Тула. Кремль. Кремль. Действует.   Год постройки:Между 1514 и 1521. Адрес: г. Тула, ул. Менделеевская, д. 8. Координаты: 54.19451, 37.619185 Изменить описание объекта Храмы на территории кремля: Собор Богоявления Господня Собор Успения Пресвятой Богородицы Карта и ближайшие объекты Впервые упоминаемый в Никоновской летописи под 1146 г., город Тула, вероятно, еще в IX-XI вв. был одним из укрепленных поселений вятичей. Наверное, от тех стародавних времен дош­ло до наших дней «старое городище» при впадении речки Тулицы в Упу. Тулица, видимо, и дала название городу, хотя по Далю старинное толкование слова «Тула» означает «скрытое, недо­ступное место, затулье, притулье для защиты». Топоним с та­ким значением также мог послужить названием для города. В земле вятичей самостоятельного княжества не образова­лось. Эти территории входили во владения сначала чернигов­ских, а позднее рязанских князей. Вот почему упоминания о небольшом вятичском укрепленном поселении Тула, расположен­ном вдали от политических центров Руси, не попадают в лето­писи, и начальная история города на протяжении двух столетий нам не известна. Наверняка Тулу не миновало страшное Батыево нашествие. Мы знаем лишь, что спустя столетие ею владели баскаки царицы Тайдулы. В 1382 г. рязанский князь Олег по до­говору передал Тулу Москве, а через столетие город окончатель­но вошел в состав Московского государства. В начале XVI в. резко обострилась обстановка на юге стра­ны. После смерти Ивана III крымский хан Менгли-Гирей превра­тился в злейшего врага Москвы. В 1507 г. Василий III повелел построить крепость на печально известном Муравском шляхе, главной дороге, по которой осуществлялись вторжения крым­чаков. Прежние укрепления при впадении Тулицы в Упу не были достаточно надежными, в связи с чем новую крепость перенес­ли с правого берега Упы на левый, менее затопляемый в поло­водье. Низинные берега Упы, речки Хомутовки и топкой Ржев­ской гати не служили естественным препятствием для врага. Однако крепость срубили именно здесь, в месте пересечения единственной в этих местах крупной реки Упы с Муравским шля­хом. Причем построили ее не на северном берегу, под защитой реки, а на южном, на территории необжитого Дикого поля, что может свидетельствовать о далеко идущих планах Москвы по освоению степных просторов. Новая крепость должна была не просто вести пассивную оборону, но проводить активную насту­пательную борьбу под защитой крепких каменных стен.

http://sobory.ru/article/?object=17051

Баку. Собор Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В январе 1831 г. православное население города подало прошение через коменданта Бакинской крепости подполковника Коломийцева о строительстве в Баку нового каменного храма во имя святого Николая Чудотворца. Проект и смета строительства, составленные подполковником Исаевым, были отправлены в Тифлис экзарху Грузии архиепископу Ионе на рассмотрение, после чего были представлены на утверждение и.д. главноначальствующего на Кавказе генерал-лейтенанту Н.П. Панкратьеву с просьбой выдать необходимые средства из казны, но со стороны высокого начальства последовал отказ. Разрешение на строительство храма было получено в 1850 г. после обращения экзарха Грузии архиепископа Исидора к наместнику Кавказа князю М.С. Воронцову. В том же 1850 г. был образован строительный комитет, в состав которого вошли уездный начальник коллежский советник Егор Трофимович Палашковский, исполняющий должность штатного смотрителя Бакинского училища, коллежский асессор Степан Иванович Городенский и священник Дмитрий Алексапольский. Возвести собор решили в крепости, при Шемахинских воротах, около гауптвахты. Торжественная закладка храма состоялась 18 марта 1850 г. В основание фундамента положили серебряную, позолоченную табличку с указанием года, месяца и числа заложения храма. Автором проекта собора стал тифлисский губернский архитектор Белов. Строили собор греки из Трапезунда (Трабзона) - Семен Гитер и Харлампий Палистов. Строительство собора завершилось 28 октября 1857 г. Освящение собора, состоявшееся 4 мая 1858 г., совершил высокопреосвященный Исидор, синодальный член, митрополит Киевский и Галицкий (бывший до 1 марта 1858 г. экзархом Грузии). Николаевский собор высотой около 45 м, построенный в форме креста и стоявший алтарем на север, имел два престола. Главный был устроен во имя св. Николая Чудотворца, а второй в честь Покрова Пресвятой Богородицы, устроен в 1887 г. на частные пожертвования. Главный деревянный четырехъярусный иконостас, увенчанный изображением Голгофы, был выполнен М.Г. Паниным в 1853 г. Придельный двухъярусный иконостас был выточен из орехового дерева. Столярные работы были произведены в Баку в мастерской немца Мейера. На трехъярусной колокольне имелось пять колоколов. Храм был устроен в грузино-византийском стиле, в виде четырехконечного креста, вмещал до 500 человек.

http://sobory.ru/article/?object=32326

Погар. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Заштатный город при р. Судости, в 35 верстах от Стародуба, в 40 от Почепа, в 30 от Трубчевска Орловской губ. и в 7 от с. Посудичей. В древнее время Погар назывался Радогостом. Не от того ли это, что здесь б. м. чтили Редегаста, божество славян западных. С именем Радоща является он по летописи в 1155 г. «устрете Святослав Ольговичь… Гюрия (кн. суздальскаго) у Синина моста, у Радоща и снястася». Тогда же «усрете и Всеволодич у Стародуба». С именем Радогоща известен Погар в литовское владение. Тем же именем называется он в московское правление (1498–1618 г.), когда видим здесь кроме посада «острог» – крепость огражденную валом и деревянными стенами. Остатки валов на правом берегу р. Судости поныне еще видны; один вал, вышиною до 10 сажен, называется замком. От Литвы Радогост страдал два раза – в 1534 и 1563 г.г. самое печальное бедствие испытал он в 1534 г. тогда «литовские воеводы, от Стаодуба идучи Радогоща посад пожгли и от того и город сгорел, а в городе сгорел наместник Матфей Лыков». Конечно это печальное событие, сожжение всего населения, соединившееся с печальною смертью начальника крепости, оставило за Радогостом, название Погара, которое с 17 столетия оказывается постоянным именем его. Во время гетманщины Погар был местом сотенного правления. По переписке 767 г. в крепости соборная церковь успения Богоматери с приделами Иоанна Богослова и печерских угодников Антония и Феодосия, и еще с теплою церковью Покрова Богородицы; другая церковь во имя св. Николая с приделами Благовещения и Трех Святителей и с теплою отдельною церковью Рождества Иоанна Предтечи. За валом две церкви – одна в честь св. Троицы с отдельною теплою в честь Анны; другая во имя св. Афанасия с приделами Покрова и безсребренников Космы и Дамиана. По переписи 1767 г., при соборном Успенском храме школа для дьячка с псаломщиком и богадельня для нищих, поля пахотного «издревле на священников для прокормления определеннаго 2 чвертки, сенокосу с рощею на дрова годною на 60 возов».

http://sobory.ru/article/?object=49574

Псалом 67 Пс.67:1 . В конец, псалом песни Давиду. НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте: Начальнику певцу псалом песни Давидовой. СОДЕРЖАНИЕ Давид в сем псалме торжественно описывает свои победы, одержанныя при помощи Божией над врагами; и потому в начале прославляет Божие всемогущество и благость, но причину прославления предлагает общую, взяв оную от управления всего мира. Потом приступает к описанию изведения избраннаго народа из Египта, к чему присовокупляет безпрерывное продолжение Божиих благодеяний, оказанных к роду Авраама; далее, продолжая ту же материю, доходит до своих побед и величественными словами проповедует чудную Божию силу, открывшуюся на нем пред очами всего Израильскаго народа. Отсюду заключает, что, по восшествии его на престол, церковь Иудейская пришла в лучшее состояние, нежели в каком была она при Сауле. Впрочем, нет сомнения, что под сими чертами изображает величественную Божию славу, открывшуюся наконец во Христе. Сей псалом исполнен высоких выражений, преносных слов и стихотворческих описаний, и потому сколько красив, столько и труден. Таинственное онаго толкование зри в первом издании. Пс.67:2 . Да воскреснет Бог, и расточатся врази его, и да бежат от лица его ненавидящии его. Пс.67:3 . Яко изчезает дым, да изчезнут: яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия: Сии слова полагает вместо предисловия, в котором предуведомляет, о каких вещах во псалме сем говорить намеревается. Сущность слов состоит в том, что хотя Бог на время и попускает нечестивым озлоблять Его церковь , однако наконец возстанет и отмстит им; и что для верных довольно находить защиту в Его помощи. Впрочем, слова сии взяты из четвертой книги Моисеевой, Чис. 10:34 . Он предписал употреблять сей образец молитвы при случае преношения кивота с места на место, дабы верные, взирая на сей священный залог, яко на видимый присутствия Божия знак, были благонадежны и спокойны. Аки бы сказал, что Бог не имеет нужды в великом приуготовлении для поражения врагов, ибо они в Его состоят власти,и что довольно для Него перст поднять, и всех их разсыпать. Зело утешительно и то, что враги, угнетающие церковь , нарицаются врагами Бога, Который, приняв нас под Свое покровительство, не иначе раздражается наносимыми нам обидами, как бы было раздражаемо собственное величество Его. Пророк еще лучшеи зображает, коль легко и удобно Богу разрушить все усилия врагов наших, употребляя следующее прекрасное подобие: яко исчезает дым, тако исчезнут; и яко тает воск от лица огня, тако погибнут. Нам почти не вероятно кажется, чтоб толикая сила, какую враги имеют иногда, вдруг исчезала и погибла. Но Дух Святый сим образом хотел исправить чрезмерную боязливость нашей плоти, аки бы сказал: враги ваши не имеют такой крепости, какую вы в них воображаете, они как дым исчезают; вы обманываетеся судя по видимому о крепости их, и не помышляя, что пред лицем Божиим и самыя горы, яко воск, растаивают.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Россия во времена реформ Петра I Новая столица, новые крепости и гавани от 1703 до 1708 года На правом берегу Невы, в семи верстах от ее устья, на месте нашей нынешней Большой Охты, в 1703 году стояла Шведская крепость Найдя на большой карте России Неву, вы, наверное, согласитесь, друзья мои, что если Шлиссельбург мог называться ключом к Балтийскому морю, то Ниеншанцу с полным правом могло принадлежать название его ворот. Стало быть, для осуществления великих намерений Петра необходимо было завоевать и эту крепость. Вот 20 000 войска под командованием инженер-генерала Ламберта окружают Ниеншанц, обстреливают его десять часов подряд из 20 пушек и 12 мортир, и после этой страшной стрельбы, продолжавшейся целую ночь, крепость выбрасывает белое знамя, то есть сдается. Это было утром 1 мая. Семьдесят пушек и множество разных припасов было наградой победителям. На другой день они заметили около устья Невы несколько Шведских военных судов, которые могли быть опасны для вновь завоеванной крепости, и поэтому надо было обязательно расстроить намерения Шведов и отогнать их от берегов, уже принадлежавших России. «Кому же надежнее всего поручить это важное дело? — думал генерал Головин. — Искуснейшему из моряков — бомбардир-капитану Петру Михайлову». А ведь вы знаете, кто был этот Петр Михайлов? С величайшей радостью поспешил он исполнить лестное для него поручение и, посадив несколько сотен гвардейских солдат в тридцать небольших лодок, отправился по Фонтанке до Шведских кораблей, которые разъезжали у нынешнего Васильевского Там их окружили мелкие Русские суда, и через несколько часов знаменитый капитан уже докладывал адмиралу о взятии в плен двух больших неприятельских судов и о разгоне остальных. Главными помощниками Петра в этой новой морской победе были бомбардирские поручики Меншиков и Головкин, и они все трое получили от адмирала в награду за свою храбрость и искусство ордена святого Апостола Петр — учредитель этого ордена — сам принял его из рук своего подданного! Он счел себя достойным этого важнейшего у нас знака отличия только после завершения такого дела, где он сам был главным распорядителем и начальником. Но во всех других сражениях он участвовал как подчиненный офицер.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в соборе святых апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга 13 июля. ПРАВМИР. Накануне, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, накануне прибывший с Валаама в Санкт-Петербург, возглавил служение Божественной литургии в Императорском мемориальном соборе святых апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Варсонофий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Представители государственной власти города Санкт-Петербурга! Дорогие отцы, братья и сестры! Я всех вас сердечно поздравляю с днем первоверховных апостолов Петра и Павла — престольным праздником исторического кафедрального собора Санкт-Петербурга, где мы совершили сегодня Божественную литургию. Уже становится традицией, что Патриарх каждый праздник святых Петра и Павла проводит в Петербурге и совершает вместе с епископатом и клиром Санкт-Петербургской митрополии Литургию в присутствии многих и многих благочестивых людей. Всякий раз, когда задумываешься о жизненном пути святых апостолов, задаешь себе много вопросов. Повествование об их жизни, трудах, мученической кончине вообще трудно понять. Представьте: Господь, Воплотившийся Бог, полагает основание Церкви и, призвав апостолов, повелевает им идти и проповедовать. Не начальником, не императором, не государственным деятелем — Самим Богом они были посланы на проповедь. Человек, получив высокий государственный мандат, многое себе позволяет, поскольку считает, что обладает законной властью. Про такого говорят: «О, это большой начальник!» И он глубоко убежден в том, что люди должны его слушаться. Какой же мандат был у апостолов? Божественный! Стало быть, они должны были идти по миру с высоко поднятой головой. Фарисеи, саддукеи, римские гонители — все должны были расступаться перед ними, всякое сопротивление должно было рассыпаться в прах и в пепел. Но ведь ничего такого не произошло! Апостолы прожили страшную жизнь, как повествуется в читавшемся сегодня за Литургией послании святого Павла (2 Кор. 11:21-12:9). Чего только он не пережил: трижды тонул, был изгоняем из городов, пять раз получил сорок без одного ударов палками — и это будучи римским гражданином, имевшим Божественный мандат! Его побивали камнями, на него нападали разбойники, его никто не защищал, он терпел даже от братьев, которые оказывались, по его словам, лжебратьями… И как должен был вести себя апостол Павел, с точки зрения современного человека? Разве Бог допустил бы столько страданий на долю того, кто Его проповедует, кто услышал Его голос на пути в Дамаск, кто стал Ему свидетелем даже до смерти? Ведь и смерть, которую Павел принял в Риме, была мученической — он был усечен мечом.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-nescha...

А.Г. Воробьева Начало Основание монастыря. Первые настоятельницы Разные пути вели к созданию на Руси монастырей – подвижничество одинокого праведника, воля святителя или благоверного князя, царское повеление, а иногда и угодное Богу горячее желание мирянина, человека малоизвестного. В XIX веке жил в Клину купец – Федор Осипович Захаров, до отмены крепостного права крепостной крестьянин. Историки до сих пор спорят, было ли благом для крестьян освобождение в той форме, в какой оно было проведено. Федор Захаров сомнений не имел: от благодарного сердца он задумал построить каменный храм в честь святого князя Александра Невского, небесного покровителя двух государей – Александра Второго, отменившего крепостное право, и Александра Третьего, «на молитвенную память будущим поколениям о царях, благодетелях русского народа» 1 . При храме он собирался устроить общежительный женский монастырь на двенадцать человек, чтобы здесь возносилась непрестанная молитва о них. Федор Захаров пожертвовал для этого купленное им нежилое сельцо Акатово (Акатьево), 268 десятин земли для хлебопашества, мельницу на реке Нудоли и некоторый капитал для содержания сестер и начала строительства. Но разрешение Святейшего Синода на это предприятие, полученное в 1889 году, уже не застало его в живых. Начало Акатовскому монастырю было положено в 1890 году указом митрополита Московского Иоанникия, которым назначалась начальница будущей общины – монахиня московского Алексеевского монастыря Евтихия. Ее заботами уже в первые месяцы существования общины была построена бревенчатая Троицкая церковь и собралось около семидесяти сестер. В следующем 1891 году в церковь были доставлены две иконы – Божией Матери Скоропослушницы, великомученика Пантелеймона – и часть святых мощей великомученика Пантелеймона, благословение Святой горы Афонской молодой обители. И очень скоро окрестное население полюбило службы в новой церкви: опытная в монашеской жизни и ревностная начальница много потрудилась для устроения церковного благолепия. В том же году было начато и строительство каменного Александро-Невского храма. По замыслу, это должен был быть большой пятиглавый собор в византийском стиле, но средств на его сооружение, несмотря на устройство собственных кирпичных заводов, не хватило. Так до 1917 года он и оставался недостроенным. Зато в короткие сроки, с 1902 по 1905 год, по желанию благотворителя, пожелавшего остаться неизвестным, был выстроен прекрасный Никольский храм, с приделом «во славу Царицы Небесной в иконе Ея Иверской», по образцу русских церквей XVII века 2 . Кирпич для строительства был употреблен монастырский – по-видимому, игумения отчаялась в получении средств для скорого завершения большого Александро-Невского собора. Два иконостаса с иконами соорудил на свои средства богатый крестьянин из деревни Загорье Клинского уезда, Никита Онисимович Волков.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

архидиакон Павел Алеппский Выпуск 2. От Днестра до Москвы Книга IV. Украина и Киев Глава I. Украина. – Переправа через Днестр. – Рашков. – Набожность жителей. Церковное пение. – Грамотность – Дети-сироты. – Протяжение казацкой земли. На другой день поутру, в субботу 10 июня (1654 г.), мы подъехали к берегу великой реки Нистроса (Днестра), которая составляет крайний предел страны молдавской и начало границы земли казаков. Мы переправились через реку на судах. Наш владыка патриарх был одет в мантию и держал в правой руке крест, ибо, по существующему в земле казаков и московской обычаю, благословлять можно не иначе, как только с крестом. В левой руке он держал серебряный посох. Накануне этого дня, по принятому обычаю, наш владыка патриарх известил письмом о своем прибытии. Высадившись на берег, мы подняли деревянный позолоченный крест, заказанный нами в Молдавии, на высоком красном шесте; его нес один из священников, по принятому в земле казаков обычаю; здесь только пред патриархом носят крест на шесте. Навстречу ему вышли тысячи народа, в несметном множестве (Бог да благословит и умножит их!). То были жители города, по имени Рашков. Это очень большой город, построенный на берегу упомянутой реки; в нем есть крепость и деревянный замок с пушками. В числе встречавших были: во-первых, семь священников в фелонях с крестами, ибо в городе семь церквей, затем дьяконы со многими хоругвями и свечами, потом сотник, то есть начальник крепости и города, сердар (войсковой начальник), войско и певчие, которые, как бы из одних уст, пели стихиры приятным напевом. Все пали ниц пред патриархом и стояли на коленях до тех пор, пока не ввели его в церковь . В городе никого не оставалось, даже малых детей: все выходили ему навстречу. Нас поместили в доме одного архонта (знатного человека). Накануне четвертого воскресенья по Пятидесятнице мы отстояли у них вечерню, также утреню поутру, а затем обедню, затянувшуюся до полудня. Тут-то впервые мы вступили в топи и борения, и настало для нас время пота и труда, ибо во всех казацких церквах до земли московитов вовсе нет стасидиев (сидений), даже для архиереев. Представь себе, читатель: они стоят от начала службы до конца неподвижно, как камни, беспрестанно кладут земные поклоны и все вместе, как бы из одних уст, поют молитвы; и всего удивительнее, что во всем этом принимают участие и маленькие дети. Усердие их в вере приводило нас в изумление. О, Боже, Боже! как долго тянутся у них молитвы, пение и литургия! Но ничто так не удивляло нас, как красота маленьких мальчиков и их пение, исполняемое от всего сердца, в гармонии со старшими.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Сколько раз история наша подтверждала: главное богатство России не в территориальных пространствах или земных ресурсах, а в людях. Один из таких людей - генерал-майор Роман Исидорович Кондратенко (1857-1904). В этом году исполнилось 150 лет со дня его рождения. По инициативе Отдела по взаимодействию с вооруженными силами на могиле героя Порт-Артура на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры 12 октября была отслужена панихида. Екатерина Семочкина корреспондент. На фото - похоронная процессия, 1905 г. Жизнь до Порт-Артура… Роман Исидорович Кондратенко родился в большой семье, рано потерял мать и, чтобы помочь отцу, с шести лет подрабатывал, продавая на улицах питьевую воду. С отличием окончил военную гимназию в Полоцке; по первому разряду - Николаевское инженерное училище и Инженерную академию. В чине штабс-капитана он направлен на службу в Батум, где два года разрабатывал проект строительства Батумской крепости. Возведение новых фортификационных сооружений, укрытий, мастерских, пороховых погребов, кладовых было осуществлено им с учетом мельчайших деталей. Этот опыт, несомненно, пригодился ему через 20 лет в Порт-Артуре. А тогда, в 1886 году, за выказанное усердие Роман Исидорович был награжден орденом святого Станислава III степени и произведен в чин капитана. И вновь он решает пополнить знания: поступает в старший класс Николаевской академии Генерального штаба, которую заканчивает по первому разряду в 1886 году. В 37 лет Кондратенко уже был полковником при штабе Виленского военного округа. В 1895 году он назначается начальником штаба войск Уральского военного округа, а вскоре - командиром 20-го стрелкового полка в городке Сувалки. В 1900 году Кондратенко вызывают в Петербург для работы в Комиссии по образованию войск. Затем его посылают на Дальний Восток, где становилось неспокойно. В 1903 году он произведен в генерал-майоры и перед самым началом Русско-японской войны становится начальником дивизии в Порт-Артуре.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/11/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАВЕЛИН Константин Дмитриевич (4.11.1818, С.-Петербург - 3.05. 1885, там же), русский философ, историк, правовед, публицист. С 1835 по 1839 г. учился на юридическом факультете Московского университета, который окончил 1-м кандидатом прав с золотой медалью за соч. «О римском владении» (под рук. проф. Н. И. Крылова ). До сер. 1842 г. продолжал научные занятия в Москве. В университетские годы посещал салон А. П. Елагиной (матери И. В. Киреевского и П. В. Киреевского ), сблизился со славянофилами А. С. Хомяковым и К. С. Аксаковым (см. Аксаковы ). Несмотря на то что впосл. К. примкнул к западникам (см. Славянофильство и западничество ), близость к славянофилам в юности оставила в нем столь глубокий след, что «вполне западником он никогда не был» ( Корсаков. 1897. С. XVII). В это же время сблизился с Т. Н. Грановским, а по переезде в 1842 г. в С.-Петербург - с В. Г. Белинским , оказавшими на К. большое влияние. В 1844 г. защитил в Москве магист. дис. «Об основных началах русского судоустройства и гражданского судопроизводства от Уложения до Учреждения о губерниях». В том же году получил должность адъюнкта при кафедре истории рус. законодательства, которую занимал до 1848 г. В 1845 г. женился на А. Ф. Корш. К. Д. Кавелин. Фотография. 40-е гг. XIX в. К. Д. Кавелин. Фотография. 40-е гг. XIX в. С 1848 г. жил в С.-Петербурге. Служил редактором в городском отделе хозяйственного департамента Мин-ва внутренних дел (1848-1850), начальником учебного отделения в штабе военно-учебных заведений (1850-1853), начальником отд-ния в канцелярии Комитета министров (1853-1857). С кон. 40-х гг. XIX в. пропагандировал освобождение крестьян во влиятельных петербургских кругах. С этой целью вступил в Императорское Русское географическое об-во, был секретарем Императорского Вольного экономического об-ва (в первом об-ве для уничтожения крепостного права собирались этнографические и статистические данные о крестьянском быте, во втором готовились материалы по рациональному сельскому хозяйству).

http://pravenc.ru/text/1319752.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010