Синодик Синодик писан полууставом с киноварью, старинною скорописью, на простой бумаге, в лист старинного формата; ветхие листы местами подклеены, в кожаном переплете. На обороте заглавного листа, раскрашенного киноварью и другими красками, находится следующее оглавление: «Книга, глаголемая Синодик, Ерославца малого уезда: Пресвятой Богородицы честного и славного успения и преподобного отца нашего игумена Тихона чудотворца пустыни положен: Лета 7198 ноября месяца в двадесять первый день; за сим следует приписка: от Рождества Христова 1680-е. Начинается сей Синодик с 1-го раскрашенного листа всеобщим поминовением: Помяни Господи души усопших раб Твоих и рабынь, прежде почивших века сего от Адама и до сего дне и т. д. На обороте 17 го листа, расписанного разноцветными красками, находится следующая надпись: Лета (1680) дал сию книгу, глаголемую Синодик вкладу, в дом Пресвятой Богородицы и преподобного отца Тихона чудотворца пустынь: дьяк Симеон Стефанович Кудрявцев, по родителях своих вечный поминок, при игумене Ионе с братиею и при священницех старце Савватии и Никифоре белом». 12-й лист, также раскрашенный, начинается опять общим помянником, который и продолжается до 14 листа. От сего листа начинается именой помянник великих князей Российских, от царя и великого князя Иоанна, во иноцех Ионы, до царя и великого князя Иоанна Алексеевич а. На 15 листе помянник Московских патриархов; последним записан Питирим († 1673): другой рукой, приписаны: Никон, Иоаким и Андриан. От 16 и до 18 листа идет помянник великих князей от Владимира и до царевича Матвея. От 18 и до 21 листа на обороте, писан помянник благоверных цариц и великих княгинь, от Анастасии до великой княгини Гликерии. На 21 листе писаны имена игуменов, строителей и братии обители сея. Помянник этот начинается так: «сея обители начальника преподобна отца, игумена Тихона, игумена Исаии, игумена Никандра, игумена Трифона, схимника игумена Авраамия, схимника игумена Иосифа, архимандрита Родиона схимника (против имени его на полях написано: бывший игумен сего монастыря), игумена Пахомия схимника, игумена Герасима схимника (упоминается под 1630 годом), игумена Феодосия схимника (упоминается под 1048–54 годами), игумена иеромонаха Ионы (упом. от 1661 по 1684 год). С 22 листа на обороте начинается помянник разных родов: боярских, монашествующих, духовных и мирских, всякого чину людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Русская народная линия» начинает новый проект – Радио РНЛ 21 мая, в праздник Вознесения Господня, в 20:00 состоится первый эфир 15.05.2015 2134 «Русская народная линия» запускает новый проект – Радио РНЛ . Интернет-трансляция радиопередач в прямом эфире пока будет происходить только в течение часа - каждый четверг с 19.00 до 20.00 часов. Вести эти передачи будет известный православный публицист, писатель, иконописец Виктор Александрович Саулкин , прекрасно известный слушателям радио «Радонеж», где он регулярно выступает. За неделю до эфира на сайте «Русской народной линии» будет размещаться сообщение с указанием темы и гостя следующего выпуска. На форуме под публикацией можно будет оставлять свои вопросы для гостя. Задавать вопросы можно и во время прямого эфира (о том, как воспользоваться этой возможностью, мы сообщим в день эфира). Гостями Виктора Саулкина на Радио РНЛ будут политики, военные и общественные деятели, ученые, священнослужители, деятели культуры и т.д. Первый эфир состоится 21 мая с 20:00 до 21:00. Гостем студии первой передачи будет главный редактор «Русской народной линии», председатель международного движения «Русское Собрание» Анатолий Дмитриевич Степанов . Тема эфира – «Современная информационная война против России» , передача будет посвящена 5-летию «Русской народной линии» . Под этим сообщением можно уже с сегодняшнего дня оставлять свои вопросы для Виктора Саулкина и его собеседника Анатолия Степанова. Надеемся, что наши постоянные читатели станут участниками нового проекта РНЛ и примут активное участие в его продвижении. Редакция «Русской народной линии» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 13. Петр 1 Согласен с К.Г. Новиковым. 12. Re: «Русская народная линия» начинает новый проект – Радио РНЛ А.Д. Степанов: " Петр 1 не хотел обособления России от мира и тем спасал идею 3 Рима " . 3 Рим не может не быть внутренне обособлен от мира апостассии. Вовлекаясь в международные дела он должен сохранять свою самобытность, ощущение инаковости по отношению к Европе, иначе растворение или даже ослабление чувства противоположности неизбежно приведет и к девальвации понимания пути и предназначения 3 Рима. Целей и смыслов его борьбы. Что и произошло в петербургский период.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/05/15/ru...

   Цель этой книги — дать православному читателю основные сведения о том, как, кем и когда писались книги Священного Писания, а также вкратце изложить их содержание. Нам, православным, Священное Писание дорого потому, что оно содержит в себе основы нашей веры. Однако надо признать, что, в то время как многие инославные христиане усердно изучают Библию, православные люди, за редким исключением, мало ее читают, особенно ее ветхозаветную часть. Конечно, тысячелетия отделяют нас от времени, когда писались священные книги Библии, поэтому современному читателю нелегко перенестись в обстановку того времени. Однако при ознакомлении с эпохой, с задачей пророков и с особенностями языка Библии читатель начинает глубже понимать ее духовное богатство. Ему становится очевидной внутренняя связь между ветхозаветными и новозаветными книгами. Одновременно с этим читающий Библию начинает видеть в волнующих его и современное общество религиозно-нравственных вопросах не новые, специфические проблемы, скажем, XX века, но исконные конфликты между добром и злом, между верой и неверием, которые всегда были присущи человеческому обществу. Исторические страницы Библии дороги нам еще потому, что они не только правдиво излагают события прошлого, но ставят их в верную религиозную перспективу. В этом отношении с Библией не может сравниться никакая другая светская древняя или современная книга. Это так потому, что оценка событий, описанных в Библии, дана не человеком, а Богом. Так, в свете Слова Божия ошибки или верные решения нравственных проблем прошлых поколений могут послужить руководством для решения современных личных и общественных проблем. Знакомясь с содержанием и значением священных книг, читатель постепенно начинает любить Священное Писание, находя при повторных чтениях все новые и новые жемчужины Божественной мудрости. Поэтому Священное Писание — это наука на всю жизнь: не только юноши-ученика, но и самого великого богослова, не мирянина лишь и новоначального, но и высшего духовного чина и мудрого старца. Господь завещает вождю Израильского народа Иисусу Навину: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь» (Нав. 1:8). Апостол Павел пишет своему ученику Тимофею: «из детства ты знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение» (2 Тим. 3:15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Часть 1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ Почему нам дорого Священное Писание Цель этой и нескольких последующих брошюр о Библии дать православному читателю основные сведения о том – как, кем и когда писались книги Священного Писания , а также изложить вкратце их содержание. Нам, православным, Священное Писание дорого потому, что оно содержит в себе основы нашей веры. Однако, надо признать, что в то время, как многие инославные христиане усердно изучают Библию , православные люди, за редким исключением, мало ее читают, особенно ее ветхозаветную часть. Конечно, тысячелетия отделяют нас от времени, когда писались священные книги Библии, поэтому нелегко современному читателю перенестись в обстановку того времени. Однако, при ознакомлении с эпохой, с задачей пророков и с особенностями языка Библии, читатель начинает глубже понимать ее духовное богатство. Ему становится очевидной внутренняя связь между ветхозаветными и новозаветными книгами. Одновременно с этим, читающий Библию начинает видеть в волнующих его и современное общество религиозно-нравственных вопросах не новые, специфические проблемы, скажем, ХХ-го века, но исконные конфликты между добром и злом, между верой и неверием, которые всегда были присущи человеческому обществу. Исторические страницы Библии еще дороги нам потому, что они не только правдиво излагают события прошлого, но ставят их в верную религиозную перспективу . В этом отношении с Библией не может равняться никакая другая светская древняя или современная книга. И это оттого, что оценка событий, описанных в Библии, дана не человеком, а Богом. Так, в свете слова Божия, ошибки или верные решения нравственных проблем прошлых поколений могут послужить руководством для решения современных личных и общественных проблем. Знакомясь с содержанием и значением священных книг, читатель постепенно начинает любить Священное Писание , находя при повторных чтениях все новые и новые жемчужины Божественной мудрости. Поэтому Священное Писание – это наука на всю жизнь: не только юноши-ученика, но и самого великого богослова, не мирянина лишь и новоначального, но и высшего духовного чина и мудрого старца. Господь завещает вождю Израильского народа Иисусу Навину: «Да не отходит сия книга Закона от уст твоих, но поучайся в ней день и ночь» ( Нав. 1:8 ). Апостол Павел пишет свое ученику Тимофею: «С детства ты знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение» ( 2Тим. 3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Комментарии Женевской Библии на четвертую книгу Царств Введение Автор Третья и Четвертая книги царств первоначально составляли одну книгу, разделены они были позднее. Хотя их автором традиционно было принято считать Иеремию, однако большинство современных исследователей отвергают эту версию, оставляя вопрос об авторстве открытым (см. Третья книга царств. Введение: Автор). Характерные особенности и темы Четвертая книга царств начинается с царствования царя Охозии в Израиле и царя Иосафата в Иудее и доводит повествование до вавилонского пленения царя Иехонии. Одной из центральных тем книги является царствование царя Езекии первого великого реформатора храмового богослужения (18,4). После падения Самарии Езекия начал процесс восстановления чистоты веры и богопоклонения. Кульминацией повествования является царствование второго царя-реформатора Иосии (22,3 23,24). Езекия и Иосия явили пример полной преданности Господу, служению Которому они всецело посвятили себя и как личности, и как цари (см. Третья книга царств. Введение: Характерные особенности и темы). Содержание (Продолжение, см. Содержание Третьей книги царств) III. Пророки и цари ( 3Цар. 17,1 4Цар. 8,15 ) А. Пророки и Ахав (17,1 22,40) 1 . Илия фесвитянин (17,1–24) 2 . Илия против хананейских пророков (18,1–46) этого стиха в том, что нечестивый не боится Неправильное поведение Ахава во время священной войны (20,1–43) 5 . Ахав с помощью Иезавели отнимает виноградник у Навуфея (21,1–29) 6 . Осуждение Ахава пророком Михеем (22,1–40) Б. Иосафат, царь иудейский (22,41–50) В. Охозия, царь израильский, противится Илии ( 3Цар. 22,51 4Цар. 1,18 ) Г. Елисей становится преемником Илии (2,1–18) Д. Служение Елисея (2,19 8,15) 1 . Елисей и пророки (2,19–25) 2 . Елисей и война с моавитянами (3,1–27) 3 . Чудеса, творимые Елисеем на благо людей (4,1–44) 4 . Елисей исцеляет Неемана, военачальника сирийского (5,1–27) 5 . Елисей и царь сирийский (6,1–23) 6 . Елисей и осада сирийцами Самарии (6,24 7,20) 7 . Воскрешение Елисеем сына сонамитянки (8,1–6)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

«О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия» 28.12.2023 13:12:28 Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 27 декабря 2023 года (журнал 138). I. Священное Писание о начале человеческой жизни Согласно Библии, жизнь человека начинается с материнской утробы. Псалмопевец и пророк Давид так говорит о действии Промысла Божия в развитии плода: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:13,15-16). О том же свидетельствует праведный Иов в словах, обращенных к Богу: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом... Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой... Ты вывел меня из чрева» (Иов 10:8-12,18). В Священном Писании описываются случаи призвания Богом человека к служению еще прежде рождения. Так Иеремию Бог освятил прежде, нежели он «вышел из утробы» (Иер. 1:4-5). Новозаветное повествование о встрече Пресвятой Богородицы и праведной Елизаветы подчеркивает личностное бытие еще нерожденного человека и способность его к восприятию благодати Святого Духа. Святой Иоанн Креститель радостно взыграл во чреве Елизаветы, приветствуя Господа Иисуса Христа, находившегося в утробе Марии Девы (Лк. 1:13-15, 41-44). II. Право на жизнь нерожденного ребенка Церковь свидетельствует, что жизнь человека начинается с момента зачатия и, следовательно, что человек уже в утробе матери имеет право на жизнь. «Тот, кто будет человеком, уже человек» , — писал во II веке христианский мыслитель Тертуллиан 1 . Уникальный геном отличает эмбрион от любой клетки организма отца или матери. На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не должен рассматриваться как часть тела матери, а потому его устранение не должно рассматриваться как «необходимое лечение» матери. Родители несут перед Богом ответственность за развитие и защиту нерожденного человека.

http://radonezh.ru/2023/12/28/o-neprikos...

Скачать epub pdf 1. «В начале было Слово» Если Евангелия от Матфея и Луки открываются повествованиями о рождении Иисуса, то Евангелия от Марка и Иоанна – рассказом о проповеди Иоанна Крестителя. Именно с проповеди Иоанна Крестителя начинается тот тематический материал, который является общим у трех евангелистов-синоптиков и частично перекликается с четвертым Евангелием. У Марка этот материал предваряется словами: Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия ( Мк. 1:1 ). У Иоанна же повествование об Иоанне Предтече вплетается в общий контекст пролога, имеющего самостоятельное богословское значение. В первом стихе Евангелия от Марка термин «Евангелие» употреблен по отношению не к конкретному литературному жанру, обозначающему повествование евангелиста, а к самой Благой Вести Иисуса Христа, Сына Божия. Здесь мы имеем дело с наиболее ранним и аутентичным использованием термина «Евангелие» в качестве указания на проповедь Иисуса, а в более широком смысле – на Его жизнь и учение. Термин «Евангелие» встречается в Новом Завете многократно: 8 раз у Марка, 4 раза у Матфея, 2 раза в Деяниях апостольских и 60 раз в посланиях апостола Павла. Термин принадлежит Самому Иисусу ( Мф. 24:14; 26:13 ; Мк. 1:15:13:10; 14:9; 16:15 ) и является одним из ключевых для понимания того значения, которое ранняя Церковь придавала Его миссии и проповеди. Прежде всего термин «Евангелие» связан с учением Иисуса о Царстве Божием, почему у евангелистов и употребляются выражения Евангелие Царствия Божия ( Мк. 1:14 ) или просто Евангелие Царствия ( Мф. 4:23; 9:35; 24:14 ). У апостола Павла слово «Евангелие» обозначает всю совокупность апостольского предания о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа ( 1Кор. 15:1–5 ). Открывая свое повествование, Марк говорит о Евангелии Сына Божия, подчеркивая Божественное происхождение Иисуса. В отличие от Матфея, его не интересует ни рождение Иисуса, ни Его родословная, включая происхождение из дома Давидова, ни Его земная жизнь до выхода на проповедь. Евангелие от Марка начинается с богословского утверждения о том, что Иисус Христос есть Сын Божий, и все последующее повествование призвано раскрыть эту богословскую аксиому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скачать epub pdf Псалом 15 Надписание сего псалма состоит из двух слов: Столпописание, Давиду . В русской Псалтири просто – песнь Давида. Слово столпописание различно объясняется у священных толкователей псалмов. Так как в Пс.15 заключается пророчество о воскресении из мертвых Господа Иисуса Христа, и он потому принадлежит к числу пророчественных, или мессианских, псалмов, то святые отцы и считают его как бы памятником после победы Спасителя над смертью и думают, что он потому и назван столпописанием, что Давид выставил его как бы написанным на столпе, для своих потомков. В еврейской же Библии это надписание читается: «миктам», что по-русски значит «золотая», или драгоценная, песнь. Пс.15:1 Сохрани мя, Господи, яко на Тя уповах. Вдохновенную песнь свою пророк начинает с того, что просит Господа Бога хранить его во всю жизнь, причем вполне препоручает себя водительству Божию, говоря, что он всегда уповал и будет впредь уповать на одного Бога. Пс.15:2 Рех Господеви: Господь мой еси Ты, яко благих моих не требуеши. Благими, или «благами», называет пророк вообще все то, что люди имеют или получают от Бога из вещественного мира для удовлетворения своих вещественных нужд, как-то: пищи, одежды, жилища и проч., и в частности те жертвы, которые установлены были для приношения Богу по закону. Выражая полнейшую преданность свою Господу Богу и всегдашнее упование на Него, пророк говорит: храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю. Я сказал Господу: Ты Господь мой: я сознаю свою всецелую зависимость от Тебя, потому что Ты нисколько не нуждаешься в тех благах, которыми я пользуюсь по Твоей же благости: благих моих не требуеши. Пс.15:3 Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них. То есть Господь удивительно поступает со святыми, живущими на земли Его, дивно проявляя в них и чрез них Свою волю, или Свое промышление. Удивляясь этому промышлению Божию о святых и желая выразить свое благоугождение Богу, Давид как бы переносит свое благожелание от Бога ко святым Его, в которых Он почивает и чрез которых дивно проявляется Его Божественная слава в мире. Святые угодники Божии благодатию Святого Духа восстановляют и сохраняют в себе образ Божий; примером своей святой жизни привлекают и других подражать их святости. А потому и называются святыми и дивными, потому что Господь удивил в них хотения Свои, т.е. открыл им волю Свою, которую они как сами исполняли, так и нам сообщали. Таковы были пророки, апостолы, мученики, исповедники, пастыри, учители и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Макарий, святитель, митрополит Московский и всея Руси († 1563; память 30 декабря/12 января и в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) Святитель Макарий родился в Москве около 1482 года в семье благочестивых родителей и при крещении был наречен Михаилом в честь Архистратига Божия Михаила (память 6/19 сентября и 8/21 ноября). Род его не отличался знатностью, но в нем было много людей духовного сословия. Отец Михаила Леонтий вскоре умер, и мать его, возложив упование о воспитании сына на Бога, постриглась в инокини с именем Евфросиния. Тогда и юный Михаил рассудил оставить сей бренный мир и посвятить себя служению Богу; он удаляется послушником в монастырь преподобного Пафнутия Боровского. Приняв постриг с именем Макарий в честь знаменитого православного святого аскета-пустынника Макария Египетского († 391; память 19 января/1 февраля), будущий святитель начинает свои первые монашеские подвиги. В 1523 году инок Макарий, пройдя все духовные степени – чтеца, иподиакона, диакона и пресвитера, 15 февраля, в воскресенье, в заговенье на Великий пост , был поставлен митрополитом Даниилом в архимандриты в Лужецкий Рождество-Богородицкий монастырь близ города Можайска. Приняв попечение об обители, архимандрит Макарий устанавливает в ней традицию соборного поминовения всей преждепочившей монастырской братии, а в монастырском соборе устраивает придел в честь своего небесного покровителя. 4 марта 1526 года архимандрит Макарий поставляется на самую древнюю архиерейскую кафедру Московской митрополии – архиепископом Великого Новгорода и Пскова. 29 июля 1526 года архиепископ Макарий приехал на свою Новгородскую кафедру, которая находилась без епископа, по словам летописца, 17 лет и 7 недель, и «бысть при сем архиепископе владыке Макарии, во всей архиепископии его, послал Господь Бог милость свою на люди своя, молитвами его, времена тиха и прохладна, и обилие велие изобилованна бысть». Святитель Макарий начинает широкую миссионерскую деятельность среди соседствовавших с Новгородской землей северных народов. Он неоднократно посылает туда священников-миссионеров, в числе которых трудился и преподобный Трифон Печенгский († 1583; память 15/28 декабря), получивший от святителя благословение на проповедь среди язычников, и преподобный Феодорит Кольский († 1571; память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых), рукоположенный архиепископом Макарием для проповеди лопарям на их родном языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Глава 25 Пророчества против аммонитян, моавитян, идумеев и филистимлян С XXV гл. начинается вторая (утешительная и отрадная) часть книги пророка Иезекииля, часть, первый отдел который заключает, – по примеру прежних пророков Исаии, Амоса, Иеремии, – речи против иноземных народов (XXV-XXXII гл.). Из этих народов пророк берет для своих пророчеств ближайших соседей Израиля, которые своею постоянною враждою к Израилю настолько мешали мирной жизни и правильному развитию его, что, для возможности в будущем такой жизни и развития, необходимо было совершенное устранение этих народов с мировой сцены. Отсюда и помещение этих речей пред пророчествами о будущем славном Израиле; отсюда и безусловное осуждение этих народов (за исключением впрочем египтян) на погибель без той надежды на лучшее будущее, какую подает некоторым народам Иеремия ( Иер 12:15, 46:26, 48:47, 49.6 ). Пророческое обозрение судьбы языческих народов, которых пророк берет в символическом количестве семи (ср. Втор 7.1 ; Ам 1 ; Иер 47.1 и д.), Иезекииль делает в географическом порядке, начиная с с.-в. Иудеи и описывая круг около нее: аммонитяне (1–7), моавитяне (8–11), идумеи (12–14), филистимляне (15–17), Тир ( Иез.26.1 – Иез.28.19 ), Сидон ( Иез.28.20–26 ) и самый далекий сосед Иудеи – Египет ( Иез. 29 – Иез.32 ). Число 7, несомненное своим символизмом, может быть знаменует всю совокупность языческих народов; для составления этого числа Сидон поставлен отдельно от Тира, хотя ко времени Иезекииля он был уже давно подчинен Тиру и потерял значение. Наиболее места отводится Тиру и Египту по их тогдашнему мировому значению. Пророк не касается Вавилона (в противоположность Иеремии: L-LI гл.) может быть потому, что на него он смотрел как на орудие кары Божией Израилю, следовательно, как на неповинного в нанесенном им Израилю вреде ( Иез.22.4–5 ) и потому что Вавилон по отдаленности своей не мог существенно влиять на будущие судьбы Израиля. Иез.25:1 .  И было ко мне слово Го­с­по­дне: Нет даты, которая здесь, в начале нового ряда речей и новой части книги, так ожидается, – вероятно потому, что эта речь написана позднее речи XXVI и дальнейших глав (она, несомненно, написана по падении Иерусалима: ст, 3, 8, 12, 15, как-то полагал и блаж. Иероним, следовательно, не ранее 12 года плена Иехонии ( Иез.33.21 )), а поставлена здесь по требованиям систематизации, и дата ее нарушала бы строго хронологический порядок тех дат в книге (исключая, впрочем, дату Иез.29.17 ; ср. ст. 1 и Иез.31.1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010