Самые первоначальные религиозно-нравственные беседы с детьми (О Боге, молитве домашней и церковной и важнейших праздниках), изложенные в форме бесед матери с детьми. Для чтения с детьми вообще при самом начальном обучении Закону Божьему и в частности перед тем и другим из великих праздников. С рисунками для наглядности. Посвящается преимущественно матерям и лицам, заменяющею, собою матерей. Пригодна и для законоучителей самых начальных классов в училищах. Религиозная жизнь ребенка должна начинаться, и обыкновенно начинается с молитвы. Мать, няня учат дитя молиться, и оно молится, едва только начинает говорить. Но какими молитвами молиться учат малых детей»? Иных из детей учат читать молитвы: Богородице, Отче наш , и они лепечут эти молитвы, конечно, не понимая молитвенных слов. Не лучше ли учить маленьких детей самым кратким и для них очень понятным молитвам? Затем, когда уже подрастут они, учить их молитвам: Отче наш, Богородице и т. п. Нечего говорить о том, что учение малых детей и самым кратким молитвам должно быть соединено с раскрытием им понятий о Боге и Святых, и при этом с рассказами о свойствах и делах Божиих вообще, преимущественно же о земной жизни Христа Спасителя и пресвятой Богородицы. Не только в доме, но и в школе, в первом, начальном классе, должно учить детей подобным образом; особенно – когда они не умеют еще читать и должны учиться молитвам со слов учителей. Поступать подобным образом убеждает и опыт, и педагоги. С этою именно целью мы составили и выпускаем в свет эту книгу: «Самые первоначальные религиозно-нравственные беседы с детьми (Беседы о Боге, молитве домашней и церковной и важнейших праздниках)», книгу, полезную для матерей и лиц, заменяющих собою матерей, как то: няней, гувернанток и др., также и законоучителей в самых начальных классах школ, в самом начальном обучении детей закону Божию, в удобной и понятной для детей форме бесед матери с детьми. Книга эта печатается 3-м изданием, в исправленном виде, с книги: «Пособие матерям, лицам, заменяющим собою матерей, а также и законоучителям, в самом начальном обучении детей закону Божьему».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Беседы о Молитве Господней Беседы о Молитве Господней: Начальные слова молитвы (призывание) Сегодня, с помощью Божией, мы начнем беседы о Молитве Господней. Название «Молитва Господня» дано той молитве, которая начинается словами Отче наш . Почему эта молитва называется «Молитвой Господней»? Дело в том, что молитвы, употребляемые Святой Церковью, имеют различное происхождение. Одни молитвы составлены святыми угодниками Божиими, духоносными отцами. Другие молитвы люди заимствовали от Ангелов; такова молитва Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение , воспетая Ангелами в ночь Рождества Христова (Лк 2:13—14), от Ангелов также заимствованы молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святым Безсмертный...» и «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Есть молитва, составленная и воспетая Пречистой Девой Марией, — Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем (Лк. 1:46—55). Эта молитва поется Церковью ежедневно, за исключением только нескольких дней в году. Молитва же Отче наш дана людям Самим Господом Иисусом Христом, поэтому она называется «Молитвой Господней». Ученики просили Господа Иисуса Христа научить их молиться, в ответ на эту просьбу Он и дал им молитву Отче наш (Мф. 6:9—13). Поскольку эта молитва дана Самим Господом, то мы должны относиться к ней с величайшим вниканием; должны уяснить себе смысл не то что каждого слова молитвы, но и порядка, в каком одно слово следует за другим. Сегодня мы остановимся на начальных словах Молитвы Господней: Отче наш, Иже еси на небесех! В этих словах раскрывается истина, имеющая основное значение и для христианского мировоззрения, и для христианской жизни. Все народы Земли имели и имеют религию, все народы стремятся познать Бога, войти с Ним в единение, в контакт, построить свою жизнь по Его закону. Но познать Бога — дело нелегкое, дело, требующее великого труда, великого напряжения всех сил человеческой души. Если трудно познать те или иные природные явления или жизнь человеческих обществ, то еще труднее познать Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2805...

Д.И. Протопопов Скачать epub pdf Предисловие Преподавание Закона Божия детям обыкновенно начинается с разъяснения самых простых молитв, с целью научить детей самому делу молитвы, как они могут выражать пред Господом свои нужды и желания в разных обстоятельствах жизни. При дальнейшем преподавании переходят постепенно к молитвам более трудным по объему и содержанию, соблюдая ту постепенность, которая требуется в усвоении всякого предмета, а тем более столь важного и необходимого, как Закон Божий. Чтобы удовлетворить этому требованию, пособие для изучения и толкования молитв должно быть расположено в известном порядке, начиная с более простого и легкого учебного материала и кончая более сложным и трудным. Молитвы православной Церкви составлены на языке церковно-славянском, a детям известен только язык русский. He только формы и обороты, но и самыя слова церковныя для них не всегда вразумительны. Составителю пособия казалось поэтому необходимым, приведя церковный текст, помещать затем и русский перевод его. После сего следует объяснить учащимся внутренний смысл и значение молитвы: есть ли данная молитва просительная или благодарственная; чего именно мы просим в ней у Бога или за что благодарим Его; не содержится ли в ней каких-либо других нравственных наставлений и проч. Следует также указать, где возможно, кем данная молитва составлена и когда употребляется в церкви. Такое толкование молитв должно следовать непосредственно вслед за русскиим переводом их. Язык толкований должен быть прост, а самое толкование – удобопонятно, применительно к возрасту учащихся. Руководствуясь изложенными соображениями, составитель настоящого труда располагает его в следующем порядке. После разъяснения понятия о молитве вообще, о месте и времени ея, а также о внешних знаках молитвы частной и церковной (крестном знамении, поклонении и коленопреклонении, возжении свеч, курении фимиамом) следует текст и толкование кратких молитвословий, называемых начальными молитвами. Затем составитель переходит к молитвам, требующим более подробного изъяснения. В числе их на первом месте истолковывается молитва Господня, затем следують молитвы утренния, дневныя и вечерния. Далее истолковываются избранныя молитвы и тропари дванадесятых праздников (по порядку церковного года), между которыми с особенной подробностыо должен быть изъяснен тропарь на Воздвижение креста Господня, как содержащий вместе прославление праздника и молитву за Государя Императора.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/iz-jas...

Мой путь к Православию Беседа с Анастасией (Андреа) Зандхакер, консулом Австрии в Польше Андреа Зандхакер на открытии выставки, посвященной Косово и Метохии в Холме. Фото www.miasteczko.org Анастасия (Андреа) Зандхакер, урожденная Грандеггер, родилась 8 января 1957 года в Вене, в католическом крещении получила имя Андреа. Окончила среднюю школу со знанием французского, английского языков и латыни. Училась в Педагогической академии, которую окончила по специальности «Преподавание математики и геометрии в начальной школе». В 1979–1990 годах работала в разных должностях на частных предприятиях, в основном на территории Австрии, а также в странах Западной Европы: в Германии, Швеции, Франции. В 1991–1992 годах работала в министерстве иностранных дел Австрии. В 1993–1997 годах – работник посольства Республики Австрия в Москве. В 1997–2000 годах – глава администрации отделения ООН в Вене. В 2001–2002 годах исполняла обязанности генерального консула посольства Австрии в Белграде. В 2003 году приняла Православие в одном из монастырей Сербской Православной Церкви в Черногории с именем Анастасия. С 2004 года исполняет обязанности консула посольства Австрии в Польше. – Госпожа консул, православные, живущие в Польше, с особой радостью восприняли известие, что пост консула Австрии, то есть страны многовековой католической традиции, занял человек, преданный православной вере. Какие события Вашей жизни оказали решающее влияние на принятие Вами Православия? – Ребенком я была крещена в Католической Церкви. Однако я помню, что, когда я была маленькая, родители не ходили со мной в Церковь. Я не смогу сказать, кто и когда меня научил молитве «Отче наш»: были ли это мои родители или же этому научили меня в начальной школе, когда я в первом классе стала посещать уроки религии. Эти занятия всегда начинались с утренней молитвы, а дополнительно наши учителя просили нас также читать «Отче наш» и выходя на перемену. Молитвы эти сопровождали меня до конца начальной школы. В 7 лет я должна была идти к первому причастию.

http://pravoslavie.ru/4764.html

Глава 3 ПЕСНЬ АВВАКУМА Умолкла Насмешливая песнь надменному человеку, отзвучало пятикрат­ное горе. И слышится другая песнь, песнь праведника, который верою жив. Теодицея. Вопросы к Богу и обвинения Вседержителя, Чьи действия в этом мире зла необъяснимы. Или их, этих действий, вовсе нет?... Кармический ответ через пятикратное горе Насмешливой песни. Возда­ется нечестивым – воздастся и их еще более нечестивым воздаятелям. Урав­новешиваются весы Божественного правосудия. Кому от этого легче? Сняты ли вопросы? Не по законам формальной логики беседует с нами Бог. Тому, кто праведен, тому, кто верою жив, слышится иная песнь, песнь-молитва. Когда играл на лире Орфей-пастушок, то умолкали дикие звери, внем­ля ему. В сердце, в котором утихли пороки и страсти, звучит песнь Аввакума. 3.1 Молитва Аввакума пророка, для пения. Маран-афа – Господь грядет! 390 . Такова теодицея молитвы Аввакума – пророка. Пока молится душа и отверзаются уста для пения, жив человек в мире зла. Когда нет ответов, тогда приходит Бог. Пока есть ответы, Он не очень-то и востребован. Достаточно мудрости Его и собственной. Когда недоумевает душа и молчит Он – тогда Его собственное шествие заполняет все. Он грядет от Синая в воинствах Израиля, вселяясь в обетованную отцам землю. Он грядет в явлении Мессии. Мир во зле лежит – Маран афа, Господь грядет! О том пел спустившийся со сторожевой башни пророк. Эта песнь пророка Аввакума стала песнью Израиля, она стала песнью странствующей в этом мире церкви Христовой. Четвертой песнью всех бого­служебных канонов в Православной церкви. (тефилла) означает молитва . В Септуагинте – προσευχ, в Вульгате – oratio. Молитвами ( – тефиллот) названы все псалмы Давида 391 . Это не просто молитвы, это молитвы-песни, употребляемые в Богослужении. И Аввакум исходно составил свою молитву как богослужебный псалом. Сло­ва «молитва» и «песнь» созвучны на еврейском языке. (тефилла) – «мо­литва», (техилла) – «песнь», «псалом». Богослужебное предназначение молитвы Аввакума следует из слова «шигйонот» (3, 1), из наличия указания на музыкальные паузы «села» после 3-го и 9-го и 13-го стихов, а также из за­вершительного указания начальнику хора по окончании молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

МОЛИТВА (См. также ДЕЛАНИЕ, МОЛИТВА ГОСПОДНЯ, МОЛИТВА ИИСУСОВА) Глава добродетелей – молитва; их основание – пост. I, 133. Молитва – бессильна, если не основана на посте, и пост – бесплоден, если на нем не создана молитва . I, 135. Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями, и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога. I, 135. Если будем сеять семена молитвы, не истончив плоти: то вместо правды плодопринесем грех. когда тело будет истончено постом, а душа не возделается молитвою, чтением, смиренномудрием: тогда пост делается родителем многочисленных плевел – душевных страстей: высокоумия, тщеславия, презорства. I, 135. Научись молиться Богу правильно. Научившись молиться правильно, молись постоянно, – и удобно наследуешь спасение. I, 140. Для правильности молитвы надобно, чтобы она приносилась из сердца, наполненного нищеты духа, из сердца сокрушенного и смиренного. I, 140. Не нужны Богу наши молитвы! Он знает и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. I, 141. Что воздух для жизни тела, то Дух Святой для жизни души. Душа посредством молитвы дышит этим святым, таинственным воздухом. I ,141. Начальная причина молитвы – вера. I, 141. Иногда немедленно бывает услышано наше прошение; иногда же, по словам Спасителя, Бог долготерпит о нас, т. е. нескоро исполняет просимое нами: Он видит, что нужно остановить на время это исполнение для нашего смирения. I, 142. Молитва, как беседа с Богом, сама собою – высокое благо, часто гораздо большее того, которого просит человек, – и милосердый Бог, не исполняя прошения, оставляет просителя при его молитве, чтобы он не потерял ее. I, 142. Блаженна душа, которая молитвою непрестанно стучится в двери милосердия Божия... она возрадуется в свое время о чистоте своей и о бесстрастии своем. I, 142. Когда прошение твое не будет исполнено Богом, покорись благоговейно воле всесвятого Бога, Который, по недоведомым причинам, оставил твое прошение неисполненным. I, 142.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

О молитвословиях и молебных пениях на разные случаи. Молебен МОЛЕБЕН О МОЛИТВОСЛОВИЯХ И МОЛЕБНОМ ПЕНИИ НА РАЗНЫЕ СЛУЧАИ («НА ВСЯКУ ПОТРЕБУ») Фото сайта Общественного фонда «Центр Национальной Славы России» В таинствах Церковь сообщает своим членам благодатные дары для совершения спасения в их земной жизни. В жизни христиан могут быть различные потребности и нужды. Церковь и в этих случаях не оставляет христиан без своего особенного заступления, наставления и освящения. На всякую потребу она отвечает молитвою и благословением. Когда постигают нас житейские скорби и болезни, когда угрожают нам враги видимые и невидимые, когда тревожат нас соблазны мира или, наоборот, когда мы удостаиваемся особых милостей и благодеяний Божиих, — для всех таких случаев существует особый вид частного богослужения «на всяку потребу», на котором воссылаются Богу и Его угодникам или прошения о ниспослании потребной милости, или благодарение за дарованные блага. Формами такого богослужения служат особые молитвословия и молебные пения. Молебен — это богослужение, совершаемое по особой какой-либо нужде, общественной или частной. Молебны выделились из древних общественных молений, при которых возносились и с которыми соединялись частные моления верующих о своих собственных нуждах. После прекращения гонений на христиан и с умножением числа верующих общие моления по частным потребностям христиан мало-помалу выделились из общественных молитвословий и составили особые чины молебнов и молитв на разную потребу. Те и другие в настоящее время изложены в Требнике, в Книге молебных пений и особых книжках. В Требнике (Малом, Большом и Дополнительном) помещаются молитвы на благословение разного рода пищи («брашна»): мяса, сыра, яиц, начатков овощей и фруктов, молитвы на основание строений, путешествующим, молитвы в начале Рождественского и Великого постов и мног. др. Чин совершения этого вида молитвословий весьма прост и несложен. Для совершения молитвословия на какой бы то ни было случай священник облачается обыкновенно в епитрахиль (иногда и в фелонь). После начала, которым служит иногда начальный возглас вечерни, иногда Трисвятое и по Отче наш, а иногда просто приглашение священника: «Господу помолимся», — читаются одна или две молитвы соответственного содержания. Молитва сопровождается священническим благословением или кроплением святой водою предмета, над которым читается молитва. Заключительный возглас молитвы служит обычно вместе с тем отпустом. (Об освящении священных вещей храма и икон будет подробнее сказано ниже.)

http://pravoslavie.ru/2306.html

прот. Димитрий Соколов Предисловие Объяснение молитв детям представляет много трудностей. Для этого требуется растолковать: во-первых – содержание молитвы и внутренний смысл ее, во-вторых – иносказательные речения, и в третьих – непонятные слова славянского текста. Объяснять молитву за раз с трех сторон – неудобно; которая-нибудь сторона терпит при этом ущерб. Составитель настоящего объяснения молитв старался устранить неудобство тем, что пред каждою молитвою предложил беседу с детьми о тех истинах веры и потребностях души, которые выражены в молитве. После предварительной беседы, которую учитель должен вести с целым классом и, разумеется, ни в каком случае не заставлять детей заучивать ее, помещены вопросы для катихизации содержания беседы. Этот отдел, назначаемый для учащих, отпечатан мелким шрифтом. Затем, вслед за молитвою, отпечатанною славянским шрифтом, составитель поместил: перевод на русский язык славянских слов, иногда целых выражений, встречающихся в молитве; объяснение смысла молитвы по предложениям; местами, где требовалось, перевод или возможно близкий к тексту перифраз молитвы и, наконец, вопросы для повторения урока. Отдел этот, назначаемый для учащихся, отпечатан шрифтом более крупным. Таким распределением учебного материала указывается порядок, в каком предположено вести объяснение каждой молитвы. Учитель еще более облегчит для детей усвоение молитв, если свою предварительную беседу приурочит, насколько это удобно, к тому или другому рассказу из Св. Истории по картинам. Методические указания на это находятся в книге под заглавием: «Начальное наставление в православной христианской вере». Составитель будет доволен, если книга его, хотя не много, облегчит нелегкий труд толкования и отчетливого изучения молитв. Отделы, означенные звездочкой, назначаются для учеников первого года учения сельской школы; остальное проходится с учениками второго и третьего года учения. 1. О молитве и внешних знаках ее Мы называемся христианами потому, что веруем в Господа Бога нашего Иисуса Христа и исполняем святой Его закон. Мы называемся христианами православными, то есть правильно верующими, потому что веруем так, как учит истинная Православная Церковь Христова. Церковью же Христовою называется общество верующих во Христа. Своими молитвами и делами мы исповедуем или явно показываем, что содержим православную христианскую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Светлой памяти отца Александра Меня Знаменитые " Откровенные рассказы странника духовному своему отцу " обычно воспринимаются как анонимное сочинение, что соответствует издательской традиции. Но недавно исследователь " Рассказов странника " отец Василий (Гролимунд) вслед за отцом Павлом Флоренским обратил внимание на письмо Иркутского архиепископа Вениамина (Благонравова), проливающее свет на вопрос об авторстве книги Предыстория письма архиепископа такова. В 1879 году из Казанской епархии в Иркутск приехал отец Михаил (Козлов), назначенный начальником Забайкальской противораскольнической миссии и настоятелем Троицкого Селенгинского монастыря (с возведением в сак архимандрита). Владыка Вениамин, искавший кандидата на эту должность, остановил свой выбор на отце Михаиле, поскольку тот родился и был воспитан в среде старообрядцев, вел с ними уже несколько лет миссионерские собеседования в Казанской епархии. Прибыв в Иркутск, отец Михаил познакомил архиепископа с рукописью своей книги " Искатель непрестанной молитвы " , написанной им в бытность насельником Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне (1857-1874 годы). Спустя некоторое время владыка Вениамин послал рукопись через Бийского епископа Владимира (Петрова) в Вышенскую пустынь, своему брату отцу Феодосию с просьбой представить сочинение отца Михаила для отзыва святителю Феофану Затворнику. Но как раз в то время, когда рукопись " Искателя непрестанной молитвы " была в пути, отец Феодосий умер (и нам остается только гадать, был ли передан святителю Феофану авторский вариант книги). Что же касается Бийского епископа, то он " Искателя непрестанной молитвы " прочитал и прислал своему иркутскому собрату суждение о книге. Архиепископ Вениамин пишет ему 18 марта 1881 года: " ... отвечу и на замечание ваше о рукописи о. архим. Михаила о непрестанной молитве. Я не нашел в ней осуждения нашей слабой молитве, и сам рассказчик обрел дух непрестанной молитвы, потому что сперва сам без руководства клал множество поклонов, а потом под руководством старца и без сомнения под действием его молитвы, которой не противился, как я, творил тысячами поклоны с Иисусовой молитвою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/168/...

священник Т.С.Тихомиров Церковная школа 187 В наше время особенно заботятся об установлении твердых основ для педагогики: ищут их в свойствах человеческой природы, в особенностях народов, в бытовых и исторических условиях, и ни одна, к сожалению, наука не представляет столько произвольных и часто противоречивых взглядов на свой предмет, как наука о воспитании. Задача церковной школы значительно облегчается тем, что она имеет прямое, ясное и твердое руководительство в Церкви. Послушание Матери-Церкви – искреннее, в простоте сердца, как это свойственно детям – вот ее незыблемая опора и отличительный от всех иных школ характер. Учебный день начинается чтением молитвенных правил. Желательно, чтобы молитвы «Царю Небесный», «Святый Боже», «Пресвятая Троице», «Отче наш» были не читаны, а петы хором детей. В видах сближения детей с жизнью Церкви, желательно также, чтобы после тропарей троичных детьми был пропет тропарь дня седмицы, также петы, а не читаны были молитвы «Спаси, Господи, люди Твоя» и заключительное «Достойно есть». В дни, следующие за великими праздниками, до окончания церковного попразднества, поются вместо песнопений, приличествующих дню, тропари сих праздников. Засим каждый урок, какому бы предмету он ни был посвящен, предваряется пением «Царю Небесный» и оканчивается пением «Достойно есть». В дни послепасхальные, до праздника Вознесения Господня, в начале урока поется «Христос воскресе», в конце – «Светися, светися»; от сего праздника до окончания попразднества в начале урока: «Вознеслся еси во славе» и проч., в конце: «Тя паче ума и словесе Матерь Божию». После праздника Пятидесятницы до окончания попразднества в конце уроков поется «Радуйся, Царице, матеро-девственная славо». Сообразное с сим изменение должно быть делаемо и в молитве перед началом учебного дня. За молитвой непременно присутствует учитель, но желательно, чтобы и священник, по возможности чаще, посещал школу именно в это время. При этом начальный возглас и отпуст он должен сделать сам и вообще стараться о совершении молитвы в духе церковного чиноположения. Первый после молитвы урок посвящается наставлению в Законе Божием. Во время молитвы и, если окажется возможным, во все продолжение этого первого урока лампадка пред классной иконой должна быть возжена.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010