского (ВГИАХМЗ). Замечательными произведениями церковного лицевого шитья являются пелена «Свт. Николай Можайский» 60-х гг. XVI в., вероятно, работы мастерской Евфросинии Старицкой, литургические покровы 60-х гг. XVII в. из сольвычегодских строгановских мастерских (ВГИАХМЗ). В Д. м. отмечался 3 июня праздник Сретения чудотворной иконы прп. Димитрия Прилуцкого. Установление праздника связано с присылкой в 1503 г. вел. кн. Иоанном III в Вологду и с принесением в мон-рь образа прп. Димитрия в память о помощи святого рус. войскам и о явлении святого вел. князю во время похода на Казань 1487 г. Чудотворный образ встречали горожане во главе с Вологодским и Великопермским еп. Никоном (икона, присланная в Вологду, не сохр.). В Д. м. почиталась икона прп. Димитрия с Житием работы Дионисия Московского кон. XV - нач. XVI в., которую считали даром вел. кн. Иоанна III (ныне в ВГИАХМЗ). В память об этом событии ежегодно устраивался крестный ход из города в мон-рь, где правящий архиерей с настоятелем обители и клириками епархии служил литургию; затем совершался молебен прп. Димитрию, и крестный ход возвращался в Вологду. Празднование продолжалось 3 дня. Почитаемую икону преподобных Димитрия и Игнатия Прилуцких, по сообщению еп. Вологодского Израиля (Никулицкого), «издревле» носили крестными ходами по соседним с монастырем селениям «по особенной просимости жителей вследствие данного ими обета в особо назначенные ими самими дни». Библиотека

http://pravenc.ru/text/172064.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010